Типы зрительного восприятия и виды композиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы зрительного восприятия и виды композиции



Выделение трех основных видов композиции — фронтальной, объ­емной и глубинно-пространствен­ной — связано с наличием в историческом наследии архитекту­ры и ее современной практике трех характерных и специфических про­странственных точек зрения, рас­считанных: 1) на статическое положение зрителя, 2) движение вокруг формы или 3) движение в глубь пространства. Теоретические прин­ципы построения композиции в за­висимости от позиции воспринима­ющего зрителя обуславливают ее "фронтальность", "объемность", или "пространственность". Таким образом, можно назвать следующие 3 основные компоненты архитектурной среды: поверхност ь, формирующая объем и пространство; объем, формирующий пространство; пространство. Отсюда возникают и три основных типа композиционной работы, которые принято называть видами композиции: фронтальная, объемная, и пространственная композиции.

 

Фронтальная композиция

 

Для фронтальной композиция характерно основное развитие по двум фронтальным координатам, горизонтальной и вертикальной, и слабое, подчиненное развитие по направлению глубинной координаты. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении вдоль нее или по направлению к ней. Такими композициями в архитектуре являются, например, фасады зданий, обращенные к пространствам улиц и площадей и рассчитанные на восприятие со стороны этих пространств (рис.18).

 

 

 

Рис. 18. Фронтальная композиция:

а) принципы создания фронтальной композиции;

б) фасад, краткосрочная учебная работа, ст. ИАрхИ ЮФУ (РААИ) Туницкий В., рук. Шаталов А.А., Ягуза И.А.

 

Объемная композиция

Объемная композиция характеризуется относительно равномерное развитием по всем трем координатам (может быть также преобладание вертикальной координаты) и, как правило, замкнутостью поверхностей элементов, организующих эту композицию. Объемная композиция воспринимается при движении зрителя вокруг

нее. Понятно, что любое архитектурное сооружение не мыслится вне объемности, но объемной композицией следует считать именно такую, в которой трехмерность выражена как основное качество, обеспечивающее  восприятие со всех сторон (рис. 19). Началом работы над объемной композицией могут стать конструктивный или деструктивный подход, а также их сочетание (рис.19, а и б), сравните также рис.19-а с рис. 7-а, где использован крупный объем, представляющий собой перевернутую пирамиду, усеченную и расчлененную. П-образный объем, представленный на рис. 7-б (ранее он был представлен нами как результат упорядоченной группировки) может быть также представлен и как результат применения деструктивного подхода: сначала нарезка П-образного монолитного сегмента на одинаковые параллелепипеды, далее  их смещение наружу и внутрь относительно исходного объема. В обоих случаях этот прием позволяет решать проблемы архитектурного масштаба.

Рис. 19. Объемная композиция: а) деструктивный прием может стать началом работы над объемной композицией; б) пример объемной композиции, сочетающей деструктивный и конструктивный подходы;  в), г), д): конструктивный подход;

в) «Танцующий дом – Джинджер и Фред», Прага, арх. Ф. Гэри; г) проект жилого дома, арх. И.-П. Клейхес; д) гостиница в составе многофункционального комплекса, дипломница ИАрхИ ЮФУ Якокутова Е, рук. Логоватовская Е.С.

Пространственная композиция

Этот вид композиции характеризуется превалированием пространства над формирующими его элементами. Зритель воспринимает и оценивает в основном качество пространственного решения, а не элементы, организующие пространство. Элементы такой композиции могут развиваться по глубинной, фронтальной или вертикальной координате. Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства. Пространственная композиция самый сложный, но в то же время наиболее распространенный в архитектурной практике вид композиции. Его диапазон - от небольших интерьеров до обширных градостроительных ансамблей. Пространственные композиции по принципу их организации можно разделить на два основных типа:

неограниченные пространства, организованные вокруг одного элемента или их группы;

ограниченные пространства, организованные расположением элементов по периметру.

Примеры пространственных композиций см. на рис. 3 и 20.

   

 

Рис. 20. Пространственная композиция:

а) принципы создания пространственной композиции; б) зарисовка исторического центра г. Брандефорта, Нидерланды, Т. Крюгер; в) проект интерьера пассажа, Лейпциг.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ БИОНИКИ

В общетехническом смысле под бионикой понимается использование принципов строения и функционирования живой природы для создания механизмов и устройств. Хотя считается, что бионика – относительно новое научно-техническое направление, фактически первые осознанные опыты в этом направлении были выполнены еще Леонардо да Винчи, в частности, при создании проектов летательных аппаратов. Архитектурная бионика имеет свои особенности. Прежде всего, отметим те из них, которые связаны с обеспечением прочности и экономичности сооружений. В природе существует множество конструкций, обладающих максимальной прочностью при минимальном количестве материала, что обеспечивается особой формой его распределения в

пространстве. Наиболее известной пример – скорлупа яйца (попутно отметим, что материал скорлупы, известь, также относится к числу наиболее прочных в природе). В истории архитектуры известно немало примеров, когда оболочки, подобные или близкие к яйцеобразной форме, использовались для перекрытия больших пространств (например, купол собора Санта Мария дель Фьоре, Флоренция, арх. Брунеллески, 1434 г., или купол Московского планетария, арх. М. Барщ и М. Синявский, 1929 г.). Изучение строения ствола дерева помогло инженеру Никитину создать особо прочную конструкцию, использованную при строительстве Останкинской телебашни в Москве. Используются бионические принципы и в композиционной работе. Так, спиралеобразные формы вытянутых раковин послужили источником вдохновения для самых различных сооружений – от здания мечети в г. Самара (Ирак, IX век) до проекта памятника III Интернационалу (В.Е. Татлин, 1919 г.). Наиболее известный в архитектуре пропорциональный принцип – «золотое сечение» - также позаимствован у природы, поэтому его тоже можно отнести к методам архитектурной бионики. Один из примеров заимствования методов формотворчества у природы (оперный театр в Сиднее) - мы уже видели на рис. 2-б. Во всех случаях для успешного использования принципов архитектурной бионики необходим этап композиционного анализа природных форм.

 

 

Рис. 21. Природная форма может послужить источником формотворческого вдохновения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Антал Я., Гавранкова Б., Кушнир Л., Сламень И. Архитектурное черчение: Пер. со словацкого.-Киев: Будiвельник, 1980.

2. Араухо И. Архитектурная композиция: Пер. с исп. М.Г. Бакланов, Антонио Михе. – М.: Высшая школа, 1982.

3. Архитектурное черчение: Справочник/Д.И. Ткач, Н.Л. Русскевич, П.Р. Ниринберг, М.Н. Ткач; Под ред. Д.И. Ткача.- К.: Будивэльник, 1991.

4. Зайцев К. Графика и архитектурное творчество. – М.: Стройиздат, 1979.

5. Иевлева О.Т., Семенова Е.Ю., Шаталов А. А. Развитие навыков формообразования с использованием компьютерной графики: Методические указания. Ростов н/Д: Рост.гос.акад. архит. и ис-в, 2001.- 31 с.

6. Кудряшов К.В. Архитектурная графика: Уч. пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1990. – 312 с., ил.

7. Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика. –М.: Стройиздат, 1990.

8. Некрасов А.И. Теория архитектуры.- М.: Стройиздат, 1994.

9. Паранюшкин Р.В. Композиция/Серия «Школа изобразительных искусств».–Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2001.

10. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1990.

11. Сомов Ю. С. Композиция в технике. – 3-еизд., перераб и доп.-М.: «Машиностроение», 1987.

12.  Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванов и др. [Текст]. –М., Стройиздат, 1993 (и позже).

13. Шаталов А.А. Формирование навыков пространственного воображения и композиционного мышления с использованием возможностей трехмерной компьютерной графики//Сборник тезисов докл. Республиканской научной конференции "Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее" - ноябрь, 1993. - Новосибирск: Изд-во "Пасман и Шувалов", 1993. - С.113-116.

14. Cobbers A. Daniel Libeskind/ Architecten und Baumeister in Berlin (Architects & Master Builders in Berlin), [Text]. – Berlin, Jaron Verlag.

15. Tietz J. The Story of Architecture of the 20-th century. – Berlin: Könemann, 1999. 120 s.

 

Доцент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.009 с.)