Техники консультирования в практике социальной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техники консультирования в практике социальной работе



 

Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку, испытывающему различные проблемы.

В рамках социального консультирования выделяют следующие направления: медико-социальное, психолог-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др.

Основными целями социально-психологического консультирования в социальной работе являются:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество умений, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

       Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе и собственной ситуации, в результате которой клиент принимает ответственность на себя за происходящее. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.

Основные принципы консультирования:

- доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

- ориентация на нормы и ценности клиента;

- запрет давать советы клиенту;

- анонимность консультирования;

- включенность клиента в процесс консультирования;

- разграничение личных и профессиональных отношений.

Для наибольшей эффективности результатов консультирования необходимо придерживаться следующей структуры:

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

  

Соц.-психологическое консультирование предполагает использование различных приемов и методов. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, информирование и т.п.

Одним из оснований для классификации консультативного воздействия является пространственная организация консультаций. С этой точки зрения выделяют два вида консультирования: контактное (очное) и дистантное (заочное)

Контактное консультирование – прямое общение консульта и клиента лицом к лицу. Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности. В рамках консультирования возможно применение и других техник: отработка тактики поведения в проблемной ситуации(мини-тренинг), анализ видео или аудио записи проблемной ситуации.

Специфическим видом консультативного воздействия является дистантное консультирование, которое не предполагает прямого общения с клиентом лицо к лицу (телефон, интернет, письма).

Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту или не имеющему такой возможности, получать заочно рекомендации по волнующим их социальным проблемам. Особенностью телефонного консультирования является его анонимность, который формирует фантазийный образ консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия. Значение приобретает не только сам текст, но и тембр, тон и т.п. Основные же приемы телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование) совпадают с теми, что используются при контактном консультировании.

Своеобразной формой дистантного консультирования является консультирование по переписке или скриботерапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено. При этом следует признать, что консультирование по переписке во многих случаях является служит лишь начальным, переходным этапом к непосредственной социальной помощи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.007 с.)