Кафедра госпитальной хирургии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра госпитальной хирургии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»

(НовГУ)

Институт медицинского образования

Кафедра госпитальной хирургии

 

«Утверждаю»

заместитель директора института

медицинского образования

_______________Р.А. Сулиманов

«___»___________________2011г.

 

ОНКОЛОГИЯ

Дисциплина для специальности 060101 «Лечебное дело»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Согласовано Начальник УМО ______________Богдашова И.В. «___»________________2011г.     Зав. выпускающей кафедрой, д.м.н., профессор _____________ Вебер В.Р. «___» _______________ 2011г.     Разработал д.м.н., профессор В.Г. Черенков ________________________ «___»________________2011г.   Принята на заседании кафедры госпитальной хирургии «___»_________________2011г.     Зав. кафедрой госпитальной хирургии, д.м.н., профессор ______________ Р.А. Сулиманов  

 

 

 Великий Новгород, 2011

Введение

Онкология - дисциплина федерального компонента блока естественнонаучных дисциплин, которая изучает механизмы возникновения и структурные проявления заболеваний, что необходимо для усвоения клинических дисциплин.

Рабочая программа «Онкология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине.

Рабочая программа составлена на основании директивных документов:

- «Государственного образовательного стандарта Российской федерации», определяющего требования к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине;

- Учебного плана, определяющего общее число и число часов аудиторных занятий по данной дисциплине;

- Стандарта НовГУ.

 

Программа определяет реальные практические задачи врачей общей практики и круг вопросов по онкологии, которые должны изучить студенты на клинической кафедре, предусматривает меры по приобретению студентами практических навыков по профилактике, скринингу, распознаванию злокачественных опухолей и тактики по отношению к онкологическим больным.

 

1.1. Цели изучения дисциплины.

Целью преподавания курса онкологии является формирование у студентов базового онкологического мировоззрения, что включает:

· Ознакомление студентов с основными положениями теоретической онкологии;

· Обучение будущего врача широкого профиля тактике при подозрении на наличие у больного злокачественного новообразования;

· Изучение основных нозологических форм злокачественных опухолей, возможностей их профилактики и ранней диагностики;

· Ознакомление с особенностями организации онкологической помощи населению России и с современными принципами лечения онкологических больных.

Базой для преподавания клинической онкологии должен служить областной клинический онкологический диспансер.

Основное внимание должно быть уделено изучению клинической картины и ранней диагностики опухолей, тактике врача общего профиля при подозрении на злокачественное новообразование, организации онкологической помощи. Эпидемиологии и профилактики рака, врачебной этике и деонтологии. Должны изучаться принципы лечения. Вопросы оказания паллиативной помощи, трудовой экспертизы и трудоустройства онкологических больных.

Преподавание онкологии проводится с учетом специфики соответствующего факультета.

 

Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения онкологии студенты должны уметь:

1. Собрать анамнез, проанализировать характер жалоб (нарушений функции органа, болевого синдрома, патологических выделений, изменений общего состояния и т.д.).

2. Проводить физикальное обследование онкологического больного.

3. Составить план клинического и инструментального обследования с подозрением на злокачественную опухоль.

4. Сформулировать и обосновать клинический диагноз.

5. Сформировать группу лиц повышенного риска по возникновению злокачественной опухоли.

6. Провести анализ причин поздней диагностики рака.

 

В результате изучения онкологии студенты должны знать:

1. Факторы, способствующие возникновению злокачественных опухолей и меры профилактики рака.

2. Симптомы наиболее частых злокачественных новообразований, патогенез из развития.

3. Современные методы диагностики злокачественных опухолей, роль и способы инструментальных и морфологических исследований.

4. Современные принципы и результаты радикального и паллиативного лечения злокачественных новообразований.

5. Деонтологические аспекты в онкологии.

В результате изучения онкологии студенты должны быть ознакомлены:

1. С вопросами организации онкологической помощи в России.

2. С вопросами скрининговых исследований, направленных на выявление ранних форм рака.

3. С системой диспансеризации лиц группы повышенного риска и излеченных от злокачественных новообразований.

4. С системой паллиативной помощи инкурабельным больным.

5. С научными исследованиями, направленными на улучшение ранней диагностики и результатов лечения онкологических больных.

1.2.4. Критерии оценки знаний студентов по онкологии

- Оценка «ОТЛИЧНО»:

1) Ответ полный, соответствует стандартам усвоения программы: полностью усвоен материал, последовательно, системно излагает его, без наводящих вопросов.

2) Знает эпидемиологию, факторы риска патогенез, критериями ранней и своевременной диагностики изучаемых заболеваний.

3) Свободно владеет принципами профилактики, организации скрининга.

4) Владеет практическими навыками клинического обследования пациента.

5) Умеет оценивать полученные результаты инструментально-лабораторных методов обследования пациента.

6) Имеет представление о современных научных достижениях и методах обследования в области онкологии.

7) Владеет диагностикой и оказанием скорой и неотложной помощи.

8) Владеет необходимыми практическими навыками использования компьютерных технологий в поиске нужной информации в данной области для совершенствования процесса самообразования, дальнейшей учебной, профессиональной или научной работы.

9) В ответе допускает одну-две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляет после замечания преподавателя.

10) Свободно ориентируется в обязательной и дополнительной литературе, четко излагает лекционный материал.

 

- Оценка «ХОРОШО»

1) Ответ недостаточно полный: полностью усвоен материал, последовательно, системно излагает его, но с наводящими вопросами.

2) Знает этиологию, патогенез, критерии диагноза изучаемых заболеваний.

3) Свободно владеет принципами диагностики.

4) Понимает патогенетические механизмы развития опорных симптомов при основных изменениях в организме.

5) Владеет практическими навыками клинического обследования пациента.

6) Умеет оценивать полученные результаты инструментально-лабораторных методов обследования пациента с наводящими вопросами преподавателя.

7) Владеет диагностикой и оказанием скорой и неотложной помощи.

8) Имеет представление о современных научных достижениях и методах обследования пациента.

9) Владеет необходимыми практическими навыками использования компьютерных технологий в поиске нужной информации в данной области для совершенствования процесса самообразования, дальнейшей учебной, профессиональной или научной работы.

10) В ответе допускает три-четыре неточности при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляет после замечания преподавателя.

11) Свободно ориентируется в обязательной литературе, четко излагает лекционный материал.

 

- Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1) Ответ не полный: владеет теоретическим материалом в объеме, необходимом для успешной предстоящей профессиональной деятельности, но допускает в ответе несущественные ошибки и неточности.

2) Недостаточно аргументирует теоретические положения, но на наводящие вопросы отвечает правильно.

3) Владеет практическими навыками клинического обследования пациента (расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация), умеет их использовать, но необходима помощь преподавателя.

4) Имеет представление о современных научных достижениях и методах обследования пациентов.

5) Владеет диагностикой и оказанием скорой и неотложной помощи.

6) Владеет необходимыми практическими навыками использования компьютерных технологий в поиске нужной информации в данной области для совершенствования процесса самообразования, дальнейшей учебной, профессиональной или научной работы.

7) При ответе допускает ошибки и неточности, нарушение логической последовательности изложения материала, недостаточную аргументацию теоретических положений.

8) Недостаточно ориентируется в обязательной литературе, четко излагает лекционный материал.

 

- Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

1) Ответ не полный, обнаруживает существенные пробелы в знаниях, нуждается в наводящих вопросах, при этом на некоторые отвечает не в полном объеме.

2) Допускает принципиальные ошибки при составлении плана обследования, не знает методы физикального обследования больного и ранней диагностики.

3) Допускает грубые ошибки в оценке результатов инструментально-лабораторных исследований пациента.

4)   Недостаточно ориентируется в обязательной литературе и в лекционном материале.

 

1.3. Связь с другими дисциплинами. Курс онкологии непосредственно связан с патанатомией, рентгенологией и радиологией, хирургическими и терапевтическими болезнями, акушерством и гинекологией.

 

1.3.1. Место дисциплины в учебном процессе:

Онкология относится к числу клинических дисциплин. Для усвоения материала по этой дисциплине необходимы теоретические и практические знания, полученные на предыдущих этапах обучения: анатомии, патологической анатомии, физиологии, патологической физиологии, гистологии, пропедевтике внутренних болезней. Изучается данная дисциплина в 9 и 10 семестрах. Учебным планом предусмотрено всего 110 часов, из них аудиторных – 51 (лекционных –10, практических – 41).

 

2. Объем дисциплины, виды УР, формы контроля.

Форма обучения – дневная.

Вид учебной работы

Всего

Часов по семестрам

IX X
Аудиторные занятия: 51 25 26
Лекции 10 5 5
Практические занятия 41 20 21
Самостоятельная работа студентов, в т.ч. написание истории болезни 59 26 28 13 31 13
Всего 110 53 57
Форма итогового контроля   зачет зачет

 

3. Содержание дисциплины.

3.1. Темы и содержание теоретических занятий.

 

№ п/п

ТЕМА

ЧАСЫ

Ауд.

СРС

IX семестр

1. Современные проблемы онкологии. Организация онкологической службы в России.

1

2
2. Патогенез клинических симптомов. Принципы диагностики и лечения злокачественных опухолей. Лекарственная терапия больных злокачественными опухолями.

2

4
3. Мастопатии и рак молочной железы.

1

2
4. Рак кожи, меланомы.

1

2
5. Опухоли головы и шеи.

1

2
  ВСЕГО:

5

10

X семестр

1. Рак пищевода и желудка

1

3
2. Рак бронхов и легких. Лимфомы.

1

3
3. Рак толстой и прямой кишки.

1

3
4. Рак печени и поджелудочной железы.

1

3
5. Саркомы костей и мягких тканей.

1

3
  ВСЕГО:

5

15
         

 

3.2. Темы и содержание практических занятий.

П/п

ТЕМА

ЧАСЫ

Ауд. СРС

IX семестр

1. Современные проблемы онкологии. Организация онкологической службы в России. 4 1,6
2. Патогенез клинических симптомов. Принципы диагностики и лечения злокачественных опухолей. Лекарственная терапия больных злокачественными опухолями. 4 5,6
3. Мастопатии и рак молочной железы. 4 4,6
4. Рак кожи, меланомы. 4 2,6
5. Опухоли головы и шеи. Защита историй болезни 4 3,6
  ВСЕГО: 20 18

X семестр

1. Рак пищевода и желудка 5 5,2
2. Рак бронхов и легких. Лимфомы. 4 4,2
3. Рак толстой и прямой кишки. 4 2,2
4. Рак печени и поджелудочной железы. 4 2,2
5. Саркомы костей и мягких тканей. Защита историй болезни. 4 2,2
  ВСЕГО: 21 16

 

Тема 1. Современные проблемы онкологии.

Заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований. Возрастно-половые особенности. Динамика и структура заболеваемости. Регионарные особенности распространения злокачественных новообразований. Факторы, способствующие возникновению опухолей. Значение характера питания, курения, эндокринных нарушений, вирусов, радиоактивного и ультрафиолетового излучений, наследственности. Характеристика химических канцерогенов. Экологические аспекты циркуляции канцерогенов во внешней среде. Понятие о первичной и вторичной профилактике. Социально-гигиенические и индивидуальные меры профилактики рака. Борьба с курением. Гигиена питания.

Важнейшие научные направления в онкологии. Динамика показателей излечения онкологических больных. Современные достижения в онкологии. Организация онкологической помощи.

Структура онкологической службы. Онкологический диспансер, онкологический кабинет. Диагностические центры.

Общая характеристика состояния онкологической помощи. Деление онкологических больных на клинические группы. Правила и сроки диспансеризации. Учетная документация. Анализ причин запущенности злокачественных опухолей. Понятие о расхождениях с ЗАГСом.

Паллиативная помощь больным с запущенными формами злокачественных новообразований. Хосписы.

 

Тема 4. Рак кожи, меланома.

Рак кожи. Заболеваемость. Способствующие факторы. Факультативный и облигатный предрак кожи. Меры профилактики рака.

Гистологические разновидности (базалиома, плоскоклеточный рак). Стадии рака кожи. Клинические варианты базалиом и плоскоклеточного рака. Методика обследования больных (осмотр, пальпация, биопсия). Лечение рака кожи (лучевое, криогенное, хирургическое, лекарственное и др.). Непосредственные и отдаленные результаты.

Меланомы. Эпидемиология меланом.Пигментные невусы, их классификация. Факторы, способствующие малигнизации пигментных невусов, меры профилактики их озлокачествления. Особенности роста и метастазирования. Стадии. Клиническая характеристика. Признаки малигнизации невусов. Симптомы АВСД. Методы специального обследования (радиоизотопная диагностика, термография). Показания, противопоказания и методика забора материала для цитологического и гистологического исследования. Лечение. Результаты.

 

Тема 8. Рак пищевода.

Эпидемиология. Особенности распространения. Способствующие факторы. Меры профилактики.

Формы роста. Гистологическое строение. Метастазирование. Стадии.

Клиническая картина. Патогенез клинических симптомов. «Сигналы тревоги». Дифференциальный диагноз. Рентгенологическое исследование. Эзофагоскопия.

Лечение. Роль отечественных ученых в хирургии рака пищевода. Радикальное и паллиативное хирургическое лечение. Лучевая терапия. Отдаленные результаты лечения.

 

Тема 9. Рак желудка.

Эпидемиология. Заболеваемость. Способствующие факторы. Значение экзогенных и эндогенных канцерогенов. Роль нитрозаминов. Предраковые заболевания желудка. Группы риска. Профилактика рака желудка. Значение диспансерного наблюдения за больными предраковыми заболеваниями желудка.

Патоморфология. Cовременная концепция гастроканцерогенеза. Понятие о раннем раке желудка. Макроскопические формы раннего рака. Локализация опухоли в желудке. Формы роста. Дисплазии и рак желудка. Диффузный и интенсивный типы опухоли. Метастазирование. Стадии рака желудка осложнения.

Клиническая картина. Симптомы. Синдром малых признаков рака желудка. Клиническая картина рака желудка в зависимости от периода развития опухоли, локализации поражения и формы роста. Дифференцированный диагноз при синдромах желудочного дискомфорта, дисфагии и стеноза привратника. Особенности клиники рака на фоне хронических заболеваний желудка.

Диагностика. Опрос больного. «Сигналы тревоги». Объективное и лабораторное исследование. Рентгенологическое и комплексное эндоскопическое обследование. Основные рентгенологические симптомы. Хромогастроскопия с применением витальных красителей для раннего выявления. Лечение. радикальные и паллиативные операции. Показания к гастроэктомии и субтотальной резекции. Паллиативные операции, показания и техника. Оценка лучевой терапии и химиотерапии при раке желудка. Отдаленные результаты лечения. Реабилитация и экспертиза трудоспособности.

 

Тема 11. Рак печени.

Первичный и метастатический рак печени. заболеваемость и смертность от первичного рака печени. Формы роста и гистологическое строение. Этиопатогенез гепатоцеллюлярного рака. Значение вируса гепатита В и алкоголя. Роль описторхоза в возникновении холангиоцеллюлярного рака. Меры профилактики.

Симптомы рака печени. Периоды развития и клинические формы. Методы диагностики: реакции Абелева-Татаринова, радиоизотопное сканирование, УЗИ, компьютерная томография, пункция печени, лапароскопия. Принципы лечения.

 

Тема 14. Лимфомы.

Заболевание. Современные представления об энтологии и патогенезе. Гистологическая классификация лимфогранулематоза. Классификация по стадиям, признаки интоксикации, их прогностическое значение. Клиническая картина при поражении периферических, медиастинальных, забрюшинных лимфоузлов и внутренних органов; дифференциальный диагноз. Значение морфологического обследования и иммунофенотипирования, пункционная и операционная биопсия. Техника. Объем исследования для оценки распространенности процесса. значение диагностической лапаротомии. Выбор метода лечения в зависимости от клинических особенностей болезни. Результаты лечения, прогноз. Экспертиза нетрудоспособности. Социальная значимость реабилитации больных лимфогранулематозом.

 

Содержание индивидуальной работы

Индивидуальная работа студента - самостоятельная работа студентов, выполняется под руководством преподавателя. Учебным планом для ее осуществления предусмотрены 34 час.

Видами индивидуальной работы являются:

1) УИРС – учебно-исследовательская работа студента;

2) Самостоятельная работа у постели больного;

3) Написание историй болезни по темам практических занятий;

4) Работа с учебной и дополнительной литературой, пособиями на кафедре в учебной комнате, в библиотеке, в учебной комнате курса онкологии и ИМО.

5) Самостоятельно изучают патогенез синдромов опухолей средостения, асцита при раке яичников и дифференциальный диагноз с асцитами при ССН и циррозах

 

Контроль знаний студентов осуществляется путем защиты историй болезни на каждом семестре, проведения зачета по онкологии. Кроме того, вопросы онкологии включаются в экзаменационные билеты по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии на курсовых и выпускном государственном экзаменах. Вопросы онкологии должны составлять не менее 10-15% от числа вопросов по основной дисциплине.

Темы УИРС:

1. Значение санации полости рта для профилактики лучевых и химиотерапевтических осложнений

2. Тактика врача онколога при подозрении на злокачественную опухоль.

3. Тактика врача общей практики при первичном посещении поликлиники.

4. Особенности течения рак с сахарным диабетом.

5. Рак и беременность

6. Совместимо ли лечение злокачественной опухоли с курением

7. Побочные действия лекарственной и лучевой терапии ЗН.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Методические рекомендации

2.Тесты.

3.Вопросы к экзаменам

4.Набор фантомов-тренажеров молочной железы с разными формами опухолей для отработки методики физикального обследования

5.Фантом для отработки методики пальцевого исследования прямой кишки

6.Видеозаписи опухолей больных с разными видами опухолей

 

Список рекомендуемой литературы.

4.1.1 Основная литература.

1. Черенков В.Г. «Клиническая онкология» - М.: Издательство МИА, 2010. - 434с.

2. Давыдов М.И., Ганцев Ш.Х. Онкология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 920с.

  1. Вельшер, Поляков Б.И., Петерсон С.Б. Клиническая онкология. Избранные лекции. – М. - Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 496с.

 

4.1.2 Дополнительная литература

  1. Долгих В.Т. Опухолевый рост: учеб. пособие: для мед. ВУЗов и послевузовского образования/ В.Т. Долгих. ─ Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160с.
  2. Имянитов Е.Н. Молекулярная онкология: клинические аспекты/ Е.Н. Имянитов, К.П. Хансон. ─ СПб.: ИД СПб МАПО, 2007. - 213с.
  3. Онкология=Clinical oncology/ М. Агха, С. Альбертс, А. Бельдегрун и др.; Под ред. Д. Касчиато; Пер. с англ.: А.А. Моисеева и др. под ред. В.А. Ананича. ─ М.: Практика, 2008. – 1019с.

4. Практическая маммология/ И.В. Высоцкая, Н.Е. Кушлинский, Е.М. Погодина и др.; Под ред.: М.И.Давыдова и В.П.Летягина. ─ М.: Практическая медицина, 2007. – 272с.

  1. Уханов А.П. Хирургическое лечение рака желудка у больных старших возрастных групп: Монография/ А.П. Уханов, М.М. Мергенов; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. ─ Великий Новгород, 2008. – 104с.
  2. Онкология: национальное руководство / под ред. В.И. Чиссова, М.И. Давыдова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 1072с.
  3. Бисенков Л.Н. Хирургия рака легкого в далеко зашедших стадиях заболевания/ Л. Н. Бисенков, С. В. Гришаков, С. А. Шалаев. - СПб.: Гиппократ, 1998. - 384с.
  4. Классификация злокачественных опухолей = TNM Classification of Malignant Tumours / под ред.: Л. Х. Собина, М. К. Господарович, К. Виттекинд; пер. с англ. и науч. ред.: А. И. Щёголев, Е. А. Дубова, К. А. Павлов; UICC Междунар. противораковый союз. - М.: Логосфера, 2011. – 275с.
  5. Диагностика и лечение рака яичников: современные аспекты: практ. руководство: для вузов / В. А. Горбунова. - М.: Медицинское информ. агентство, 2011. – 246с.
  6. Хатьков И. Е. Лапароскопическая радикальная простатэктомия / И. Е. Хатьков, Т. В. Волков, Р. Г. Биктимиров; Моск. гос. мед.-стоматолог. ун-т. - М.: Медицинское информ. агентство, 2007. – 82с.
  7. Опухоли женской репродуктивной системы: учеб. пособие: для системы послевуз. проф. подгот. / С. С. Чистяков [и др.]; под ред. С. С. Чистякова. - М.: Медицинское информ. агентство, 2011. – 221с.
  8. Опухоли пищеварительного тракта: учеб. пособие: для послевуз. проф. подготовки / С. С. Чистяков [и др.]; под ред. С. С. Чистякова. - М.: Медицинское информ. агентство, 2011. – 197с.
  9. Трахтенберг А. Х. Рак легкого: руководство, атлас: 485 цвет. и черно-белых ил. / А. Х. Трахтенберг, В. И. Чиссов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 655с.

Учебно-методическое обеспечение

 

Дисциплины Онкология     форма обучения     дневная

Всего часов    110, из них: лекций 10,  практ. занятий 41, проч. индив. работа 59

Для направлений (специальностей)      060101 Лечебное дело

Обеспечивающая кафедра госпитальной хирургии факультет лечебный  семестры IX, X

 

Таблица 1-Обеспечение дисциплины учебными изданиями

 

Библиографическое описание* издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) Вид занятия, в котором используется Число часов, обеспечиваемых изданием Кол. экз. в библ. НовГУ (на каф.) Примечание
Черенков В.Г. «Клиническая онкология»» - М.: Издательство МИА, 2010. 434с. Л. ПР. СРС 10 41 59 5 библ. 20 каф.  
Давыдов М.И., Ганцев Ш.Х. Онкология. М.: ГЭОТАР Медиа, 2010. – 920с. Л. ПР. СРС 10 36 49 4 библ.  
Вельшер, Поляков Б.И., Петерсон С.Б. Клиническая онкология. Избранные лекции. – М. - Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 496с. Л. ПР. СРС 10 39 43 3 библ.  

 

Таблица 2 - Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями                                                                          

Библиографическое описание* издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.) Вид занятия, в котором используется Число часов, обеспечиваемых изданием Кол. экз. в библ. НовГУ (на каф.) Примечание
Рабочая программа   Лекции, практические занятия. СРС 10 41 59 1 Электр. версия
Конспект лекций   Лекции 10 5 каф.  
Методические пособия и разработки – преподаватели кафедры Пр. 41 Электр. версия  
Долгих В.Т. Опухолевый рост: учеб. пособие: для мед. ВУЗов и послевузовского образования/ В.Т. Долгих. ─ Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160с. Л. Пр. СРС 8 36 44 16 библ.  
Имянитов Е.Н. Молекулярная онкология: клинические аспекты/ Е.Н. Имянитов, К.П. Хансон. ─ СПб.: ИД СПб МАПО, 2007. - 213с. Пр. СРС 6 12 8 19 библ.  
Онкология=Clinical oncology/ М. Агха, С. Альбертс, А. Бельдегрун и др.; Под ред. Д. Касчиато; Пер. с англ.: А.А. Моисеева и др. под ред. В.А. Ананича. ─ М.: Практика, 2008. – 1019с. Л. Пр. СРС 6 36 32 16 библ.  
Практическая маммология/ И.В. Высоцкая, Н.Е. Кушлинский, Е.М. Погодина и др.; Под ред.: М.И.Давыдова и В.П.Летягина. ─ М.: Практическая медицина, 2007. – 272с. Л. Пр. СРС 4 8 10 4 библ.  
Уханов А.П. Хирургическое лечение рака желудка у больных старших возрастных групп: Монография/ А.П. Уханов, М.М. Мергенов; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. ─ Великий Новгород, 2008. – 104с. Л. Пр. СРС 4 6 8 9 библ.  
Онкология: национальное руководство / под ред. В.И. Чиссова, М.И. Давыдова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 1072с. Л. Пр. СРС 10 41 59 1 библ.  
Бисенков Л.Н. Хирургия рака легкого в далеко зашедших стадиях заболевания/ Л. Н. Бисенков, С. В. Гришаков, С. А. Шалаев. - СПб.: Гиппократ, 1998. - 384с. Л. Пр. СРС 4 8 12 1 библ.  
Классификация злокачественных опухолей = TNM Classification of Malignant Tumours / под ред.: Л. Х. Собина, М. К. Господарович, К. Виттекинд; пер. с англ. и науч. ред.: А. И. Щёголев, Е. А. Дубова, К. А. Павлов; UICC Междунар. противораковый союз. - М.: Логосфера, 2011. – 275с. Л. Пр. СРС 8 30 40 1 библ.  
Диагностика и лечение рака яичников: современные аспекты: практ. руководство: для вузов / В. А. Горбунова. - М.: Медицинское информ. агентство, 2011. – 246с. Л. Пр. СРС 4 6 8 1 библ.  
Хатьков И. Е. Лапароскопическая радикальная простатэктомия / И. Е. Хатьков, Т. В. Волков, Р. Г. Биктимиров; Моск. гос. мед. стоматолог. ун-т. - М.: Медицинское информ. агентство, 2007. – 82с. Л. Пр. СРС 2 4 6 1 библ.  
Опухоли женской репродуктивной системы: учеб. пособие: для системы послевуз. проф. подгот. / С. С. Чистяков [и др.]; под ред. С. С. Чистякова. - М.: Медицинское информ. агентство, 2011. – 221с. Л. Пр. СРС 4 8 12 1 библ.  
Опухоли пищеварительного тракта: учеб. пособие: для послевуз. проф. подготовки / С. С. Чистяков [и др.]; под ред. С. С. Чистякова. - М.: Медицинское информ. агентство, 2011. – 197с. Л. Пр. СРС 6 12 20 1 библ.  
Трахтенберг А. Х. Рак легкого: руководство, атлас: 485 цвет. и черно-белых ил. / А. Х. Трахтенберг, В. И. Чиссов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 655с. Л. Пр. СРС 4 8 12 1 библ.  

 

Учебно-методическое обеспечение ________%

                                                                                 

                                                                                                                    

                                                                            Зав. кафедрой_____________   ____________ _____________________                                                                                                             подпись                И.О. Фамилия   

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»

(НовГУ)

Институт медицинского образования

Кафедра госпитальной хирургии

 

«Утверждаю»

заместитель директора института

медицинского образования

_______________Р.А. Сулиманов

«___»___________________2011г.

 

ОНКОЛОГИЯ

Дисциплина для специальности 060101 «Лечебное дело»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Согласовано Начальник УМО ______________Богдашова И.В. «___»________________2011г.     Зав. выпускающей кафедрой, д.м.н., профессор _____________ Вебер В.Р. «___» _______________ 2011г.     Разработал д.м.н., профессор В.Г. Черенков ________________________ «___»________________2011г.   Принята на заседании кафедры госпитальной хирургии «___»_________________2011г.     Зав. кафедрой госпитальной хирургии, д.м.н., профессор ______________ Р.А. Сулиманов  

 

 

 Великий Новгород, 2011

Введение

Онкология - дисциплина федерального компонента блока естественнонаучных дисциплин, которая изучает механизмы возникновения и структурные проявления заболеваний, что необходимо для усвоения клинических дисциплин.

Рабочая программа «Онкология» является основным документом, определяющим содержание всех видов занятий по данной дисциплине.

Рабочая программа составлена на основании директивных документов:

- «Государственного образовательного стандарта Российской федерации», определяющего требования к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной дисциплине;

- Учебного плана, определяющего общее число и число часов аудиторных занятий по данной дисциплине;

- Стандарта НовГУ.

 

Программа определяет реальные практические задачи врачей общей практики и круг вопросов по онкологии, которые должны изучить студенты на клинической кафедре, предусматривает меры по приобретению студентами практических навыков по профилактике, скринингу, распознаванию злокачественных опухолей и тактики по отношению к онкологическим больным.

 

1.1. Цели изучения дисциплины.

Целью преподавания курса онкологии является формирование у студентов базового онкологического мировоззрения, что включает:

· Ознакомление студентов с основными положениями теоретической онкологии;

· Обучение будущего врача широкого профиля тактике при подозрении на наличие у больного злокачественного новообразования;

· Изучение основных нозологических форм злокачественных опухолей, возможностей их профилактики и ранней диагностики;

· Ознакомление с особенностями организации онкологической помощи населению России и с современными принципами лечения онкологических больных.

Базой для преподавания клинической онкологии должен служить областной клинический онкологический диспансер.

Основное внимание должно быть уделено изучению клинической картины и ранней диагностики опухолей, тактике врача общего профиля при подозрении на злокачественное новообразование, организации онкологической помощи. Эпидемиологии и профилактики рака, врачебной этике и деонтологии. Должны изучаться принципы лечения. Вопросы оказания паллиативной помощи, трудовой экспертизы и трудоустройства онкологических больных.

Преподавание онкологии проводится с учетом специфики соответствующего факультета.

 

Требования к уровню освоения программы.

В результате изучения онкологии студенты должны уметь:

1. Собрать анамнез, проанализировать характер жалоб (нарушений функции органа, болевого синдрома, патологических выделений, изменений общего состояния и т.д.).

2. Проводить физикальное обследование онкологического больного.

3. Составить план клинического и инструментального обследования с подозрением на злокачественную опухоль.

4. Сформулировать и обосновать клинический диагноз.

5. Сформировать группу лиц повышенного риска по возникновению злокачественной опухоли.

6. Провести анализ причин поздней диагностики рака.

 

В результате изучения онкологии студенты должны знать:

1. Факторы, способствующие возникновению злокачественных опухолей и меры профилактики рака.

2. Симптомы наиболее частых злокачественных новообразований, патогенез из развития.

3. Современные методы диагностики злокачественных опухолей, роль и способы инструментальных и морфологических исследований.

4. Современные принципы и результаты радикального и паллиативного лечения злокачественных новообразований.

5. Деонтологические аспекты в онкологии.

В результате изучения онкологии студенты должны быть ознакомлены:

1. С вопросами организации онкологической помощи в России.

2. С вопросами скрининговых исследований, направленных на выявление ранних форм рака.

3. С системой диспансеризации лиц группы повышенного риска и излеченных от злокачественных новообразований.

4. С системой паллиативной помощи инкурабельным больным.

5. С научными исследованиями, направленными на улучшение ранней диагностики и результатов лечения онкологических больных.

1.2.4. Критерии оценки знаний студентов по онкологии

- Оценка «ОТЛИЧНО»:

1) Ответ полный, соответствует стандартам усвоения программы: полностью усвоен материал, последовательно, системно излагает его, без наводящих вопросов.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.202 с.)