Тема 3. Агрессивное поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Агрессивное поведение



Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

Содержание темы. Агрессия и агрессивное поведение. Условия формирования агрессивного поведения личности. Возрастные особенности. Индивидуальные особенности. Половые (гендерные) факторы. Социальные условия развития личности. Агрессия и делинквентное поведение.

Методические указания. Формамы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков, о которых надо проанализировать в первом вопросе была названа деструктивность - разрушительность. Действительно, девиантное поведение в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного порядка) и даже - к прерыванию самой жизни.

Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. Агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

Агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин "агрессия" в целом имеет нейтральное значение. По сути агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтере называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Несмотря на то что термин "агрессия" обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с Целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

  Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих Фантазиях или испытывать сильный аффект.

   Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности

Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо - сексуального влечения в широком смысле.Совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким - тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов.

Во втором вопросе мы объясняем о  неоднозначном определении внутренней агрессивной тенденции конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

     В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как: «выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;» тенденцию к разрушению; «направленность на причинение вреда окружающим людям;» склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

  При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего те формы агрессивного поведения, которые "нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения". Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль.

Еще одним доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении агрессивного поведения является известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной депривации может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста ребенка, его конституциональных особенностей и других обстоятельств).

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности - бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии - дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией - одна из труднейших психологических задач вообще.

Преступность – поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

 

   
В обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Мотивационно-психологический анализ деятельности предполагает не только фенотипическую, но и генотипическую дифференциацию этих явлений. Однако когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу. Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие (хотя и не все) виды агрессивных действий подлежат к тому же регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю еще приходится принимать в расчет многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия.

 

В агрессивном поведении человек выражает свои чувства и мнения в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере. Он пренебрегает правами других или ущемляет их. Чувства и права другого человека, который является объектом агрессии, мало принимаются в расчет, или вовсе не принимаются. Человек, который ведет себя агрессивно, допускает очень малую долю ответственности за последствия своих поступков.

 

В бихевиоризме агрессия рассматривается как проявление негативного отношения к объекту или человеку, который и является препятствием для достижения какой-либо цели.

 

З.Фрейд относил агрессию и агрессивность к тем проявлениям, против которых, в частности, и используются защитные механизмы. Следствием такого рассмотрения агрессии возможно понимание ее либо как своеобразной защитной реакции человека на те или иные внешние и внутренние раздражения, либо как нападения, борьбы. Можно выделить и другие трактовки агрессии.

 

Агрессия – это любой вид поведения, приносящий вред другому. Это определение основано на оценке поведения. Остается неопределенным, что такое вред? А если это не умышленно?

 

Агрессия – это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому. Данное определение базируется на понятии «намерение» А если не было намерения?

 

Агрессия – это поведение, при котором нарушаются права другого человека. Если агрессия пассивная, то нрава не нарушаются.

 

Агрессия – стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, поиздеваться, унизить, уничтожить противника (Меррей).

 

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

 

В рамках теории дифференциальных эмоций агрессия определяется как враждебное действие или поведение. Агрессия – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности.

 

Агрессивное поведение направлено на удовлетворение своей потребности посредством нарушения свободы других. Например, реакция на похвалу «Да я всегда такой!» уменьшает шанс того, что дающий похвалу повторит ее.

 

Основная черта агрессивного поведения – это достижение своих целей в ситуации, когда мало учитываются интересы других людей, а так же за их счет. Агрессивное поведение характеризуется стремлением достичь своих целей любой ценой, отталкиванием людей и созданием помех другим походу дела.

 

В качестве позитивных характеристик агрессии можно выделить следующие: а) функции самосохранения, б) психологическая разрядка.

 

В целом под агрессией можно понимать совокупность поведенческих реакций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, сопровождающихся грубостью, порицанием партнера с цепью его подчинения. Однако мы бы не хотели ограничиваться акцентированием лишь негативной стороны данного типа реагирования. Поэтому в качестве характерных его проявлений рассматриваем также авторитарность, единовластие, самоуверенность, отсутствие такта и выдержки. Говорить о выраженной агрессивности человека можно лишь при условии наличия всех выше перечисленных характеристик личности и поведения.

 

 

ВИДЫ АГРЕССИИ

 

1. Прямая агрессия – вероломное нападение на жертву.

 

2. Скрытая – агрессия происходит со стороны третьего лица, не причастного к конфликту.

 

3. Пассивная агрессия – это сочетание борьбы и бегства от решения конфликтной проблемы Целью пассивной агрессии является нанесение вреда другому, скрывая при этом свои агрессивные мотивы. Способы пассивной агрессии: а) неодобрительные замечания в адрес другого за его спиной; б) поиск различных неубедительных отговорок, оправдывающих отсутствие положительной реакции на просьбу; в) игнорирование планов и предложений другого; г) отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы, бойкот.

 

4. Замороженный гнев – это гнев, который может долгое время оставаться в исходном состоянии. Он проявляет себя в форме недоброжелательства или затаенной злобы. Например, есть люди, не разговаривающие друг с другом по двадцать лет – настолько каждый из них полон закостеневшей обиды. Это нереализованная агрессия.

 

5. Врожденная агрессия характеризуется целенаправленно осознанным намерением нанесения вреда другому.

 

6. Перемещение. Ответная реакция переносится на другой объект или личность, которые не вызвали фрустрации. При этом объект перемещенного ответа получает намного больше враждебности, чем объект, который пробудил реакцию агрессии.

 

7. Косвенная агрессия осуществляется человеком, не причастным к конфликту (например, сплетни, феномен «Отелло»),

 

8. Потенциальная агрессия характеризуется накоплением недовольства.

 

9. Ритуальная агрессия проявляется в тех случаях, когда, например, кто-то «огрызнулся» на вас в транспорте, вы «огрызаетесь» в ответ.

 

10. Неосознаваемая агрессия. Мать испытывает агрессивные чувства по отношению к ребенку, но не может их вылить, т.к. она любит своего ребенка, поэтому она находит недостатки в ребенке и выплескивает на него свою агрессивность. Часто такая агрессия выражается в амбивалентных чувствах.

 

11. Физическая агрессия – это целенаправленное нанесение телесных повреждений

 

12. Моральная агрессия – это целенаправленное унижение человека критиканством, замечаниями. Критиканство – это придирчивое, мелочное, негативное высказывание в адрес другого человека.

 

13. Социально-приемлемая агрессия встречается в спортивной деятельности, где создаются ситуации, в которых человек не должен проигрывать.

 

14. Респондентная агрессия – это такая агрессия, в которой возмущение направлено не на источник страдания, а на соучеников или коллег.

 

15. Инструментальная агрессия (по Бандуре) характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний. В инструментальной агрессии цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения. По Зильманну инструментальная агрессия – это агрессия, обусловленная побуждением.

 

16. Реактивная и проактиеная агрессия (по Додж и Койи). Реактивная агрессия в различных ее проявлениях (экспрессивная, импульсивная, аффективная) предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Реактивная агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Проахтивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение, направленное на получениеопределенного позитивного результата.

 

17. Неявная агрессия – приколы, розыгрыши, представленные в юмористической форме.

 

18. Спровоцированная агрессия.

 

19. Аутоагресеия агрессия. Например, суицид.

                                           Семинар 1

1. Теории агрессии.

2. Взаимосвязь агрессивного и деликвидного поведения.

3. Возрастные особенности проявления агрессивного поведения.

                                                                        

Раскройте содержание родственных понятий: «средство массовой информации», «агрессивное поведение».

 

Доклад: Влияние семейных факторов на девиантное поведение личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.059 с.)