Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ полученных результатов
Таблица 6
Рис. 6. Данные по тесту Р. Кеттела Примечание: 1 – сердечность, доброта – обособленность, отчужденность; 2 – высокий интеллект – низкий интеллект; 3 – эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость; 4 – доминантность – конформность; 5 – беспечность – озабоченность; 6 - высокая совестливость – недобросовестность; 7 – смелость – робость; 8 – мягкосердечность, нежность – суровость, жестокость; 9 – подозрительность – доверчивость; 10 – мечтательность – практичность; 11 – проницательность – наивность; 12 – склонность к чувству вины – самоуверенность; 13 – гибкость – ригидность; 14 – самостоятельность – зависимость от группы; 15 – высокий самоконтроль поведения – низкий самоконтроль поведения; 16 – напряженность – расслабленность Результаты исследования по тесту Кеттела позволяют сравнить показатели в экспериментальной и контрольной группах по всем факторам: Фактор А «Сердечность, доброта – обособленность, отчужденность» В экспериментальной группе средний балл по фактору A «сердечность, доброта – обособленность, отчужденность» - 4,3, в контрольной группе – высокий - 7,1 балла. Это свидетельствует о том, что для более молодых руководителей характерны естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к людям. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, любят работать с людьми. Испытуемые в контрольной группе более радуются социальному признанию.
Для испытуемых экспериментальной группы характерна формальность в контактах, нежелание идти на компромиссы. В делах они точны и обязательны, но недостаточно гибки. Фактор B «Высокий интеллект – низкий интеллект» Для испытуемых обеих групп показатели по фактору «интеллект» имеют одинаково высокие значения (для экспериментальной группы – 7,3 балла, для контрольной группы – 7,2 балла). Это характеризует испытуемых как лиц с хорошим уровнем интеллектуального развития. При такой оценке наблюдается абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость. Фактор C «Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» Показатель по фактору «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» в экспериментальной группе - средний (5,4 балла), в контрольной группе – приближающийся к высокому (7,9 балла). Это говорит о том, что испытуемые в контрольной группе по сравнению с экспериментальной эмоционально более зрелы, способны контролировать свои эмоции, настойчивы в достижении цели, ответственны. На вещи они смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, чувствуют себя хорошо приспособленными. Фактор Е «Доминантность – конформность» Показатели по фактору «доминантность – конформность» лежат в области средних значений в экспериментальной группе – 6,8 балла, в контрольной группе несколько ниже – 4,2 балла. Для экспериментальной группы характерны такие качества, как властность, стремление к самостоятельности, независимость, игнорирование социальных условностей и авторитетов. Эти руководители независимы в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонны считать законом для себя и окружающих. В конфликтных ситуациях они обвиняют других, не признают давления со стороны, предпочитают для себя авторитарный стиль руководства, борются за более высокий статус. Испытуемые контрольной группы более конформны, не совсем уверены в себе и своих способностях, поэтому оказываются зависимыми от обстоятельств.
Фактор F «Беспечность – озабоченность» Показатели по фактору «беспечность – озабоченность» лежат в области средних значений и составляют в экспериментальной группе 5,1 балла, в контрольной группе – 3,4 балла. Это говорит о том, что для испытуемых контрольной группы характерны сдержанность, озабоченность, склонность все усложнять, ко всему подходить серьезно и осторожно. Такие люди живут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены последствиями своих поступков, постоянно ожидают возможных неудач. Для защиты от неудач принимают предохранительные меры, старательно планируют свои поступки. Для испытуемых экспериментальной группы характерно менее высокая озабоченность ситуацией и менее серьезный подход по сравнению с контрольной группой за счет некоторого уменьшения стремлений. Фактор G «Высокая совестливость – недобросовестность» Показатели по фактору «высокая совестливость – недобросовестность» в экспериментальной группе 6,2 балла, в контрольной группе – 8,1 балла. В контрольной группе этот показатель несколько выше, т.е. можно предположить, что у более молодых руководителей в незначительной степени преобладают такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают правил. Высокая добросовестность, сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным, эгоистическим целям. Фактор H «Смелость – робость» Показатели по фактору «смелость – робость» в экспериментальной группе 7,4 балла, в контрольной – 6,1 балла. Для испытуемых экспериментальной группы характерно то, что эти руководители свободно вступают в контакты, не испытывают трудности в общении, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Испытуемые контрольной группы по сравнению с испытуемыми экспериментальной менее уверены в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности. Фактор I «Мягкосердечность, нежность – суровость, жестокость» Показатели по фактору I «мягкосердечность, нежность – суровость, жестокость» в экспериментальной группе 5,6 балла, в контрольной группе – 5,5 балла. Они примерно одинаковы и лежат в области средних значений. Это говорит о том, что представители обеих групп могут в равной степени проявлять как мягкосердечность, так и суровость в зависимости от ситуации. Испытуемые обеих групп могут быть самоуверенными, рассудительными, практичными, обладать некоторой жестокостью, иногда суровостью. В то же время в зависимости от обстоятельств менеджеры среднего звена могут проявлять мягкость, сентиментальность, чувствительность, действуют по интуиции. Фактор L «Подозрительность – доверчивость» Показатели по фактору «подозрительность – доверчивость» в экспериментальной группе находятся в области высоких значений – 7,8 балла, в контрольной группе – в области средних значений – 5 баллов. Вероятно, что более опытные руководители имеют некоторую степень предубеждения в подходе к людям, могут завидовать успехам других, раздражаться их превосходством. В отношениях с людьми эти руководители могут проявлять себя как настойчивые, высокомерные, не терпящие конкуренции. По роду занятий высокий уровень фактора L свойственен людям, которые должны полагаться на самих себя в решении ответственных проблем.
Для молодых руководителей более характерна бескорыстность, покладистость, терпимость, уступчивость. Фактор M «Мечтательность – практичность» Показатели по фактору «мечтательность-практичность» приблизительно одинаковые: в экспериментальной группе – 2,8 балла, в контрольной группе – 3,1 балла. Данные свидетельствуют о том, что испытуемые обеих групп ориентируются на внешнюю реальность и следуют общепринятым нормам, трезво оценивают обстоятельства и людей, они здравомыслящи, заняты решением практических задач, стараются избегать всего необычного. Фактор N «Проницательность – наивность» Показатели по фактору «проницательность – наивность» находятся в области средних значений и составляют в экспериментальной группе 5,9 балла, в контрольной – 4,8. Это свидетельствует о том, что для испытуемых экспериментальной группы в сравнении с контрольной в незначительной степени характерны следующие черты: они ко всему подходят менее сентиментально; прежде, чем предпринять что-либо, с холодной аналитичностью оценивают возможные шансы; иногда склонны к интригам. Более опытные руководители лучше понимают мотивы поведения окружающих и не воспринимают все на веру. Фактор O «Склонность к чувству вины – самоуверенность» Показатели по фактору «склонность к чувству вины – самоуверенность» лежат в области средних значений и составляют в экспериментальной группе 5,5 балла, в контрольной группе – 6,1 балла. Испытуемые обеих групп могут в равной степени иметь следующие качества: озабоченность чем-либо, иногда склонность к самоупрекам и недооцениванию своих возможностей, некоторое принижение своей компетентности, знаний и способностей (перечисленные выше признаки в незначительной степени более характерны для контрольной группы). В то же время обеим группам присущи безмятежность, способность выдерживать заботы, они не теряют присутствие духа. Фактор Q1 «Гибкость – ригидность» Показатели по фактору «гибкость – ригидность» составляют в экспериментальной группе 4,2 балла, в контрольной группе – 6,8 балла. Вероятно, что более молодые руководители имеют более разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными во многих проблемах, спокойно воспринимают неустоявшиеся взгляды и новые идеи, отличаются критичностью мышления.
Испытуемые экспериментальной группы более консервативны, ригидны, не любят перемен. Это люди устоявшихся мнений, все новое они встречают в штыки, потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным, другой точки зрения не допускают, склонны к нравоучениям и наставлениям. Более опытные руководители считают, что все недостатки будут искоренены, если строго следовать всем требованиям старших и более опытных товарищей, что собственная инициатива и изобретательность могут только разрушить все, что и без того так хорошо устроено. Весь вред, по их мнению, происходит от людей, которые нарушают принципы и традиции и не хотят принять на веру опыт старших поколений. Фактор Q2 «Самостоятельность – зависимость от группы» Показатели по фактору «самостоятельность – зависимость от группы» составляют в экспериментальной группе 8,1 балла, в контрольной группе – 6 баллов. Они свидетельствуют о том, что более опытные руководители в сравнении с молодыми независимы, самостоятельны, по собственной инициативе не ищут контакта с окружающими, предпочитают делать все сами: сами принимают решения, сами добиваются его исполнения, сами несут ответственность. Они готовы пожертвовать любыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. Фактор Q3 «Высокий самоконтроль поведения – низкий самоконтроль поведения» Показатели по фактору «высокий самоконтроль поведения – низкий самоконтроль поведения» примерно одинаковые и лежат в области высоких значений: в экспериментальной группе – 8,9 баллов, в контрольной – 9,1 балла. Высокие показатели в обеих группах по этому фактору свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать поведение. Руководители действуют планомерно и упорядоченно, упорно преодолевают препятствия, не разбрасываются, начатое дело доводят до конца. Они хорошо осознают социальные требования и стараются их выполнять, заботятся о впечатлении, которое производят своим поведением, о своей общественной репутации. Фактор Q4 «Напряженность – расслабленность» Показатели по фактору «напряженность - расслабленность» составляют в экспериментальной группе 7,2 балла, в контрольной группе – 4,4 балла. Высокий показатель у испытуемых экспериментальной группы свидетельствует о напряженности и возбуждении. Более опытные руководители могут быть беспокойны, возбуждены, чувствуют себя разбитыми, усталыми, но не могут оставаться без дела даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для них также характерна эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность и нетерпеливость. Они мало обращают внимания на степень группового единства. Таким образом, согласно исследованию по методике Р. Кеттела, в экспериментальной группе превалируют следующие качества факторов:
- «эмоциональная неустойчивость», «доминантность», «подозрительность», «ригидность», «фрустрированность». Итак, руководители с большим стажем работы в большинстве своем консервативны, им присущи склонность к лабильности настроения, раздражимость, утомляемость, состояние напряженности, фрустированности, взвинченности, что говорит о начинающейся деформации личностных качеств вследствие нахождения в ситуации хронического стресса.
1.5. Опросник Блейка-Мутона Опросник Блейка-Мутона (см. Приложение 5) изучает стиль и ролевую направленность деятельности менеджера. Он выявляет типичный способ реализации управленческих функций, т.е. способ взаимодействия с подчиненными и решения производственных задач. Опросник состоит из 18 утверждений. Р. Блейк и Дж. Мутон для оценки стиля руководства построили «решетку менеджмента» (см. Рис. 7).
Ориентация на персонал
Ориентация на задачу Рис. 7. «Решетка менеджмента»
Р. Блейк и Д. Мутон выделили по девять градаций на каждой «силовой линии», что позволило выделить пять типов поведения, каждый из которых обозначается цифрами (1.1, 1.9, 5.5, 9.1, 9.9). 1.1 - минимальное внимание к человеку и производству; 1.9 - в центре управления - человеческие отношения. Интересы производства рассматриваются как нечто вторичное; 5.5 - удовлетворительные результаты, средняя удовлетворенность работой, осторожность в поисках нового; 9.1 - в центре управления – интересы организации, человек на втором плане; 9.9 - равно высокое внимание как человеку, так и к производству. Наивысшие результаты при максимальном учете интересов людей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.035 с.) |