III . Этап творческой разработки проекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Этап творческой разработки проекта.



 

Этот этап содержит последовательное упорядочение структуры объекта, выбор относительно лучшего варианта эскизной проработки методом приближений и уступок. Он заключается в переходе от наиболее состоятельного эскиза-идеи к проекту, в котором идея-замысел проекта реализуется по законам логики, в соответствии с нормами проектирования. Решаются задачи связи проектируемого объекта со средой, выработки оптимального функционально-планировочного и объемно-пространственного решения организации дворовой территории.

Формирование ОПК общественной территории должно привести к проектному решению, композиционному обобщению – пространства, формы, функции, конструкции и материала, обладающего свойствами, раскрывающими художественный замысел. Этому в значительной степени способствует рабочее макетирование, ведущее к визуализации проектного моделирования.

 

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПК ОБЩЕСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

 

Образная модель, выраженная эскизом-идеей, как творческое «начало», отражается в композиционно-художественном решении организации пространства. С помощью специфических художественных средств: организации ритма пространственных структур, пропорций, сочетания пластики зданий и земли, цветосветового решения – закладывается эстетическая значимость среды, обладающая такими качествами как красота, торжественность, поэтичность и т.д., отражающими содержание образа [11,12].

Формирование объемно-пространственной композиции общественной территории (в связи с его двойственностью – локализованностью и одновременно открытостью по отношению к окружающему пространству) должно решаться в соответствии с двумя категориями факторов – внутренних, соответствующих непосредственно общественной территории, и внешних, касающихся окружающего пространства.

При формировании объемно-пространственной композиции общественной территории градостроительного объекта с организацией культурно-зрелищной функции рекомендуется подходить как к особой среде в проектировании пространства. При этом следует учитывать необходимость:         

- взаимного согласования сценариев деятельности общественной территории и ресурсов окружающего пространства (застройка, структура коммуникаций, ландшафт, градостроительно-средовые особенности, сложившиеся стереотипы интенсивного использования территории и пр.);

- достижение целостности и гармонической упорядоченности градостроительной структуры окружающего пространства и общественной территории с выражением содержательных смыслов и значений самой общественной территории, отражающих художественную направленность.        

Пространственным ядром композиционной организации жилого дворового пространства является общественная территория с функцией внутридворового соседского общения для всех категорий жителей. Она композиционно объединяет все дворовое пространство и должна располагаться в непосредственной близости к месту прохождения (пересечений) основных внутридворовых пешеходных коммуникаций.

Основой композиционного построения общественной территории жилого двора является характер композиционных осей (главных и второстепенных) архитектурно-планировочной организации дворового пространства, место которых определяется структурообразующим каркасом - основными внутридворовыми пешеходными связями. Композиционные оси предопределяют формирование направлений развития компонентов ландшафта и озеленения, ритмического построения и размерности, соразмерности и соподчиненности элементов, установление характерных визуальных взаимосвязей.

«Принятие композиционных решений в градостроительном проектировании осуществляется в неразрывном единстве с решением функциональных задач» [12].

Композиционная дифференциация типов пространств общественной территории определяется характером их пространственной организации в соответствии с функционально-планировочной структурой.

В функционально-планировочный состав участков общественной территории дворового пространства могут входить:

-входные и рекреационные участки территории, обслуживающие посетителей общественной территории, с возможностью их использования для организации досугово-выставочной деятельности;

- участок территории универсального зрительного пространства с панорамной сценой или несколько дифференцированных сценических площадок или эстрад;

- участок территории и помещения, обслуживающие сцену и общественную территорию в целом.

Возможное присоединение и совместное использование входных и рекреационных участков общественной территории с универсальным зрелищным пространством позволяет варьировать пространством при объединении или перераспределении функциональных процессов.

Важной составляющей в формировании объемно- пространственной композиции является характер организуемого пространства. Пространство различной степени замкнутости формируется с позиции масштабности и соразмерности метрических вертикальных величин, величиной и массивностью элементов, ограничивающих пространство, по отношению к горизонтальным размерам пространства.

Объемно-планировочная организация рассматриваемой общественной территории должна предусматривать полифункциональность открытого архитектурного сооружения. Возникает специфическая среда «полуинтерьерного» пространства – своеобразный многофункциональный зал под открытым небом. Здесь необходимо создать благоприятные условия для отдыха и общения людей, как форум – пространство для собраний и проведения праздничных мероприятий и новых форм общественной жизни. Объемно-пространственная организация данной территории должна создать среду с возможным членением и обособленностью пространства, образующим переходы от интерьерных пространств к внешним пространствам двора. Она может решаться либо как большое пространство, окруженное взаимосвязанными малыми, либо как линейно-расчлененное пространство с анфиладным раскрытием. Организация места для тихого отдыха в общественном пространстве должна иметь расчлененную структуру полуоткрытых и закрытых участков территории с возможностью созерцания, с раскрытием на видовые панорамы и небольшие акценты. 

Вместе с этим, характерным для общественной территории является включение ее пространственного окружения в формирование ОПК, как дополнительную зону функционирования. Это позволяет организовать развитие пространства, предусматривающего функциональные и визуальные связи отдельных функционально-планировочных территорий окружающего пространства с общественной территорией, либо создать обособленные пространства.

В оформлении общественной территории участвуют малые архитектурные формы, которые помогают внести шкалу масштаба, приближающуюся к принятой для интерьерного пространства. Малые архитектурные формы здесь функциональны. Это места для сиденья, навесы, тумбы и подиумы и т.д. Взаимосвязанная пространственная система, раскрывающаяся во вне, легко может получить композиционную связь с окружением не входящим непосредственно в его пределы. Появляется возможность создания художественно выразительных, неординарных решений.

Композиционное решение общественной территории формируется за счет элементов формообразований. Они, в свою очередь, позволяют решить вопрос формирования «кулис» и «декораций», «подиумов» и «сцен» для осуществления «театральной» функции с организацией соответствующего пространства. Эти же композиционные элементы могут являться и элементами для размещения выставочных материалов при осуществлении на общественной территории выставочной функции.

Для включения окружающего пространства в зону сценического действия желательно устройство сцены типа панорамной или устройство нескольких сценических площадок в сценическом пространстве на разных уровнях с организацией выходов актеров в зону зрительских мест и использованием ее проходов в игровых целях. Возможно включение в зону сцены водных поверхностей или фонтанов. Расположение помещений, обслуживающих сцену, административных и пр. желательно располагать в непосредственной близости к сценическому пространству, «скрыто» от глаз зрителей.

Общественная территория (площадка) должна быть оборудована навесами, размещаемыми в месте расположения «сценического» пространства и в местах размещения стационарных мест для сидения. Характер навесов определяется в структуре общего композиционного решения.

Целостный характер композиционного построения общественной территории, не может быть достигнут при равноценности и равнокачественности его элементов к окружающему пространству. Необходим контраст пространственных величин, способствующих выявлению главного, но разница пространственных величин не должна противоречить масштабности, как средства построения композиции, и быть соразмерной и сомасштабной человеку. [11]

Средства композиции имеют сложную содержательную природу. Они потенциально несут многообразные значения, которые благодаря синтезу в композиционном построении формируют ее содержательную сторону в целом [5,11,12]. К средствам формирования композиции общественной территории, обусловленной функционально-планировочной организацией и художественным образом, можно отнести членения, сопоставления массы и пространства соразмерность и масштабность элементов пространства и элементов окружения, учет фактуры и цвета.

Соразмерность - метрическое соотношение размеров, пространства, элементов формообразований и планировочных элементов (форма и размеры плана). Метрическое соотношение размеров, выраженное масштабностью композиции (метрический размер элемента, отношение метрических размеров элементов между собой и к общему), оценивается с точки зрения визуального восприятия. Метрическое соотношение размеров, выраженное сомасштабностью, оценивается сравнительной характеристикой отношения метрических размеров элементов по отношению к человеку.

 Так для поверхностей и объемов характерны: метрическое соотношение размеров сторон, форма плана, силуэт, положение в пространстве и т.п. Для пространства характерны: развитость координат, форма плана, степень открытости или закрытости пространства и замкнутости.      

«Выявить поверхность, объем, пространство, значит подчеркнуть особенность и характер пространства, характер и положение в пространстве поверхности и объема сделать их масштабными ясно воспринимаемыми зрителем» [5].

 В осуществлении общего композиционно-художественного решения важную роль играет благоустройство общественной территории, включая взаимоувязанное применение средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры, пластической организации и покрытия поверхности земли, средств освещения и цветового решения участков территории, декоративного озеленения, декоративной пластики и графики, визуальной информации [6].

При организации общественной площадки рекомендуется применять озеленение: одиночные и групповые посадки деревьев и кустарников, цветники, вертикальное и мобильное озеленение.  Посадки деревьев и кустарников, газоны и цветники в различном сочетании и пространственном взаиморазмещении позволяют создать многоплановое раскрытие пространства. Оно напоминает театральные кулисы, с изменяющимся во времени действием на «сценическом» пространстве общественной территории, а, следовательно, и с изменяющимися во времени эстетическими впечатлениями. Формируемые пейзажные композиции активно изменяются также от перемены дневного освещения и состояния погоды и времени года. Вместе с этим, деревья и кустарники как живые формы растут постоянно и неодинаково и изменяются, создавая новые ощущения от пространственного окружения. Поэтому необходимо избегать случайности и хаотичности в размещении и наборе посадочного материала.

Освещение демонстрационного пространства («сценического» пространства и «зала») состоит из установок освещения, устанавливаемых:

- в пределах «сцены»: верхнего, бокового, нижнего света в виде рампы и заднего контражурного света;

- устанавливаемых в «зале»: бокового света, верхнего света, горизонтального и вертикального света «занавесов» под малым углом.

Эмоциональное восприятие формируемой среды общественной территории дворового пространства опирается на закономерности формирования объемно-пространственной композиции, на психологию визуального восприятия пространственных объектов в их многообразии и должно соответствовать художественному образу [12].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.108 (0.011 с.)