Декрет императора Коммода о колонах Бурунитанского поместья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декрет императора Коммода о колонах Бурунитанского поместья



Надпись на камне, содержащая жалобы колонов и резолюцию императора

 

...Ты видишь превышение власти прокуратора, которое он проявлял не только с нашим противником Аллием Максимом, но почти со всеми арендаторами, против закона и в ущерб твоим доходам; в то время, когда мы в течение стольких лет ходатайствуем, умоляем и ссылаемся на ваше божественное предписание, он не только уклонился от разбора нашей жалобы, но даже по коварному наущению того же влиятельнейшего кондуктора Аллия Максима позволил себе послать солдат в то же Бурунитанское поместье, схватить и мучить некоторых из нас, других заключить в тюрьму, и даже некоторых римских граждан он приказал избить розгами и дубинами за ту якобы нашу вину, что, собираясь в столь тяжелой в меру нашей ничтожности и столь явной обиде умолять твое величество, мы будто бы написали нескромное письмо... Мы просим, таким образом, священнейший император, чтобы ты помог. Как предусмотрено статьей Адрианова закона, пусть отнято будет даже у прокураторов, не говоря уже о кондукторах, право увеличивать доли [отчисления] с земли и трудовую и гужевую повинность; пусть мы, как это сказано в письмах кондукторов, находящихся в твоем архиве Карфагенской области, должны будем ежегодно не больше двух дней [отработки] при пахоте, двух при севе, двух при уборке и чтобы так было без всякого спора, как общее правило, всюду в отношении наших соседей в качестве постоянного порядка до настоящего времени и подтверждено вышеназванными письмами прокураторов. Помоги, и хотя мы, маленькие деревенские людишки, с трудом добывающие пропитание трудом своих рук, не можем сравняться у твоих прокураторов с влиятельнейшим, безмерно щедрым кондуктором, который по условиям аренды известен при всех сменах [прокураторам], сжалься и своим священным рескриптом удостой предписать, чтобы мы давали не больше, чем должны согласно закону Адриана и письменным распоряжениям твоих прокураторов...

(Постановление)... Пусть прокураторы, соблюдая мою дисциплину и мое распоряжение, не требуют больше, чем три раза по два [дня] работы, пусть от вас ничего не взыскивают несправедливо, вопреки установленному порядку…

Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред.

 В. В. Струве,  - Т. III, - М., 1953, - С. 227— 228.

 

ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ в III в. ВО ФРАКИИИ

Императору Цезарю М.Антонию Гордиану,

Пию счастливому Августу

прошение от селян скаптопаренов, они же греситы…

 «Мы живем и владеем землей в вышеназванном селе, весьма благоустроенном, благодаря обладанию горячими водами и своему расположению между двумя находящимися во Фракии лагерями. Издревле жители не имели обид и притеснений и без напряжения вносили подати и выполняли прочие распоряжения; когда же со временем кое-кто начал прибегать к силе и производить насилия, тогда и село начало приходить в упадок. Когда в двух милях от нашего села совершаются прославленные празднества, прибывающие туда на 15 дней ради празднества, не остаются на месте празднования, но оставляют его, прибывают в наше село и заставляют нас предоставлять им помещение и многое другое для их надобностей, без уплаты денег. Вдобавок солдаты, посылаемые в другое место, отклоняются от собственных дорог, прибывают к нам и тоже вынуждают нас предоставлять им помещение и провиант, не давая никакой платы. Прибывают же большей частью для пользования водами правители провинций, а также твои прокураторы. И вот, представителей власти мы очень часто принимали по необходимости, прочих же мы не в силах вынести и многократно обращались к правителям Фракии, которые, следуя божественным подписаниям, приказали не чинить нам обид, ибо мы заявили, что не можем больше выдержать, но намерены оставить свои отчие очаги из-за чинимых над нами насилий, ведь воистину от большого числа домохозяев мы дошли до чрезвычайно малого. И некоторое время распоряжения правительства возымели действие, и никто нас не притеснял ни в смысле постоев, ни в отношении предоставления провианта; но с течением времени очень многие опять дерзнули въесться к нам, презирая наши частные интересы. И вот, так как мы уже не в силах сносить тяготы и воистину мы рискуем бросить, как и остальные, свои отчие очаги, мы ради этого просим тебя, непобедимый Август, чтобы ты своим божественным предписанием приказал каждому идти своими путями, а не, оставляя прочие селения, прибывать к нам и не заставлять нас даром выдавать им провиант и предоставлять помещение, чего мы не обязаны делать, так как правители многократно приказывали, чтобы не предоставлять помещений никому, кроме лиц, присылаемых правителями и прокураторами по делам службы. Если же нас будут притеснять, мы убежим со своих родных мест, и казна понесет величайший ущерб; удостоившись милосердия — твоего божественного провидения оставшись на своей земле, мы сумеем платить священные подати и вносить прочие платежи».

Там же, С. 243—244.

 

ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ В ЛИДИИ В III в. В ИМПЕРАТОРСКОМ ИМЕНИИ

…И чтобы оставить себе некоторое оправдание такой своей наглости, они схватили девять человек, заключили их в оковы и заявили, что они посылают их к сиятельным Вашим прокураторам, в то время как сиятельный Элий Аглай был и проконсулом. Вытянув у одного из девяти деньги в качестве выкупа за освобождение – свыше 1000 аттических драхм, они отпустили его, остальных же они держат в оковах, и мы не знаем точно, божественнейший из императоров, пошлют ли их живыми к сиятельному Аглаю или поступят с ними подобно тому, как они поступили с предшествующими. Мы же, что возможно для несчастных, лишенных таким жестоким образом средств к жизни и родных, то, что возможно для нас, сделали: объявили об этом Вашему прокуратору, ведающему стражниками, Аврелию Маркиану и Вашим сиятельнейшим прокураторам в Азии. Мы, просители, о наибожественнейший из бывших когда-либо императоров, Вашего божественного и непревзойденного величества; мы молим обратить внимание на страдания крестьянства, так как нам чинят препятствия сборщики налогов и их представители, угрожающие нам, оставшимся, смертельной опасностью, и мы не можем из-за чинимых препятствий ни землю обрабатывать, ни выполнять платежи и повинности в будущем. Мы просим вас милостиво внять нашей мольбе и предписать управителю народа и превосходительным вашим прокураторам учинить суд за содеянное преступление, запретить им доступ в господские имения и [прекратить] притеснения, применяемые к нам сборщиками и теми, кто под предлогом выполнения должности и литургий притесняет и терзает нас и досаждает Вашим земледельцам, в то время как все нам принадлежащее от предков подотчетно священному фиску[60] по земледельческому уставу. Ибо скажем правду Вашему божественнейшему величеству, если от Вашей небесной руки не будет наказания за столь дерзостные поступки и помощи в будущем, неизбежно для нас, оставшихся, которые не в состоянии переносить алчность сборщиков налогов под вышеназванными предлогами, оставить отчие дома и могилы предков и для спасения нашего переселиться на частную землю, ибо злодеи больше склонны щадить живущих там, чем Ваших земледельцев, и стать беглецами из господских имений, в которых мы родились и вскормились и, оставаясь земледельцами со времен предков, хранили верность господскому указу…

Практикум по истории древнего мира. Сост. И.Л.Просина и И.С.Свенцицкая. - М., 1972. - С.268-269.

О ПОЛОЖЕНИИ КОЛОНОВ В ФРИГИИ В III в.

...Мы — ваше священнейшее имение и как бы целостный народ, прибегающие к вам и ставшие просителями вашей божественности, угнетаемы сверх невообразимой меры и являемся объектом вымогательства со стороны тех, кому надлежит охранять общественные интересы. Живя в глубине страны и не находясь под властью военной, мы, однако, терпим бедствия, несовместимые с вашими счастливейшими временами. Нас притесняют те, которые, будучи посланы в Аппианский округ, уклоняются от больших дорог; к тому же солдаты и вельможи из правящих в городе и ваши цезарианцы, прибывающие сюда, отклонившись от проезжих дорог, оторвав нас от работы и забирая на ангарии[61] наших рабочих волов, взыскивают то, что им не следует, и выходит, что мы угнетены и терпим немалую обиду. Обо всем этом мы уже обращались к вашему величеству, Август, когда ты был в должности префекта претория, и о том, как твоя божественность была тронута этим, явствует из приводимого твоего решения: «Я предписал правителю провинции, чтобы он расследовал то, что вы излагаете в прошении, и он примет меры, чтобы больше не было места для жалоб». Так как от этой резолюции нам не было никакой пользы и нам приходится в деревне платить то, что с нас не причитается, и к нам являются какие-то люди, вопреки справедливости, попирающие нас ногами, равно как и цезарианцы немало нас притесняют, выходит, что мы губим урожай и земля пустует.

Там же, С. 245—246.

 

ЮРИСТЫ II-III вв. О КОЛОНАХ И ИХ ПОЛОЖЕНИИ

  Ульпиан

 Дигесты

  XIX, 2, 14

Тот, кто арендует на определенное время, по истечении срока арендного договора является колоном; ибо считается, что если господин разрешает ему оставаться в имении, то он сдает [арендатору землю] на тех же условиях, и такого рода договоры не должны оформляться ни словесно, ни документами, а действительны при простом согласии.

  XIX, 2, 19, 2

Если кто-нибудь сдает в аренду имение, следует рассмотреть, какой инвентарь он должен представить съёмщику, который может вчинить иск, если [этот инвентарь] не будет представлен. В письме Нератия к Аристону говорится, что следует предоставить колону бочки, виноградный пресс, маслодельный пресс, снабженный веревками. Если [веревок] не будет, господин должен ими обеспечить. И виноградный пресс, если он поврежден, господин обязан отремонтировать. Если по вине колона что-нибудь из этого испортится, он отвечает. Корзины, которыми мы пользуемся при выжимании масла, колон должен приобрести себе [сам], писал Нератий. Если масло выжимается брусками, господину следует заготовить пресс, и подъемное колесо, и брусья, и улитки, которыми поднимается пресс. Также котел, в котором оливки промываются горячей водой, как и другие сосуды для масла, должен дать господин и винные бочки, которые следует для пользования колона осмолить.

  ХХХШ, 7, 12, § 3

 Спрашивается, включается ли в завещанный инвентарь (так же) раб, который работал в поле на положении колона. Лабеон и Пегас правильно отвечают: нет, ибо он находился в имении не в качестве инвентаря.

Гай

Дигесты

  XIX, 2, 25, 3, 6

Съемщик должен делать все согласно закону об аренде. И, прежде всего, колон должен заботиться, чтобы сельскохозяйственные работы выполнялись в срок, дабы имение не стало хуже из-за несвоевременной обработки. Кроме того, он должен заботиться о виллах, чтобы они были в целости... Стихийные бедствия не должны быть в ущерб съемщику, если урожай был чрезмерно поврежден, но умеренные потери он должен переносить спокойно, так как и сверх обычного большой доход у него не отнимается. Мы говорим это о колонах, арендующих за наличные деньги; колон-издольщик как бы по праву товарищества делит с собственником и прибыль, и убытки.

  Павел

Дигесты

XXXIII, 7, 24

Если сданное в аренду имение завещано с инвентарем, то в [завещание] включается и инвентарь колона. Но, [спрашивается], включается ли и тот [инвентарь], который имел в имении колон, или только тот, что имел завещатель? Следует считать, что включается [и инвентарь колона], за исключением тех случаев, когда [у колона] не было ничего, [составляющего собственность] господина.

XXXIII, 7, 18, § 42

Когда был поставлен вопрос о вилике и высказывалось сомнение, входит ли он в состав инвентаря, Сцевола разъяснил, что если (земля) обрабатывается не за твердо установленную арендную плату, а за счет хозяина, его надлежит (включить в инвентарь).

Хрестоматия по истории древнего Рима. Под ред. С. Л. Утченко, - М, 1962. - С. 246, 465—466.

 

РИМСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО IV-V вв. О КОЛОНАХ

Из указа императоровГонория и Феодосия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.018 с.)