Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арифметические действия в системах счисления с основанием, отличным от 10
Выполнение арифметических действий в любых позиционных системах счисления производится по тем же правилам, которые используются в десятичной системе счисления. Так же, как и в десятичной системе счисления, для выполнения арифметических действий необходимо знать таблицы сложения (вычитания) и умножения. Ниже представлены данные таблицы для двоичной системы счисления Таблица 1
Пользуясь приведенными таблицами, произведем арифметические операции над двоичными числами.
В тех случаях, когда занимается единица старшего разряда, она дает две единицы младшего разряда. Если занимается единица через несколько разрядов, то она дает единицы во всех промежуточных нулевых разрядах и две единицы в младшем нулевом разряде. Рассмотрим операции умножения и деления двоичных чисел.
Зная операции двоичной арифметики, можно переводить числа из двоичной системы счисления в любую другую. Пример: Перевести число 1011110112 в десятичную систему счисления. Поскольку 1010 = 10102, запишем Полученные остатки, =10012 = 910, =1112 = 710, =112 = 310. Искомое число 1011110112 = 37910. В случае перевода чисел из одной недесятичной системы в другую возникает сложность выполнения действий в недесятичной системе счисления. В этом случае удобнее может быть делать перевод в два этапа m à 10 à q, где m и q – основания систем счисления соответственно. Двоично-восьмеричные и двоично-шестнадцатеричные преобразования Двоичная система счисления удобна для выполнения аппаратными средствами микропроцессора арифметических действий, но неудобна для восприятия человеком, поскольку требует много разрядов. Поэтому в вычислительной технике помимо двоичной системы счисления широкое применение нашли восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Рассмотрим перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную. Запишем число x в полиномиальной форме. Получим Разделим обе части полученного выражения на 8. Учитывая, что 8 = 23, получим . Таким образом, остаток от деления , что является двоичным разложением десятичного числа, лежащего в диапазоне [0; 7] (для изображения данной десятичной цифры в двоичной системе счисления требуется 3 разряда).
Таким образом, чтобы преобразовать двоичное число в восьмеричное, нужно объединить двоичные цифры в группы по 3 разряда справа налево. При необходимости в начале исходного числа нужно добавить незначащие нули. Затем каждая триада заменяется восьмеричной цифрой. Пример: Преобразовать число 11011102 в восьмеричную систему счисления. Объединяем двоичные цифры триады справа налево. Получаем 001 101 1102 = 1568. Аналогичным образом производятся преобразования из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную, только двоичные цифры объединяются в группы по 4 разряда (тетрады). Пример: Преобразовать число 11011102 в шестнадцатеричную систему счисления. Объединяем двоичные цифры триады справа налево. Получаем 0110 11102 = 6E16. Обратный и дополнительный коды и их применение в операциях Приведенные выше примеры арифметических операций рассмотрены для случая, когда все операнды положительны. Однако очень часто в вычислениях должны использоваться не только положительные, но и отрицательные числа. Число со знаком в вычислительной технике представляется путем добавления еще одного разряда к величине самого числа. Принято считать, что «0» в знаковом разряде означает знак «плюс» для данного числа, а «1» – знак «минус». Выполнение арифметических операций над числами с разными знаками представляется для аппаратной части довольно сложной процедурой. В этом случае нужно определить большее по модулю число, произвести вычитание и присвоить разности знак большего по модулю числа. Применение обратного и дополнительного кодов позволяет выполнить операцию алгебраического суммирования и вычитания на обычном сумматоре. При этом не требуется определения модуля и знака числа. При представлении чисел в прямом коде значащая часть положительных и отрицательных чисел совпадает. Отличие состоит лишь в знаковом разряде. В прямом коде число «0» имеет два представления «+0» и «–0». Обратный код для положительных чисел имеет тот же вид, что и прямой код, а для отрицательных чисел образуется из прямого кода положительного числа путем инвертирования всех значащих разрядов прямого кода.
Дополнительный код для положительных чисел имеет тот же вид, что и прямой код, а для отрицательных чисел образуется путем прибавления «1» к обратному коду. Добавление «1» к обратному коду числа «0»: 1111 теперь дает 0000. Таким образом, дополнительный код числа «0» имеет одно значение. Однако это приводит к асимметрии диапазонов представления чисел относительно нуля. Так, в шестнадцатиразрядном представлении диапазон изменения чисел с учетом знака -32768 £ x £ 32767. Ниже приведена таблица прямого, обратного и дополнительного кода некоторых чисел. Таблица 2
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.009 с.) |