Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы построения патопсихологического экспериментаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Подбор экспериментальных методик
Современная патопсихология использует богатый арсенал экспериментальных методик, с помощью которых исследуются качественные и количественные особенности психических процессов. Существует классификация методик [1, 6.] согласно традиционному функциональному признаку – методики для исследования памяти, мышления и т.д. Классификация методик в связи сих направленностью на исследование той или иной психической функции является вместе с тем достаточно условной – с одной стороны, результаты одной изолированной методики не позволяют судить о состоянии целостной психической деятельности – с другой, каждая методика представляет информацию о состоянии нескольких функций. Пример этого – методика опосредованного запоминания, пиктограмма, использующаяся также для изучения мышления, а иногда и эмоционально-личностных особенностей больного. Следовательно, большинство методик обладает достаточно широким диапазоном диагностических возможностей. При выборе методик для обследования больного следует руководствоваться конкретными задачами, которые ставит перед психологом клиницист – будет ли это помощь в постановке диагноза, определение структуры состояния или степени дефекта. Из определенного количества методик психолог должен отобратьих ограниченное число (обычно не более 8-10), учитывая, что валидность каждой отдельной методики увеличивается, если результаты подтверждаются данными и других методик. Так, выявить типичный для шизофрении синдром нарушения мышления можно таким подбором методик, чтобы разноплановость или искажение уровня обобщения выступали общим радикалом при выполнении таких разных заданий как классификация, исключение предметов, простые или сложные аналогии. В самом общем виде можно сказать, что подбор методик для диагностического обследования определяется двумя принципами. Во-первых, необходимостью получения наиболее полных и всесторонних сведений о какой-либо конкретной психической деятельности. Например, при исследовании памяти это – пробы на заучивание бессмысленных слов, словосочетаний, рассказов, методики, исследующие непосредственное и опосредованное запоминание, кратковременную и долговременную память и т.д. Во-вторых, сочетание близких по направленности методик, позволяющее получить более достоверные данные, если феномен, найденный в одной из них, подтверждается результатами других методик.
В процессе экспериментального исследования задания обычно предлагаются больному в порядке возрастанияихсложности – от более простых к сложным. Такая последовательность предъявления заданий может быть намеренно изменена, если психолог ожидает возможной аггравации или диссимуляции (при судебной или воинской экспертизе), когда больной может правильно выполнять сложные задания, а следующие за ними более простые намеренно выполняет неверно. Эту же особенность поведения больного следует принимать во внимание при исследовании больных с псевдодеменцией, для чего бывает полезно создать "батарею" методик, каждая из которых имеет узкую направленность. В заключении необходимо подчеркнуть, что психолог не должен приступать к обследованию без предварительного детального ознакомления с техникой обследования, грамотного владения каждой методикой.
Техника интерпретации
Интерпретация результатов эксперимента основывается на подробном анализе первичных протоколов исследования. Поэтому надежность интерпретации зависит во многом от четкого и квалифицированного ведения протоколов опыта. Процесс анализа данных состоит из нескольких этапов. 1. Вначале необходимо обобщить все экспериментальные факты, обнаруживающие состояние испытуемого и его изменения в ходе эксперимента. Здесь же бывает полезно сопоставить жалобы больного относительно его состояния с теми объективными данными, которые удалось выявить. Это особенно важно, когда имеются различия в состоянии больного на психологическом эксперименте и в отделении стационара, или при расхождении субъективной и объективной картин, отражающих состояние испытуемого. Чрезвычайно важно при интерпретации оценивать состояние больного с самого начала в связи с тем, что это является фоном для оценки результатов эксперимента по другим параметрам.
2. Следующим этапом является оценка мотивированности испытуемого в эксперименте. Здесь необходимо выяснить, была ли принята больным ситуация "экспертизы", как она осознавалась, в какой степени вся ситуация эксперимента регулировала деятельность больного. Особую важность для понимания мотивации больного представляют моменты "выхода" из ситуации эксперимента, или потеря мотива экспертизы. Для ответа на эти вопросы экспериментатору следует обобщить все мельчайшие нюансы поведения больного, его эмоциональные реакции, способы и формы взаимодействияс экспериментатором. Необходимо сопоставить реакции больного на трудности в работе, его отношение к указаниям экспериментатора. Большое значение имеет оценка заинтересованности больного в исследовании в целом или ограниченный, одномоментный интерес к отдельным методикам. В оценке мотивационного аспектадеятельности больных немалую роль играет анализ спонтанных,случайных высказываний, оговорок, юмора. Важно также учитывать в контекстевсего эксперимента все вопросы, которые задавались больным. В результате сопоставления этих фактов делается вывод об общей мотивированности больного в ситуации эксперимента и о различных вариантах нарушения мотивации. Дальнейшим этапом работы по интерпретации экспериментальных данных является оценка мотивационного аспекта познавательной деятельности больных, а также данных о состоянии эмоционально-волевой сферы, вычленяемые из результатов работы больных по отдельным методикам. Здесь следует учитывать понимание больными инструкций, способы выполнения, т.е. всю совокупность экспериментальных данных, получаемых в каждом конкретном методе. На этом этапе интерпретации особенную значимость приобретают оценки результатов выполнения методик, направленных на выявление особенностей эмоционально-волевой сферы больных. Кроме того, значимыми для оценки личностных особенностей испытуемых являются результаты выполнения любой методики. Как известно, любой прием актуализирует у больных определенное отношение, установку, мотив деятельности, вызывает специфическую эмоциональную окрашенность работы. Сопоставление всех этих данных и представляет собой работу на данном этапе интерпретации. 4. Следующим этапом в анализе экспериментального материала является сопоставление результатов выполнения различных методик. Обычно анализируется весь экспериментальный материал, причем из разных методик вычленяются данные, характеризующие состояние психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление) и умственной работоспособности (темп, равномерность, скорость и т.д.). Здесь очень важно сопоставлять не только типы нарушений внутри отдельных психических процессов, скажем, все данные о нарушениях внимания или восприятия, но и там, где возможно, сравнить различные уровни внутри одной психической функции. Например, чрезвычайно важно выявить соотношение непосредственного и опосредованного запоминания, восприятие наглядного и вербального материала, проанализировать и сравнить операциональные и динамические компоненты мыслительной деятельности. При выполнении такого анализа следует опираться на выработанную в патопсихологии систематику расстройств познавательной деятельности, созданную в работах основоположника отечественной патопсихологии Б.В. Зейгарники её учеников.
В результате работы по всем вышеперечисленным этапам экспериментатор получает квалификацию выявленных психических нарушений, иными словами, патопсихологические симптомы. Его задачей теперь является сопоставление патопсихологических симптомови, по существу, формулирование и обоснование особого патопсихологического синдрома, понимаемого как совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, сформулированных в психологических понятиях. Таковы самые общие положения и принципы интерпретации результатов патопсихологического эксперимента. Естественно, что значимость различных симптомов при поиске ведущего патопсихологического синдрома во многом зависит от клинической задачи, от цели эксперимента. В связи с этим необходимо более конкретно остановиться на формах работы по интерпретации экспериментальных данных при различных задачах патопсихологического исследования.
Рекомендации к составлению психологических заключений
Подобно тому, как не может быть стандартного построения исследования, стереотипного набора методик, не может быть и стандарта в составлении заключений. Каждое заключение составляется с учетом поставленного клиникой перед психологом вопроса. "Оно не может быть понято и не должно рассматриваться вне этого клинического вопроса, вне истории болезни и задачи исследования" [6, с. 195]. Могут быть даны некоторые рекомендации относительно общей схемы подобных заключений, содержание же их не поддается строгой унификации. В самом начале заключения кратко описываются жалобы больного, но не вообще жалобы на здоровье в целом, а лишь жалобы на состояние умственной работоспособности, памяти, внимания. Это ограничение продиктовано целым рядом причин. Прежде всего, психолог не должен выходить за рамки своей профессиональной компетенции, подменять лечащего врача, вмешиваться в его тактику работы с больным. Соблазнительное желание дополнить, расширить собственно клинические данные может быть тактично реализовано в ходе работы с больным. Но вносить эти сведения в психологическое заключение не стоит. О них стоит сказать лечащему врачу в личной беседе с ним.
Следующую часть заключения составляет описание того, как работал больной в ситуации психологического исследования: понимал ли смысл исследования, старательно или неохотно выполнял задания, проявлял ли интерес к успеху своей работы, мог ли критически оценить качество своих достижений. Все эти данные могут быть описаны как подробно, так и кратко; в любом случае они составляют важную часть заключения, позволяют судить о личности больного. Эту часть исследования можно дополнить результатами исследования с помощью проективных методов или материалами специально организованной направленной беседы с больным. Следующая часть заключения должна содержать сведения о характере познавательной деятельности больного. Желательно при этом начинать подобную характеристику с описания центрального нарушения, которое выявилось у больного в ходе исследования. Требуется показать также, в комплексе каких нарушений выступает это ведущее нарушение, т.е. следует вести описание не по методикам исследования и не по психическим процессам, а необходимо описать психологический синдром нарушений психической деятельности. В этой же части заключения описываются сохранные стороны психической деятельности больного. Последнее необходимо для решения вопросов трудоустройства больного, а также рекомендаций родственникам в отношении больного. При характеристике познавательной деятельности больного может возникнуть необходимость в иллюстрации отдельных положений выписками из протоколов исследования. Такие примеры приводить нужно, но только в краткой формулировке; следует приводить лишь наиболее яркие примеры из протоколов,не вызывающие сомнений в квалификации нарушения. При обилии примеров или их недостаточной яркости можно исказить или затушевать основную мысль заключения, сделать его расплывчатым по содержанию, а в ряде случаев ввести в заблуждение лечащего врача. В конце заключения дается резюме, отражающее наиболее важные данные, полученные при исследовании. Эти данные должны выражать структуру основного психологического синдрома, выявившегося при исследовании. Резюме может содержать данные о диагнозе заболевания, но опосредствованно, через описание структуры нарушений, выявленных в эксперименте. Приведем пример заключения, чтобы показать зависимостьего содержания от конкретной клинической задачи (в качестве примера взято заключение, любезно предоставленное авторам патопсихологом Московской городской психиатрической больницы им. П.Б. Ганнушкина кандидатом психологических наук С.В. Лонгиновой):
Больной Н. 25 лет, студент, поступил в больницу им. П.Б. Ганнушкина на обследование. Предположительный диагноз: шизофрения. Заключение по данным экспериментально-психологического исследования. Больной жалоб не высказывает. На вопросы отвечает расплывчато. В ходе исследования наблюдается иногда неадекватная улыбка, иногда – неадекватный ситуации смех. Стационирование в больницу считает недоразумением, ошибкой. Себя считает психически здоровым. При исследовании самооценки все показатели резко завышены, что свидетельствует о нарушении критичности. Например, относит себя к числу почти самых здоровых людей. Считает, что абсолютно здоровым человеком ему мешает быть "зрение,... очки мешают заниматься подводным плаванием,их приходится часто снимать, а также родимое пятно на теле". Больной оценивает себя также достаточно высоко по шкале "счастье", сопровождая свою оценку следующим резонерским высказыванием: "Самые счастливые люди, которые ясно разобрались в себе, ясно понимают себя и согласно познанию себя совершают поступки, т.е. действия этих людей не противоречат, действия их осознаны, т.е. они познали себя, и это они делают... Самые несчастливые –... люди, которые никогда не знают, что им делать и часто совершают и действуют по указке других людей, т.е. нерешительные, расплывчатые, раздвоенные, расстроенные".
Больной некритичен к своим суждениям, действиям. Так, он "принципиально" не согласен с замечаниями экспериментатора, спорит, стремясь доказать свою правоту. Формально больному доступны сложные мыслительные операции, однако обнаруживаются искажения операционной стороны мышления, выражающиеся чаще всего в повышенной актуализации маловероятных свойств предметов. Так, при выполнении задания "исключение предметов" больной предлагает сразу несколько вариантов решения, не может выбратьиз них наиболее правильный. Например, предлагается карточка с изображением пилы, топора, коловорота и шурупа. Исключению в данном случае подлежит шуруп, т.к. все остальные предметы – орудия труда. Больной же исключает пилу, т.к. "остальные предметы, которыми может пользоваться только один человек, а пилой обязательно два", или "потому что пила – это режущий инструмент, а остальные предметы входят в поверхность". Предлагает также исключить топор, т.к. "остальные предметы, которыми совершают длительные, постепенные, непрерывные операции, а топором можно совершить только одноразовое действие". Обращает на себя внимание расплывчатость и разноплановость суждений, резонерство. Таким образом, на первый план при исследовании выступают грубые нарушения критичности в сочетании с выраженными нарушениями мышления (по типу соскальзываний, разноплановости суждений, резонерства). Больной выписан с диагнозом "шизофрения".
Литература 1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология.Ташкент, 1976. 2. Блохин Н.Н. Деонтология в онкологии.М., 1977. 3. Гиляровский В,А. Психиатрия. М., 1954. 4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976. 5. Иванова А.Я. Обучаемостькак принципоценки умственного развития детей.М., 1976. 6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальныеметодики патопсихологии (Практическое руководство). М., 1970.
Основные принципы построения патопсихологического эксперимента Основные принципы построения экспериментально-психологического исследования сформулированы во многих работах отечественных патопсихологов последнего времени [1, 4, 5, 6]. Обратимся к их характеристике. Одним из основных принципов построения патопсихологического исследования является принцип моделирования психической деятельности, которую обычно человек осуществляет в своей повседневной жизни: при выполнении профессиональных задач, в процессе учения, общения с окружающими людьми. Во время исследования в деятельности человека искусственно вычленяются отдельные действия: анализ и синтез различного материала – наглядного или вербального; сравнение различных предметов, понятий или суждений, установление между ними логических связей (причинных, ассоциативных, нахождение аналогий и т.д.); расчленение, дифференциация объектов или отношений между объектами и понятиями. В ходе эксперимента организуется выполнение этих действий в непривычных для человека условиях. Экспериментатор, наблюдая за характером действий больного, тщательно фиксирует весь процесс работы: способы выполнения заданий, ошибки в ходе решения, продолжительность и темп действий больного. Следовательно, применяемые экспериментальные методы построены по известному в медицине принципу функциональных проб. Как отмечает С.Я. Рубинштейн, "в патопсихологическом эксперименте Функциональная проба ориентирована на выявление внепрофессиональной структуры деятельности" [5, с. 33.]: общей активности, направленности поведения, критичности, сохранности основных интеллектуальных операций, способности к запоминанию и удержанию материала, устойчивости внимания и т.д. Другим важнейшим принципом, которому следует построение патопсихологического исследования, является принцип учета отношения больного к ситуации исследования. Отношения человека связаны со структурой его мотивационной сферы, с его потребностями, эмоциональными и волевыми особенностями. Таким образом, названный принцип построения патопсихологического исследования адресуется, прежде всего, к учету личностного аспекта деятельности больного. "О патологическом изменении личности мы говорим тогда, когда под влиянием болезни у человека скудеют интересы, мельчают потребности, когда у него проявляется равнодушное отношения к тому, что его раньше волновало, когда действия его лишаются целенаправленности..." – пишет Б.В. Зейгарник [4, с. 34]. Как мы отмечали ранее, ситуация психологического исследования в клинике в принципе не является по своему смыслу нейтральной для больных. Она выступает для больных как ситуация исследования их способностей, интеллектуальных возможностей, т.е. является экспертной в широком смысле слова. Поэтому сама ситуация эксперимента приводит к актуализации известного отношения к ней. В связи с этим уже то, как больной принимает задание, может свидетельствовать о сохранности или измененности его личностных установок. Некоторые больные прежде чем приступить к выполнению задания осторожно заявляют, что они "всегда плохо запоминали слова" или что они всегда работали медленно и невнимательно и т.д. Тем самым они оправдывают себя заранее перед экспериментатором, предвосхищая возможный неуспех в работе. Другие, наоборот, не дослушивают инструкцию, поспешно и хаотично начинают выполнять задания, не заботясь о качестве своих результатов. Необходимо отметить еще одну особенность ситуации патопсихологического эксперимента, которую специально следует фиксировать экспериментатору: процесс выполнения заданий актуализирует критичность больного, чувство самоконтроля. Больные иногда отмечают, чтоим самих "интересно проверить свой интеллект, умственную работоспособность". Нередко больной лишь в ходе работы впервые осознает свою умственную недостаточность. Осознание дефекта может вызвать тяжелые эмоциональные переживания больного. Появление подобной эмоциональной реакции или её отсутствие при явных грубых нарушениях психической деятельности, обнаруживаемых в ходе исследования, служит важным показателем личностной сохранности или изменённости больного. Поэтому наблюдение за поведением больных, их высказываниями в ходе исследования,их реакцией на успех и неуспех в работе служит ценным материалом для характеристикиих личности. Важнейшим принципом построения патопсихологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психической деятельности больного. Принцип качественного анализа деятельности предполагает учет не только (и даже не столько) результатов выполнения каждого отдельного задания, а тщательное рассмотрение всего процесса работы: общего её темпа, последовательности смены операций, характера ошибок и того, чем они вызваны, возможности самостоятельно или с помощью экспериментатора замечать и исправлять ошибки. При количественном измерении функций в рамках психометрического подхода фиксируется лишь конечный продукт деятельности. В то же время повседневная практика клинической и экспериментальной работы показывает, что один и тот же патопсихологический симптом может быть обусловлен различными механизмами. Например, нарушение последовательности, целенаправленности суждений может быть вызвано как колебаниями умственной работоспособности (в частности, при сосудистых заболеваниях мозга), так и нестойкостью мотива, побуждающего деятельность больного (например, при хроническом алкоголизме); оно может быть также проявлением разноплановости мотивации (например, при шизофрении). Поэтому в каждом конкретном случае выявленное нарушение должно быть рассмотрено в комплексе с другими результатами патопсихологического исследования. Качественный анализ данных не исключает вместе с тем количественной обработки данных, напротив, статистический анализ результатов в ряде случаев необходим. Однако, он может быть только вторым, дополнительным этапом обработки результатов, которому должен предшествовать этап качественного анализа результатов. Следование принципу качественного анализа деятельности выдвигает ряд требований ко всей процедуре исследования в целом. Прежде всего, необходимо избегать жесткой стандартизации условий работы больного (ограничения времени, одинаковой последовательности предъявляемых заданий, одной и той же последовательности поощрений и порицаний со стороны экспериментатора). Наоборот, желательна гибкая тактика оценок качества работы с учетом индивидуальности больного и конкретной задачи исследования, обязательна также дозированная помощь экспериментатора больному, позволяющая определить зону ближайшего развития больного. Учет того, какая помощь является достаточной больному для исправления ошибок (косвенное указание на ошибку, прямое вмешательство в действия больного, совместное исправление ошибок и т.д.), важен для заключения об особенностях психической деятельности больного в целом. Только в отдельных случаях может быть использована тактика измерительного исследования: например, при изучении утомляемости, при необходимости создать аффектогенную ситуацию в ходе исследования. В последнем случае измерительный характер исследования необходимо сочетать с подчеркнутыми оценками качества работы больного. Тесно связанным с принципом качественного анализа деятельности является требование исследования больногоне одной какой-либо методикой, а использование целого комплекса экспериментальных приемов. Только при использовании нескольких методов для изучения больного можно получить материал, всесторонне характеризующий особенности психической деятельности больного, её сохранные и нарушенные компоненты. Отсюда же вытекает и требование многократных повторных исследований одного и того же больного. Последнее позволяет также определить, какие особенности психической деятельности больного зависят от его состояния, а какие являются стабильной характеристикой его психики. Всякий эксперимент требует точной и объективной регистрации фактов. Как справедливо указывает С.Я. Рубинштейн, при всех модификациях и вариациях "конкретных методических приемов недопустимо их сведение к свободной беседе с больным или субъективной интерпретации экспериментальных данных" [6, с. 36]. Конечно, эксперимент с психически больным не может быть столь же точен, как эксперимент, например, в области психофизики. Психически больной вследствие особенностей своего психического состояния может нарушать порядок работы, диктуемый инструкцией, обсуждать или комментировать свои действия или материал заданий, вместо того, чтобы последовательно выполнятьих. Однако все эти искаженные действия дают, в свою очередь, дополнительный материал для оценки состояния больного, а также структуры нарушений его психической деятельности. Обязательным является тщательное протоколирование хода исследования. Даже при магнитофонной записи высказываний больного необходимо вести протокол исследования. В нем следует при этом записывать сведения о поведении больного, его действиях, эмоциональных реакциях в ходе исследования. Кроме того, в протокол экспериментатор вносит все свои оценочные суждения, которые возникают в ходе работы с больным. Подобные замечания в дальнейшем помогут психологу при составлении заключения. Для каждой экспериментальной методики существует своя особая форма ведения протокола, знание которой не менее важно, чем знание инструкции и порядка проведения исследования. Общим для всех методик является следующее требование: обязательная запись фамилии больного на каждой странице протокола, указание даты исследования и название методики. В графе слева записываются варианты инструкции, реплики, вопросы и замечания экспериментатора; в средней графе – действия больного; а в правой – все высказывания, ответы, замечания и объяснения больного. (Схема ведения протокола взята из книги С.Я. Рубинштейн [6].)
Примерная схема ведения протокола
Подобная схема не является универсальной. Каждый эксперимент может дать объективно зарегистрированные данные, которые могут быть использованы или дополнены другим экспериментатором, в частности, и с помощью целого ряда повторных контрольных экспериментов.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.033 с.) |