Методика оценки инженерной обстановки на объекте хозяйственной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки инженерной обстановки на объекте хозяйственной деятельности



     Оценка инженерной обстановки проводиться с целью определения масштабов разрушения, объемов, сроков и очередности, а также сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Инженерная обстановка это совокупность последствий воздействия стихийных бедствий, аварий, катастроф или поражающих факторов современных средств поражения, в результате которых имеют место разрушения зданий, сооружений, оборудования коммунально-энергетических систем, средств связи, транспорта, дорог и дорожных сооружений, оказывающих влияние на устойчивость работы объекта и жизнедеятельность населения.

Основная задача оценки  инженерной обстановки ‑ выявление условий, видов и объемов работ для спасения  людей, которые оказались в зоне бедствия, а также предотвращение действия вторичных факторов ЧС (взрывов, пожаров, загазовывание, затопление) на территории ведения спасательных работ [ 3].  Инженерные работы должны проводиться вместе с противопожарными и медицинскими мероприятиями.

  Оценка обстановки включает:

1. Определение масштабов и степени разрушения элементов инженерно-технических конструкций и объекта в целом.

2. Определение объема и сложности инженерных работ.

3. Определение возможностей сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Анализ влияния разрушений на устойчивость работы объекта.              

5. Разработка рекомендаций по повышению устойчивости объекта и восстановлению производства.

                                                                                         Таблица 1

Степени разрушения объектов транспорта, строительной техники и объектов дорожно-транспортной инфраструктуры при различных значениях избыточных давлений ударной волны, кПа     

Объект

Разрушение

слабое среднее сильное полное
Грузовые автомобили и автоцистерны 20...30 30...55 55...65 90...130
Легковые автомобили 10...20 20...30 30...50 50
Автобусы и специальные автомашины 15...20 20...45 45...55 60...80
Гусеничные тягачи и тракторы 30...40 40...80 80...100 110...130
Шоссейные дороги с асфальтовым и бетонным покрытием 120...300 300...1000 1000...2000 2000...4000
Землеройные дорожно-строительные машины 50...110 110...140 170...250
Металлические мосты с длиной пролета 30...45 м 50...100 100...150 150...200 200...300

 

                                                                                         Таблица 2

Характеристика степеней разрушений ударной волной объектов

Элементы объекта

                     Разрушение

слабое среднее сильное
Производственные, административные и жилые здания   Разрушения наименее прочных конструкций зданий, сооружений и агрегатов. Основное оборудование повреждено незначительно. Восстановительные работы сводятся к среднему восстановительному ремонту Разрушение кровли, перегородок, а также части оборудования, повреждение подъемно-транспортных механизмов. Восстановление возможно в порядке капитального восстановительного ремонта. Значительные деформации несущих конструкций, разрушений большей части перекрытий, стен и оборудования. Восстановление элемента возможно, но сводится по существу к новому строительству.
Мосты и эстакады Небольшая деформация второстепенных элементов, грузоподъемность практически не уменьшается. Использование возможно после проведения среднего ремонта Разрушение и значительная деформация отдельных элементов, повреждение промежуточных опор. грузоподъемности на 50 %. Движение по мосту и использование эстакад невозможно без восстановительных работ Смещение с опор и сильная деформация пролетного строения, повреждение верхней части промежуточных опор. Разрушение поперечных связей Восстановление практически сводится к новому строительству
автотранспорт, инженерная техника, подъемно-транспортные механизмы, крановое оборудование Частичное разрушение и деформация обшивки и крыши, повреждение стекол кабин, фар и приборов. Требуется текущий (средний) ремонт Разрушение кузовов, крытых вагонов, повреждение кабин (кузовов), срыв дверей и повреждение наружного оборудования, разрыв трубопроводов систем питания, охлаждения и смазки. Опрокидывание, срыв отдельных частей, общая деформация рамы, разрушение кабины (кузова, грузовой платформы), Использование невозможно, требуется капитальный ремонт в заводских условиях
Сооружения и сети коммунального хозяйства Частичное повреждение стыков труб, контрольно-измерительной аппаратуры, повреждение верхней части стенок смотровых колодцев. При восстановлении меняются поврежденные элементы Деформация труб в отдельных местах, повреждение стыков, фильтров, отстойников, баков, выход из строя контрольно-измерительных приборов.  При восстановлении выполняется капитальный ремонт с заменой поврежденных элементов Разрушение и деформация большей части труб, повреждение отстойников, насосного и другого оборудования.. Восстановление невозможно.

Исходные данные для оценки обстановки:

1. Сведения в наиболее вероятных стихийных бедствиях, авариях, катастрофах.

2. Характеристика инженерно-технического комплекса и его отдельных элементов. При этом должны максимально использоваться расчетные данные и результаты паспортизации зданий, сооружений, коммунально-энергетических систем.

3. Основные нормативы на ведение аварийно-спасательных работ.

4. Сведения о внешних факторах, влияющих на ведение аварийно-спасательных работ (климат, время суток, метеоусловия, обстановка и т.д.).

Оценка инженерной обстановки осуществляется в три этапа.

Первый этап – заблаговременная оценка обстановки.

Второй этап – прогноз и оценка возможной обстановки сразу после получения  данных об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях. На втором этапе уточняются результаты прогнозирования последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, полученных при заблаговременной оценке обстановки.

Третий этап – окончательная оценка обстановки. Оценка обстановки с учетом данных, поступающих от различных видов разведки. Результаты оценки на этом этапе могут дать наиболее достоверную информацию об обстановке, складывающейся на объекте хозяйственной деятельности.

На первом этапе при заблаговременном прогнозировании инженерной обстановки определяется:

1. Возможные последствия для данного объекта от воздействий наиболее вероятных стихийных бедствий, аварий, катастроф или актов незапланированного воздействия. При этом определяется степень разрушений зданий и сооружений в зависимости от ожидаемой величины избыточного давления ударной волны при взрыве.

2. Состояние инженерных сетей и коммуникаций определяется в зависимости от степени разрушений объекта и протяженности коммуникаций на км2 площади объекта по специальным таблицам.

3. Возможности имеющихся на объекте сил и средств для ведения аварийно-спасательных работ.

4. Расчет времени, необходимого для ведения аварийно-спасательных работ, который проводится исходя из норм времени на проведение различного рода неотложных работ.

  Таким образом, первый этап заключается в прогнозировании и заблаговременной оценке обстановки, которая может возникнуть в результате вероятного возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, присущих конкретному объекту народного хозяйства.

  Результаты прогноза и оценки возможной обстановки на первом этапе используются при проведении инженерно-технических мероприятий

 по повышению устойчивости объекта.

На втором этапе после получения  данных об аварии, катастрофы, стихийного бедствия производится уточнение результатов полученных в результате заблаговременной оценки.

На первом и втором этапах прогнозирования могут быть получены лишь предварительные результаты оценки обстановки в связи с тем, что для расчетов будут использоваться весьма ограниченные исходные данные.

На третьем этапе производится окончательная оценка обстановки.

После проведения оценки обстановки  делаются выводы:

1. Возможность проведения аварийно-спасательных работ своими силами.

2. Последовательность, приемы и способы выполнения аварийно-спасательных работ, порядок использования машин и механизмов и других средств механизации и места их развертывания.

3. Задачи по ликвидации аварий на объекте дорожной инфраструктуры  и безопасности ведения аварийно-спасательных работ.

4. Возможное время начала выполнения экстренных мероприятий по спасению и оказанию помощи пострадавшим и определение путей вывода (вывоза) пострадавшего населения и материальных ценностей в безопасные районы.

5. Возможность (целесообразность) восстановления элементов объекта.

                                                                                                   

                                                                                                Таблица 3.

Основные принципы анализа условий возникновения и развития аварий на объектах

Причины возникновения аварийной ситуации Анализ условий возникновения аварийной ситуации Способы и средства предупреждения, локализации аварии
Выход параметров за критические значения Выявление особенно опасных веществ; выявление параметров, которые определяют опасность технологических процессов и их критические значения; оценка достаточности оснащения средствами, исключающими выход параметров за допустимые границы, их эффективность, надежность. Дооснащение технологических процессов средствами контроля, управления и противоаварийной защиты, повышение их надежности и эффективности; совершенствование технологических процессов.
Износ, усталость материала   Проверка изученности коррозийных свойств применяемых веществ; Наличие условий для механического повреждения оборудования от внешних и внутренних источников воздействия. Применение оборудования повышенной надежности, эффективного защитного покрытия и защитных устройств.
Возникновение пожара Оценка и анализ: возможных масштабов пожара (площадь, количество горючих продуктов, состав продуктов сгорания, в т.ч. неполного); наличия и эффективности средств тушения пожара; умение персонала действовать при ликвидации очага возгорания. Исключение источников возгорания; оснащение эффективными средствами тушения пожара, средствами сигнализации и связи;
Акты незаконного вмешательства, терроризм Наличие и количество людей в зоне возможного возникновения ЧС, наличие средств защиты объекта  от разрушения при взрыве. Рациональное планирование и размещение объекта. Обучение персонала  действиям в случае возникновения ЧС.  
Развитие аварии за пределами объекта Прогнозирование возможных масштабов и путей дальнейшего развития аварии с учетом размещения объекта. Действия по локализации и ликвидации аварии под руководством комиссии по чрезвычайным ситуациям и формированиям МЧС
Заражение окружающей среды: грунта, наземной и грунтовой воды, воздушного бассейна Оценка количества и агрегатного состояния токсичных веществ, которые могут выйти за территорию предприятия во время аварии, Проверка изученности токсичных свойств. Оценка их влияния на окружающую среду, наличия технических средств сбора, нейтрализации, дезактивации и т.п. Обеспечение оперативной информацией о метеорологических условиях; оснащение эффективными заградительными системами; действия персонала предприятий и организаций, населения по локализации и уничтожению токсичных веществ.

 

5.Стратегическое планирование обеспечения безопасности.

                     Цель стратегического планирования – повышение социально-экономического уровня жизни человека и народа в целом, обеспечение национальной безопасности.

Предварительные выводы по прогнозу развития страны до 2030 г.:

• должны измениться критерии оценки итогов развития (показатели, характеризующие состояние экономики, заменяются на инструментальные (отражающие ход или темп реформ);

• конструктивный подход к реализации экономической политики; Необходимо оценить потенциал роста производительности труда в экономике. Недостаток квалифицированных кадров является как причиной, так и следствием роста.

• В условиях невысоких темпов экономического роста происходит постепенное нарастание системного риска.

    Паспорт безопасности территории субъекта РФ и муниципального образования разрабатывается для определения показателей степени риска ЧС, а также оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению ЧС, разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на территории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.012 с.)