Детей С интеллектуальными нарушениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей С интеллектуальными нарушениями



Создано на основе

Адаптированного «Комплексного психолого-педагогического

Обследования ребенка с проблемами в развитии» А. Зарина

Разработали:

Карякина М.В.

Санталова О.В.

Гавриловец А.В.

Благовещенск

2018


Пояснительная записка

Важнейшим условием успешности проведения коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности является выявление и раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка на основе всестороннего и глубокого их изучения. Оно обеспечивается проведением комплексного психолого-педагогичесчкого обследования, которое является обязательным элементом педагогического процесса и вменяется в обязанности всех специалистов, работающих в группе коррекционной направленности.

Проведение трех контрольных срезов в течение учебного года дает возможность отслеживать динамику в развитии каждого ребенка и вносить коррективы в содержание реализуемых программ и образовательных маршрутов.

Роль психолого-педагогического обследования возрастает в контексте создания на основе ФГОС ДО и реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования детей с ОВЗ.

  Направления обследования должны носить комплексный характер. В результате обследования должна быть получена целостная картина физического и психического развития ребенка: его двигательной, когнитивной и эмоционально-волевой сфер, осведомленности (знаний о себе и окружающей действительности и др.), умений и на­выков в тех видах деятельности, в которые он включается, особенно­стей поведения и общения, условий воспитания в семье. Эти направ­ления в совокупности соотносятся с основным направлениями разви­тия дошкольника и содержанием его образования (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Содержание обследования необходимо прямо связать с содержанием разрабатываемых и реализуемых в дошкольном учреждении коррекционно-образовательных программ. В связи с этим полученные в про­цессе обследования результаты, как можно полнее отражая имеющиеся у детей знания и умения, опыт деятельности, должны отражать не только ближайшую, но и более отдаленную перспективу реализации содержания по всем образовательным областям.

Обследование организуется таким образом, чтобы получить макси­мально полные, точные и объективные данные как об имеющихся на момент его проведения особенностях, так и о возможностях развития каждого воспитанника. Поскольку личность ребенка не только разви­вается, но и раскрывается в процессе деятельности, обследование не­обходимо строить на основе широкого использования диагностических возможностей не только игры как ведущего для дошкольника вида де­ятельности, но и других видов детской деятельности, которые в до­школьном возрасте очень тесно связаны с игрой.

Оценка результатов обследования обеспечивает возможность выя­вить и зафиксировать даже незначительные изменения в развитии каждого ребенка по всем изучаемым параметрам, которые отражают динамику овладения содержанием образовательной программы, а так­же увидеть не только его актуальный уровень развития, но и «зону ближайшего развития». При этом важно, чтобы адекватную оценку развитию ребенка смог дать как опытный, так и начинающий педагог. В соответствии с этим в оценке должна быть отражена и количествен­ная, и качественная характеристика происходящих изменений.

Фиксирование результатов обследования должно быть удобным, относительно простым, не требовать от педагога большого количества сил и времени, которое с большей пользой может быть использовано для взаимодействия с детьми. Форма отражения результатов должна четко и наглядно представлять информацию о динамике развития каждого ребенка. Кроме того, форма фиксирования результатов должна обеспечивать их конфиденциаль­ность.

Наиболее полно данным критериям подходит «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии» А. Зарина. Специалисты нашего дошкольного учреждения адаптировали данное пособие под возможности и уровни развития детей компенсирующих групп, в соответствии с их основными диагнозами и возможностями здоровья. Из данного комплекса были удалены и заменены несколько неактуальных для наших воспитанников направлений обследования, в связи с тяжестью диагнозов и особенностями развития. В соответствии с этим были адаптированы и критерии оценивания, которым также дана бальная оценка и качественные характеристики.

Формой фиксирования результатов является адаптированная «Индивидуальная карта развития ребенка», созданная на основе «Карты развития ребенка с проблемами в развитии» А. Зарина, которая удовлетворяет всем вышеперечисленным требова­ниям.


 

Глубокое, всестороннее изучение ребенка с проблемами в разви­тии — необходимое условие оказания ему индивидуализированной коррекционно-развивающей помощи в образовательном учреждении. В связи с этим проведение комплексного психолого-педагогического обследования детей является одним из важных направлений психолого-педагогического сопровождения ребенка в дошкольном учреждении.

Целью психолого-педагогического обследования является всесторон­нее изучение каждого ребенка, поступившего в детский сад, выявление уровня его актуального развития и определение «зоны ближайшего раз­вития» (Л. С. Выготский), на расширение которой ориентирован весь педагогический процесс. Знание особенностей развития каждого ребен­ка позволяет создать наиболее благоприятные условия для его воспита­ния и образования, разработать оптимальную программу коррекционно-развивающей работы, обеспечивающую раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей.

В соответствии с целью определяются задачи психолого-педагоги­ческого обследования, включающие выявление:

—особенностей физического развития ребенка (антропометриче­ские показатели, двигательное развитие);

—особенностей психического развития ребенка (познавательной и эмоционально-волевой сферы);

—особенностей владения ребенком доступными ему видами дея­тельности (игра, конструирование, рисование, лепка, аппликация, эле­ментарный труд, музыкальная деятельность);

—осведомленности ребенка, в том числе сформированность зна­ний о себе и об окружающем мире, элементарных математических представлений;

—особенностей социального взаимодействия со взрослыми и свер­стниками;

Современные подходы к проведению психолого-педагогического об­следования детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении опираются на важнейшие достижения российских и зарубежных уче­ных в области общей и специальной психологии и педагогики. Мето­дологическую основу предлагаемого подхода составляют:

— положение о социальной детерминированности изменений

в психике ребенка;

—положение об общности закономерностей психического разви­тия нормального и аномального ребенка;

—учение Л. С. Выготского о двух уровнях психического развития ребенка;

—деятельностный подход к формированию новообразований опре­деленного возрастного периода (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

—комплексный и системный подход в процессе формирования лич­ности ребенка с проблемами в развитии (Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина, А. Н. Граборов, А. Зарин, А. А. Катаева, Н. Г. Мо­розова, Ю. В. Нефедова, В. Г. Петрова, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева, М. Г. Яковлева и др.);

—концепция дошкольного детства как первоначального этапа в становлении сущностных характеристик личности и теория целостного развития ребенка в онтогенезе (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. За­порожец, Г. Г. Кравцов, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Столь фундаментальная теоретическая база психолого-педагогиче­ского обследования позволяет обосновать и раскрыть его характер, а также выбрать стратегию его проведения.

Характерными чертами психолого-педагогического обследования являются:

— комплексность, которая требует изучения основных компонентов психического и физического развития ребенка;

—системность, предполагающая установление взаимосвязей между всеми параметрами изучения и сторонами личности ребенка;

—динамичность, предусматривающая фиксирование изменений, происходящих в состоянии изучаемых параметров в условиях прово­димой коррекционно-развивающей работы с ребенком, что достигает­ся построением процесса обследования.

Проведение психолого-педагогического обследования воспитанни­ков дошкольного учреждения строится на применении известной в со временной психологии экспериментально-генетической или форми­рующей стратегии (Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько и др. 1997: 22-24 и др.). Она предусматривает исследование всех изучаемых параметров развития ребенка в процессе активного их формирования в условиях специально организованной коррекционно-воспитательной работы в образовательном учреждении. В связи с этим в течение каждого учеб­ного года проводятся три среза (в его начале, в середине и в конце), результаты которых фиксируются в «Карте развития ребен­ка». Между их проведением осуществляется интенсивная коррекционно-развивающая работа, в ходе которой реализуется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, ориентированная на опти­мизацию процесса развития каждого воспитанника. Накопление дан­ных на протяжении всех лет пребывания ребенка в дошкольном учреж­дении дает возможность анализировать ход его развития за период от одного года до четырех лет. Это позволяет делать заключения не только об индивидуальных особенностях психического и физического развития каждого ребенка, но и о типологических особенностях детей определенной возрастной группы.

Принципы психолого-педагогического обследования

Названные выше положения реализуются в психолого-педаго­гическом обследовании детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении через систему принципов, которые раскрываются в рабо­тах специалистов в области психологической диагностики и специаль­ной психологии (А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард 1972; С. Д. Забрамная 1995; С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко 2003; Я. Л. Ко­ломинский, Е. А. Панько 1997; В. И. Лубовский 1989; Д. Б. Эльконин 1981 и др.).

Принцип комплексного подхода. Комплексный характер коррек­ционно-воспитательной работы в ДОУ, единство психолого-педа­гогических и медицинских воздействий на ребенка с проблемами в развитии требуют особого подхода к проведению его обследования. Необходимым условием осуществления медицинских и психолого-педагогических мероприятий является тщательное изучение состояния здоровья каждого воспитанника, его физического и психического развития, владения им знаниями, умениями и навыками в разных видах деятельности, способами взаимодействиями со взрослыми и сверстни­ками, личностных проявлений и поведения. Получить такую информа­цию о ребенке можно только при участии всех специалистов, оказы­вающих ему помощь в дошкольном учреждении (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального ру­ководителя и инструктора по физической культуре, врача, инструктора лечебной физкультуры и др.). Отражение результатов обследования каждого воспитанника в единой «Карте развития ребенка» позволяет раскрыть полную картину особенностей его индивидуального разви­тия, а на ее основе создать и реализовать оптимальную программу коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, реализация комплексного подхода к проведению обследования воспитанников дошкольных учреждений предполагает:

—создание и реализацию комплексной программы изучения физи­ческого и психического развития ребенка, его деятельности и поведе­ния, социально-педагогических условий развития;

—взаимодействие всех специалистов в процессе проведения обсле­дования (учителя-дефектолога и воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физи­ческой культуре, инструктора по лечебной физкультуре, врача и др.).

Принцип системного подхода. Личность ребенка представляет со­бой сложное многоуровневое образование, являющееся результатом процесса его социального развития. Личность как динамическая система взаимодействующих свойств постоянно изменяется. В связи с этим в процессе обследования необходимо выявить полную картину развития ребенка не только по отдельно взятым параметрам изучения, вклю­ченным в программу, но и попытаться установить связи между изучае­мыми личностными компонентами.

Онтогенетический принцип. Онтогенез в психологии рассматри­вается как индивидуальное развитие человека на протяжении всей его жизни. Онтогенез представляет собой динамический процесс, характе­ризующийся количественными и качественными изменениями в дви­гательной и психической сфере и в их отдельных компонентах. Изме­нения имеют прогрессивный характер и обеспечивают достижение более высоких форм регуляции отношений личности с окружающей действительностью. Развитие протекает непрерывно и закономерно в условиях взаимодействия социальных и биологических факторов. При этом основные закономерности (обусловленность развития психики ребенка действием социальных факторов, смена видов ведущей дея­тельности и сохранение последовательности стадий в психическом раз-! витии ребенка, присутствие сензитивных периодов в развитии отдель­ных психических процессов и функций ребенка) проявляются как при нормальном онтогенезе, так и при разных видах дизонтогенеза. Все это, находит отражение в процессе психолого-педагогического обследова­ния ребенка, определяя систему требований к его содержанию и орга­низации.

Принцип деятелъностного подхода. В современной психологии убедительное экспериментальное подтверждение нашло сформулиро­ванное Л. С. Рубинштейном положение о единстве сознания и деятель­ности, которое позволяет рассматривать деятельность в качестве веду­щего фактора психического развития человека как личности. Сознание и личность в деятельности не только формируются, но и проявляются. Внешние признаки психического развития отражают индивидуальный ход развития каждого ребенка и позволяют адекватно судить о его осо­бенностях и возможностях. В связи с этим непременным условием ком­плексного изучения и получения полной картины развития ребенка является организация его разнообразной деятельности, в которой и проявляются специфические черты психики и моторики. При этом на каждой возрастной стадии психического развития обязательно должна учитываться ведущая деятельность, являющаяся наиболее доступной и привлекательной для ребенка, а наряду с этим и репрезентатив­ной — наиболее объективно отражающей уровень его развития как личности в целом, так и отдельных ее сторон.

Принцип динамического подхода. Развитие, как уже отмечалось, представляет собой процесс постоянных количественных и качествен­ных изменений личности ребенка. Соответственно его изучение необ­ходимо строить на основе динамического подхода, учитывающего по­явление важнейших новообразований в психической и физической сфере детей на отдельных этапах онтогенеза.

Принцип единства диагностики и коррекции — один из ведущих принципов психолого-педагогического изучения ребенка в дошколь­ном образовательном учреждении, что обусловлено его ориентирован­ностью на организацию коррекционно-развивающей работы и созда­ние образовательных программ. Результаты обследования полностью или частично могут быть использованы в исследовательских целях, од­нако их главное назначение сугубо прикладное — служить основой соз­дания индивидуальных коррекционно-образовательных программ, обе­спечивающих оптимальные условия развития каждого воспитанника и в соответствии с ФГОС ДО индивидуализацию образования.

Принцип качественного и количественного подхода к оценке результатов обследования. Реализации этого принципа в русле предлагаемого подхода к проведению психолого-педагогического об­следования уделяется особое внимание, учитывая определяющее зна­чение его результатов для организации коррекционно-воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим оценка результатов обследования осуществляется на основе единства ее качественного и количественного компонентов, что заключается в следующем:

—оценка каждого изучаемого параметра содержит подробное ка­чественное описание «мелких шагов», отражающих последовательное развитие ребенка. При качественной характеристике каждого «шага» в изменении того или иного параметра, в частности, принимались во внимание: понимание и принятие ребенком ситуации взаимодействия со взрослым, степень самостоятельности ребенка и использова­ние оказываемой помощи, применяемые способы выполнения действий;

—каждому «шагу» присваивается числовое значение от 0 до 4, что позволяет:

во-первых, определить место каждого «шага» на пути развития зна­ния, умения, свойства и др.;

во-вторых, четко, просто и удобно оформить в протоколе результа­ты всех срезов обследования;

в-третьих, наглядно представить даже незначительные изменения, предыдущий этап онтогенеза и дальнейшие перспективы коррекционно-развивающей работы;

Анализ результатов психолого-педагогического обследования в рам­ках исследовательской работы осуществляется в три этапа: 1) количе­ственный анализ формализованных данных; 2) качественный анализ; 3) выделение признаков динамики и основных тенденций психическо­го развития детей. Наиболее сложным является последний этап, ибо он требует обобщения результатов первых двух этапов анализа, установ­ления взаимосвязей и взаимозависимостей между изучаемыми пара­метрами, в том числе с помощью параметрических и непараметриче­ских методов математической статистики и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.019 с.)