Новосибирская модель оон – 2015 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новосибирская модель оон – 2015



НОВОСИБИРСКАЯ МОДЕЛЬ ООН – 2015

 

 

ДОКЛАД ЭКСПЕРТА для Программы ООН по окружающей среде

Проблемы окружающей среды человека в XXI веке

 

 

Алёшина Яна Александровна

Бакалавр международных отношений НГУЭУ

Оглавление

Введение

1. Основные проблемы окружающей среды человека в XXI веке

1.1. Изменение климата

1.2. Разрушение стратосферного озона

1.3. Опустынивание и деградация земель

1.4. Утрата биологического разнообразия и работа экосистем

1.5. Ухудшение качества питьевой воды

2. Программа ЮНЕП «Зеленая экономика»

2.1. Зеленые технологии

2.2. Зеленый транспорт

2.3. Зеленая энергетика

3. Подходы государств к экологическим проблемам

Заключение

Полезные ссылки и литература

 

Введение

 

Поворотным моментом в охране окружающей среды считается 1972 год: в Стокгольме состоялась первая международная Конференция ООН по окружающей среде человека. 113 государств обсуждали проблемы, которые вызывали всеобщую озабоченность: загрязнение воды, воздуха, земли и живых организмов; нарушение экологического баланса биосферы; разрушение и истощение не восполняемых природных ресурсов и антропогенная деятельность человека. В тот же год Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла две резолюции – одна из которых учреждала Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а вторая объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды.

       С тех пор прошло более сорока лет, были приняты десятки конвенций и резолюций и учреждены различные международные институты по мониторингу и охране окружающей среды. Тем не менее, экологические проблемы, существовавшие в то время, до сих пор находятся в центре внимания международного сообщества и приобретают все большую остроту в связи с ростом населения Земли, развитием промышленности и экономик. Охрана окружающей среды по-прежнему находится на периферии социально-экономического развития. Бедность и избыточное потребление ресурсов продолжают оказывать негативное влияние на окружающую среду. Кроме того, уровень осведомленности и предпринимаемые действия несоразмерны существующему состоянию окружающей среды.

В этом году Всемирный день окружающей среды прошел под лозунгом «Семь мечтающих миллиардов. Только одна планета. Потребляй рационально». По данным Программы ООН по окружающей среде, нерациональное использование природных ресурсов может привести к тому, что к 2050 году человечеству для поддержания привычного образа жизни потребуются ресурсы трех таких планет, как Земля. Эксперты прогнозируют увеличение потребления полезных ископаемых, руды, ископаемых видов топлива и биомассы примерно до 140 миллиардов тонн, - что в три раза больше нынешнего потребления – при условии, что рост экономик и потребление ресурсов будет идти одинаковыми темпами. Таким образом, человечество потребляет гораздо больше природных ресурсов, чем может предложить наша планета.

Естественно, такое отношение к природным ресурсам негативно сказывается на экологии, приводя к серьезным проблемам, в т.ч. в плане ухудшения санитарного состояния окружающей среды как в развивающихся, так и в развитых странах. Плохое качество питьевой воды, загрязнение воздуха, утрата биоразнообразия, истощение озонового слоя, деградация земель и изменение климата – основные проблемы окружающей среды, с которыми сталкивается человечество в XXI веке.

Изменение климата

За последнее столетие средняя температура на Земле увеличилась приблизительно на 0,74°C. 

Изменение температуры поверхности Земли за 1901-2005 гг., °С за столетие [1]

           Причиной тому является аномальный рост концентрации в атмосфере так называемых «парниковых газов» (углекислый газ, метан, закись азота и др.). Эти газы задерживают инфракрасное излучение, которое испускает земная поверхность, создавая таким образом «парниковый эффект». Явление парникового эффекта позволяет поддерживать на поверхности Земли температуру, при которой возможно возникновение и развитие жизни. Если бы парниковый эффект отсутствовал, средняя температура поверхности земного шара была бы значительно ниже, чем она есть сейчас. Тем не менее, при повышении концентрации парниковых газов увеличивается непроницаемость атмосферы для инфракрасных лучей, что приводит к повышению температуры Земли.[2]

       Изменение температуры Земли в настоящий момент сопровождается более мощными тепловыми волнами, новыми ветровыми режимами, усилением засухи в одних и более сильными осадками в других регионах, таянием ледников и льда в арктических водах, а также повышением уровня моря. На протяжении ХХ столетия уровень моря повысился примерно на 17 см. Геологические исследования указывают на то, что уровень моря повышался гораздо меньше на протяжении предыдущих 2000 лет. В регионах с умеренным климатом уменьшилась толщина горных ледников, а также снежное покрытие, особенно в весенний период. Уровень промерзания грунта во время зимнего сезона в северном полушарии в течение всего ХХ столетия снизился на 7%. В течение последних 150 лет с каждым столетием период замерзания рек и озер изменился — они начинают замерзать примерно на 5,8 дня позже, а оттаивать на 6,5 дней раньше.

       Изучением данного явления повсеместно занимаются десятки тысяч ученых и экспертов. Для исследования и анализа наилучших опубликованных научных работ по данной теме Организация Объединенных Наций в рамках Программы ООН по окружающей среде совместно с Всемирной метеорологической организацией учредила Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) в 1988 году. С 1990 года каждые пять или шесть лет МГЭИК представляет официальные доклады с оценкой состояния науки, основываясь на исследованиях и прогнозах о дальнейших перспективах. Так, согласно прогнозам МГЭИК, в ближайшие двадцать лет рост температуры составит в среднем 0,2 ºС за десятилетие, а к концу XXI века температура Земли может повыситься от 1,8 до 4,6 ºС.[3]

        Кроме того, 9 мая 1992 года была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата[4], вступившая в силу 21 марта 1994 года. Данная конвенция положила начало проведению переговоров с целью определения более твердых и подробных обязательств государств по решению проблемы изменения климата. В 1997 году в городе Киото, Япония, было принято решение о расширении Конвенции. В Киотском протоколе определены цели по ограничению выбросов в атмосферу для промышленно развитых стран и предложены инновационные механизмы, способствующие достижению этих целей данными странами.

       Также состоялись несколько конференций, посвященных проблеме изменения климата в XXI веке:

· 2007г. – Конференция ООН по изменению климата, Бали (Индонезия)

· 2008г. – Конференция по изменению климата, Познань (Польша)

· 2009г. – Конференция ООН по изменению климата, Копенгаген (Дания)

· 2010г. – Канкунская конференция

· 2011г. – Конференция ООН по изменению климата, Дурбан (Южная Африка)

· 2012г. – Конференция ООН по изменению климата, Доха (Катар)

· 2014г. – Конференция ООН по изменению климата, Лима (Перу)[5]

Зеленые технологии

Доступность экологически чистых технологий является центральным аспектом глобального перехода к "зеленой" экономике. Во многих случаях замена устаревших технологий современными устойчивыми альтернативами может обеспечить экономию средств, улучшение здоровья человека, создание "зеленых" рабочих мест и в то же время благоприятно сказаться на состоянии окружающей среды.

В 2009 году ЮНЕП уделила особое внимание "зеленым" технологиям в целях поиска решений проблемы изменения климата и улучшения регулирования химических веществ и отходов в партнерстве с учреждениями ООН, секретариатами природоохранных конвенций, правительствами, НПО и частным сектором.

Проведя оценки технологических потребностей, ЮНЕП оказала помощь более чем 45 развивающимся странам в анализе препятствий на пути внедрения экологически рациональных технологий и разработке технологических планов действий, предназначенных для устранения этих препятствий.

Программа действий по озону ЮНЕП обеспечивает содействие более чем 80 странам в подготовке планов управления поэтапной ликвидацией гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ), сильнодействующих антропогенных парниковых газов, используемых в холодильном оборудовании и кондиционерах воздуха. Эти планы включают выявление возможностей получения сопутствующих выгод от защиты климата, например, за счет повышения энергоэффективности.

Химические вещества представляют особую опасность для здоровья человека и состояния окружающей среды. Они присутствуют везде, но зачастую у потребителей нет информации о содержании потенциально опасных веществ в товарах. Для решения этого вопроса Международная конференция по регулированию химических веществ, состоявшаяся в мае 2009 года, предложила ЮНЕП возглавить международные усилия по улучшению информационных потоков и повышению доступа к информации в течение всего жизненного цикла продукции.

Кроме того, ЮНЕП совместно с Всемирной организацией здравоохранения создала глобальное партнерство по поэтапному отказу от применения свинца в красках.

Целью другой инициативы ЮНЕП-ВОЗ, начатой в 2009 году при финансовой поддержке ФГОС, является расширение масштабов применения устойчивых альтернативных средств, не содержащих ДДТ, для борьбы с малярией, сокращение годового объема использования ДДТ на 80 процентов к 2015 году и последующий полный отказ от его применения к 2024 году.

Быстрое увеличение объемов и количества типов твердых и опасных отходов вследствие экономического роста, урбанизации и индустриализации в разных регионах мира зачастую приводит к загрязнению окружающей среды, появлению опасностей для здоровья, парниковых газов и токсичных выбросов и утратам ценных материалов и ресурсов. В рамках проектов, проводимых под руководством Международного центра экотехнологий в Китае, Индии, Лесото и Шри-Ланке, ЮНЕП продемонстрировала возможность повторного использования и/ или рециркуляции 50-70 процентов отходов, что позволяет избежать их попадания на свалки. Проводится широкомасштабное информирование через Интернет об имеющихся технологиях и подходах регулирования конкретных типов отходов, таких как сельскохозяйственная биомасса, пластик и электронные отходы. Таким образом, ЮНЕП показывает, что отходы могут стать ценным ресурсом.[13]

Зеленый транспорт

«Предотвращение — Переход — Обеспечение экологической чистоты» - это три направления стратегии ЮНЕП в области транспорта. Более экономичный и экологически чистый транспорт является ключевым элементом низкоуглеродной экономики. В рамках своей транспортной программы ЮНЕП пропагандирует смену парадигмы в пользу меньшего использования автомобильного транспорта без ущерба для мобильности. ЮНЕП также уделяет особое внимание повышению чистоты транспортных средств и топлива, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, которые пытаются бороться с загрязнением воздуха и связанными с ним проблемами здравоохранения.

Переход от частных автомобилей к общественному транспорту позволяет сократить выбросы углерода и уменьшить заторы на дорогах. Во многих развивающихся странах большинство жителей по-прежнему не может позволить себе иметь личный автомобиль, однако в этих странах отсутствуют развитые системы общественного транспорта и безопасные варианты передвижения для пешеходов, велосипедистов и передвижения с использованием других немоторизованных транспортных средств. В рамках своей новой инициативы "Уступи дорогу" ЮНЕП работает с общественностью и партнерами из частного сектора, с тем чтобы гарантировать, что от всего объема инвестиций в развитие дорожной инфраструктуры примерно 10 процентов идет на создание пешеходных и велосипедных дорожек.

К 2050 году численность мирового автопарка утроится, при этом почти весь рост придется на развивающиеся страны. Для предупреждения значительного увеличения выбросов от транспорта, ухудшения качества воздуха и дальнейшего развития изменения климата ЮНЕП вместе с фондом "Международная автомобильная федерация" (ФИА) и Международным транспортным форумом в рамках ОЭСР инициировала кампанию "На 50 к 50-му", целью которой является повышение эффективности мирового автопарка по меньшей мере на 50 процентов к 2050 году. Кроме того, ЮНЕП разместила у себя лауреата премии "ООН 21" – Партнерство в интересах применения экологически чистых видов топлива и транспортных средств. С 2002 года Партнерство, насчитывающее более 120 членов, достигло серьезных успехов в деле поэтапного отказа от этилированного бензина по всему миру. Лишь 12 стран еще применяют небольшие количества этилированного топлива, при этом все страны утвердили целевые показатели для завершения поэтапного отказа. Сейчас Партнерство занимается глобальной кампанией по снижению уровня содержания серы по всему миру. Все развитые страны утвердили стандартное содержание серы на уровне не более 50 частей серы на миллион (ч/ млн), что сильно отличается от уровней, достигающих 10 000 ч/ млн, обнаруженных в топливе в некоторых развивающихся странах. В 2009 году более 80 развивающихся стран (более половины из них расположено в Африке) согласились внедрить план действий по переходу к топливу с низким содержанием серы, а несколько стран в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна утвердили конкретные целевые показатели.[14]

Зеленая энергетика

В 2009 году одним из основных направлений деятельности ЮНЕП также было оказание помощи правительствам и частному сектору во внедрении низкоуглеродных, возобновляемых источников энергии и повышении энергоэффективности.

В докладе 2009 года "Глобальные тенденции инвестирования в устойчивую энергетику" показано, что глобальные инвестиции в возобновляемые источники энергии и энергоэффективность в 2008 году достигли рекордного уровня. Согласно докладу, объем инвестиций в выработку энергии из возобновляемых источников превысил инвестиции в выработку энергии с использованием ископаемых видов топлива (140 млрд. и 110 млрд. долларов США).

В Африке в рамках Механизма чистого развития (МЧР) идет полным ходом реализация или планируется осуществление все большего числа проектов, предусматривающих использование "зеленой" энергетики и безопасность для климата. Последнее обновление данных МЧР, проведенное Центром ЮНЕП по энергетике, климату и устойчивому развитию в Ризо, показывает, что примерно 112 проектов МЧР в Африке общей стоимостью 212 млн. евро в год находятся на этапе "проверки, подачи запроса о регистрации" или уже зарегистрированы. По линии Консультативного фонда устойчивой энергетики, финансируемого правительством Дании, ЮНЕП работает с 10 странами в Африке, Азии и регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, проводя сравнение различных вариантов развития энергетики с целью обоснованного выбора.

Для оказания промышленности помощи в сокращении энерго- и материалоемкости и соответствующего воздействия на окружающую среду, ЮНЕП и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) начали реализацию Программы по обеспечению ресурсоэффективного и более чистого производства (РЭЧП) и создали два национальных центра РЭЧП экологически чистого производства в Албании и на Маврикии. Для решения острого вопроса о биотопливе ЮНЕП провела ряд мероприятий – от составления докладов по оценке до подготовки практического руководства по принятию решений – с целью максимально увеличить потенциальные выгоды биоэнергетики и свести к минимуму потенциальные риски.[15]

Заключение

Между здоровьем человека и здоровьем планеты существует неразрывная связь. Лучшее будущее каждого человека невозможно без улучшения состояния окружающей его среды в настоящем. Реализация таких задач, как искоренение бедности, поддержание устойчивого экономического роста и продвижение социального прогресса, невозможно без здорового состояния окружающей среды.

Руководствуясь Среднесрочной стратегией ЮНЕП на период 2014-2017 годов, государства-участники должны выработать такую Декларацию по проблеме окружающей среды человека в XXI веке, которая бы символизировала активизацию перехода к справедливому развитию, сопряженному с низким уровнем выделения углекислого газа, низким уровнем выбросов, эффективным использованием ресурсов, и основанному на защите и рациональном использовании экосистемных услуг, согласованном и улучшенном экологическом управлении, и уменьшении экологических рисков.

Полезные ссылки и литература

1. Глобальный зеленый новый курс // Программа ООН по окружающей среде. 2009. URL: http://www.unepcom.ru/images/greeneconomy/greennewdeal.pdf

2. Ежегодный доклад Программы ООН по окружающей среде. 2014. URL: http://www.unep.org/annualreport/2014/ru/pdf/ru_UNEP_Annual_Report_2014.pdf

3. Изменение климата // Четвертый оценочный доклад МГЭИК. 2007. URL: https://www.ipcc.ch/pdf/assessment-report/ar4/syr/ar4_syr_ru.pdf

4. Мальмёнская декларация от 31 мая 2000 г. URL: http://www.unepcom.ru/unep/basedocs/malmo-decl.html

5. Найробийская декларация о роли и мандате Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде от 7 февраля 1997 г. URL: http:// www. unepcom. ru / unep / basedocs / narobi - decl. html

6. Окружающая среда для будущего, которое мы хотим. GEO-5 // Программа ООН по окружающей среде. 2012. URL: http://www.unep.org/geo/pdfs/geo5/GEO5_report_Russian-low-res.pdf

7. Программа ООН по окружающей среде. URL: http://www.unep.org/russian/

8. Программа работы ЮНЕП на период 2014-2015 гг. URL: http://www.unepcom.ru/unep/startegy2014-2017/programme2014-2015.html

9. Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www.unepcom.ru/

10. Среднесрочная стратегия ЮНЕП на период 2014 - 2017 гг. URL: www.unepcom.ru/unep/startegy2014-2017.html


[1] Изменение климата // Четвертый оценочный доклад МГЭИК. 2007. URL: https://www.ipcc.ch/pdf/assessment-report/ar4/syr/ar4_syr_ru.pdf

[2] Изменение климата. Причины изменения климата. URL: http://www.climatechange.ru/node/118

[3] Изменение климата. Наблюдаемые изменения. URL: http://www.climatechange.ru/node/117

[4] Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г.

URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml

[5] Климат // Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www.unepcom.ru/globenv/18-climate/83-climate.html

[6] Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой от 16 сентября 1987 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/montreal_prot.shtml

[7] Озоновый слов восстанавливается? // Самара сегодня. URL: http://samaratoday.ru/news/195045

[8] Опустынивание // Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www.unepcom.ru/globenv/9-deserting/102-desert.html

[9] Международный год биоразнообразия. ООН. URL: http://www.un.org/ru/events/biodiversity2010/losing.shtml

[10] Окружающая среда для будущего, которое мы хотим. GEO-5 // Программа ООН по окружающей среде. 2012.  URL: http://www.unep.org/geo/pdfs/geo5/GEO5_report_Russian-low-res.pdf c.133

[11] Итоги Международного десятилетия действий «Вода для жизни»: значение воды для устойчивого развития // Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. 2015. URL: http://www.unepcom.ru/news/news2015/893-150617water.html

[12] Глобальный зеленый новый курс // Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www.unepcom.ru/unep/gei.html

[13] Зеленые технологии // Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www.unepcom.ru/unep/gei/217-grn-technology.html

[14] Зеленый транспорт // Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www.unepcom.ru/unep/gei/219-grn-transport.html

[15] Зеленая энергетика // Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде. URL: http://www.unepcom.ru/unep/gei/218-grn-energy.html

[16] Ежегодная встреча Региональной озоновой сети Европы и Центральной Азии. Ереван, Армения. 26-28 мая 2015 г.  URL:http://www.unep.org/ozonaction/ecanetwork/Portals/138/documents/Leo/Armenia%20May%202015/ARM_Concept_Note_Rus.pdf

[17] International Maritime Organization.

URL: http://www.imo.org/en/About/Conventions/ListOfConventions/Pages/Default.aspx

НОВОСИБИРСКАЯ МОДЕЛЬ ООН – 2015

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.052 с.)