Нормы расхода и цены на основные материальные ресурсы и трудозатраты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы расхода и цены на основные материальные ресурсы и трудозатраты



Введение

Планирование - первая стадия процесса управления предприятием, необходимая для того, чтобы:

• четко обозначить и количественно измерить цели, стоящие перед предприятием;

• определить основные пути и методы достижения этих целей;

• распределить функциональные обязанности и закрепить определенные центры ответственности за соответствующими исполнителями;

• обеспечить лучшую координацию и взаимодействие между отдельными службами и структурными подразделениями предприятия.

Стратегическое или долгосрочное планирование

Прежде всего необходимо упомянуть о стратегическом, или долгосрочном, планировании на достаточно отдаленные сроки (5-10 и более лет). Стратегическое планирование основывается на долговременной концепции развития предприятия и преследует достижение наиболее общих и глобальных целей его существования. Посредством стратегического планирования описывается долгосрочная перспектива развития предприятия.

Долгосрочное планирование предполагает прохождение следующих этапов:

• определение целей, к которым в перспективе будут направлены все действия организации;

• выявление потенциально возможных вариантов действий (стратегий);

• оценку вариантов альтернативных стратегий;

• выбор стратегии из альтернативно возможных вариантов.

После того как менеджеры выбрали наиболее перспективные стратегические варианты, разрабатывается долгосрочный план по реализации этой стратегии.

Таким образом, долгосрочные планы - это общее направление, которому намерено следовать руководство организации, заявление о намеченных целях и видах деятельности, которые требуются организации, чтобы достичь ее стратегических целей, а также общие оценки на каждый год необходимых для этого ресурсов. Долгосрочные планы, как правило, достаточно неопределенны, неточны и подвержены последующим изменениям.

В свою очередь, составление сметы - это трансформация общего долгосрочного плана в план на предстоящий год. Посредством такого краткосрочного планирования осуществляются детализация и конкретизация стратегических целей и задач. В рамках системы краткосрочного планирования обеспечивается разработка конкретных практических действий, направленных на поступательное повышение эффективности хозяйствования и приближение предприятия к целям стратегического характера.

Разработка сметы на предстоящий год происходит в контексте долгосрочного планирования, поэтому естественным образом «встраивается» в систему долгосрочного и непрерывного планирования.

Реализация долгосрочного плана в виде ежегодного составления смет

Структура основного планового документа

Основной плановый документ, который разрабатывается и по которому осуществляет свою деятельность предприятие, - сводный план (смета, бюджет) хозяйственной деятельности.

Сводный план обычно состоит из 2 разделов:

• операционный план;

• финансовый план.

Операционный план

На схеме 1 приведена структура операционного плана:

Схема 1

 

Структура операционного плана

 

Операционный план

   

 

     

 

                 
   

Ћ

     

Ћ

   

Показатели операционного плана

 

   

Документы операционного плана

       
   

 

     

 

 

Ќ

Объем производства и реализации продукции

 

 

Ќ

План продаж

   
   

 

     

 

 

Ќ

Себестоимость продукции

 

 

Ќ

План производства

   
   

 

     

 

 

Ќ

Цены реализации продукции

 

 

Ќ

Смета прямых материальных затрат

   
   

 

     

 

 

Ќ

Цены на покупаемые материальные ресурсы и т.п.

 

 

Ќ

План покупок прямых материальных ресурсов

   

 

   

 

 

Ќ

Смета прямых трудовых затрат

 
   

 

 

Ќ

Смета общепроизводственных затрат

 
   

 

 

Ќ

План остатков производственных запасов на конец планируемого периода

 
   

 

 

Ќ

Сметная себестоимость реализованной продукции

 
   

 

 

Ќ

Смета административно-управленческих и коммерческих расходов

 
   

 

 

Ќ

Сводный расчет операционных финансовых результатов

 
                 

Финансовый план

В финансовом плане хозяйственная деятельность предприятия отражается в виде комплекса особых финансовых показателей, которые логически связаны и рассчитываются на основе показателей операционного плана.

На схеме 2 приведена структура финансового плана:

Схема 2

 

Структура финансового плана

 

Финансовый план

                 
                 
   

Ћ

     

Ћ

   

Показатели финансового плана

 

   

Документы финансового плана

       
   

 

     

 

 

Ќ

Конечные финансовые результаты

 

 

Ќ

Расчет денежных потоков

   
                 
 

Ќ

Денежные потоки

 

 

Ќ

Развернутый расчет конечных финансовых результатов

   
                 
 

Ќ

Источники финансирования имущества предприятия

   

Ќ

Расчетная балансовая таблица

     

 

Рассмотрим методику составления перечисленных выше плановых документов, которые в совокупности образуют «Сводный план хозяйственной деятельности предприятия».

Операционный план (на примере условного унитарного предприятия «Мэйкон»)

В качестве примера будет использована информация условного унитарного предприятия «Мэйкон» (далее - УП), в составе которого - завод по производству пластмассового литья. При этом в методических целях некоторые технико-экономические показатели будут умышленно упрощены и взяты в уменьшенном масштабе. Это сделано с целью концентрации внимания читателя не на значимости цифры, а на собственно методике планирования как таковой.

Методика краткосрочного внутрифирменного планирования, применяемая на заводе пластмассового литья условного унитарного предприятия «Мэйкон»

На УП выпускаются 2 основных вида продукции: корпуса для бытовых помп и корпуса для насосов высокого давления.

Имеются следующие данные о нормах расхода и ценах на основные виды прямых материалов, используемых в данном производстве, а также о нормах и стоимости трудозатрат на производство продукции УП (таблица 1):

Таблица 1

 

План продаж

 

Вид продукции Плановый объем продаж в натуральном выражении, шт. Цена реализации единицы продукции, долл. США Плановый объем продаж в стоимостном выражении, долл. США
1. Корпус для бытовых помп 6 000 700 4 200 000
2. Корпус для насосов высокого давления 2 000 900 1 800 000
Всего     6 000 000

 

На основе информации о том, какое количество продукции может быть реально продано, составляется план производства.

План производства

Производственная программа разрабатывается с учетом имеющихся на начало планируемого периода непроданных изделий, исходя из производственных мощностей предприятия и ожидаемых остатков готовой продукции на конец планируемого периода (таблица 5).

Таблица 5

 

План производства

 

Показатель

Вид продукции

корпус для бытовых помп, шт. корпус для насосов высокого давления, шт.
1. Натуральный плановый объем продаж 6 000 2 000
2. Планируемые натуральные остатки готовой продукции на конец планируемого года 1 000 500
3. Всего потребность (стр.1 + стр.2) 7 000 2 500
4. Фактические остатки готовой продукции на начало планируемого года 200 150
5. Плановое натуральное количество продукции, которое должно быть произведено (стр.3 - стр.4) 6 800 2 350

 

При планировании производства важно учитывать возможные сезонные колебания спроса на продукцию, обеспеченность производственных мощностей трудовыми и материально-техническими ресурсами.

Смета прямых материальных затрат

На основе объема производства осуществляется планирование прямых материальных затрат. К ним относятся затраты важнейших видов сырья и материалов, которые составляют вещественную основу продукции и являются одним из основных элементов ее себестоимости.

В нашем примере смета прямых материальных затрат имеет вид, представленный в таблице 6.

Таблица 6

 

План закупок прямых материальных ресурсов

 

Показатель Материал А Материал Б Всего
1. Всего натуральный расход на запланированный объем производства (см. таблицу 6), кг 91 500 59 600 Х
2. Планируемые натуральные остатки на конец планируемого периода (см. таблицу 3), кг 8 500 2 400 Х
3. Всего потребность (стр.1 + стр.2), кг 100 000 62 000 Х
4. Фактические натуральные остатки на начало планируемого периода (см. таблицу 3), кг 7 000 6 000 Х
5. Общий натуральный объем закупок (стр.3 - - стр.4), кг 93 000 56 000 Х
6. Закупочная цена 1 кг (см. таблицу 1), долл. США 8 10 Х
7. Стоимость закупок (стр.5 х стр.6), долл. США 744 000 560 000 1 304 000

 

План закупок детализируется в разрезе:

• отдельных поставщиков материальных ресурсов;

• сроков поставок;

• условий доставки и формы оплаты.

Смета прямых трудовых затрат

Создание практически каждого изделия сопровождается непосредственным трудовым участием рабочих. Величина рабочего времени тех людей, которые заняты производством продукции, а также стоимость этого рабочего времени относятся к прямым трудовым затратам. От количества труда основных рабочих напрямую зависит объем производства продукции, поэтому планирование трудозатрат строится на основе плана производства, а также норм расхода рабочего времени и его стоимости.

Смета прямых трудовых затрат УП - в таблице 8.

Таблица 8

 

Расчет денежных потоков

 

(долл. США)

Показатель

Квартал

Всего за год

I II III IV
1. Остатки денежных средств на начало периода 2 000 12 000 12 000 224 900 2 000
Дополнительные поступления: 2. Поступление денежных средств от покупателей продукции   1 000 000   1 144 500   1 605 500   1 250 000   5 000 000
3. Всего доступные денежные средства (стр.1 + стр.2) 1 002 000 1 156 500 1 617 500 1 474 900 5 002 000
4. Платежи (вычитаются)

 

4.1. Поставщики материально-технических ресурсов 390 000 300 000 300 000 210 000 1 200 000
4.2. Выплата заработной платы 350 000 471 500 593 000 471 500 1 886 000
4.3. Перечисления в бюджет налогов на прибыль 60 000 90 000 120 000 90 000 360 000
4.4. Оплата прочих расходов 200 000 283 000 366 000 283 000 1 132 000
4.5. Оплата за технологическое оборудование 0 0 0 350 000 350 000
5. Всего платежей (стр.4.1 + + стр.4.2 + стр.4.3 + стр.4.4 + + стр.4.5) 1 000 000 1 144 500 1 379 000 1 404 500 4 928 000
6. Минимальный страховой лимит остатков денежных средств (установлен) 12 000 12 000 12 000 12 000 12 000
7. Всего потребность в денежных средствах (стр.5 + стр.6) 1 012 000 1 156 500 1 391 000 1 416 500 4 940 000
8. Избыток (+), недостаток (-) денежных средств (стр.3 - стр.7) -10 000 0 226 500 58 400 62 000
9. Финансирование          
9.1. Получение кредита (в начале планируемого периода) 10 000 0 0 0 10 000
9.2. Возврат кредита (в конце планируемого периода) 0 0 -10 000 0 -10 000
9.3. Выплата процентов по кредиту (12 % квартальных) 0 0 -3 600 0 -3 600
9.4. Всего результат финансирования (стр.9.1 + + стр.9.2 + стр.9.3) 10 000 0 -13 600 0 -3 600
10. Остаток денежных средств на конец периода (стр.3 - стр.5 + + стр.9.4) 12 000 12 000 224 900 70 400 70 400

 

Возврат кредита и выплаты процентов по нему планируется произвести в III квартале. Расчет платежей по процентам за кредит: 10 000 х 0,12 х 3 = 3 600 долл. США.

Развернутый расчет конечных финансовых результатов

Определение тех конечных финансовых результатов, которые будут достигнуты предприятием в ходе осуществления хозяйственной деятельности в планируемом году, производится по форме отчета о прибыли завода пластмассового литья УП (таблица 18).

Таблица 18

 

Расчеты с кредиторами

 

Вид кредиторской задолженности

Кредитовое сальдо, долл. США

Погашение кредиторской задолженности (обороты по дебету)

Образование кредиторской задолженности (обороты по кредиту)

сумма, долл. США источник информации или расчет сумма, долл. США источник информации или расчет
1. На начало планируемого года (см. таблицу 15) 250 000        
2. Задолженность перед поставщиками по приобретаемым у них материальным ресурсам прямого использования       1 304 000 См. таблицу 7
3. Задолженность по начисленной прямой оплате труда       826 000 См. таблицу 8
4. Задолженность по начислениям в части общепроизводственных расходов за минусом амортизации (250 000 долл. США)       1 402 000 См. таблицу 9 (1 652 000 - - 250 000)
5. Задолженность по начислениям в части административно-управленческих затрат       870 000 См. таблицу 13
6. Итого образование кредиторской задолженности (стр.2 + стр.3 + стр.4 + стр.5)       4 402 000  
7. Оплата задолженности поставщикам материальных ресурсов прямого использования   1 200 000 См. таблицу 17    
8. Оплата прочих расходов: общепроизводственных и административно-управленческих расходов   1 132 000 См. таблицу 17    
9. Погашение задолженности по оплате труда, всего   1 886 000 См. таблицу 17    
В т.ч.:          
прямые трудовые затраты   826 000 См. таблицу 8    
оплата труда вспомогательных рабочих   300 000 См. таблицу 9    
оплата труда линейных руководителей   200 000 См. таблицу 9    
комиссионные выплаты продавцам   200 000 См. таблицу 13    
выплата продавцам по твердым окладам   100 000 См. таблицу 13    
оплата труда работников централизованных служб управления   260 000 См. таблицу 13    
10. Итого погашение кредиторской задолженности (стр.7 + стр.8 + стр.9)   4 218 000      
11. На конец планируемого периода (стр.1 + стр.6 - стр.10) 434 000        

Заключение

Составление подробного сводного плана хозяйственной деятельности - серьезное подспорье для собственников предприятия в обеспечении контроля над эффективностью использования инвестированных в него средств. Сводный план также исключительно важен для руководителей предприятия. Он позволяет четко определять цели и задачи на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.

Расчет ожидаемой стоимости активов предприятия, собственных и заемных капиталов, доходов и расходов, уровня рентабельности и окупаемости затрат осуществляется на основе больших массивов технико-экономической информации:

• о ценах и нормах расходов материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

• графиках закупок основных ресурсов;

• погашении дебиторской и кредиторской задолженности;

• налоговой нагрузке;

• дивидендной политике.

Взаимосвязь этих разнообразных и многочисленных показателей обеспечивается при помощи моделирования предполагаемых экономических процессов и на основе использования специальных методических приемов, характерных для формирования учетной информации и финансовой отчетности (двойная запись, счет, калькулирование, баланс и др.). Результаты внутрифирменного финансового планирования оформляются в виде системы таблиц и текстовых пояснений к ним. Информация данных таблиц служит для оценки эффективности предполагаемой предпринимательской деятельности.

 

18.04.2012 г.

 

Лина Пашковская, доцент Белорусского государственного экономического университета

 

Введение

Планирование - первая стадия процесса управления предприятием, необходимая для того, чтобы:

• четко обозначить и количественно измерить цели, стоящие перед предприятием;

• определить основные пути и методы достижения этих целей;

• распределить функциональные обязанности и закрепить определенные центры ответственности за соответствующими исполнителями;

• обеспечить лучшую координацию и взаимодействие между отдельными службами и структурными подразделениями предприятия.

Стратегическое или долгосрочное планирование

Прежде всего необходимо упомянуть о стратегическом, или долгосрочном, планировании на достаточно отдаленные сроки (5-10 и более лет). Стратегическое планирование основывается на долговременной концепции развития предприятия и преследует достижение наиболее общих и глобальных целей его существования. Посредством стратегического планирования описывается долгосрочная перспектива развития предприятия.

Долгосрочное планирование предполагает прохождение следующих этапов:

• определение целей, к которым в перспективе будут направлены все действия организации;

• выявление потенциально возможных вариантов действий (стратегий);

• оценку вариантов альтернативных стратегий;

• выбор стратегии из альтернативно возможных вариантов.

После того как менеджеры выбрали наиболее перспективные стратегические варианты, разрабатывается долгосрочный план по реализации этой стратегии.

Таким образом, долгосрочные планы - это общее направление, которому намерено следовать руководство организации, заявление о намеченных целях и видах деятельности, которые требуются организации, чтобы достичь ее стратегических целей, а также общие оценки на каждый год необходимых для этого ресурсов. Долгосрочные планы, как правило, достаточно неопределенны, неточны и подвержены последующим изменениям.

В свою очередь, составление сметы - это трансформация общего долгосрочного плана в план на предстоящий год. Посредством такого краткосрочного планирования осуществляются детализация и конкретизация стратегических целей и задач. В рамках системы краткосрочного планирования обеспечивается разработка конкретных практических действий, направленных на поступательное повышение эффективности хозяйствования и приближение предприятия к целям стратегического характера.

Разработка сметы на предстоящий год происходит в контексте долгосрочного планирования, поэтому естественным образом «встраивается» в систему долгосрочного и непрерывного планирования.

Реализация долгосрочного плана в виде ежегодного составления смет

Структура основного планового документа

Основной плановый документ, который разрабатывается и по которому осуществляет свою деятельность предприятие, - сводный план (смета, бюджет) хозяйственной деятельности.

Сводный план обычно состоит из 2 разделов:

• операционный план;

• финансовый план.

Операционный план

На схеме 1 приведена структура операционного плана:

Схема 1

 

Структура операционного плана

 

Операционный план

   

 

     

 

                 
   

Ћ

     

Ћ

   

Показатели операционного плана

 

   

Документы операционного плана

       
   

 

     

 

 

Ќ

Объем производства и реализации продукции

 

 

Ќ

План продаж

   
   

 

     

 

 

Ќ

Себестоимость продукции

 

 

Ќ

План производства

   
   

 

     

 

 

Ќ

Цены реализации продукции

 

 

Ќ

Смета прямых материальных затрат

   
   

 

     

 

 

Ќ

Цены на покупаемые материальные ресурсы и т.п.

 

 

Ќ

План покупок прямых материальных ресурсов

   

 

   

 

 

Ќ

Смета прямых трудовых затрат

 
   

 

 

Ќ

Смета общепроизводственных затрат

 
   

 

 

Ќ

План остатков производственных запасов на конец планируемого периода

 
   

 

 

Ќ

Сметная себестоимость реализованной продукции

 
   

 

 

Ќ

Смета административно-управленческих и коммерческих расходов

 
   

 

 

Ќ

Сводный расчет операционных финансовых результатов

 
                 

Финансовый план

В финансовом плане хозяйственная деятельность предприятия отражается в виде комплекса особых финансовых показателей, которые логически связаны и рассчитываются на основе показателей операционного плана.

На схеме 2 приведена структура финансового плана:

Схема 2

 

Структура финансового плана

 

Финансовый план

                 
                 
   

Ћ

     

Ћ

   

Показатели финансового плана

 

   

Документы финансового плана

       
   

 

     

 

 

Ќ

Конечные финансовые результаты

 

 

Ќ

Расчет денежных потоков

   
                 
 

Ќ

Денежные потоки

 

 

Ќ

Развернутый расчет конечных финансовых результатов

   
                 
 

Ќ

Источники финансирования имущества предприятия

   

Ќ

Расчетная балансовая таблица

     

 

Рассмотрим методику составления перечисленных выше плановых документов, которые в совокупности образуют «Сводный план хозяйственной деятельности предприятия».

Операционный план (на примере условного унитарного предприятия «Мэйкон»)

В качестве примера будет использована информация условного унитарного предприятия «Мэйкон» (далее - УП), в составе которого - завод по производству пластмассового литья. При этом в методических целях некоторые технико-экономические показатели будут умышленно упрощены и взяты в уменьшенном масштабе. Это сделано с целью концентрации внимания читателя не на значимости цифры, а на собственно методике планирования как таковой.

Методика краткосрочного внутрифирменного планирования, применяемая на заводе пластмассового литья условного унитарного предприятия «Мэйкон»

На УП выпускаются 2 основных вида продукции: корпуса для бытовых помп и корпуса для насосов высокого давления.

Имеются следующие данные о нормах расхода и ценах на основные виды прямых материалов, используемых в данном производстве, а также о нормах и стоимости трудозатрат на производство продукции УП (таблица 1):

Таблица 1

 

Нормы расхода и цены на основные материальные ресурсы и трудозатраты

 

Показатель

Цена за единицу материала и стоимость трудозатрат, долл. США

Натуральная норма расхода на единицу продукции (по видам продукции)

корпус для бытовых помп корпус для насосов высокого давления 1 2 3 4 1. Материал А, кг 8 10 10 2. Материал Б, кг 10 6 8 3. Прямые трудозатраты, ч 20 4 6

 

Известны также объемы предполагаемых продаж, цены реализации, а также запасы готовой продукции (таблица 2):

Таблица 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.179 с.)