Методика МОАС - 99 (методика оценки адаптивных способностей) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика МОАС - 99 (методика оценки адаптивных способностей)



 

Назначение: данная методика позволяет определить адаптационные способности (адаптивность) личности военнослужащего как его индивидуальной психологической особенности, являющейся важным условием успешной адаптации к армейской среде и определяющей адекватное ее требованиям поведение, эффективное взаимодействие с данной средой без значительного нервно-психического напряжения

Инструкция: «Просим Вас внимательно прочитать суждения и в бланке для ответов зачеркнуть квадратик с выбранной Вами позицией».

. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:

а) да, в) трудно сказать; с) нет

. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) да; в) иногда; с) нет.

. Когда я ложусь спать, я:

а) засыпаю быстро; в) нечто среднее; с) засыпаю с трудом.

. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть:

а) да, в) иногда; с)нет

. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они рассказывают потом об этом:

а) да; в) трудно сказать, с) нет

Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

7. Меня раздражает люди, которые не могут быстро принимать решения

а) верно, в) не знаю, с) неверно.

Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения но отношению к моим родителям:

а) да, в) трудно сказать,   с) нет

Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям, в) не знаю, с) в своем дневнике.

. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) да; в) трудно сказать,   с) нет.

Мне всегда приходится преодолевать смущение:

а) да, в) возможно, с) нет

12 Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачать его

а) да, в) иногда, с) нет.

. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) да; в) не знаю, с) нет.

. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

а)да; в) иногда; с) нет

. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

а)да; в) иногда, с) нет.

. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве,

в) трудно сказать,

с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня, в) нечто среднее, с) не беспокоит меня совершенно

. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один;

в) не знаю, с) живым и подвижным

. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

а) да, в) трудно сказать, с) нет.

. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

а) верно; в) не знаю; с) неверно.

. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

а) верно; в) не знаю, с) неверно.

. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

а) всегда, в) иногда, с) редко.

. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них,

в) затрудняюсь ответить;

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко, в) иногда, с)часто.

. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди,

в) не знаю,

с) медленней, большинство людей.

. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

а) да, в) нечто среднее; с) нет.

. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а)верно, в) не знаю, с)неверно.

. У меня возникают сильные эмоции (тревога, гнев, приступы смеха), казалось бы, без определенной причины:

а) да; в) иногда; с) нет.

Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

а) верно; в) не знаю; с) неверно

. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

а) да; в) иногда; с) нет.

. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

а) да; в) не знаю; с) нет.

Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:

а) да, в) иногда, с) нет.

. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:

а) да, в) иногда; с) нет.

. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»;

в) не знаю;

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

а)верно; в) не знаю; с) неверно.

Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной:

а)верно, в) иногда; с) неверно.

Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

а) часто, в) иногда; с) никогда,

. Мне бывает скучно:

а)часто, в) иногда; с) редко

. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношении с новыми людьми:

а) да, в) иногда; с) нет.

Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) да, в большинстве случаев, в) иногда; с) нет, редко

. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т д.:

а) да; в) иногда, с) нет

. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:

а) да; в) иногда; с) нет.

. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:

а) да, в) иногда; с) нет.

Ответы на данный тест военнослужащий фиксирует в бланке для ответов, где вопросы сгруппированы таким образом, что сумма баллов одной строки соответствует результату по одному из факторов укороченного 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла, который обозначен с правой стороны бланка.

Эти факторы имеют устойчивую корреляцию с нервно-психической неустойчивостью на нескольких этапах адаптационного процесса военнослужащих. И поэтому данная методика может использоваться для выявления военнослужащих «групп риска» на любом из этапов воинской службы.

 


Рис.

 

Затем данные тестирования обрабатываются с помощью КЛЮЧА, у которого над вырезанными окошками обозначены баллы, соответствующие выбору военнослужащего. При обработке результатов ключ накладывается на бланк для ответов, складываются построчно баллы над окошками, зачеркнутыми тестируемым, и справа записывается сумма баллов, набранных по соответствующему фактору.

 

Рис.

 

При результатах по фактору МО более 10 баллов, анкета отбраковывается и дальнейшей обработке не подлежит.

После этого рассчитывается коэффициент адаптивности испытуемого (Кад.) по формуле:

 

Кад. = (А+С+Н)-(L+О+Q4)

 

Для расчета Кад. в формулу подставляются сырые баллы, набранные испытуемым по результатам тестирования (без перевода их в стэны).

В результате военнослужащие распределяются на 4 группы:группа ~ военнослужащие с высокими адаптационными способностями при Кад. > 1,5ед.I группа - военнослужащие с удовлетворительными адаптационными способностями при Кад., лежащих в пределах от 1 до 1,5 ед.группа - военнослужащие с низкими адаптационными способностями при значениях Кад. от 0,5 до 1 ед.группа - военнослужащие с неудовлетворительными адаптационными способностями при значениях Кад.< 0,5 ед

Военнослужащие, входящие в IV группу, не способны успешно адаптироваться к условиям службы и вследствие этого представляют собой объект повышенного риска с точки зрения нарушений нервно-психической деятельности. Таким образом, если военнослужащий попадает в IV группу, то это означает явную выраженность у него признаков нервно-психической неустойчивости, при коэффициенте адаптации Ш группы - необходимо усилить контроль за военнослужащими и осуществить профилактические мероприятия по повышению нервно-психической устойчивости.

В период последующего прохождения воинской службы осуществляется динамическое наблюдение за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости с целью контроля их нервно-психического состояния в процессе выполнения служебных обязанностей.

Благоприятный социально-психологический климат в воинском коллективе способствует повышению боевой готовности, укреплению воинской дисциплины, создает хорошее самочувствие у воинов, стимулирует их добросовестное отношение к службе и творческое выполнение поставленных задач.

Признаками неблагоприятного социально-психологического климата в подразделении являются напряженность в межличностных отношениях воинов, частая конфликтность, что сказывается на боевой готовности, эффективности выполнения учебно-боевых задач и уровне воинской дисциплины. Поэтому при изучении сплоченности воинского коллектива военный психолог должен также учитывать и его социально-психологический климат.

 

Таблица 7. Результаты методики МОАС

№ п/п

Сельская местность

Городская местность

  А С Н I О Q4 А С Н I О Q4
1 7 8 7 5 8 6 8 8 4 5 5 2
2 8 10 7 6 5 5 7 8 4 6 4 4
3 8 6 6 6 6 6 8 5 6 4 4 3
4 7 12 8 7 4 6 5 7 4 3 8 5
5 11 8 6 7 8 5 6 7 4 6 3 4
6 10 11 5 5 8 5 10 5 5 7 4 2
7 8 10 6 7 6 5 7 5 6 3 6 5
8 8 12 8 7 7 6 8 8 6 4 1 4
9 11 12 9 5 3 4 8 9 7 3 1 5
10 11 10 9 7 5 6 6 5 5 3 6 5
11 8 11 10 4 4 6 6 5 7 4 6 4
12 9 11 10 6 7 5 5 9 5 6 4 3
13 9 8 5 4 6 5 5 5 5 4 5 5
14 8 9 7 7 8 4 6 5 4 3 5 4
15 10 9 9 6 5 5 8 6 6 5 4 4
16 8 8 9 6 8 4 10 7 4 4 4 5
Итого: 141 155 121 95 82 83 113 104 82 70 70 64
Сред. Коэф. 8 9 7 6 5 5 7 6 5 4 4 4

 


Кад. = (8+9+7) - (6+5+5) = 1.3 ед. I группа - призывники из сельской 6 местности имеют высокий уровень адаптационных способностей

Кад. = (7+6+5) - (4+4+4) = 1 ед. II группа - призывники из городской

6             местности имеют удовлетворительный уровень адаптационных способностей


Приложение 6

АНКЕТА «ЭКСТРЕМА»

 

Часто бывает, что нервно-психическая неустойчивость выражается через отношение военнослужащего к условиям службы, товарищам и т.д. В этом случае для выявления нервно-психической неустойчивости рекомендуется применять методику оценки субъективного переживания условий службы («Экстрема»).

Вам предлагается оценить условия, в которых Вы проходите военную службу. Прочитайте внимательно вопрос и выберите из предложенных вариантов ответа тот, который считаете для себя наиболее точным и верным. Выбранный вариант отметьте знаком «+» или подчеркните. Вы должны выбрать только один вариант ответа.

.   Имеете ли Вы возможность удовлетворить свои потребности в общении с людьми, которые близки Вам по интересам, общим вкусам, мнениям?

· да, имею

· имею, но недостаточно

· нет, не имею

2.  Хотели бы Вы получить дополнительную возможность общения с такими людьми?

· мне это просто необходимо

· хотел бы, но это не главное

· затрудняюсь ответить

3.  В какой степени Вы имеете возможность получать информацию от своих близких о своей семье, домашних делах и т.п.?

· в достаточной степени

· хотелось бы знать больше

· очень мало

· не имею

4.  Удовлетворены ли Вы получаемым в настоящее время объемом информации по интересующим Вас вопросам политики, культуры (музыки), моды, спорта и т.д.?

· удовлетворен (почти удовлетворен)

· удовлетворен в малой степени

· не удовлетворен

5.  В какой степени удовлетворяются Ваши духовные потребности (в музыке, литературе, кино и т.д.)?

· удовлетворяются в достаточной степени

· удовлетворяются недостаточно

· мало удовлетворяются

· не удовлетворяются

6.  Как бы Вы оценили степень ограничения Вашей свободы как личности, исходя из необходимых требований и специфики военной службы?

· ограничена в рамках разумной необходимости

· существенно ограничена

· ограничена сверх необходимой степени

7.  Потребность побыть наедине с собой, со своими мыслями и переживаниями:

· возникает часто

· иногда возникает

· почти не возникает

· затрудняюсь ответить

8.  Считаете ли Вы, что Ваша служба связана с определенным риском для Вашей жизни, здоровья?

· да, считаю

· в какой-то степени да

· нет, не считаю

9.  Считаете ли Вы, что службу в армии должен пройти каждый юноша?

· да, считаю

· нет, не считаю (не обязательно каждый)

· затрудняюсь ответить

10. Каково Ваше отношение к военной службе в настоящее время?

· долг, который необходимо выполнить

· неибежная повинность

· лучше бы вообще не служить

· безразлично

11. Изменилось ли Ваше отношение к военной службе от того, каким оно было до призыва?

· не изменилось

· изменилось в лучшую сторону

· изменилось в худшую сторону

· затрудняюсь ответить

12. Согласились бы Вы продолжить службу в этой же части, в этих же условиях, но по контракту за достаточную для Вас сумму денежного вознаграждения?

· да (укажите денежную сумму _________)

· нет

· затрудняюсь ответить

13. Если бы Вам предоставили возможность, что бы Вы изменили в интерьере Вашего военного городка, расположения, подразделения?

· оставил бы все, как есть

· добавил бы зелени и зеленых насаждений

· перекрасил бы все (или почти все) в другие тона и краски

· создал бы все заново и по-другому

14. Если бы у Вас была возможность и необходимость менять интерьер Вашего военного городка, расположения, подразделения, то как часто Вы это делали бы?

· раз и навсегда

· иногда, по мере необходимости

· как можно чаще

· регулярно.

Обработка результатов опроса проводится подсчетом баллов по таблице:

 

Таблица 8

 

Варианты ответа

№ вопроса 1 2 3 4
1 0 1 2  
2 2 0 1  
3 0 1 2 2
4 0 1 2  
5 0 1 1 2
6 0 1 2  
7 2 1 0 1
8 2 1 0  
9 2 0 1  
10 0 1 2 1
11 1 0 2 1
12 0 2 1  
13 0 1 1 2
14 0 1 2 1

 

Если военнослужащий, ответив на анкету, набрал 20 баллов, требуется изучить причины субъективных переживаний, в целях повышения уровня нервно - психической устойчивости данного воина.

1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.068 с.)