Основные положения психологии паники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения психологии паники



 

Несомненно, что терроризм – политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами. Террористы стремятся вызвать ситуацию хаоса в политических, экономических и иных структурах общества, спровоцировать состояние страха в массовом сознании, создать панику в обществе, дезориентировать и дезорганизовать работу государственных органов. Понятие «ПАНИКА» в настоящее время психологи употребляют для обозначения особого эмоционального состояния деструктивного характера, возникающего как следствие либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющегося в стихийных импульсивных действиях населения по ее избеганию.

Паникавременное переживание гипертрофированного страха, определяющее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самообладания, неспособностью к реагированию на призывы и изменения чувства долга и чести. Они утрачивают солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации. В основе паники лежит страх – опредмеченная тревога.

Паника является отражением реальных или мнимых угроз: опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества; кратковременности ситуации, во время которой человек чувствует, что не сумеет правильно оценить ее и принять сознательное решение о плане действий; необходимости действовать без осознанного плана, под влиянием моментального импульса в целях самозащиты или интересов сохранения существующего положения вещей.

В основе паники – переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того, чтобы бороться с ней. В период феодальных войн паника являлась неизбежным итогом каждого крупного сражения, и победителем был тот, кто дольше противостоял панике. Термин «паника» произошел от имени древнегреческого бога Пана. Это был бог пастухов. Когда напуганные громом, молнией, пожаром стада животных бежали в безраздельном страхе, давя друг друга, срывались в пропасть, падали в реку, говорили: «Бог Пан отнял у них разум». Потом определилась общность безумного бегства зверей, животных с паникой воинов, так Пан стал одним из богов войны.

В.М. Бехтерев считал, что паника – это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами [26]. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня.

Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности. В итоге наблюдается неадекватность мышления, неадекватная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности («у страха глаза велики»), резкое повышение внушаемости.

Биологическое толкование паники заключается в сравнении ее с гипобулическими реакциями у животных (бессмысленной активностью), как например, в тех случаях, когда птица бьется внутри клетки. Подобная гипобулическая активность наблюдается иногда у психически больных людей как результат резкого ослабления корригирующего влияния коры головного мозга на «бушующую подкорку». Близкая картина иногда имеет место в религиозном экстазе шаманов, дервишей, колдунов, кликуш и т.д.

Психология паники, помимо взаимной индукции «психического заражения», «эмоционального отравления», во многом определяется резким повышением внушаемости из-за перевозбуждения психики. При высоком уровне перевозбуждения достаточно порой резкого командного голоса, контрастного воздействия со стороны авторитетной личности, чтобы паникующая масса в таком же порыве, как и при паническом бегстве, пошла в атаку. На фоне высокого возбуждения возможна парадоксальная реакция, как, например, при гипнозе истериков сон достигается резким криком «Спать!».

Паника может возникать в организованных и неорганизованных группах, охватывать людей, собранных вместе на одном пространстве, а также разрозненных на большой территории. Она способна возникать почти мгновенно у сотен тысяч людей, постепенно захватывая то одни группы, то другие, передаваться суггестивно (от лат. suggestio – внушение). Вследствие паники в толпу могут превращаться достаточно организованные аудитории людей.

С психологической точки зрения, паника, во-первых, ведет к деструкции и разрушению организованной группы либо собирает людей в большую неорганизованную массу, а во-вторых, вызывает дезадаптацию и некритическое поведение людей, снижая уровень их безопасности. Возникающий в период паники феномен «сужения сознания» является причиной такого поведения. Суть этого феномена сводится к преобладанию эмоциональных компонентов в психике человека, действию механизмов психического заражения. Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:

· возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);

· вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

· это чаще всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;

· для людей в паническом состоянии характерна т.н. поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности, как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Паническое поведение отличается от нормального поведения практически полным отсутствием когнитивных элементов психики. В паническом состоянии, возникающем в толпе, этапы конкретных действий чередуются этапами всплеска эмоций. Паника имеет коллективный характер, потому что социальное взаимодействие повышает чувство страха. Она характеризуется взаимным эмоциональным заражением, внезапно начавшимся массовым и эмоционально регулируемым однонаправленным поведением людей, стихийностью.

Известно, что паника возникает далеко не во всяком скоплении людей. Решающим становится сочетание многих условий и различных факторов. Согласно исследованиям ученых, есть два основных момента, определяющих возникновение паники. Первый связан, главным образом, с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при пожаре, взрыве, аварии и т.п. Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием определенного психического «реле». Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды – все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае в принципе может быть все, что угодно. Замкнуть цепь опасений может не только сильный испуг, страх, но и абсолютно безопасные по сути проявления: звуки, слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, не имеющие никакого отношения к ожидаемым опасностям.

Поэтому факторы, способные вызвать панику, разнообразны. Их природа может быть социальной, общепсихологической и физиологической.

1. Социальные предпосылки – общая напряженность в обществе, вызванная природными, экономическими или политическими бедствиями: землетрясение, наводнение, резкое падение курса валюты, начало или неудачное ведение боевых действий, террористические акты и т.д. В подобных экстремальных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не достигают успеха. Такая атмосфера является предпанической, т.е. предшествующей и способствующей возникновению паники.

К обстоятельствам или факторам, способствующим возникновению паники относятся также неясность ситуации, разрыв каналов коммуникации и потеря уверенности людей в силе объединения.

Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой социальной группы в каждый конкретный период времени. Такие стечения обстоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочисленности характеристик физической и социальной среды. Поводы к возникновению паники бывают разнообразными и далеко не всегда предсказуемы. Примером служит событие 18 мая 1896 г., происшедшее на Ходынском поле, где во время раздачи подарков по случаю коронации Николая II из-за халатности властей произошла давка, и по официальным данным погибло 1389 человек.

2. Общепсихологические предпосылки – удивление, испуг, вызванные недостаточной информированностью о вероятной опасности и возможных способах противодействия. Поэтому передача важной для индивида социальной информации (причем она может быть как вербальной, так и в каких-то зримых образах) относится к основному условию возникновения паники. Однако этого недостаточно. Для возникновения паники необходимо, чтобы:

· информации было либо недостаточно, либо чрезмерно;

· информация содержала либо пугающие, либо непонятные сведения (например, о реальной или воображаемой опасности);

· информация была настолько сильна по своему воздействию, чтобы  смогла вызвать сначала страх, а затем и шок. Их динамическим выражением является бессознательное принятие определенных образцов поведения.

Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, например подогревающих предстоящую опасность или степень негативных последствий (так нередко было на радиоактивно зараженных территориях после Чернобыльской катастрофы). В условиях недостатка информации усиливается работа воображения, однако гиперболические представления об опасности не встречают критического осмысления. При потере уверенности в руководстве, а тем более при его отсутствии, индивид становится податливым к восприятию слухов.

Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях для устранения опасности, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Люди действуют под влиянием охвативших их чувств, а не разума. Каждый человек, попавший в поток людей, поддавшихся панике, забывает обо всем, кроме охватившей весь людской поток идеи «спастись», чувств самосохранения, усиленного действиями в группе.

Предпосылками паники являются и личностные качества людей, наличие предрасположенных к панике, так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения паники становится доля таких людей в большой группе. Известно, что иногда достаточно и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей. Психологические особенности поведения людей в условиях паники были изучены в классическом исследовании Х. Кэнтрила, посвященном изучению массовой паники в США в 1938 г., вызванной радиоспектаклем по роману писателя-фантаста Г. Уэлса «Война миров», когда во время трансляции компанией «Эн-Би-Си» этой радиопостановки, люди пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на землю. Хотя по радио было трижды объявлено о том, что передается литературное произведение, приблизительно 400 тыс. американцев засвидетельствовали «появление марсиан», а около 1 млн. американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий. Данный пример стал для истории хрестоматийным. В результате исследования были выделены четыре группы людей, в разной степени подавшихся панике.

Первую группу составили те, которые испытывали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событий и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан.

Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно решить, поэтому попытался проверить с помощью других реальность этих событий (обращались к соседям, знакомым, на радио и т.д.) и только после этого приходили к отрицательному заключению.

В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог проверить реальность происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной реальности вторжения марсиан.

И четвертую группу составляли те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей. Высокий уровень образованности, информированность о космических явлениях тормозили развитие панических состояний. Низкий уровень образованности и информированности способствовал паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий. Важными были также половозрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и легче поддавались панике. Наряду с указанными характеристиками существенную роль играли психические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость – качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

3. Физиологические предпосылки – усталость, голод, долгая бессонница, действие алкоголя, наркотиков. Изнуренность и крайнее утомление людей еще более снижают тонус их сознательной активности. При этом снижается уровень самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато опасными последствиями.

Любая паника как социально-психологическое явление протекает в течение трех этапов:

1) начальный: появление какой-либо информации, способной вызвать страх, а затем и шок;

2) основной (или деструктивный): паника наращивает свою силу под влиянием действия механизма взаимного многократного отражения и принимает лавинообразный характер;

3) завершающий: под влиянием различных факторов (выявление ложности информации, устранение причины, вызвавшей панику и др.) включаются рациональная и компенсаторные возможности психики.

Механизм развития паники на индивидуальном уровне можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь: включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение, захват заложников и т.д.), воссоздание образа опасности, активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания и инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение. Проявление паники колеблется от случаев истерического поведения до мрачно-подавленного, апатичного, отрешенного; имеются случаи игнорирования, иногда показного, опасностей.

Динамика паники на групповом уровне выглядит следующим образом.

Во-первых, для возникновения паники необходим какой-либо стимул. Например, крик «Пожар!» в театре, часто провоцируемый запахом гари, вызывает панику у зрителей.

Во-вторых, паника начинается с реакцией отдельных индивидов, присутствующих в данном скоплении людей. Как правило, это психологически тревожные и беспокойные люди. Они начинают кричать, метаться. Беспорядочное их движение активизирует чувство страха, ужаса, отчаяния.

В-третьих, паническое состояние под влиянием эмоционального заражения, эмоционального резонанса охватывает все большее количество народа.

В-четвертых, все приходит в паническое движение без обдуманного плана и без прогнозирования последствий такого движения.

В-пятых, кульминации все это достигает в момент психического перенапряжения у людей. Переломный момент сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве. В силу этих причин толпа начинает редеть, а затем наступает успокоение.

Панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности, деструктивным последствиям и механизмам формирования. По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую  панику. Считается, что паника – одна из форм поведения толпы. Однако некоторые авторы рассматривают панику и на индивидуальном уровне. Индивидуальная паника отмечена всеми теми же эффектами, что и групповая: высоким уровнем эмоционального возбуждения, снижением когнитивных функций, внушаемостью, дезорганизацией с возможной утратой критики и контроля. Когда говорят, что человек паникует, имеют в виду поспешность, неадекватность поступков, принятие явно ошибочных решений, выраженное стремление избежать мнимой опасности или отсутствие принятия мер защиты при явной опасности. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая – от 2-3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая – тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.

Глубина охвата – это степень панического заражения сознания человека. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости. Легкая паника появляется, в частности, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника выражается лишь легкой удивленностью,      озабоченностью, напряжением. Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Типичный пример средней паники – скупка товаров в магазинах при циркуляции слухов о повышении цен, исчезновении товаров из продажи. Паника средней глубины часто бывает при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях. Полная паника – паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью – наступает при чувстве большой, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль над своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры полной паники – случаи на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах, захвате людей в качестве заложников.

По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель). Кратковременная паника – это, например, паника в автобусе, потерявшем управление. Достаточно длительной бывает паника при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных. Пролонгированная паника – это паника во время длительных боевых операций, например, блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на Чернобыльской АЭС.

Рассматривая деструктивные последствия паники, выделяют следующие ее типы: 1) паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических деформаций; 2) паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время; 3) паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности.

По механизмам формирования выделяют два вида паники: после непосредственного экстремального устрашающего воздействия, воспринимаемого как смертельная опасность; после длительного пребывания в состоянии тревоги в ситуации неопределенности и ожидания, напряжения, ведущего со временем к нервному истощению и фиксации внимания на предмете тревоги.

Паника может проявляться в разных формах. А.С. Прангишвили [116] предлагает выделять массовое бегство и паническое настроение. Массовое бегство – это бегство людей от опасности, причем оно может быть вызвано как реальной, так и мнимой опасностью. Характерные действия при этой панике – неудержимый, устремленный в никуда бег, хаотичные, беспорядочные действия, неадекватные поступки (выпрыгивание из окон горящего дома, спасение какой-нибудь куклы вместо драгоценностей, оставленных в квартире, хватание теплой шапки при выбегании на мороз при практически голом теле и пр.). Подобная паника длится обычно от нескольких минут до нескольких часов. Бывает, что кто-то в бегущей толпе сохраняет разум, пытается остановить людей, организовать их действия. Но такие попытки чаще всего неудачны, а человек, ставший на пути панической толпы, может оказаться сметенным и раздавленным. Альтернативой такому бегству является только спланированный отвод людей, эвакуация на заранее подготовленные места.

Панические настроения – это психические состояния отдельных людей, однако такими состояниями иногда поражаются целые социальные слои, классы общества. Вероятно, при паническом настроении меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами психической деятельности человека. Эмоциональное берет верх над рациональным, поведение становится подверженным случайным стимулам и стихии чувств, и переживания, движения и действия в этом состоянии плохо предсказуемы. Опустошенные прилавки магазинов представляют собой индикаторы экономической паники. Подверженность такой панике наблюдается у людей в периоды инфляции, повышения цен и смены экономического уклада жизни в стране. По нескольку раз в год экономическая паника охватывает банковские биржи, в силу чего наблюдается либо неимоверный наплыв вкладчиков, либо финансовый кризис. В ряде случаев это возникает под влиянием целенаправленных слухов, распускаемых конкурентными фирмами. Остановить экономическую панику можно, организовав официальное выступление членов правительства, пользующихся доверием населения, по телевидению, по радио или в прессе. Таким образом, панические состояния у людей являются одним из видов психосоциальных эпидемий, изучение причин, возникновения которых и путей их ликвидации в настоящее время является актуальным для проведения психопрофилактической работы среди населения российского общества.

Паника – сложный, промежуточный психоповеденческий феномен. На основе паники как эмоционально-поведенческого состояния возникают панические толпы со специфическим поведением.

 

Социальная психология толпы

 

Феномен ТОЛПЫ привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружающих, так и для людей в толпе. Представление о толпе обычно рождается из личного опыта человека. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Термин «толпа» вошел в психологию в период мощного революционного подъема масс в конце ХIХ – начале ХХ века. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров. Образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю» [83]. В современных условиях толпой обычно        называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

- многочисленность (в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы);

- высокая контактность, т.е. каждый человек, находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в его персональное пространство;

- эмоциональная возбужденность (типичными психическими состояниями такой группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т.п.);

- неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

- отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель, как правило, отсутствует или, при ее наличии, слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т.п.).

Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств являются циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Толпой как субъектом массовых форм стихийного поведения чаще всего становится:

- публика, т.е. большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

- контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

- совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

Обычно выделяются два типа причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный характер, другие – ситуативный. Первые включают любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, безнадежности и отчаяния. При наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникновения толпы может сыграть все, что угодно – от неадекватных действий властей до простого бытового эпизода и даже слуха. Есть типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей (толпа): последствия террористических актов; стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары); общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т.д.); массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т.п.); политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста); места массовых гуляний и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек) и др.

Помимо долговременных и ситуативных условий, порождающих толпу, необходимо иметь в виду еще один очень важный фактор – уровень развития политической культуры как общества в целом, так и отдельных его сегментов. От этого фактора зависит вероятность нарушения норм правопорядка и превращения толпы с выступлениями протеста в массовые беспорядки. Учитывая это, можно вывести общую формулу: степень вероятности массовых беспорядков равна соотношению степени обостренности социально-экономических проблем к уровню развития политической культуры.

Но толпа не всегда возникает только случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются несколько иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам. Модным проявлением толпы являются блокирование общественного транспорта, групповая голодовка. Участники толпы могут использовать в качестве способа психологического воздействия пикетирование, «штурм» административных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и др.

Что касается механизмов развития толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности, в силу биологических факторов (эпидемии) или природных стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно. Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют средства массовой информации – газеты, радио, телевидение и кино. В любом обществе, наряду с системами официальной коммуникации, действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются. Например, содержание неофициальной коммуникации – разговоры, сплетни, толки, слухи переходят на страницы печатных изданий или становятся темой бесед телевизионного комментатора, который способствует их распространению. Важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу друзей или семьи. Поэтому в сознании индивида укрепляется интерпретация его соседей, друзей, родственников, попутчиков в дороге. Гнев, вызванный, скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, понимается и поддерживается собеседником, ибо он испытывает те же чувства. Это и есть первое условие для подготовки массового стихийного поведения.

Основное средство психологического воздействия, осуществляемого участниками толпы – слово. Причем это экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик: «Наших бьют». Одним из важных методов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников является внушение, подкрепленное различными по содержанию сообщениями (уговорами, угрозами, слухами). Внушение всегда вербализовано. Оно – сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия. Другим методом воздействия служит психическое заражение, которое представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенными психическим состояниям, возникающим в толпе в результате использования неречевых и речевых средств общения. Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Очевидно, что психическое заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков других и не слышали о них. Психическое заражение может порождать чувства по всей длине эмоциональной шкалы – как положительные, восторженные, так и негативные, чувства уныния и депрессии. В связи с тем, что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости.

В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям (образцу) цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и будоражат группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы. При этом существенную роль играют традиции, об ычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т.д.

Функции, аналогичные внушению, выполняют разъяснение и убеждение. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, без доказательств и логики. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического обоснования убедить личность, принимающую информацию. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие. При анализе различных методов психологического воздействия на эмоциональное состояние людей, следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений. Большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев большой массы людей. Подражание также является одним из методов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания поведение человека или психическое состояние толпы не только принимаются, но и воспроизводятся, тиражируется.

Основные этапы формирования толпы:

Образование ядра толпы. Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики. Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание и рождает интерес (точнее, в самом начале – любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

Процесс кружения. Второй этап начинается, когда чувства человека еще больше обостряются, и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового объекта внимания. Процесс кружения подготавливает третий этап формирования толпы. Этот этап – появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общим объектом интереса было возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ – результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и является объектом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.248 (0.058 с.)