Назначение и состав проекта организации строительства (ПОС). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение и состав проекта организации строительства (ПОС).



Назначение и состав проекта организации строительства (ПОС).

Проект организации строительства (ПОС) является обязательным документом для заказчика, подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение строительства. Он определяет условия осуществления строительства в целом, решает его общие вопросы на весь период строительства.

В ПОС устанавливают очередность и сроки строительства, его потребность в денежных средствах, материально-техническом снабжении, строительных кадрах и пр.

В состав ПОС входят следующие материалы:

1. календарный план строительства, в котором определяются сроки и очередность возведения основных и вспомогательных объектов;

2. строительные генпланы для подготовительного и основного периодов строительства;

3. ведомость объемов основных строительных, монтажных и специальных работ с распределением их по очередям и периодам строительства;

4. ведомость потребности в строительных материалах и оборудовании с распределением по календарным периодам строительства;

5. график потребности в основных строительных машинах;

6. график потребности в строительных кадрах по основным категориям;

7. пояснительная записка, содержащая следующие данные:

· описание и обоснование принимаемых методов производства работ с учетом выполнения их в зимний период;

· определение потребности в строительных и монтажных машинах, механизмах и транспортных средствах с указанием порядка их получения;

· определение потребности в рабочих кадрах по периодам строительства с учетом запланированного роста производительности труда;

· обоснование потребности в воде, электроэнергии, паре, сжатом воздухе и кислороде с указанием источников удовлетворения этой потребности;

· перечень временных сооружений, необходимых для строительства;

· характеристику трубопровода (длина, диаметр, материал) с указанием гидрогеологических условий его прокладки;

· характеристику препятствий, встречающихся на трассе, с указанием способов прокладки трубопровода в этих местах;

· перечень условий сохранения окружающей природной среды;

· технико-экономические показатели (ТЭП).

Для сложных объектов в состав ПОС включают несколько дополнительных документов, важнейшим из которых является комплексный укрупненный сетевой график (КУСГ).

Для несложных объектов ПОС разрабатывают в сокращенном виде. Его состав можно ограничить календарным планом строительства с выделением в нем графика выполнения подготовительных работ и пояснительной записки с необходимыми указаниями и расчетами.

Условия поточности.

Строительство любого инженерного сооружения связано с производством комплекса строительных процессов рабочими различных профессий и разной квалификации. Строительные процессы могут выполняться непрерывно или с определенными технологическими перерывами.

Выполнение строительных процессов происходит последовательно, в определенной технологической зависимости (отрывка траншей, устройство искусственного основания, укладка трубопроводов по заданному уклону, заделка стыков и т. д.).

Последовательный метод предусматривает строительство каждого следующего участка сети после окончания предыдущего; параллельный – одновременное строительство всех участков; поточный – является сочетанием последовательного и параллельного, сохраняя преимущества обоих методов и устраняя недостатки каждого из них в отдельности.

Для организации строительного потока необходимо производственный процесс строительства расчленить на составляющие процессы, разделить их между исполнителями, обеспечить производственный ритм и максимально совместить во времени выполнение процессов.

При поточном методе производства строительно-монтажных работ однородные работы ведутся последовательно, разнородные – параллельно.

Для организации строительного потока разделяют производственный процесс на составляющие; распределяют эти процессы между исполнителями; объект строительства разбивают на равные или примерно равные по трудоемкости участки – захватки и намечают приемлемый производственный ритм; максимально совмещают выполнение составляющих процессов. На каждой захватке должен быть обеспечен фронт работ, на котором рабочая бригада выполняет частный поток.

Ритмичные строительные потоки характеризуются равенством или кратностью циклов частных потоков, разно-ритмичные – отсутствием общего ритма, как в разных частных потоках, так и в каждом из них.

Обязательным условием успешного осуществления поточного строительства является всесторонняя и тщательная подготовка к нему, которая охватывает вопросы проектирования потока, планирования и материально-технического обеспечения стройки, организации руководства и контроля за ходом работ, создания, строительного хозяйства, подготовки ИТР и рабочих.

Таким образом, главным условием поточности является равномерный выпуск строительной продукции. А это становится возможным при выполнении следующих условий:

- специализация выполнения операций;

- непрерывность ведения работ;

- равномерность движения рабочих;

- установившийся поток (исключены периоды развертывания и свертывания рабочих процессов);

- принятие технологических перерывов равными или кратными шагу потока;

- равномерность расходования материалов;

- ритмичность выпуска готовой продукции (сдача объектов в эксплуатацию).

 

Производственный цикл.

Производственный цикл – календарный период времени в течение которого на захватке или участке ведутся работы до момента получения готовой продукции.
Производственный цикл является важным нормативом организации производства, так как определяет планы производства, планы материально-технического снабжения, оперативно-производственные планы. В связи с этим важной задачей является снижение производственного цикла, что требует знания его структуры.

Структура производственного цикла:

I. Рабочий период.

а) Время технологических операций:

Подготовительно-заключительное время – время необходимое для подготовки оборудования и самих рабочих к выполнению основных операций.

Штучно-калькуляционное время – время, необходимое для выполнения рабочих операций.

б) Время нетехнологических операций:

Время контрольных операций – время необходимое для контроля качества выполненных рабочих операций.

Время транспортных операций – время необходимое для перемещения материальных ресурсов на строительную площадку и отходов производства вне нее (отвозка лишнего грунта).

II. Время перерывов.

а) Межсменные перерывы – их длительность определяется режимом работы строительно-монтажной организации, а так же количеством нерабочих дней, выходных, смен.

б) Перерывы ожидания – возникают по причине занятости оборудования, механизмов, рабочей бригады на соседней захватке.

в) Технологические перерывы – возникают в связи с особенностями технологического процесса и специфики используемых материалов.

III. Время естественных процессов.

Естественные процессы – сушка, высыхание, остывание.

Наряду с указанными, различают еще два вида перерывов, которые не учитывают в производственном цикле:

1. По причине нерациональной организации производства – некачественная, несвоевременная подготовка технической документации; несвоевременный выход оборудования из ремонта; некачественный ремонт.

2. Вызванные случайными событиями.

3. Время на естественные надобности и отдых.

В расчет производственного цикла включаются только те компоненты, которые не перекрываются другими компонентами. Расчет длительности производственного цикла производится путем сложения всех временных затрат. Подготовительно-заключительное время рассчитывается по нормативным картам. Время естественных процессов определяют в соответствие с требованиями технологии. Остальные составляющие определяют расчетным путем.

Основными направлениями снижения производственного цикла являются:

- совершенствование технологии;

- применение более производительных оборудования, инструментов, средств технологического оснащения;

- автоматизация производственных процессов и применение гибких интегрированных процессов;

- специализация и кооперирование производства;

- организация поточного производства;

- гибкость (многофункциональность) персонала.

 

10. Назначение и виды календарных планов строительства.

Календарным планом строительства называется проектно-технологический документ, устанавливающий целесообразную последовательность, взаимную увязку во времени и сроки выполнения работ по строительству объектов, а также определяющий потребность в рабочих и ресурсах.

Основным назначением календарного планирования является составление графика процесса строительства, в котором указываются отдельные виды работ и их исполнители. На основании календарного плана производства работ по объекту составляется график поступления на объект строительных конструкций, материалов и оборудования, а также график работы основных строительных машин по объекту.

Структура, состав и степень детализации основных данных календарного плана зависят от назначения проектной документации, в состав которой он входит, и определяются периодом работ, которому он посвящен, уровнем руководства, для которого предназначен, и временем, когда он разрабатывается. Различают:

1. Сводный календарный план строительства объекта в целом (например, строительство ГРП или ШГРП с монтажом сетей газоснабжения).

2. Календарный план работ, выполняемых в подготовительный период.

3. Календарные планы строительства отдельных объектов (например, участка газовой сети).

Сводный календарный план строительства и календарный план работ, выполняемых в подготовительный период, входят в состав проекта организации строительства. Их составляет проектная организация на весь период строительства на стадии разработки проекта. Календарные планы производства работ по отдельным объектам входят в состав проекта производства работ. Их составляют подрядные и субподрядные организации на основе проекта организации строительства и рабочих чертежей.

По своей форме календарные графики процессов строительства бывают:

- линейные (рис. 1.2);

- в виде циклограммы (рис. 1.3);

- в виде сетевого графика (рис. 1.4);

- в виде матрицы (рис. 1.5).

Чаще для составления календарных планов используют комбинацию различных форм, например линейный график для наглядности дополняют циклограммой.

 

          Рис. 1.5. Матрица строительного потока

11. Преимущества и недостатки различных видов календарного планирования.

Каждая из видов календарных планов: линейный, циклограмма, сетевой, матрица имеет свои преимущества и недостатки.

Наиболее простыми и наглядными являются календарные планы в виде линейных графиков, используемые при строительстве несложных объектов. Они достаточно полно отражают номенклатуру работ, характеристики видов работ, порядок их выполнения и характер взаимосвязи между ними и позволяют проводить необходимый анализ. Кроме того, линейный график предоставляет данные о потребности в ресурсах на каждый вид работ и единицу времени. К недостаткам относится то, что на линейных графиках трудно, особенно при большом числе работ, показать технологическую взаимосвязь, интенсивность, критический путь и осуществлять оптимизацию по заданным параметрам.

Разработка календарных планов в виде циклограмм удобна при возведении однотипных объектов ритмичными потоками и позволяет наглядно представить развитие строительного потока во времени и пространстве. Но при строительстве объекта неритмичными потоками, изображенными на циклограмме ломаными линиями, ее наглядность снижается, и пользоваться ею трудно. Недостатком любого вида циклограмм является отсутствие многих важных организационно-управленческих характеристик производства работ: объемы и трудоемкость работ, нормы затрат, состав бригад и машин. Быстрое изменение производственных ситуаций на объектах требует оперативного и частого перерасчета циклограмм и их перечерчивания, что резко повышает трудоемкость корректировки организационно-управленческой документации.

Календарный план в виде сетевого графика позволяет в более наглядной форме отобразить порядок возведения сложного объекта, выявить работы, от которых зависит общая продолжительность строительства, четко определить взаимосвязь между отдельными работами и их технологической последовательностью. Преимуществом сетевых графиков является возможность рассчитывать их на компьютере для объектов и комплексов любой сложности, определять резервы времени по отдельным работам, наиболее напряженные (трудоемкие) и не имеющие резервов времени критические пути.

Использование матриц позволяет определить важнейшие расчетные показатели:

- продолжительность выполнения комплекса работ;

- ранние сроки выполнения работ;

- поздние сроки выполнения работ.

Если пространство для отображения связей в матрице не ограничивать, а сами связи показывать стрелками, то она перерастает в сетевой график.

Рациональней всего для составления календарных планов использовать комбинацию различных форм, например линейный график для наглядности дополняют циклограммой. Это обусловлено тем, что модели организации работ призваны отображать формируемую организацию строительства и обеспечивать возможность ее анализа для выбора варианта, наиболее соответствующего конкретным условиям производства. Модели должны быть целенаправленными, адекватными, простыми, экономичными и обеспечивать возможность своего развития при увеличении числа факторов влияния на строительство и повышении степени его детализации.

Следовательно, для каждого отдельного случая вопрос применения того или иного календарного плана решается индивидуально.

 

 

12. Порядок разработки календарных планов.

Независимо от формы календарного плана (линейный или сетевой) порядок его разработки следующий:

1. Составляют перечень работ в технологической последовательности их выполнения с группировкой по видам и периодам работ. При группировке необходимо придерживаться определенных правил: 1) следует по возможности объединять, укрупнять работы с тем, чтобы график был лаконичным и удобным для чтения; 2) укрупнение работ имеет предел в виде двух ограничений: нельзя объединять работы, выполняемые разными исполнителями, а в комплексе работ, выполняемых одним исполнителем, необходимо выделить и показать отдельно ту часть работ, которая открывает фронт для работы следующей бригады.

2. Определяют объемы работ. Они определяются по рабочей документации и сметам. Объемы работ следует выдерживать в единицах, принятых в укрупненных комплексных нормах (УКН) или в Единых нормах и расценках (ЕНиР). Объемы специальных работ определяют в стоимостном выражении (по смете) в случае, когда их трудоемкость рассчитывают по выработке, а при использовании укрупненных показателей – в соответствующих им измерителях.

3. Выбирают методы производства работ, необходимые строительные машины и механизмы.

4. Рассчитывают необходимую трудоемкость и машиноемкость. Нормативной базой могут служить: ЕНиР (МНиР, ВНиР); калькуляции на основе ЕНиР; сметные нормативы (ЕРЕР); укрупненные комплексные нормативы (УКН); выработка удельная в натуральном (м3/чел∙дн и т.п.), стоимостном (руб/чел∙дн и т.п.) или объемно-конструктивном измерении (чел∙дн/пм, чел∙дн/м3 и т.п.).

5. Определяют состав бригад и звеньев. При расчете состава бригады исходят из того, что переход с одной захватки на другую не должен вызвать изменений в численном и квалификационном составе бригады. С учетом этого обстоятельства устанавливают наиболее рациональную структуру совмещения профессий в бригаде. Обычно бригады имеют сложившийся состав, что учитывается при составлении календарного плана. Чтобы численный состав бригады соответствовал производительности ведущей машины, необходимо за основу расчета принять срок работ, определяемых исходя из расчетного времени работы машины.

6. Устанавливают количество смен работы (механизированные работы – в две смены, ручные – в одну смену). Сменность должна обеспечить условия эффективной эксплуатации основных машин путем их использования без перерывов в работе и излишних перебазировок.

7. Определяют расчетную продолжительность отдельных видов работ и затем на графике выявляют возможности их совмещения между собой. Продолжительность механизированных работ должна устанавливаться только исходя из производительности машин. Поэтому вначале рассчитываются продолжительность механизированных работ, ритм работы, который диктует все построение графика, а затем продолжительность работ выполняемых в ручную. Продолжительность работ, выполняемых вручную, рассчитывают путем деления трудоемкости работ на количество рабочих, которые могут занять фронт работ.

8. Сравнивают полученную по графику продолжительность с нормативной, при необходимости график корректируют. Составление графика следует начинать с ведущей работы или процесса, от которого в решающей мере зависит общая продолжительность строительства объекта. В зависимости от периода, на который рассчитан график, и сложности объекта может быть несколько ведущих процессов. Сроки остальных процессов привязывают к ведущему.

9. На основе календарного плана строят графики потребности в людских и материально-технических ресурсах.

При наличии технологических карт уточняют их привязку к местным условиям (соответствие сроков, ведущих механизмов, наличие требуемых ресурсов и т.п.) и выходные данные карт принимают в качестве расчетных по отдельным комплексам работ.

 

Элементы сетевых графиков.

Сетевой график – это динамическая модель строительства одного или нескольких объектов, отражающая технологическую зависимость и последовательность выполнения строительно-монтажных работ с расчетными временными параметрами. Элементами сетевого графика являются: работа; событие; ожидание; зависимость; путь.

       Работой при сетевом планировании называют производственный процесс, требующий затрат времени и ресурсов и приводящий к достижению определенных результатов, например, рытье траншеи, монтаж труб и т.п. На сетевом графике работу изображают сплошной стрелкой, длина которой не обязательно должна соответствовать продолжительности работы, особенно если график строится не в масштабе времени. Над стрелкой проставляют обозначение работ (комплекса) и дробью продолжительность работ (числитель) и количество рабочих, занятых на этом комплексе (знаменатель), продолжительность также можно указывать по стрелкой.

       Событием называют факт окончания одной или нескольких работ, необходимый и достаточный для начала последующих работ, например котлованы готовы под монтаж колодцев.  События определяют технологическую и организационную последовательность работ. Событие изображают кружком с цифровым кодом внутри у конца стрелки. Между двумя событиями может выполняться только одна работа, но к каждому событию может примыкать одна или несколько оканчивающихся работ (рис. 1, а). Смежные два события ограничивают данную работу и по отношению к ней могут быть начальными и конечными (рис. 1, б). Начальное событие i определяет начало данной работы и является конечным для предшествующих работ. Конечное событие j – окончание данной работы и является начальным для последующих работ. Исходное событие h – начало выполнения всех работ по строительству объекта. Оно не имеет предшествующих работ, т. е. в него не входит ни одна работа. Завершающее событие k – достижение конечной цели, оно не имеет последующих работ в рамках рассматриваемого сетевого графика, т. е. из него не следует ни одна работа.

       Ожиданием называют процесс, требующий только затрат времени, например выдерживание системы при испытаниях и не требующий никаких ресурсов. Поэтому ожидание является технологическим или организационным перерывом между работами, выполняемыми непосредственно друг за другом. Ожидание обозначают тоже сплошной стрелкой, но без обозначений.

       Зависимость введена для отражения взаимосвязи работ между собой, это фиктивная работа, которая не требует ни времени, ни ресурсов. На графике она изображается пунктирной стрелкой и при его построении указывает зависимость начала одной работы от окончания другой. Пример использования зависимости показан на (рис. 1, в).

       Непрерывную последовательность работ в сетевом графике называют путем. Длина пути определяется суммой продолжительностей лежащих на нем работ. В сетевом графике между начальным и конечным событием имеется несколько путей и каждый из них называется полным. Участок полного пути, от данного события до исходного, называется предшествующим, а от него до любого последующего – последующим. Приведенный на рис. 1, г сетевой график имеет четыре полных пути с разной продолжительностью: 1-ый путь 1-2-3-4-7-8 (3+0+2+12+1=18 дней), 2-ой путь 1-2-5-6-7-8 (3+15+1+0+1=20 дней), 3-ий путь 1-2-5-7-8 (3+15+2+1=21 день), 4-ый путь 1-3-4-7-8 (1+2+12+1=16 дней). Путь наибольшей продолжительности между начальным и конечным событиями называют критическим путем, им и определяется срок строительства (в приведенном примере это 3-ий путь. Критический путь на графике выделяется утолщенной или двойной линией.

Транспорт в строительстве.

В строительстве применяются различные виды транспорта. Транспорт бывает горизонтальный и вертикальный, внешний, внутрипостроечный и объектный. Горизонтальный и вертикальный транспорт предназначен для перемещения грузов в соответствующих плоскостях. Вертикальное перемещение грузов в условиях строительной площадки осуществляется монтажными кранами и различного вида подъемниками. Внешним транспортом перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне. Внутрипостроечный транспорт обеспечивает перемещение грузов по территории строительства, а объектный – непосредственно на объекте.

Для перевозки грузов в строительстве используют следующие виды транспорта: автомобильный – наиболее распространенный (до 85% перевозок); тракторный для перемещения тяжелых грузов, особенно в условиях бездорожья; железнодорожный для внешних перевозок (до 10% всех перевозок) и реже – для внутриплощадных; воздушный для доставки грузов в труднодоступные районы с помощью большегрузных самолетов, вертолетов или специальных транспортных дирижаблей; специальные виды транспорта для внутрипостроечных и объектных перемещений строительных грузов.

Решающее значение при выборе того или иного вида транспорта сопоставимые технико-экономические показатели. Выбор оптимального вида транспорта зависит от объема грузооборота, схемы и дальности перевозок, характера местности, сроков строительства, наличия у строительной организации транспортных средств, состояния дорог, условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

На стадии разработки проекта организации строительства необходимо определить:

- наиболее рациональные схемы внешних и внутренних перевозок и способы их выполнения;

- виды и списочный состав транспортных средств;

- организацию складского хозяйства;

- затраты на транспорт.

Схема перевозок грузов на строительство является основным исходным документом для определения грузооборота строительства, составления калькуляции транспортных расходов и выбора транспорта. Для составления транспортной схемы необходимо определить:

- общие и частные объемы грузоперевозок на основании сводной ведомости на материалы, изделия и конструкции, распределенные по периодам использования;

- пункты расположения мест разгрузки материалов;

- типы базисных и объектных складов;

- структуру автохозяйств, их расположение и систему ремонтного обслуживания;

- объемы работ для строительства новых транспортных путей и реконструкции существующих.

Схема перевозок должна обеспечивать минимальные расстояния и включать промежуточные перевалочные склады.

Расстояния перевозок определяются по данным изысканий, справочникам, топографическим картам и справкам местных органов или актов, подтверждающих правильность установленных расстояний.

В схеме перевозок расстояние от мест получения грузов до мест разгрузки определяется как средневзвешенное. Средневзвешенное расстояние определяется для каждого материала или изделия (групп материалов).

Основным экономическим показателем эффективности работы транспорта, влияющим на выбор оптимального вида, является себестоимость перевозки 1 тонны груза и размер капитальных затрат.

Себестоимость перевозки грузов транспортом общего назначения определяется действующими тарифами, а внутрипостроечного – расчетным путем. Для ориентировочных (приближенных) расчетов можно пользоваться таблицами потребности транспорта на 1 млн. стоимости определенной отрасли строительства.

Назначение и состав проекта организации строительства (ПОС).

Проект организации строительства (ПОС) является обязательным документом для заказчика, подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение строительства. Он определяет условия осуществления строительства в целом, решает его общие вопросы на весь период строительства.

В ПОС устанавливают очередность и сроки строительства, его потребность в денежных средствах, материально-техническом снабжении, строительных кадрах и пр.

В состав ПОС входят следующие материалы:

1. календарный план строительства, в котором определяются сроки и очередность возведения основных и вспомогательных объектов;

2. строительные генпланы для подготовительного и основного периодов строительства;

3. ведомость объемов основных строительных, монтажных и специальных работ с распределением их по очередям и периодам строительства;

4. ведомость потребности в строительных материалах и оборудовании с распределением по календарным периодам строительства;

5. график потребности в основных строительных машинах;

6. график потребности в строительных кадрах по основным категориям;

7. пояснительная записка, содержащая следующие данные:

· описание и обоснование принимаемых методов производства работ с учетом выполнения их в зимний период;

· определение потребности в строительных и монтажных машинах, механизмах и транспортных средствах с указанием порядка их получения;

· определение потребности в рабочих кадрах по периодам строительства с учетом запланированного роста производительности труда;

· обоснование потребности в воде, электроэнергии, паре, сжатом воздухе и кислороде с указанием источников удовлетворения этой потребности;

· перечень временных сооружений, необходимых для строительства;

· характеристику трубопровода (длина, диаметр, материал) с указанием гидрогеологических условий его прокладки;

· характеристику препятствий, встречающихся на трассе, с указанием способов прокладки трубопровода в этих местах;

· перечень условий сохранения окружающей природной среды;

· технико-экономические показатели (ТЭП).

Для сложных объектов в состав ПОС включают несколько дополнительных документов, важнейшим из которых является комплексный укрупненный сетевой график (КУСГ).

Для несложных объектов ПОС разрабатывают в сокращенном виде. Его состав можно ограничить календарным планом строительства с выделением в нем графика выполнения подготовительных работ и пояснительной записки с необходимыми указаниями и расчетами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.071 с.)