Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРАКТИКА) \ Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Уровень образования: бакалавриат Направленность (профиль): «Дошкольная дефектология»
Заочная форма обучения
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4 1.1.Общие сведения. 4 1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики. 4 1.3. Место практики в структуре образовательной программы.. 4 1.4. Цель и задачи практики. 7 1.5. Перечень планируемых результатов обучения. 7 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.. 12 3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ.. 14 4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ НА ПРАКТИКЕ.. 18 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ.. 26 6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 28 7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ.. 28 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 29 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общие сведения Таблица 1 Общие сведения о практике
Цель и задачи практики Цель практики: ознакомление студентов с современными условиями деятельности тифлопедагога, педагога и воспитателя в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения. Выработка профессиональных умений и навыков организации и проведения занятий со слепыми, слабовидящими и детьми с косоглазием и амблиопией.
Задачи практики: - о знакомление с задачами и функциями учителя-тифлопедагога ДОУ, с современным состоянием коррекционно-развивающей, учебно-коррекционной и воспитательной работы в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения; - изучение медицинской, психолого-педагогической документации, особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста с различными нарушениями зрения и степенью выраженности зрительного дефекта с учетом их возрастных особенностей; изучение методики проведения коррекционных, общеобразовательных и воспитательных занятий со слепыми, слабовидящими и детьми с косоглазием и амблиопией дошкольного возраста; - овладение у мениями анализировать занятия учителя-тифлопедагогаа, методами и методиками обследования тифлопедагогического обследования, умениями заполнять тифлопедагогическую карту, составлять психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями зрения, умениями составления конспектов и проведения коррекционных занятий (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики) с учётом зрительного дефекта и возрастных особенностей детей; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями зрения. 1.5. Перечень планируемых результатов обучения (таблица 3)
Перечень планируемых результатов обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Содержание практики представлено в таблице 4. Таблица 4 Содержание практики
Виды работ, Перечень заданий |
Трудоемкость (в часах) |
Учебно-методическое обеспечение |
Код компетен-ции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на базе практи-ки | самостоя-тельная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вводный этап | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. | Составление индивидуального плана работы на период производственной практики. | 2 | 1; 2; 3; 5 | ПК-8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. | Оформление конспектов коррекционных занятий: 2 подгрупповых и 2 индивидуальных; согласование конспектов с учителем-тифлопедагогом. | 2 | 6 | 1; 4-15; 18; 25; 27-30; 33-35 | ПК-8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариативная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. | Оформление индивидуального плана работы в рамках научно-исследовательской работы. Выполнение индивидуального задания в рамках НИР, например: Ознакомление с содержанием и организацией видов и форм работы педагогов и учителей-дефектологов (с детьми, родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации), необходимых для проведения квалификационного исследования. Или другое. | 1; 4-15; 18; 25; 27-30; 33-35 | ПК-8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной этап
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.4. | Ежедневное проведение коррекционных занятий согласно расписанию тифлопедагога (не менее 2-х в день), из них – 4 зачетных: 2 подгрупповых, 2 индивидуальных - согласно индивидуальному плану прохождения практики. Подбор и изготовление наглядного и раздаточного материала для каждого зачетного занятия на каждого ребенка. Посещение и анализ зачётных коррекционных занятий других практикантов (не менее шести). | 25 | 10 | 1; 4-15; 18; 25; 27-30; 33-35 | ПК-8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.5. | Проведение тифлопедагогического обследования 1 ребенка, составление заключения по результатам обследования, определение основных направлений и содержания коррекционной работы с ним. | 8 | 4 | 1; 5; 13; 21; 24; 25 | ПК-9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.6. | Участие в организации и проведении режимных моментов с детьми группы. Ежедневное заполнение необходимой документации тифлопедагога (календарный план тифлопедагога, журнал посещаемости подгрупповых и индивидуальных занятий, учет и планирование индивидуальной работы с детьми). Оформление документации по практике. Ведение дневника практики. | 17 | 6 | 1; 4; 12; 13; 16; 17; 18; 22; 26; 27; 30; 31 | ПК-8, ПК-9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.7. | Составление консультации для педагогов (или родителей) по особенностям развития ребенка с нарушениями зрения и организации коррекционной работы с ним. Участие в оптимизации коррекционно-развивающей среды группы, создании офтальмо-гигиенических условий в группе. | 10 | 10 | 11; 12; 14-35 | ПК-8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариативная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.8. | Выполнение индивидуальных заданий в рамках квалификационного исследования, например: – Выбор коррекционно-развивающих упражнений для проведения в рамках квалификационного исследования. – Выбор и изготовление (при необходимости) стимульного материала для коррекционно-развивающих упражнений квалификационного исследования. - Оформление индивидуального плана работы | 1-35 | ПК-8 ПК-9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговый этап | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвариантная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.9. | Оформление конспектов зачётных коррекционных занятий, дневника практики. | 4 | 2 | 1; 4-15; 18; 25; 27-30; 33-35 | ПК-8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.10. | Проведение консультации для педагогов (или родителей) по особенностям развития ребенка с нарушениями зрения и организации коррекционной работы с ним. | 2 | 1 | 11; 12; 14-35 | ПК-8, ПК-9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.11. | Подведение итогов производственной практики в качестве учителя-тифлопедагога; оформление отчетной документации по всем этапам практики. | 4 | 3 | 1-3 | ПК-8, ПК-9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариативная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.12. | Вариативная часть: Выполнение индивидуальных заданий в рамках квалификационного исследования, например: – Реализация диагностических мероприятий для проведения квалификационного исследования Оформление отчетной документации по индивидуальным заданиям | ПК-8, ПК-9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 часа | 36 часов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: 108 часов
|
36: 28: 36
Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа:
Кy=n/m;
Где:
Кy – коэффициент успешности;
n – количество выполненных операций (заданий) обучающимся;
m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить обучающийся.
Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий.
Успешность выполнения разноуровневых заданий (см. Таблица 7 строка 1) с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции:
ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV
Если в контроль включено четыре разноуровневых задания (см. Таблица 7 строка 2), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV
Если в контроль включено три разноуровневых задания (см. Таблица 7 строка 3), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII
Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что если у обучающегося коэффициент составляет 0,5–0,7, то он готов и способен демонстрировать компетенцию в своей профессиональной деятельности, в частности на педагогической практике.
4.3. Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности обучающихся
На всех этапах практики осуществляется текущий контроль за деятельностью обучающихся по выполнению заданий, предусмотренных рабочей программой практики. Качество выполняемых студентами действий на практике характеризует уровень сформированности компетенций в соответствии с определенными показателями (знаниями, умениями, способами владения ими).
К способам проверки выполнения студентами заданий в процессе текущего контроля относятся: индивидуальное и групповое консультирование на базе практики и/или университета, собеседование, анализ и обсуждение результатов выполнения заданий и др.
В качестве средств текущего контроля и фиксации его результатов может применяться различный инструментарий, позволяющий определить коэффициент сформированности компетенций (например, см. Приложение 1).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Обучающихся по практике
30. Слюсарская, Т. В. Интеллектуальная подготовка дошкольников с нарушением зрения к обучению в школе: Моногр. / Т. В. Слюсарская. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI. Н. Толстого, 2008. – 112 с.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Проблемного обучения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Оформление отчетной документации
Конспекты коррекционных занятий, консультаций могут быть выполнены на листах формата А4. Наглядность оформляется на альбомных листах (схематично или сканированный вариант) или прилагается в отдельных файлах (на одного ребенка), а в конспекте отражаются все вопросы и задания, которые запланированы на занятии в процессе работы с наглядностью.
Работа с родителями
· выступление на общих собраниях родителей
· индивидуальные консультации для родителей
· обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком (показ коррекционных занятий с детьми)
· практические занятия с родителями
· выставки популярной литературы, дидактических игр и пособий
· подготавливает задания для выполнения с детьми дома.
Кроме того:
1. Организует свое рабочее место, место работы ребенка, оформляет кабинет с учетом реализуемой программы.
2. Создает развивающую среду в группе с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей воспитанников.
3. Создает методический и дидактический комплексы, включающие в себя каталог по интересующей периодике (журналы «Дефектология», «Развитие и воспитание детей», «Дошкольное воспитание» и др.), специальной литературе, а также конспекты занятий, развивающие игры, оформление которых должно соответствовать офтальмо-гигиеническим требованиям.
4. Ведет соответствующую документацию.
5. Проводит самоанализ деятельности в конце каждого учебного года.
6. Собирает сведения медицинских специалистов о состоянии здоровья ребенка. Обследует уровень познавательных возможностей детей.
7. На основе полученных данных составляет информационно-диагностическую карту на каждого ребенка.
8. Заполняет карту развития ребенка, определяет основные направления коррекционной работы для конкретного ребенка.
9. Планирует коррекционно-образовательный процесс в группе.
10. Изготавливает дидактические пособия с учетом реализуемой программы и состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей детей.
11. Тифлопедагог постоянно работает над повышением уровня самообразования. В течение года разрабатывает выбранную тему (изучает ее теоретически и готовит практические наработки); по графику администрации посещает курсы повышения квалификации, посещает мероприятия, проводимые на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ и т.д.
12. Постоянно заботится о повышении квалификации (участвует в работе курсов и т.д.).
13. Следит за изданием новой методической литературы. Знакомиться с ее содержанием, анализирует и доводит до сведения воспитателей, родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.
14. Проводит просветительскую работу среди воспитателей, медицинских специалистов, родителей по вопросу обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения.
Планирование деятельности тифлопедагога
Большое место в документации тифлопедагога отводится планированию: перспективному, календарному, составлению индивидуальных программ.
Перспективный план работы составляется тифлопедагогом чаще всего на полугодие, год. В нем отражаются общие задачи по всем направлениям коррекционно-педагогической работы с детьми, педагогами, родителями на данный период. При планировании коррекционной работы с детьми конкретной группы возможно составить тематическое (перспективное) планирование на год, учитывая содержание программы Л.И. Плаксиной. В перспективном плане тифлопедагог указывает примерное содержание методической работы с педагогами и родителями: тематика сообщений на педагогических советах и родительских собраниях, консультаций, семинаров и др., их распределение на год.
Календарный план тифлопедагога предполагает ежедневное планирование подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми согласно сетке занятий и с учетом перспективного тематического планирования. Его целесообразно составлять на неделю. В календарном плане тифлопедагог указывает год, число, день недели. Необходимо обозначить изучаемую тему, вид коррекционного занятия (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики). Для подгрупповых занятий указывается № подгруппы, для индивидуальных – фамилия и имя ребенка. Далее указываются конкретные, решаемые на данном занятии задачи, перечисляются демонстрационный и раздаточный материал, используемые технические и тифлотехнические средства, художественное слово.
Индивидуальные программы и планы составляются для детей, имеющих трудности усвоения программного материала.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Инструментарий для определения
Приложение 2
План презентации итогов практики
1. Название и краткая информация об образовательной организации, на базе которой проходила практика.
2. Состав педагогических и административных работников, курирующих практику в организации.
3. Краткая характеристика контингента обучающихся, участвующих в практике (класс, возраст, диагноз, структура дефекта).
4. Перечень видов работ, освоенных в период практики.
5. Перечень выполненных заданий.
Требования к оформлению презентации: наличие иллюстраций, текста на слайде не очень много, размер и цвет – оптимально воспринимаемый при просмотре. На титульном слайде обозначить Ф.И.О. студентов, выполнивших презентацию.
Приложение 3
Индивидуальные задания1
на ___________________________________________________ практику
(название практики в соответствии с учебным планом)
Ф.И.О. обучающегося __________________________ группа _______________
Направленность (профиль) ОПОП _____________________________________
Срок прохождения практики __________________________________________
Место практики ________________________ (организация, структурное подразделение)
Тема исследовательской работы2 ____________________________________
Дата ознакомления3 _________________________
№ п/п | Перечень заданий | Срок выполнения | Отметка о выполнении4 |
Подпись руководителя практики от Университета / Ф.И.О.
Подпись руководителя практики от организации5 / Ф.И.О.
Подпись студента-практиканта / Ф.И.О.
Примечания:
1 Индивидуальные задания разрабатываются и согласуются на каждую практику;
2 Тема курсовой, выпускной квалификационной работы (в т.ч. магистерской диссертации) и т.п.;
3 Ознакомление студента-практиканта с индивидуальными заданиями проводится на установочной конференции;
4 Отметка о выполнении задания ставится руководителем практики от Университета посредством проставления «выполнено» или «не выполнено»;
5 При организации практики на базе университетам и при отсутствии в этом случае руководителя практики от организации индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики, подписывает заведующий кафедрой
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРАКТИКА)
В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
\
Направление: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль): «Дошкольная дефектология»
Заочная форма обучения
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
1.1.Общие сведения. 4
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики. 4
1.3. Место практики в структуре образовательной программы.. 4
1.4. Цель и задачи практики. 7
1.5. Перечень планируемых результатов обучения. 7
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.. 12
3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ.. 14
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ НА ПРАКТИКЕ.. 18
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ.. 26
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 28
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ.. 28
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения
Таблица 1
Общие сведения о практике
Общие сведения | Форма обучения |
заочная | |
1 | 2 |
Вид практики | Производственная |
Название практики | Научно-исследовательская работа (практика) в ДОО для детей с нарушениями зрения |
Место проведения практики | Образовательная организация |
Курс | 5 курс |
Семестр | 9 семестр |
Способ проведения | Стационарная |
Форма (формы) проведения | Дискретно (концентрированная) |
Объем практики в зачетных единицах | 3 ЗЕТ |
Продолжительность в неделях (часах) | 2 недели; 108 часов |
Календарный срок | согласно календарно-учебному графику |
Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики
Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений учителя-тифлопедагога в ДОУ для детей с нарушениями зрения. В ходе прохождения обучающимися производственной практики в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями зрения реализуются такие виды профессиональной деятельности: исследовательская.
1.3. Место практики в структуре образовательной программы
Производственная практика –составляющая образовательной программы, относящаяся в полном объеме к ее вариативной части (Блок 2).
1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится восьмой в общей системе практик (табл. 2)
Таблица 2
Система практик при овладении образовательной программой
№ п/п | Название практики | Вид практики | Место практики в учебном плане | Формируемые компетенции
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.175 с.) |