Исследование нарушений мышления в работах школы Зейгарник. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование нарушений мышления в работах школы Зейгарник.



Б. В. Зейгарник опирается на культурно-деятельностную традицию.

Мышление – познавательная деятельность, мотивированная, опирающаяся на систему понятий, подчинённая цели, направленная на решение задачи с учётом условий её выполнения, реализующаяся с помощью операций.

Общая структуры мыслительной деятельности едина как в норме, так и в патологии, но в патологии отдельные единицы мыслительной деятельности могут быть либо чрезмерно развёрнуты, либо сокращены по сравнению с нормой. Некоторые звенья психической деятельности могут быть искажены. Таким образом, в каждом конкретном случае надо понять, какие звенья и каким образом нарушены.

Исходя из этих положений Б. В. разработала классификацию нарушений мышления по месту в структуре деятельности:

1) нарушения мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, категоризация…)

· снижение уровня обобщения;

· искажение процесса обобщения;

2) нарушения динамики мыслительной деятельности (скорость, темп мыслительной деятельности, возможность переключения)

· лабильность;

· инертность;

3) нарушения мотивационно-личностного компонента мышления

· (не)критичность;

· разноплановость (соскальзование, собственно разноплановость и разорванность);

· резонёрство.

Гипотеза исследований школы Зейгарник:

1) Нарушения мышления при шизофрении не носят изолированного характера, их нельзя рассматривать в отрыве от эмоционально-личностной сферы, в отрыве целостной жизнедеятельности человека как личности.

2) В основе нарушений мышления при шизофрении лежит феномен смысловой смещённости, то есть изменение системы личностных смыслов.

3) Явление смысловой смещённости обнаруживается не только в мышлении, но и в познавательной деятельности в целом.

Основные методы исследования:

1) биографический метод (анализ анамнеза позволяет выявить мотивационные изменения);

2) патопсихологический эксперимент (используется множество методик для оцени познавательной сферы);

3) выполнение проб в условиях варьировании инструкций;

4) экспериментальные методики школы К. Левина (моделирование аффекта – Т. Дембо; уровень притязаний – Хоппе, эмоциональное пресыщение – Карстон, неоконченные действия – Зейгарник).

50-60-е гг. – исследования, направленные на подтверждение гипотезы.

Школа Зейгарник: Соколова, Коченов, Братусь, Петренко (Бондарева), Николаева, Поляков*.

Эксперимент Коченова: исследование нарушений мышления в зависимости от мотивации. Материал – различные мыслительные задачи. З вида инструкции: глухая; исследование мышления; решение вопроса о выписке (значимая). У здоровых людей мыслительная деятельность менялась в зависимости от инструкции, в целом они были мотивированы на успех. У больных шизофренией не наблюдалось зависимости качества и скорости выполнения заданий от инструкции. Страдает смыслообразование.

Изучение процессов смыслообразования и целеполагания в ситуации свободного выбора заданий. Ситуация самостоятельного выбора заданий (по типу экспериментов Левина).

 

Испытуемым было предложено 9 простейших заданий:

1) счёт по Крепелину (загуглите как выглядят бланки) – на каждую строку по 15 сек.;

2) корректурная проба – ряды букв, в которых определённую нужно вычёркивать;

3) кубики Кооса;

4) сложить колодец из полной коробки спичек;

5) коробка скрепок, из которых нужно сложить цепочку;

6) написать 100 крестиков;

7-9) 3 детские головоломки (например, составить картинку из частей).

Инструкция: выберите 3 задания, чтобы уложиться в 7 минут.

Результаты:

Здоровые люди руководствовались мотивацией достижения, подкрепления самооценки и т. п. Эти мотивы придают смысл заданиям. Испытуемые стараются уложиться в 7 минут и выбирают задания экономично. К выбранным заданиям применяют определённые стратегии решения. Проявляют эмоциональные реакции на результат, оценку.

Больные шизофренией. Понимание инструкции есть, но оно формально, декларативно. Больные не ориентируются на скорость, не обнаруживают старания, нет экономичного выбора. Отбор заданий иной, например, всё время строить колодец. Вычурный интерес, не связанны с продуктивной деятельностью. Часто выбирали головоломки, при этом могли их ломать и так решать задачу. Разные задания выбирались с разной мотивацией: «Это красиво лежит»; «Это лежит ближе»; «Этого я никогда не делал». То есть основания разные, но не соответствуют инструкции. Эмоциональной реакции на успех или неудачу нет.

Интерпретация результатов:

  1. У больных шизофренией процесс смыслообразования нарушен (актуализации адекватного смысла):

- адинамия мотива – снижение побуждающей силы (больной знает, зачем эти задания, интеллект сохранен, но активности не обнаруживает);

- разноплановость мотивировки;

- нарушение мотивационной иерархии (не было доказано в эксперименте, вывод на основе анализа биографий пациентов), например, главный мотив – любовь к музыке, философии.

  1. В основе нарушений познавательной деятельности при шизофрении лежат изменённая мотивация и смыслообразование. Она влечёт за собой нарушения целеполагания и целедостижения и ошибки в когнитивной сфере.

Таким образом, складывается следующая структура синдрома: синдромообразующий фактор – нарушение мотивации, вторично – нарушения целеполагания и целедостижения и нарушения в познавательной сфере.

Источники: лекции Виноградовой и Николаевой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.007 с.)