Полька-мазурка ( polka mazourka ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полька-мазурка ( polka mazourka )



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Танцы ведут своё начало с незапамятных времён, их мы находим решительно у всех народов, начиная с первобытных дикарей и кончая современными цивилизованнейшими нациями. Такая популярность и живучесть танцев будут для нас вполне понятны, если мы хоть немного вглядимся в их природу. Ведь танцы прежде всего представляют собой ничто иное, как прирождённые человеку физические движения, без которых, конечно, ни один человек обойтись не может. И вся разница между простыми физическими движениями и теми же движениями в форме танцев та, что, тогда как первые являются или только инстинктивными, или же хотя и сознательными, но без всякого отношения к грации и гармонии, вторые представляют собой искусное сочетание простых движений с эстетическими и музыкальными требованиями, также присущими человеческой природе и, следовательно, тоже необходимыми. Отсюда вытекает, что танцами достигаются гимнастические цели: умение правильно стоять, держать руки, сидеть и ходить вполне по человечески, словом нормальное развитие человеческого организма человека, а вместе с тем, насколько танцы соединены с эстетикой и музыкой, они сообщают этим гимнастическим упражнениям особый художественный характер: под влиянием танцев и музыки человек как будто бы возрождается, оживляется; даже самый неуклюжий как-то облагораживается, делается стройнее и изящнее на вид. Умение войти в гостиную, рекомендоваться, приличие походки, ловкость поклона, всё это легко приобретается изучением танцев. Будучи по своей природе изящными ритмическими движениями под музыку, танцы вместе с теми удовлетворяют потребности человека в выражении присущей ему весёлости и радости и его стремления к общению с другими людьми и в особенности к идеальному и благородному общению между собою лиц разного пола. Вот почему, по словам некоторых великих людей, танцы в соединении с музыкой это – жизнь, рай, страсть и блаженство, успокаивающее наши нервы, разгоняющие наши мрачные мысли, вселяющие радостные чувства и вызывающие невольные телодвижения. Вместе с тем, благодаря танцам человек становится любезным, учтивым, мягким и обходительным в отношении к другим людям, а также смелым, добрым и предприимчивым. Таким образом танцы сообщают гармоническое развитие и телесной и душевной сторон человека, соединяя в себе приятное с полезным.

Этим и объясняется, почему во все эпохи и у всех решительно народов, танцы служили и служат любимейшим развлечением не только молодёжи и лиц зрелого возраста, но даже и людей пожилых, которые, если сами и не танцуют, то слушают музыку и любуются весельем молодых людей, вспоминая то давно минувшее время, когда и они также наслаждались и веселились. Вот почему, с другой стороны, отсутствие танцев в общественных собраниях, или на семейных вечерах, является чувствительным пробелом не заменимым никакими играми, забавами, разговорами; всюду здесь царит какая-то щемящая тоска и скука, особенно среди молодёжи, которая является бесприютной, разрозненной, не знает куда деваться, убийственно скучает и зевает, становясь в тягость себе и хозяевам, или же, что нередко бывает, обращается (конечно, мужской пол) к выпивке и азартным картёжным играм, теряя и время, и силы, и здоровье, и деньги.

Но ещё хуже бывает, когда случайно или намеренно в общество танцующих попадает кто-либо не умеющих танцевать, особенно из молодых людей. Сколько ему приходится вынести мучений: они и краснеет, и злится; в нём появляется чувство зависти к веселию других; чувство одиночества, сознание себя совершенно лишним человеком, тёмным пятном на светлом фоне, - тяжёлое положение!..

Таким образом и с физической, и с педагогической, и с гигиенической и, наконец, с житейски-бытовой точки зрения танцы, особенно для молодых людей, решительно необходимы.

Поэтому каждому из молодых людей обоего пола в собственных же интересах необходимо учиться танцевать. Лучше всего учиться, конечно, под руководством опытного учителя танцев: здесь вместе с теоретическими знаниями соединяются и практические, своевременно замечаются и исправляются недостатки, даются конкретные образцы хорошего исполнения танца. Но это стоит немало денег и времени, к тому же не везде есть опытные учителя, а иногда для занятого человека просто затруднительно посещать учителя в определённые дни и часы, назначаемые обычно каждым учителем танцев для уроков.

Вот почему немало руководств для изучения танцевального искусства, имеющих своею целью дать возможность желающим изучить танцы без помощи учителя, - самоучкой.

Дело в том, что танцевальное искусство, как и всякое другое, не стоит на одном месте, но развивается и осложняется; своеобразно национальным особенностям, умственному и нравственному развитию народа, вместе с тем появляются и новые танцы; с другой стороны, при нынешних близких сношениях народов между собой, танцы одного народа, в особенности новейшие, сплошь и рядом переходят к другому, принимая здесь тот, или другой местный отпечаток. Поэтому публика (в частности и наша русская) выражает своё неудовольствие устарелым репертуаром бальных танцев и усиленно стремятся к новым. Для примера вспомним какой широкой популярностью пользовалась у нас полька, полька-мазурка, лансье и много других, и как теперь они мало танцуются, особенно в столицах и больших городах. Причина этого явления та, что у нас начинают быстро распространяться новые танцы, как например: Па-де-катр, Шакон, Миньон и многие другие.

Между прочим, ни в одном из существующих на наших книжных рынках самоучителей нет никаких указаний на эти танцы, что ставит лиц, не имеющих возможности брать уроки танцев у учителей, в самое безвыходное положение.

Желая главным образом помочь таким лицам и вместе с тем пополнить очень чувствительный пробел в нашей хореографической литературе, я и выпускаю в свет вторым изданием дополненное и исправленное «руководство к изучению танцев без помощи преподавателя».

Вместе с этим я излагаю в своём руководстве и старые танцы, льстя себя надеждой, что и с этой стороны моё руководство не окажется лишним: старые танцы не потеряли ещё окончательно своего значения, а в провинции они ещё по-прежнему пользуются всей своей славой. Правда по этим танцам в хореографической литературе существует весьма много различных наставлений и указаний, но книга всегда найдёт спрос, если она составлена толково и добросовестно, на что я, по мере своих сил, обратил самое строгое внимание. В руководство включено всё, что только нужно для изучения как новых, так и старых танцев без помощи преподавателя; здесь изложены все приёмы танцев ясным и общепринятым языком; представлена вместе с тем краткая история танцев для лучшего усвоения их духа и характера, более трудные приёмы и фигуры танцев объяснены посредством иллюстраций в тексте, чтобы дать возможность учащим и учащимся нагляднее воспроизвести ту или другую фигуру, то или другое движение. Я поэтому уверен, что при помощи моего руководства каждый легко обойдётся без преподавателя: нужно только поглубже вникнуть в объяснения каждого отдельного танца.

 

ОСНОВА ТАНЦЕВ

 

Все па, т.е. движения, какие только употребляются в танцах, не что иное, как только одна, или несколько перемен позиций. Под словом позиция подразумевается правильная постановка всего корпуса и, главным образом, ног.

Позиций всего пять. Во всех этих пяти позициях одну ногу нужно держать в одном положении, т.е. ступня её должна быть обращена в наружную сторону; другая же нога передвигается и изменяет положение, смотря по тому, к какой позиции она делает направление. Тоже самое относится и к левой ноге, если правую ногу держать в одном положении.

 

Первая позиция (рис. № 1)

К левой ноге, которая обращена совсем в бок, приставляется правая нога так, чтобы обе пятки были сдвинуты вместе; пальцы ног обращены в бок в противоположные стороны так, чтобы пятки и носки были на одной прямой линии, при этом колени обеих ног не должны находиться в согнутом положении.

 

Вторая позиция (рис. № 2)

Левая нога, как выше описано, остаётся в том же положении: обращена пальцами в левую сторону, правая же нога отодвигается концом пальцев в правую сторону, и так же, как и в первой позиции, положение обеих ног на одной прямой линии.

 

Третья позиция (рис. № 3)

Левая нога по прежнему остаётся на месте, правая же придвигается к левой пятке так, чтобы правой пяткой закрыть левую пятку, но не далее косточки, которая выступает у левой ноги (щиколотки); пальцы обращены в бок в разные стороны, как в первой позиции.

 

 

Четвёртая позиция (рис. № 4)

С третьей позиции, оставляя левую ногу в прежнем положении, выдвигают вперёд правую ногу, касаясь пола концами пальцев и потом становятся на всю ступню, не сгибая колен.

 

Пятая позиция (рис. № 5)

К носку левой ноги, которая находится во всех позициях без изменения, придвигается пятка правой и, насколько это возможно, прижимается к ноге так, чтобы носки обеих ног были плотно примкнуты к пяткам.

 

 

ПОКЛОН (Reverance)

 

Как в обыкновенной жизни, так тем более в танцах для лиц обоего пола необходимо научиться красиво и элегантно кланяться. Поклон даёт первое впечатление; по нему судят, как о воспитании, так и о том обществе, к которому принадлежит человек. Вот поэтому и необходимо прежде всего выработать умение красиво и изящно кланяться. При поклоне, как кавалер, так и дама должны держаться прямо, свободно и непринуждённо. Прилично рассчитанный поклон даме, или мужчине служит лучшею рекомендацией порядочности и благовоспитанности человека. В жизни часто случается, что мы пренебрегаем подобным формализмом, по отношению к другим, между тем сами замечаем и видим, кто как кланяется нам. Если известное лицо поклонится нам сухо, мы останемся недовольны и, наоборот, симпатизируем тем, кто встречает нас вежливо и радушно. Нередко даже по поклону мы определяем то, или другое настроение души и симпатии к нам.

 

 

Мужской поклон вправо

Кавалер в первой позиции отводит правую ногу вправо на вторую позицию и приставляет левую ногу к правой в первой позиции, затем вместе с наклонением головы слегка наклоняет корпус (рис. № 6), после чего, плавно, не торопясь, выпрямляет корпус и голову.

В левую сторону поклон делается так же, как и в правую, с тою только разницею, что в левую сторону кавалер начинает поклон левой ногой.

 

 

 

Поклон дамы (Реверанс)

Дама с третьей позиции выдвигает и ставит правую ногу во вторую позицию, затем левую ногу отводит назад на четвёртую позицию, при этом несколько приседает на обеих ногах (рис. № 7) наклоняя корпус и голову, после чего, приподнявшись, выпрямляет корпус и голову, и приставляет правую ногу к левой на третью позицию.

 

 

ПОЛОНЕЗ (Polonaise)

 

Одно уже название показывает, что родина этого танца есть Польша. Это старинный величественный танец, или, точнее, торжественный марш перед началом танцев.

Полонезом открывают всегда танцы на больших балах и торжественных пиршествах; он так сказать есть «введение» всякого бала, имеющее целью подготовить к танцам и сделать походку и манеры танцующих более изящным и утончёнными.

Танец этот не сложен, он ничто иное, как мерная, изящная, требующая строгого ритма, прогулка под музыку (рис. № 8).

 

Шаг в Польском должен быть вполне свободен и согласовываться с темпом музыки, с лёгким приседанием то на правой, то на левой ноге (попеременно обозначая первые четверти такта).

«Полонез» исполняется всеми танцующими в разнообразных фигурах. После приглашения кавалерами дам, делается общий променад, т.е. прогулка парами: пара за парой, предводительствуемые дирижером. После променада все танцующие становятся в одну колонну (a une colonne), затем делается (partager), т.е. кавалеры идут на лево, дамы на право, до другого конца залы, где делается (passé), т.е. кавалеры проходят мимо своих дам (рис. № 9); и опять на другом конце залы подают друг другу руки и делают общий променад; опять становятся в одну колонну и расходятся одна пара на право, другая на лево (une paire a droite, une paire a gauche), и в конце зала, при встрече, танцующие пары снова пропускают друг друга так, чтобы дамы входили в середину (рис. № 10). Эта фигура выполняется два раза.

Затем выполняется общий променад и «Полонез» продолжает разнообразиться разными фигурами по усмотрению дирижёра.

 

 

ВАЛЬС (Valse)

 

Вальс в три па (A trois temps)

(рис. № 11)

 

Танец этот, несомненно немецкого происхождения, с самых дальних времён был известен среди германских народов под названиями: «Немецкого» («Deutsche»), «Лангауз» («Langaus»). В 1788 г. появилась опера Викентия Мартина под названием «Una cosa rara», в которых четыре действующих лица: Любия, Тита, Хита и Лилля, впервые танцевали на сцене этот танец. Благодаря крупному успеху, какой эта опера имела у современников, поставленный в ней танец получил всеобщее распространение под названием «Сosa rara» или «Лангауз»; позднее он был переименован в «Вальс».

Самые цветущие времена вальса начинаются с Иоганна Штрауса, который возбудил всеобщий интерес к этому танцу и заслужил себе всемирную известность «Короля вальса». 

Темп коренного немецкого вальса (в три па) ¾. Кавалер становится лицом к своей даме; правой рукой держит её за талию, левой же рукой держит её правую руку, и в такой позе танцующие вертятся кругообразно в правую сторону вокруг зала.

 

 

Объяснение танца

Один такт

1 По счёту раз, кавалер начинает левой ногой: делает лёгкий прыжок в левую сторону, переваливаясь корпусом несколько на левую ногу.
2 По счёту два, пропускает правую ногу сзади левой, поворачиваясь на правой ноге.
3 По счёту три, приставляет левую ногу к правой.

Один такт

1 По счёту четыре, кавалер повторяет то же самое другой ногой, т.е. подпрыгивает слегка на правую ногу в правую сторону, переваливаясь на правую ногу.
2 По счёту пять, пропускает левую ногу вперёд, поворачиваясь на левой ноге.
3 И по счёту шесть приставляет правую ногу к левой.

Дама делает те же движения, что и кавалер, только с другой ноги.

Таким образом, эти шесть па вальса, выполняемые левой и правой ногой по три па, образуют два полуоборота и занимают два полных музыкальных такта.

Перед началом вальса, чтобы попасть в такт музыке, делается balance * (балансе) следующим образом:

Один такт

1 По счёту раз, кавалер делает шаг левой ногой в левую сторону.
2 По счёту два, не доводя правой ноги к левой, слегка придвигает её и подымается на пальцах.
3 По счёту три, слегка опускается на пятки.

* При исполнение balance следует: выдвигая левую ногу вперёд, слегка повернуться на правой ноге. Это имеет громадное значение для того, чтобы хорошо вальсировать, именно: повернуться самому кавалеру и повернуть свою даму.

 

То же самое делается обратно, начиная с правой ноги.

Дама делает balance (балансе) правой ногой вперёд, левой назад.

 

ВАЛЬС (Valse)

В два па   (а deux temps)

 

Вальс в два темпа обязан своим происхождением французам, которые вследствие живости и подвижности своей натуры, никак не могли довольствоваться спокойным мерным вальсом в три темпа, находя его монотонно рассчитанным и преобразовали его в более живой и более увлекательный вальс в два темпа (а deux temps). Хотя в настоящее время вальс в два темпа тоже отодвигается уже на задний план, всецело уступая первенство элегантно-спокойному «Венскому» вальсу, который с течением времени всё более и более вербует себе поклонников, тем не менее ещё и до сих пор есть защитники и любители двух темпного вальса. Поклонники этого вальса находят его увлекательным, как бы волшебным, и уносящим куда-то танцующие парочки в таинственную даль.

Темп музыки вальса в два па имеет тот же размер, как и в вальсе в три па (а trois temps). Танцуется этот вальс посредством двух кругообразных шассе, т.е. кавалер скользит вперёд левой ногой, придвигая правую ногу, дама наоборот, скользит вперёд правой ногой и придвигает левую. Эти движения повторяются беспрерывно, при чём следует тщательно избегать всяких прыжков, так как они только искажают танец. При исполнении танца кавалер должен несколько согнуть колени, но так чтобы его фигура была вполне естественна: слишком прямо вытянутая нога отнимает у танцора плавность шага, и, наоборот, слишком согнутое колено делает осанку танцора уродливой и препятствует мягкости, ловкости и эластичности исполнения.

 

 

ВЕНСКИЙ ВАЛЬС

Valсe Viennoise

 

Происхождением своим этот танец обязан, по всей вероятности, англичанам ибо, при появлении своём он назывался «Бостон вальс». Первоначально этот танец исполнялся с небольшим подпрыгиванием, впоследствии подпрыгивание было отставлено, вальс получил более спокойное, мягкое движение и переменил своё название.

Вальс этот имеет много преимуществ перед описанными ранее вальсами: в нём много грации, эластичности и плавности в движениях; кроме того он не утомителен и в танцевальном зале представляет собой чарующую картину, мерно и грациозно колышущихся пар под звуки музыки.

Вальс этот можно танцевать в правую и левую сторону по желанию, и этим придаётся танцу красивое разнообразие.

Во время исполнения «Венского вальса» к нему применяют общие фигуры, взятые из котильона, что ещё более разнообразит его. Положение кавалера и дамы в «Венском вальсе» такое же, как и в вальсе а trois temps.

 

Объяснение танца

Первый такт

Один такт

1 Считая раз, кавалер правой ногой делает шаг вперёд (корпус танцующего поворачивается несколько вправо).
2 Считая два, кавалер выдвигает левую ногу вперёд, слегка касаясь пальцами пола (корпус сосредоточен на правой ноге).
3 Считая три, кавалер правой сбивает левую ногу с пола, слегка приседая на правой ноге.

Второй такт

Один такт

4 Считая четыре, кавалер ставит левую ногу на пол на 4-ую позицию.
5 Считая пять, проводит правую ногу назад, слегка касаясь пальцами пола (корпус танцующего поворачивается вправо).
6 Считая шесть, кавалер левой ногой сбивает правую ногу с пола, слегка приседая на левой ноге.

В эти два такта танцующе должны поворачиваться по полукругу так, чтобы в общем вышел полный круг.

 

ПОЛЬКА (Polka)

(рис. № 12)

 

О происхождение этого танца самое вероятное объяснение даёт автор истории Богемских танцев Альферед Вальдау. По его словам, в начале 30-х годов одна молодая крестьянка, бывшая в услужении у некоего господина города Эльбетейниц, в присутствии учителя танцев Неруда, танцевала впервые танец, придуманный ею же самой, и при этом припевала подходящую мелодию. Присутствующий при этом исполнении тамошний учитель танцев Иосиф Неруда сочинил подходящую к этому танцу мелодию и вскоре после этого появился в обществе новый танец.

 

 

 

В 1835 году этот танец перешёл в Прагу и получил там своё название от чешского слова pulka («пулька»), что значит половина (т.е. пол шага).

В 1840 году учитель танцев Рааб из Праги, танцевал этот танец с большим успехом на подмостках театра в Париже, после чего танец этот был принят во всех Парижских салонах и оттуда с большим успехом стал распространяться по Европе. На нашей почве он принялся с не меньшей быстротой, имея в первое время пошиб скорее характерный, нежели бальный, что составляло некоторую трудность в его изучении. В последствие мало-помалу этот танец утратил все свои оригинальные особенности и упростился до минимума, оставшись только с основными на tremblant, почему и получил название «Polka tremblant», т.е. дрожащая полька.

Положение кавалера и дамы такое же, как и во всех лёгких танцах. Пространство между кавалером и дамой вполне зависит от кавалера, который не должен очень отдаляться от дамы, чтобы не стеснять свободу своих движений. Дама же, легко опираясь рукой о плечо кавалера, должна сохранять спокойное положение корпуса, и чутко следить за движениями и поворотами кавалера.

Полька танцуется в правую и левую сторону, а также вперёд и назад.

Темп музыки 2/4; делить будем его на 4 счёта.

 

Объяснение танца

Один такт

Один такт

1 Кавалер, держа приподнятой левую ногу у правой, при счёте раз, слегка подпрыгивает на правой ноге и одновременно скользит левой ногой вперёд.
2 Считая два, ставит правую ногу сзади левой.
3 Считая три, подпрыгивает с правой ноги на левую.
4 Считая четыре, держит правую ногу приподнятой, выжидая окончание такта.

В следующий такт повторяется то же самое другой ногой.

Дама делает те же движения, но начиная с другой ноги.

 

 

Объяснение танца

Первое движение

1 Считая раз, кавалер ставит левую ногу на вторую позицию.
2 Считая два – приставляет правую ногу к левой, и одновременно сбивает левую ногу с пола.
3 Считая три (держит левую ногу на воздухе) ударяет каблуком левой ноги о каблук правой (coup-de-talon) и, при соединении каблуков, слегка подпрыгивает на правой ноге.

Второе движение

При втором движении кавалер продолжает левой же ногой па простой польки, поворачиваясь в правую сторону. Дама делает то же самое, как па мазурки, так и па польки, начиная всё с правой ноги.

Затем повторяет то же самое другой ногой.

 

 

ГАЛОП (Galop)

 

О происхождении этого игриво-быстрого танца долго спорили и, не придя ни к какому определённому заключению, по беззаботности характера исполнения этого танца, приписывали большею частью его происхождение Франции. Па «Галопа» несложное и незамысловатое: оно состоит из четырёх шассе левой ногой и столько же правой ногой. После этих шассе делается несколько круговых оборотов. Па «Шассе» выполняется на носках, для плавности и эластичности движений, которые вовсе не должны быть рассчитанными и мерными, так как танец этот выражает собой беззаботную, бурную весёлость.

МАЗУРКА (Mazourka)

(рис. № 14)

 

Танец чисто национально-польский, жителей бывшей польской провинции Мазовия, бывшего воеводства Мазовецкого. Народ в этой местности называется «Мазуры» и от этого танец носит название по-польски «Мазур».

Танец этот обошёл, оживлял и в настоящее время оживляет почти все салоны. Это самый красивый и вместе с тем самый трудный из танцев. Если каждый танец требует упражнений, то тем более требует этого мазурка, которая без свободных движений в исполнение pas (па) будет только пародией на танец, вроде прыганий марионеток.

Прежде всего необходимо заметить, что для изучения мазурки в особенности крайне необходим музыкальный слух, чтобы танцевать в такт с музыкой. На этом пункте очень часто разбиваются самые лучшие стремления учеников и усилия учителей. Если даже ученик имеет все данные для успешного изучения мазурки, но не имеет музыкального слуха, то не может танцевать, как следует. Впрочем, практика показала, что при систематической помощи учителя и при особом приложении старания ученика, всегда хотя и не всецело можно достигнуть цели и развить музыкальный слух, по крайней мере настолько, чтобы сносно исполнять танцы.

При исполнении мазурки корпус следует держать прямо, естественно и элегантно, отнюдь не горбиться и не приседать на согнутых коленях; голову не следует опускать вниз, ибо через это теряется настоящее выражение лица, но и не закидывать назад; шею не вытягивать, а держать её прямо; подбородок не выставлять, грудь и живот вперёд не вытягивать. Вся фигура танцующего должна держаться прямо, непринуждённо и, во время исполнения танца, кавалер часто должен обращаться всей фигурой к своей даме.

Чтобы выучить па мазурки и приобрести ловкость в движениях, необходимо прежде всего иметь хотя бы элементарные познания по гимнастике, и при том непрерывно наблюдать, с помощью учителя, чтобы движения корпуса согласовывались с движением ног.

Кроме исполнения па мазурки и выработки изящных движений корпуса, необходимо проникнуться духом и типом танца, вкладывая всякий раз, при исполнении его, чувство и огонёк своей души, который должен отражаться в лице и глазах танцующих. Конечно, успех танца зависит также и от участия хорошей танцорки и осмысленного аккомпанемента хорошей музыки. Всё же неестественные и утрированные движения вроде: резких разбрасывания рук, поднимания плеч, топанья ногами и несоблюдения такта музыки портить красоту и характер танца.

 

 

При изучении pas мазурки, встречается масса особенностей этого танца, и ни один учитель, при письменном изложении в особенности в учебнике, не может точно определить, как долго нужно держать ногу, насколько можно её выдвинуть в сторону, или вперёд, или как низко, или высоко сделать прыжок и т.д.. При самом ясном и подробном письменном изложении хода танца и при самом блестящем понимании ученика, за полный успех поручиться трудно.

Каждое pas мазурки составляется из трёх движений ног, с сильным ударением на третьей части музыкального темпа. Движение ног должно соразмерять согласно с медленным счётом 1, 2, 3, и с темпом музыки, основываясь на пяти вспомогательных позициях. Самый же танец состоит из разных pas мазурки и разных фигур мазурки. Pas мазурки, если исполняются каждой парой порознь, называются променадом мазурки; если же все танцующие пары смешиваются в одном исполнении, то составляется фигура мазурки. Главнейшая pas мазурки следующая:

Для кавалеров: Для дам:
1. Pas glisse  2. Chasse coupe 3. Coup de talon 4. Pas boite 5. Pas de course 1. Pas chasse    2. Pas de course   3. Pas boite

 

ДЛЯ КАВАЛЕРОВ

Pas glisse (Pas Mazourka)

Один такт

1 Считая раз, кавалер подпрыгивает на левой ноге и приподнимает правую ногу вперёд.
2 Считая два, правой ногой скользит вперёд и приподнимает левую ногу от пола.
3 Считая три, кавалер делает прыжок на правой ноге и одновременно левую ногу выкидывает вперёд, отнимая от пола.

Затем повторяется то же самое другой ногой

Chasse coupe

Один такт

1 Считая раз, кавалер подпрыгивает на правой ноге и приподнимает левую ногу вперёд.
2 Считая два, левой ногой скользит вперёд, приподняв правую ногу от пола.
3 Считая три, кавалер сбивает правой левую ногу вперёд (coupe)

Затем повторяется то же самое, начиная прыжок всё на правой ноге.

Pas boite

Устанавливаясь на правой ноге, кавалер держит левую ногу приподнятой вперёд на 4-ой позиции.

Один такт

1 Считая раз, танцующей делает прыжок на правой ноге, одновременно опускает носок левой ноги на пол.
2 Считая два – поднимает слегка правую ногу (тяжесть корпуса переходит на левую ногу)
3 Считая три, делает правой ногой шаг вперёд и одновременно приподнимает левую ногу, для повторения прыжка, так как это pas исполняется всё одной и той же ногой.

ДЛЯ ДАМ

Pas chasse

Один такт

1 Считая раз, дама слегка подпрыгивает на правой ноге.
2 Считая два, выдвигает скользя левую ногу вперёд.
3 Считая три, придвигает сзади правую ногу к левой; и в тот момент, когда правая нога уже придвинута, левая нога делает второе скользящее движение вперёд.

Pas boite

Устанавливаясь на правой ноге, дама держит левую ногу приподнятой вперёд на 4-й позиции*.

Один такт

1 При счёте раз, делается прыжок на правой ноге, одновременно опускается носок левой ноги на пол.
2 При счёте два, правая нога слегка подымается и тяжесть корпуса переходит на левую ногу.
3 При счёте три, правая нога делает шаг вперёд и одновременно с этим движением приподнимается левая нога, для повторения прыжка; это pas исполняется всё с одной ноги.

* Это pas исполняется дамами исключительно в то время, когда они вместе со своими кавалерами делают на месте круг (tour des mains) или (tour sur place).

 

ФИГУРЫ МАЗУРКИ

Первая фигура (две пары)

После променада мазурки, танцующие пары становятся одна против другой, на двух противоположных углах зала. Затем кавалеры делают шен (англез) (рис. № 15), т.е. переходят к напротив стоящим дамам и делают с ними променад, по окончании которого снова останавливаются на своих местах, повторяют шен и вместе со своими дамами делают променад кругом зала до своих мест.

Вторая фигура (три пары)

Три пары одновременно начинают променад. После променада кавалеры выбирают себе дам из тех, которые не участвовали в этой фигуре; дамы также выбирают новых кавалеров. Затем составляется общий круг, кавалеры подают друг другу левые руки, делают «Moulinet» («Мельницу») (рис. № 16): а, правой рукой берёт каждый свою даму за левую руку. 1-й, 3-й и 5-й кавалеры с дамами танцуют в промежутках круга, т.е. входя и выходя в крылья мельницы, остальные же пары тихо двигаются вокруг, потом, по сигналу дирижера, те пары, которые были в кругу, повторяют фигуру. Заканчивается фигура общим променадом, после которого все пары усаживаются на свои места.

Третья фигура (три пары)

Сначала променад, потом кавалеры, как и в предыдущей фигуре, выбирают дам, а дамы – кавалеров и делают «Moulinet» («Мельницу»), т.е. кавалеры подают друг другу левые руки, и по сигналу дирижёра дамы проходят одна за другой к следующему кавалеру, пока не дойдут до своего кавалера. Затем кавалеры, в свою очередь (рис. № 17) делают то же самое, пока не дойдут до своих дам, с которыми совершают общий променад и затем отводят своих дам на места.

Пятая фигура (четыре пары)

После променада четыре пары становятся на четырёх углах зала (a quatre coins). Все четыре кавалера оставляют своих дам и на середине зала подают друг другу левые руки, образуя таким образом звёздочку (étoile), и делают полный тур (рис. № 19), разделаются и подбегают к следующим стоящим по очереди в правую сторону дамам, берут их правой рукой за талию и делают круг на месте (tour sur place). Потом опять повторяют звёздочку и, разделяясь вновь, подбегают к следующей всякий раз по очереди даме. Составление звёздочки повторяется четыре раза, пока кавалеры не дойдут до своих дам, с которыми заканчивают фигуру общим променадом.

 

В заключение стоит упомянуть, что описанные пять фигур мазурки далеко не исчерпывают всех фигур этого танца. Обилие и разнообразие фигур мазурки в зависимости от ёмкости зала и числа танцующих пар слишком велико и описание всех этих фигур удалило бы нас от основной задачи нашего учебника. На родине этого танца, в Польше, мазурка танцуется почти весь вечер непрерывно, фигура сменяется фигурой, лица танцующих разгораются, веселье растёт всё более и более, охота переходит в увлечение, под влиянием которого седовласые старцы пускаются в пляс.

Конечно, дирижёрам полезно изучить все фигуры мазурки, но от исполнителей танца этого вовсе не требуется, для них вполне достаточно знания простейших фигур мазурки. При исполнении неизвестных фигур следует только внимательно прислушиваться голоса дирижерам поспешно выполнять объяснённое, чтобы не создавать путаницы и не сбивать других с толка.

 

 

КАДРИЛЬ

Quadrille, Contredanse

 

Кадриль часто называют «французской» и прежде утверждали, что это французский национальный танец. Такое мнение ошибочно, так как кадриль, которая танцуется теперь искусственно составлена усилиями многих показателей прежней кадрили.

Прежняя «французская» кадриль была в высшей степени элегантным и красивым танцем, где танцующие могли выказывать в полном блеске, посредством красивых pas, свою ловкость и изящество манер. Этого нельзя сказать о нынешней «кадрили», которая едва ли даже может называться танцем в полном смысле этого слова, вернее, это отдых после лёгких танцев: медленные, спокойные движения в кадрили лишь избавляют от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом, полькой и т.д..

Прежде чем приступить к систематическому описанию фигур кадрили необходимо объяснить сначала, планировку пар, положение танцующих и музыкальный темп фигур кадрили.

Число танцующих пар зависит от количества желающих участвовать в танце. Танцующие становятся в две противоположные шеренги парами, кавалер против дамы. Дамы становятся всегда по правую руку кавалера. Каждый кавалер перед началом кадрили приглашает даму и отыскивает себе vis-à-vis, т.е. другую пару, которая становится против него и его дамы.

 

Первая фигура

La premiere figure

Музыка 1-й фигуры в 2/4 - 4/4 и иногда в 8/8. Перед началом каждой фигуры следует выждать восемь тактов для того, чтобы все танцующие имели возможность приготовиться к танцу. По окончании восьмого такта все пары одновременно проходят на противоположные места, т.е. делают chaine anglaise; причём дамы проходят всегда по середине кавалеров и, при занятии новых мест, делают крестообразный переход так, чтобы дама пришлась опять с правой стороны кавалера. Потом таким же порядком пары плотно возвращаются на свои места, не доходя коих, кавалер и дама становятся лицом друг к другу, делают оба по четыре шага вперёд и назад, каждый в правую сторону, затем подают друг другу руки, и делают круг в левую сторону (balance). Затем дамы противоположных концов делают chaine des dames, т.е. переходят одна на место другой и, встречаясь друг с другом, мимоходом подают правые руки, затем разъединяют их, подают кавалеру vis-à-vis левые руки сделав с ними круг на месте в левую сторону, потом возвращаются на свои места и делают круг на месте со своим кавалером. Затем кавалеры, вместе со своими дамами, не разъединяя левых рук, а соединив свои правые руки крестообразно, проходят на места своих vis-à-vis (passé croisé) и, опустив руки, возвращаются, пропуская дам по середине, на свои места, которые заняли при начале кадрили.

 

Вторая фигура

La seconde figure



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.106 с.)