В настоящее время все многообразие представлений о возможных путях дальнейшего развития цивилизации условно можно подразделить на 3 группы: биоцентризм, антропоцентризм и устойчивое развитие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В настоящее время все многообразие представлений о возможных путях дальнейшего развития цивилизации условно можно подразделить на 3 группы: биоцентризм, антропоцентризм и устойчивое развитие.



Лекция

Индекс человеческого развития - это обобщенный показатель, состоящий из нескольких компонентов, который регулярно рассчитывается сотрудниками Организации Объединенных Наций для проведения сравнений стран между собой.

Назначение индекса

Концепция индекса человеческого развития (ИЧР) была разработана в 1990 году группой специалистов Организации Объединенных Наций, которые занимались вопросами осуществления межстрановых сравнений.

 В процессе работы над этой темой им стало ясно, что разные страны слишком сильно различаются между собой, чтобы для обеспечения их сопоставления можно было обойтись каким-то одним критерием.

В результате исследовательская команда, возглавляемая Махбубом-уль-Хаком, предложила сводный показатель, основанный на нескольких критериях.

В 2010 году был существенно расширен спектр критериев, учитываемых при определении индекса.

 В 2013 году индекс, который раньше носил название «Индекс развития человеческого потенциала», был переименован в «Индекс человеческого развития».

В настоящее время специалисты ООН ежегодно рассчитывают этот индекс для 169 стран.

В процессе осуществления расчетов все страны разбиваются на 4 группы:

Государства с очень высоким ИЧР,

С высоким ИЧР,

Со средним ИЧР

С низким ИЧР.

При этом каждая группа стран состоит из 42 государств (в группу с высоким ИЧР входят 43 страны), так что численность группы каждый год остается неизменной, а вот ее состав постоянно меняется.

Состав индекса

Для расчета индекса человеческого развития ООН использует три основных группы показателей

1)Оценка ожидаемой продолжительности жизни в рассматриваемом регионе (зависит от экологической обстановки, уровня развития медицины и других факторов)
2)Оценка уровня грамотности населения анализируемого государства (базируется на распространенности и доступности образовательных учреждений, качестве образования в стране, развитости образовательной инфраструктуры: библиотеки и подготовительные курсы)

Оценка уровня жизни населения в конкретном государстве (уровень доходов, производительности труда, уровень цен и инфляции в государстве)

Экологический след

«Экологический след» — показатель давления на природу. (мера воздействия человека на среду обитания)

Любой вид человеческой деятельности использует биологически продуктивные территории и/или рыбопромысловые зоны.

Показатель «экологический след» (ЭС) измеряет потребление населением продовольствия и материалов в эквивалентах площади биологически продуктивной земли и площади моря, которые необходимы для производства этих ресурсов и поглощения образующихся отходов.

Экологический след, приходящийся на одного человека, представляет собой сумму шести слагаемых:

Площадь пашни для выращивания потребляемых человеком зерновых,

Площадь пастбищ для производства продукции животноводства,

Восемь стран: США, Бразилия, Россия, Китай, Индия, Канада, Аргентина и Австралия владеют больше, чем половиной всего биологического потенциала Земли. Население и модель потребления делают три из этих стран США, Китай и Индия.

Одним из самых дефицитных ресурсов на Земле (50% стран уже испытывают недостаток в нем) является вода. Огромное количество воды продается в виде товаров и продуктов. Например, на производство одной футболки из хлопка требуется 2,900 литров воды.

 В среднем, каждый человек потребляет и использует 1,2 миллиона литров (около половины олимпийского бассейна) воды в год. При этом житель США использует около 2,5 миллиона литров в год, а житель засушливого Йемена всего 619 тысяч литров.

В целом в странах Африки среднедушевой экологический след по сравнению с 1961 годом сократился на 19%, хотя население увеличилось в три раза. Богатые страны «наследили» на 76% больше за тот же период. Одни только выбросы парниковых газов в самых обеспеченных государствах выросли в 9 раз. Россия относится к государствам со средним уровнем доходов, в таких странах жителей становится, как правило, меньше, а след также растет. Для России с 1961 года экологический след увеличился на 21%. Сегодня след России составляет 3,7 мга/чел., это почти в три раза меньше следа США, но больше, чем, например, у Украины, которая использует 2,7 мга на человека.

1.Основные источники:

1. Е.В. Титов.Экология: учеб. Для студ. учреждений сред. Проф. Образования/под редакцией Е.В. Титова. -М.: Издательский центр»Академия», 2017-208 с.

2. Домашнее задание: Конспект параграфа  4.3 стр. 189   Е.В. Титов.Экология: учеб. Для студ. учреждений сред. Проф. Образования/под редакцией Е.В. Титова. -М.: Издательский центр»Академия», 2017-208 с.

 

В настоящее время все многообразие представлений о возможных путях дальнейшего развития цивилизации условно можно подразделить на 3 группы: биоцентризм, антропоцентризм и устойчивое развитие.

Пути развития Биоцентризм Устойчивое развитие Антропоцентризм
Основной принцип Человек для биосферы Человечество + биосфера = гармонизация отношений Биосфера для человека
Господствующая философия Биосфера - единая самоорганизующаяся система. Человечество - часть биосферы Развитие человечества в согласии с законами развития биосферы Биосфера - источник ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей человечества
Пути достижения целей развития «Назад к природе». Предоставление биосфере возможности восстановления своих функций путем отказа от благ цивилизации Осознанные ограничения на потребление ресурсов биосферы. Удовлетворение потребностей с учетом возможностей биосферы Обеспечение «процветания» человечества за счет технологического и технического прогресса

1. Эволюция взглядов на устойчивое развитие:

Термин «sustainable development», переведенный с английского как «устойчивое развитие», впервые был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Всеобщее внимание к идее с таким названием было привлечено после публикации доклада «Наше общее будущее», представленного в ООН Комиссией по окружающей среде и развитию.

На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро теория устойчивого развития составила концептуальную основу принятых решений. В её документах устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградационным изменениям ОС.

Существующий подход к концепции устойчивого развития вырабатывался в течение нескольких десятилетий, он основан на опыте работы в области развития, накопленном за это время. Возникновению и разработке концепции устойчивого развития во многом способствовала деятельность, проводившаяся в рамках Римского клуба. Большой толчок в этом направлении дала нашумевшая работа Д. Медоуза «Пределы роста», привлекшая самое широкое внимание к глобальным экологическим проблемам.

Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического роста, концепция органического роста, концепция динамического равновесия. Общее для всех этих подходов – сопоставление глобальной экономической системы с живым организмом, особенно ярко проявившееся в концепции органического роста. Количественный рост не играет роли в эволюции живых организмов или биологических систем.

Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т.е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде.

Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется.

Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Что касается количественного роста, на котором сосредоточивалась традиционная экономическая наука, то он даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиями. Самый яркий пример недифференцированного количественного роста в природе – размножение раковых клеток. Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера.

В то же время концепция «нулевого роста» столь же неправомерна, как и концепция бесконечного роста.

Темпы роста сами по себе не имеют решающего значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для окружающей среды последствиям. В то же время при низких или даже отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние окружающей среды может ухудшаться, а запасы невозобновимых природных ресурсов истощаться.

Сегодняшняя экономика представляет собой ярчайшую иллюстрацию к последнему положению. Концепция устойчивого развития унаследовала от развивавшихся в работах Римского клуба концепций, прежде всего фундаментальное отличие от господствующей в традиционной экономической науке концепции непрерывного экономического роста.

Различие между экономическим развитием и экономическим ростом является основополагающим для самого понятия «устойчивость». Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объемов запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков.

Потенциал экономического прогресса, базирующегося на устойчивом развитии, предполагает качественные усовершенствования большие, чем экономический рост, основанный только на увеличении количественных показателей. Подлинным экономическим прогрессом является только такой прогресс, который осуществляется не за счет окружающей среды, а, напротив, за счет согласования экономической деятельности и всего поведения людей с биогеохимическими циклами различного уровня и полного включения экономической системы в структуру глобальной замкнутой жизнеобеспечивающей среды. Если экономический рост, основанный исключительно на количественных показателях, в конце концов, приводит к саморазрушению (и таким образом является «неустойчивым»), то понимаемое, прежде всего в качественном смысле экономическое развитие устойчивым может быть.

Современные экологические проблемы, заставившие обратить на себя внимание и вызвавшие к жизни концепцию устойчивого развития, в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие экономические школы, в том числе марксистская, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед экономической наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

В сущности, концепция устойчивого развития стала качественно новым подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике парадигма базируется на некоторых предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном промежутке времени, менее точны и полезны в работе с более долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.

Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:

1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;

2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.

Большинство представителей традиционной экономической науки полагали, что дистрибутивная проблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблема масштаба даже не рассматривалась в качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения ресурсов и технологических изменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут быть решены в рамках рыночного механизма даже при условии «совершенного» рынка в смысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно быть найдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент для претворения этих решений в жизнь.

Традиционная парадигма в значительной степени игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную проблему как находящиеся «вне сферы» экономической науки. Экономическая наука рассматривается как ограниченная решением технических вопросов, возникающих в связи с эффективным распределением ресурсов. Но если определять экономическую науку более широко, а именно как «науку об управлении хозяйством» (такое значение несет греческое слово «экономика»), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающим в ходе такого управления, включая проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную проблему, даже если последние и не вмещаются в рамки математических моделей и традиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективного распределения ресурсов.

2. Переход к модели «Устойчивость и развитие»:

Концепция устойчивого развития широкое распространение в экономической литературе получила с 1992 г., когда в Рио-де-Жанейро состоялась международная конференция ООН. На конференции было признано, что традиционные модели, к числу которых относятся общества стихийного развития и экстенсивного использования природных ресурсов, ведут к разрушению биосферы и в конечном итоге к гибели человеческой цивилизации. В результате был сделан вывод, что человек должен отказаться от таких моделей и перейти к модели устойчивого развития. Базовыми положениями этой моделиявляются:

· ограничение использования ресурсов всей планеты; стабилизация численности населения в развивающихся странах;

· сокращение огромного разрыва в уровне жизни самых богатых и самых бедных стран путем обуздания стихийного развития общества, обеспечения устойчивого экономического роста и ограничения изобилия;

· налаживание управляемости и направляемости мирового развития.

Эта концепция, по мнению многих ученых (академик Е. Федоров, профессора С. Лавров, Ю. Селиверстов, Б. Хорев и др.), является не бесспорной. Она отражает развитие жизнедеятельности всего населения планеты в глобальном масштабе, а управляемость связывается с ограничением использования ресурсов. Причем, ограничения распространяются на те страны, в которых имеются ресурсы. В результате, с одной стороны, концепция направлена на обуздание стихийного развития общества, стремление к ликвидации огромного разрыва в уровне жизни, который достигает в доходах самых богатых и самых бедных стран 20: 1. С другой - для сокращения разрыва по уровню доходов между странами предполагается огромный рост производства и соответственно огромное увеличение использования ресурсов, а оно ограничивается устойчивым развитием.

Законы устойчивого развития. Устойчивость развития достигается, с одной стороны, в качестве внутренней равновесности, которая выступает в виде сбалансированности целого и части; с другой - в качестве устойчивости по отношению к внешней среде.

Внутренняя устойчивость. Она подчиняется законам наименьших сопротивлений и расхождения, сформулированных А. А. Богдановым.
Закон наименьших сопротивлений заключается в том, что внутренняя устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент. Если в общей цепи каждое звено выдерживает 500, 1000, 1500 кг, то наибольший вес, который может выдержать цепь, составляет 500 кг.

По аналогии структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью. В нашем случае к числу таких звеньев могут относиться региональные звенья, основу которых составляют психологические, национальные, социальные моменты. Если какое-либо звено не выдерживает, то цепь приходится укреплять путем принятия мер на уровне общего.

Закон расхождения - при разъединении всякого комплекса, материального и нематериального, при разрыве связей неизбежно приумножение различий обособившихся частей. Такие процессы обусловлены теорией управления, которая непосредственно связана с теорией равновесия. Если система равновесия нарушается, то количественно возрастают элементы управляемой системы, требующие для восстановления равновесного состояния направляющего воздействия извне. Это объективно вытекает из соотношения целого и части. В кибернетико-экономической литературе управление системой сводится к ограничению разнообразия.

Например, английский специалист по кибернетике У Р. Эшби считал, что задача управления состоит в уменьшении разнообразия управляемой системы.

Если, например, в качестве составных частей целого выступают региональные звенья, то, согласно закону расхождения, потеря управляемости наступила в результате суверенизации территорий. Разрыв экономических взаимосвязей привел к относительному обособлению субъектов Федерации, разрушению целого, к многократному увеличению различий обособившихся частей. В результате наступило нарушение равновесности системы, преодоление которой, по закону Эшби, заключается в уменьшении разнообразия управляемой системы.

Устойчивость по отношению к внешней среде. Закон равновесия Ле-Шателье. Если система равновесия подвергается воздействию извне, изменяющему какое-либо из условий равновесия, то в ней возникают процессы, направляемые так, чтобы противодействовать этим изменениям или компенсировать их.

Важнейшим направлением такого воздействия является природа. Устойчивое развитие определяется биосферной функцией человека, осознанием человечеством необходимости изменения своего отношения к природе.

Устойчивость биосферы будет определяться тем, насколько человечество сможет согласовывать свое поведение с законами развития природы.

В конечном счете человек должен отдавать природе столько же, сколько он берет у нее; нарушение этого соответствия может привести к гибели биосферы и человека. Во избежание этого необходимо включение человеческой деятельности в природные биогеохимические циклы через лесоводство, рыболовство, адаптивные зерноводство и животноводство и др.

В заключение следует отметить, что социально-экономическое развитие общества как целостной системы, составными частями которой выступают регионы, может быть равновесным или неравновесным.

Равновесность системы. В условиях равновесности различия между регионами по уровню жизни, социальному обслуживанию, уровню безработицы, экологической защиты населения не вступают в противоречие с устоявшимися нормами жизнедеятельности территории. Это проявляется в том, что демографическая ситуация обеспечивает исторически сложившееся воспроизводство населения и темпы его роста; жизненный уровень населения постоянно улучшается; каждому независимо от места проживания гарантируется получение медицинской помощи, определенного образования, а также благоприятная окружающая среда.

Неравновесность системы характеризуется тем, что различия между регионами ведут к нарушению территориальной целостности, обострению межнациональных взаимоотношений. Ухудшение жизнедеятельности территории, снижение уровня жизни, правовой защиты населения, окружающей среды и обострение за счет этого психологической обстановки ведет к возникновению конфликтов между социальными группами, к обособлению национальных экономик и их социально-экономической изоляции от централизованной системы.

3 Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».     

Прежде всего, следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в.), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти — на 35 лет, природного газа — на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения была осуществлена еще в начале XX века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии состоялось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира.

Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды — «зеленые» («Гринпис»). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы «озоновых дыр» в атмосфере Земли. Однако следует признать, что при весьма различном уровне социально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от своего совершенства.

Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой.

 

Тема урока: № урока 25 Практическое занятие №7 « Решение экологических задач на устойчивость и развитие.»

«Решение экологических задач».

 Цель: закрепить и углубить знания по методике решения задач по экологии (подготовлено по материалам http://referatwork.ru/)

Решите экологические задачи, используя план характеристики экологической проблемы.

1. Результаты запишите в таблицу:

Факторы влияния (описание ситуации) Причины Последствия Пути решения
Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.      
Загрязнение малых рек поверхностными водами с частных огородов. Многие участки расположены чуть ли не вплотную к урезу воды. Перенос огородов на другое место просто невозможен      
Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок      
Свалка бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек      

 

 

Тема урока: 26 «Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.»

Цель: закрепить и углубить знания экономических, социальных, культурных и экологических способах  устойчивости, рассмотреть  их взаимодействие и взаимовлияние, познакомить обучающихся с показателем – индекс человеческого развития.

 Освоить следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

1. Изучить материал по теме, используя презентацию размещенную ниже.

2. Составить краткий конспект по теме урока.

 

Домашнее задание: Прочитать текст параграфа 4.3 учебника стр.189, Экология Е.В. Титов и  ответить на вопрос 3 письменно стр.184  (Почему экология стала именно той наукой,которая смогла дать ответ на цивилизационные вызовы человечеству?) и выполнить практическое занятие №7.

. Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Лекция

Индекс человеческого развития - это обобщенный показатель, состоящий из нескольких компонентов, который регулярно рассчитывается сотрудниками Организации Объединенных Наций для проведения сравнений стран между собой.

Назначение индекса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.045 с.)