Психологическая и патопсихологическая характеристика ощущения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая и патопсихологическая характеристика ощущения.



Основы патопсихологии

Вопросы к экзамену

1. Предмет изучения дисциплины патопсихология.

2. Психологическая и патопсихологическая характеристика ощущения.

3.  Психологическая и патопсихологическая характеристика восприятия. Методы исследования.

4.  Психологическая и патопсихологическая характеристика внимания. Методы исследования.

5. Психологическая и патопсихологическая характеристика памяти. Методы исследования.

6.  Психологическая и патопсихологическая характеристика мышления. Методы исследования.

7. Психологическая и патопсихологическая характеристика интеллекта. Методы исследования.

8. Психологическая и патопсихологическая характеристика эмоций. Методы исследования.

9. Психологическая и патопсихологическая характеристика воли.

10. Психологическая и патопсихологическая характеристика сознания.

11. Основные патопсихологические синдромы: Шизофренический патопсихологический синдром. Экзогенно-органический патопсихологический синдром

12. Основные патопсихологические синдромы: Аффективно-эндогенный патопсихологический синдром. Личностно-аномальный патопсихологический синдром.

13. Основные патопсихологические синдромы: Эндогенно – органический патопсихологический синдром. Психогенно-невротический патопсихологический синдром.

14. Основные патопсихологические синдромы: Олигофренический патопсихологический синдром. Психогенно – психотический патопсихологический синдром.

 1.Предмет изучения дисциплины патопсихология.

Патопсихология – раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни.

Анализ патопсихологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером протекания и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Патопсихология как психологическая дисциплина походит из закономерностей структуры и развития психики в норме.

Методы исследования

Таблицы Шульте

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой):

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Корректурная проба

Направлена на исследование способностей концентрации внимания и его устойчивости. Необходимо зачеркнуть одну или две цифры (табл. 30). При этом через каждые 30-60 сек, по указанию психолога, ставится отметка (вертикальная черта) на просматриваемой строке и продолжается работа до конца страницы. Регистрируется время, затраченное на выполнение задания, количество ошибок и темп выполнения задания. В норме таблица выполняется за 8-11 мин. Допускается до 10 ошибок. Распределение ошибок в первой и второй половине равномерно.

Методика "Счет по Крепелину

 На сегодняшний день методика имеет достаточно широкий спектр применения. Ее используют не только для исследования воли в процессе выполнения умственных задач, но и для определения качества внимания - его переключаемости, устойчивости - а также темпа психической деятельности.

 Психодиагностический тест представляет собой попарно расположенные ряды чисел (8), которые нужно складывать или вычитать, в зависимости от этапа исследования. Числа несложные, доступные для умственных операций человека, достигшего подросткового возраста.

Тест Мюнстерберга Один из тестов Мюнстерберга направлен не только на развитие внимания, но и на его диагностику одновременно. Человеку выдают листок бумаги, на котором напечатан большой абзац из набора букв. Буквы, на первый взгляд, никак не связаны между собой. Каждая строчка выглядит примерно так: «уполдтдождьмиоаидаыьлжмалдм». Но в этом наборе букв скрываются слова, которые человек должен отыскать в течение отведенного ему времени. Как правило, на выполнение задания дается 2-3 минуты.

 

Методы исследования


МЕТОД ПИКТОГРАММЫ

В отечественной психологии метод пиктограммы традиционно рассматривается как относительно простой по технике проведения и в то же время весьма продуктивный исследовательский и диагностический прием. К нему, как правило, обращаются при анализе различных нарушений мышления и памяти. Пиктограмма - образ, создаваемый испытуемым для опосредствованного запоминания.

Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Перезказ

 

 

Методы исследования

Диагностическая методика "Проблема Эверье"

Предназначение

Методика предназначена для оценки целенаправленности мышления – насколько испытуемый способен думать, подчиняясь главной задаче.

Методика часто используется в патопсихологических исследованиях в составе батареи методик для изучения мышления, интеллекта.

Применяется индивидуально.

Оцениваемые качества

Целенаправленность мышления

Порядок проведения

Испытуемому предлагается проанализировать отрывок текста.

Он должен произвести анализ и рассказать, как он понял этот текст, какие в нем основные мысли отражены.

Ассоциативный эксперимент

Процедура ассоциативного эксперимента. Испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. «Ассоциативный эксперимент» используется для оценки качественной специфики мышления.

(ассоциации к словам)

Методы исследования

Метод Векслера

Экспериментально-психологическое исследование интеллекта позволяет уточнить характер и тяжесть снижения интеллекта. Интеллект оценивается опосредованно при исследовании мышления, понимания переносного смысла пословиц и поговорок, общей осведомленности, составляющих основу теста Векслера. Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик субтестов, разделенных на вербальную и невербальную группы.

Методы исследования

Проективный "цветовой тест Люшера"

Используется для оценки эмоциональных нарушений. Он представляет собой набор карточек разного цвета (обычно используется восьмицветный тест). Обследуемому предлагают расположить их по мере снижения симпатии к цвету: на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее - «самый неприятный». Исследование повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, характеризующие индивидуально­психологические особенности человека. Символика цвета уходит корнями в истоки существования человека на земле и связана с эмоциональной оценкой явлений природы (солнца, плодов, ночи, крови).

Тест Спилбергера-Ханина

Цель теста:определение уровней реактивной и личностной тревожности.

Дается две таблицы в которых нужно зачеркнуть цифру в соответствующей графе. (1 табл.как вы чувствуете себя в данный момент, 2 табл.как вы чувствуете себя обычно)

Формы нарушения сознания

  Помраченное сознание

Критериями помраченного сознания считаются:

1. дезориентировка во времени, месте, ситуации;

2. отсутствие отчетливого восприятия окружающего;

Больной не определяет, где он находится, не понимает, что с нм происходит и кто рядом с ним. Нестойкость внимания, отвлекаемость на внешние раздражители.

3. разные степени бессвязности мышления;

Больной использует в речи ограниченное количество слов, не может ответить на достаточно простые вопросы. Нередко речь состоит из одних слогов и звуков.

4. затруднение воспроизведения происходивших и проис­ходящих событий, а также собственных болезненных явлений.

У больных либо полная амнезия, либо частичная.

Важно отметить, что для констатации состояния помрачен­ного сознания решающее значение имеет установление сово­купности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помра­чении сознания. Отсутствие же всех перечисленных критериев расценивается как ясное сознание.

Эмоциональная сфера

носит двоякий характер:

  • прогрессирующее обеднение эмоциональных реакций;
  • их неадекватность, парадоксальность.

В шизофрении присутствуют 4А

Амбивалентность(противоречивость)

Аутизм

Аппатия

Абулия (безволие) – снижается способность волевой регуляции

Вероятность возникновения шизофрении различный и зависит от сочетания генетических факторов:

§ ребенок рожден от родителей, один из которых болен шизофренией – 9-13%,

§ ребенок рожден от двух больных шизофренией родителей – 40-46%,

§ у ребенка больны шизофренией бабушка или дедушка – 5%,

§ у ребенка больны шизофренией родные братья или сестры – 6-12%,

если шизофрения наблюдается у матери, то частота заболевания детей увеличивается в 5 раз, чем в случае болезни отца.

 

Причины возникновения

1. Наследственный механизм. Причина возникновения шизофрении – наследственная.

2. Нейрохимический механизм. Наблюдается дисбаланс дофаминэргической активности: повышенная активность в мезолимбическом тракте и сниженная — в мезокортикальном. Также наблюдается нарушение баланса других нейротрансмиттеров, таких, как норадреналина, серотонина, ГАМК, глутамата, ацетилхолина и др. Нарушен обмен липопротеидов, белков, и углеводов.

Важное патогенетическое значение имеют также пол и возраст. Тяжелее протекает шизофрения у мужчин, более легкое протекание можно наблюдать у женщин.

Шизофрения, манифестирующаяся в детском и юношеском возрасте (до 21 года), является менее благоприятной. Если болезнь возникла в среднем и позднем возрасте (после 40 лет), то она, как правило, протекает легче.

Внешние воздействия (психотравмирующие ситуации, острые инфекционные заболевания) могут спровоцировать первый приступ шизофрении, но не являются непосредственной причиной возникновения заболевания. При 2 и 3 обострении наличие соматогенных (роды, эндокринные заболевания, инфекции, травмы), психогенных факторов и любых стрессоров в дебюте (начале) шизофренического процесса равно по вероятности случайному совпадению.

Неврозы

Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психи-ческое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений

Основные особенности невроза:

1. психогенная природа заболевания (психогенный фактор как причина);

2. доминирование в клинической картине невроза эмоциональных и соматовегетативных расстройств;

3. обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности.

Психогения связана с личностью больного, с психотравмирующей ситуацией, трудностью этой ситуации, с неспособностью личности в данных конкретных условиях самостоятельно разрешить ее. Именно в этом случае возникают патогенные переживания личности, порождающие невротическое заболевание.

Присущие невротическому конфликту переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они занимают центральное место в системе отношений личности к действительности.

В отечественной литературе обычно выделяют три клинические формы неврозов: неврастению, истерическийневроз, невроз навязчивых состояний.

Им соответствуют три типа невротических конфликтов:

Неврастенический тип конфликта представляет собой противоречие между актуальными возможностями личности с одной стороны, и ее стремлениями и завышенным требованиями к себе, с другой.

Особенности конфликта этого типа формируются при определенном воспитании, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида.

У больных неврастенией в преморбиде (до заболевания) наблюдаются повышенная ответственность и добросовестность, хорошая работоспособность и активность в сочетании с достаточно выраженной тревожностью и чувствительностью к критике. Особенно характерно для них стремление к чрезмерным, превышающим реальные возможности усилиям в основных видах деятельности.

Истерический тип конфликта: чрезмерно завышенные претензии личности, всегда сочетающиеся с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Требовательность к окружающим превышает требовательность и критическое отношение к себе.

В генезе этого типа конфликта существенное значение приобретают история развития личности, процесс формирования системы ее жизненных отношений. В силу неправильного воспитания (обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания, когда "все позволено"; с другой стороны, при безразличном отношении по типу "отвержения", а также грубо-деспотическом подавляющем воспитании) у таких лиц ослабляются способности тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

У больных истерией в преморбиде наблюдаются завышенная самооценка, эгоистичность и эгоцентричность, относительно высокая активность, сочетающиеся с низкой степенью решительности и целенаправленности, значительной степенью внушаемости и самовнушаемости.

Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта обусловлен прежде всего собственными противоречивыми внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями, между влечениями и этическими надстройками.

Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.

В преморбиде у больных неврозом навязчивых состояний наблюдаются низкая степень активности, уверенности в себе, решительности, целенаправленности в сочетании с выраженной тревожностью и мнительностью (черты, свойственные психастеническому типу). У части больных – сочетание повышенной впечатлительности и чрезмерной чувствительности при склонности к задержке внешних проявлений эмоциональных реакций и в связи с этим наличие постоянной фиксацией на значимых сложных жизненных обстоятельствах. Чему способствовали также склонность к самовнушению.

Основы патопсихологии

Вопросы к экзамену

1. Предмет изучения дисциплины патопсихология.

2. Психологическая и патопсихологическая характеристика ощущения.

3.  Психологическая и патопсихологическая характеристика восприятия. Методы исследования.

4.  Психологическая и патопсихологическая характеристика внимания. Методы исследования.

5. Психологическая и патопсихологическая характеристика памяти. Методы исследования.

6.  Психологическая и патопсихологическая характеристика мышления. Методы исследования.

7. Психологическая и патопсихологическая характеристика интеллекта. Методы исследования.

8. Психологическая и патопсихологическая характеристика эмоций. Методы исследования.

9. Психологическая и патопсихологическая характеристика воли.

10. Психологическая и патопсихологическая характеристика сознания.

11. Основные патопсихологические синдромы: Шизофренический патопсихологический синдром. Экзогенно-органический патопсихологический синдром

12. Основные патопсихологические синдромы: Аффективно-эндогенный патопсихологический синдром. Личностно-аномальный патопсихологический синдром.

13. Основные патопсихологические синдромы: Эндогенно – органический патопсихологический синдром. Психогенно-невротический патопсихологический синдром.

14. Основные патопсихологические синдромы: Олигофренический патопсихологический синдром. Психогенно – психотический патопсихологический синдром.

 1.Предмет изучения дисциплины патопсихология.

Патопсихология – раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни.

Анализ патопсихологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером протекания и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Патопсихология как психологическая дисциплина походит из закономерностей структуры и развития психики в норме.

Психологическая и патопсихологическая характеристика ощущения.

Под ощущением понимается процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы  чувств. Ощущения являются основой многих симптомов и синдромов разнообразных болезней, одними из элементарных (простых) психических явлений. Они могут носить осознаваемый или неосознаваемый характер и существенно влиять на особенности предъявления пациентом жалоб на состояние собственного здоровья, что способно существенным образом влиять процесс диагностики.

Важной характеристикой ощущений является понятие порога ощущения — величины раздражителя, способной вызвать ощущение.

Различают абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущений.

· Абсолютным нижним порогом ощущений (или порогом чувствительности) называют минимальную величину раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение

· абсолютным верхним порогом ощущений — максимально допустимую величину внешнего раздражителя.

·  Под дифференциальным порогом ощущений понимают минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений.

· Оперативным порогом ощущений определяется как наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

Ощущения могут возникать в различных органах чувств и по данному критерию ощущения разделяются на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные. Существуют (Р.С. Немов) средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека (таблица 6).

Ощущения могут характеризоваться по громкости, яркости, высоте звуков.

Выделяют следующие виды ощущений в зависимости от механизмов (источников) их возникновения: экстероцептивные (обусловленные воздействием раздражителей на рецепторы — нервных окончаний — поверхности кожи или слизистых); интероцептивные (вызванные воздействием раздражителя на нервные окончания, ин-нервирующие внутренние органы и располагающиеся в стенках дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и других органов) и проприоцептивные (связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях или суставах).

Таблица 6 Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений

Органы чувств

Величина абсолютного порога ощущений (в виде условий для возникновения едва заметное ощущения данной модальости)

Зрение. Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза

Слух. Различение тикания наручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м

Вкус. Ощущение присутствия одной чайной лржки сахара в растворе, содержащем 8 л воды

Запах. Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат

Осязание. Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхности кожи с высоты около 1 см

Общими для всех видов ощущений считаются количественные и качественные изменения ощущений.

К количественным относят такие, как:

· анестезия — утрата способности ощущать различные виды раздражений;

·  гипоэстезия — снижение способности ощущать различные виды раздражений;

· гиперестезия — повышение способности ощущать различные виды раздражений.

Потеря чувствительности (анестезия) распространяется на тактильную, болевую, температурную чувствительность и может захватывать как все виды чувствительности (тотальная анестезия), так и отдельные ее виды (парциальная анестезия).

По механизмам возникновения выделяют:

· корешковую анестезию, при которой тотально нарушается чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга,

· и сегментарную, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определенного сегмента спинного мозга.

Последний вид анестезии может быть как тотальной, так и диссоциированной, при которой наблюдается отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохранении проприоцептивной или наоборот.

Качественные:

· синестезия – возникновение ощущений в одном из анализаторов после раздражения другого анализатора

· парестезия – неприятные ощущения онемения, покалывания, жжения. Могут возникать в различных частях тела, иметь тенденцию перемещения, при этом больные становятся суетливыми, неусидчивыми, тревожными. У них отмечается повышенная чувствительность к соприкосновениям кожи с одеждой, постельным бельем.

Особо выделяют нарушения чувствительности вплоть до ее исчезновения при некоторых заболеваниях. В частности, описана лепрозная анестезия, возникающая в результате специфического поражения кожных рецепторов при лепре и характеризующаяся последовательным ослаблением и утратой температурной, затем болевой, а впоследствии и тактильной чувствительности при длительно сохраняющейся проприоцептивной чувствительности. Хорошо известна истерическая анестезия, характеризующаяся функциональным исчезновением чувствительности у больных с истерическими нет вротическими расстройствами при отсутствии органического поражения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чувствительности по типу «чулок и перчаток». Они проявляются особым видом нарушения болевой чувствительности, при которой отмечаются четкие границы нарушений чувствительности, не соответствующие зонам иннервации определенных корешков или нервов.

Одним из наиболее часто встречающихся в клинической практике феноменов является гиперестезия. Она входит в структуру астенического синдрома, являющего типичным и широко распространенным способов психического реагирования на заболевание. При этом гиперестезия захватывает, как правило, все сферы, но чаще отмечаются зрительная и акустическая гиперестезии.

Кроме гипо-, гипер- анестезий, при которых нарушается количественные показатели, выделяют качественные расстройства ощущений, например, синестезию — возникновение ощущение в одном из анализаторов после раздражения другого анализатора. Так, испытуемый может испытывать неприятные вкусовые ощущения при определенных зрительных раздражителях; иметь, к примеру цветовые ощущения при воздействии на него звуковой раздражений (музыки).

Другой разновидностью патологических изменений ощущений являются парестезии, которые проявляются неприятными ощущениями онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и др. Они могут возникать в различных частях тела, иметь тенденцию к перемещению. При этом больные становятся суетливыми, неусидчивыми, тревожными. У них отмечается повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с одеждой, постельным бельем. Могут иметь место вкусовые парестезии, хотя большинство из них затрагивает тактильную чувствительность.

 

Психофизический закон Beбера-Фехнера - описывает зависимость силы ощущения от величины действующего раздражителя. В соответствии с данным законом величина ощущения прямо пропорциональная логарифму интенсивности действующего раздражителя. Согласно этому закону ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. При этом сила раздражения возрастает в геометрической, а рост ощущения при этом в арифметической прогрессиях.

 

Принципиальное значение для клинической психологии имеют показатели болевой чувствительности, их личностные особенности и изменения при различных патологических состояниях и заболеваниях. Известны четыре основных типа отношения к боли (А.К.Сангайло):

1 тип: порог боли низок — высока общая чувствительность к боли. Порог предела выносливости наступает скоро, вслед за чувством боли — низкая выносливость болевого чувства.

2 тип: порог боли низок — общая чувствительность к боли высока. Порог предела выносливости к боли высок — выносливость к болевому чувству большая, болевое чувство легко переносится. Интервал выносливости достаточен.

3 тип: порог боли высок — чувствительность к боли невысока. Интервал выносливости мал — поздно наступающее чувство боли переносится плохо, разрыв между порогом боли и выносливостью мал.

4 тип: порог боли высок — общая чувствительность невысока. Интервал выносливости достаточен — выносливость болевого чувства хорошая.

Роль формирования ощущений достаточно существенная, поскольку на базе ощущений происходит становление процесса восприятия реальности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.078 с.)