Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ссср во второй половине XX В. (1945—1985 гг. )
Общественно-политические процессы. Экономическое положение. Внешняя политика Послевоенная история западных стран характеризуется противоборством разных тенденций во внутренней и внешней политике. После смерти президента Рузвельта в 1945 г. в правящих кругах США стали набирать неоконсервативные направления, стремившиеся навязать и не без успеха другим странам свои доктрины развития мира. Возросшей экономической мощи США, ее экспансии не могли противостоять ослабленные войной Англия, Франция, а тем более побежденные — Германия, Япония. Агрессивный курс США стал основой разжигания “холодной войны”, хотя это не снимает вины с других стран, в том числе и с СССР. Восстанавливая свою экономическую мощь, страны Запада занимали подобающее им место в мировой торговле и политике, что временами обостряло межкапиталистические отношения. Но противоборство с СССР и лагерем социализма, а также с набирающим силу национально-освободительным движением объединяло правящие круги развитых стран капитала. Успехи в экономике объяснялись эффективным использованием достижений научно-технического прогресса, гибкостью политической системы так называемых демократических стран, позволяющей безболезненно разрешать социальные конфликты. Вторая половина XX в. в истории Отчества — это время, когда победа над фашизмом дала импульс к демократическому обновлению системы. Это проявлялось то в попытках реформ, то чередовалось с периодами “закручивания гаек”, общественной апатии. Эти явления сопровождали советское, общество на протяжении всей его послевоенной истории. В рассматриваемый период страна прошла путь от окончательного оформления тоталитарно-бюрократической системы до ее разложения и краха. §1. Общественно-политические процессы Изменение общественного настроения. — Реформы или террор? — Обострение идеологической борьбы. — “Оттепель” и XX съезд КПСС. — Октябрь 1964 г. — Брежнев Л.И. — Развитой социализм. — Андропов Ю. В., Черненко К. У. После победы в Великой Отечественной войне среди общественных настроений доминировала надежда на лучшую жизнь. Война изменила частично общественное сознание. Она приучила многих критически мыслить, инициативно действовать, брать на себя ответственность. Особенно это коснулось молодого поколения, в среде которого возникают молодежные группы (в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске и др. городах). Они занимали антисталинские, но просоциалистические позиции. Среди солдат, возвращавшихся в деревню, ходили упорные слухи, что крестьянам раздадут землю, облегчат налоги, выдадут на руки паспорта.
Таким образом, в обществе зрело понимание необходимости перемен. Это субъективное ощущение накладывалось на особую духовную атмосферу первых послевоенных лет. Даже значительной части партийно-государственного аппарата (существенно обновленного за годы войны) война показала невозможность сохранения в прежнем виде всех довоенных порядков. В 1946—1947 гг. при составлении и обсуждении (закрытом) проектов новых Конституции СССР и Программы ВКП (б) номенклатурными работниками были высказаны многие прогрессивные по тем временам предложения: о децентрализации управления экономикой, о ликвидации судов и трибуналов военного времени, о расширении внутрипартийной демократии, разработке принципов ротации кадров и т.п. Обострение социально-экономической ситуации поставило руководство страны перед дилеммой: либо — реформы, либо — террор, возвращение к довоенному жесткому курсу. Сталин выбрал последнее. Уже в 1946 г. прокатились процессы над молодежными группами. В августе 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, ставшее началом похода против вольномыслия. С 1947 г. развертываются погромные “дискуссии” по философии, биологии, языкознанию, политэкономии, приструнившие интеллигенцию. Перелом наступил в 1948 г. Была развернута кампания “борьбы с космополитизмом”. Она преследовала цель—вытравить из народного сознания возникший интерес и симпатии к Западу, усилить идеологическую изоляцию страны, разжечь шовинистические и антисемитские чувства, а в целом — срочно воссоздать пошатнувшийся в войну образ внутреннего врага. С 1948 г. возобновляются массовые репрессии, открытые процессы, чистки (“Ленинградское дело”, “дело врачей” и др.). Цель репрессий — поставить на место военное поколение, задушить ростки демократизма, подавить выросшее за годы войны чувство самоуважения народа.
Суть происшедшего поворота заключалась в возвращении тоталитарно-бюрократической системы к нормальному для нее состоянию. В целом тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х — начале 50-х гг. еще более укрепилась и окончательно оформилась. Культ Сталина достиг своего апогея. Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. возник кризис власти, встала проблема лидера. Борьба за лидерство определялась отношениями между Маленковым Г.М., Хрущевым Н.С. и Берия Л.П. Маленков стал Председателем Совета Министров, Хрущев возглавил Секретариат ЦК партии. Берия встал во главе объединенного Министерства внутренних дел (МВД и МГБ). Страх перед Берия и бесконтрольными действиями органов МГБ — МВД с целью устранения политических конкурентов привели к изоляции Берия и единому выступлению всех членов Президиума ЦК КПСС против него. Благодаря решительным действиям Хрущева и поддержке армии 26 июня 1953 г. Берия был арестован и в декабре суд вынес ему смертный приговор. МВД — МГБ были поставлены под контроль партийных органов. В сентябре 1953 г. Хрущев стал Первым секретарем ЦК КПСС. Следующий этап борьбы за власть был связан с оттеснением Маленкова. Занимаемый им пост Председателя Совета Министров утрачивал свое значение. Центр власти перемещался в секретариат ЦК КПСС, т.е. к Хрущеву. В январе 1955 г. Маленков был смещен со своего поста. Период в истории страны во время лидерства Хрущева Н.С. (1953—1964 гг.) получил название “оттепели”. Еще в марте 1953 г. по инициативе Маленкова был поставлен вопрос о необходимости “прекратить политику культа личности”. ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган. Высшим пиком либерализации явился доклад Хрущева на XX съезде КПСС в 1956 г. с разоблачением культа личности Сталина и связанных с ним массовых репрессий. Доклад произвел огромное действие на умы широких слоев общества. В то же время он не затрагивал сущности тоталитарно-бюрократической системы. Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах. Была проведена реабилитация репрессированных народов (балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы). Был ликвидирован ГУЛАГ и началось освобождение миллионов политических заключенных. Однако деятельность Хрущева вызвала противодействие ближайших соратников Сталина. В июле 1957 г. они предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Но Хрущева поддержала значительная часть обновленного ЦК, армия и КГБ. Противники Хрущева (Маленков, Каганович, Молотов, Шепилов, Булганин) были сняты со своих постов. В новой общественно-политической атмосфере прошел XXI съезд КПСС (1959 г.), который констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. В 1961 г. XXII съезд КПСС принял программу строительства коммунизма. Выдвинутые задачи уже тогда выглядели нереальными для страны. В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках Первого секретаря ЦК КПСС. Однако партийная номенклатура, быстра консолидируясь и набирая силу, претендовала на самостоятельную политическую роль. Это было невозможно при многочисленных попытках Хрущева реформировать тоталитарную систему, создававшую угрозу благополучию и надежности положения партийно-государственной бюрократии. В результате в октябре 1964 г. Хрущев был смещен консервативными силами, а политический курс изменен в сторону укрепления тоталитарно-бюрократической системы. Произошел откат к сталинизму, но без массовых репрессий. Откат означал стабилизацию системы, неизбежно ведущую к загниванию и распаду.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л. И. (1964—1982 гг.) стал выразителем интересов партийного аппарата и связанного с ним мощного слоя хозяйственной бюрократии. Особую роль в утверждении консервативного курса сыграли события в Чехословакии 1968 г. Даже в умеренных реформах советская партократия усмотрела угрозу тоталитарной системе и поэтому осуществила вооруженное вторжение в ЧССР. Со свертыванием “оттепели” завершилась эпоха “коммунистического романтизма”. Вскоре, после смены высшего партийного руководства началось закручивание “идеологических гаек”. Была выдвинута формула перманентного обострения идеологической борьбы двух систем. Проводятся акции устрашения интеллигенции, вызвавшие, однако, ответную реакцию в виде целого движения инакомыслящих. Происходит ужесточение цензуры. В общественно-политической жизни теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и углублялись, но решительных шагов для их решения не предпринималось. В политической системе партия фактически превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы имели декоративное значение. Исполнительный аппарат продолжал законодательствовать, выпуская бесчисленные инструкции и приказы. Он же фактически командовал и судом. В идеологической сфере нереальная задача построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий стала тихо “забываться”, т.к. велик был разрыв между теорией и окружающей действительностью. Для заполнения идеологического вакуума была выдвинута концепция развитого социализма. Благодаря этой концепции коммунизм отодвигался в неопределенное будущее. В 1971 г. XXIV съезд КПСС констатировал, что в СССР построено развитое социалистическое общество.
Вершиной теоретических установок стала принятая в 1977 г. Конституция СССР — Конституция “развитого социализма”. В 6-й статье она закрепляла монопольное положение КПСС в политической системе. Усилия в области идеологии сопровождались постепенным разложением общества сверху донизу. Утвердились двойная мораль и двойной стандарт жизни. Партаппарат обрастал все новыми привилегиями. Разрыв в уровне и условиях жизни рабочих и номенклатуры все увеличивался. Все более иллюзорной становилась одна на основных задач — обеспечить превосходство в экономическом соревновании с капитализмом. Первые попытки перемен в обществе связывают с именем Ю.В. Андропова (1982—1984 гг.), который после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Андропов был ярким представителем жесткой, “силовой” политики. С его приходом появились реалистические оценки, победные реляции стали уступать место критике, впервые прозвучала тревога за будущее страны. Но во многом вся позитивная программа Андронова была сведена на практике к укреплению дисциплины. Именно в безответственности, недисциплинированности, расхлябанности он усмотрел корни и причину всех наших бед и трудностей. Таким образом, налицо было явное стремление добиться быстрого результата с помощью воли и твердости. За 15 месяцев пребывания Андропова у власти было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. В целом деятельность Андропова была попыткой реанимировать административно-командную систему. Приближение кризиса было замедлено, но не остановлено. Приход к руководству К.У. Черненко (1984—1985 гг.) означал возврат к прежним устоявшимся порядкам. Эти месяцы политического руководства страной Черненко стали последним доводом, убедившим группу руководителей в необходимости крутого поворота. Экономическое положение Восстановление народного хозяйства. — Приоритеты в экономике. — Реформы 1957, 1965 гг. — Стагнация экономики. — Отставание социальной сферы За годы войны Советский Союз потерял 27 миллионов человеческих жизней и 30 % национального богатства страны. Восстановление народного хозяйства начали с тяжелой промышленности. Эта задача была решена в кратчайшие сроки. Уже в 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня. Этому способствовали самоотверженный труд людей, а также максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет “экономии” на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации с Германии (4,3 млрд. долларов). В 1949 г. в максимально короткие сроки в СССР была создана атомная бомба, а в 1953 г. — водородная. Успехи в промышленности и в военном деле базировались на жестком нажиме на деревню, на выкачивании из нее средств. Доходы от колхоза составляли в среднем лишь 20,3 % денежных доходов семьи крестьянина, 22,4 % колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. Жили крестьяне главным образом за счет своего приусадебного участка. Они не имели паспортов, поэтому не могли покинуть деревню. За невыполнение нормы трудодней им грозила судебная ответственность. Поэтому не случайно к 1950 г. деревня только приблизилась к довоенному уровню.
Избранный в СССР вариант форсированного восстановления с опорой на внутренние ресурсы (а Западная Европа получила по плану Маршалла от США 13 млрд. долларов) и сверхконцентрация средств в тяжелой промышленности замедлили повышение жизненного уровня. К тому же в 1946 г. в результате сильной засухи страну постиг голод. Отмена карточной системы в 1947 г. и денежная реформа серьезно ударили по широким массам. Многие товары продавались по коммерческим ценам и были для них недоступны. После смерти Сталина Председатель Совета Министров Маленков предпринял попытку проведения нового экономического курса, выразившегося в перенесении приоритетов с тяжелой промышленности на легкую и на сельское хозяйство, жилищное строительство. В сельском хозяйстве намечались мероприятия по повышению урожайности, включению фактора заинтересованности колхозников, а также распашка целинных и залежных земель. Однако после прихода Хрущева к власти акцент сместился на освоение целины в надежде на быструю отдачу. Отвергнут был и курс на существенное перераспределение капиталовложений между отраслями в пользу отраслей группы “Б”. Но различия в экономической политике Маленкова и Хрущева не могли быть кардинальными в рамках существующего режима. В период лидерства Хрущева проводились многочисленные реформаторские эксперименты. Все они сводились в основном к государственным программам (освоение целинных и залежных земель — освоено 40 млн. гектаров, эпопея по распространению посевов кукурузы, программа по животноводству) и реорганизации управленческих структур. В 1954 г. было принято решение, направленное против разбухания управленческих штатов, ведомственности, бюрократизма. Было упразднено 200 главков и отделов министерств, десятки трестов, сотни снабженческих организаций. В 1956 г. с целью децентрализации ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские. В ведение республик было передано около 15 тысяч промышленных предприятий. Политику децентрализации венчала реформа 1957 г. по ликвидации отраслевых министерств и созданию территориальных советов народного хозяйства (совнархозов). Однако реформа не внесла качественных изменений в условия хозяйствования. В целом в середине 50-х — начале 60-х годов развитие основных отраслей народного хозяйства было динамичным. В 1956— 1958 гг. темпы развития промышленности составили 10—15 %. В годы семилетки (1959—1965 гг.) удвоились основные промышленные фонды. Но вместе с тем снизились темпы развития легкой и пищевой промышленности. Это было связано с отставанием сельского хозяйства. Сыграли роль нарушение принципа материальной заинтересованности колхозников, ограничение подсобного хозяйства, волюнтаризм в управлении. В социальной сфере были крупные позитивные сдвиги: рост заработной платы и потребления товаров. В 1964 г. были введены пенсии колхозникам. Жилой фонд страны вырос за годы семилетки на 40 %. Таким образом, реорганизации середины 50-х — начала 60-х гг. отвечали назревшим потребностям. Объективно они были натравлены на ослабление командно-административной системы. Но в то же время они не предусматривали ее радикального преобразования. Менялись лишь формы функционирования этой системы, но существо ее оставалось незыблемым. В середине 60-х гг. специалисты и хозяйственные руководители пришли к выводу о необходимости глубоких экономических реформ. Новое руководство во главе с Брежневым вынуждено было пойти на хозяйственную реформу (1965 г.). Суть ее заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Сокращалось число директивно планируемых показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. Одновременно был восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью. Реформа дала импульс развитию экономики, несколько повысив темпы роста производства в восьмой пятилетке. Однако будучи непоследовательной и выхолощенной в ходе реализации, реформа свертывается. В 70-е гг. происходит неуклонное скатывание советской экономики к стагнации (т.е. застою). От восьмой (1966—1970 гг.) к одиннадцатой (1981—1985 гг.) пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели, темпы роста валового общественного продукта. Особенно неблагоприятно выглядело экономическое развитие СССР на фоне мировой экономики. Развитые страны Запада переходили в 1970—1980-е годы к новому информационному (постиндустриальному) обществу, характеризующемуся резким увеличением роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индустриализацией потребления. В отличие от аграрного и индустриального общества, где главным богатством был “осязаемый” капитал (земля, фабрики и т.д.), на эту роль все более начинают претендовать знания, информация. В промышленности происходит свертывание “традиционных отраслей” (добывающая промышленность, металлургия, некоторые сферы машиностроения и т. д.). Осуществляется переход к ресурсосберегающим технологиям, наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника, новые материалы, биотехнология). СССР по-прежнему осуществлял расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли. Экстенсивный характер развития советской экономики резко ограничивал возможности решения социальных задач. Доля средств, шедших на социальные нужды, из-за нараставших экономических трудностей, продолжавшейся концентрации средств в тяжелей и военной промышленности, снижалась. С начала 70-х гг. в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность. Конечно, в годы “застоя” произошел сдвиг в повышении благосостояния советских граждан. Тем не менее доля фонда заработной платы в национальном доходе, созданном в промышленности, составляла на Западе 60—80 % (в США в 1985 г. — 64 %), а в СССР в 1985 г. — 36,5 %. По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77-е место. Таким образом, начиная с 60-х гг. страны Запада оказались в состоянии перманентных, сменяющих друг друга технологических переворотов. Прогресс этих стран основывался на гибкой рыночной системе и на наукоемкой продукции. В СССР же воспроизводились устаревшие производства. Обострившаяся демографическая ситуация, распыление капиталовложений, падение фондоотдачи вели к исчерпанию возможностей экстенсивного роста. Для выхода из состояния кризиса необходимы были коренные, радикальные изменения и сдвиги, принципиально новые формы развития. Внешняя политика От сотрудничества к “холодной войне” — Восточно-европейские страны. — План Маршалла. — Раскол мира на два лагеря, — Карибский кризис. — Смягчение международной обстановки. — Афганистан и осложнение международных отношений В годы второй мировой войны сложилась антигитлеровская коалиция. Решения Тегеранской, Крымской, Потсдамской конференций заложили основу послевоенного мирного урегулирования. Была создана ООН. СССР стал полноправным членом мирового сообщества. Однако период сотрудничества стран антифашистской коалиции сменился периодом конфронтации. Уже в марте 1946 г. У. Черчилль призвал западные державы к совместной борьбе против мирового коммунизма. Эта речь дала толчок для раздувания антисоветизма. Она создавала образ врага и явилась психологической основой “холодной войны”. (“Холодная война” — это политическая, экономическая, идеологическая конфронтация между двумя системами, “балансирование на грани войны”). На Западе первой операцией “холодной войны” считают “дело Вольфа-Даллеса”. Это были переговоры между эмиссарами США и Англии и обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом о том, что немцы открывают англо-американским войскам западный фронт и усиливают сопротивление на Востоке. После войны поводом для охлаждения отношений стал польский вопрос. Сталин отказался включить в будущее правительство Польши представителей эмигрантского правительства в Лондоне. С Польши началось создание “пояса безопасности” СССР в Европе. В восточно-европейских странах Сталиным были созданы послушные ему режимы. В них образуются однопартийные правительства, насаждается административно-бюрократическая система, проводятся преобразования, аналогичные советским. В свою очередь США также стремились распространить свое влияние на Европу. Был разработан “план Маршалла” — план восстановления разрушенной экономики западно-европейских стран. Давались крупные займы на покупку американских товаров, вырученные деньги не вывозились из стран, а вкладывались в строительство новых и восстановление старых предприятий. Чтобы гарантировать политическую стабильность, под давлением США коммунисты были удалены из правительств западно-европейских стран. В 1947 г. в США была взята на вооружение “доктрина Трумэна”. В ней провозглашались задачи борьбы с коммунизмом во всем мире, “сдерживания коммунистического наступления” и “отбрасывания коммунизма в границы СССР”. Все революции и общественные движения рассматривались как результат коммунистической агрессии. Создав атомную бомбу, США стали проводить политику атомного шантажа. Здесь на первый план вышла доктрина Г. Гувера: “Пока мы и только мы, имеем атомную бомбу, мы можем всему миру диктовать нашу политику”. Начиная с 1945 г., разрабатывались планы нанесения ядерного удара по СССР, а вокруг Советского Союза были созданы американские военные базы. В 1949 г. был образован Североатлантический блок НАТО, направленный против СССР. Советский Союз в ответ предпринимал аналогичные меры. В 1949 г. была создана советская атомная бомба. В мае 1955 г. образован Варшавский военно-политический договор, включавший СССР и восточно-европейские страны. Создание атомного оружия в СССР внесло определенный элемент равновесия. Однако абсолютизация этого элемента породила одно противоречие политического мышления. В ноябре 1949 г. Маленков заявил, что “если империалисты развяжут третью мировую войну, то эта война явятся могилой уже не для отдельных капиталистических государств, а для всего мирового капитализма”. Такие взгляды еще в большей степени разъединяли страны и народы. После смерти Сталина в условиях возрастания ядерной угрозы началось переосмысление стереотипов. Была сделана попытка по-новому взглянуть на последствия ядерной воины. 12 марта 1954 г. Маленков заявил, что новая мировая война “при современных средствах войны означает гибель мировой цивилизации”. Однако через месяц Маленков был вынужден отказаться от этого вывода. В феврале 1955 г. Молотов открыто осудил заявление Маленкова подчеркнув, что в случае мировой войны “погибнет не мировая цивилизация” в целом, а только система капитализма. Таким образом, в послевоенное десятилетие произошел раскол мира на два лагеря. Противостояние этих лагерей определяло на долгие годы всю мировую политику. Раскол мира сказался и на экономических связях. После принятия “плана Маршалла” и образования в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи сложились фактически два мировых рынка, изолированных друг от друга, что отрицательно сказалось на экономике СССР и Восточной Европы. Геополитический раскол Европы, мира в целом в условиях появления ядерных вооружений на длительное время обеспечил относительную стабильность европейских границ, постепенно сдвигая военно-политическое противоборство появившихся сверхдержав и их блоке в “третий мир”. Период “оттепели” не мог не отразиться и на внешней политике СССР. Некоторому изменению международной обстановки способствовал и приход нового политического руководства в США (Эйзенхауэр, Кеннеди). В результате, хотя “холодная война” и продолжалась, были предприняты попытки к некоторому снижению ее уровня. Хрущев внес во внешнюю политику новый стиль. Он был основан на личных контактах глав государств. СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению. За период с 1955 г. по 1959 г. Советский Союз в одностороннем порядке сократил свои вооруженные силы на 2 млн. 140 тыс. человек. В 1960 г. численность советских войск составила 2 млн. 423 тыс. человек. В 1958 г. был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. Однако ответного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Одной из причин было недоверие Запада к СССР, особенно после его прямого военного вмешательства в Венгрию в 1956 г. События в Венгрии следует рассматривать в связи с общемировой политикой. Запад также проводил политику с позиции силы. Это проявилось в тройственной агрессии Израиля, Англии и Франции против Египта в 1956 г., после того как Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Лишь требование СССР остановило агрессоров. Много усилий прилагало советское руководство для улучшения отношений с США. В сентябре 1959 г. состоялась поездка Хрущева в США. Впервые советский руководитель прибыл в эту страну. Однако ответная поездка президента США Эйзенхауэра в СССР не состоялась из-за полета американского самолета-разведчика У-2 над территорией СССР, сбитого 1 мая 1960 г, в районе г. Свердловска. Советско-американские и международные отношения оказались надолго “заморожены”. С начала 60-х гг. произошло дальнейшее ухудшение отношений между США и СССР. Это было связано с ситуацией в Германии и в Карибском бассейне. В 1961 г, разразился Берлинский кризис, связанный с ситуацией вокруг Западного Берлина и возведенной “Берлинской стеной”. В 1962 г., последовал “Карибский” кризис, поставивший мир на грань ядерной войны. Кризис возник в результате размещения на Кубе советских ракет средней дальности. Конфронтация между СССР и США дошла до небывалой остроты. Все же обе стороны смогли пойти на взаимные уступки и решить проблему не военными, а политическими средствами. После этой кульминации “холодной войны” начался медленный процесс улучшения отношений между странами Востока и Запада. Но разрядке мешало то, что распад колониальной системы и образование множества независимых стран “третьего мира” сопровождались попытками СССР установить в них влияние прокоммунистических режимов. В целом в середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности. К концу 60-х — началу 70-х годов политика противостояния двух лагерей и гонки вооружений все более и более изживает себя. Потерпела провал военная интервенция США во Вьетнаме. Обострились отношения СССР и Китая. Изменилась и экономическая ситуация. Из-за наступившего энергетического кризиса Запад был заинтересован в развитии торговли с СССР, в увеличении закупок советской нефти и газа. Освободившиеся от колониальной зависимости страны начинают играть все большую роль в мировой политике. К этому времени после изнурительной гонки вооружений на Западе и на Востоке стороны зашли в тупик. Арсеналы ядерного оружия оказались перенасыщенными. И СССР, и США получили возможность многократного гарантированного уничтожения друг друга. То есть ядерная война между СССР и США стала невозможной, т. к. победителей в ней не оказалось бы. Все эти факторы привели к тому, что с 1970 г. начинается период разрядки международной напряженности. Были подписаны крупномасштабные соглашения между СССР и США но вопросам ограничения вооружений: 1972 г. — Договор об ограничении систем противоракетной обороны — ПРО, Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений — ОСВ-1, Соглашение о предотвращении ядерной войны и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее наиболее опасные направлении. Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений; требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией. В 1971 г. — четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии и Франции по Западному Берлину, Тем самым был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы. Кульминацией разрядки явилось проведение в Хельсинки в августе 1975 г. Совещания глав правительств 33-х европейских государств, США и Канады. На нем был подписан Заключительный акт, который регламентировал основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности). Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических лагерей продолжалось. Невиданный масштаб приняла гонка вооружений. СССР фактически превзошел США по численности армии, количеству танков, самолетов, подводных лодок, стратегических ракет. Эта гонка вооружений катастрофическим образом отражалась на советской экономике: США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3—4 раза, а затраты на вооружение были равноценны. Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике “холодной войны” положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания помощи афганской революции. Это решение привело к десятилетней войне, стоившей СССР 15 тысяч жизней и миллиардных затрат. Данное решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Советский Союз оказался в международной изоляции. В это же время было принято решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленное против Западной Европы. В ответ западно-европейские страны обратились с просьбой к США разместить в Европе американские ракеты подобного типа. Советский Союз, в свою очередь, разместил тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии. На Западе также взяли верх милитаристские тенденции. Были прекращены все переговоры о сокращении вооружений. Президент США Рейган выдвинул доктрину “ограниченной ядерной войны против СССР”. Она предусматривала нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления. По его инициативе развернулись работы по созданию системы космической противоракетной обороны (СОИ). Гонка вооружений поднялась на новую высоту. К началу 80-х гг. внешняя политика СССР зашла в тупик. Гонка вооружений разоряла страну. Нужны были перемены.
* * * Таким образом, во второй половине XX в. до середины 80-х гг. СССР прошел сложный исторический путь: от укрепления тоталитарной системы до попыток ее либерализации, от свертывания либеральных начинаний периода “оттепели” и стабилизации, укрепления позиций партийной и хозяйственной бюрократии до скатывания в состояние экономической стагнации, массовой коррупции управленческих кадров, все большего отрыва официальных идеологических установок от общественной практики. Неконкурентоспособность экономики пытались компенсировать экспортом нефти и газа, других видов сырья, что привело к массовой распродаже национальных богатств и к скатыванию великой держаны к роли слаборазвитой страны. Импорт продовольствия и потребительских товаров на основе “нефтедолларов” лишь маскировал скатывание экономики в состояние кризиса. В результате внешней политики советского руководства, а также жесткого курса американской администрации Р. Рейгана человечество на рубеже 70-х — 80-х гг. оказалось близко к третьей мировой войне. Внутренняя и внешняя политика советского руководства постепенно вела к национальной катастрофе, к глобальному общественному кризису. Происходит разложение тоталитарно-бюрократической системы. Становилась все ясно необходимость изменения существующих порядков. Раздел Ш. ОТЕЧЕСТВО НА ПУТЯХ НОВОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА Долго назревавшие проблемы переустройства государственной и общественной жизни стали предметом не только обсуждения широких кругов общественности, но и выдвинулись на повестку дня в деятельности властных структур. Неспособность стоявших у власти политических сил и деятелей к проведению реформ вела не только к смене правящего режима, но и к полной смене политического и экономического курса Отечества. В очередной раз в двадцатом столетии наша страна оказалась перед далеко небезболезненным выбором нового исторического пути. Серьезные изменения происходят и в геополитическом положения Отечества в мире. Глава 8 ОТЕЧЕСТВО НАКАНУНЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.071 с.) |