Лекция 1. Введение. Физическая и химическая терморегуляция человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Введение. Физическая и химическая терморегуляция человека



Лекция 1. Введение. Физическая и химическая терморегуляция человека

План лекции:

1. Задача курса

2. Терморегуляция

3. Физическая и химическая терморегуляция

 

Вопрос: Задача курса

Главная задача курса «Гигиена одежды и обуви» - изучение основных требований к одежде и обуви различного назначения на основе представлений о физиологии теплообмена между человеком и внешней средой, соответствие одежды и обуви гигиеническим требованиям, а также современных методов физиолого-гигиенической оценки одежды. Одно из условий хорошего самочувствия человека, сохранение его высокой работоспособности и здоровья – обеспечение температурного гомеостаза (термостабильного состояния) организма. Однако биологические возможности системы терморегуляции человека ограничены, особенно в случае пребывания его в охлаждающей среде. В связи с этим большая роль принадлежит регулированию теплоотдачи в окружающую среду. Одним из ее видов является использование одежды и обуви. Одежда и обувь должны изготовляться с учетом комплекса гигиенических требований к материалу и конструкции. Попытки обосновать гигиенические требования к одежде относятся к 1865г. исследованиями немецких ученых. Позднее гигиенистами – русским Доброславиным (1872г.), и немецким (Рубнером (1885г.), которыми впервые были сформулированы общие гигиенические требования к одежде.

 

Вопрос: Терморегуляция

Организм человека – это саморегулирующая система, физиологический механизм которой с целью поддержания постоянной температуры тела направлен на обеспечение количества тепла (теплопродукции) количеству тепла, отданного во внешнюю среду (теплоотдаче).

 Совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание температуры мозга и внутренних органов, несмотря на колебания температуры среды и собственной теплопродукцией, называется терморегуляцией.

3 вопрос: Физическая и химическая терморегуляция

Т ерморегуляцию, обеспечивающую увеличение теплообразования в организме в ответ на его охлаждение, принято называть химической, а терморегуляцию, направленную на уменьшение или увеличение теплоотдачи в окружающую среду – физической.

 Физическая терморегуляция проявляется в области кистей и стоп (теплоотдача может снизиться на 40%), в наименьшей – в области головы, что необходимо учитывать при создании и оценке средств защиты (одежды, обуви, рукавиц, головных уборов) от охлаждения. С целью сохранения температурного гомеостаза (постоянной температуры тела) организм человека должен находиться в термостабильном состоянии. Для характеристики этого состояния, при котором отмечается равенство между теплообразованием и теплоотдачей, вводится понятие «тепловой баланс».

 

                          Контрольные вопросы:

1. Дать определение теплопродукции

2. Дать определение теплоотдачи

3. Определение гомеостаза

 

 Лекция 2. Тепловой баланс человека. Теплоотдача радиацией, конвекцией, испарением, дыханием.

План лекции:

1. Тепловой баланс человека

2. Потеря тепла радиацией и конвекцией

3. Кондукционный теплообмен

4. Теплоотдача испарением, дыханием, потоотделением

 

Вопрос. Температура тела и кожи

Это температура внутренних органов и тканей (печени, мозга, желудка, легких и т. д.). Температура тела на расстоянии 2,5 см от поверхности кожи внутрь составляет 37,1 *С, а на поверхности 36,8 *С.

Если температура поднимается – это признак перегревания организма.

Температура кожи.

Большая часть тепла рассеивается с поверхности тела.

Средневзвешенная температура кожи берется из суммы температуры кожи лба, груди, живота, спины, поясницы, плеча, кисти, поверхности бедер, голени, тыльной стороны стопы.

Средневзвешенная температура кожи тесно связана с общими теплоощущениями человека.

По данным авторов Кричагиной В.И., Афанасьевой Р.Ф. средневзвешенная температура кожи равна:

 

Очень жарко Жарко Тепло Комфорт Прохладно Холодно Очень холодно
Более 36*С 36,0+-0,6 34,9+-0,7 33,2+-1,0 31,1+-1 29,1+-1 Ниже 28,1; 26,4

 

Потоотделение.

Влагопотери организма человека при выполнении физической нагрузки следующие:

Энергозатраты: ВТ.

1. До 105 __________влагопотери 50-70 г/ч

2. до 200 ___________.....................90-140 г/ч

3. до 350 ___________.....................150-190 г/ч

4. до 490 ___________.....................210-240 г/ч

 

Если влагопотеря 500 г/ч и выше часть пота стекает – очень жарко.

Если влагопотеря 250 г/ч пот не стекает --- тепло.

Если влагопотеря 50+-10 г/ч пот не выделяется – комфорт

Если влагопотеря 40 г/ч пот не выделяется – прохладно

 

Вопрос. Содержание углекислоты.

Через кожу человека в пододежный слой воздуха непрерывно выделяются продукты жизнедеятельности. Одним из них является углекислота, образующая в процессе кожного дыхания. Благодаря вентиляции пододежного пространства содержание углекислоты может быть чуть больше, чем в атмосферном воздухе.

Интенсивность вентиляции зависит от воздухопроницаемости пакета материалов одежды, ее конструкции, параметров окружающей среды.

Содержание углекислоты под х/б сорочкой на 0,15% больше, чем в атмосферном воздухе. Выделение углекислоты через кожу (особенно в области живота) увеличивается при физической работе человека, особенно в нагревающей среде.

Обувь должна способствовать нормальной жизнедеятельности организма, сопровождающийся выделением продуктов теплового, водного и минераль-ного обмена. В любых сезонных условиях обувь должна обеспечить необходимый комфорт, внутриобувной микроклимат – температуру, влажность и движение воздуха. Не должна иметь наличие запаха и выделений химических ингредиентов во внутриобувное пространство и окружающую среду. Особое значение это свойство имеет для обуви, эксплуатируемой в южных районах, где она подвергается воздействию высоких температур и интенсивной радиации.

 

Контрольные вопросы:

1. Перечислить параметры микроклимата в пододежном пространстве

2. На что влияет содержание углекислоты во внутриобувном пространстве?

 

  Лекция 5. Гигиенические свойства материалов различного происхождения.

 

План лекции:

1.Гигиенические требования к материалам

2. Бельевые материалы

3. Материалы для пальто

1 вопрос. Гигиенические требования к материалам

Требования к материалам для одежды определяется действием на организм человека климатических условий.

Для носки изделий в теплых условиях необходимо применять материалы с низкой теплопроводностью и высокой влагопроводностью.

Для снижения влажности в пододежном пространстве материалы летней одежды должны быть воздухопроницаемы и гигроскопичны. Увлажненные материалы увеличивают испарение и способствуют охлаждению поверхности тела человека.

Установлено, что легкие материалы с гладкой поверхностью прилипают к увлажненному телу человека, ослабляя потоотделение. Поэтому рекомендуется для летней одежды ткани креповых переплетений, имеющие небольшую опорную поверхность, высокую гигроскопичность, оптимальное соотношение сорбции и десорбции.

Гигиенические требования к материалам для одежды.

Свой-ва материалов Бельевые Зимн. Летние Платьевые Зимн.Летние. Костюмные Зимн. летние Подкл. Пальт.
1.воздухо- проницае- мость дм*/(м*.с) 51-100; 100 100; 330-370 100; 150 100 7-60 Зависит От скор ветра
2.паропро- ницаемость г/(м*.г) 52-56; 56 50; 56 40;   40 50 40
3.гигроско- пичность (при относ влажности воздуха 65%). 7;      7 7;      7 7-13; 7 7 13

В обеспечение требований к одежде большую роль играют свойства материалов, их рациональное сочетание в пакете материалов.

 

2 вопрос. Бельевые материалы соприкасаются с поверхностью тела человека, защищают тело от загрязнений и охлаждения. Они, впитывая влагу, жир, очищают кожу от пота, кожного сала, слущивающего эпителия. По всей поверхности кожи расположено около 3 млн. потовых желез.

Вопрос. Требования к специальной одежде.

 По ГОСТу специальная одежда классифицируется на 15 групп и 39 подгрупп. К спец. одежде предъявляются требования: защитные, гигиенические, эксплуатационные и эстетические.

Например: для одежды, защищающей от механических повреждений выбираются ткани с повышенным пределом прочности при разрыве, истирании. Одежда, предназначенная для защиты от теплового излучения, должна изготовляться из материалов, обладающих низкой теплопроводностью (асбест, шерсть) и высокими отражающими свойствами (металлизированных). Наилучшими кислотнозащитными свойствами обладают шерстяные и спец. шелковые ткани.

Одежда для защиты от нефти, нефтепродуктов, масел, жиров изготавливается из тканей со спец. пропитками или материалы с пленочным покрытием.

Одежда от радиоактивных излучений изготовляется многослойной: подкладка из х\б, промежуточный из плотной саржи, покровный слой из лавсановой ткани. Обеспечивает защиту от радиоактивных излучений на 80-94 %.

Специальная одежда от вредных биологических факторов (микроорганизмы, насекомые) изготовляют из материалов с антимикробными свойствами. (Обрабатывают химическими веществами).

Сигнальная одежда производится из материалов определенного цвета, и ее задача выделить работающего из общего фона. Дневное время –оранжевый цвет, ночное – интерактивные материалы.

При конструировании спец. одежды должны учитываться прибавки на

  свободное облегание.

  Добавляются конструктивные элементы: складки, защипы, сборки, ластовицы, эластичные вставки, подрезы.

Это дает возможность регулировать ширину изделия. Ластовицы обеспечивают свободу движения рук.

Вопрос. Требования к специальной обуви

Обувь защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В соответствии с целевым назначением обувь должна обладать определенными защитными свойствами, т.е. защищать кожу человека от механических воздействий (попадания песка и мелких твердых частиц внутрь обуви, ударов, вибрации и т. п.),физических (температуры, влаги,грязи,ветра,электричества,огня,излучеий и т.п.),химических(газов,кислот,щелочей,нефтепродуктов и т. п) и биологических воздействий (Укусов животных, уколов, колючек растений и т. п.).

  Обувь должна быть безопасной в эксплуатации для потребителя (внутри обуви не должно быть складок, бугров, рубцов, гвоздей и т. п), а также для окружающих людей и предметов среды (не пачкать и не царапать пол и т. п.)

 

 Контрольные вопросы:

1. Перечислить требования, предъявляемые к одежде

2. Перечислить требования, предъявляемые к обуви

 

 Лекция 9.  Основные принципы проектирования одежды и обуви для защиты от холода.

План лекции:

1. Основные принципы проектирования одежды от холода

2. Основные принципы проектирования обуви от холода

Вопрос. Требования к бытовой одежде

Для улучшения теплового состояния человека в условиях повышенной температуры воздуха и интенсивной солнечной радиации необходимо уменьшить приток последней к поверхности тела. Это достигается путем применения материалов малой теплопроводности, а также материалов, которые отражали бы максимальное количество солнечных лучей (например, металлизированных материалов).

Большое значение для одежды имеет цвет материала. Задержка потока лучистой энергии по результатам исследований выше у окрашенных материалов.

2 вопрос. При изготовлении одежды учитываются все возможности для повышения эффективности потовыделения:

- одежда не должна прилегать непосредственно к коже, чтобы обеспечить наличие воздушного слоя вокруг тела.

- пододежное пространство должно вентилироваться. Это достигается как благодаря воздухопроницаемости материалов, так и благодаря ее конструкции.

- материалы должны быть гигроскопичными, способными впитывать влагу и отдавать ее в окружающую среду.

- при выделении капельно-жидкой влаги большое значение приобретает влагоемкость материала. Материал, способный впитывать выделяющийся пот, препятствует его стеканию и тем самым увеличивает эффективность потовыделения.

- свойства материалов, обеспечивающие их быструю высыхаемость, нежелательны, так как быстрое испарение влаги вызывает интенсивное охлаждение.

- материалы одежды не должны прилипать к поверхности тела. Прилипший увлажненный материал снижает потоотделение.

На основании многочисленных исследований рекомендуют для изготовления белья хлопчатобумажные ткани.

 

 Лекция 13. Основные принципы проектирования специальной одежды и обуви.

План лекции:

1.Назначение специальной одежды

2.Основные этапы создания спец.одежды

С пециальная одежда предназначена для защиты человека от различных опасных, вредных факторов производственной среды, для обеспечения безопасных условий труда и сохранения работоспособности человека в более 740 видах производств.

Специальная одежда выпускается согласно ГОСТу 12.4.103-83 «Система безопасности условий труда. Одежда специальная, обувь специальная и средства защиты рук. Классификация»

Специальная одежда подразделяется на 14 групп и 36 подгрупп в зависимости от выполняемых ею защитных функций.

Например, различают спецодежду:

- общего назначения

- влагозащитную

- кислозащитную

- нефтемаслозащитную

- пылезащитную

- ядозащитную

- термозащитную

- электрозащитную

- от радиации

- от ударов и механических повреждений и др.

Создание спец. одежды, отвечающая всем перечисленным требованиям, слагается из пяти основных этапов:

1. анализ технических требований и изучение условий труда рабочих

2. выбор материалов, в наибольшей степени соответствующих конкретным условиям производства;

3. разработка конструкции одежды с учетом динамики работающих;

4. оценка специальной одежды в лабораториях и производственных условиях;

5. разработка нормативно- технической документации на массовое или серийное изготовление специальной одежды.

Качество специальной одежды для рабочих конкретных профессий во многом определяется знаниями условий труда.

 

 

Лекция 1. Введение. Физическая и химическая терморегуляция человека

План лекции:

1. Задача курса

2. Терморегуляция

3. Физическая и химическая терморегуляция

 

Вопрос: Задача курса

Главная задача курса «Гигиена одежды и обуви» - изучение основных требований к одежде и обуви различного назначения на основе представлений о физиологии теплообмена между человеком и внешней средой, соответствие одежды и обуви гигиеническим требованиям, а также современных методов физиолого-гигиенической оценки одежды. Одно из условий хорошего самочувствия человека, сохранение его высокой работоспособности и здоровья – обеспечение температурного гомеостаза (термостабильного состояния) организма. Однако биологические возможности системы терморегуляции человека ограничены, особенно в случае пребывания его в охлаждающей среде. В связи с этим большая роль принадлежит регулированию теплоотдачи в окружающую среду. Одним из ее видов является использование одежды и обуви. Одежда и обувь должны изготовляться с учетом комплекса гигиенических требований к материалу и конструкции. Попытки обосновать гигиенические требования к одежде относятся к 1865г. исследованиями немецких ученых. Позднее гигиенистами – русским Доброславиным (1872г.), и немецким (Рубнером (1885г.), которыми впервые были сформулированы общие гигиенические требования к одежде.

 

Вопрос: Терморегуляция

Организм человека – это саморегулирующая система, физиологический механизм которой с целью поддержания постоянной температуры тела направлен на обеспечение количества тепла (теплопродукции) количеству тепла, отданного во внешнюю среду (теплоотдаче).

 Совокупность физиологических процессов, направленных на поддержание температуры мозга и внутренних органов, несмотря на колебания температуры среды и собственной теплопродукцией, называется терморегуляцией.

3 вопрос: Физическая и химическая терморегуляция

Т ерморегуляцию, обеспечивающую увеличение теплообразования в организме в ответ на его охлаждение, принято называть химической, а терморегуляцию, направленную на уменьшение или увеличение теплоотдачи в окружающую среду – физической.

 Физическая терморегуляция проявляется в области кистей и стоп (теплоотдача может снизиться на 40%), в наименьшей – в области головы, что необходимо учитывать при создании и оценке средств защиты (одежды, обуви, рукавиц, головных уборов) от охлаждения. С целью сохранения температурного гомеостаза (постоянной температуры тела) организм человека должен находиться в термостабильном состоянии. Для характеристики этого состояния, при котором отмечается равенство между теплообразованием и теплоотдачей, вводится понятие «тепловой баланс».

 

                          Контрольные вопросы:

1. Дать определение теплопродукции

2. Дать определение теплоотдачи

3. Определение гомеостаза

 

 Лекция 2. Тепловой баланс человека. Теплоотдача радиацией, конвекцией, испарением, дыханием.

План лекции:

1. Тепловой баланс человека

2. Потеря тепла радиацией и конвекцией

3. Кондукционный теплообмен

4. Теплоотдача испарением, дыханием, потоотделением

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.9 (0.055 с.)