Анализ полученных результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ полученных результатов



Таблица 6

Факторы

Экспериментальная группа Контрольная группа
A Сердечность, доброта – обособленность, отчужденность 4,3 7,1
B Высокий интеллект - низкий интеллект 7,3 7,2
C Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость 5,4 7,9
E Доминантность –конформность 6,8 4,2
F Беспечность - озабоченность 5,1 3,4
G Высокая совестливость - недобросовестность 6,2 8,1
H Смелость-робость 7,4 6,1
I Мягкосердечность, нежность – суровость, жестокость 5,6 5,5
L Подозрительность - доверчивость 7,8 5,0
M Мечтательность - практичность 2,8 3,1
N Проницательность - наивность 5,9 4,8
O Склонность к чувству вины -самоуверенность 5,5 6,1
Q1 Гибкость-ригидность 4,2 6,8
Q2 Самостоятельность – зависимость от группы 8,1 6,0
Q3 Высокий самоконтроль поведения - низкий самоконтроль поведения 8,9 9,1
Q4 Напряженность - расслабленность 7,2 4,4

 

Рис. 6. Данные по тесту Р. Кеттела

Примечание:

1 – сердечность, доброта – обособленность, отчужденность;

2 – высокий интеллект – низкий интеллект;

3 – эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость;

4 – доминантность – конформность;

5 – беспечность – озабоченность;

6 - высокая совестливость – недобросовестность;

7 – смелость – робость;

8 – мягкосердечность, нежность – суровость, жестокость;

9 – подозрительность – доверчивость;

10 – мечтательность – практичность;

11 – проницательность – наивность;

12 – склонность к чувству вины – самоуверенность;

13 – гибкость – ригидность;

14 – самостоятельность – зависимость от группы;

15 – высокий самоконтроль поведения – низкий самоконтроль поведения;

16 – напряженность – расслабленность

Результаты исследования по тесту Кеттела позволяют сравнить показатели в экспериментальной и контрольной группах по всем факторам:

Фактор А «Сердечность, доброта – обособленность, отчужденность»

В экспериментальной группе средний балл по фактору A «сердечность, доброта – обособленность, отчужденность» - 4,3, в контрольной группе – высокий - 7,1 балла. Это свидетельствует о том, что для более молодых руководителей характерны естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к людям. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, любят работать с людьми. Испытуемые в контрольной группе более радуются социальному признанию.

    Для испытуемых экспериментальной группы характерна формальность в контактах, нежелание идти на компромиссы. В делах они точны и обязательны, но недостаточно гибки.

Фактор B «Высокий интеллект – низкий интеллект»

Для испытуемых обеих групп показатели по фактору «интеллект» имеют одинаково высокие значения (для экспериментальной группы – 7,3 балла, для контрольной группы – 7,2 балла). Это характеризует испытуемых как лиц с хорошим уровнем интеллектуального развития. При такой оценке наблюдается абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость.

Фактор C «Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость»

Показатель по фактору «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость» в экспериментальной группе - средний (5,4 балла), в контрольной группе – приближающийся к высокому (7,9 балла). Это говорит о том, что испытуемые в контрольной группе по сравнению с экспериментальной эмоционально более зрелы, способны контролировать свои эмоции, настойчивы в достижении цели, ответственны. На вещи они смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, чувствуют себя хорошо приспособленными.

Фактор Е «Доминантность – конформность»

Показатели по фактору «доминантность – конформность» лежат в области средних значений в экспериментальной группе – 6,8 балла, в контрольной группе несколько ниже – 4,2 балла. Для экспериментальной группы характерны такие качества, как властность, стремление к самостоятельности, независимость, игнорирование социальных условностей и авторитетов. Эти руководители независимы в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонны считать законом для себя и окружающих. В конфликтных ситуациях они обвиняют других, не признают давления со стороны, предпочитают для себя авторитарный стиль руководства, борются за более высокий статус.

Испытуемые контрольной группы более конформны, не совсем уверены в себе и своих способностях, поэтому оказываются зависимыми от обстоятельств.

Фактор F «Беспечность – озабоченность»

Показатели по фактору «беспечность – озабоченность» лежат в области средних значений и составляют в экспериментальной группе 5,1 балла, в контрольной группе – 3,4 балла. Это говорит о том, что для испытуемых контрольной группы характерны сдержанность, озабоченность, склонность все усложнять, ко всему подходить серьезно и осторожно. Такие люди живут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены последствиями своих поступков, постоянно ожидают возможных неудач. Для защиты от неудач принимают предохранительные меры, старательно планируют свои поступки.

Для испытуемых экспериментальной группы характерно менее высокая озабоченность ситуацией и менее серьезный подход по сравнению с контрольной группой за счет некоторого уменьшения стремлений.

Фактор G «Высокая совестливость – недобросовестность»

Показатели по фактору «высокая совестливость – недобросовестность» в  экспериментальной группе 6,2 балла, в контрольной группе – 8,1 балла. В контрольной группе этот показатель несколько выше, т.е. можно предположить, что у более молодых руководителей в незначительной степени преобладают такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают правил. Высокая добросовестность, сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным, эгоистическим целям.

Фактор H «Смелость – робость»

Показатели по фактору «смелость – робость» в экспериментальной группе 7,4 балла, в контрольной – 6,1 балла. Для испытуемых экспериментальной группы характерно то, что эти руководители свободно вступают в контакты, не испытывают трудности в общении, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами.

Испытуемые контрольной группы по сравнению с испытуемыми экспериментальной менее уверены в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности.


Фактор I «Мягкосердечность, нежность – суровость, жестокость»

Показатели по фактору I «мягкосердечность, нежность – суровость, жестокость» в экспериментальной группе 5,6 балла, в контрольной группе – 5,5 балла. Они примерно одинаковы и лежат в области средних значений. Это говорит о том, что представители обеих групп могут в равной степени проявлять как мягкосердечность, так и суровость в зависимости от ситуации. Испытуемые обеих групп могут быть самоуверенными, рассудительными, практичными, обладать некоторой жестокостью, иногда суровостью. В то же время в зависимости от обстоятельств менеджеры среднего звена могут проявлять мягкость, сентиментальность, чувствительность, действуют по интуиции.

Фактор L «Подозрительность – доверчивость»

Показатели по фактору «подозрительность – доверчивость» в экспериментальной группе находятся в области высоких значений – 7,8 балла, в контрольной группе – в области средних значений – 5 баллов. Вероятно, что более опытные руководители имеют некоторую степень предубеждения в подходе к людям, могут завидовать успехам других, раздражаться их превосходством. В отношениях с людьми эти руководители могут проявлять себя как настойчивые, высокомерные, не терпящие конкуренции. По роду занятий высокий уровень фактора L свойственен людям, которые должны полагаться на самих себя в решении ответственных проблем.

Для молодых руководителей более характерна бескорыстность, покладистость, терпимость, уступчивость.

Фактор M «Мечтательность – практичность»

Показатели по фактору «мечтательность-практичность» приблизительно одинаковые: в экспериментальной группе – 2,8 балла, в контрольной группе – 3,1 балла. Данные свидетельствуют о том, что испытуемые обеих групп ориентируются на внешнюю реальность и следуют общепринятым нормам, трезво оценивают обстоятельства и людей, они здравомыслящи, заняты решением практических задач, стараются избегать всего необычного.

Фактор N «Проницательность – наивность»

Показатели по фактору «проницательность – наивность» находятся в области средних значений и составляют в экспериментальной группе 5,9 балла, в контрольной – 4,8. Это свидетельствует о том, что для испытуемых экспериментальной группы в сравнении с контрольной в незначительной степени характерны следующие черты: они ко всему подходят менее сентиментально; прежде, чем предпринять что-либо, с холодной аналитичностью оценивают возможные шансы; иногда склонны к интригам. Более опытные руководители лучше понимают мотивы поведения окружающих и не воспринимают все на веру.

Фактор O «Склонность к чувству вины – самоуверенность»

Показатели по фактору «склонность к чувству вины – самоуверенность» лежат в области средних значений и составляют в экспериментальной группе 5,5 балла, в контрольной группе – 6,1 балла. Испытуемые обеих групп могут в равной степени иметь следующие качества: озабоченность чем-либо, иногда склонность к самоупрекам и недооцениванию своих возможностей, некоторое принижение своей компетентности, знаний и способностей (перечисленные выше признаки в незначительной степени более характерны для контрольной группы). В то же время обеим группам присущи безмятежность, способность выдерживать заботы, они не теряют присутствие духа.

Фактор Q1 «Гибкость – ригидность»

Показатели по фактору «гибкость – ригидность» составляют в экспериментальной группе 4,2 балла, в контрольной группе – 6,8 балла. Вероятно, что более молодые руководители имеют более разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными во многих проблемах, спокойно воспринимают неустоявшиеся взгляды и новые идеи, отличаются критичностью мышления.

Испытуемые экспериментальной группы более консервативны, ригидны, не любят перемен. Это люди устоявшихся мнений, все новое они встречают в штыки, потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным, другой точки зрения не допускают, склонны к нравоучениям и наставлениям. Более опытные руководители считают, что все недостатки будут искоренены, если строго следовать всем требованиям старших и более опытных товарищей, что собственная инициатива и изобретательность могут только разрушить все, что и без того так хорошо устроено. Весь вред, по их мнению, происходит от людей, которые нарушают принципы и традиции и не хотят принять на веру опыт старших поколений.

Фактор Q2 «Самостоятельность – зависимость от группы»

Показатели по фактору «самостоятельность – зависимость от группы» составляют в экспериментальной группе 8,1 балла, в контрольной группе – 6 баллов. Они свидетельствуют о том, что более опытные руководители в сравнении с молодыми независимы, самостоятельны, по собственной инициативе не ищут контакта с окружающими, предпочитают делать все сами: сами принимают решения, сами добиваются его исполнения, сами несут ответственность. Они готовы пожертвовать любыми удобствами, только бы сохранить свою независимость.

Фактор Q3 «Высокий самоконтроль поведения –

низкий самоконтроль поведения»

Показатели по фактору «высокий самоконтроль поведения – низкий самоконтроль поведения» примерно одинаковые и лежат в области высоких значений: в экспериментальной группе – 8,9 баллов, в контрольной – 9,1 балла. Высокие показатели в обеих группах по этому фактору свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать поведение. Руководители действуют планомерно и упорядоченно, упорно преодолевают препятствия, не разбрасываются, начатое дело доводят до конца. Они хорошо осознают социальные требования и стараются их выполнять, заботятся о впечатлении, которое производят своим поведением, о своей общественной репутации.

Фактор Q4 «Напряженность – расслабленность»

Показатели по фактору «напряженность - расслабленность» составляют в экспериментальной группе 7,2 балла, в контрольной группе – 4,4 балла. Высокий показатель у испытуемых экспериментальной группы свидетельствует о напряженности и возбуждении. Более опытные руководители могут быть беспокойны, возбуждены, чувствуют себя разбитыми, усталыми, но не могут оставаться без дела даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для них также характерна эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность и нетерпеливость. Они мало обращают внимания на степень группового единства.

Таким образом, согласно исследованию по методике Р. Кеттела, в экспериментальной группе превалируют следующие качества факторов:

- «эмоциональная неустойчивость», «доминантность», «подозрительность», «ригидность», «фрустрированность».

    Итак, руководители с большим стажем работы в большинстве своем консервативны, им присущи склонность к лабильности настроения, раздражимость, утомляемость, состояние напряженности, фрустированности, взвинченности, что говорит о начинающейся деформации личностных качеств вследствие нахождения в ситуации хронического стресса.

 

1.5. Опросник Блейка-Мутона

Опросник Блейка-Мутона (см. Приложение 5) изучает стиль и ролевую направленность деятельности менеджера. Он выявляет типичный способ реализации управленческих функций, т.е. способ взаимодействия с подчиненными и решения производственных задач. Опросник состоит из 18 утверждений.

Р. Блейк и Дж. Мутон для оценки стиля руководства построили «решетку менеджмента» (см. Рис. 7).

 

Ориентация на персонал


9 1.9               9.9
8                
7                  
6                  
5         5.5.        
4                  
3                  
2                  
1 1.1               9.1
  1 2 3 4 5 6 7 8 9

                                                                                                         

Ориентация на задачу

Рис. 7. «Решетка менеджмента»

 

Р. Блейк и Д. Мутон выделили по девять градаций на каждой «силовой линии», что позволило выделить пять типов поведения, каждый из которых обозначается цифрами (1.1, 1.9, 5.5, 9.1, 9.9).

1.1 - минимальное внимание к человеку и производству;

1.9 - в центре управления - человеческие отношения. Интересы производства рассматриваются как нечто вторичное;

5.5 - удовлетворительные результаты, средняя удовлетворенность работой, осторожность в поисках нового;

9.1 - в центре управления – интересы организации, человек на втором плане;

9.9 - равно высокое внимание как человеку, так и к производству. Наивысшие результаты при максимальном учете интересов людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.035 с.)