Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
К программе «Нравственное воспитание на основе Православия»
Класс
№
| Тематика
| Часы
| Тема 1
| Наша Родина — Россия, Святая Русь
Исторические духовные корни русского народа.
Что значит — любить Родину? Русская идеология.
| 1 час
| Тема 2
| Настоящий человек
Ты рожден человеком; но человеком, в полном смысле этого слова надо стать. Настоящий человек — это дух человеческий, который выражается в словах, делах, поступках, убеждениях, чувствах, воле, стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть
| 1 час
| Тема 3
| Зачем жить?
Мы приходим в мир маленькими беспомощными детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить плодотворную жизнь. Поэтому нам надо дорожить счастьем бытия, но для того, чтобы по-настоящему дорожить счастьем бытия, требуется высокая, всесторонняя воспитанность души — совести, сердца, воли, разума.
| 1 час
| Тема 4
| Сильные духом
Человеческой силе духа нет пределов. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек, перетерпеть и выйти из беды победителем. В минуты, когда трудность кажется непреодолимой, когда появляется мысль отступить, пойти по легкому пути, больше всего надо бояться жалеть себя.
| 1 час
| Тема 5
| Человек должен
Вся сущность человеческой жизни заключается в том, что все мы обязаны, должны. В способности быть добрым, чутким, великодушным проявляется подлинная духовная сила. Только добрый и великодушный может быть сильным и счастливым.
| 1 час
| Тема 6
| Рождение
Рождение человека является высшей человеческой радостью для матери и отца. Каждый человек, пришедший в мир, не только продолжение человеческого рода, но человек, несущий в себе культуру своего народа, своей Родины. Рождение человека — это будущее Родины.
| 1 час
| Тема 7
| Красота
Красота как бы открывает глаза на мир, вытесняет зло, уродство, безобразие. Красота несовместима с нерадивостью, бездельем, пустопорожним времяпрепровождением.
| 1 час
| Тема 8
| Зачем жить и чему учиться?
Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть, а для того, чтобы оставить после себя след, добрый след вечный.
Каждому человеку надо учиться отвечать ежедневно перед своей совестью за свое поведение, давать отчет своим мыслям, убеждениям, поступкам.
| 1 час
| Тема 9
| Человек добрый
«Родина» - это, прежде всего, - родители, родная земля, родные люди, народ. Быть добрым человеком. – это значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Быть человеком добрым — это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы окружающие люди были красивее, чтобы в каждом человеке, с которым приходится соприкасаться, осталось что-то хорошее от взаимоотношений, от труда души.
| 1 час
| Тема 10
| Учение – свет
Учение - благо и счастье, а знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних душевно-духовных сил человека и мира, который познается. Главной потребностью школьников - мысль, рассуждение, открытие истины - именно в этой сфере развивается деятельность духа.
| 1 час
| Тема 11
| Нравственный закон
«Совесть без зубов, а загрызёт» народная мудрость
Четыре важнейших источника питают человеческое достоинство и культуру: совесть, стыд, ответственность и долг. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.
| 1 час
| Тема 12
| Золотое правило нравственности
| 1 час
| Тема 13
| Дар слова. Духовная сущность слова. Урок – диспут
| 1 час
| Тема 14
| Доброта
Человеку надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат внутренней работы сердца, разума, воли, или, одним словом, — духа. Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера; чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье.
| 1 час
| Тема 15
| Обсуждение книги Железнякова «Чучело»
| 1 час
| Тема 16
| Благодарность
В прекрасном слове «благодарю» заключен мудрый смысл: дарю добро, дарю благо по велению совести, из благородных побуждений творю благополучие ближнему, щедро отдаю частицу своей души. Благодарение — дитя долженствования.
| 1 час
| Тема 17
| Совесть – глас Божий в человеке
| 1 час
| Тема 18
| Помыслы. Разум.
Глаза совести — это мысль. Каждому человеку мысленно необходимо ставить себя на место другого, научиться рассуждать, предвидеть последствия своего поступка, заботиться о чистоте и тонкости своих мыслей, мужественно смотреть правде в глаза, уметь защитить, оправдать, а не осудить ближнего, ибо добрая мысль — это проявление духовных сил, торжество человеческого самосознания.
| 1 час
| Тема 19
| Преступление и наказание
Нравственное неодобрение, осуждение, которое должно стать с малых лет уздой для каждого человека, очень многообразно. Осуждение порочного поведения — большое благо для человека, ибо, наказывая, человеку желают добра. Но поскольку наказание представляет собой резкое осуждение, оно не может быть приятным. И в том, как человек относится к неодобрению, осуждению, выражается его нравственная воспитанность и культура.
| 1 час
| Тема 20
| Щедрость. Великодушие
Что значит быть щедрым? Как стать щедрым? По-настоящему может быть щедрым человек великодушный, тот, кто умеет любить людей и жалеть их. Питается человек не только молоком матери и хлебом, но и духовной пищей. А великодушие, милосердие, благотворительность есть плоды духовного труда, труда сердца, разума, воли, совести, — это богатство духа.
| 1 час
| Тема 20
| «Что ты спрятал – то пропало, что ты отдал - то твоё» Урок – диспут
| 1 час
| Тема 21
| Скупость
Скупость — это эгоистическая болезнь, она обедняет человека, превращает его в потребителя и обывателя, живущие по принципу: «моя хата — с краю, я ничего не знаю». Скупость постепенно вырождается в жадность, которая уродует личность, порождает бесчеловечность.
| 1 час
| Тема 22
| Скромность
Скромность — это, прежде всего, лад с самим собой, дисциплина человеческих отношений, поступков, желаний, мыслей, чувств, воли, такта, совести, разума, сердца. Скромный человек не допускает мысли о своих исключительных достоинствах.
| 1 час
| Тема 23
| Психология поступка
Жизнь каждого человека, каждый его день состоит из поступков. Именно в поступках выражается моральная, нравственная сущность человека. И в отношении человека к другим людям нет ничего случайного. Ведь каждый поступок всегда определяется деятельностью морального сознания.
| 1 час
| Тема 24
| Красота: внутренняя и внешняя
В народе существует мнение, что красивый человек — это добрый человек. А добрым человеком быть не легко. Не легко победить свое самолюбие, свою гордыню, самоугодие и самоцен. Поэтому самая большая победа — это победа над самим собой, над злом в своем сердце.
| 1 час
| Тема 25
| Обсуждаем книгу Поселянина «Красота души»
| 1 час
| Тема 26
| Достоинство
Существует такое тонкое, неприкасаемое, сильное и мужественное понятие - достоинство человеческой личности. Корень человеческого достоинства - в благородных убеждениях и мыслях. Достоинство — это мудрая власть держать себя в руках. Достойное поведение человека должно стать самой сущностью его духовной культуры.
|
| Тема 27
| Добро. Зло
Каждый человек живет в мире, где есть благо, добро и зло. Каждый человек приходит на эту землю, чтобы умножать добро. Идея добра должна быть меркой, с которой человек подходит к оценке человеческих отношений. Добро — это мысль, помноженная на волю, она неотделима от взглядов и убеждений человека.
| 1 час
| Тема 28
| Красота — источник доброты
В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Человек приходит в мир для того, чтобы создать красоту. Красота — это радость жизни. Идеал человеческой красоты — это вместе с тем и идеал нравственности. Гармония всестороннего развития в единстве: физического, нравственного, эстетического совершенства.
| 1 час
| Тема 29
| Красота и нравственность. Урок-диспут
| 1 час
| Тема 30
| Патриотизм
Познание, постижение человеком самого себя, становление в своей душе патриотической сердцевины, деятельная, самоотверженная жизнь — самые тонкие и сложные вещи в этом мире убеждений, мыслей, стремлений, поступков. Высокая и главная задача человека — воспитать в себе силу духа, мужество и готовность отдать все свои силы во благо ближнего, во исполнение своего гражданского долга, долга совести.
|
| Тема 31
| Воинская доблесть и чувство Родины. Встреча с ветеранами.
| 1 час
| Тема 32
| Дружба
Дружба дает человеку зоркость на добро и зло. Быть верным дружбе — это значит делить с другом не только радости, но и беды. В дружбе человек проходит подлинную школу бескорыстия. Бескорыстие дает ни с чем не сравнимую радость оттого, что ты отдал.
| 1 час
| Тема 33
| Обзор «Что читать летом» Серия «Детская православная библиотека».
| 1час
| Тема 34
| Экскурсия в Иоанно-Богословский монастырь
|
|
| Итого
| 34часа
|
Содержание внеурочной деятельности по программе
«Нравственное воспитание на основе Православия»
Класс
п/п
| Наименование разделов и тем
| Часы
| Содержание
| Примечания
| Тема 1
| Введение в курс
| 1
| Семья – надёжное пристанище души
| Урок-рассуждение
| Раздел I
| Духовно-нравственные основы семьи
| 8
|
|
| Тема 1
| Нравственные основы семьи в свете Священного Писания
| 2
| Происхождение семьи. Ветхозаветные заповеди, касающиеся основ семьи.
| Видео урок протоиерея Дмитрия Смирнова
| Тема 2
| Формирование духовной семейной традиции в России.
| 4
| Семейный быт восточных славян. Письменное закрепление духовно-нравственных принципов взаимоотношений в семье и обществе.
| Изучение «Поучения» Владимира Мономаха.
| Тема 3
| На чём держится дом
| 2
| «Домострой» - «грандиозная картина семейного идеального быта и идеального поведения хозяев.»
| Презентация по книге «Домострой»
| Раздел II
| Духовно-нравственная жизнь семьи
| 10
|
|
| Тема 1
| Религиозная жизнь семьи
| 2
| Духовная среда
| Беседа со священником
| Тема 2
| Проявление духовности в жизни семьи
| 2
| Благотворительность, милосердие, сострадание, милостыня
| Урок-размышление
| Тема 3
| Дом православного христианина
| 1
| Домашний иконостас. Правила ведения домашнего хозяйства
| Работа с иллюстрациями
| Тема 4
| Порядок жизни
| 1
| Ритм жизни семьи – дневной, недельный, месячный, годовой.
| Просмотр фильма «Семья – источник чистой радости»
| Тема 5
| Стержень духовной жизни семьи
| 1
| Родительское благословение
| Беседа с элементами размышлений учащихся
| Тема 6
| Духовное питание семьи
| 1
| Традиции чтения в семье.
| Беседа о любимых книгах учеников. Обзор книг.
| Тема 7
| Члены семьи
| 2
| Отец и его место в семье. Мать и материнство
| Беседа со священником, творческая работа
| Раздел III
| Духовно-нравственное устроение семьи
| 7
|
|
| Тема 1
| Иерархия в семье
| 3
| Единство семьи. Отцы и дети. Глава семьи. Духовная опора.
| Творческая работа «Портрет моей семьи»
| Тема 2
| Мать и материнство
| 2
| Жена, помощник дополняющий мужа. Особая роль матери в в воспитании детей.
| Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся»
| Тема 3
| Семья и общество
| 2
| Деятельное участие семьи в жизни общества. Сохранение семьи от пристрастий мира. Дружба. Соседи.
| Встреча с православным психологом Жилиной В.В. «Подводные камни современного мира»
| Раздел IV
| Сохранение и приумножение духовно-нравственных традиций в семье.
| 4
|
|
| Тема 1
| Родовое предание
| 1
| Значение родового предания в истории семьи и в истории страны
|
| Тема 2
| Твоя родословная
| 1
| Мои предки
| Составление родословного древа
| Тема 3
| Семейные реликвии
| 1
| Самое дорогое в нашей семье.
| Рассказ детей о семейных фотографиях, реликвиях своей семьи.
| Тема 4
| Роль родительского дома в духовном воспитании
| 1
| Праздники. Семейный журнал. Совместный труд. Наш сад.
| Творческая работа «Традиции моей семьи»
| Раздел V
| Знаменитые русские семьи
| 4
|
|
| Тема 1
| Династия Романовых
| 2
| Императорская семья
| Видео урок протоиерея Артемия Владимирова «Святая царская семья»
| Тема 2
| Знаменитые благочестивые семьи
| 2
| Аксаковы, Третьяковы, Рябушинские
| Презентация
|
| Итого:
| 34
|
|
|
Учебно-тематическое планирование
к программе «Нравственное воспитание на основе Православия»
Класс
Дата
| Тема №
| Введение в курс. Семья – надёжное пристанище души
| Часы
|
| Раздел I
| Духовно-нравственные основы семьи
|
|
| Тема 1
| Нравственные основы семьи в свете Священного Писания.
| 2
|
| Тема 2
| Формирование духовной семейной традиции в России.
| 4
|
| Тема 3
| На чём держится дом
| 2
|
| Раздел II
| Духовно-нравственная жизнь семьи
| 12
|
| Тема 1
| Религиозная жизнь семьи
| 2
|
| Тема 2
| Проявление духовности в жизни семьи
| 2
|
| Тема 3
| Дом православного христианина
| 1
|
| Тема 4
| Порядок жизни
| 1
|
| Тема 5
| Стержень духовной жизни семьи
| 1
|
| Тема 6
| Духовное питание семьи
| 1
|
| Тема 7
| Члены семьи
| 2
|
| Раздел III
| Духовно-нравственное устроение семьи
| 7
|
| Тема 1
| Иерархия в семье
| 3
|
| Тема 2
| Мать и материнство
|
|
| Тема 3
| Семья и общество
| 2
|
| Раздел IV
| Сохранение и приумножение духовно-нравственных традиций в семье.
| 4
|
| Тема 1
| Родовое предание
| 1
|
| Тема 2
| Твоя родословная
| 1
|
| Тема 3
| Семейные реликвии
| 1
|
| Тема 4
| Роль родительского дома в духовном воспитании
| 1
|
| Раздел V
| Знаменитые русские семьи
| 4
|
| Тема 1
| Династия Романовых
| 2
|
| Тема 2
| Знаменитые благочестивые семьи
| 2
|
|
| Итого
| 34
|
Содержание внеурочной деятельности по программе
«Нравственное воспитание на основе Православия»
|