Гуманитарно-педагогический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманитарно-педагогический институт



Основы права

Методические указания

К проведению семинарских занятий

для студентов очной формы обучения

Технических специальностей

 

Севастополь, СевГУ

2016


УДК 34

 

Р е ц е н з е н т:

Р. В. Ткаченко – кандидат философских наук,

доцент кафедры «Исторические, философские и социальные науки»

 

Составитель: Е.В. Скребец

 

Основы права: методичекие указания к проведению семинарских занятий для студентов очной формы обучения технических специальностей / Сост. Е. В. Скребец. – Севастополь: СевГУ,2016. – 46 с.

 

Методические указания определяют методику выполнения, порядок и характер действий студентов при выполнении учебной работы на семинарских занятиях по дисциплине «Основы права».

Методические указания включают план к теме занятия, темы сообщений (презентаций) и эссе, образцы процессуальных и иных юридических документов, примеры («case-study»), тестовые и практические задания по теме, контрольные вопросы для проведения эскпресс-опроса, вопросы к зачету, перечень нормативно- правовых актов, обязательных для изучения, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

УДК 34

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки», протокол № 11 от 26 мая 2016 г.

 

Допущено Учебно-методическим центром СевГУ в качестве методических указаний.

 

 

© ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   4
Семинарское занятие № 1. Основные понятия теории права   5
Семинарское занятие № 2. Основы конституционного права России   13
Семинарское занятие № 3. Трудовое право России   17
Семинарское занятие № 4. Основы гражданского права РФ   23
Семинарское занятие № 5. Основы семейного права России   29
Семинарское занятие № 6. Уголовное право России   34
Семинарское занятие № 7. Основы административного права РФ   39
Вопросы к зачету   43
Информационные ресурсы, необходимые для подготовки к семинарским занятиям   44
Перечень использованных источников   45

 


введение

 

Учебная дисциплина «Основы права» является обязательной частью программы высшего образования в России, призванной оказать помощь студентам в усвоении основных категорий отраслевых юридических наук, изучении основ конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права РФ.

Задачи освоения дисциплины «Основы права» включают получение студентами, обучающимися техническим специальностям, базовых знаний в области права и ознакомление с системой права Российской Федерации, что позволит им адекватно оценивать возникающие правоотношения при осуществлении профессиональной деятельности.

Цели углубления и конкретизации знаний, а также развития навыков самостоятельного анализа вопросов по наиболее важным и сложным темам учебного курса служат семинарские занятия.

На семинарских занятиях будущий специалист должен приобрести навыки:

- работы с нормативными актами РФ и использования норм гражданского, трудового, административного, уголовного законодательства в профессиональной сфере деятельности;

- публичного выступления перед аудиторией, правильного ведения полемики, умения доказательно отстаивать свою точку зрения;

- составления служебной документации, процессуальных актов;

- решения практических заданий по актуальным темам юриспруденции с целью закрепления полученных знаний и «сase-study» (анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности с поиском вариантов лучших решений).

Методические указания нацелены на преподавание курса «Основы права» с применением активных методов обучения, проблемного (стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы) и контекстного обучения (мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением). Обучению на основе опыта (активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения) отвечает написание эссе.

Во время подготовки к каждому семинару студенту необходимо ознакомиться с планом занятия, изучить обязательную и ознакомиться с дополнительной литературой к семинару, проанализировать предложенные материалы. Студенту следует разобрать каждый предложенный для обсуждения на семинаре вопрос, составить план письменного или устного ответа.

Формами текущего и промежуточного контроля по дисциплине являются: групповые дискуссии, разбор кейсов, написание эссе, эскпресс-опросы. Итоговой формой контроля сформированности компетенций у студентов по дисциплине является зачет.

 


Семинарское занятие № 1.

Основные понятия теории права.

Целью занятия является углубление и конкретизация знаний, а также развитие навыков самостоятельного анализа следующих теоретических вопросов:

1. Понятие и сущность права. Право в системе социального регулирования.

2. Нормы права: понятие, виды, структура.

3. Источники права. Основные правовые системы современности.

4. Система российского права и ее структурные элементы. Система права и система законодательства в их соотношении.

5. Правоотношения: понятие, структура, юридические факты.

6. Правонарушения: понятие, виды, состав.

7. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания.

 

Темы сообщений (презентаций):

1. Проблемы формирования правового государства в России.

2. Правосознание и правовая культура. Правовой нигилизм и формы его преодоления.

3. Романо-германская правовая семья.

4. Англосаксонская правовая семья.

5. Религиозная правовая семья.

6. Виды систематизации правовых норм (инкорпорация и кодификация).

7. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

8. Толкование норм права: понятие, способы.

9. Применение аналогии при восполнении пробелов в законодательстве.

10. Стадии применения права.

Практические задания:

 

1. Изучить требования к составлению и подаче исковых заявлений. Ознакомиться со структурой искового заявления:

 

Образец искового заявления

В (наименование суда)

 

Истец: (фамилия, имя, отчество полностью),

проживающий: (почтовый индекс и адрес полностью).

 

Ответчик: (фамилия, имя, отчество полностью),

проживающий: (почтовый индекс и адрес полностью)

Цена иска: (в отношении требований.....

 имущественного характера)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о.............................................................................

(указать материально-правовое требование истца к ответчику, относительно которого суд должен вынести решение (предмет иска))

 

Основанием для обращения в суд является следующее (указать обстоятельства, которыми истец обосновывает свои требования (основание иска) с указанием доказательств, подтверждающих каждое из обстоятельств).

Подтвердить изложенные факты могут следующие свидетели, которых я прошу вызвать в судебное заседание:

1. (фамилия, имя, отчество; полный адрес)

2. (фамилия, имя, отчество; полный адрес)

3. (фамилия, имя, отчество; полный адрес)

На основании изложенного, в соответствии с ч. __ ст. ______ГПК РФ

прошу:

содержание исковых требований (содержание иска).

 

Приложение:

1) доказательства, подтверждающие обоснованность иска (документы и проч.);

2) копия искового заявления;

3) банковская квитанция об уплате госпошлины.

 

 

«___»_______20__ г.                                                                         Подпись

 

 

2. Выполните тестовые задания по теме:

1. Право – это:

1) выражение духа народа, складывающегося в ходе исторического процесса;

2) система общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения и закрепляющих за их участниками относительно равные и справедливые права и юридические обязанности;

3) защищенный государством интерес.

2. Структура правовой нормы включает:

1) субъекты, объекты, содержание;

2) гипотезу, диспозицию, санкцию;

3) события, действия, бездействие.

3. Элементом нормы права является:

1) гипотеза;

2) презумпция;

3) коллизия.

 

4. Судебный прецедент является главным источником права в:

1) англосаксонской правовой семье;

2) романо-германской правовой семье;

3) мусульманской правовой семье.

 

5. Элементами правоотношения являются:

1) субъект, объект, юридическое содержание;

2) гипотеза, диспозиция, санкция;

3) события, действие, бездействие.

 

6. Основой системы законодательства Российской Федерации является:

1) Конституция Российской Федерации;

2) правовые прецеденты;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права.

7. Элементами правонарушения являются:

1) субъект, объект, содержание;

2) гипотеза, диспозиция, санкция;

3) субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

8. Юридической является ответственность:

1) административная;

2) политическая;

3) моральная.

 

9. Элемент юридического состава правонарушения:

1) объективная сторона;

2) гипотеза;

3) содержание.

10. Расположите нормативные акты в порядке возрастания юридической силы:

Указ Президента РФ,

федеральный конституционный закон РФ,

приказ ректора Университета,

Конституция РФ,

постановление Правительства РФ,

закон Законодательного Собрания Севастополя.

11. Физические лица полностью дееспособны:

1) с рождения;

2) по достижению 14 лет;

3) по достижению 18 лет.

 

12. Какое из трех обстоятельств может оказать влияние на объем дееспособности гражданина:

1) возраст гражданина;

2) перелом руки;

3) российское гражданство.

3. Выполните задания:

1. Укажите структуру правовой нормы:

« При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором» (ст. 236 «Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы» ТК РФ).

2. Укажите структуру правовой нормы:

«Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

- бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

- нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы;

- нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

- нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругу после расторжения брака могут быть определены соглашением между бывшими супругами» (ст. 90 «Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака» СК РФ).

 

3. Укажите структуру правовой нормы:

«При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки» (ч. 2 ст. 115 «Ответственность за несвоевременную уплату алиментов» СК РФ).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.032 с.)