I. Причины обострения кадровой проблемы на телевидении, в сми России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Причины обострения кадровой проблемы на телевидении, в сми России



ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сборник научных статей

Отв. ред. Буданцев Ю.П.

 

Москва, 2001

 

Статьи, включенные в сборник, подготовлены как основа выступлений на научно-практической конференции «Журналистика- 2000», ежегодно проводимой факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

В книге публикуются статьи, связанные с вопросами идеологии, структурирования и правового обеспечения журналистского образования, а также посвященные философским и духовно-нравственным его основам.

Сборник научных статей, подготовленный профессорами и преподавателями ИПК работников телевидения и радиовещания, представит интерес и для слушателей системы повышения квалификации работников печатных и электронных СМИ, и для студентов-журналистов, а также для широкого круга читателей.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СМИ (Егоров В.В.)

I. Причины обострения кадровой проблемы на телевидении, в СМИ России

II. Принципы государственной кадровой политики в области СМИ

III. Механизм формирования и реализации государственной кадровой политики, система образования и воспитания специалистов СМИ

IV. Профессиональные традиции и новации на современном телерадиовещании. Двойственная природа творческой деятельности на телевидении

Заключение

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЖУРНАЛИСТОВ (Огородников Ю.А.)

О СТРУКТУРИРОВАНИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Березин В.М.)

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ) (Рощин Ю.Р.)

СОБОРНОЕ НАЧАЛО ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА (Буданцев Ю.П.)

ЖУРНАЛИСТ КАК ПЕДАГОГ (Лощиц Ю.М.)

 

В.В. Егоров,

Профессор ИПК

Работников телевидения и радиовещания

II. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СМИ

 

III. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СМИ

 

Тоталитарное образование было одной из главных опор тоталитарной системы и копировало административно-командные методы управления. Точно так же эти методы пронизывали учебный процесс. Освобождение от них идет крайне медленно, потому что некоторые организаторы учебного процесса боятся этого освобождения, не зная, чем заменить устаревшие инструкции, указания, запреты, ограничения. Демократизм образования состоит в том, что здесь правят бал не чиновники, а творцы-педагоги, не управленческий аппарат, а творческие коллективы единомышленников при всей разности подходов, способов, методов и форм обучения.

Государство проявляет свою волю в регулировании отношений между СМИ и обществом, СМИ и личностью, СМИ и аудиторией. Оно и способствует тому, чтобы СМИ наиболее полно отражали запросы и интересы человека, обеспечивали бы свободу доступа его к информации, свободу самой информации и независимость СМИ.

Государство разрабатывает и реализует систему кадровой политики в области СМИ следующими путями, многие из которых проверены нашей историей, духовно-нравственным и культурным опытом:

1. Создание и совершенствование законодательной, всей правовой базы деятельности телерадиокомпаний и их деятелей, тележурналистов на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

2. Создание и укрепление государственных СМИ, способных действовать в интересах личности, общества, единой. Федерации, показывать пример сбережения и развития духовных ценностей России, готовых вытеснять засилье зарубежных источников информации в отечественных телерадиопрограммах.

3. Формирование системы поэтапной, в определенной последовательности подготовки и повышения квалификации кадров отрасли.

4. Разработка и периодическое обновление государственных стандартов образования по действующим и вновь рождающимся специальностям в области телерадиовещания, а также создание государственных стандартов в системе повышения квалификации, которые ныне полностью отсутствуют.

5. Подготовка и проведение сертификации действующих кадров, а также технических средств вещания.

6. Лицензирование деятельности телерадиокомпаний при глубоком анализе программной, кадровой, технической политики ТРК и усилении контроля государственных органов за выполнением лицензионных обязательств.

7. Достижение единого подхода государственных и частных телерадиокомпаний к уровню квалификации и определенного уровня компетенции кадров, что должно найти отражение и в лицензировании ТРК, и в иных правовых актах, регулирующих деятельность частных телекомпаний.

8. Создание опорных пунктов научно-исследовательской, преподавательской работы, составляющих систему профессионального роста кадров во главе с федеральным координационным центром, на который государство возлагает изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта кадровой работы в сфере телерадиовещания, разработку рекомендаций по повышению эффективности системы профессионального роста специалистов телерадиовещания, их стимулов в овладении профессией.

За последнее десятилетие вместо сломанной машины государственного управления телерадиовещанием государству не удалось создать эффективную систему образования и воспитания кадров для телерадиовещания, подготовить заново необходимое количество квалифицированных кадров.

Дело это эпохальное, не требующее спешки. Тактика и стратегия серьезной политики государства должна определить ее главную цель – разработку Федеральной целевой программы России по кадровому обеспечению информационной безопасности страны, всей массовой информации. Такую Федеральную целевую программу мог бы инициировать Центр, о котором шла речь выше.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Задачи кадрового обеспечения СМИ реализуются в нашей стране в условиях недостаточно разработанной правовой базы профессионального обучения. А между тем решающий фактор существования и развития системы образования, в частности в области ТВ и РВ, – это создание правового поля, определение возможностей и форм деятельности учреждений профессионального образования.

В некоторых странах Европы разрабатываются законы о профессиональном обучении. Так, в Общеевропейском Радио- и Телевещательном Союзе был создан проект такого Закона, который регулировал бы принципы профессионального обучения, определял, что такое термины «образование» и «профессиональное обучение». Термины «образование» и «обучение» рассматриваются как взаимодополняющие и не могут существовать в отрыве друг от друга.

Образование – это процесс, в который вовлечены широкие непрофессиональные сферы с большим кругом информационных проблем. Оно может рассматриваться как база для дальнейшей более узкой специализации в процессе обучения и имеет долгосрочные цели и задачи.

Термин «обучение» более конкретен. Это процесс приобретения и углубления профессиональных знаний и навыков. Цели и задачи обучения достигаются в более короткие сроки. При употреблении термина «обучение» имеется в виду сочетание образования и профессионального обучения.

Причинами, влияющими на формирование задач профессионального обучения, можно считать следующие:

· необходимость иметь такие профессиональные качества служащих, которые обусловлены их должностными функциями и обязанностями; структурные перемены внутри организации, влекущие за собой изменения в формах и методах работы;

· индивидуальные потребности и желания служащих.

В Законе о профессиональном обучении должны быть определены формы профессионального обучения, среди которых можно выделить три его вида:

· общее или начальное обучение (его обычно получают до или во время первых лет профессиональной деятельности);

· последующее или углубленное профессиональное обучение (оно обеспечивает сотрудникам возможность работы с современными техническими средствами, а также для продвижения вверх по служебной лестнице);

· дальнейшее повышение профессиональной квалификации, либо профессиональная переподготовка (что позволяет сотрудникам выполнять новые функции внутри организации, вызванные служебной необходимостью, и дает возможность приобретения новой квалификации и смежных специальностей).

Конечно, Закон должен определить цели и задачи системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Среди них главными можно считать следующие:

ü обобщить знания и опыт по эффективному обучению персонала в наиболее короткие сроки;

ü выработать соответствующие нормативы обучения и привить слушателям требуемые навыки;

ü развить у слушателей навыки работы, обслуживания и установки нового технического оборудования;

ü стимулировать слушателей к накоплению опыта профессиональной деятельности, к совершенствованию знаний и умений; усилить мотивацию обучения, раскрыть перспективы служебного продвижения для каждого слушателя;

ü добиться, чтобы слушатели подобающим образом относились к своей работе, коллегам и задачам, стоящим перед организацией;

ü ознакомить слушателей с их юридическими правами и обязанностями внутри организации, а также с правилами техники безопасности, необходимыми на конкретном рабочем месте.

Таким образом, Закон о профессиональном обучении нужен:

а) для определения общего подхода к проблеме распространения профессиональных знаний и для внедрения передового опыта лучших кадровых и учебных центров;

б) для активизации взаимодействия управленческих структур ТРК в вопросах разработки идеологии и принципов профессионального обучения.

Политическая, экономическая и социальная обстановка в стране таковы, что требуют новых подходов и нового понимания задач и ответственности электронных СМИ перед обществом.

Возможно, в результате наших предложений будет сформулирован важный принцип в числе иных положений о лицензии на вещание: необходима сертификация кадров в каждой телекомпании, анализ профессиональной подготовки тех, кто вещает на огромную аудиторию. Единые критерии при оценке качества творческого коллектива, одобренные государством в виде лицензионных требований, должны стать краеугольным камнем государственной политики в области электронных СМИ.

 

Ю.А. Огородников,

Профессор ИПК

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЖУРНАЛИСТОВ

 

Сегодня наибольшую тревогу мыслящих людей мира вызывает новое лицо, новое понимание профессионального образования, профессионализма и специализации и, как следствие, новое содержание понятий «профессионал», «специалист». Еще недавно человек гордился тем, что он хороший специалист, специалист вызывал уважение окружающих. Сегодня люди видят опасность для человечества, исходящую от узкого специалиста. Сегодня специалист в массе своей – это человек, обеспечивающий жизнестойкость опасных для жизни народов социально-экономических структур, но главным образом он опасен своим сознанием, своим отношением ко всему комплексу явлений социальной жизни, прямо скажем, сознанием массового человека, требующего от социума обеспечения себя хлебом и зрелищами, и, получая эти «хлеб и зрелища», такого рода специалист поддерживает тех, кто усыпляет подачками его ум, волю и чувства.

Проблема образования журналистов вписывается в общие проблемы подготовки специалиста, она носит в большей мере практический, а не теоретический характер.

Проблемы практического характера заключаются в следующем:

· духовно-нравственное состояние общества деформирует образовательный процесс, – важно знать, как противостоять ему в обучении журналистов;

· политика государства в области журналистики (средств массовой информации) отрицательно влияет на подготовку журналистов, – важно определить, как в этих условиях воспитать нравственного журналиста;

· педагоги с трудом поворачиваются к современным образовательным концепциям, – проблема в том, как их повернуть к ним;

· нет действенных методов нравственного и патриотического воспитания журналистов, они нуждаются в разработке;

· журналисты после окончания вуза отходят от жизненных принципов, которые могли им преподноситься в процессе обучения. Что сделать в рамках вуза, чтобы заложить устойчивые мировоззренческие принципы, – одна из основных проблем современного профессионального образования.

Журналист, как правило, имеет о себе неоправданно высокое мнение и весьма поверхностно разбирается в явлениях, которые он пытается оценить и разъяснить своей аудитории. С последним связано неуклонное падение авторитета журналистов. Уровень нравственного и эстетического развития массового журнализма низок, забота о Родине, как правило, отсутствует.

Осмысливая образование журналистов, востребуемое обществом, я исхожу из таких предпосылок:

Первое. Из современного понимания образования, в том числе профессионального образования.

Второе. Из того факта, что журналисту приходится осмысливать и освещать разные социальные сферы и виды человеческой деятельности.

Третье. Профессия журналиста – это профессия творческая.

Четвертое. Университет, как особый вид высшего учебного заведения, помогает развить исследовательские способности, дать или усилить мировидческую компоненту и фундаментальные знания.

Пятое. СМИ значительно влияют на духовно-нравственное состояние общества, на отношение граждан к государству. Следовательно, воспитание журналиста сегодня чрезвычайно важно.

Обозначим философскую методологию, применяемую нами для исследования природы образования в целом и профессионального образования. В этих целях мы выделяем три иерархических уровня таких методов: онтологический (бытийный), конкретно-исторический и социально-ситуативный.

Онтологический, бытийный метод позволяет осмыслить явление, в данном случае природу образования, в масштабах и процессах мира-бытия, что может обеспечить наиболее глубокое проникновение в его сущность. Одним из важнейших законов бытия является следующий: каждое явление бытия стремится к выявлению, реализации своей меры, своего качества, развертыванию всей полноты своей природы, что в свою очередь является необходимым условием развития сущего, мира-космоса в целом, – его единства, гармонии, упорядоченности, соборности, всеединства. Исходя из этого закона, мы выявляем смысл существования человека. Человек как родовое существо еще находится в пути к развертыванию всех возможностей своей природы, он еще не осуществился полностью как человек, не развил в себе всего того, что в него заложено при творении. Каждый отдельный человек в процессе своей жизни обречен развивать в себе свою родовую сущность до пределов, возможных и необходимых в данное историческое время. Если этого не происходит, индивид испытывает психодуховное напряжение и неудовлетворенность своей жизнью, и в таком напряжении может доходить до самоубийства, как это выяснено сегодня рядом крупнейших ученых мира в результате масштабных, кропотливых исследований (В. Франклом, например).

Второй философский подход дополняет первый, конкретизирует его. На основе этого подхода исследуется, на какую ступень развития восходит в данный исторический момент человечество, какие новые качества и возможности развивает он сегодня, вступая в новую историческую эпоху. Какие качества востребует идущее нам навстречу время. Какой вызов бросает нам и нашему образованию новая эпоха. О востребуемых сегодня качествах мы скажем дальше.

И, наконец, третий подход требует выяснения, а в каком состоянии находится сегодняшний конкретный социум, в данном случае, российский, в какой социальной ситуации оказывается образование и личность, которая бы пыталась осуществить свое природное предназначение: реализацию своей сущности.

Прежде чем переходить к проблеме обучения специалиста, отметим общую задачу образования, выясненную нами на основе бытийного подхода: любое образование, согласно современным философским подходам, является развитием в индивиде родовой человеческой сущности до уровня, необходимого и предельно возможного в данную конкретно-историческую эпоху. Основными составляющими родовой человеческой сущности, как это понимается в русской философской традиции, являются творение мира (частный момент творения – любое творчество, способствующее развитию людей) и любовь к миру, жизни, человеку. Человек – субъект творения мира-бытия.

В процессе становления человека как человека профессионализм, практицизм являются необходимым элементом в развитии целостности личности. Без него человек лишается возможности выполнить свою главную задачу – целесообразное, гармоничное преобразование себя и мира. Без него человек не в состоянии реализовать себя как человек, свои способности, возможности, стремления, интересы, ценности. Без профессионализма человек недостаточно культурен. Следовательно, речь идет о заполнении бреши между прагматичностью профессионала и человечностью. Эту брешь заполняет образование, помогая становлению духовно-нравственного специалиста, создавая гармонию практичности и человечности.

Молодые специалисты, работающие в журналистике, особенно связанные с техническими средствами информации, например телевидением, подчас увлекаются самой техникой передачи информации, полагая, что этого достаточно для них как профессионалов. В такой позиции содержится ряд ошибок. Первая, достаточно очевидная, забвение того, что язык журналистики, в том числе ее технические приемы, есть лишь средство для выражения чего-то существенного. Вторая, менее очевидная ошибка, заключается в забвении того, что творческий человек, хотя и опирается на разработанные до него средства выразительности, сам творит язык для выражения своих содержаний. И творение языка не является самоцелью, более того, процесс творения языка чаще всего является не рациональным, а интуитивно-бессознательным. Творение нового языка происходит в процессе передачи журналистом своих психодуховных состояний, вызванных субъективным проживанием профессионала объективным предметом, данным ему для передачи реципиентам. Но объективный предмет выступает в своей объективности и значимости во внутреннем мире журналиста лишь при условии полного забвения себя, своих корыстных устремлений, с одной стороны, и развитого, пластичного внутреннего, психодуховного мира специалиста, с другой стороны.

Вот почему в профессиональном образовании особенно остро должна проявляться основная задача образования: образование (в данном случае я употребляю это слово в значении, проявляемом, например, в таком выражении: «образование гор»), образование-создание человека, как это соответствует его природе, цельного и гармоничного, то есть развившего в себе всю сумму способностей, данных индивиду, вокруг важного смысла, идеала, ценностей, интересов и т.п.

Профессиональное образование, если исходить из вышесказанного, не может ограничиваться передачей специальных знаний, формированием соответствующих умений. Профессиональное образование, наряду со своими узкими задачами, выполняет сверхзадачу, главную задачу образования – формирование человека в соответствии с его родовой сущностью, человека-творца, способного подходить к каждой технологической задаче, во-первых, целостно, во-вторых, с высоких нравственных позиций, в-третьих, творчески. Доказано, что творчество и нравственность неразрывно связаны, отсутствие нравственности (любви к миру и человеку) сковывает творческие способности человека (А.С. Пушкин: «Гений и злодейство несовместны»).

Если исходить из такого понимания принципа профессионализма, то требования к специалисту следует дифференцировать по следующим параметрам и позициям:

· требования к личности специалиста, которые, в свою очередь, складываются из его ценностей, жизненных смыслов, задач, интересов, или, иначе говоря, из его мирочувствования и мировоззрения;

· развитость всех составляющих его психодуховного мира, внутреннего мира, его способностей, его индивидуального дара;

· профессиональные, прежде всего фундаментальные знания, и знания узкоспециальные, профессиональные умения и навыки. Последние даются на прочной основе развитой целостной личности и целостного знания о мире. Возникает проблема: а какие знания для журналиста являются фундаментальными. Здесь не место детально исследовать эту проблему. Ясно лишь, что в фундаментальные знания журналиста непременно должны входить знания, даваемые философией, филологией, социологией, историей, науки об основных тенденциях развития современного мира. Но преподавание этих дисциплин «школярски, академично, начетнически» сводит на нет их образовательные возможности. В русской традиции их изучение происходит на основе единства ума и сердца, чувства и разума, творческого осмысления категорий, понятий явлений изучаемых наук.

Поскольку журналист вынужден освещать и оценивать самые разнообразные явления жизни, он обязан обладать методологией осмысления освещаемых явлений. Такую методологию формируют философские дисциплины, но при условии, если эта цель ставится преподавателем философских дисциплин. Методологическая культура выпускников разного рода вузов и даже университетов является сегодня крайне низкой. Следовательно, специалистов готовят не как людей самостоятельно решающих профессиональные задачи, а как людей, механически повторяющих данные им в вузе алгоритмы деятельности.

Университет от других вузов отличается такими особенностями: он дает прежде всего фундаментальные знания, обучение студентов происходит через совместную с преподавателем научно-исследовательскую работу. Университет дает универсальные знания – цельные знания об универсуме.

Аксиомой педагогики является положение о единстве обучения и воспитания. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание – неотъемлемая часть образования журналиста. Сегодня это особенно актуально. Немало журналистов не только равнодушны к судьбам родины, но и работают против ее интересов. Ложь стала господствовать в журналистике, СМИ превращаются в свою противоположность – в средство дезинформации аудитории. Эстетический и художественный вкус журналистов, если судить по их произведениям, весьма низок, он вульгарен.

Основным способом воспитания является представленность и яркая выраженность патриотизма, нравственности, духовности, творчества, художественно-эстетического вкуса в самом педагоге, во всей атмосфере учебного заведения.

Как показывает практика образования, современные специальные учебные заведения основной упор делают на профессиональные знания, особенно узкоспециальные. Неосознанно специалист рассматривается как механизм, человек, которому достаточно иметь профессиональные знания и умения, и он автоматически будет действовать соответственно требованиям деятельности.

Но если обратиться к практике, то оказывается, что специалист, обладающий узкими и иллюзорными представлениями о мире, ограниченными интересами и не сформированный как цельная, развитая, образованная, духовная личность, оказывается плохим специалистом. Прежде всего у него нет глубинных стимулов деятельности. Ограниченные стимулы вызывают ограниченность деятельности, выражающейся в том, что работник действует вяло, не творчески, выполняет работу ровно настолько, насколько от него требуют, а если можно обойти эти требования, он легко их обходит.

Вторая заключается в том, что узкое знание знанием как таковым не является, а представляет собой лишь иллюзию знания, поскольку явление в узком знании берется в его ограниченных связях, т. е. искаженно. Знание есть знание всех связей изучаемого явления. Знание специальных частностей без осмысливания их в целостности мира есть худший вид невежества, поскольку данное невежество создает иллюзию образованности.

Полноту связей обеспечивают прежде всего «гуманитарные» науки (неточное название: философия, например, наука о мире в целом, а не только о человеке) и, в определенной мере, естественные науки.

Узкий специалист, как уже говорилось выше, выполняя частную задачу, деформирует целое, даже если он исходит из благородных побуждений. Именно узкие специалисты невольно привели к разрушению природы. И дело здесь не только в том, что загрязняются реки и воздух, дело глубже: нарушается кровная взаимосвязь природы и человека, вся полнота их взаимодействия, т. е. духовность, человек тем самым уходит от своей родовой сущности и деформирует сам себя. Он сужает себя до homo faber («человек умелый»), до функционера, до механизма. В результате такой специалист испытывает неудовлетворенность жизнью. Узкий специалист по существу несчастен. Подготовка такого специалиста бесчеловечна.

Таким образом, следствием узких знаний становится уничтожение среды обитания и самого человека, переживание специалистом своей ущемленности, неполноценности, что приводит к трагическим последствиям и для индивида, и для целых народов, когда такой ущемленный индивид влияет на судьбу своего народа. Чернобыльский взрыв громко возвестил миру, к чему может привести человечество узкий специалист, даже высокого класса.

Итак, мера развитости и полноты развитости личности специалиста это первое требование к профессиональному образованию. Специалист ровно настолько специалист, насколько он развит как человек современного культурно-исторического уровня и сформирован как личность, органично входящая в общество.

Мы можем сформулировать следующую аксиому педагогики, вытекающую из нашего принципа целостности обучения:

подготовка специалиста – это прежде всего формирование человека, соответствующего современному предельному уровню его психодуховного развития.

Из этой аксиомы вытекает ряд следствий. Индивид, выступающий как развитая личность, гораздо успешнее усвоит знания и методы, умения и навыки, необходимые для его деятельности, чем неразвитый индивид, который ограничен в усвоении в необходимой мере знаний, методов, умений и навыков, как бы ни давили на него в процессе обучения. Он будет деформировать производственные процессы, производительность его труда будет невысокой, а качество труда – низким.

Профессионализм – емкое понятие, в его объем входит как необходимая часть сформированная соответственно времени личность, психодуховный мир работника и устойчивое мировоззрение. Развитие психодуховного мира человека является стержнем специального образования.

Из этого положения непреложно вытекает необходимость особого внимания к учебным дисциплинам, развивающим работника. Такое внимание включает в себя расширение количества этих дисциплин и постоянное внимание администраторов учебных заведений к качеству их преподавания: содержанию и методам. Под качеством я понимаю преодоление академизма, школярства в преподавании, это прежде всего, затем направленность преподавания на развитие личности студента, и, наконец, глубинные, сущностные, по существу философские подходы к любой специальной учебной теме.

К дисциплинам, развивающим личность, относятся искусство, философия и история. Говоря об искусстве, я имею в виду не социологическое понимание искусства «по Добролюбову», а погружение студента в мир искусства, художественности, мир красоты, гармонии и духовности. Творчество журналиста включает в себя открытие нового видения всеми видимого, каких-то новых сторон мира, и открытие нового языка выражения этого нового видения. Механическое использование известной журналистской техники не развивает творческого дара будущего журналиста.

Если исходить из вышесказанного, то следует заявить, что мышление организаторов специального образования должно «перевернуться», они должны понять, что подготовка человека, личности является главным в специальном обучении, что, конечно, не должно повести к снижению требований к необходимым профессиональным знаниям, умениям и навыкам, но перенос акцента со специальных дисциплин на гуманитарные потребует иной организации процесса обучения и его методов.

Следует учесть также, что наступило время не только быстрой смены технологий, когда ее нельзя выучить «на всю жизнь», но и подвижным оказался сам профессионал: он бывает вынужден несколько раз в жизни менять профессию. Научные прогнозы показывают, что такая необходимость возрастает со временем в геометрической прогрессии. В 1967 году не было половины специальностей, возникших к 1987 году, а в 2007 году практически все специальности, за редким исключением, будут новыми относительно к настоящему времени.

Обучение специалиста необходимо вытекает из логики, гласящей, что специалист – настолько специалист, насколько он развит как человек и сформирован как личность. Развитие специалиста как человека делает его ответственным прежде всего перед собой, перед своей совестью и своим даром, перед обществом, людьми, коллективом за свою деятельность. Специалист должен быть прежде всего человеком чести, благородным человеком, и, конечно, умным, общительным, культурным.

В вуз человек приходит достаточно сложившимся, особенно в ИПК, но у человека живого всегда есть пространство для развития и даже изменения своих социальных ориентации, а тем более творческих. Как подвигнуть студента или специалиста на саморазвитие? Для этого требуется особое качество личности педагога высшей школы: и мастерство существования в педагогическом пространстве, и собственная наполненность значительными смыслами, которая, будучи ярко выраженной, увлекает собой слушателя, я бы сказал, предельная открытость педагога, при условии, конечно, если ему есть что открывать существенное.

Компетентность и педагога, и специалиста есть сегодня универсальность, фундаментальность знаний и предельная нравственность. Безнравственность сразу ограничивает возможности специалиста: и на стадии подготовки, и на стадии реализации себя как специалиста, и прежде всего в творчестве. Безнравственный человек принципиально не может быть полноценным специалистом. Журналистика это показала сегодня особенно ярко: информация у безнравственного специалиста превращается в свою противоположность – в дезинформацию. Я бы снова ввел понятия чести специалиста, журналиста, инженера, педагога, этику специалиста, как была медицинская этика, например, на практике сейчас не существующая. Сегодня даже думать об этом забыли. Между тем совсем нелишне было бы ввести клятву для любого специалиста «Не навреди!» перед вручением диплома.

Специальное образование как бы завершает всю систему образования и формирования человека как творца, давая ему в руки инструменты творения мира: развитую индивидуальность, общее и профессиональное мышление, творческую интуицию, фундаментальные и специальные знания, умения, стремление совершенствовать себя и развивать мир. Без специального образования становление человека оказывается неполным, незавершенным по объему.

В XX веке единство профессионального и нравственного расщепилось, как следствие расщепления личности человека Нового времени в XX веке (вспомним утверждение Ж. Делеза о современном мире как мире, массово порождающем шизофреников). В образовании это проявилось, в частности, в том, что в последние десятилетия разрабатываются оценки знаний, интеллекта (например, тестирование), но не нравственного уровня учащегося.

Такое расщепление приводит к тому, что мы в образовании создаем не «человека», а воспитываем «монстров». Многие из тех, кто завели Россию в тупик, имеют не только высшее образование, но и ученые степени.

Сегодня говорят о том, что мир находится в опасном состоянии. Первый президент Римского клуба А. Печчеи писал даже о «стремительном беге человечества навстречу гибели». Но нужно уяснить себе, что главная опасность миру идет ни от чего иного, как от самого человека – бездуховного, безнравственного, жестокого интеллектуала, узкого функционера, от того типа человека, который сформировался в Новое время, то есть буржуазного человека. Кризис современного мира есть кризис рождения новой эпохи, нового типа человека, более соответствующего своей родовой человеческой сущности. Новая эпоха предполагается как эпоха образования и культуры, то есть эпоха, концентрирующая свои усилия на развитии целостного человека. Пока что ведущие политики и финансовые олигархи, пораженные умственной ограниченностью, не понимают этого. Но история неумолима, она, выполняя задачи развития человечества, сметает со своего пути все, что мешает ее поступательному движению.

Из этого мы, педагоги, также обязаны исходить в своей деятельности, какую бы узкую учебную дисциплину мы ни преподавали: мы должны готовить специалиста к существованию и деятельности в среде, которая формируется сегодня как преодоление современных глобальных противоречий.

 

В.М. Березин,

Доцент ИПК работников

телевидения и радиовещания

 

О СТРУКТУРИРОВАНИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основной трудностью журналистского образования последнего десятилетия XX века была та, что на смену выстраивавшейся десятилетиями системе теоретических и практических знаний и установок данное десятилетие не смогло дать сколь-либо цельной и обобщающей концепции нового видения российского журнализма. Присоединение модной лексемы «пост» к старым понятиям, как это делают обычно западные социологи (постиндустриализм, постмодернизм), в случае с понятием «советский», «советское» (постсоветское общество, постсоветская журналистика») не принесло качественно нового содержания и ничего, кроме временных границ, не устанавливало. До сих пор отсутствуют качественные характеристики журналистской науки и практики новой России.

Лишь немногие исследователи, критиковавшие в прошлом буржуазную журналистику и показывавшие преимущества журналистики советской, сумели в эти послепутчевские годы не потерять нити, связующие различные периоды российской журналистики (дооктябрьского, советского и послепутчевского). Большая часть теоретиков (и особенно практиков) новорусского толка сделали 1991-й год Рубиконом, перейдя который пишущие и размышляющие над написанным, снимающие и анализирующие телепередачи старались подчеркнуть принципиальную новизну российской действительности и ее зеркала – печатных и электронных СМИ.

Странно, но при этом никто и нигде не употребил понятия «буржуазная российская журналистика» или «буржуазно-демократическая российская журналистика». А ведь нынешняя наша журналистика вполне может так называться ввиду пропагандируемых ею ценностей. Несмотря на преодоленный Рубикон, сохраняется определенная половинчатость взглядов: у нас теперь ценности западные, общечеловеческие, американские, но это как бы не буржуазные ценности, а принадлежащие интеллектуальной элите, индустриальному обществу, среднему классу и т.д. Эвфемизмы, слова-прикрытия, слова-маски рождаются ежечасно (ежетелечасно). Однако суть остается прежняя: есть богатые и бедные, толстые и тонкие, с пакетами акций и полностью обездоленные.

А что же журналистика и ее теория? Здесь до сих пор царит эйфория от достигнутой свободы, в ауре которой теряются те здравые мысли некоторых сегодняшних исследователей, а также мыслителей прошлого, к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.064 с.)