Сократ Схоластик и его «Церковная история» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократ Схоластик и его «Церковная история»



От Евсевия принимают эстафету три историка, творившие почти одновременно. Первым из них можно назвать Сократа Схоластика (V в). С одной стороны, Сократ несколько сочувствует новатианам, а с другой - его писания характеризуются римофильскими тенденциями. Например, в числе прочего, он утверждает, что Вселенский Собор без соизволения римского епископа состояться не может, поэтому Сократа весьма любят римо-католики. Он также очень высоко ставит Оригена, выставляет его врагов в неприглядном свете и крайне негативно относится к его осуждению.

Сократ, по прозвищу Схоластик, был первым, кто продолжил дело Евсевия на греч. почве. О его жизни мы можем судить лишь по отрывочным сведениям, содержащимся в его собственном историческом сочинении. Годы рождения и смерти Сократа точно не установлены. Предполагают, что он родился около 380 г., а умер после 439 г., года, на котором останавливается его «Церковная история».

Сократ родился и провел большую часть жизни в Константинополе (V.24). По-видимому, он принадлежал к состоятельному сословию, поскольку имел возможность получить прекрасное образование. Он изучал грамматику, риторику, библейскую экзегезу, отлично знал латинских авторов. Имена его преподавателей нам неизвестны, за исключением Элладия и Аммония. «Церковная история» является единственным произведением Сократа Схоластика. Она была написана по инициативе некоего «божьего человека» Феодора. Дату ее создания относят к 40-м гг. V в., то есть к концу эпохи Феодосия Младшего (408—450 гг.).

«Церковная история» охватывает события в Римской империи почти полуторавекового периода. Сократ начинает свое повествование с момента, на котором остановился его предшественник Евсевий — на 306 г., годе провозглашения Константина Великого имп-ром в Галлии (I. Введ.). Он завершает его 439 г., годом рукоположения кесарийского епископа Фалласия (VII. 48). Автор распределяет исторический материал по семи книгам, следуя «имп-рскому принципу»: каждая отдельная книга посвящена событиям одного или, реже, нескольких правлений. В Первой описывается эпоха Константина Великого, во Второй — Констанция, в Третьей — Юлиана и Иовиана, в Четвертой — Валентиниана и Валента, в Пятой — Феодосия Великого, в Шестой — Аркадия, в Седьмой — Феодосия Младшего. Книги распадаются на главы (от 23 до 48) различной величины. Часть книг (четыре из семи) снабжена предисловиями.

Для написания своей работы Сократ обращается к самым разнообразным источникам. Он использует прежде всего послания церковных соборов, имп-ров и церковных лидеров, полемические и апологетические сочинения Афанасия Александрийского, Евсевия Кесарийского, Григория Назианзина, Евагрия Понтийского и других писателей, исторический труд Руфина Аквилейского, а также устную традицию. Вся информация, которой Сократ располагает, им критически анализируется. Главными критериями выбора материала оказываются его согласованность с другими свидетельствами, авторитетность и объективность источника. Так, Сократ перерабатывает Первую и Вторую книги, первоначально основывавшиеся на «Церковной истории» Руфина, когда после ознакомления с сочинениями Афанасия и соборными посланиями он находит в ней явные несоответствия (II. Введ.). Писатель критикует еретика Сабина за то, что тот намеренно не включает в свой сборник документы, в которых утверждается принцип единосущия (II.17; ср. IV. 22). Историк отказывает в доверии даже тем авторам, чьи свидетельства он обычно принимает как бесспорные, если он вдруг обнаруживает их личную заинтересованность в описываемых событиях. Так, вовлеченность Евсевия Кесарийского в религиозную борьбу посленикейского периода обесценивает для Сократа приводимые им данные о предыстории Антиохийского собора (I. 23).

Сократ Схоластик считает себя продолжателем Евсевия Кесарийского, и именно конец его «Церковной истории» он принимает за начало своей (I. 1). На новом материале Сократ развивает традицию ортодоксальной историографии: апологетические намерения автора и его безусловно православную точку зрения не могут скрыть ни открыто демонстрируемая симпатия к новацианам, ни призывы к религиозной толерантности. Тем не менее, историческое мировоззрение Сократа весьма отлично от исторического мировоззрения Евсевия, так как он жил и описывал совсем иную эпоху. Это было время непрерывных внутренних раздоров в церкви и постоянного вмешательства государства в ее дела. Это было также время, когда христианство, несмотря на отдельные периоды отступления (при Юлиане Отступнике), все более и более укреплялось, превращаясь в государственную религию. Теперь уже не было и речи о церкви как о гонимом меньшинстве, противостоящем всему остальному обществу.

Две сюжетные линии — имп-рская и церковная — являются полем приложения двух различных исторических концепций. Через тему имп-ров и связанных с ними религиозных и светских событий реализуется оптимистическая концепция истории. Эту концепцию Сократ берет у Евсевия. Подобно первому церковному историку, он показывает постоянный рост авторитета христианства и православия в Империи и среди других народов: неверующие становятся верующими, язычество исчезает, еретики наказываются. Оптимистический взгляд трактует общую историю христианства в терминах взаимоотношений церкви с государством и обществом. Основной акцент падает на связь Бога и имп-ра, христианской религии и христианской империи. В качестве наиболее общего принципа исторического объяснения выдвигается идея божественного вмешательства в земные дела.

Вслед за Евсевием, Сократ считает, что в основе движения истории лежит механизм божественного воздаяния за дела имп-ров. В его сочинении ортодоксальные правители Константин Великий, Феодосий Великий, Аркадий и Феодосий Младший вознаграждаются Провидением и в семейной жизни и в монаршей деятельности, тогда как цари, преследующие православных, — Констанций, Юлиан Отступник, Валент — наказываются личными и политическими неудачами.

Другая сюжетная линия — линия церковных событий — оказывается ареной действия иной исторической концепции, концепции истории как смуты. Этот пессимистический взгляд касается лишь внутреннего развития христианской общины. Сократ показывает, что церковь постоянно раздирают споры епископов и что эти раздоры неизбежно влекут за собой раскол среди паствы. Никакие усилия достойных пастырей не могут воспрепятствовать им. Во многих случаях автор сводит причины церковных конфликтов к простым недоразумениям, ложному пониманию, необразованности, «любви к диалектическим словопрениям» или же к личным обидам и зависти. Арий, «полагая, что его еп.вводит учение Савеллия Ливийского, из страсти к спорам» сам изобрел опаснейший вид ереси (I.5). После Никейского собора епископы, различно толкуя слово «единосущный», «возбудили междоусобную войну; и эта война ничем не отличалась от ночного сражения, так как обе партии не понимали, в чем обвиняют друг друга» (I.23). Объясняя церковные смуты пороками людей, Сократ как бы приземляет их, отдает миру человеческому. Он не рассматривает эти конфликты с точки зрения противостояния Бога и Сатаны. В отличие от своего современника Феодорита Киррского, автор практически полностью исключает Сатану из мотивации религиозной борьбы. Что касается Бога, то историк открыто отказывается обсуждать вопрос, как божественный контроль над историей согласуется с бесконечными раздорами епископов: «Какова причина, — вопрошает он, — что благой Бог допускает это? Та ли, чтобы показать чистоту церковных догматов и чтобы смирить присоединяющуюся к вере гордыню, или какая-то другая — решить трудно и отвечать долго... Нам не следует ни толковать догматы, ни начинать сложные рассуждения о промысле и суде божьем» (I.22). И хотя Сократ иногда показывает, что божественная длань настигает еретиков (например, Ария; I.37—38) или способствует успеху ортодоксов (в частности, на Никейском и Тирском соборах; I.9, 29), это не меняет общей картины.

 

 

3. Церковные историки   Ермий Созомен и Феодорит Киррский

После Сократа церковную историю писал Ермий Созомен(около 400–450).

 Созомен – раннехристианский писатель-историк, византийский адвокат, родился в Палестине, селении Вифелия близ Газы. Созомен получил начальное образование в христианской традиции под руководством своих родственников, затем изучал судебное законоведение в училище правоведения в финикийском Берите. Познания он применил в Конст-ле, работая по словам Фотия схоластиком (адвокатом в современном понимании). По словам самого Созомена первым его литературным сочинением сокращение Церковной Истории от РХ до низвержения имп-ра Лициния в 324 г. Этот труд не дошёл до нашего времени. Продолжением «Сокращения» стал его главный труд – «Церковная история» в 9 книгах. По замыслу автора она должна охватывать события от 3-го консульства кесарей Криспа и Константина до 17-го консульства Феодосия Младшего, то есть период 324—439 гг. Однако «История» оканчивается 423 годом.

Предположительно завершить замысел писателю не позволила смерть.

Излагая Историю Церкви, Созомен, по всей вероятности, имел пред глазами Церковную Историю Сократа и заимствовал из ней особенно описание тех лиц и событий, которые относились к новацианской секте. Это видно из похвал, расточаемых в его сочинении новацианским епископам. Но личного пристрастия к учению сих еретиков он конечно не имел, потому что во многих случаях порицает жестокосердие новациан к согрешившим. Притом, его История везде сохраняет свой особенный характер, которого отличительные черты видны частию в духе и направлении повествования, частию в предпочтительном развитии известных исторических предметов. В том и другом отношении труд Созомена надобно понимать, как необходимое и весьма важное пополнение сочинения Сократова. Воспитанный под руководством благочестивых подвижников, Созомен на все - даже внешние происшествия постоянно смотрит с нравственной и религиозной точки зрения и с особенною полнотою излагает те исторические события, которые касались египетских, сирских, палестинских, потнийских, арменских и озроенских пустынников, чего у Сократа почти вовсе нет. Но с другой стороны, превосходя Сократа обширностию и разнообразием материалов, он, по суду Фотия, уступает ему в строгости суждения. То же почти надобно сказать и о языке Созомена. Язык Истории Созоменовой наряднее, чем язык Сократа; но за то ему не достает простоты и точности языка Сократова.

Феодорит Киррский

Последняя история этого периода принадлежит перу блаж. Феодорита Киррского. Он был представителем антиох-й богословской школы и, следовательно, весьма критически относился к Александрии.

Феодорит (393 - ок. 458), епископ Киррский, блаженный, один из знаменитейших учителей и писателей Церкви V века, ярчайший представитель Антиохийской школы богословия

Родился в Антиохии в 393 г/ в благородном и благочестивом семействе. Получил прекрасное образование в Антиохийском богословском училище. Мать его, в продолжение тринадцати лет быв неплодною, получила этого сына по молитвам пустынника Македония Критофага, почему и наименовала его Феодоритом, то есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит с юных лет был в сношениях с местными подвижниками. Потом, лишившись родителей, он роздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца. Здесь проходил он служение и вместе дополнял свое воспитание изучением еврейского и сирийского языков. Так он продолжал до 423 г., когда по рекомендации Феодота Антиохийского был взят оттуда против воли и рукоположен Александром Иерапольским в еп. Киррского.

В то время небольшой городок Кирр был центром военного управления на Востоке в провинции Евфратисия. Здесь блаженный Феодорит обнаружил самую широкую деятельность как администратор и пастырь. В личных своих средствах он настолько был скромен, что кроме одежды у него ничего не было.

Для утверждения и распространения Православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими наставлениями привлек в Церковь более десяти тысяч маркионитов, целые поселения евномиан и ариан, так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это он совершил с опасностию для жизни, так как еретики иногда преследовали его с намерением забить камнями. По высокому своему значению среди тогдашних светильников Православия, блаженный Феодорит также участвовал в соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями Веры обличал новые ереси.

Феодориту пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви — св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором. Св. Кирилл выступил против учения Нестория. Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа.

Несторий учил, что Деву Марию следует называть «христотокос» (Христородица), а не «теотокос» (Богородица), то есть она родила Христа: совершенного Бога и совершенного человека. Это учение и вызвало к полемике св. Кирилла, защищавшего учение о том, что Спаситель — это воплотившийся сам Бог Слово, а не два Сына, поэтому необходимо использовать термин "Богородица". Кирилл пользовался формулой Аполлинария: "Единая природа Бога Слова воплощенная". Против толкования св. Кирилла выступил Феодорит, защищавший учение Нестория, но учивший о том, что нельзя отрицать использования термина "Богородица". Феодорит защищал учение о двух естествах в одном лице, причём центр тяжести полагал в различении двух естеств, в то время как св. Кирилл настаивал на единой природе воплотившегося Бога Слова. Еще до Эфесского собора Несторий согласился с доводами Феодорита на использование термина "Богородица". На Ефесском соборе 431 г., созванном для суда над Несторием, произошло разделение епископов: противники Нестория объединились вокруг св. Кирилла, а противники св. Кирилла, поддержавшие Нестория, составили свой собор, во главе с Антиохийским епископом Иоанном и Феодоритом. Результаты работы обоих соборов не были утверждены императором, однако впоследствии именно собор св. Кирилла был признан «Вселенским».

Спор Феодорита с Кириллом продолжался до весны 433 г., когда произошло примирение. После Эфесского собора Несторий ради прекращения вражды оставил кафедру и ушел в монастырь, поэтому вопрос о его осуждении был снят в споре между антиохийцами и александрийцами, осталось только согласовать вероучение между враждующими партиями. Главным итогом Эфесского собора стало Согласительное исповедание 433 г.. Однако, Феодориту не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епархии. В Константинополе появилось новое христологическое заблуждение, которое распространял архимандрит одного столичного монастыря Евтихий. В противоположность Несторию, Евтихий настаивал на реальности только божественной природы во Христе. Он отказывался говорить, что Христос един «в двух природах», говоря, что Христос «из двух природ» — до воплощения, а по воплощении в нём усматривается только одна реальная природа его божества. Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия; Домн, епископ антиохийский, донёс в Константинополь о ереси Евтихия; донос этот был написан по указаниям Феодорита.

Спор из-за Евтихия с Диоскором вёлся последним непристойно; против Феодорита были пущены в ход все средства; в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако Диоскор желал не административного, а соборного осуждения Феодорита; он достиг этого на т.н «разбойничьем» соборе в Эфесе в 449 г., на котором Феодорит был низложен. Феодорит удалился в Апамейский монастырь и обратился к римскому папе Льву I с апелляцией. По смерти Феодосия, в 450 г., император Маркиан восстановил Феодорита в его правах, а Халкидонский собор 451 г. принял Феодорита после того, как он с явной неохотой был вынужден произнести «анафему» на Нестория (9-я сессия собора 26-го октября 451 г.).

Феодорит учит, что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Феодорит видит лишь тень истины. Самый важный труд Феодорита, без сомнения — его «История церкви», написанная в 449 г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от 324 до 429 г. Источниками для Феодорита служили сочинения Евсевия, Руфина, Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие. Второй по значению труд Феодорита, служащий дополнением к истории церкви — «Еретические басни»; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания. Источниками Феодорита служили сочинения Иустина Философа, Иринея, Климента, Оригена, Евсевия и др. Сочинение Феодорита написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости.

Он исторический материал начинал использовать для назидания.

Более красива речь, чем у Евсевия и Созомина.

 

4.Церковные историки   Евагрий Схоластик,Захарий схоластик и Иоанн Эфесский

Евагрий схоластик (537—594), антиохийский юрист, автор "Церковной истории" обнимающей время с 431 по 594 г. и отличающейся беспристрастием в отзывах о еретиках.

«Церковная история» была завершена в 594 г. в Антиохии, вероятно незадолго до смерти. Сочинение состоит из 6 книг, охватывает более 160 лет, от возведения Нестория на К-польский престол в 428 г. до 593/4 г., и представляет собой продолжение «Церковной истории» блж. Феодорита, еп. Кирского, написанной в 50-х гг.

Источники, использованные в сочинении Е. С., многочисленны. Он опирался как на устную традицию, так и на письменные памятники, в т. ч. на исторические произведенияПрокопия Кесарийского, Приска Панийского, Зосима; на истории Церкви Сократа Схоластика, Захарии Ритора; на хроники Иоанна Малалы, Евстафия Епифанийского; на Жития прп. Симеона Столпника (Младшего), мц. Голиндухи Персидской; на многочисленные офиц. послания церковных деятелей (напр., св.Кирилла, архиеп. Александрийского, св. Льва I Великого, папы Римского, Нестория, Петра III Монга, патриарха Александрийского, Севира, патриарха Антиохийского); на постановления имп-ров (Льва I, Василиска Флавия, Зинона, Юстина II); на акты Соборов (в т. ч. Вселенских III, IV и V).

Е. С. считал себя продолжателем многовековой традиции античной и ближневост. историографии, основателем к-рой, по его мнению, был прор. Моисей (V 24). В рамках этой традиции он особо выделял историков Церкви. Основную цель своей работы Е. С. видел в том, чтобы раскрыть главные направления жизни Церкви в Византийской империи за 150 лет, с 30-х гг. V в. до совр. ему событий. Наибольшее внимание он стремился уделять жизни христианских общин империи, важнейших церковных кафедр, наиболее известных подвижников и богословов. Однако в отличие от более ранних церковных историков Е. С. подробно описывал и общеполитическую историю, деятельность имп-ров, их личные качества, войны, политическую борьбу и т. п. Интерес Е. С. к светской истории столь велик, что совр. исследователями его сочинение оценивается как свидетельство секуляризации церковной истории, означающее частичный разрыв с традицией, основанной Евсевием Кесарийским.

У Евагрия наблюдается сильное стремление подражать античным писателям (философам-языку Фукинида). Вообще была проблема между литературным языком и разговорным, который как более динамичный всегда упрощался (современный язык уже не понимал возвышенного филосовского).

Захарий схоластик.

Захарий Ритор (470-е — ранее 553) — церковный историк-монофизит.

Подлинник «Церковной истории», охвативший период от 450 до 491 и, по предположению Ланда, написанный на греческом, не сохранился. До наших дней дошёл сокращённый и изменённый сирийский её перевод. Имя автора перевода, жителя сирийского города Амида, неизвестно, в историографии его называют Псевдо-Захарий. Псевдо-Захарий называет разные даты написания своего труда, из которых наиболее достоверной выглядят: 28-й год царствования Юстиниана и 866 г. селевкидского исчисления, 333-я олимпиада. Это соответствует 555 г.

Писал именно о Египте (мало, кто писал об этом). Полимизировал с манихеями (Манихейство (кит. Маницзяо — в основном, составленное изхристианско-гностических, опиравшихся на специфически гностическое понимание иудейской Библии, представлений с заимствованием некоторых иранских (зороастризм) элементов синкретическое религиозное учение перса Мани, Учение Мани — это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть необходимых правил, что не отвергало возможности их спасения.).

Писал на устной традиции.

Иоанн Эфесский

Иоанн Эфесский (ок. 507 — ок. 586) — епископ Асийский, последовательный сторонник миафизитской христологии, один из лидеров антихалкидонской оппозиции в Византийской империи, представитель параллельной сирийской иерархии, созданной Иаковом Барадеем. Один из наиболее ранних и значительных историков, писавших на сирийском языке. В большинстве русскоязычных источников считается «монофизитом» или, согласно более современной терминологии, «нехалкидонитом»(англ. non-Chalcedonian

Отношение к государству – негативное.

Проявление презрительного отношения к соседям.

У Иоанна православные плохие.

Сам ход истории – борьба Бога с дьяволом.

«Церковная история» Иоанна Эфесского является старейшим произведением в этом жанре[47], дошедшим до нашего времени от сирийских яковитов. Иоанн разделил своё произведение на три части. Первые две книги охватывают период от Юлия Цезаря до седьмого года правления Юстина II, третья часть заканчивается на 585 г. Первая часть, к сожалению, полностью утрачена. Фрагменты второй части сохранились в двух манускриптах, датированных 875 годом, хранящихся в Британском музее и опубликованных Яном Ландом во втором томе Anecdota Syriaca. В хронике Михаила Сирийца описания ряда исторических эпизодов ранней церковной истории, таких как обращение Константина Великого папой Сильвестром I, отмечены, как заимствованные из «Истории» Иоанна Эфесского. На основании проведённого анализа, А. Дьяконов сделал вывод, что вероятными источника первой части «Истории» начиная с эпохи Константина Великого были Феодор Чтец (англ.)русск. и Иоанн Малала[48].

Третья часть «Истории» сохранилась с многочисленными и существенными лакунами в в единственной пергаментной рукописи № 14640, также хранящейся в Лондоне. Законченный в марте 688 года манускрипт был закончен писцом по имени Сергуна.

Писал «Жития восточных святых».

 

5.Изучение истории церкви в Европе XV-XVI в. МАГДЕБУРГСКИЕ ЦЕНТУРИИ

Начиная с 40-х гг. XVI в. в Италии начинает складываться культура Возрождения. В эпоху торгово-промышленного и финансового предпринимательства аскетизм церковной морали серьёзно расходился с реальной жизненной практикой горожан, их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой к богатству. Следовательно, росли светские настроения, интерес к земным деяниям человека – настоящим и прошлым.

Именно в эпоху Возрождения человеку впервые открылась историческая ретроспектива, т. е. глубина исторического времени. В средние века христианскому видению истории были чужды элементы историзма.

Античное наследие стало для гуманистов зеркалом, дававшим возможность взглянуть на себя и одновременно увидеть меру совершенства, к которому должно стремиться. Античность – это культурно-исторический эталон, бесценная сокровищница выверенных просвещённым разумом норм, необходимых новому времени для рационализации новых форм бытия. Историческая дистанция, отделяющая «новый век», настоящее от его культурно-исторического идеала и была выражена в понятиях «пробуждение», «воскресение», «возрождение», которыми оперировали гуманисты XIV – XVI вв. Поэтому и стали собираться библиотеки греческой мысли. Видим их в большом количестве в Венеции.

Интерес к Восточному христианству.

Византийскую империю хотели включить в историю империй.

Крупнейшим историком неаполитанского государства и, можно сказать, вообще крупнейшим итальянским историком первой половины XV в. был знаменитый гуманист Лоренцо Валла (1407—1457). «Трактат о подложности Константинова дара». Был написан в 1440 г., но при жизни Лоренцо Валла не была опубликована, так как заключала в себе слишком опасный для папской курии материал. Как известно, одним из оснований для притязаний пап на светскую власть в средние века являлась знаменитая фальшивка — «Константинов дар». Критика Валлой этого документа в значительной мере ведется с точки зрения неаполитанской политики XV в. Дело в том, что Государство обеих Сицилии, впоследствии ставшее Неаполитанским королевством, еще со времени норманнов и потом, особенно в годы малолетства Фридриха II Гогенштауфена, находилось в вассальной зависимости от 'пап, и папы даже в XV в. никогда не забывали напомнить о своих притязаниях на вмешательство в дела неаполитанского государства. Критика документа, на котором паны основывали свои притязания на светскую власть в Западной Европе и в Италии, выросла в трактате Баллы в общую критику тех основ, на которых держалась светская власть itarl, Вполне понятно, что опубликование такой работы угрожало личной безопасности Лоренцо Баллы.
При жизни Лоренцо Баллы это его сочинение распространилось в сравнительно небольшом числе списков, но все же это создала для него угрозу со стороны папской курии. Во время пребывания в Риме Валла подвергся преследованию, едва спасся, бежал в Испанию, но затем он примирился с папами и в последние годы жизни даже служил в папской курии.

МАГДЕБУРГСКИЕ ЦЕНТУРИИ

Со смертью Мартина Лютера в 1546 году деятельность протестантских идеологов в Германии утратила свой догматический характер и приобрела характер исторический. В 1559 - 1574 годах в Магдебурге было издано протестантское сочинение, именуемое «Магдебургские центурии» - история христианской церкви с точки зрения лютеран. Магдебургские центурии делятся на тринадцать частей, или тринадцать столетий (центурий), в них история христианской церкви доведена до 1298 года. Составляли это сочинение лютеранские богословы города Магдебурга, получившие прозвание «Центуриаторы». Идеологом центуриаторов был лютеранский богослов Матвей Флаций Иллирик.

Идеологической платформой Магдебургских центурий была идея преемственности церкви (многие протестанты того времени вообще ударились в реставрационизм – то есть идею полного отхода от Христа в период Папства). Идея преемственности послужила опорой для консолидации протестантского учения. Другим плюсом Магдебургских центурий является то, что их составители пользовались только первостепенными источниками (а не второ- и третьестепенными, как многие католические богословы). Для этого центуриаторам пришлось провести серьёзную исследовательскую работу, посетив книгохранилища в различных уголках Европы. Между тем, у Центурий есть и серьёзные недостатки. Так, с целью дискредитации папства в них рассказывается малодостоверная легенда о папессе Иоанне.

Идеологической базой Магдебургских центурий является критика папства. В них приводятся высказывания, направленные против папской власти, принадлежащие 400 авторитетам христианской церкви. В числе процитированных отцов церкви – папа Григорий I и Фома Аквинский. Недаром центуриаторы назвали свой труд «каталогом достоверных свидетелей, до нас обличавших папство». В Магдебургских центуриях впервые в истории приводятся доказательства подложности Лжеисидоровых декреталий (положений, используемых Католической церковью, которые на самом деле были сфабрикованы от имени видного отца церкви – архиепископа Исидора Севильского, 6 век).

Благодаря радикально обновлённому философско-критическому подходу и изобилию цитат из первоисточников, Магдебургские центурии вызывают интерес многочисленных историков церкви и в наши дни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.034 с.)