Карта обследования дезадаптивных подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта обследования дезадаптивных подростков



Фамилия, имя, отчество _______________________

Год рождения, класс __________________________

 

1. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1).

 

2. Учеба: удовлетворительная (5), слабая (4), неудовлетворительная (3), оставил школу, ПТУ, работает (2), не работает, не учится (1).

 

3. Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в ИДН (1).

 

4. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник

 

коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1).

 

5. Отношение к учебе: охотное (5), избирательное (4), равнодушное (3), неохотное (2), крайне неохотное (1).

 

6. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, мачеха

 

и отец (3), одна мать, один отец (2), нет родителей — бабушка, дедушка, другие родственники (1).

 

7. Количество детей в семье _________________

 

8. Образование родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), среднее специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).

 

9. Степень выраженности аморальных проявлений в семье:

 

5 — семья ведет здоровый образ жизни; 4 — один из родителей склонен к выпивкам, скандалам;

 

3 — у родителей эпизодические запои, семейные скандалы; 2 — частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей;

 

1 — повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость в лишении родительских прав и изъятии детей.

10. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:

 

5 — семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей; 4 — духовные потребности недооцениваются; 3 — для семьи характерна духовная, идейная индифферентность; 2 — преобладают стяжательские настроения;

 

1 — в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей.


 

8


11. Характер эмоциональных отношений в семье:

 

5 — атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки; 4 — отношения ровные, но без эмоциональной близости;

 

3 — эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность; 2 — эмоционально-холодные, отчужденные отношения; 1 — напряженно-конфликтные отношения.

12. Характеристика дружеского внешкольного общ ения со сверстниками:

 

5 — на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, увлечений спортом, коллекционированием и др.;

 

4 — досуговые группы с совместными формами отдыха и общения; 3 — общение на основе пустого времяпрепровождения;

 

2 — асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство; 1 — криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН за различные правонарушения: мелкие

ражи, угоны, бродяжничество и др.

 

Показатели социального развития подростка:

 

13. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений:

 

1 — профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;

 

2 — планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездушности; 3 — планы неопределенные, иногда нереальные;

 

4 — планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;

 

5 — профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней.

 

14. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

 

1 — отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия; 2 — к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;

 

3 — отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок; 4 — отношение сознательное, добросовестное интерес проявляется избирательно, не ко всем

 

предметам; 5 — отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.

 

15. Уровень развития полезных интересов, занятий, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т. д.):

1 — индифферентность интересов, преобладание пустого время препровождения;

2 — интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;

 

3 — интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других;

 

4 — интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных занятиях, навыках,

 

умениях; 5 — глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных

знаний.

16. Отношение к педагогическим воздействиям:

 

1 — резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний;

 

2 — неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства;

 

3 — избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями;

 

4 — к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает;

 

5 — чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков.

 

17. Коллективистские проявления, способности считаться с коллективными интересами,

нормами коллективной жизни:


 

 

9


1 — бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному

мнению в классе;

2 — к общественному осуждению относится равнодушно;
3 — внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;
4 — с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным

мнением;

5 — развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.

 

18. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников:

 

1 — открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;

 

2 — в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности, и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;

 

3 — равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений;

 

4 — способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их; 5 — активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.

19. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:

 

1 — навыков самокритичности и самоанализа не имеет и не стремится их развивать; 2 — самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих; 3 — самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе;

 

4 — самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных условиях по самовоспитанию;

 

5 — самоанализ и самокритичность являются основой программы самовосприятия и самосовершенствования.

 

20. Внимательное, чуткое отношение к окружающим:

 

1 — проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным; 2 — способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других; 3 — равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товарищами; 4 — сопереживание по отношению к близким, родным;

 

5 — высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь.

 

21. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:

 

1 — использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях; 2 — слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая

 

регуляция поведения; 3 — стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей

 

принятия решений, сопротивления среде и т. д.; 4 — хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому

 

влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера; 5 — сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции

 

собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно полезные действия.

22. Внешняя культура поведения:

 

1 — неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;

 

2 — безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер;

 

3 — безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;

 

4 — аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения; 5 — эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении,

манере держаться.

23. Отношение к алкоголю:


 

10


1 — злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ;

2 — эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ;

 

3 — нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, токсические вещества;

 

4 — осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя;

 

5 — активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией.

24. Отношение к курению:

1 — закрепившаяся привычка к курению;
2 —– эпизодическое курение;
3 — воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей;
4 — осознанный, самостоятельный отказ от курения;
5 —– активное неприятие от курения в отношении себя и своих товарищей (выбор друзей).

25. Культура речи:

1 — сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в

присутствии девушек, женщин, взрослых;

2 — эпизодическое сквернословие «по случаю»;
3 — избегание нецензурных выражений;

4 — активное стремление очистить речь от сквернословия;

5 — высокая культура речи, богатый лингвистический запас.

 

Обработка результатов

 

Наиболее существенными, диагностически значимыми признаками считаются те, что позволяют определить степень социальной запущенности дезадаптивных подростков, а также так называемые сигналы-признаки, на основе которых у педагогов формируется оценочный стереотип по типу «трудный подросток», мешающий адекватно оценивать личность дезадаптивных учащихся и прежде всего их позитивный потенциал, с опорой на который можно строить программу перевоспитания и социальной реабилитации.

 

Показатели социального развития:

 

1 — наличие положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений;

 

2 —– отношение к учебной деятельности; 3 — развитие полезных знаний, навыков, интересов;

4 —– адекватность отношения к педагогическим воздействиям;

5 — коллективистские проявления;

6 — критичность, способность правильно оценивать других;

7 — самокритичность, самоанализ;

8 — способность к сопереживанию, эмпатия;

9 — волевые качества;

10 — внешняя культура поведения;

11 — отказ от употребления алкоголя;

12 — отказ от курения;

13 — отказ от сквернословия.

 

Эти проявления выступают в роли «сигналов-признаков», на основе которых происходит формирование стереотипа «трудный подросток». Стереотип «трудный подросток» отрицательно проявляет себя в социальной перцепции педагога, способствует стиранию различий и граней между педагогически запущенными учащимися. Именно наличие общих негативных качеств мешает рассмотреть то полезное, что есть в поведении и личности педагогически запущенного (прежде всего — трудолюбие, овладение рабочими профессиями), и с опорой на полезные


 

 

11


качества без вмешательства успешно осуществлять воспитательную работу с этой категорией учащихся.

 

Таким образом, проведение социально-педагогиче-ского обследования дезадаптивного подростка с помощью предлагаемой Карты и последующая интерпретация его результатов позволяют определить уровень социального развития, степень социальной запущенности и в соответствии с этим более грамотно, дифференцированно подойти к социально-реабилитационной работе.

 

Вместе с тем следует отметить, что социально-педаго-гическое наблюдение дает лишь общие представления об уровне социального развития и для более глубокой характеристики личности дезадаптивных подростков требуются специальные социально-психологические методы, которые

целесообразно применять и использовать психологам.

(Беличева С. А. Социально-педагогические методы оценки социального развития

 

дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 1.)

 

МЕТОДИКА СПА (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ)

 

Методические рекомендации. Модель отношений человека с социальным окружением и с самимсобой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

 

Инструкция. Прочитав(или прослушав)очередное высказывание опросника,примерьте его ксвоим привычкам, своему образу жизни.

 

Чтобы указать, в какой мере это высказывание Вы можете отнести к себе, в бланке для ответов выберите один (наиболее подходящий, по вашему мнению) из семи вариантов оценки, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

 

«0» — «это ко мне совершенно не относится»; «1» — «это на меня непохоже»;

 

«2» — «сомневаюсь, что это можно отнести ко мне»; «3» — «не решаюсь отнести это к себе»; «4» — «это похоже на меня, но нет уверенности»; «5» — «это на меня похоже»; «6» — «это точно про меня».

 

Выбранный Вами вариант ответа отметьте в Бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

 

Опросник

 

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

 

4. Часто ругает себя за сделанное.

5. Часто чувствует себя униженным.

6. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

7. Свои обещания выполняет всегда.

8. Теплые, добрые отношения с окружающими.

9. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

10. Во всех неудачах винит себя.

11. Человек ответственный, на него можно положиться.

12. Чувствует, что не в силах, хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

13. На многое смотрит глазами сверстников.

14. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

15. Собственных убеждений и правил не хватает.


 

 

12


16. Любит помечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

 

17. Всегда готов к защите и даже нападению; «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.

 

18. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него — не проблема.

 

19. Часто портится настроение; накатывает уныние, хандра.

20. Все, что касается других, не волнует; сосредоточен на себе; занят собой.

21. Люди, как правило, ему нравятся.

 

22. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

23. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

24. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

25. С окружающими обычно ладит.

 

26. Всего труднее бороться с самим собой.

27. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

28. В душе — оптимист, верит в лучшее.

29. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

30. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

 

31. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

 

32. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.

33. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось ни с кем делиться.

34. Человек с привлекательной внешностью.

35. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

 

36. Приняв решение, следует ему.

 

37. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

 

38. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.

39. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

40. Всем доволен.

41. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

 

42. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

43. Уравновешен, спокоен.

44. Разозлившись, нередко выходит из себя.

45. Часто чувствует себя обиженным.

46. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий; не хватает сдержанности.

 

47. Бывает, что сплетничает.

48. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

49. Довольно трудно быть самим собой.

50. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

 

51. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего… Словом — не от мира сего.

 

52. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, коков он есть.

 

53. Старается не думать о своих проблемах.

54. Считает себя интересным человеком — привлекательным как личность, заметным.

55. Человек стеснительный, легко тушуется.

56. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

57. В душе чувствует превосходство над другими.

58. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность.

59. Боится того, что подумают о нем другие.

 

60. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале; в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

 

61. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

62. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.

63. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

64. Себя просто недостаточно ценит.


 

13


65. По натуре вожак и умеет влиять на других.

 

66. Относится к себе в целом хорошо.

67. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

 

68. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно — если разногласия грозят стать явными.

 

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все смешалось у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

 

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.

 

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг — не получится.

 

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется и сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

 

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

 

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

 

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит прихвастнуть.

 

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

 

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

 

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.

96. В себе все ясно; себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

 

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.

 

99. Себя не ценит: никто его не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто

терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

101. Все свои привычки считает хорошими.

 

Результаты заполнения приводимого ниже бланка для ответов соотносятся со шкалами бланка-ключа. Подсчет производится простым суммированием тех баллов, которые испытуемый отмечал в бланке при ответе.


 

14


Бланк для ответов

 

1

2

3   4   5   6 7

8

  9 10    
                                   
11

12

13   14   15   16 17

18

  19 20    
21

22

23   24   25   26 27

28

  29 30    
31

32

33   34   35   36 37

38

  39 40    
41

42

43   44   45   46 47

48

  49 50    
                                   
51

52

53   54   55   56 57

58

  59 60    
61

62

63   64   65   66 67

68

  69 70    
71

72

73   74   75   76 77

78

  79 80    
81

82

83   84   85   86 87

88

  89 90    
                                   
91

92

93   94   95   96 97

98



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.227 с.)