Декрет Совета народных комиссаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декрет Совета народных комиссаров



 

О ПОРЯДКЕ

УТВЕРЖДЕНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ ЗАКОНОВ1

1) Впредь до созыва Учредительного Собрания составление и опубликование законов производится в порядке настоящего постановления Временным Рабочим и Крестьянским Правительством избранным Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

2) Каждый законопроект поступает на рассмотрение Правительства из соответствующего Народного Комиссариата за подписью подлежащего Народного Комиссара или из учрежденного при Правительстве стола законодательных предположений. 

3) После утверждения Правительством, состоявшееся постановление в окончательной редакции подписывается именем Российской Республики Председателем Совета Народных Комиссаров... и публикуется во всеобщее сведение.     

4) Днем вступления постановления в законную силу считается день опубликования его в официальной «Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства».      

5) В постановлении может быть также указан иной срок вступления его в законную силу, а равно оно может быть введено в действие по телеграфу, в каковом случае считается в каждой, местности вступившим в законную силу по опубликовании там соответствующей телеграммы.      

6) Распубликование законодательных постановлений Правительства через Правительствующий Сенат отменяется. Отдел законодательных предположений при Совете Народных Комиссаров издает периодически сборники Узаконений и Распоряжений Правительства, имеющих силу закона.       

7) Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов во всякое время имеет право приостановить, изменить или отменить всякое постановление Правительства.

 

30 октября 1917 года

 

 

ДЕКРЕТ

О ПРАВЕ ОТЗЫВА ДЕЛЕГАТОВ1

 

Какое бы то ни было выборное учреждение или собрание представителей может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных.

Пропорциональная система выборов, будучи более демократичной, чем мажоритарная, требует более сложных мер для осуществления права отзыва, т.е. действительного подчинения народу его выборных.

Так как пропорциональная система выборов исходит из партийных группировок населения и осуществление выборов предоставляет организованным партиям, то всякое крупное изменение в соотношении сил классов и в отношении классов к партиям необходимо вызывают потребность в перевыборах по тому избирательному округу, где несоответствие между волей разных классов и их силой, с одной стороны, и между партийным составом выборных, с другой стороны, явно и несомненно. Истинный демократизм требует при этом безусловно, чтобы назначение перевыборов не зависело от одного только перевыбираемого учреждения, т. е. чтобы интересы удержаний своих мандатов не влияли на отзыв представителей.

Поэтому Всероссийский Ц.И.К. Сов. Раб., Солд. и Кр. Деп. постановляет:

Съезд Советов... созданный на паритетных началах в каждом соответствующем избирательном округе, имеет право назначать перевыборы во все городские, земские и вообще во всякие представительные учреждения, не исключая и Учредительного Собрания.

По требованию более чем половины избирателей соответствующего избирательного округа Советы должны назначать перевыборы.

Вновь избранные представители с момента избрания замещают прежде избранных представителей.

                                        

24 ноября 1917 года

 

 

ДЕКЛАРАЦИЯ

ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ1

 

Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.   

Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю – она упразднена. Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми2. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.   

Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.

В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой.   

Этой позорной политики натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.   

В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокации, прикрывающейся словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия.    

Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокаций должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.

Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:     

1) Равенство и суверенность народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.   

Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после сконструирования Комиссии по делам национальностей.

                                            

2 ноября 1917 г.

 

ДЕКРЕТ

ОБ УНИЧТОЖЕНИИ СОСЛОВИЙ

И ГРАЖДАНСКИХ ЧИНОВ1

 

Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Ст. 2. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр., титулы – княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждан Российской Республики.   

Ст. 3. Имущества дворянских сословных учреждений немед­ленно передаются соответствующим земским самоуправлениям.   

Ст. 4. Имущества купеческих и мещанских обществ немедлен­но поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений.   

Ст. 5. Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений.   

Ст. 6. Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются.   

Ст. 7. Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов.   

Настоящий декрет утвержден Центральным Исполнительным Комитетом Советов Рабочих и Солдатских Депутатов в заседании 10 ноября 1917 года.

 

ДЕКРЕТ О СУДЕ1

 

Совет народных комиссаров постановляет:   

1) Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов.   

Течение всех сроков приостанавливается, считая с 25 октября с. г. впредь до особого декрета.   

2) Приостановить действие существующего доныне института мировых судей,— заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно-районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами...   

Этими же Советами составляются списки очередных заседателей и определяется очередь их явки на сессию.   

Прежние мировые судьи не лишаются права, при изъявлении ими на то согласия, быть избранными в местные судьи как временно Советами, так и окончательно на демократических выборах.   

Местные суды решают все гражданские дела ценою до 3.000 р. и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3.000 р. Приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат. По делам, по коим присуждено денежное взыскание свыше 100р. или лишение свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассации. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей.  

Для разрешения уголовных дел на фронтах местные суды тем же порядком избираются полковыми советами, а где их нет — полковыми комитетами.   

3) Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры.

Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда.   

В роли же обвинителей и защитников, допускаемых в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам — поверенными, допускаются все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.   

4) Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных, соответствующие местные Советы... избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архивы и имущества этих учреждений.   

Всем низшим и канцелярским чинам упраздняемых учреждений предписывается оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать, в назначенные дни, заинтересованным лицам справки о положении их дел.   

5) Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Примечание. Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам Ц.И.К. Советов Р., С. и Кр. Деп. и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программы-минимум Р. С.-Д. Р. Партии и Партии С. Р.

6) По всем спорным гражданским, а также частно-уголовным делам стороны могут обращаться к третейскому суду. Порядок третейского суда будет определен особым декретом.   

7) Право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти.   

8) Для борьбы против контр-революционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц, учреждаются рабочие и крестьянские Революционные Трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых Губернскими или Городскими Советами Р., С. и Кр. Депутатов.   

Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.

Все следственные комиссии, доныне существовавшие, отменяются с передачей их дел и производств во вновь организуемые при Советах следственные комиссии.

 

                                    24 ноября 1917 года

             

ПОЛОЖЕНИЕ

О СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ1

 

1) Действие настоящего положения распространяется на всю территорию Российской Республики и на всех лиц без различия пола и возраста, занятых по найму во всех отраслях труда, независимо от характера работы, а также от того, у кого они работают по найму: в государственных, частных, общественных

учреждениях или у частных лиц.   

2) Действие настоящего положения не распространяется на тех лиц, регулярный заработок которых превышает трехкратный средний заработок рабочих данной местности, устанавливаемый местными или областными советами профессиональных союзов.   

3) Под безработным настоящее положение понимает всякое трудоспособное лицо, главным источником существования которого является работа по найму, не имеющее возможности найти работу... и зарегистрированное в местных биржах труда или

 профессиональных союзах...    

Примечание. Лица, лишившиеся заработка вследствие локаута считаются безработными.    

5) Наличность и продолжительность безработицы устанавливается местною кассою безработных через биржи труда и профессиональные союзы.

6) Средства для обеспечения безработных страховыми пособиями образуются и отчисления на это соответственной части прогрессивного налога на доходы, имущества и наследства.    

7) Впредь до введения указанного налога средства для обеспечения безработных страховыми пособиями образуются из взносов нанимателей.    

8) Взносы эти производятся нанимателями в местные кассы безработных и образуют единый всероссийский фонд безработных.

9) Размер взносов нанимателей в фонд безработных определяется в процентах к заработной плате и устанавливается единообразно для всей России центральной комиссией страхования безработицы в размере не менее трех процентов...   

11) Взносы уплачиваются нанимателями... в недельный срок со дня выплаты заработка срок. Невнесенные в указанный срок деньги взыскиваются с нанимателей... причем с нанимателей взыскивается в пользу фонда безработных пеня в размере 10% в месяц с невнесенной в срок суммы, считая неполный месяц за полный.   

14) Пособие безработному выдается в размере средней поденной заработной платы для данной местности, но не выше, чем был его действительный заработок.

15) Безработный пользуется правом на пособие, начиная с четвертого дня безработицы.

17) Местная касса безработных учреждается немедленно в каждом имеющем свыше двадцати тысяч жителей городе или поселении.

18) Местным кассам безработных предоставляется право образовывать союзы и вступать в соглашения как между собой, так и с другими организациями и учреждениями.   

19) Местная касса безработных может от своего имени приобретать права по имуществу, в том числе право собственности и другие права на движимые имения, вступать в обязательства, искать и отвечать на суде.

                                        

11 декабря 1917 года

    

ДЕКРЕТ

О РАСТОРЖЕНИИ БРАКА 1

 

1. Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или хотя бы одного из них.   

2. Означенная просьба подается... в местный суд.   

Примечание.  Заявление о расторжении брака по обоюдному согласию может быть подано и непосредственно в отдел записей браков, в котором хранится запись о заключении данного брака, каковой отдел заносит в книгу запись о расторжении брака и выдает о том свидетельство.

3. В назначенный для рассмотрения просьбы о расторжении брака день, местный судья вызывает обоих супругов или их

поверенных.   

6....судья единолично постановляет определение о расторже­нии брака, в чем и выдает супругам свидетельство.   

7. При расторжении брака по взаимному согласию, супруги обязаны в поданном заявлении указать, какие фамилии будут впредь носить бракоразводные супруги и их дети. При расторжении же брака по заявлению одного из супругов и при отсутствии между супругами по сему предмету соглашения, бракоразводные супруги сохраняют свою добрачную фамилию, фамилию же детей определяет судья, а в случае спора сторон местный суд.

8. В случае соглашения о том супругов, судья одновременно с постановлением о расторжении брака, определяет, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, прижитые в браке, и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по содержанию и воспитанию детей, равно как и о том, обязан ли муж и в каком размере доставлять пропитание и содержание бракоразведенной жене.   

9. Если же соглашения достигнуто не будет, то участие мужа в доставлении жене своей пропитания и содержания, при неимении или недостаточности у нее собственных средств и при неспособности ее к труду, а также вопрос о том, у кого должны оставаться дети, решается общеисковым порядком в местном суде...     

10. Дела о признании браков незаконными или недействительными подлежат впредь ведению местного суда.     

11. Действие этого закона распределяется на всех граждан Российской Республики, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному вероисповедному культу.     

12. Все ныне производящиеся в духовных консисториях ведомства православного и пр. исповеданий, в правительствующем синоде и всяких учреждениях иных христианских и иноверных исповеданий и у должностных лиц по управлению духовных дел всяких исповеданий дела о расторжении браков, по коим не постановлено решений, или постановленные решения еще не вступили в законную силу, признаются, силою сего закона, уничтоженными... Сторонам же предоставляется право, не выжидая прекращения прежнего дела, заявить новую просьбу о расторжении брака по настоящему декрету.                                           

 

19 декабря 1917 года

 

ДЕКРЕТ

О ГРАЖДАНСКОМ БРАКЕ, О ДЕТЯХ

И О ВЕДЕНИИ КНИГ АКТОВ СОСТОЯНИЯ1

 

Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки.

Гражданский брак совершается на основании следующих правил.   

1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной. уездной или волостной, земской) управе.

Примечание. Церковный брак, наряду о обязательным гражданским является частным делом брачущихся.   

2. Заявления о желании вступить в брак не принимаются: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского – 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могут вступить в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет; б) от родственников по прямой линии; в) от состоящих в браке, и г) от умалишенных   

3. Желающие вступить в брак являются а отдел записей браков и дают подписку в отсутствии... препятствий для вступления в брак, а также подписку о том, что они вступают в брак добровольно.   

Виновные в даче заведомо ложных показаний об отсутствии препятствий... привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а самый брак им признается недействительным.   

4. По отобрании вышепредусмотренной подписки, заведующий отделом записей браков заносит событие брака в книгу записей браков и затем объявляет брак вступившим в законную силу.   

При вступлении в брак бракосочетающимся предоставляется свободно определить, будут ли они впредь именоваться фамилией мужа или жены или соединенною фамилией.   

В удостоверение события брака, брачущимся выдается незамедлительно копия свидетельства об их браке.

  

О детях

10. Дети внебрачные уравниваются с брачными относительно нрав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям.   

Отцом и матерью ребенка записываются лица, подавшие о том заявление и давшие соответствующую в том подписку.   

В случае неподачи отцом внебрачного ребенка указанного выше заявления, матери ребенка, опекуну или самому ребенку предоставляется право судебным порядком доказать отцовство.

 

О смерти

11. Акт о смерти лица составляется по месту смерти тем отделом, который ведает записью браков и рождений, путем записи в особой книге записей смерти.   

12. О смерти лица отделу обязаны объявить судебные или административные власти или лица, на попечении коих находился умерший.

13. Учреждениям, ведающим кладбищами, отныне запрещается препятствовать погребению в черте кладбищ по обряду гражданских похорон.

14. Всем духовным и административным учреждениям, коим ранее была подведомственна регистрация браков, рождений и смерти по обрядам каких бы то ни было вероисповедных культов, — предписывается незамедлительно эти регистрационные книги для дальнейшего их хранения пересылать в соответствующие городские, уездные, волостные и земские управы.                                          

 

18 декабря 1917 года

 

 

ДЕКРЕТ

О РОСПУСКЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ,

принятый в заседании Центр. Исп. К-та

6 января 1918 года1

 

Российская революция, о самого начала своего, выдвинула Советы Раб., Солд. и Кр. Деп., как массовую организацию всех трудящихся и эксплуатируемых классов, единственно способную руководить борьбою этих классов за их полное политическое и экономическое освобождение.   

Учр. Собрание, выбранное по спискам, составленным до октябрьской революции, явилось выражением старого соотношения политических сил, когда у власти были соглашатели и кадеты.   

Народ не мог тогда, голосуя за кандидатов партии эсэров, делать выбора между правыми эсэрами, сторонниками буржуазии, левыми сторонниками социализма. Таким образом, это Учр Собрание, которое должно было явиться венцом буржуазно-парламентарной республики, не могло не встать поперек пути октябрьской революции и Советской власти. Октябрьская революция, дав власть Советам и через Советы трудящимся и эксплуатируемым классам, вызвала отчаянное сопротивление эксплуататоров, в подавлении этого сопротивления вполне обнаружила себя, как начало социалистической революции.   

Трудящимся классам пришлось убедиться на опыте, что старый буржуазный парламентаризм пережил себя, что он совершенно несовместим с задачами осуществления социализма, что не общенациональные, а только классовые учреждения (каковы Советы) в состоянии победить сопротивление имущих классов и заложить основы социалистического общества.   

Всякий отказ от полноты власти Советов, от завоеванной народом Советской Республики в пользу буржуазного парламентаризма и Учредительное Собрание было бы теперь шагом назад и крахом всей октябрьской рабоче-крестьянской революции.   

Открытое 5 января Учредительное Собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсэров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, признать «декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», признать октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное Собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного Собрания фракции большевиков и левых с.-р., которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.   

А вне стен Учредительного Собрания партия большинства Учр. Собрания, правые с.-р. и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению се, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.   

Ясно, что оставшаяся часть Учредительного Собрания может и силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контр-ревволюции для свержения власти Советов.   

Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное Собрание распускается.

      9 января 1918 года  

 

ДЕКРЕТ

ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТОВ РАБОЧИХ,

СОЛДАТСКИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ

       

О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗЕМЛИ1

                     

Раздел I. Общее положение

 

Ст. 1. Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда.   

Ст. 2. Земля без всякого... выкупа отныне переходит в пользование всего трудового народа.   

Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, кто обрабатывает ее собственным трудом...   

Ст. 4. Право пользования землей не может быть ограничено: ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством.   

Ст. 5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живыми силами природы предоставляется... Советской власти...   

Ст. 6. Весь частновладельческий живой и мертвый сельско-хозяйственный инвентарь переходит без всякого выкупа из нетрудовых хозяйств в распоряжение... Советов.   

Ст. 8. Все неработоспособные лица, которые в силу настоящего закона... совершенно лишаются средств к существованию, могут пользоваться правом получения пенсий (по смерть или до совершеннолетия) в размере существующей солдатской пенсии.   

Ст. 12. Распределение земли между трудящимися должно про­изводиться на уравнительно-трудовых началах так, чтобы потребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе к исторически сложившейся системе землепользования, не превышала трудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и, в то же время, давала бы возможность безбедного существования семье земледельца.   

Ст. 13. Общим и основным источником права на пользование землей сельско-хозяйственного значения является личный труд.

Ст. 14. Все граждане, занятые земледелием, должны быть застрахованы за счет государства на случай смерти, старости, болезни, увечья, делающих их нетрудоспособными.   

Ст. 15. Все нетрудоспособные земледельцы и неработоспособные члены их семейств должны быть призреваемы за счет органов Советской власти.   

Ст. 17. Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общест­венные нужды в распоряжение органов Советской власти.   

Ст. 18. Торговля сельско-хозяйственными машинами и семенами монополизируется органами Советской власти.   

Ст. 19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией.

                        

Раздел II. Кто имеет право пользоваться землей

 

Б) Для занятия сельским хозяйством.   

3. Сельско-хозяйственные коммуны.   

4. Сельско-хозяйственные товарищества.   

5. Сельские общества.   

6. Отдельные семьи и лица.

                       

 

Раздел IV. Установление земледельческой потребительно-трудовой нормы.

 

§ 1. Вся земледельческая Россия распределяется на такое число поясов, сколько различных систем полеводства (переложная, трехпольная, восьмипольная, многопольная, плодосменная и др.) исторически сложилось в данный хозяйственный период.  

§ 2. Для каждого такого земледельческого пояса устанавливается своя особая потребительно-трудовая норма.

                                       

19 февраля 1918 года

 

 

ДЕКРЕТ

ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОВЕТОВ РАБОЧИХ, СОЛДАТСКИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ

И КАЗАЧЬИХ ДЕПУТАТОВ

 

О СУДЕ1

(Декрет № 2)

               

Часть I.Окружные народные суды

 

Ст. 1. Для рассмотрения дал, превышающих подсудность местного народного суда, образуются окружные народные суды, члены

которых избираются Советами...   

Ст. 2. Общее собрание  членов окружного народного суда устанавливает количество гражданских и уголовных отделений в составе председательствующего и не менее двух постоянных членов в каждом. Число членов суда может быть увеличено или уменьшено местными Советами...

Члены суда избирают из своей среды председателя суда и председателей отделений, отзывают их и избирают на их места других. Избранные же члены суда, не исключая председателей, отзываются избравшими их Советами.   

Ст. 3. Решение дел по существу в гражданских отделениях происходит в составе трех постоянных членов окружного народного суда и 4-х народных заседателей. По уголовным же делам решение их по существу происходит в составе двенадцати очередных заседателей и двух запасных, под председательством одного из постоянных членов суда.    

Общие описки народных заседателей составляются губернскими и городскими Советами... на основании списков кандидатов, представляемых местными районными и волостными Советами.     

Очередные списки каждой сессии составляются путем жеребьевки Исполнительными комитетами Советов.

Примечание. Размер суточного вознаграждения заседателей определяется губернскими и городскими Советами с обязательностью постепенного перехода к бесплатному несению гражданами государственной повинности по отправлению правосудия.

                

 

 

Часть II. Кассация решений

 

Ст. 4. Обжалование в апелляционном порядке отменяется и допускается только кассация решений.   

Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов... постоянные члены окружных народных судов... избирают из своей среды надлежащее количество членов областного народного суда...

Примечание. Члены областного суда могут быть отозваны, как выбравшими их в члены суда советами, так и избравшим их в члены областного суда собранием.   

Ст. 5. При обжаловании в кассационном порядке суд имеет право отменить решение не только по формальным нарушениям, признанным им существенными, но и в том случае, если признает, что обжалованное решение явно несправедливо.   

После отмены решения дело передается на новое рассмотрение в новом составе присутствия. Кассационному суду также принадлежит право помилования и смягчения наказаний.              

 

Часть III. Верховный судебный контроль

 

Ст. 6. В целях достижения единообразия кассационной практики, учреждается в столице верховный судебный контроль. В состав его входят представители областных народных судов по избранию этих судов на срок не свыше 1 года с правом отзыва и переизбрания как со стороны окружных судов, так и Советов...   

В случаях же обнаружения неустранимого противоречия между действующим законом и народным правосознанием, верховный судебный контроль делает законодательным органам представления о необходимости издания нового соответствующего закона.

Отменять решения верховного судебного контроля может только законодательный орган советской власти.

 

 

Часть IV. О судопроизводстве и подсудности

 

Ст. 7. В судах всех инстанций допускается судоговорение на всех местных языках. Установление правил о том, на каком языке или языках происходят судоговорение и судопроизводство, предоставляется судам совместно с Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов.   

Ст. 8. Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 года постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов. В этом последнем случае в решениях и приговорах должны быть указаны мотивы отмены судом устарелых или буржуазных законов.   

Ст. 10. Вопросы о подсудности как по гражданским, так и по уголовным делам, решаются окончательно баз права обжалования судом, к которому поступило дело...    

Ст. 14. В отношении доказательств суд не стеснен никакими формальными соображениями и от него зависит, по обстоятельствам дела, допустить те или иные доказательства. Свидетели дают показания с предварением ответственности за ложное показание, Принесение присяги отменяется.    

Ст. 17. Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних обоего пола до 17 лет отменяются. Дела о несовершеннолетних, уличенных в даяниях общественно-опасных, рассматриваются в «комиссиях о несовершеннолетних» в составе представителей ведомств юстиции, народного просвещения и общественного призрения.

 

Часть VI. О предварительном следствии

 

Ст. 21. Предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного народного суда, производится следственными комиссиями из трех лиц, избираемых впредь до назначения прямых выборов – Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов.     

Участие защиты в стадии предварительного следствия может быть ограничено по постановлению следственной комиссии, если того требуют интересы раскрытия истины, причем решения по этим вопросам подлежат обжалованию в окружной народный суд.   

На определения следственных комиссий приносятся жалобы в окружной народный суд.

               

Часть VII. Об обвинении и защите

 

Ст. 23. Судебное следствие происходит при участии обвинения и защиты.

Ст. 24. При Советах... создается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты.   

Ст. 25. Только эти лица имеют право выступать в судах за плату.   

Ст. 26. Из коллегий правозаступников суд может пригласить для каждого дела общественного обвинителя.   

Ст. 27. Если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитника, суд, по его просьбе, назначает ему защитника из коллегии правозаступников.   

Ст. 28. Кроме указанных обвинителей и защитников, могут принимать участие в судебных прениях один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.

                  

 

Часть VIII. О народных заседателях и судебном следствии

 

Ст. 29. Народные заседатели участвуют в судебном следствии и вправе отводить во все время процесса назначенного для данного заседания председателя.   

Народные заседатели решают вопрос не только о факте преступления, но и о мере наказания, при чем они имеют право уменьшить положенное в законе наказание по своему убеждению вплоть до условного или полного освобождения обвиняемого от всякого наказания.   

Ст. 30. Заключительное слово председательствующего отменяется. Он дает только заключение о мерах наказания, предусмотренных законом.   

В совещании народных заседателей председатель участвует с правом совещательного голоса.              

 

Часть IX. О жалобах, помиловании и восстановлении прав

 

Ст. 31. Жалобы не допускаются на оправдательные приговоры, на смягчение наказания и на полное освобождение обвиняемого от всякого наказания.   

Ст. 34. Срок обжалования по всем делам в кассационном и частном порядке, устанавливается одинаковый — месячный.

 

Часть X. Об исполнении решений и приговоров

 

Ст. 35. Исполнение решений и приговоров, впредь до особого декрета о выборных органах исполнения, производится в действовавшем до сих пор порядке, с заменою членов милиции красною гвардией, где таковая существует.

             

Часть XI. О действующих законах

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.159 с.)