Позиция эмоционального лидера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиция эмоционального лидера.



Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Есть и риторические позиции «коммуникативного самоубийства», которые рекомендуются всячески избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос); позиция просителя (потерпите, я скоро закончу).

Только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляюще большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать.

Внешний вид оратора

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания и снижает доверие к излагаемому.

Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины расцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине – убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки). Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту или иную сторону раздражают слушателей.

Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы одежды (кружева, воланчики и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.

Манера выступления

Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергична, достаточно напряжена и демонстрирует его уверенность.

Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора:

· оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недовольным, избыточно возбужденным, аффектированным (слушатели чувствуют неловкость за излишнее возбуждение оратора);

· оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность;

· оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас).

Энергичность изложения.

Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации.

Физическая бодрость, подвижность.

Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение предается самой аудитории.

Уверенный внешний вид.

Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. Прежде всего, необходимо выше держать подбородок и говорить как бы немного вверх; стойте прямо, не наклоняетесь; сморите в глаза слушателям.

Дружеский, интимный тон.

Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой». Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, чем более она доверяет тому, что он говорит.

Надо всячески подчеркивать общность ваших интересов, проблем, трудностей с аудиторией. Не стоит убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами – это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».

Расположение в аудитории

Оратор должен стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед слушателями, а не посередине их.

Необходимо помнить, что оратор, который стоит перед слушателями:

· демонстрирует уважение к аудитории;

· создает постоянное напряжение для себя;

· лучше чувствует время;

· энергичнее говорит.

Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как можно меньше.

Движение

Важным средством эффективности речевого воздействия оратора на аудиторию является его движение по аудитории. Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории, наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения, подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней. Ходить лучше в глубину зала, при этом не следует углубляться более чем на треть длины зала. Возвращаясь двигаться «задним ходом», не поворачивая спины к слушателям. Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная. Руки при ходьбе не должны быть статичными, ими необходимо умеренно жестикулировать, не следует держать руки в карманах. При ходьбе не следует раскачиваться – это очень отвлекает слушателей. Не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, это отвлекает внимание слушателей. Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие предметы, ручки, ключи и т.д. – лучше взять в руки указку или мел.

Взгляд

Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение.

1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально.

2. В большой аудитории следует разбить зал на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой.

3. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.

4. Не выступать, глядя в пространство, это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

5. Не смотреть в процессе выступления на пол, ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.

6. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно.

7. Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

8. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого.

9. Глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время смотреть ему в лицо, а не в глаза, чтобы не вызывать у него чувства беспокойства.

Позы и жесты

Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым, он должен приноситься больше на носок, чем на пятку. Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность, если правую – он открыт к диалогу, ищет контакта. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного выставлена, живот подтянут. Локти держите не меньше трех сантиметров от корпуса. Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем выше его коммуникативная позиция. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Демонстрируйте открытые позы и жесты. Раскрывайте ладони к слушателям, выполняя движения рук в сторону слушателей.

Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям.

· Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.

· Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.

· Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же.

· Жестикулируйте обеими руками.

· Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов. Это рассматривается как проявление неуверенности, отвлекает аудиторию.

· Не делайте резких, порывистых  движений локтями.

· Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца.

· Не шевелите открыто пальцами.

· Делайте жесты выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности.

Громкость и темп речи

В голосе выступающего должны быть напор, усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. Оптимальны средний темп речи и средняя громкость голоса.

К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования:

- она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжение всего выступления;

- интонация должна быть естественной и соответствовать содержанию того, о чем вы говорите.

Следует избегать больших пауз. Перед важным местом следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей.

Приемы борьбы с волнением

Оратор может иметь три причины для волнения:

- боязнь незнакомой аудитории;

- ощущение плохой, недостаточной подготовки;

- творческая взволнованность (Сумею ли я хорошо выступить? Как выступить наилучшим образом?). Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Несколько практических приемов борьбы с волнением:

· повысьте эмоциональность речи;

· повысьте громкость речи;

· повысьте энергичность речи;

· дышите ртом и носом одновременно;

· шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

· зажмите в кулак монету;

· возьмите мел, указку;

· напишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины).

Демонстрируйте сосредоточенность на содержании, ваша главная цель – передать слушателям свое понимание проблем, сообщить им некоторую важную для них информацию. Не извиняйтесь за мелкие оговорки, им слушатели не придадут значение. Помните, извинение усиливает волнение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.013 с.)