Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные положения психологии паники
Несомненно, что терроризм – политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами. Террористы стремятся вызвать ситуацию хаоса в политических, экономических и иных структурах общества, спровоцировать состояние страха в массовом сознании, создать панику в обществе, дезориентировать и дезорганизовать работу государственных органов. Понятие «ПАНИКА» в настоящее время психологи употребляют для обозначения особого эмоционального состояния деструктивного характера, возникающего как следствие либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющегося в стихийных импульсивных действиях населения по ее избеганию. Паника – временное переживание гипертрофированного страха, определяющее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самообладания, неспособностью к реагированию на призывы и изменения чувства долга и чести. Они утрачивают солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. В основе паники лежит страх – опредмеченная тревога. Паника является отражением реальных или мнимых угроз: опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества; кратковременности ситуации, во время которой человек чувствует, что не сумеет правильно оценить ее и принять сознательное решение о плане действий; необходимости действовать без осознанного плана, под влиянием моментального импульса в целях самозащиты или интересов сохранения существующего положения вещей. В основе паники – переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того, чтобы бороться с ней. В период феодальных войн паника являлась неизбежным итогом каждого крупного сражения, и победителем был тот, кто дольше противостоял панике. Термин «паника» произошел от имени древнегреческого бога Пана. Это был бог пастухов. Когда напуганные громом, молнией, пожаром стада животных бежали в безраздельном страхе, давя друг друга, срывались в пропасть, падали в реку, говорили: «Бог Пан отнял у них разум». Потом определилась общность безумного бегства зверей, животных с паникой воинов, так Пан стал одним из богов войны.
В.М. Бехтерев считал, что паника – это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами [26]. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня. Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности. В итоге наблюдается неадекватность мышления, неадекватная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности («у страха глаза велики»), резкое повышение внушаемости. Биологическое толкование паники заключается в сравнении ее с гипобулическими реакциями у животных (бессмысленной активностью), как например, в тех случаях, когда птица бьется внутри клетки. Подобная гипобулическая активность наблюдается иногда у психически больных людей как результат резкого ослабления корригирующего влияния коры головного мозга на «бушующую подкорку». Близкая картина иногда имеет место в религиозном экстазе шаманов, дервишей, колдунов, кликуш и т.д. Психология паники, помимо взаимной индукции «психического заражения», «эмоционального отравления», во многом определяется резким повышением внушаемости из-за перевозбуждения психики. При высоком уровне перевозбуждения достаточно порой резкого командного голоса, контрастного воздействия со стороны авторитетной личности, чтобы паникующая масса в таком же порыве, как и при паническом бегстве, пошла в атаку. На фоне высокого возбуждения возможна парадоксальная реакция, как, например, при гипнозе истериков сон достигается резким криком «Спать!». Паника может возникать в организованных и неорганизованных группах, охватывать людей, собранных вместе на одном пространстве, а также разрозненных на большой территории. Она способна возникать почти мгновенно у сотен тысяч людей, постепенно захватывая то одни группы, то другие, передаваться суггестивно (от лат. suggestio – внушение). Вследствие паники в толпу могут превращаться достаточно организованные аудитории людей.
С психологической точки зрения, паника, во-первых, ведет к деструкции и разрушению организованной группы либо собирает людей в большую неорганизованную массу, а во-вторых, вызывает дезадаптацию и некритическое поведение людей, снижая уровень их безопасности. Возникающий в период паники феномен «сужения сознания» является причиной такого поведения. Суть этого феномена сводится к преобладанию эмоциональных компонентов в психике человека, действию механизмов психического заражения. Наиболее важными характеристиками паники являются следующие: · возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей); · вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе; · это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей; · для людей в паническом состоянии характерна т.н. поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности, как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). Паническое поведение отличается от нормального поведения практически полным отсутствием когнитивных элементов психики. В паническом состоянии, возникающем в толпе, этапы конкретных действий чередуются этапами всплеска эмоций. Паника имеет коллективный характер, потому что социальное взаимодействие повышает чувство страха. Она характеризуется взаимным эмоциональным заражением, внезапно начавшимся массовым и эмоционально регулируемым однонаправленным поведением людей, стихийностью. Известно, что паника возникает далеко не во всяком скоплении людей. Решающим становится сочетание многих условий и различных факторов. Согласно исследованиям ученых, есть два основных момента, определяющих возникновение паники. Первый связан, главным образом, с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при пожаре, взрыве, аварии и т.п. Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием определенного психического «реле». Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды – все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае в принципе может быть все, что угодно. Замкнуть цепь опасений может не только сильный испуг, страх, но и абсолютно безопасные по сути проявления: звуки, слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, не имеющие никакого отношения к ожидаемым опасностям. Поэтому факторы, способные вызвать панику, разнообразны. Их природа может быть социальной, общепсихологической и физиологической. 1. Социальные предпосылки – общая напряженность в обществе, вызванная природными, экономическими или политическими бедствиями: землетрясение, наводнение, резкое падение курса валюты, начало или неудачное ведение боевых действий, террористические акты и т.д. В подобных экстремальных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Такая атмосфера является предпанической, т.е. предшествующей и способствующей возникновению паники.
К обстоятельствам или факторам, способствующим возникновению паники относятся также неясность ситуации, разрыв каналов коммуникации и потеря уверенности людей в силе объединения. Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой социальной группы в каждый конкретный период времени. Такие стечения обстоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочисленности характеристик физической и социальной среды. Поводы к возникновению паники бывают разнообразными и далеко не всегда предсказуемы. Примером служит событие 18 мая 1896 г., происшедшее на Ходынском поле, где во время раздачи подарков по случаю коронации Николая II из-за халатности властей произошла давка, и по официальным данным погибло 1389 человек. 2. Общепсихологические предпосылки – удивление, испуг, вызванные недостаточной информированностью о вероятной опасности и возможных способах противодействия. Поэтому передача важной для индивида социальной информации (причем она может быть как вербальной, так и в каких-то зримых образах) относится к основному условию возникновения паники. Однако этого недостаточно. Для возникновения паники необходимо, чтобы: · информации было либо недостаточно, либо чрезмерно; · информация содержала либо пугающие, либо непонятные сведения (например, о реальной или воображаемой опасности); · информация была настолько сильна по своему воздействию, чтобы смогла вызвать сначала страх, а затем и шок. Их динамическим выражением является бессознательное принятие определенных образцов поведения. Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, например подогревающих предстоящую опасность или степень негативных последствий (так нередко было на радиоактивно зараженных территориях после Чернобыльской катастрофы). В условиях недостатка информации усиливается работа воображения, однако гиперболические представления об опасности не встречают критического осмысления. При потере уверенности в руководстве, а тем более при его отсутствии, индивид становится податливым к восприятию слухов.
Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях для устранения опасности, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Люди действуют под влиянием охвативших их чувств, а не разума. Каждый человек, попавший в поток людей, поддавшихся панике, забывает обо всем, кроме охватившей весь людской поток идеи «спастись», чувств самосохранения, усиленного действиями в группе. Предпосылками паники являются и личностные качества людей, наличие предрасположенных к панике, так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения паники становится доля таких людей в большой группе. Известно, что иногда достаточно и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей. Психологические особенности поведения людей в условиях паники были изучены в классическом исследовании Х. Кэнтрила, посвященном изучению массовой паники в США в 1938 г., вызванной радиоспектаклем по роману писателя-фантаста Г. Уэлса «Война миров», когда во время трансляции компанией «Эн-Би-Си» этой радиопостановки, люди пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на землю. Хотя по радио было трижды объявлено о том, что передается литературное произведение, приблизительно 400 тыс. американцев засвидетельствовали «появление марсиан», а около 1 млн. американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий. Данный пример стал для истории хрестоматийным. В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени подавшихся панике. Первую группу составили те, которые испытывали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан. Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно решить, поэтому попытался проверить с помощью других реальность этих событий (обращались к соседям, знакомым, на радио и т.д.) и только после этого приходили к отрицательному заключению. В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог проверить реальность происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан. И четвертую группу составляли те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить. Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей. Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Низкий уровень образованности и информированности способствовал паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий. Важными были также половозрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и легче поддавались панике. Наряду с указанными характеристиками существенную роль играли психические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость – качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.
3. Физиологические предпосылки – усталость, голод, долгая бессонница, действие алкоголя, наркотиков. Изнуренность и крайнее утомление людей еще более снижают тонус их сознательной активности. При этом снижается уровень самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато опасными последствиями. Любая паника как социально-психологическое явление протекает в течение трех этапов: 1) начальный: появление какой-либо информации, способной вызвать страх, а затем и шок; 2) основной (или деструктивный): паника наращивает свою силу под влиянием действия механизма взаимного многократного отражения и принимает лавинообразный характер; 3) завершающий: под влиянием различных факторов (выявление ложности информации, устранение причины, вызвавшей панику и др.) включаются рациональная и компенсаторные возможности психики. Механизм развития паники на индивидуальном уровне можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь: включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение, захват заложников и т.д.), воссоздание образа опасности, активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания и инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение. Проявление паники колеблется от случаев истерического поведения до мрачно-подавленного, апатичного, отрешенного; имеются случаи игнорирования, иногда показного, опасностей. Динамика паники на групповом уровне выглядит следующим образом. Во-первых, для возникновения паники необходим какой-либо стимул. Например, крик «Пожар!» в театре, часто провоцируемый запахом гари, вызывает панику у зрителей. Во-вторых, паника начинается с реакцией отдельных индивидов, присутствующих в данном скоплении людей. Как правило, это психологически тревожные и беспокойные люди. Они начинают кричать, метаться. Беспорядочное их движение активизирует чувство страха, ужаса, отчаяния. В-третьих, паническое состояние под влиянием эмоционального заражения, эмоционального резонанса охватывает все большее количество народа. В-четвертых, все приходит в паническое движение без обдуманного плана и без прогнозирования последствий такого движения. В-пятых, кульминации все это достигает в момент психического перенапряжения у людей. Переломный момент сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве. В силу этих причин толпа начинает редеть, а затем наступает успокоение. Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности, деструктивным последствиям и механизмам формирования. По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. Считается, что паника – одна из форм поведения толпы. Однако некоторые авторы рассматривают панику и на индивидуальном уровне. Индивидуальная паника отмечена всеми теми же эффектами, что и групповая: высоким уровнем эмоционального возбуждения, снижением когнитивных функций, внушаемостью, дезорганизацией с возможной утратой критики и контроля. Когда говорят, что человек паникует, имеют в виду поспешность, неадекватность поступков, принятие явно ошибочных решений, выраженное стремление избежать мнимой опасности или отсутствие принятия мер защиты при явной опасности. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая – от 2-3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая – тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа. Глубина охвата – это степень панического заражения сознания человека. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости. Легкая паника появляется, в частности, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника выражается лишь легкой удивленностью, озабоченностью, напряжением. Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Типичный пример средней паники – скупка товаров в магазинах при циркуляции слухов о повышении цен, исчезновении товаров из продажи. Паника средней глубины часто бывает при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях. Полная паника – паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью – наступает при чувстве большой, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль над своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры полной паники – случаи на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах, захвате людей в качестве заложников. По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель). Кратковременная паника – это, например, паника в автобусе, потерявшем управление. Достаточно длительной бывает паника при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных. Пролонгированная паника – это паника во время длительных боевых операций, например, блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на Чернобыльской АЭС. Рассматривая деструктивные последствия паники, выделяют следующие ее типы: 1) паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических деформаций; 2) паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время; 3) паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности. По механизмам формирования выделяют два вида паники: после непосредственного экстремального устрашающего воздействия, воспринимаемого как смертельная опасность; после длительного пребывания в состоянии тревоги в ситуации неопределенности и ожидания, напряжения, ведущего со временем к нервному истощению и фиксации внимания на предмете тревоги. Паника может проявляться в разных формах. А.С. Прангишвили [116] предлагает выделять массовое бегство и паническое настроение. Массовое бегство – это бегство людей от опасности, причем оно может быть вызвано как реальной, так и мнимой опасностью. Характерные действия при этой панике – неудержимый, устремленный в никуда бег, хаотичные, беспорядочные действия, неадекватные поступки (выпрыгивание из окон горящего дома, спасение какой-нибудь куклы вместо драгоценностей, оставленных в квартире, хватание теплой шапки при выбегании на мороз при практически голом теле и пр.). Подобная паника длится обычно от нескольких минут до нескольких часов. Бывает, что кто-то в бегущей толпе сохраняет разум, пытается остановить людей, организовать их действия. Но такие попытки чаще всего неудачны, а человек, ставший на пути панической толпы, может оказаться сметенным и раздавленным. Альтернативой такому бегству является только спланированный отвод людей, эвакуация на заранее подготовленные места. Панические настроения – это психические состояния отдельных людей, однако такими состояниями иногда поражаются целые социальные слои, классы общества. Вероятно, при паническом настроении меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами психической деятельности человека. Эмоциональное берет верх над рациональным, поведение становится подверженным случайным стимулам и стихии чувств, и переживания, движения и действия в этом состоянии плохо предсказуемы. Опустошенные прилавки магазинов представляют собой индикаторы экономической паники. Подверженность такой панике наблюдается у людей в периоды инфляции, повышения цен и смены экономического уклада жизни в стране. По нескольку раз в год экономическая паника охватывает банковские биржи, в силу чего наблюдается либо неимоверный наплыв вкладчиков, либо финансовый кризис. В ряде случаев это возникает под влиянием целенаправленных слухов, распускаемых конкурентными фирмами. Остановить экономическую панику можно, организовав официальное выступление членов правительства, пользующихся доверием населения, по телевидению, по радио или в прессе. Таким образом, панические состояния у людей являются одним из видов психосоциальных эпидемий, изучение причин, возникновения которых и путей их ликвидации в настоящее время является актуальным для проведения психопрофилактической работы среди населения российского общества. Паника – сложный, промежуточный психоповеденческий феномен. На основе паники как эмоционально-поведенческого состояния возникают панические толпы со специфическим поведением.
Социальная психология толпы
Феномен ТОЛПЫ привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе. Представление о толпе обычно рождается из личного опыта человека. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу. Термин «толпа» вошел в психологию в период мощного революционного подъема масс в конце ХIХ – начале ХХ века. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров. Образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю» [83]. В современных условиях толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам: - многочисленность (в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы); - высокая контактность, т.е. каждый человек, находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в его персональное пространство; - эмоциональная возбужденность (типичными психическими состояниями такой группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т.п.); - неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность); - отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель, как правило, отсутствует или, при ее наличии, слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т.п.). Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств являются циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Толпой как субъектом массовых форм стихийного поведения чаще всего становится: - публика, т.е. большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение; - контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно; - совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар. Обычно выделяются два типа причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный характер, другие – ситуативный. Первые включают любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, безнадежности и отчаяния. При наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникновения толпы может сыграть все, что угодно – от неадекватных действий властей до простого бытового эпизода и даже слуха. Есть типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей (толпа): последствия террористических актов; стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары); общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т.д.); массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т.п.); политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста); места массовых гуляний и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек) и др. Помимо долговременных и ситуативных условий, порождающих толпу, необходимо иметь в виду еще один очень важный фактор – уровень развития политической культуры как общества в целом, так и отдельных его сегментов. От этого фактора зависит вероятность нарушения норм правопорядка и превращения толпы с выступлениями протеста в массовые беспорядки. Учитывая это, можно вывести общую формулу: степень вероятности массовых беспорядков равна соотношению степени обостренности социально-экономических проблем к уровню развития политической культуры. Но толпа не всегда возникает только случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются несколько иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам. Модным проявлением толпы являются блокирование общественного транспорта, групповая голодовка. Участники толпы могут использовать в качестве способа психологического воздействия пикетирование, «штурм» административных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и др. Что касается механизмов развития толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности, в силу биологических факторов (эпидемии) или природных стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно. Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют средства массовой информации – газеты, радио, телевидение и кино. В любом обществе, наряду с системами официальной коммуникации, действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются. Например, содержание неофициальной коммуникации – разговоры, сплетни, толки, слухи переходят на страницы печатных изданий или становятся темой бесед телевизионного комментатора, который способствует их распространению. Важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу друзей или семьи. Поэтому в сознании индивида укрепляется интерпретация его соседей, друзей, родственников, попутчиков в дороге. Гнев, вызванный, скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, понимается и поддерживается собеседником, ибо он испытывает те же чувства. Это и есть первое условие для подготовки массового стихийного поведения. Основное средство психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы – слово. Причем это экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик: «Наших бьют». Одним из важных методов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников является внушение, подкрепленное различными по содержанию сообщениями (уговорами, угрозами, слухами). Внушение всегда вербализовано. Оно – сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия. Другим методом воздействия служит психическое заражение, которое представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенными психическим состояниям, возникающим в толпе в результате использования неречевых и речевых средств общения. Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Очевидно, что психическое заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков других и не слышали о них. Психическое заражение может порождать чувства по всей длине эмоциональной шкалы – как положительные, восторженные, так и негативные, чувства уныния и депрессии. В связи с тем, что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости. В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям (образцу) цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и будоражат группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы. При этом существенную роль играют традиции, об ычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т.д. Функции, аналогичные внушению, выполняют разъяснение и убеждение. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, без доказательств и логики. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического обоснования убедить личность, принимающую информацию. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие. При анализе различных методов психологического воздействия на эмоциональное состояние людей, следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений. Большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев большой массы людей. Подражание также является одним из методов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания поведение человека или психическое состояние толпы не только принимаются, но и воспроизводятся, тиражируется. Основные этапы формирования толпы: Образование ядра толпы. Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики. Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание и рождает интерес (точнее, в самом начале – любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие. Процесс кружения. Второй этап начинается, когда чувства человека еще больше обостряются, и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям. Появление нового объекта внимания. Процесс кружения подготавливает третий этап формирования толпы. Этот этап – появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общим объектом интереса было возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ – результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и является объектом
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.248 (0.058 с.) |