Развитие науки в 1920-е - 1230-е годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие науки в 1920-е - 1230-е годы



Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

В 30-х годах в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией ".

  Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но порождали, в сущности, "полукультуру", замешенную на причудливой духовной маргинальности миллионов людей. Но это не ошибка и не вина советской власти тех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеносность темпов высокого качества культурности не обеспечивают. Во-вторых, культура "навязывалась" народу: жестким регулированием сельской жизни - колхозной системой, а городской - "мобилизационными возможностями" заводских ударных строек, организационным и пропагандистским натиском государственных планов "охвата", комсомольских кампаний, профсоюзных соревнований. Тем самым проращивание потребности в культуре подменялось, по существу, диктатом общественных структур и давлением общественной атмосферы. Это уже была историческая ошибка, порожденная уверенностью во всесилии "революционного натиска".

  Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 30-е годы получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены" эти "основные черты": коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм, патриотизм

Руководство КПСС и лидеры советского государства считали это планомерным развитием культуры и объявляли "новым шагом в духовном развитии человечества", его "вершиной". В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурно-исторической традицией. Борьба с "пороками старой культуры" привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции.

Функция обслуживания предъявляла свои требования к облику культуры, ее содержанию: она стала создавать "положительные образы" для подражания, поставлять разоблачения явлений и характеров для их изживания, она стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведывать непостигнутое и возвышать человека над изнуряющим его наличным бытием. Культура творящая и расковывающая превратилась в фабрику предписанного счастья. И все это - тоже "культурная революция". Она состоялась, хотя и вовсе не полностью достигла своих целей: Маяковский и Шолохов, Леонов и Твардовский, Шостакович и Свиридов, Эйзенштейн и Товстоногов, сотни других творцов сохранили и продолжили традиции отечественной и мировой культуры.

2. Реформирование в области образования.

  Борьба с неграмотностью и малограмотностью в 1920–1930-е гг.

Первые декреты советской власти в области культуры были нацелены на установле-ние партийного контроля за институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе, и подъем общего культурного уровня народа. Изначально в культурной политике партии демократизация культуры шла параллельно с ее идеологизацией.

Принципиальные установки в области культуры были сформулированы еще в Конституции РСФСР 1918 г., которая закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».         После революции было важно воспитать соответствующего человека, из-за чего сразу в 1918 году началась реформа, а точнее реорганизация системы народного образования (отменили плату за обучение, организовали трудовые школы сроком обучения на 5 лет и на 4 года).

В 1920-е гг. основным направлением политики в области культуры стала борьба с неграмотностью населения. Накануне Октябрьской революции 1917 г. 3/4 взрослого населения России не умело читать и писать. С конца 1918 г. реорганизация системы народного образования началась с ликвидации гимназий, реальных училищ, церковноприходских и земских школ. Создавалась единая бесплатная трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года).

Елатомская единая трудовая школа 1-2 ступени. 1918 г.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Все граждане в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучаться грамоте на родном или русском языке. За уклонение от этой обязанности грозила уголовная ответственность.

Из документа (Декрет СНК. О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. 26 декабря 1919 г.):

В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1. Все население республики в возрасте от 8–50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения…

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения…

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез) под руководством наркома просвещения А. В. Луначарского. В 1923 г. основано добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с председателем ВЦИК М. И. Калининым. Повсеместно создавались пункты ликбеза, кружки, избы-читальни для обучения чтению и письму. К концу 1920-х гг. около 40 % населения умело читать и писать, к концу 1930-х гг. этот показатель равнялся 80 %.

Плакаты ликбеза 1920-х гг.

В 1930 г. было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. На значительные средства, выделенные на развитие школьного образования, в 1930-е гг. появилось более 30 тыс. школьных зданий, было выпущено около 300 млн экземпляров учебников, расширена сеть педагогических учебных заведений. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное 7-летнее образование. В 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему 10-летнему образованию.

Для повышения образовательного уровня рабочих в ходе индустриализации была создана сеть производственного обучения: технические школы, ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Заводская школа по ликвидации безграмотности (ликбез), 1920 г.

Изменения коснулись высшей школы. В 1920-е гг. новые правила приема в вузы (зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании) отдавали преимуществами при поступлении рабоче-крестьянской молодежи. Для подготовки поступающих к поступлению в вузы с 1919 г. создавались рабочие факультеты (рабфаки).

Б. В. Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы)

  Начиная с 1932 г. упор делался на качество и фундаментальность подготовки специалистов в высшей школе. Были восстановлены вступительные экзамены в вузы, сняты ограничения для поступления в них «классово чуждых элементов». Повышению ответственности и роли преподавателей в учебном процессе способствовало установле-ние в 1934 г. ученых степеней и званий. К концу 1930-х гг. в 820 вузах страны обучалось более 800 тыс. студентов. 60 % из них составляли женщины.

В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников. По переписи 1939 года грамотность населения достигла 87,4 %.

К тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Подготовка учителей осуществлялась педагогическими институтами. В 1932 г. в Москве открылся вечерний Педагогический институт (за два года он подготовил более 5800 учителей), создавались многочисленные педагогические институты, в том числе наш ДИНО (Донецкий институт народного образования в Луганске) которые за короткий период - 2 года готовили кадры для народного образования.
Но требовались не просто грамотные или образованные люди, требовались специа-листы. Иными словами, были нужные высшие учебные заведения для подготовки профессионалов во всех отраслях народного хозяйства. С этой целью в были открыты первые рабфаки для подготовки рабочих в вузы. Окончившие рабфак составляли боль-шинство вузовских студентов. Создавались и новые учебные заведения, такие, как Институт цветных металлов и золота им. М. И. Калинина, Нефтяной институт им. И. М. Губкина, Торфяной институт, Станкоинструментальный институт, Полиграфический институт. В это же время создаются Химическая и Инженерно-строительная академии, а также медицинские институты. При некоторых наркоматах создавались академии для переподготовки руководителей предприятий: Промышленная, Транспортная, Плановая т.д.

Развитие кинематографа

  Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Фильм «Броненосец «Потёмкин» С. Эйзенштейна приобрел мировую известность и до сих пор входит в 10 лучших фильмов мирового кинематографа..

Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н.К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С.И. Юткевич); «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г.М. Козинцев); музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой Исаака Дунаевского ("Веселые ребята", 1934, "Цирк" 1936, "Волга-Волга" 1938, "Светлый путь"), идеализированные сцены жизни советских колхозников Ивана Пырьева ("Трактористы", "Свинарка и пастух", "Кубанские казаки") создающие атмосферу ожидания "счастливой жизни". Огромной популярностью пользовался фильм братьев (на самом деле однофамильцев) Г.Н. и С.Д. Васильевых - «Чапаев» (1934 г.), Огромную роль сыграли кинофильмы Александра Довженко "Земля", "Звенигора", "Щорс".

.

Цели культурной революции.

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

В 30-х годах в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией ".

  Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но порождали, в сущности, "полукультуру", замешенную на причудливой духовной маргинальности миллионов людей. Но это не ошибка и не вина советской власти тех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеносность темпов высокого качества культурности не обеспечивают. Во-вторых, культура "навязывалась" народу: жестким регулированием сельской жизни - колхозной системой, а городской - "мобилизационными возможностями" заводских ударных строек, организационным и пропагандистским натиском государственных планов "охвата", комсомольских кампаний, профсоюзных соревнований. Тем самым проращивание потребности в культуре подменялось, по существу, диктатом общественных структур и давлением общественной атмосферы. Это уже была историческая ошибка, порожденная уверенностью во всесилии "революционного натиска".

  Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 30-е годы получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены" эти "основные черты": коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм, патриотизм

Руководство КПСС и лидеры советского государства считали это планомерным развитием культуры и объявляли "новым шагом в духовном развитии человечества", его "вершиной". В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурно-исторической традицией. Борьба с "пороками старой культуры" привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции.

Функция обслуживания предъявляла свои требования к облику культуры, ее содержанию: она стала создавать "положительные образы" для подражания, поставлять разоблачения явлений и характеров для их изживания, она стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведывать непостигнутое и возвышать человека над изнуряющим его наличным бытием. Культура творящая и расковывающая превратилась в фабрику предписанного счастья. И все это - тоже "культурная революция". Она состоялась, хотя и вовсе не полностью достигла своих целей: Маяковский и Шолохов, Леонов и Твардовский, Шостакович и Свиридов, Эйзенштейн и Товстоногов, сотни других творцов сохранили и продолжили традиции отечественной и мировой культуры.

2. Реформирование в области образования.

  Борьба с неграмотностью и малограмотностью в 1920–1930-е гг.

Первые декреты советской власти в области культуры были нацелены на установле-ние партийного контроля за институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе, и подъем общего культурного уровня народа. Изначально в культурной политике партии демократизация культуры шла параллельно с ее идеологизацией.

Принципиальные установки в области культуры были сформулированы еще в Конституции РСФСР 1918 г., которая закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».         После революции было важно воспитать соответствующего человека, из-за чего сразу в 1918 году началась реформа, а точнее реорганизация системы народного образования (отменили плату за обучение, организовали трудовые школы сроком обучения на 5 лет и на 4 года).

В 1920-е гг. основным направлением политики в области культуры стала борьба с неграмотностью населения. Накануне Октябрьской революции 1917 г. 3/4 взрослого населения России не умело читать и писать. С конца 1918 г. реорганизация системы народного образования началась с ликвидации гимназий, реальных училищ, церковноприходских и земских школ. Создавалась единая бесплатная трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения 5 лет и 4 года).

Елатомская единая трудовая школа 1-2 ступени. 1918 г.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Все граждане в возрасте от 8 до 50 лет должны были обучаться грамоте на родном или русском языке. За уклонение от этой обязанности грозила уголовная ответственность.

Из документа (Декрет СНК. О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. 26 декабря 1919 г.):

В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1. Все население республики в возрасте от 8–50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения…

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения…

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез) под руководством наркома просвещения А. В. Луначарского. В 1923 г. основано добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с председателем ВЦИК М. И. Калининым. Повсеместно создавались пункты ликбеза, кружки, избы-читальни для обучения чтению и письму. К концу 1920-х гг. около 40 % населения умело читать и писать, к концу 1930-х гг. этот показатель равнялся 80 %.

Плакаты ликбеза 1920-х гг.

В 1930 г. было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. На значительные средства, выделенные на развитие школьного образования, в 1930-е гг. появилось более 30 тыс. школьных зданий, было выпущено около 300 млн экземпляров учебников, расширена сеть педагогических учебных заведений. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное 7-летнее образование. В 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему 10-летнему образованию.

Для повышения образовательного уровня рабочих в ходе индустриализации была создана сеть производственного обучения: технические школы, ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Заводская школа по ликвидации безграмотности (ликбез), 1920 г.

Изменения коснулись высшей школы. В 1920-е гг. новые правила приема в вузы (зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании) отдавали преимуществами при поступлении рабоче-крестьянской молодежи. Для подготовки поступающих к поступлению в вузы с 1919 г. создавались рабочие факультеты (рабфаки).

Б. В. Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы)

  Начиная с 1932 г. упор делался на качество и фундаментальность подготовки специалистов в высшей школе. Были восстановлены вступительные экзамены в вузы, сняты ограничения для поступления в них «классово чуждых элементов». Повышению ответственности и роли преподавателей в учебном процессе способствовало установле-ние в 1934 г. ученых степеней и званий. К концу 1930-х гг. в 820 вузах страны обучалось более 800 тыс. студентов. 60 % из них составляли женщины.

В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.

Необходимость быстрой индустриализации страны требовала огромное количество грамотных производительных работников. По переписи 1939 года грамотность населения достигла 87,4 %.

К тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Подготовка учителей осуществлялась педагогическими институтами. В 1932 г. в Москве открылся вечерний Педагогический институт (за два года он подготовил более 5800 учителей), создавались многочисленные педагогические институты, в том числе наш ДИНО (Донецкий институт народного образования в Луганске) которые за короткий период - 2 года готовили кадры для народного образования.
Но требовались не просто грамотные или образованные люди, требовались специа-листы. Иными словами, были нужные высшие учебные заведения для подготовки профессионалов во всех отраслях народного хозяйства. С этой целью в были открыты первые рабфаки для подготовки рабочих в вузы. Окончившие рабфак составляли боль-шинство вузовских студентов. Создавались и новые учебные заведения, такие, как Институт цветных металлов и золота им. М. И. Калинина, Нефтяной институт им. И. М. Губкина, Торфяной институт, Станкоинструментальный институт, Полиграфический институт. В это же время создаются Химическая и Инженерно-строительная академии, а также медицинские институты. При некоторых наркоматах создавались академии для переподготовки руководителей предприятий: Промышленная, Транспортная, Плановая т.д.

Развитие науки в 1920-е - 1230-е годы

В годы гражданской войны Академия наук понесла значительные кадровые потери, последствия которых сказывались еще долгие годы. Ученые страдали от тяжелых условий жизни, многие из них становились вольными или невольными жертвами новой государственной политики, основанной на "классовом" подходе.

В течение 1918-1920 гг. Российская Академия наук потеряла 12 академиков. Вынужденно эмигрировали крупнейшие русские ученые, специалисты с мировыми именами - геолог Н.И.Андрусов, историк искусства и археолог Н.П.Кондаков, историк античности М.И.Ростовцев, политэконом П.Б.Струве и др.

Несмотря на это, в отличие от многих государственных учреждений, Академия наук на путь прямого саботажа мероприятий советской власти не встала. Алгоритм отношения академических ученых к власти четко выразил в своей речи непременный секретарь РАН академик С.Ф.Ольденбург: "Работающие в Российской Академии наук должны сказать, что, невзирая ни на что, они работали, продолжают работать и будут работать для Родины и для науки..." Была создана библиотека Социалистической академии общественных наук.  В условиях голода и нехватки ресурсов правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков и повышенных окладов.

 Вместе с тем призывы власти к достижению новых успехов в науке, стремление привлечь научные кадры на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой в 1922 г. из страны группы выдающихся ученых (Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, С. Л. Франк и др.). Процесс интеграции Российской Академии Наук в новую систему организации науки оказался очень динамичным. Всего за несколько месяцев 1917-1918 гг. она прошла путь от неприятия новой власти к сотрудничеству с ней. Такая позиция Академии имела тем более важное значение, что на нее, как самое авторитетное научное учреждение, ориентировались все научные силы страны. В свою очередь советская власть немало сделала для изменения отношения к науке в стране. Все заботы о развитии научных исследований взяло на себя государство. Впервые в мире была осуществлена государственная организация науки, к которой впоследствии пришли развитые капиталистические страны.

Советское правительство придавало большое значение Академии наук, вокруг которой были сосредоточены ведущие научные силы России, привлекало Академию к активному участию в решении коренных задач экономической и технической реконструкции, культурного строительства. В труднейшее время гражданской войны советское правительство изыскивало средства для финансирования исследований, проводимых в Академии наук, и для помощи ученым, создавало условия для научной работы. Однако находились и такие "реформаторы", которые стремились уничтожить Академию наук "как совершенно ненужный пережиток ложноклассической эпохи развития классового общества". Планы радикал-коммунистов были прерваны В.И. Лениным, рассматривавшим науку как непосредственную производительную силу общества, основу военно-промышленного потенциала страны и ее международной репутации.

В 20-е годы под руководством ученых Академии проводились исследования Курской магнитной аномалии, геологические исследования Кольского полуострова; возросло число научных экспедиций, направляемых Академией в различные районы страны для изучения природных ресурсов. Усилилось внимание к фундаментальным исследованиям по проблемам естественных и гуманитарных наук. Были созданы новые научно-исследовательские учреждения, в том числе Физико-математический институт, который возглавил В.А.Стеклов (впоследствии на базе института были созданы Физический институт им. П.Н.Лебедева и Математический институт им. В.А. Стеклова), Оптический институт во главе с Д.С.Рождественским, Радиевый институт во главе с В.И.Вернадским, Институт физико-химического анализа во главе с Н.С. Курнаковым, Институт по изучению платины во главе с Л.А.Чугаевым.

С этого времени академическая наука начала развиваться и в республиках, входивших в состав СССР. В 1919 г. по инициативе В.И.Вернадского была создана Академия наук Украины; в 1929 г. была образована Академия наук Белоруссии.

Научную политику 1920-30-х годов, необходимость развития и поддержки тех или иных научных направлений или исследований советское партийно-государственное руководство прямо связывало с "нужностью" и "практичностью" науки, ее ролью в обеспечении создания экономического фундамента грандиозного проекта построения коммунистического общества. Академии наук с ее высококвалифицированным научным составом отводилась роль ведущего научного центра страны, что подкреплялось со стороны власти особым вниманием к Академии - увеличением финансирования научных исследований, строительством новых зданий институтов и лабораторий, расширением персонального состава Академии, предоставлением "высшему научному сословию" многих дополнительных прав. Отражением возраставшей роли Академии наук в жизни общества явилось правительственное постановление 1925 г., в котором Академия была признана "высшим всесоюзным ученым учреждением". Она получила наименование "Академия наук СССР". Однако партийно-государственная власть - единственный источник финансовых ресурсов ставшей к этому времени капиталоемкой науки - требовала подчинения деятельности академического сообщества своей идеологической доктрине и своему толкованию государственных интересов. Что произойдет с "неугодными" учеными - даже академиками и членами-корреспондентами - сталинский режим широкомасштабно продемонстрировал в 1929-1931 гг., сфабриковав печально знаменитое "дело Академии наук", по которому было арестовано свыше 100 человек.

В 20 - 30-е годы ученые Академии активно участвовали в разработке народнохозяй-ственных планов, устанавливали прямые связи с предприятиями и стройками. Своими исследованиями, консультациями на местах они содействовали решению актуальных вопросов социально-экономических преобразований, вели большую работу по подготовке специалистов для новых отраслей народного хозяйства, для культуры.

Советское руководство понимало необходимость сохранения и развития научного потенциала страны. Видным ученым, предоставлялись условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали исследования, начатые еще до революции. Один из основоположников русской научной школы физиологов растений, член-корреспондент РАН, естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев, автор трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был депутатом Моссовета. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла деятельность академика И. В. Мичурина, селекционера, автора более чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали работу отечествен-ные авиаконструкторы. В 1918 г. был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Создателями его были Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин.

Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. В 20-е гг. начинал свою исследовательскую деятельность П.Л. Капица, впоследствии академик, основатель Института физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).

Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники                       К. Э.Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев; изобретатель реактивного двигателя конструктор Ф.А. Цандер; биогеохимик, автор учения о ноосфере В. И. Вернадский.

Неоценимый вклад в развитие отечественной науки был сделан братьями Вавиловыми. Н. И. Вавилов - биолог, основоположник современного учения о биологических основах селекции, академик, первый президент ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) и С. И. Вавилов - физик, основатель научной школы физической оптики, академик, президент АН СССР. Академик Николай Вавилов собрал ценнейшую коллекцию культурных растений пяти континентов

 В 1930-х гг. продолжилось исследование Арктики. В июле 1933 г. научная экспедиция во главе с О. Ю. Шмидтом отправилась в арктическую экспедицию через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который вскоре попал в ледовое сжатие и затонул. В Чукотском море на дрейфующей льдине в условиях полярной зимы исследователи создали «лагерь Шмидта». Лагерь был эвакуирован с помощью авиации.

 Лагерь челюскинцев на дрейфующей льдине, 1934 г.

 

Изучение Арктики продолжили И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции, благодаря которым в 1937 г. летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.

 

Главной особенностью развития науки в 1930-е гг. являлась ее ориентация на практические нужды страны. В 1933 г. Группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила с полигона в Нахабино первые советские ракеты по проектам М. К. Тихонравова и Ф. А. Цандера. В ГИРД входили будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») А. Г. Костиков и будущий главный конструктор

космических кораблей С. П. Королёв. Незадолго до начала Великой Отечественной войны группа физиков под руководством А. П. Александрова разработала способы защиты кораблей от магнитных мин.

 

17 августа 1933 г. Готовится к старту первая советская жидкостная ракета «ГИРД-09». Слева − С. П. Королёв

На основе исследования ученого-химика С. В. Лебедева был организован промышленный способ получения синтетического каучука из этилового спирта.             В 1932 г. геологи под началом академика И. М. Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии. В СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН, тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. был создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочислен-ные открытия.

 Сложно складывались отношения с властью большевиков ученых, работавших в области гуманитарных и общественных наук, из-за их неразрывной связи с идеологией и политикой. Многие из них оказались за границей (историк, организатор партии кадетов П. Н. Милюков, экономист П. Б. Струве, социолог и философ, лидер правых эсеров П. А. Сорокин, философ Н. А. Бердяев и многие, многие другие).                                                   

Но постепенно историческая наука возрождается. В середине 1930-х гг. начался пересмотр отечественной истории. С 1934 г. в школах было восстановлено преподавание истории и географии, открыты исторические факультеты в Московском и Ленинград-ском университетах. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 1938 г. был опубликован Краткий курс истории ВКП(б), определивший развитие исторической пропаганды в СССР.                                                              

В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков - автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь» и др.); академик Е. В. Тарле - знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции. Видную роль в отечественной гуманитарной науке стали играть те ученые, которые еще до революции придерживались марксистских взглядов. Среди них наиболее заметной является фигура М. И. Покровского, историка и политического деятеля. Он один из первых применил теорию К. Маркса для исторического исследования, основателем целой исторической школы.

В целом интеллигенция, со временем примирилась со сложившейся ситуацией и вынуждена была вступить во взаимодействие с новой властью. В начале 20-х гг. ХХ в., когда в России набирает обороты НЭП, в эмигрантской среде возникает движение сменовеховства, получившее название от литературно- политического сборника «Смена вех», издававшегося в Париже в 1921-1922 гг. Идеологи сменовеховства (Н. В. Устрялов и др.) призывали перейти от конфронтации с большевиками к сотрудничеству с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.088 с.)