Загальна психопатологія, поняття симптому, синдрому; продуктивні та негативні симптоми; психотичний і непсихотичний рівень психічних розладів. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Загальна психопатологія, поняття симптому, синдрому; продуктивні та негативні симптоми; психотичний і непсихотичний рівень психічних розладів.



Измерение объема восприятия

Объем восприятия – число объектов, которые могут быть восприняты одномоментно, при кратковременном их проявлении. По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4 – 6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 – 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 – 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два

коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 – 12 букв, или 4 слова, образующие фразу.

Наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Набор 1

1. РОПМЬУЛД 6. ЭВОЕРАПВ 11. АРОПЦДАТ 16. ЦЗУБКОПА…

Набор 2

1. Я иду домой. 2. Давай пойдем гулять…

Иллюзии восприятия

Узнавание фигур

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением  9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд.После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

 

17. Захворювання, при яких порушується сприйняття.

В литературе по психопатологии встречаются описания следующих нарушений восприятия:

· гиперстезия/гипостезия (усиление/ослабление восприятия по силе);

· анестезия (потеря чувствительности), 

· деперсонализация (расстройство восприятия собственной личности), 

· утрата сложных чувств;

· искаженное восприятие окружающего мира (например, “дежа вю”),

· иллюзии, галлюцинации и др.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности – например, усиление болевого чувства, так называемые “психогенные” боли.

У больных шизофренией  трудности узнавання объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью.

При психопатиях разного типа наблюдают как повышение чувствительности, так и ригидность и снижение чувствительноститакже при повышении эмоционального тонуса.

Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. Большое значение в нарушениях восприятия принадлежит личностному фактору.

 

18.  Розлади сприйняття - ілюзії і психосенсорні розлади.

К обманам восприятия относят иллюзии и галлюцинации. Обманы восприятия относятся к продуктивным (позитивным) симптомам.

Иллюзии - это расстройства, при которых реально существующие объекты воспринимаются как совершенно другие предметы и объекты.

От патологических иллюзий следует отличать ошибки восприятия у психически здоровых людей при затруднениях в получении объективной информации о внешнем мире (ошибки вполне в затемненном помещении или при значительном шуме, особенно у людей со снижением слуха и зрения, наличием установки на восприятие определенного объекта, с состоянием ожидания).

Иллюзии при психических заболеваниях отличаются фантастическим, неожиданным характером, возникают, когда нет препятствий к получению достоверной информации. Нередко основой формирования таких иллюзий служит помраченное или аффективно-суженное сознание.

Аффектогенные иллюзии появляются под влиянием чрезвычайной тревоги и чувства страха, наиболее отчетливо прослеживаются у больных с острым приступом бреда, когда им кажется, что преследователи окружают их со всех сторон. В разговоре случайной группы людей пациенты слышат свое имя, оскорбления, угрозы. В нечаянных восклицаниях окружающих им мерещатся слова "война", "расстрел", "шпион".

Парэйдолические иллюзии (парэйдолии) - это сложные фантастические образы, насильственно возникающие при рассматривании реальных предметов. При этом, помимо воли больного, нечеткий, неопределенный рисунок обоев превращается в "сплетение червей". Обычно предшествующее появлению галлюцинаций и чаще всего наблюдающееся в инициальном периоде делириозного помрачения сознания (например, при белой горячке или инфекциях с выраженной интоксикацией и лихорадкой).

От парэйдолических иллюзий следует отличать естественное желание здоровых людей "пофантазировать", рассматривая облака или морозный рисунок на стекле. У художественно одаренных людей бывает развита способность к эйдетизму - возможность чувственно, живо представлять воображаемые объекты (например, дирижер при чтении партитуры может отчетливо слышать в голове звучание целого оркестра). Однако здоровый человек всегда четко различает реальные и воображаемые объекты, способен в любой момент по своему желанию остановить поток представлений.

Психосенсорные расстройства — психопатологический симптом, характеризующийся нарушением восприятия размеров, формы, взаимного расположения предметов в пространстве (метаморфопсия) и (или) размеров, массы, формы собственного тела (аутометаморфопсия).

Отмечается после различных органических поражений головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, интоксикации и др.), а также при шизофрении, эпилепсии.

- нарушения восприятия величины предмета (метаморфопсии).

· окружающие предметы воспринимаются уменьшенными (микропсия),

· увеличенными (макропсия),

- изменившими форму — удлиненными, укороченными, перекошенными, перекрученными (дисмегалопсия).

- нарушения величины окружающего пространства - все видимое или его часть кажутся неестественно приближенным или удаленным (порропсия).

Возможно восприятие окружающих предметов в неестественном для них положении: например, стены, окна, потолок, здания, улица кажутся наклоненными, кривыми, падающими.

- при аутометаморфопсии больные ощущают уменьшение или резкое увеличение размеров своего тела или его массы.

· тотальная («я вешу несколько тонн»)

· парциальную (касающуюся лишь одной какой-то части тела, например рук, ног, головы, языка).

Психосенсорные расстройства могут возникать как по отдельности, так и в различных сочетанияхь — депрессией, помрачением сознания (см. Расстройств сознания), психическими автоматизмами (см Кандинского — Клерамбо синдром) и др.

 

19. Розлади сприйняття - істинні та псевдогалюцинації.

    Галлюцинации — расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это, как говорят, восприятие без объекта.
К галлюцинациям нельзя относить миражи — явления, основанные на законах физики.

Подобно иллюзиям, галлюцинации подразделяются по органам чувств. Обычно выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относят висцеральные и мышечные галлюцинации. Могут быть и комбинированные галлюцинации (например, больной видит змею, слышит ее шипение и чувствует ее холодное прикосновение).

Истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связаны с реальной, конкретно существующей обстановкой (“голос” звучит из-за реальной стены; “черт”, помахивая хвостиком, садится на реальный стул, оплетая хвостом его ножки и т. д.), чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. Истинные галлюцинации иногда воспринимаются больными даже более ярко и отчетливо, чем действительно существующие предметы и явления.

Псевдогаллюцинации чаще, чем истинные, характеризуются следующими отличительными особенностями:

а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове (“голос” звучит внутри головы, внутри головы больной видит визитную карточку с написанными на ней неприличными словами и т. д.);

1) независимостью от воли человека;

2) навязчивостью, насильственностью;

3) законченностью, оформленностью псевдогаллюцинаторных образов.

б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Более того, в момент галлюцинирования эта обстановка как бы куда-то исчезает, больной в это время воспринимает только свой галлюцинаторный образ;

в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенное, наведенности этих голосов или видений. Псевдогаллюцинации являются, в частности, составной частью синдрома Кандинского—Клерамбо, в который входит также бред воздействия, поэтому больные и убеждены, что “видение” им “сделали с помощью особых аппаратов”, “голоса наводят прямо в голову транзисторами”.

 

20.   Особливості порушень сприйняття при шизофренії.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью. Несмотря на «интеллектуальную» направленность исследования, больные не проявляли интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не коррегировали свои ошибки.  

Деятельность больных характеризуется чрезвычайной свернутостью, отсутствием поисковой активности, столь выраженной в норме.

Высказывания больных крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатируют некоторое сюжетное или предметное содержание картинок: «Какое-то несчастье», "Человек задумался".

Для дифференциальной диагностики простой формы шизофрении с маниакально-депрессивным психозом следует учесть нехарактерные для МДП нарушения восприятия и мышления. Для экзогенных психозов характерны особые изменения личности, протекающие по органическому типу, а также яркие, чаще зрительные, галлюцинации.

Жалоб больной на часто слышимые голоса возле головы, голоса носят угрожающий, комментирующий и одобряющий характер. Устрашающие голоса вызываю чувство страха, оцепенения, непроизвольное спазмирование мышц шеи и лица, закатывание глаз. Больная уверена, что голоса способны воздействовать на ее соматическое состояние. Данные жалобы характерны для истинных галлюцинаторных расстройств восприятия.

21. Порушення сприйняття можуть спостерігатися при афективних розладах.

Моторные депрессивные расстройства. При преобладании тоскливого аффекта взгляд тоскливый, грустный, в выраженных случаях - застывший, неподвижный с выражением страдания. Мимика от медленно меняющейся с преобладанием грустного выражения до скорбной, страдальческой маски. При усложнении синдрома формируется бредовое восприятие.

Тревожным состояниям более свойственны элементы искаженного восприятия. Часть раздражителей (зрительных или слуховых) воспринимается необычно отчетливо, ярко; определенные цвета и тембр приобретают новую окраску, новые оттенки. Форма некоторых объектов, чаще людей, в восприятии больных неуловимо изменяется и объект каждый раз выглядит каким-то новым, особенным. Наблюдается искажение пространственной перспективы с удалением одних участков и приближением других.

При апатической депрессии наиболее отчетливо выступает снижение эмоционального тона восприятия. Однако отсутствует "траурный флер", окружающее просто не вызывает интереса. Отмечается также снижение интенсивности ощущений: день воспринимается как сумерки, предметы плохо различимы, звуки приглушены, малоразборчивы, краски и тембр теряют свою сочность, яркость. Может иметь место полное нивелирование оттенков, потеря цветоощущений, снижение стереоскопичности объектов, сужение окружающего пространства.

Одним из характерных проявлений депрессии можно считать нарушения восприятия времени и временной перспективы. Временной вектор переживаний при тоске направлен в прошлое. Из памяти извлекаются и анализируются события прошлых лет. О будущем больные не думают, оно для них закрыто, "ничего" нет. Настоящее беспокоит только как переживание своего болезненного состояния.

Временный вектор переживаний при тревожной депрессии обращен в настоящее и будущее. Больные постоянно думают о предстоящих испытаниях и ожидающих их неприятностях. Прошлое существует только для контраста с неприятной ситуацией в настоящем и будущем. 

При апатической депрессии нарушается сама фиксация времени. Оно как бы течет не задевая больного и не оставляя следов в его психике. При тоскливых депрессиях текущее время воспринимается и переживается как замедленное. День тянется бесконечно долго, томительно, а в воспоминаниях прожитый день кажется коротким. Можно отметить известный параллелизм между замедлением чувства времени и выраженностью тоски.
У тревожных больных течение времени воспринимается как ускоренное, но в воспоминании оно воспроизводится как длительное ожидание, прошедший день представляется долгим.

 

22.  Порушення сприйняття при розладах психіки особистості.

Сочетание явлений деперсонализации с иллюзорным восприятием окружающего пространства и времени, нарушением схемы тела и психосенсорными расстройствами; наблюдается, напр., при эпилепсии, интоксикациях, опухолях головного мозга.

Види амнезій.

Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и гипомнезию.

Амнезия. Выпадение памяти на разные сведения, навыки либо на тот или иной промежуток времени.

Фиксационная амнезия. Утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Резко ослаблена или отсутствует память на текущие, недавние события при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Ориентировка в обстановке, времени, окружающих лицах, в ситуации нарушена. Фиксационная амнезия является важнейшим признаком корсаковского синдрома. При фиксационной амнезии нарушение касается механизмов кратковременной, а возможно и непосредственной памяти.

Прогрессирующая амнезия. Постепенно нарастающее и далеко идущее опустошение памяти. Утрата запасов памяти происходит в определенной последовательности, подчиняющейся закону Рибо-Джексона; от частного — к более общему, от позднее приобретенного, менее прочно закрепленного и менее автоматизированного—к тому, что было приобретено раньше, прочнее закреплено, более организовано и автоматизировано.

Различают несколько этапов развития прогрессирующей амнезии. На первом э тапе наблюдается резкое снижение памяти на текущиесобытия – фиксационная амнезия. На втором этапе амнезии присоединяются пробелы памяти на события, предшествовавшие началу заболевания, а затем все более отдаленные — ретроградная амнезия. На третьем этапе сохраняются разрозненные и очень скудные воспоминания, относящиеся, в основном, к детским годам жизни. Путаются события, даты, не узнаются родственники и знакомые, теряются воспоминания о самых важных эпизодах жизни. Не узнаются свои фотографии. Собственное изображение в зеркале принимается за облик незнакомого человека — симптом зеркала.

Ретроградная амнезия. Выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии (например, самоповешение). Амнезия может распространяться на различные по продолжительности отрезки времени — от нескольких минут, часов, дней до ряда месяцев и даже лет. Пробел памяти может быть стойким, но во многих случаях воспоминания частично или полностью позднее возвращаются.

Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет.

Алкогольная амнезия. Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается. При алкогольных амнезиях больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия наступала. Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д. Гудвина

Предвестником алкогольной амнезии является палимпсест, описанный в качестве специфического признака раннего алкоголизма. Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения.

Транзиторные амнестические эпизоды. У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов.

Систематизированные (системные) амнезии. Выпадение специализированных видов памяти (на лица, цвета, запахи, символы, навыки). К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии.

Моторная (экспрессивная) афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Типичным является телеграфный стиль речи (как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов).

Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию.

Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними.

Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями. Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца.

Агнозия. Нарушение узнавания предметов. Нарушение узнавания может касаться символов (букв, цифр), рисунков, геометрических фигур.

Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела.

Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях.

Апраксия. Выпадение моторных навыков (действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне). При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру (составить фигуру, орнамент и др.).

При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного

Мотивированная амнезия. Выпадение памяти на отдельные психотравмирующие события. Пробелы возникают по механизмам вытеснения.

Аффектогенная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, происшедших во время бурной эмоциональной реакции — аффекта. Выявляется по выходе из состояния патологического аффекта, обусловлена сужением сознания.

Постгипнотическая амнезия. Наблюдается после пробуждения из глубокого гипнотического сна, в сущности возникает вследствие нарушения сознания. Амнезия может быть внушена в состоянии неглубокого гипнотического транса.

Периодическая амнезия. Сопровождает описанные Рибо состояния двойного сознания, при котором в одном болезненном состоянии сознания отсутствуют воспоминания о пережитом в другом. По выходе в нормальное состояние больной не помнит происшедшего как в первом, так и во втором патологическом состоянии.

Детская амнезия. Проявляется забыванием событий первых трех, четырех лет жизни. Причины неизвестны.

Гипомнезия. Ослабление памяти. Чаще всего проявляется в виде дисмнезии — неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции.

Гипермнезия. Патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности. Воспроизведение логической последовательности фактов нарушено.

 

40. Парамнезії, їх види; корсаковський амнестичний синдром.

Корсаковский синдром - расстройство непосредственной памяти - нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени.

Больные, у которых имеют место подобные амнестические явления, не помнят событий недавнего прошлого, но воспроизводят те события, которые были много лет назад. Так, подобный больной может правильно назвать события из своего детства, школьной жизни, помнит даты общественной жизни, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера родственники, беседовал ли с ним сегодня врач и т.п. Если подобного больного спросить, навещали ли его сегодня родственники, нередко можно получить ответ: "Я не помню, но у меня в кармане папиросы — значит, жена приходила". Такие больные здороваются по несколько раз, задают один и тот же вопрос, обращаются по много раз с одной и той же просьбой, производят впечатление назойливых людей.

П ри корсаковском синдроме наблюдаются затруднения процесса воспроизведения, а не слабость образования следов.

Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени. Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение, без грубых кофабуляций: нередко больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант событий.

Дефекти мовлення

 

В логопедии для нарушений речи часто используют термины «недоразвитие речи» и «нарушение речи». Недоразвитие речи – предполагает качественно более низкий уровень речевой функции или речевой системы в целом.

  Нарушения речиотклонения от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности, которые подразделяются на нарушения устной речи и нарушения письменной речи. Расстройства устной речи могут быть обусловлены нарушениями произносительной стороны речи (фонационного, внешнего оформления высказывания) и структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (системное нарушение речи).

 1. Расстройства фонационного оформления речи

a. дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата;

b. брадилалия (брадифразия) и тахилалия (тахифразия) – патологически замедленный, либо ускоренный темп речи;

c. заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

d. дислалия (косноязычие) – нарушение, недостатки звукопроизношения фонем при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата;

e. ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата (расщелины неба и др.);

f. дизартрия (косноязычие) – нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух, чтения и письма, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

2. Расстройства структурно-семантического оформления реч и

· алалия (дисфация, слухонемота) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (бывает моторная – плохо произносит слова и сенсорная – плохо понимает речь);

·   афазия (утрата речи) – полная или частичная утрата речи (после того, как она уже была сформирована), обусловленная локальными поражениями головного мозга (бывает сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, моторная, динамическая, семантическая)

Расстройства письменной речи (дислекся – частичное специфическое нарушение процесса чтения (бывает акустическая, оптическая, моторная); дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма)

 

Загальна психопатологія, поняття симптому, синдрому; продуктивні та негативні симптоми; психотичний і непсихотичний рівень психічних розладів.

       Медицина вивчає причини i механiзми розвитку захворювань. Вчення про причини та умови виникнення захворювань називається етiологiєю. Цей термiн означає також причину виникнення хвороби або патологiчного стану. Також у двох значеннях вживається термiн патогенез. По-перше, патогенез - вчення про загальнi закономiрностi розвитку, перебiгу, завершення захворювань. По-друге, патогенез - механiзм розвитку конкретного захворювання, патологiчного процесу або стану.        Ознаки патологiчних станiв або захворювань називаються симптомами (вiд грецького symptoma - збiг, ознака). Сукупнiсть симптомiв, якi об'єднанi єдиним патогенезом, називають симптомокомплексом або синдромом (вiд грецького syndromos - той, що бiжить разом). Кожен симптом може входити до складу рiзних синдромiв. Кожен синдром може виникати при рiзних захворюван нях, при цьому деякi синдроми специфiчнi для певних захворювань. Дiагностика може здiйснюватись на синдромологiчному або нозологiчному рiвнi. Синдромологiчна дiагностика означає встановлення синдрому, а нозологiчна дiагностика поляга у визначеннi захворювання (нозологiя - вiд грецької nosos - захворювання, logos – вчення - наука про захворювання та їх класифiкацiю).       Симптоми психiчних розладiв можуть бути продуктивними (позитивними) та негативними. Продуктивними називають психiчнi розлади, якi проявляються у появi психiчних феноменiв, не властивих здоровiй людинi. Негативнi симптоми полягають у втратi хворим психiчних властивостей, якi є складовою частиною психiчного функцiювання в нормi. Наприклад, симптом депресiї - поява тужливо-пригнiченого настрою - належить до продуктивних, а симптом апатiї - збiднення емоцiйної сфери - є негативним симптомом.        За ступенем тяжкостi психiчнi розлади вiдносять до психотичного або непсихотичного рiвн я. Психозхворобливий розлад психiки, який проявляється у цiлком або переважно неадекватному вiдображеннi реального свiту з порушеннями поведiнки, змiною рiзних сторiн психiчної дiяльностi. Як правило психоз супроводжується появою продуктивних симптомiв - галюцинацiй, маячних iдей, психомоторних чи афективних розладiв. Усвiдомлення захворювання при психозi, як правило, вiдсутнє. Розлади непсихотичного рiвня вiдрiзняються вiдносною збереженостю здатностi до адекватного вiдображення реальностi, впорядкованiстю поведiнки, тим, що хворий усвiдомлює наявнiсть хворобливих змiн власної психiчної дiяльностi.

13. Характеристика псевдодеменції.

Псевдодеменцияостро или подостро возникающий вариант истерической реакции, проявляющийся в своеобразном расстройстве сознания, в котором пациент демонстрирует мнимое снижение интеллекта, соответствующее примитивным представлениям о слабоумии:

· бессмысленно вытаращенные глаза,

· «дурацкое» лицо,

· ответы мимо поставленных вопросов

· мимодействия в ответ на самые простые просьбы,

· поведение «веселого придурка» и т.д.

Встречается как правило в ситуациях угрожающих наказанием или возмездием. Проходит без лечения.

14. Коли зустрічається і як характеризується явище деперсоналізації.

Деперсоализациянарушение самосознания, выражающееся отчуждением от себя самого. Субъективно она всегда неприятна и может существовать длительно или проявляться приступами. Чувство отчужденности от собственного «Я» может касаться как отдельных соматических или психических функций, так и личности в целом. Обычно проявляется только с подросткового возраста. В виде отдельных эпизодов может встречаться у здоровых людей на фоне переутомления, волнения или недосыпания, но чаще всего возникает при депрессии или шизофрении.

Бывает соматопсихическая и аутопчихическая деперсонализация.

При первой –возникает чувство чуждости всего тела либо его частей или даже их исчезновения.

Во втором случае возникает чувство чуждости отдельных своих психических функций или своего «Я» в целом. Когда это касается отдельных психических функций, то больные говорят об исчезновении чувств, сообщают, что им кажется чуждой собственная речь, мысли и ли прошлое.

15. Психологічні механізми порушень сприйняття.

Восприятиепсихический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей. При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных заболеваниях, перцептивные процессы могут нарушаться. Однако существуют такие отклонения восприятия, которые могут наблюдаться и у вполне здоровых людей (например, иллюзии).

Расстройства восприятия можно разделить на три основные группы: иллюзии, галлюцинации и расстройства сенсорного синтеза.

Иллюзииискаженное восприятие реально существующего предмета или явления (бывают зрительные, слуховые, тактильные и др.). В зависимости от причин бывают: физические (ложка в стакане), физиологические (иллюзии кренов, противовращения) и психические (при экзальтации, экстазе, пр).

Галлюцинациирасстройства восприятия, когда человек вследствие нарушения психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует (также бывают зрительные, слуховые, обонятельные и пр.). Бывают истинные галюцинации – развертываются в реальном пространстве и псивдогаллюцинации – нет полной чувственно-телесной ясности образов (я «как будто» вижу…)

Расстройства сенсорного синтезанарушение интеграции сенсорной информации (дереализация – выпадение определенного свойства реальности (уменьшение, увеличение) и расстройства «схемы тела» - нарушение восприятий своего тела (веса, органов)).

 

16. Методики діагностики особливостей сприйняття пацієнта.

Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Нарушения восприятия выявляются особенно четко при экспозиции ситуационных картинок. Помимо того, что больные не улавливают сюжета, они при этом проявляют и ряд других, характерных феноменов. Не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи.

Отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной фиксирует свое внимание. Так, гриб больной называет помидором, если выступила как часть головка гриба, или же видит в грибе огурец, если фиксирует внимание на его ножке. Поэтому при предъявлении рисунка больному часто безразлично: показывают ему его часть или целое.

Измерение объема восприятия

Объем восприятия – число объектов, которые могут быть восприняты одномоментно, при кратковременном их проявлении. По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4 – 6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 – 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 – 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два

коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 – 12 букв, или 4 слова, образующие фразу.

Наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Набор 1

1. РОПМЬУЛД 6. ЭВОЕРАПВ 11. АРОПЦДАТ 16. ЦЗУБКОПА…

Набор 2

1. Я иду домой. 2. Давай пойдем гулять…

Иллюзии восприятия

Узнавание фигур

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением  9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд.После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

 

17. Захворювання, при яких порушується сприйняття.

В литературе по психопатологии встречаются описания следующих нарушений восприятия:

· гиперстезия/гипостезия (усиление/ослабление восприятия по силе);

· анестезия (потеря чувствительности), 

· деперсонализация (расстройство восприятия собственной личности), 

· утрата сложных чувств;

· искаженное восприятие окружающего мира (например, “дежа вю”),

· иллюзии, галлюцинации и др.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности – например, усиление болевого чувства, так называемые “психогенные” боли.

У больных шизофренией  трудности узнавання объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью.

При психопатиях разного типа наблюдают как повышение чувствительности, так и ригидность и снижение чувствительноститакже при повышении эмоционального тонуса.

Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. Большое значение в нарушениях восприятия принадлежит личностному фактору.

 

18.  Розлади сприйняття - ілюзії і психосенсорні розлади.

К обманам восприятия относят иллюзии и галлюцинации. Обманы восприятия относятся к продуктивным (позитивным) симптомам.

Иллюзии - это расстройства, при которых реально существующие объекты воспринимаются как совершенно другие предметы и объекты.

От патологических иллюзий следует отличать ош



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.131 с.)