Сообщений о террористическом акте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сообщений о террористическом акте



В структуре террористических проявлений в последние годы значительно расширяются масштабы психологического террора в форме анонимных угроз. Объективно угроза может выражаться вовне самыми различными способами. Наиболее распространенной формой ее реализации традиционно являются вербальные способы доведения до сознания адресата решимости и возможности субъекта терроризирования применить общеопасное насилие. Угроза совершения преступления террористического характера или предупреждение о нем может быть передано по телефону или через посредника, послано письмом непосредственно в учреждение, организацию, на предприятие, в правоохранительные органы и органы власти. В случае неподтверждения угрозы, она рассматривается как ложное сообщение о террористическом акте. Законодатель определил, что лицо сделавшее такое сообщение, совершило преступное деяние, предусмотренное ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение о террористическом акте). Чаще всего преступники передают подобные сообщения по телефонным каналам связи, используя в целях анонимности телефоны-автоматы. Для раскрытия преступлений, совершаемых таким способом, имеется аппаратура, которая фиксирует необходимые данные.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму», действия лица, подпадающие под признаки ст. 207 УК РФ относятся к преступлениям террористического характера. Это преступление состоит в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий (например, разрушение плотины или моста, заражение радиоактивными изотопами водоемов, жилых массивов, пассажирского транспорта и т.д.). Обязательные элементы состава рассматриваемого преступления: ложность информации о готовящемся теракте, а также заведомая осведомленность человека о том, что передаваемая им информация не соответствует действительности, т.е. является вымышленной.

Как свидетельствует практика, это преступление не только дезорганизует нормальную деятельность учреждений, организаций, предприятий, но и создает атмосферу нервозности в обществе, а кроме того, наносит немалый ущерб государству. Раскрытие названного преступления осложнено рядом обстоятельств.

Во-первых, из материалов уголовных дел, по которым виновное лицо было установлено, следует, что такое преступление чаще всего совершали лица, ранее не попадавшие в поле зрения правоохранительных органов, положительно характеризующиеся по месту жительства, учебы, работы. Это затрудняло получение о них информации через лиц, сотрудничающих с органами внутренних дел, в том числе на конфиденциальной основе, а также обусловливало отсутствие в отношении них данных в криминалистических базах, таких как «Папиллон» и т.п.

Во-вторых, ложное сообщение об угрозе совершения теракта обычно передается по телефону, доступ к которому имеет неограниченный круг лиц. Как правило, это городские таксофоны-автоматы. Несмотря на то, что при проверке сообщения в обязательном порядке производится осмотр места, с которого осуществляется звонок, с изъятием следов рук, установить виновное лицо сложно.

В-третьих, органы внутренних дел технически слабо оснащены, в первую очередь системами автоматического определения номеров, с которых поступают входящие звонки, а также системами фиксации разговоров.

Поэтому в настоящее время преступления этой категории раскрываются в основном через отработку на причастность к ним лиц, имеющих доступ к телефону, с которого был произведен звонок (если звонок произведен с телефона, к которому доступ имеет ограниченное число лиц, – квартирные, сотовые, телефоны в учреждениях, организациях и т.п.).

В-четвертых, у следователей часто отсутствуют практические навыки по расследованию таких преступлений. Это в некоторой степени объясняется небольшим количеством подобных преступлений, совершаемых в конкретном городе либо населенном пункте. Кроме того, часто возникают трудности, связанные с изъятием аудионосителей с записью сообщения для проведения экспертных исследований (фоноскопических экспертиз), а также с получением от проверяемых лиц соответствующих образцов для сравнительного исследования.

 В научной и специальной литературе самым общим является деление источников анонимной информации с угрозой террористического характера на личностные и материальные. В первом случае речь идет об информации, заключающейся в самом содержании речевых сообщений, во втором – об информации, извлекаемой за счет обнаружения и оценки свойств документа как особого рода материального объекта. Традиционное разделение доказательств на вещественные и личностные, полученные от «вещей» и от «людей», соответствует разделению сигналов и знаков. В личностном доказательстве информация выражена не материальными свойствами предмета, выступающими в качестве носителя информации, а в форме устных или письменных сообщений, передаваемых с помощью специальных звуковых или графических знаков.

Многочисленные телефонные сообщения о минировании различных объектов вызывают особую тревогу у правоохранительных органов, поскольку серьёзно дестабилизируют обстановку, нарушают режим работы предприятий, школ, учреждений, досуг и покой простых граждан. Только в Москве таких звонков поступает в отдельные дни по несколько десятков. Большинство сообщений ложные, однако, проверку объектов (школ, больниц, жилых зданий, аэропортов, поездов и т.д.) все-таки необходимо проводить, а «телефонных террористов» устанавливать. Наибольшее количество таких сообщений зафиксировано в отношении образовательных учреждениях. По оценкам специалистов, пик подобных анонимных сообщений, как правило, совпадает с началом контрольных работ и экзаменов в школах, гимназиях и вузах. При этом анонимы не выдвигают какие-либо требования, а в основном преследуют цель срыва занятий и экзаменов. И сколь бы абсурдным не казалось любое безымянное предупреждение о готовящемся теракте, оставлять его без внимания нельзя. При поступлении угрозы по телефону необходимо действовать следующим образом:

- постараться дословно запомнить содержание разговора и сразу же записать его в тетрадь;

- по ходу разговора определить и запомнить пол, возраст звонившего, особенности его речи: голос (громкий, тихий, низкий, высокий); темп речи (быстрый, медленный); произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или на диалекте); манеру речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями и т.д.);

- обратить внимание на сопровождающий разговор звуковой фон: шум автомашин или ж.д. транспорта, звуки телерадиоаппаратуры и голоса;

- обязательно зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.

Во время разговора следует попытаться получить ответы на следующие вопросы: «Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?», «Какие конкретные требования он предъявляет?», «Выдвигает ли он эти требования лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?», «На каких условиях он согласен отказаться от этих требований?», «Каким образом и когда с ним можно связаться?», «Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?». Надо стремиться добиваться от звонящего максимально       большего времени для принятия решения или совершения каких-либо           действий. Следует максимально ограничить число людей, знающих информацию об угрозе.

При наличии автоматического определителя номера надо записать определившийся номер телефона в тетрадь. Если есть звукозаписывающая аппаратура, записать разговор, сразу же извлечь кассету с записью и обязательно установить на ее место другую. В связи с тем, что сообщения об угрозах взрывов, как правило, являются актом отчаяния, демонстративности, мести, проявлением психопатических состояний человека, следует придерживаться определенной тактики общения с «телефонным террористом». Нельзя грубо обрывать звонящего, а нужно предельно затягивать разговор, чтобы получить максимум смысловой информации. Можно инсценировать плохую слышимость, что заставит звонящего повторять фразы, а также задавать вопросы о подробностях сообщаемого события (просьба уточнить конкретное место предполагаемого взрыва, тип взрывного устройства и т.д.), ответы на которые позволят увеличить длительность разговора и установить лексический состав свободной речи «телефонного террориста». Эти приемы существенным образом «улучшают» фонограмму, в результате чего проведение идентификации и диагностических исследований становится более эффективным.

Как показывает практика, борьба с любым проявлением терроризма, в том числе и телефонного, должна основываться на профессиональном использовании имеющегося потенциала и технических средств. Фонограммы, на которых зафиксирована информация о предполагаемых террористических актах, наиболее сложны для экспертного исследования по голосу и речи. Это объясняется тем, что они, как правило, малодлительны (порядка 3-6 секунд), записаны по телефонным каналам связи, которые ограничены по частотному диапазону (300-3400 Гц), а также нередко на них имеются существенные искажения речевого сигнала, обусловленные как телефонным трактом, так и особенностями телефонных аппаратов.

В большинстве случаев фонограммы с сообщением о планируемых взрывах характеризуются:

1) на лексическом уровне: наличием всего 5-6 слов; лексическим однообразием («В школе номер шесть заложена бомба», «На Курском вокзале заложено взрывное устройство», «На автовокзале сейчас рванет» и т.д.);

2) на фонетическом уровне: наличием 1-2 реализаций гласных звуков; отсутствием некоторых гласных в ударной позиции; скудным представлением редукционных процессов; отсутствием фонематического представления всего состава согласных в полном объеме.

Малая длительность, фонетическая и лексическая непредставительность усложняют процесс исследования. Тем не менее, в ряде случаев, возможно, решать идентификационные и диагностические задачи по фонограммам.

Если в ходе оперативных мероприятий выявить круг подозреваемых, то возникает необходимость отождествления голоса и речи неизвестного, сделавшего телефонное сообщение, и подозреваемого лица. Внедрение в экспертную практику автоматизированной системы идентификации лиц по фонограммам русской речи «Диалект» позволяет, наряду с другими видами анализа,          проводить статистически достоверный анализ тонкой микроструктуры звука, или микроанализ. При этом анализируются ударные гласные звуки в окружении согласных, или триада звуков. Как показывают научные исследования, наиболее информативными (с точки зрения проявления индивидуальности), а также имеющими наибольшую частоту встречаемости в устной русской речи являются гласные [а], [о], [е], [и]. В ходе анализа выявляются основные индивидуализирующие параметры для сопоставимых по контексту звуков: значение частоты основного тона на гласных; значения формантных частот гласных звуков; величина длительности гласных; величина длительности согласных, окружающих гласный. На основе этих параметров, используя статистические оценки значений и отношения величин, вычисляются 108 спектральных признаков и 36 временных признаков. Таким образом, в результате микроанализа исследуется по 244 признака для неизвестного и подозреваемого лица, которые далее используются в виде соответствующих векторов сравнения.

Наряду с микроанализом звуков используется лингвистический анализ. Как уже было сказано, фонограммы по угрозам взрыва имеют малую длительность, чаще его это 5-6 слов. В полном объеме провести лингвистическое исследование не представляется возможным, но проводится фонетический анализ, который позволяет выявить индивидуальную совокупность произнесения звуков и голосовых признаков.

На основе комплексного исследования фонограмм с использованием акустического и лингвистического видов анализа эксперты получают статистически достоверные выводы. Так как сообщения об угрозах чаще всего являются анонимными, то первоочередной задачей является установление личности звонившего. В системе речевого общения по телефону специалисты выделяют следующие виды невербальной информации: эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-типологическую, психологическую, медицинскую, информацию о физических помехах [96].

Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Исследования показали большую надежность восприятия таких эмоций, как гнев и страх, по сравнению с эмоциями радости. Для характеристики эмоциональной импрессивности, т.е. способности человека к восприятию эмоциональной информации, используется понятие «эмоциональный слух». Если фактический речевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вербальное смысловое содержание речи, то эмоциональный слух – это способность к определению эмоционального состояния говорящего по звуку его голоса. Степень развитости эмоционального слуха коррелирует с эмпатией – постижением состояний другого человека в форме сопереживания.

Словесные определения эстетической информации речи и голоса носят оценочный характер: нравится – не нравится, приятный – неприятный, нежный – грубый и т.п. Важнейшей особенностью невербальной информации являются образность и метафоричность, использование не только акустических определений (звонкий – глухой, высокий – низкий), но и зрительных (яркий – тусклый, светлый – темный), кожно-тактильных (мягкий – жесткий, теплый –       холодный) и даже вкусовых (сладкий, сочный). Собеседники способны наделить голос даже нравственными категориями, например, назвав его «благородным». На основе исследований можно утверждать, что слушающие люди приписывают обладателям «красивой» речи не только выраженные интеллектуальные качества и позитивные личностные свойства (доброжелательность, чувство собственного достоинства), но и деловые качества (компетентность, надежность, энергичность), а также хорошее состояние здоровья.

Индивидуально-личностная акустическая информация является специфической характеристикой каждого человека. Неповторимость голоса человека определяется присущими только ему особенностями тембра, высоты, интонации, фонетики. Известно, что в средневековой Италии в паспорте наряду с другими отличительными чертами человека отмечались свойства голоса. Экспериментальные исследования свидетельствуют о высокой надежности распознавания знакомых людей на основе индивидуальных особенностей голоса: до 98 %  при прослушивании фраз длительностью 3-5 с. Узнавание сохраняется и при инвертированном во времени звучании, что говорит о большей помехоустойчивости данного вида невербальной информации.

Биофизическая информация характеризует половые, возрастные различия людей, а также определенные конституциональные особенности (рост, вес). В отличие от индивидуально-личностной информации она интерпретируется как принадлежность человека к определенной типологической группе. Надежность определения биофизических характеристик говорящего по его голосу достаточна, высока: для пола – 98,4%, возраста – 82,4%, роста – 96,7%, веса – 87,2%. Точность узнавания существенно зависит от возраста слушающих, которые лучше всего определяют возраст говорящих, близкий к их собственному. При этом молодые слушатели склонны занижать возраст тех, кто старше их. Можно сказать, что восприятие информации во многом зависит от социального опыта слушающих людей.

Медицинская информация отражает состояние здоровья говорящего и характеризуется терминами «больной», «болезненный» голос. Она указывают как на нарушение работы голосового аппарата, так и на общее болезненное состояние организма человека. Опытные клиницисты успешно используют информацию в диагностических целях.

Информация о помехах,сопровождающих процесс речи, также может быть важной для слушающего человека. Индифферентные, не связанные с говорящим помехи, могут быть результатом, например, электроакустических шумов в телефонной линии, а шумы в помещении, откуда ведется разговор, могут нести определенную информацию о говорящем (местонахождение, наличие других людей и т.п.).

Социально-типологическая информация отражает национальные и иерархически-статусные невербальные акустические особенности говорящего. Национальность проявляется в акценте, интонации речи. Голос можно рассматривать как способ идентификации личности по признаку ландшафта (месту, где родился), по признаку рода. Речевые феномены как диалектное говорение могут свидетельствовать о некоторых архетипических контекстах человека. Он может не подозревать об этом: либо это вытеснено, либо спроецировано на какие-то другие феномены. Например, многие люди забывают или, допустим, стесняются своего сельского происхождения. Интонация и фонетическая база чужого языка наиболее трудно усваиваются иноязычными людьми, даже при овладении достаточным словарным запасом, грамматикой и синтаксисом. Поэтому акцент, часто сохраняющийся долгие годы, является надежным признакам распознавания национальности говорящего.

Психологическая информация охватывает широкий круг личностных характеристик. Попытки диагностировать по голосу такие психологические особенности говорящего, как воля, темперамент, общительность, интеллект, неискренность и другие предпринимались неоднократно. Хотя полученные данные зачастую разноречивы вследствие сложности процесса восприятия и понимания человека человеком, удалось выявить ряд свойств, наиболее «прозрачных» для оценок по голосу. К их числу относятся эмоциональные и коммуникативные личностные особенности. Особый интерес представляет создание психологического образа говорящего человека на основе впечатлений от его речи. Этот «образ», возникающий у слушающего, носит вероятностный характер. Тем не менее, он играет существенную роль в идентификации, являясь визитной карточкой говорящего по телефону.

При диагностическом исследовании оцениваются голосовые и фонетические параметры, которые коррелируют с такими личностными характеристиками, как отнесенность к определенному полу, примерному возрасту. Если длительность фонограммы и представленный на ней речевой материал позволяют, то возможно установление места формирования речевого навыка или длительного проживания, образования, уровня речевой культуры, эмоционального и физиологического состояния диктора в момент речевого акта. Результаты экспертного исследования используются в качестве ориентирующей информации при розыске подозреваемых лиц.

Органы ФСБ России продолжают фиксировать анонимные письма с угрозой совершения террористических актов. Письмо (письменная форма передачи информации) – один из важнейших, а до недавнего времени единственный способ запечатления мыслей человека посредством некой знаковой системы. Главная функция рукописного письма – сохранение и передача информации, зафиксированной с помощью специальных символов (букв, цифр и т.д.), в том числе информации, значимой для решения оперативных задач. Подлежащие исследованию рукописи могут составлять содержание различных документов: заявлений, квитанций, накладных, завещаний, платежных и пенсионных поручений, ведомостей, свидетельств о браке, договоров и т.д. Они могут быть выполнены на обычном (бумага) и необычном (ткань, мездра, кожзаменитель, картон, стена, дерево, тело человека) материалах, обычными (перьевая, шариковая ручка, карандаш) или необычными (кисть, гвоздь, заостренная палочка, спичка и т.д.) пишущими приборами.

Получив письмо (записку), содержащее угрозу террористического характера, следует вложить его в чистый полиэтиленовый пакет, который затем следует поместить в жесткую папку. Полученные конверты следует вскрывать только с левой или с правой стороны, аккуратно срезая край ножницами. Сохранить надо все: документ с текстом, любые вложения, конверт или упаковку. О полученной угрозе надо сообщить в правоохранительные органы и передать им все полученные материалы с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки этих материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписей и других особенностей), а также обстоятельства их обнаружения или получения. Материалы, содержащие угрозы, нельзя сшивать, склеивать, делать на них записи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, мять и сгибать.

Специалисты используют несколько классификаций признаков письма. Они принципиально ничем не отличаются, а признаки, лежащие в их основе, делятся на следующие группы: 1) содержательные признаки письменной речи; 2) топографические признаки письма; 3) особые привычки письма; 4) патологические признаки письма; 5) признаки почерка.

Письменная речь характеризуется такими содержательными признаками: стиль изложения, лексика и общий уровень грамотности. Стиль – манера изложения и композиционное построение (архитектоника) рукописи, определяющие общий вид, особенности документа; наличие определенных частей, последовательность изложения мыслей, особые типы предложений. Лексика, словарный запас характеризуют язык пишущего, уровень его общеобразовательного и профессионального развития, зависят от образования человека, его привычек, профессии, образа жизни и т.п. К особенностям лексики относятся профессионализмы, архаизмы, диалектизмы, жаргонные слова и т.п. Под общим уровнем грамотности понимается степень овладения пишущим грамматическими правилами письма (орфографией, синтаксисом, пунктуацией). Отклонения от правил проявляются в грамматических ошибках. Наличие или отсутствие ошибок в тексте, их количество позволяют судить об уровне образования человека, а также о том, насколько часто ему приходится заниматься составлением разнообразных документов. По уровню грамотности, авторами письма (рукописи) могут быть: а) люди малограмотные, самоучки или лица, окончившие два-три класса начальной школы; б) имеющие в большинстве случаев начальное образование, однако точно границу определить сложно, поскольку похожими знаниями письменной речи обладают лица и более высокого уровня грамотности; в) лица в основном с незаконченным среднем образованием; г) лица, имеющие в основном среднее образование; д) люди в основном с высшим образованием. Уровень грамотности определяется по этапам и уровням сформированности навыков письма. Выработка твердых навыков письма является задачей средней школы. Обучение письму сопряжено с формированием литературного языка, обогащением словарного и фразеологического запаса человека.

Топографические признаки письма: это особенности пространственного размещения текста на листе бумаги в целом или отдельных его частей, класс признаков, позволяющий судить об аккуратности человека. Часто эти признаки формируются в результате профессиональной деятельности. Например,          замечено, что военнослужащие автоматически оставляют левое поле в два сантиметра. К топографическим признакам относятся:

- поля (слева и справа, размер, форма – прямоугольная, трапециевидная), чаще всего выражены у людей, чьи должностные функции связаны с делопроизводством;

- наличие и размер абзацных отступов (служат для структурирования документа, характерны для людей, профессионально занимающихся журналистикой, литературой и иными видами творческой деятельности, связанными с письмом);

- размер интервалов между строками и словами;

- направление строк: горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся, прямолинейные, выпуклые, вогнутые, извилистые, ступенчатые; расположение по линии графления (выше, ниже);

- расположение знаков препинания и переноса, расположение заголовков, обращений, нумерация страниц.

Топографические признаки устойчивы и мало контролируются пишущим.

Особые привычки письма: выделение отдельных частей текста (говорит о привычке автора либо исполнителя документа акцентировать внимание на основных мыслях, о наличии опыта публичных выступлений); внесение исправлений (позволяет судить об аккуратности, внимательности человека, его грамотности и условиях создания документа (спешка, сильное волнение, усталость); наличие или отсутствие знаков переноса (указывает на грамотность человека, индивидуальные привычки оформления документов); своеобразное выполнение дат, которое складывается под влиянием местности проживания, родного языка. Так, в русском языке принято записывать дату как «число-месяц-год», а в английском – «месяц-число-год».

Говоря о других обстоятельствах, которые могут оказать влияние на почерк и письменную речь, нельзя не учитывать факторы патологического характера (нарушение целостности костных и мышечных тканей, тяжелые нервные заболевания, психические расстройства, болезни глаз и т.д.). В частности, некоторые исследователи, занимающиеся изучением данной проблемы, отмечают, что их воздействие проявляется при существенном нарушении звена, регулирующего письменно-двигательный акт, т.е. в тех случаях, когда возникают затруднения в координации движения руки, и больной, по существу, не может писать. При относительно слабом воздействии этих моментов снижается темп письма, пишущий старается не употреблять сложных по конструкции письменных знаков, проявляется угловатость письма, неравномерность наклона, увеличивается размер и разгон почерка, извилистость в штрихах. В то же время большинство особенностей и общее направление движения рук при выполнении элементов букв сохраняются свойственными его привычному письму.

Каждому понятно выражение «знакомый почерк». Если мы имели возможность ознакомиться с почерком какого-то человека, то получив от него записку, можем с первого взгляда установить ее авторство. Или наоборот, даже, несмотря, на подпись, усомнимся в авторстве, если форма букв или строк отличается от той, что мы видели прежде. Каждому человеку присущи особые     привычки письма, образующие в совокупности индивидуальность почерка. Почерк – индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений. Своеобразие движений, которые используются пишущим при выполнении письменных знаков, проявляется в способах выделения отдельных частей текста (заголовков, отдельных слов или предложений и т.п.), выполнении дат (римскими или арабскими цифрами, словесно и т.д.), приемах внесения исправлений (зачеркивания, вытирания, включения новых записей и т.п.), наличии или отсутствии знаков переноса, способах нумерации страниц и т.д. Устойчивость почерка, а точнее относительная неизменяемость, – это сохранение в почерке на более или менее длительный срок своеобразных, индивидуальных особенностей. В основе устойчивости почерка лежит стабильность навыка письма, динамический стереотип.

Каждому человеку присущ и особый, свойственный лишь ему одному навык письма, который может использоваться для целей идентификации пишущего. Идентификация возможна потому, что почерк постоянен, так как систематические упражнения в письме приводят к выработке определенной стереотипности письменных движений. Почерк является индивидуальным и устойчивым. Устойчивость проявления навыков письма в значительной мере зависит от глубины фиксации двигательного навыка, его автоматизации в высшей нервной системе человека. То есть, чем сильнее глубина фиксации навыка, тем труднее изменить письменно-двигательные функции определенного лица. При написании документа автоматизированность письма ярко выражена до тех пор, пока оно выполняется в привычных (стереотипных) условиях. Резкое изменение условий письма (его целевой установки, физических и психологических нагрузок, преднамеренное искажение письменной речи и почерка) приводит к прекращению или ослаблению автоматизированности письма, так как оно выполняется под усиленным контролем сознания исполнителя. Но ввиду непродолжительности этих факторов, устоявшаяся манера письма не исчезает и лишь временно притупляется. Когда привычные условия восстанавливаются, автоматизация навыка вновь «просыпается». Этот феномен наблюдается даже при попытках сознательного изменения почерка и письменной речи. При этом собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, остаются и оказывают влияние на процесс создания человеком документа.

Признаки почерка, которых существует около 200, являются особенностями письменно-двигательного навыка (динамического стереотипа) и отображаются в рукописи. Признаки почерка принято делить на:

- общие, характеризующие почерк в целом как систему движений безотносительно какому-либо конкретному письменному знаку;

- частные, характеризующие особенности выполнения отдельных письменных знаков, их элементов и сочетаний.

Общие признаки: выработанность (способность пользоваться скорописью, темп письма, координация движений); сложность (прописи простые и усложненные, в т.ч. стилизованные); общая форма направления движений в      почерке (прямолинейная и криволинейная, угловатая и округлая); направление движений – левоокружное (как правило, в округлых почерках) и правоокружное (по часовой стрелке); наклон (прямой, правонаклонный, левонаклонный относительно вертикальной оси; если угол наклона относительно линии строки менее 50 градусов, такой почерк называется косым); размер: крупный – более 5 мм, средний 2-5 мм, мелкий – менее 2 мм; разгон почерка, т.е. отношение ширины букв к их высоте – сжатый, средний (ширина равна высоте), размашистый; связность почерка (высокосвязная – 5-6 букв, средней связности – 3-4 буквы, отрывистая – 1-2 буквы); нажим (сильный, средний и слабый; нажим трудно выделить при письме шариковой ручкой).

Частные признаки: форма движений: очертание элементов письменного знака (прямолинейные и криволинейные); направление движений; протяженность движений; вид соединений движений: слитный и интервальный; количество движений (при выполнении письменного знака); последовательность движений (выполнение элементов знака, отличных от прописей); размещение движений (точки начала и окончания движений, пересечения, связывания); сложность движений (упрощение, усложнение движений).

Общие признаки почерка имеют в основном групповое значение, позволяют выделить однородные группы из изучаемых рукописей и сузить тем самым круг интересующих органы безопасности лиц. Частные имеют решающее значение при идентификации человека по почерку даже при умышленном его изменении. Степень индивидуальности почерка зависит от степени отклонения признаков этого почерка от типовых школьных прописей. Школьная форма букв представляет собой нулевую степень выразительности, и сила выразительности почерка определяется по характеру и силе отклонения от школьного нормального алфавита. Отсюда почерк может быть выразительным и маловыразительным. Чем больше отклонение от стандарта, тем более он индивидуален и тем больше в нем идентификационных особенностей. Чтобы изменить почерк, надо изменить все условно-рефлекторные связи. Это практически невозможно для подделывания документа.

Как было отмечено, общие признаки почерка (выработанность, сложность, общая форма и направление движений, разгон, связность, наклон, размер и нажим) имеют в основном групповое значение, позволяют выделить однородные группы из изучаемых рукописей и сузить тем самым круг разыскиваемых лиц. Частные признаки (форма движений, их направление, протяженность, вид соединения, количественно, последовательность, размещение и сложность) имеют решающее значение при идентификации человека по почерку даже при умышленном его изменении.

Подлоги документов появились, видимо, с появлением письменности и были известны еще Древнему Риму. Существовали даже своеобразные эксперты, которые выступали по этим делам в судах. Во времена канонического права подделка документов считалась преступлением. О чистоте своих документов особенно заботился Папа Римский. Известен следующий случай. Один епископ, обвиненный в убийстве, был лишен сана. Но затем на основании грамоты, полученной якобы от Папы Римского, восстановлен в правах.

Грамота была направлена Папе, который признал ее подложной. В постановлении по этому поводу он выразил удивление, почему местный епископ не заметил подложности, ведь апостольский престол обращается в своих посланиях к патриархам, архиепископам и епископам со словами «братия», а к остальным лицам – «сыновья», и к одному лицу не обращается во множественном числе. В заключение Папа требовал изучать в каждом случае стиль послания, материал, на котором оно выполнено, внимательно рассматривать печать и другие обязательные реквизиты послания.

Подделка подписей может осуществляться путем подписи от имени вымышленного лица или подражанием кому-либо. Практика производства экспертиз подписей, выполненных от имени вымышленных лиц, свидетельствует о трудностях, связанных с отсутствием образцов для сравнительного исследования. Не составляет большой проблемы получение образцов почерка и подписи проверяемого лица, сопоставимых с исследуемыми подписями по буквенному и штриховому составу, и последующее проведение сравнительного исследования на основе существующих методик. В настоящее время нередким оказываются случаи, когда происходит изъятие сотен и даже тысяч документов – вещественных доказательств по расследуемым делам, которые в дальнейшем направляются на экспертизу. При этом органы следствия не всегда могут ограничить круг вероятных исполнителей почерковых объектов в этих документах. Быстрому и качественному экспертному исследованию такого количества документов способствует оптимизация работы следователя при назначении экспертизы и работы эксперта по предварительному исследованию этих материалов.

Исследование подписей с целью выявления признаков подражания (имитации, рисования) является обязательной стадией экспертизы подписей. При установлении подражания решаются, как правило, два вопроса: 1. Выполнена ли исследуемая подпись от имени конкретного лица им самим? 2. Кем из проверяемых лиц могла быть выполнена данная подпись? Образцы для сравнения при исследовании подписей, выполненных с подражанием, подразделяются на следующие группы:

а) образцы подписи лица, от имени которого значится исследуемая подпись: свободные (не менее 20 шт.) – сопоставимые по времени выполнения; экспериментальные – для исключения версии автоподлога подписи;

б) образцы почерка лица, от имени которого значится исследуемая подпись: свободные и экспериментальные – для исключения версии автоподлога подписи;

в) образцы подписи лица – предполагаемого исполнителя исследуемой подписи: свободные и экспериментальные (требования к ним те же, что и в пункте а);

г) образцы почерка этого лица: свободные – выполненные в быстром темпе (записные книжки, черновые записи и др.); экспериментальные – сопоставимые по знаковому и штриховому составу с исследуемыми объектами;

д) экспериментальные образцы его почерка в виде подписей, близких по знаковому и штриховому составу с исследуемой.

На начальном этапе следователю можно ограничиться отбором экспериментальных образов почерка и подписи проверяемых лиц, сопоставимых с     исследуемыми по знаковому составу. Далее ему необходимо проконсультироваться с экспертами, которые, проанализировав подготовленные на данный момент материалы, укажут на их достаточность либо на необходимость получения дополнит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.044 с.)