Понятие коммуникации, специфика коммуникативного знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие коммуникации, специфика коммуникативного знания.



Понятие коммуникации, специфика коммуникативного знания.

Коммуникация (лат. communicatio от communicare – делать общим, связывать, общаться; путь сообщения, форма связи). Чарльз Кули считал, что «коммуникация – это механизм, посредством которого осуществляется развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени». Конецкая определяет коммуникацию как «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств». Коммуникация является объектом изучения многих наук: философии (взаимосвязь и взаимозависимость явлений и процессов действительности), социологии (изучает МЫ), психологии (изучает Я, взаимосвязь людей), политологии (полит.процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики), лингвистики (вербальная коммуникация), биологии (поведение и коммуникация животных (этология)) и ряда других дисциплин гуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов.

Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Значение понятия «коммуникации»: • универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; • техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации; • биологическое, широко используемое в биологии, при исследовании сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.; • социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.

Таким образом, теория коммуникации вписывается в современную систему научных знаний как наука комплексная, интегрирующая знания о коммуникационных процессах в природе и обществе.

Коммуникативное пространство и коммуникативное время.

Коммуникативное пространство – система многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации. А так же, коммуникативное пространство – социальное коммуникативное пространство, агентами которого выступают отдельные люди, группы людей (большие и малые), социальные институты.

Коммуникативное время – длительность и последовательность самих коммуникативных актов.

Уровни коммуникации.

- межличностная

- специализированная

- массовая

Все эти уровни осуществляются в различной сфере, среди людей различного возраста, пола, происхождения, различным народам, нациям, этносам (гендерные, национально-этнические межрасовые коммуникации), могут осуществляться между различными категориями населения (молодёжь, религиозные организации), между странами, народами, государствами.

Типология коммуникаций:

1) различают по масштабности процесса коммуникации и массовости вовлечённых в него или различают:

а) массовую коммуникацию (на уровне социальной системы);

б) коммуникацию среднего уровня (аграрную, масштабов средних групп);

в) внутриорганизационные коммуникации;

г) локальные коммуникации;

д) внутригрупповая, где взаимодействие не выходит за границы определённой группы;

е) межгрупповые, взаимодействие между группами.

2) по отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых связей (внешние, межличностные, внутри личностные коммуникации)

Понятие языка коммуникации.

Одним из основных средств коммуникации является речь, речевое общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения.

Речь - это вид деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной и т.д.). Говорящий, осуществляя эту деятельность, использует средства языка-двух основных целях: для общения с другими людьми или для обращения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.

Функции речи (языка). Вопрос о конкретных приемах речевого воздействия теснейшим образом связан с общей проблемой функций речи (языка). Известно, что языковое оформление каждого конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор. Каждое высказывание выполняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привлечение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций. К основным функциям относят:

- коммуникативную, или репрезентативную (репрезентация — представление; изображение, образ), которая является доминирующей;

- апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;

- экспрессивную (экспрессия — выражение и выразительность).

Система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних, необходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления).

В процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.

Схема функций речи еще более усложняется, если учесть, что язык используется не только для коммуникации, но и в других видах деятельности. Так, когнитивная (познавательная) функция языка реализуется в познавательной деятельности, т.е. в мышлении. Язык используется и в мнемической деятельности как опора памяти и т.п. Эти функции языка изучаются прежде всего философией и психологией.

Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций.

Средства коммуникации.

Знаковая система как звено-посредник включается в более широкую материальную систему. Знаковые системы в совокупности образуют непрерывный ряд явлений в объективной действительности. Этот ряд может быть разделен человеком (наблюдателем).

В результате все знаковые системы могут быть расположены в раздельной последовательности в соответствии со ступенями знаковости. Эта последовательность, «гамма», составляет особый закон семиотики.

В семиотике выделяют несколько признаков естественного человеческого языка, отличающих его от других знаковых систем и, прежде всего, от систем коммуникации у животных.

Главными признаками естественного человеческого языка являются:

1. Канал для всех языковых сообщений вокально-слуховой: языковые сообщения передаются голосом и воспринимаются слухом. Этим человеческий язык резко отличается от языка низших животных. Однако с точки зрения того, что исходит внутри организма при восприятии языковых сигналов - имеется много общего даже между человеком и низшими животными.

2. Языковая деятельность не имеет непосредственного биологического значения, иначе говоря, она биологически нерелевантная. Как бы ни изменялся характер речи (тембр, высота голоса, интонация и т.п.) в процессе разговора, это нисколько не влияет на биологические свойства окружающей среды. В то время как знаковые системы животных имеют и чисто биологическое значение.

3. Произвольная семантизация. Между самим знаком и тем, что он означает, всегда существует связь, иначе знак не был бы знаком. Так, когда мы видим во дворе дерево, которое растет и зеленеет, то это не означает ничего, кроме того, что оно растет и зеленеет. Связь между явлением, выступающим в качестве материального знака, и тем явлением, которое им означается, называется семантизаций (приданием смысла).

Другие отличия человеческого языка от систем связи у животных вытекают из перечисленных трех главных свойств, являются его следствиями. К ним относятся: рассеянная передача и направленный прием, быстрое затухание, взаимозаменимость, разобщенность, открытость, традиция и обучение обратимость.

Содержание и средства речевой коммуникации. Вариативность языка.

Под речевой коммуникацией понимается разговорное общение. Общение обозначает процесс обмена мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседника. Социологи рассматривают общение, как социально-обусловленный вид деятельности людей. Психологи исследуют процесс установления развития контакта между людьми с целью обмена информации. Лингвисты, процесс общения представляют, как актуализацию коммуникативных функций языка в тех или иных речевых ситуациях.

Жанры речевой коммуникации.

Выделяют диалогическую и монологическую речь. Диалог – форма речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от речевой ситуации), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности. Типы диалога: информативный; прескриптивный (содержит просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить предлагаемое д-ие); диалог-обмен мнениями (это обычно спор или дискуссия); диалог с целью установления или регулирования межличностных отношений; праздноречивый (это эмоциональное общение или интеллектуальный разговор).

Монолог – форма речи, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Для монолога характерны большая протяжённость реплик, композиционная сложность, смысловая завершённость, большая степень традиционности при выборе языковых средств. К разновидностям речевой коммуникации относят также спор, полемику, дискуссию. Спор -всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой называется такой спор, при котором имеется конфронтация, борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Дискуссия – публичный спор, целью которого в отличие от полемики является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается наиболее эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Коммуникативные стили.

- это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем. 2 переменные измерения межличностной ком-ии: открытость в коммуникации и адекватностъ обратной связи. 1ое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия; 2ое измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них.

       Таблица: коммуникационный стиль (КС) индивидов:

1 - квадранте может быть определен как открытие себя. Этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида.

2 – КС определяется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.

3 - КС характеризуется замыканием в себе, т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

4 - КС связан с защитой себя и характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими. В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «торговля за себя» и характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации. Было бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационных стилей является наиболее желательным. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.

Семиотика.

Семиотика, или семиология - наука, исследующая свойства знаковых систем и соответственно знаков (естественных и искусственных языков). Семиотика, находясь на стыке наук, получает материал из различных наук, обрабатывает его и затем передает этим наукам свои обобщения.

Являющаяся объектом изучения семиотики знаковая система - это совокупность знаков, устроенная определенным образом. Знаковая система есть материальный посредник, который служит для обмена информацией между двумя другими материальными системами

По объекту изучения современная семиотика разделяется на три больших узла:

1) семиотика языка и литературы, объектом изучения которой являются проявления языка, или тексты;

2) знаковые явления других родов, такие, как живопись, музыка, кино, обряды;

3) системы коммуникации животных и системы биологической связи в человеческом организме.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

1) синтактику, изучающую отношения между знаками;

2) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом - внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков;

3) прагматику, изучающую отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, читающим.

Частнонаучные методы.

Частнонаучные методы – совокупность способов исследовательских приёмов и процедур познания, применяемые в той или иной науке.

Теория коммуникации представляет собой многоуровневую чрезвычайно-разветвленную систему (социология, психология, педагогика, лингвистика, а также методы межнаучных дисциплин: социолингвистика).

1) социологический метод – совокупность приёмов, конкретно социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное коммуникативное состояние в обществе.

Методы:

· опросы

· анкетирование

· эксперименты

· статистический анализ

· математическое моделирование

Все они позволяют собрать много информации, а на его основе изучать социально-коммуникативные исследования.

2) контент-анализ – этот метод обращён к содержательной стороне информации. В первую очередь рассчитан на изучение деятельности СМИ. Главным объектом являются тексты, которые несут печатную или видео информацию.

3) интент-анализ – этот метод разрабатывается главным образом в рамках психологических наук и исходит из того, что человеческая речь представляет преднамеренное действие.

Однако, интернациональной пласт речи, не всегда доступен для написания, поэтому разрабатывается техника его фиксирования интент-анализ.

4) социолингвистика – изучает влияние социальных характеристик участников на протекании вербальных значений (роль, профессия, возраст коммуникантов).

Актуальная проблема социолингвистики – это коммуникативные барьеры (языковые, культурные, которые затрудняют общение между группами).

Основные функции речи.

Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую.

Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Речь используется для передачи информации и побуждения к действию. Побудительная сила речи существенно зависит от ее эмоциональной выразительности.

Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л. С. Выготским и развито А. Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса - внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражениях передних отделов речевых зон - заднелобных и премоторных отделов полушария.

Понятие коммуникации, специфика коммуникативного знания.

Коммуникация (лат. communicatio от communicare – делать общим, связывать, общаться; путь сообщения, форма связи). Чарльз Кули считал, что «коммуникация – это механизм, посредством которого осуществляется развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени». Конецкая определяет коммуникацию как «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств». Коммуникация является объектом изучения многих наук: философии (взаимосвязь и взаимозависимость явлений и процессов действительности), социологии (изучает МЫ), психологии (изучает Я, взаимосвязь людей), политологии (полит.процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики), лингвистики (вербальная коммуникация), биологии (поведение и коммуникация животных (этология)) и ряда других дисциплин гуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов.

Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Значение понятия «коммуникации»: • универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; • техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации; • биологическое, широко используемое в биологии, при исследовании сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.; • социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.

Таким образом, теория коммуникации вписывается в современную систему научных знаний как наука комплексная, интегрирующая знания о коммуникационных процессах в природе и обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.033 с.)