Понятия: етиология, патогенез, патоморфология психичных заболеваний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия: етиология, патогенез, патоморфология психичных заболеваний.



Отрасли патопсихологии

В результате прогресса науки вообще и психопатологии в част­ности сформировались и выделились ее отдельные ветви, отрасли, в том числе детская психопатология, изучающая психические рас­стройства у детей и подростков, методы их лечения, компенсации и коррекции психического дефекта.

Выделились также следующие отрасли общей психопатологии: судебная психопатология, разрабатывающая проблемы судебно­психиатрической экспертизы, правового положения психически больных и умственно отсталых, критерии их дееспособности, вменя­емости и невменяемости; психиатрическая трудовая экспертиза, за­нимающаяся вопросами трудоспособности при аномалиях психики, проблемами социально-трудовой реабилитации и трудоустройства лиц с психическим дефектом; психогигиена и организационная пси­хиатрия, разрабатывающие методы профилактики психических за­болеваний, обеспечивающие организацию психиатрической помощи населению, подготовку и распределение кадров, строительство специальных учреждений, статистику психической заболеваемости; военная психопатология и др.

 

Илюзии: физиологические, аффективные, парейдолии.

Только те расстройства восприя­тия, которые приводят к резкому нарушению познания окружаю­щего и формированию психических расстройств, принято считать патологическими. К ним, прежде всего, относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзии — неверное, искаженное восприятие реально сущест­вующих предметов и явлений действительности, неадекватное чув­ственному раздражению. В зависимости от анализатора, с которым связано восприятие, иллюзии подразделяются на зрительные, слу­ховые, обонятельные, тактильные и др.

Физиологи­ческие иллюзии - при определенных условиях (слабость зрения, слуха, плохое освещение, страх, тревога и др.) могут наблюдаться и у совершенно здоровых людей (миражи в пустыне, в сте­пи; голоса, слышимые в шуме ветра, и т. д.).

Известны оптические иллюзорные восприятия величины и фор­мы предметов.

Аффективные иллюзии возможны у здоровых людей, находя­щихся в подавленном настроении, в состоянии тревожного ожида­ния и страха. Вербальные иллюзии представляют собой ложное восприятие реально происходящего разговора окружающих: чело­век слышит разговор соседей, ведущих отвлеченную беседу, и счи­тает, что ее содержание относится к нему.

Парейдолии - в восприни­мающий объект привносятся элементы фантазирования. При этом, например, обои, лепка на потолке, трещина на стене воспринима­ются как фантастические пейзажи, чудовища, сказочные герои.

У лиц, страдающих психическими расстройствами, иллюзии наблюдаются довольно часто, отличаются яркостью и разнообра­зием, однако болезненное состояние не позволяет им критически отнестись к этим нарушениям.

 

Емоции и их патология.

Эмоции со­провождают всю психическую деятельность человека, в них отра­жается его отношение к воспринимаемому и переживаемому. Источ­ником эмоций является окружающая действительность, которая вызывает у человека те или иные чувства — в зависимости от ее значимости для него.

Эмоция пред­ставляет собой сложный комплекс переживаний, отдельные ее компоненты тесно взаимосвязаны с деятельностью подкорковых структур и коры большого мозга.

Эмоции характеризуются не только субъективными, но и объек­тивными проявлениями.

По характеру различают (низшие и высшие эмоции)

По тону (положительные и отрицательные)

По механизму возникновения (реактивные и витальные).

Низшие, или врожденные, эмоции - безусловные рефлексы и тесно связаны с инстинктами само­сохранения, питания и размножения.

Высшие эмоции, свойственные только человеку (этические, эс­тетические, чувство долга, любви к родине и др.), являются резуль­татом услово-рефлекторной деятельности коры большого мозга. Они связаны с социальными условиями среды и по отношению к низшим являются господствующими.

Положительные эмоции проявляются в виде приятного пережи­вания, чувства радости, удовлетворения, отрицательные— в виде неприятного переживания, чувства неудовлетворенности, тоски и страха, тормозят течение психических процессов.

Витальные эмоции обусловлены болезнями, неприятными ощу­щениями, идущими от внутренних органов в кору большого мозга.

Реактивные эмоции вызваны воздействием внешних и внутрен­них раздражителей и фактически представляют собой сферу эмо­ций человека в норме.

Интенсивность, глубина и подвижность эмоций зависят от ти­па психической деятельности и возраста человека. Дети дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональ­ной возбудимостью, эмоции их подвижные, но не глубокие.

На­строение - более или менее длительное и устойчивое, бодрое или подавленное эмоциональное состояние. Оно является как бы производным многих эмоций, создающих общий фон самочувствия, окрашивающий в течение определенного вре­мени суждения и действия человека.

Физиологические аффект - сильная и кратковременная, внезапно возникающая эмоция, сопровождающаяся двигательной реакцией без помрачения созна­ния(ярость, ужас, пани­ка).

Страсть - очень сильная, но длительная эмоция как в сфере высших чувств, связанных с социальными потребностями человека, так и низших. Сущность ее определяется тем, на что она направлена, например, страсть к стяжательству и личной наживе, страсть к труду.

ФОРМАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

Из наблюдающихся у детей расстройств эмоциональной сферы сравнительно часто встречаются изменения интенсивности настро­ения в виде его повышения или понижения. Повышенная раздражи­тельность, эмоциональная возбудимость, нередко наблюдаемые у детей, не являющихся психически больными, обусловлены недоста­точным развитием задерживающих, тормозящих импульсов, вы­званных неблагоприятными условиями жизни.

Гиперестезия эмоций характеризуется повышенной чувствитель­ностью к раздражителям, неадекватной реакцией на их воздействие, когда события, не имеющие к субъекту никакого отношения, пере­живаются им весьма болезненно, отрицательно влияют на его дея­тельность, отражаются на поведении. Так, эмоциональная гипере­стезия наблюдается у психоастеников, далеких от жизни мечтате­лей, у некоторых невротиков, а также у практически здоровых лиц в пубертатном периоде.

Эмоциональ­ная тупость – эмоция, противоположна гиперестезии, проявляющаяся безразличием к собственному поло­жению, судьбе близких, радости, горю. При этом раздражители не вызывают соответствующей субъективной реакции.

Эйфория — длительное патологическое повышение настроения, неадекватное тому положению и обстановке, в которой находится больной. Это повышенное благодушное настроение сочетается с бес­печностью, недостаточной критической оценкой человеком своего состояния. Например, при серьезных неприятностях, неудачах, тя­желом заболевании человек веселится, говорит о своем «прекрасном самочувствии». Эйфория часто сопровождает­ся психомоторным возбуждением и вегетативными реакциями — учащением пульса, гиперемией лица, расширением зрачков.

Дисфория — острое расстройство настроения со злобно-раз­дражительной тоскливостью, склонностью к агрессивным действи­ям, нередко с измененным сознанием, чувством страха и бредовыми идеями.

Депрессия — подавленное настроение, сопровождающееся тос­кой, двигательной и речевой заторможенностью, тягостными ощу­щениями в теле и резким снижением влечений. Возникает либо без- всяких видимых внешних причин (эндогенная депрессия), либо как реакция на психическую травму (реактивная депрессия). Отмечаются психомоторная заторможенность, соматические рас­стройства (нарушение сна, аппетита, головная боль, диспепсические явления), чувство тревоги, страха.

Эмоциональная слабость (слабодушие) представляет собой резкое, без видимого внешнего повода колебание настроения от повышенного сентиментального до пониженного со слезливостью.

Эмоциональная амбивалентность проявляется одномоментным,' одновременным сосуществованием противоположных чувств к од­ному и тому же объекту, например, одновременно уживается го­рячее чувство любви и ненависти.

Патологический аффект — сильная, кратковременная, внезапно возникающая эмоция, сопровождающаяся гневом, негодованием, яростью, разрушительными действиями, иногда жестоким убийст­вом.

Реакция короткого замыкания — эмоционально-двигательный взрыв, состояние, близкое патологическому аффекту, но в отличие от него возникающее после неоднократных длительных отрицатель­ных эмоций.

Апатия — чрезмерное понижение эмоциональной возбудимости, полное равнодушие и безучастность к окружающему, к себе, отсут­ствие желаний и побуждений, полная бездеятельность.

 

Нарушение внимания

Вниманием называется способность сосредоточиться на внешнем или внутреннем раздражителе, избирательное отношение к объек­там психической деятельности.

· пассивное (непроизвольное отвлечение) является филоге­нетически старой функцией, автоматическим актом, ориентировоч­ным рефлексом

· активное (произвольно регулирующее) произвольный, сознательный, преднаме­ренный акт.

К расстройствам внимания относятся отвлекаемость, истощаемость и застреваемость. Расстройство внимания у детей в случаях неправильного воспитания, так и дисгармонического развития у них эмоционально-волевой сферы (патологическое развитие, психопатия, невроз)..

Слабость активного внимания — неспособность к длительному напряжению в направлении одного объекта и трудность сосредо­точения, обусловлена слабостью тонуса коры большого мозга, сни­жением функции второй сигнальной системы. Человек не может сосредоточиться на той задаче и той цели, которую он перед собой ставит.

Преобладание пассивного внимания — состояние, при котором человек находится во власти множественных внешних раздражите­лей, например, эйфория, маниакальный синдром. При этом внима­ние чрезмерно подвижно, внезапно переключается с одного объек­та раздражения на другой, третий, что практически исключает возможность продуктивной деятельности.

Заторможенность внимания характеризуется нарушением ме­ханизма переключения с одного объекта психической деятельности на другой, что объясняется инертностью основных корковых про­цессов.

Истощаемость внимания наблюдается при черепно-мозговых травмах в позднем и отдаленном периоде органических психических заболеваний, хроническом течении энцефалита, а также при дебильности и неврастении.

Нарушение половых желез.

Евнухоидизм Полная атрофия половых желез или их гипофункция характе­ризуются отсутствием вторичных половых признаков, диспропор­цией роста (длинные конечности при относительно коротком ту­ловище), ожирением, дряблостью мышц и кожи, вегетативными нарушениями. Наблюдаются психические измепепня в виде неус­тойчивости настроения, замедления психических процессов, повы­шенной истощаемости, легкой ранимости, плаксивости по малей­шему поводу. Может отмечаться склонность к резонерству, эгоцен­тризму и раздражительности, в происхождении которой немалую роль играет понимание ребенком своего отличия от других детей. В интеллектуальном отношении дети и подростки с евнухоидизмом обычно не имеют особых отклонений, приближаясь в пубертатном периоде или несколько позднее по своему умственному развитию к нормальным сверстникам.

 

50. ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВАПРИ НАРУШЕНИИ ФУНКЦИИ ГИПОФИЗА

Гипофиз - эндокринная железа, расположен­ную на основании мозга, в гипофизарной ямке турецкого седла, и связанную с гипоталамусом (областью промежуточного мозга). Это железа, стимулирующая и регу­лирующая деятельность остальных эндокринных же­лез. Симптоматика при нарушении функции ги­пофиза зависит от того, какой его отдел (передняя, задняя доля, промежуточная часть) поражен. Для понижения функции перед­ней доли характерен карликовый рост, а для повышения — акро­мегалия, гигантизм. Понижение функции задней доли и проме­жуточной части гипофиза обусловливает адипозогенитальную дис­трофию; повышение функции средней доли — несахарный диабет. Полное выпадение функции гипофиза приводит к возникновению у взрослых гипофизарной кахексии (истощеиия), а у детей — кар­ликовости с гипофизарным ожирением.

Карликовость (нанизм) — состояние, характеризующееся за­держкой роста, который полностью приостанавливается в предпубертатном периоде. Половые ор­ганы недоразвиты, в большинстве случаев страдающие карликовос­тью не способны к воспроизведению потомства. Психическое раз­витие без существенных отклонений от нормы, отмечается лишь своеобразный инфантилизм. Изредка нарушение ин­теллекта в виде дебильности легкой степени. Нередко подозрительность, озлобленность, трудность общения, как вторичная реакция на сознание соб­ственной неполноценности.

Акромегалия и гигантизм возникают вследствие повышения функции гипофиза. Если гиперфункция передней доли гипофиза начинается в тот период, когда процесс окостене­ния трубчатых костей уже закончился,— развивается акромегалия. При этом наблюдается увеличение размеров кистей, стоп, надбров­ных дуг, нижней челюсти, ушей, губ, утолщение кожи, увеличение внутренних органов и нарушение обмена веществ. К психическим нарушениям относятся неустойчивость внимания, гипомнезия, су­жение круга интересов, безразличие и апатичность, иногда ипохондричность и депрессия, легкая степень дебильности.

Гигантизм — характеризуется избыточным ростом всего орга­низма, а не отдельных его частей, как при акромегалии. При ги­гантизме отмечаются тс же симптомы, что и при акромегалии, но более выраженные. Кроме того, повышенная эмоци­ональная возбудимость, частые вторичные изменения характера в связи с чувством неполноценности из-за своего дефекта.

Адипозогенитальная дистрофия из-за гипофункцией гипофиза или поражением гипоталамуса. Это состояние характеризуется патологическим ожирением, инфантильностью, а в дальнейшем — недоразвитием половых же­лез и, вследствие этого, слабой выраженностью вторичных половых признаков. К психическим из­менениям относятся утомляемость и повышенная сонливость, апа­тичность и безразличие, снижение памяти и мышления, вплоть до легкой степени дебильности. Кроме того, наблюдаются головная боль, повышение внутричерепного давления, эпилептиформные припадки, трофические нарушения, сужение полей зрения.

 

51.Шизофрения у детей и подростков

Клинические проявления шизофрении характеризуются поли­морфизмом симптомов и синдромов; ей свойственны разнообразные варианты течения с наличием различных стадий и форм заболева­ния. Особенности течения шизофренического процесса у детей за­ключаются в том, что у них на первый план выступают двигатель­ные нарушения и катонические расстройства, нарастающий аутизм с деперсонализацией и своеобразными прожекторскими фантазия­ми, рудиментарными формами бреда с тревогой и страхом. Если для шизофрении взрослых характерны слуховые галлюцинации, то у детей дошкольного и младшего школьного возраста, наоборот, преобладают зрительные галлюцинации и больше выражены ги- бефренические симптомы.

Все разнообразные проявления шизофрении у детей и подрост­ков можно сгруппировать в четыре наиболее типичные психопато­логические состояния, свойственные в определенной мере для всех форм шизофрении.

Патологическое (бредоподобное) фантазирование наблюдается преимущественно у детей дошкольного возраста. Необходимо раз­личать бесплодную фантазию, основанную па извращенном пони­мании реальности, и полезную, опирающуюся на реальную дейст­вительность.

Незначительный практический опыт ребенка является причиной его своеобразного детского фан­тазирования. Но если оно базируется на нереальной почве, то суж­дения, которые отталкиваются от действительности, дают ребенку неправильное представление о мире, формируют бредоподобные фантазии.

Патологическое фантазирование вначале своего появления поч­ти не отличается от обычных фантазий ребенка. Но в дальнейшем оно приобретает совершенно оторванный от реальности характер и нередко связано с обманами чувств. В фантазии ребенок пытается ре­ализовать неосуществимые стремления, мечтает о могуществе, от­крытии неведомых стран, увлекается изобретениями, вопросами философского характера, например: что такое жизнь, люди, время, почему сахар сладкий, зачем мы живем, нельзя ли иметь один глаз и три руки и т. д.

Абулия у детей школьного возраста наблюдается в выраженной форме. Склонность к длительному бездеятельному существованию, на­растающая вялость, снижение психической активности, резкое па­дение работоспособности, как бы хроническая усталость являются ранними характерными признаками шизофрении.

Как правило, родители и педагоги расценивают абулию как проявление лени. В действительности это пс лень, а начало шизо­френического процесса. Наряду с указанными нарушениями волевой активности не­редко наблюдаются немотивированные, нелепые поступки типа импульсивности. Неожиданно на фоне спокойного состояния боль­ной может громко закричать, неожиданно ударить, поцеловать незнакомого человека, цинично выругаться, упорно добиваться реализации нелепого желания. К упомянутым явлениям нередко присоединяются ипохондрические, бредовые идеи воздействия и галлюцинации.

Эмоциональная тупость. Вследствие нараста­ющего угасания эмоций больной теряет контакт с окружающими, становится безразличным к тому, что в прошлом составляло осно­ву его интересов, проявляет равнодушие к родным и друзьям, к своей жизни. У больного утрачивается чувство такта, появляются грубость, беззастенчивость, по каждому ничтожному поводу воз­никает взрыв ярости, напротив, на воздействие сильного раздражи­теля он не проявляет никакой ответной реакции, у него нет взаимо­связи между аффектом и интеллектом (интрапсихичсская атаксия). Словом, по мере прогрессирования болезни эмоциональ­ные реакции приобретают характер полного равнодушия, нараста­ют оскудение чувств, эмоциональная тупость.

Расщепление (разорванность) мышления. У больного появляются многоречивость и манерность, изменяются целеустрем­ленность и целенаправленность, интересы и аффекты как бы сме­щаются, его интересуют вопросы, которые совершенно не заслужи­вают внимания, случайный факт или случайно услышанное слово становится поводом для непонятных и длительных размышлений,

В дальнейшем наблюдается нарушение единства психики, утра­чивается логическая связь мыслительных операций. Ассоциации носят самый причудливый характер, суждения неожиданны, неле­пы, противоречивы. Иногда речь настолько разо­рвана, что целиком состоит из обрывков не связанных между собой фраз. Нередко она имеет характер пространных, отвлеченных, часто малосодержательных или туманных рассуждений на общие темы.

Таким образом, для расщепления мышления при шизофрении характерен отрыв мышления от реальности, склонность к бесплод­ному мудрствованию и символике. Одни больные очень много го­ворят, другие совсем перестают говорить или стереотипно повторя­ют отдельные слова, фразы, нанизывая в беспорядке одно на дру­гое. В письменной речи преобладают вычурные буквы, завитушки, под­черкивание, обилие знаков препинания, символические обозначе­ния и др.

 

53. Кататоническая форма в одних случаях характеризуется нарас­тающей замкнутостью, отрешенностью от окружающей действи­тельности и депрессией, но чаще отмечаются кататоническое возбу­ждение, переходящее в ступор, сильное напряжение мышц, засты­вание в причудливых позах, неподвижность, негативизм, отказ от еды и речевого контакта. Разумеется, кататонические проявления могут наблюдаться при других формах шизофрении, но при данной форме они образуют своеобразный комплекс симптомов — катато­нический синдром.

Кататоническая форма шизофрении часто проявляется остро, обычно на фоне нормального до этого развития психики. Больной находится в состоянии то полной обездвиженности, то резкого дви­гательного возбуждения с импульсивными и агрессивными поступ­ками. Сначала у ребенка появляются стереотипные движения, отмечаются однообразные манипуляции с игрушками, размахи­вание руками, потом наступает застывание в однообразных позах, ребенок забивается в угол, не реагирует на окружающее н не отвечает на вопросы. Для этого состояния характерны неодно­кратные чередования ступора с застывшими позами и возбуждения, прерываемые непродолжительными ремиссиями, причем этот пе­реход совершается внезапно. В случаях острого течения болезнь ограничивается несколькими приступами ступора и возбуждения и наступает выздоровление. При хроническом течении шизофрении у больного нарастают явления вялости и заторможенности с редки­ми продолжительными ремиссиями, наступают выраженные изме­нения психики в виде аффективного опустошения и нарастающего слабоумия. Таким образом, кататонической форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.

 

54. Гебефреническая, или юношеская, форма шизофрении, характе­ризующаяся медленным течением, наблюдается в старшем школь­ном и юношеском возрасте. Заболевание начинается с появления жалоб на рассеянность, головную боль, бессонницу; про­текает месяцы и годы. Ведущим признаком заболевания является дурашливость с немотивированным весельем и двигатель­ным возбуждением. Переходы от депрессии к взрывам веселья крайне неожиданны. Постоянными симптомами являются нелепая веселость с манерностью, черты дурашливости, одни и те же нелепые выходки, склонность к чудачеству, гримасничанию и кривлянью, в которых нетрудно подметить черты пуэрилпзма.

При этой форме нередко наблюдаются галлюцинации и бредо­вые идеи, которые обычно носят отрывочный, изменчивый харак­тер, придуманы как бы с целью повеселить собеседника. В большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью.

Простая форма шизофрении. Заболевание развивается постепенно, вначале незаметно для окружающих, не производя впечатления психического расстройства. Больной начи­нает плохо учиться, теряет интерес к школе, пропускает занятия. Некоторые больные пытаются трудности в обучении компенсировать усидчивостью, но терпят неудачу, бросают учебу, порывают дру­жеские связи с близкими и товарищами, интеллектуально опуска­ются.

Ведущими признаками болезни являются прогрессирующая ут­рата интересов, нарастающая вялость, эмоциональое безразличие, замкнутость и снижение интеллекта. Течение заболевания мо­жет быть различным, но чем моложе возраст, в котором начался шизофренический процесс, тем значительнее интеллектуальный дефект. В лучшем случае больной приспосабливается к несложным трудовым процессам, пользуясь репутацией неполноценного. В бо­льшинстве случаев болезнь прогрессирует, приводя в оскуднению психики, апатическому слабоумию.

Привитая форма шизофрении (пропфшизофрения) наблюдает­ся у детей и подростков, которые в прошлом перенесли какое-либо органическое поражение головного мозга, вызвавшее задержку психического развития, преимущественно олигофрению или демен­цию легкой степени. Данные анализа свидетельствуют о том, что до начала заболевания для личности ребенка характерны были следующие особенности: капризное упрямство, замкнутость, взры­вы раздражительности, перенесенные заболевания невыясненной этиологии, диатез, интоксикации, черепно-мозговые травмы и др. Таким образом, шизофрения прививается уже на биологически измененную почву, что значительно усложняет течение патологи­ческого процесса и приводит, особенно при возникновении заболе­вания в раннем детском возрасте, к неблагоприятному исходу (остановка в умственном развитии).

Течение и исходы указанных форм шизофрении весьма различ­ны. Болезнь может закончиться выздоровлением, длительной ре­миссией, апатическим слабоумием.

В течение шизофрении три стадии — началь­ную, расцвета симптоматики и исходную. Начальная стадия забо­левания может иметь подострое или хроническое течение. Острое начало болезни наблюдается в подростковом периоде, что связано, по-видимому, с эндокринной перестройкой. Остро возникающая шизофрения, протекающая с бурной психотической симптоматикой, характеризуется бол.ее благоприятным исходом и прогнозом, чем хронически возника1Ьтций процесс с затяжным вялым течением, который часто приводит к слабоумию. Шизофреническое слабо­умие не следует отождествлять с другими видами слабоумия. Апа­тическое (шизофреническое) слабоумие характеризуется менее грубыми деструктивными изменениями в ткани головного мозга, чем слабоумие при исходных состояниях после перенесенного травматического (коммоционного), эпилептического и других ор­ганических психозов.

 

Невроз

В настоящее время под термином «невроз» понимают функцио­нальное, не связанное с повреждением мозга, расстройство психи­ческой деятельности, возникающее вследствие длительной, хрони­ческой психической травматизатии лиц со слабым типом психичес­кой деятельности. Человек, страдающий неврозом, сохраняет критическое отношение к своей болезни, не теряет способности управлять своим поведением.

Невроз может развиваться у человека, совсем не участвующего в трудовых процессах, если его существование сопровождается пе­ренапряжением корковых процессов, психической травматизацией. Невроз — понятие, обобщающее целую группу заболеваний.

 

64. Моносимитоматичсекий невроз — состояние, характеризующееся преобладанием признаков нарушения функции какого-либо отдель­ного органа (при отсутствии органического поражения), в силу чего картина болезни приобретает характер не психопатологической симптоматики, а доминирования какого-либо соматического синд­рома.

Рассмотрим наиболее распространенные в психопатологии дет­ского возраста виды моносимптоматического невроза. К ним, в пер­вую очередь, относятся психогенно обусловленное нарушение функннп пищеварения в виде анорексии — избирательного отношения к мншр или полного отказа от еды, со рвотой, чему предшествует от- гушпиг пииетта.

Часто наблюдается расстройство дыхания в виде приступов так называемого нервного кашля. Он проявляется обычно в определен­ное время дня и ночи.

Встречаются также функциональные расстройства деятельности сердца, протекающие по типу невроза сердца. Субъективно при этом ощущается боль в области сердца, сердцебиение, покалывание в боку. Объективно отмечается покраснение или побледнение лица, неустойчивый, легко меняющийся при изменениях положения тела пульс, повышенная потливость, цианоз конечностей.

Возможно функциональное расстройство двигательной сферы в виде гиперкинезов, тиков, проявляющееся непроизвольным и сте­реотипным сокращением (подергиванием) определенных мышечных групп. Это состояние относится к локализованным двигательным неврозам (мигание, паморщивание лба, подергивание губ, припод­нимание плеча, поворот головы, кусание ногтей и другие невроти­ческие действия).

 

65. Логоневроз (психогенное заикание). Среди этиологических факторов логоневроза первое место занимает пси­хогенная травматизация, устрашающие переживания и испуг. Спо­собствует возникновению этого вида невроза и наследственная предрасположенность.

Звуковая, моторная речь осуществляется благодаря взаимодей­ствию таких анатомо-физиологических функций, как дыхание, голосообразование и артикуляция. Моторная речь яв­ляется функцией лобной доли полушария, а сенсорная — височной.

Известно, что одна и та же психическая травма, действующая на взрослого и на ребенка (например, испуг), вызывает различный эффект. У взрослого она не влияет на развитие речи, а у ребенка в результате психической травмы может развиться логоневроз.

Под психогенным заиканием, или логоневрозом, понимают такое расстройство речи, при котором ее течение прерывается повторени­ем отдельных звуков, слогов или задержкой произношения вслед­ствие тонической или клонической судороги мышц, участвующих в артикуляции.

Испуг, психическая травма, воздействующая на функционально незрелую речедвигательную зону коры большого мозга, пребывание и коллективе заик, соматическая ослабленность являются фактора­ми, обусловливающими логоневроз. Дальнейшая фиксация ненор­мальной двигательной иннервации обусловливается неправильным отношением ребенка и окружающих к заиканию, неправильным подходом к его устранению. Отрицательные эмоции, чувство непол­ноценности, страх перед насмешками и передразниванием, ощуще­ние бессилия ведут к чрезмерному сосредоточению внимания на ак­те речи и еще больше расстраивают ее.

Большое значение имеют своевременное лечение, недопущение формирования стойких патологических связей (педагогические ме­роприятия, коллективные занятия, речевой режим, логопедическая ритмика, активизирующая психотерапия и др.).

Логоневроз возникает вследствие нарушению взаимодей­ствия трех компонентов речи — дыхания, голосообразования и ар­тикуляции.

Течение этой патологии ха­рактеризуется периодическим то ослаблением, то усилением судо­рог речи, в зависимости от ситуации.

 

66. Неврастения

Неврастения является следствием воздействия на организм ис­тощающих нервную систему факторов: функционального перена­пряжения, умственного и физического переутомления, связанного с хроническими эмоциональными переживаниями, соматическими за­болеваниями (инфекционные болезни, нередко следующие одна за другой, недосыпание и др.) и отсутствием отдыха, особенно доста­точно продолжительного сна. Проявления неврастении разнообраз­ны, но независимо от возраста больного свидетельствуют о его раздражительной слабости.

Основные симптомы неврастении — повышенная возбудимость ребенка, с одной стороны, и быстрое истощение — с другой. Выра­жения «нервный ребенок», «нервный ученик», получившие широкое распространение, часто толкуются неправильно.

Неврастения — это функциональное временное (в течение не­скольких месяцев, лет) болезненное состояние, характеризующееся комплексом психических и соматических нарушений. Типичный внешний вид больного — бледное лицо, вялая мимика, расслаблен­ные движения — быстро изменяется в момент эмоционального подъ­ема — движения становятся быстрыми, порывистыми, оживляется мимика, лицо покрывается румянцем.

Утром он чувствует себя более уста­лым, чем вечером, нередко отмечается тахикардия.

Самочувствие больного понижено, он испытывает чувство тоски, умственая деятельность затруднена, эмоциональное возбуждение повышается очень легко, а подавляется с трудом. При этом повышена возбудимость анализаторов: ребенок не переносит яркого света, резких звуков, испытывает неприятные ощущения во всем теле, тик (тик, обусловленный сокращением круговой мышцы глаза).

Быстрая утомляемость ребенка обусловливает неустойчивость вни­мания, трудность сосредоточения, снижение интеллектуальной дея­тельности типа гипомнезии. Подобное снижение интеллектуальных способностей коренным образом отличается от того, которое наблю­дается при органических заболеваниях головного мозга, например, при дебильности. Образование условных связей при неврастении не нарушено, неполноценны лишь сосредоточение, активное внимание, процессы концентрации и воспроизведения. После отдыха и соответ­ствующего лечения мнестические и понятийные способности посте­пенно восстанавливаются, что свидетельствует о функциональном характере изменений в центральной нервной системе.

Устранение вредно действующих фак- юрой, отдых и лечение ведут к выздоровлению, в противном случае шболевание затягивается на длительное время.

 

67. Невроз навязчивых состояний

При неврозе же навязчивых состояний, несмотря на понимание бессмысленности и необоснован­ности насильственно вторгающихся в процесс мышления мыслей и представлений, человек как бы подчиня­ется им, что отражается на поведении человека, приводит к сниже­нию трудоспособности, иногда даже к инвалидизации.

Навязчивость может быть отвлеченной, проявляясь мудрствованием, прожектерской мечтательностью, совершенно оторванной от реальности, причудами. К ним относятся контраст­ные, противоположные действительности мысли и влечения, недо­ступные в данной ситуации (желание ребенка, уважающего своих родителей, произнести оскорбительные слова в их адрес, сделать шаг вперед, стоя перед пропастью, засмеяться на похоронах; жела­ние матери бросить любимого ребенка с балкона вниз и др.). Чув­ственно-образная навязчивость сопровождается насильственным от­вращением к близким, совершением аморального действия, суевер­ного поступка, ритуала и др.

По своему содержанию навязчивые явления весьма разнообраз­ны: навязчивые страхи, воспоминания, сомнения, навязчивые дви­жения и действия, мысли о наличии заразной или смертельной бо­лезни и др.

Глубина и степень навязчивости может быть самой различной от незначительной до весьма выраженной, вы­водящей человека и:» строя, обусловливающей невозможность тру­довой доик'лмюпи.

 

68. Невроз страха и тревожного ожидания

Ношнкает невроз либо остро, внезапно, при наличии очевидной и безусловной психической травматизации, когда окружающие ре- Ленка и сам ребенок отдают себе отчет в причине его возникнове­нии, либо постепенно и незаметно, исподволь, как бы без внешнего нпнпди. Пи ребенок, ни окружающие его лица не могут назвать при­чину невроза.

II нервом случае наблюдается непродолжительная заторможен­ность, ребенок пуглив, прячется в угол, вскрикивает при неожидан­ном шуме, стуке, суетлив, беспокоен, озирается по сторонам, неред- 141 шмечастея иллюзорное восприятие, усиливающееся к вечеру. Во н юром случае (постепенного, незаметного развития невроза), при микром важную роль играет неправильное воспитание, неуспевае- мпгм. и школе, нарушение сна, после незначительной заторможен­ности появляются рассеянность, нонишеипан утомляемость, лабильный пульс, пугливость.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста повышен­ная пугливость представляет собой физиологическое явление. Если дети этого возраста находились в узком окружении, а не в коллекти­ве сверстников, не испытывали воздействия положительных раздра­жителей, перенесли различные соматогенные заболевания, не при­учены к самостоятельности, то при перемене обстановки у них бы­стро возникает психогенная реакция тревоги и страха. Например, такого ребенка впервые приводят в детский сад или школу-интер­нат, незнакомая обстановка которых воспринимается им с тревогой. Сразу же появляются слезы, дрожание, покраснение лица, крик и одышка, тревога и страх. Такие дети боятся оставаться сами в комнате, во время сна кричат, на смену обстановки реагируют дви­гательным возбуждением, выраженными оборонительными дейст­виями. Наличие подобной симптоматики у детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о преобладании у них подкорковых структур при наличии торможения в коре большо­го мозга.

У подростков невроз страха проявляется по типу тревожного ожидания, беспокойства о будущем, так как содержанием мысли­тельных операций в этом возрасте является предвосхищение, пред­видение будущего, что сказывается на характере испытываемого ими страха. При распознавании этого невроза его следует диффе­ренцировать с истерическими реакциями, которые отличаются иной симптоматикой и наличием явного или скрытого желания быть бо­льным, чего нет при неврозе страха и тревожного ожидания.

 

Класификация деменции

Тотальная деменция развивается



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.235.210 (0.068 с.)