Мифы о женской сексуальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мифы о женской сексуальности



- Секс воздействует только на женщин до 30 лет. В действительности пик сексуальности многих женщин наступает после 30 лет, и потом их сексуальность не ослабляется.

- Все женщины могут достигать нескольких оргазмов. Исследование показывает, что лишь 20% женщин испытывают несколько оргазмов подряд. Нет взаимосвязи между сексуальной приспособленностью или удовлетворением и количеством оргазмов, переживаемых каждый раз, когда женщина занимается сексом.

- Беременность и рождение ребенка снижают сексуальную чувствительность женщин. Дискомфорт последних месяцев беременности и периода сразу после рождения ребенка на время может воспрепятствовать сексу, однако усиленный приток крови к тазу, возникающий во время беременности, порой, наоборот, усиливает сексуальную реакцию.

- Партнер всегда может возбудить сексуально отзывчивую женщину. Усталость, гнев, тревога и многие другие эмоции подавляют сексуальность даже у самых чувствительных женщин.

- Эротические книги или фильмы не действуют на порядочных женщин. Исследование показывает, что женщины, точно так же как и мужчины, возбуждаются от эротики.

- Вы фригидны, если не любите экзотические формы секса. Многие очень сексуальные женщины не интересуются оральным или анальным сексом, сексуальными игрушками, например вибраторами, или групповым сексом.

- Если вы не можете быстро и легко испытать оргазм, то с вами что-то не в порядке. У разных женщин порог оргазма варьируется. Так же как некоторые женщины могут бегать быстрее других, некоторые из них быстрее достигают оргазма.

22.3 Розробіть план-схему соціально-психологічної роботи з підлітками, що займаються проституцією.

Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, далее следует причины общесоциального характера, низкий уровень культуры, в том числе – сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье.

Психологические теории дают различное объяснение приро­ды проституции, прежде всего детской. Теории личностных черт подчеркивают наличие у индивида определенных качеств, приводящих его к такого рода общественному поведению, а именно зависимость; трудности в отношениях со сверстниками; отсутствие стремления к образованию. Психодинамические теории связывают тягу к занятию про­ституцией со стремлением подавить негативные переживания подростка, такие как чувство вины, страха, тревожности, воз­никающие в раннем детстве в результате искаженного семейно­го воспитания.

Локалізація підліткової проституції можлива за таких соціально-педагогічних умов:

— підвищення життєвого рівня населення;

— зміцнення і стабілізація інституту сім'ї;

— контроль над порнографічною літературою та відеопродукцією;

— введення кримінальної відповідальності за сутенерство;

— реалізація програм статевого виховання підлітків;

— виховання у них моральних норм щодо статеворольової поведінки;

— використання в просвітницькій роботі з підлітками народознавчих матеріалів про традиції міжстатевої взаємодії українців;

— розвінчання явища проституції як безпечного красивого способу життя.

Соціальний педагог повинен проводити профілактично-роз'яснювальну роботу негативного життя проституток, розвінчувати міф про "красиве життя", розповідати про наслідки позашлюбних безладних стосунків, здійснених за плату, можливість наразитися на захворювання, які виникають через статеві стосунки.

Отже, соціально-педагогічна робота соціального педагога з девіантними дітьми носить індивідуальний, різновекторний характер і спрямовується на превенцію (попередження порушень встановлених у суспільстві норм), інтервенцію (безпосереднє втручання) і реабілітацію людини, у якої встановлені ті чи інші відхилення.

Змановская: Психологическая интервенцияэто психологическое вмешательство тв личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.

Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации. Отличительной особенностью психологической интервенции в целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согласие должны исходить от законных представителей интересов ребенка. Основная трудность работы с отклоняющимся поведением личности

состоит в том, что, как правило, на первых этапах социально- психологической помощи человек сопротивляется изменениям несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения.

В таких случаях основанием для вмешательства может быть степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности. Например, причиной обращения за помощью наркозависимого человека часто являются либо серьезныепроблемы со здоровьем, либо достижение им ситуации ≪социального дна≫. Заболевания, сопровождающие употребление наркотиков, хорошо известны — гепатит, ВИЧ-инфекция, психические расстройства

Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:

· формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление;

· стимулирование личностных изменений;

· коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;

· создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.

Эффективность работы оценивается как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения (например,случаев употребления наркотиков), так и по субъективным изменениям (например, усилению желания вести трезвый образ жизни). Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений выступает повышение уровня социальной адаптации личности.

В случае психологической интервенции отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической или саногенной среды.

Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Границы между двумя выделенными формами помощи в случаедевиантного поведения практически трудно различимы. Термин≪консультирование≫ более приемлем для работы со здоровымилюдьми. Учитывая сложный характер поведенческих девиаций, ихсклонность переходить в болезненные расстройства, далее, говоряо психотерапии или консультировании, мы будем иметь в видуименно их гармоничное сочетание.

При отсутствии единой теории личности существуют различные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наибольшее развитие и признание получили три ведущих нап

р а в л е н и я: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое.

Эти исторические модели дали жизнь сотням модификаций, в связи с чем появились и различные классификации. В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии [18]:__ поддерживающая психотерапия — обеспечивает поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых более эффективных способов поведения;

переучивающая психотерапия — стремится к изменению поведения;

личностно-реконструктивная — нацелена на внутриличностные изменения через осознание интрапсихических конфликтов.

Білет № 24

1. Проаналізуйте зміну ставлення громадської думки до гомосексуалізму. Чи є гомосексуальна поведінка нормою?

Часть современного общества полагает, что нормой следует воспринимать только секс, относящийся к продолжению рода. Однако, почему-то, они не говорят о том что гетеросексуальный секс далеко не всегда имеет за собой цель продления рода. Другая часть относится к однополому сексу точно так же как и к традиционным формам любви, так как для них существенна именно любовь. На общественное мнение здесь немало влияет и религия. Например, Иудаизм, Ислам и Христианство традиционно запрещают сексуальные отношения между людьми того же самого пола и учат, что такое поведение является греховным. Исследование, проведенное в 2003 году компанией Pew Research Center показало, что в Африке и на Ближнем Востоке люди неотступно высказываются против принятия гомосексуализма как нормального явления. Но наблюдается намного большая терпимость в латиноамериканских странах, таких как Мексика, Аргентина, Боливия. В Европе мнение разделилось между Западом и Востоком. Большая часть Европейских стран высказалось за то, что гомосексуализм должен быть принят обществом, в то время как жители Польши, Литвы и стран СНГ не соглашаются с этим. Жители США разделились во мнениях практически на половину: 51% - за принятие и 42% - против. В целом отвечая на вопрос: "Должен ли гомосексуализм быть принят обществом?", голоса распределились следующим образом. Законы

В последние годы такие страны как Нидерланды, Бельгия, Канада, Испания, ЮАР разрешили браки между людьми одного и того же пола. Некоторые страны признают гражданские партнерства с юридической силой подобной традиционным бракам. В еще большем количестве стран, хоть и не разрешающих гей-браки, существуют законы, направленные против дискриминации по сексуальной ориентации человека в таких сферах, как жилье и занятость. Но, все еще, остается не мало мест где за однополую связь можно не только получить тюремный срок, но и лишиться жизни.

Отношение европейского общества к однополым бракам

Противники однополых браков утверждают, что по традиции и по религиозным нормам в брак могут вступать только мужчина и женщина, а потому требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право абсурдны и речь здесь идёт не о равноправии гомосексуалов и гетеросексуалов, а о предоставлении гомосексуалам нового беспрецедентного права. Сторонники однополого брака указывают, что регистрация брака есть юридическое действие, независимое от религиозной нормы (в большинстве современных государств юридическое и церковное оформление брачных отношений происходят раздельно), и что закон должен следовать за общественными изменениями, приводящими к ликвидации неравноправия между людьми, — как это и происходит на протяжении последних столетий, когда постепенно отменялись существовавшие прежде запреты на регистрацию браков (например, между супругами, принадлежащими к различным конфессиям).

Среди стран, предоставивших однополым парам полноценное право на брак, находятся Голландия, Бельгия, Испания, Швеция, и Канада. Однополые партнёрства (гражданские союзы) узаконены во многих странах Западной Европы (Великобритания, Дания, Норвегия, Гренландия, Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Чехия, Словения, Швейцария с 2007 года). Кроме того, в некоторых странах Южной Америки и Африки (ЮАР) однополые пары могут заключать брак. В различных странах однополые брачные союзы могут называться по-разному; различается и перечень прав, которыми пользуются члены подобных союзов. С биологически-зоологической стороны сексуальное влечение нужно для размножения. Точка. Поэтому гетеросексуальные отношения – норма, бисексуальные, если они не препятствуют гетеросексуальным – если и не норма, то некоторые естественные издержки сильных положительных эмоций при гетеросексуальных половых контактах. А вот гомосексуализм как сексуальное влечение к лицам того же пола – не норма, так как он препятствует размножению.

Причиной гомосексуализма является то, что процесс осознания своего пола – достаточно сложен, и может давать сбои. В качестве близкого примера можно привести импринтинг, который есть у многих птиц. У них вылупившиеся птенцы запечатлевают образ находящейся рядом с ними матери и начинают ходить за ней. Однако если в момент вылупления рядом – другой живой объект, то инстинкт дает сбой. Например, в опытах зоопсихологов утята увязывались и ходили за ним. Более того – после полового созревания утки приставали к людям, игнорируя особей своего вида.

Вопрос о том, является ли склонность к гомосексуализму «функциональным сбоем» или как-то генетически обусловлена, находится в процессе изучения. Генетическая обусловленность возможна, так как есть данные о большей частоте гомосексуалистов у родственников гомосексуалистов, но это же можно объяснить и культурными особенностями. По идее если гомосексуализм связан с некоторыми генами, то они должны постепенно элиминироваться, как и всех других, снижающих плодовитость. Однако буквально вчера lims007 привел ссылочку на работы, в которых выяснено, что плодовитость родственниц гомосексуалистов выше. Тогда гены гомосексуализма (если они есть) и могут оставаться, как снижающие плодовитость мужских особей но повышающие плодовитость женских.

Такой вот хитрый ген, что его обладателю мущинки ну очень нравятся. Вне зависимости от всяких разных обстоятельств, в том числе и пола его счастливого обладателя.

2. С социально-популяционной точки зрения все еще более двойственно. С одной стороны, обычно снижение плодовитости членов популяции снижает приспособленность популяции в целом, но это только при отсутствии острого дефицита ресурсов.

У бихевиористов был такой опыт, когда исследовали поведение крыс в клетках в зависимости от населенности. При увеличении плотности самцы крыс начинали игнорировать самок и спариваться друг с другом. Поэтому увеличение распространенности гомосексуализма и его большие проявления в мегаполисах можно счесть проявлением защитного механизма. А сами гомосексуалисты – носителями альтруистического поведения, которые отказываются от произведения потомства (то есть, с популяционной точки зрения – совершают самоубийство) ради снижения чрезмерной плотности населения.

3. С морально-этической точки зрения все еще более запущено. Во многих религиях гомосексуальные отношения (и даже мысли) считаются страшным грехом. Поэтому я могу только выразить свое сочувствие религиозным гомосексуалистам и восхищение теми из них, которые сумели следовать своим моральным принципам.

Однако в современном западном обществе не просто не пропагандируется образ жизни, соответствующий моральным принципам с ограничением удовольствий – наоборот, активно пропагандируется даже не аморальный, а антиморальный образ жизни. Соответственно пропагандируется не толерантность к гомосексуалистам, а сам гомосексуализм. С учетом изложенного в п.2 это можно рассматривать как альтруистическое поведение всего современного западного общества в целом, которое осознало, что оно нежизнеспособно и стремится, принеся себя в жертву, как можно скорее уступить место традиционалистским восточным обществам.

2. Проаналізуйте основні концептуальні моделі виникнення адиктивної поведінки.

Представления о природе зависимого поведения развивались параллельно с развитием культуры и до сих пор не могут считаться исчерпывающими. Исторически первой, вероятно, выступила моральная модель, объясняющая аддиктивное поведение как следствие бездуховности и морального несовершенства. Эта модель восходит к религиозным воззрениям, в соответствии с которыми пагубные привычки являются одним из проявлений греховности человека.

С этических позиций человек полностью несет ответственность за свое поведение. Например, алкоголики являются гедонистически настроенными индивидами, предавшимися своим страстям. Следовательно, чтобы справиться с дурной привычкой, нужно запретить себе пить и преодолеть слабую волю, образно выражаясь, "постараться вытянуть себя за волосы из болота". В настоящее время моральная модель если и имеет место, то скорее применяется к наркозависимым в основном из-за тесной связи между употреблением наркотиков и совершением правонарушений.

Другой концептуальной парадигмой аддиктивного поведения является модель болезни. Данная модель завоевала популярность среди специалистов и получила широкое общественное признание (например, в рамках программы "Двенадцать шагов"). В соответствии с рассматриваемой моделью зависимость представляет собой заболевание, требующее получения специальной помощи. При этом аддикт частично освобождается от ответственности за происхождение своей болезни. Например, как диабетик не может отвечать за свой диабет, так и алкоголик не должен нести ответствейность за свой алкоголизм. Аддикты рассматриваются как люди с имманентной предрасположенностью к зависимости от экзогенных веществ. Поскольку зависимость признается трудноизлечимой, человек, страдающий ею, должен сопротивляться болезненному влечению всю жизнь. И именно за это он несет личную ответственность.

Относительно высокий эффект лечения в обществах анонимных алкоголиков (АА) привел к росту популярности модели болезни. Наркозависимые пытаются воспроизвести успех АА, создавая организации анонимных наркоманов (AN). Однако модель болезни и связанные с нею группы самоподдержки оказываются менее успешными в случае наркоманов. Как отмечает П. Кутер, это отчасти объясняется существенными различиями между алкоголическими личностями и людьми, употребляющими наркотики [12, с. 211].

Другая, симптоматическая модель, предполагает изучение аддиктивного поведения как отдельных поведенческих "симптомов" или привычек [5]. Например, курение может быть просто привычкой, не связанной ни с серьезными личностными проблемами, ни с болезненным расстройством. Такое поведение формируется по законам научения так же, как и любые другие (в том числе полезные) поведенческие стереотипы. Например, подросток может приобщиться к курению в значимой для него компании, получая одобрение сверстников и ощущение взрослости. Следовательно, медико-психологическое воздействие должно быть преимущественно направлено на конкретный симптом - привычку. Для этого важно выяснить: какую психологическую выгоду личность извлекает из данного поведения (чем оно самоподкрепляется); в каких условиях обычно происходит (что его подкрепляет); наконец, когда и почему оно не проявляется (каковы его ингибиторы). На основе полученной информации можно спланировать воздействие на нежелательное поведение, "наказывая" его всякий раз, когда оно проявляется, и, напротив, подкрепляя позитивное поведение. Например, если мы хотим бросить курить, мы можем: не хранить дома сигареты; постепенно сокращать количество выкуренных сигарет; поощрять себя при воздержании от курения; Делать что-то приятное "другое" каждый раз, когда хочется курить.

Рассмотренный принцип может быть реализован также с помощью использования лекарственных препаратов. Например, человеку, желающему расстаться с зависимостью, можно ввести препараты, вызывающие крайне неприятную реакцию (сердцебиение, удушье, панику) при употреблении алкоголя или наркотиков. В данном случае прежде желаемый объект начинает ассоциироваться со страхом или отвращением, и зависимое поведение может постепенно угашаться. В других случаях используются лекарства, блокирующие ("выключающие") рецепторы, воспринимающие наркотик. Под воздействием подобных веществ ожидаемое опьянение просто не наступает, тем самым зависимое поведение не подкрепляется, и употребление становится бессмысленным.

Симптоматическая модель выглядит достаточно убедительной. Она широко используется при коррекции различных форм аддиктивного поведения - самостоятельно или в рамках комплексной реабилитации.

Меньшее распространение получила психоаналитическая модель зависимого поведения [12, 21, 28]. Вероятно, это связано с тем, что психоаналитическая терапия аддиктивных расстройств пока еще не имеет высокой эффективности. В то же время психодинамические механизмы формирования зависимого поведения признаются чрезвычайно важными для понимания его природы. В соответствии с психоаналитической моделью аддиктивное поведение является одним из проявлений нарушенной личностной динамики. Индивидуальная склонность к зависимому поведению определяется в первые годы жизни. Далее оно вызывается и поддерживается как бессознательными мотивами, так и особенностями характера человека (например, оральным характером).

Несмотря на то, что организация АА признает зависимость болезнью, ее деятельность также направлена на интенсивную поддержку внутренних структурных изменений личности. Например, воздержание от алкоголя достигается в контексте тесных межличностных отношений, когда люди испытывают внимательное и заботливое единение с товарищами по несчастью. Заботящиеся фигуры могут быть интернализированы таким же образом, как интернализуется психотерапевт. Это, в свою очередь, помогает алкоголику контролировать импульсы и усиливает его Эго.

В рамках системно-личностной модели зависимое поведение рассматривается как дисфункциональное, связанное со сбоем в жизненно важных функциях и в системе значимых отношений личности [10, 11]. Например, повышение частоты употребления алкоголя может быть связано с неуспехом на работе, наркозависимое поведение подростка - служить цели удержать родителей от развода; а переедание - сигнализировать о проблемах в интимно-личностной сфере.

Системно-личностная модель наиболее полно реализуется в рамках семейного консультирования и психотерапии. Также ему отдается приоритет в некоторых реабилитационных системах. Например, программа "Day-Top International" рассматривает девиантную личность как дезадаптированную, вырванную из контекста социальных связей. Целью программы является восстановление способности аД-дикта или делинквента жить в группе (обществе) через принятие им групповых правил и ответственности за свое поведение.

Перечисленные концептуальные модели зависимого поведения отражают его сложность и многообразие. Следует отметить, что на современном этапе развития науки приоритет отдается комплексной - биопсихосоциальной модели аддиктивного поведения, рассматривающей зависимость как следствие нарушений в функционировании сложной многоуровневой системы "социум - личность - организм". Это значит, что аддиктивное поведение должно одновременно рассматриваться в нескольких планах: культурологическом, социальном, правовом, психологическом, медико-биологическом.

3. Запропонуйте освітні заходи, спрямовані на профілактику делінквентної поведінки серед підлітків.

Структура и содержание индивидуальной профилактики делинквентного поведения подростков
Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривающий личность как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывающий другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность.
Бесспорно, что процесс перевоспитания, как и в целом профилактика правонарушений, выступает, с одной стороны, как процесс приобщения личности к культуре – материальной, интеллектуальной и нравственной, а с другой – как процесс индивидуального развития, коррекция поведения личности. Научно-техническая революция и последствия ее в сфере социальной жизни привели к тому, что появилась возможность более эффективно управлять процессом перевоспитания личности. Это расширение сферы управляемого осуществляется:
во-первых, за счет качественных изменений субъекта перевоспитания, так как научно-профилактическое воздействие в настоящее время осуществляют не только педагоги, специалисты по социальной работе, но и силы общественности, производственные коллективы, учреждения культуры, печать, радио, кино, телевидение;
во-вторых, это происходит за счет углубления и расширения воспитательных и профилактических задач, поскольку общественное производство, социально-политическая и культурная жизнь активно способствуют эффективной организации всей системы профилактики правонарушений, в частности среди несовершеннолетних, с учетом изменяющихся условий, особенностей различных возрастных групп, их занятости. Многие издержки, упущения в воспитании являются следствием того, что нет должной системы в области индивидуальной работы, организации воспитательно-профилактического процесса с конкретными правонарушителями. Важно при этом преодолеть ограниченное понимание самого индивидуального подхода, который не редко сводится к учету частных особенностей юношей и девушек, имеющих отклонения в поведении. Индивидуальный подход заключается в том, чтобы применительно его к индивидуальным способностям и склонностям сообщить ему качество личности, определяемое общественным характером воспитания.
Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему. Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют таким образом интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных явлений на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие:
выработку нравственного сознания;
формирование навыков и привычек позитивного поведения;
воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям;
социальное оздоровление макросреды.
Перевоспитание – сложный процесс, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как приходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении подростками, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудовой коллектив.
Специфика индивидуальной профилактики, а также особенность самих объектов изучения и воспитательного воздействия требуют учета:
психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия и д.), которые происходят в сознании правонарушителя при формировании антиобщественных взглядов, убеждений, привычек, при зарождении противоправных замыслов и осмыслении путей их реализации;
уровня мировоззренческого и нравственного развития подростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих данному ребенку (чувство стыда перед родными, знакомыми, боязнь наказания, осуждения коллектива и т. п.), которые, как правило, заставляют его сохранять в тайне свои антиобщественные взгляды, вести «двойную жизнь». Поэтому не всегда удается своевременно выявить таких подростков, определить причины отклонений в их поведении, образе жизни, а значит, и вовремя оказать на них эффективное воспитательное профилактическое воздействие;
характерных особенностей личности правонарушителя, уровня его сознания, движущие им мотивы, а также его поведение до и после правонарушения;
обстоятельств, при которых у подростка возникли антиобщественные намерения, зрела и реализовывалась решимость совершить правонарушение или аморальный проступок;
отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти мотивы противоправного поведения.
Зачастую отрицательное воздействие на молодого человека макросреды, жизненных неурядиц продолжается в течение длительного времени, изменяет его личность, способствует становлению на антиобщественный путь. Своевременное вмешательство в этот процесс может предотвратить негативное влияние на юношу или девушку, изменить их взгляды, убеждения, направить энергию в общественно полезное русло.
Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения становятся максимальными. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности.
Оптимальный набор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельны профилактические программы ее социального оздоровления.
При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:
содержательность, направленность непрерывность процесса перевоспитания;
осознание перспективности в перевоспитании;
изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой – индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
отсутствие назойливости и навязчивости в перевоспитании;
терпение и выносливость всех участников воспитательного профилактического процесса.
При разработке программы индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.
Исходя из поставленной цели, определяется круг задач. Основными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального общения; чувства социальной ответственности и дисциплины.
Для достижения поставленных задач перевоспитания несовершеннолетнего важно составить психологический, социальный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выявления прежде всего позитивных моментов в образе жизни данного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям.
Обращается внимание на возможности семьи в перевоспитании и исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в силах управлять стремлениями своего ребенка и допускают у него развитие чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то необходимо оценить роль семьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, – об изъятии подростка из этой среды.
Эти показатели являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в последующем ее формировании. Конкретные факты поведения несовершеннолетнего правонарушителя в семье, учебном заведении, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют о желании или противодействии осознанию долга и ответственностью перед обществом за свое дальнейшее поведение.
Далее прогнозируется возможный результат работы с данным несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя – значит «переключить» его внимание и энергию на другие общественно полезные ценности, «перекрыть» каналы социально негативного воздействия, помочь создать благоприятные условия для правомерного поведения с реальным изменением внешней среды. Критерием для социально-педагогического прогноза служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитательной работе и т. д.
Выбор методов индивидуального профилактического воздействия строится с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.
К числу методических приемов стимулирования следует отнести одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершали без особой затраты сил и времени.
Приемы метода торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму общественного требования к поведению человека, в которой одновременно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения возможного повторения поступка. Однако и само поведение несовершеннолетнего нельзя рассматривать вне связи с формированием привычки тормозить себя. Торможение нужно человеку повседневно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживает коллектив, общественные организации.
В целом торможение призвано выполнять три основные функции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпимость, устранить эти недостатки саморегулированием поведения. Указанные моменты в перевоспитании молодого правонарушителя сложно разграничить между собой. Они тесно переплетены, взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достигнуть многого в осуществлении поставленной цепи — перевоспитания молодого человека, воспитания в нем общественно-полезных, социально значимых черт характера.
Далее определяются средства, соответствующие целям и учитывающие особенности личности, а также наиболее уязвимые периоды времяпрепровождения (для усиления контроля). Они должны включать самый разнообразный комплекс мер, а не подкрепляться лишь одними словесными нравоучениями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или общественное воздействие, не могут быть признаны всегда абсолютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, так как личность ребенка в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.
Одним из эффективных средств перевоспитания молодого правонарушителя является воздействие на его эмоционально-волевую сферу, которая по-своему индивидуальна, динамична, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сторонами внутреннего мира человека. Целенаправленное воспитательно-профилактическое воздействие должно вызывать у молодого человека движение мыслей и чувств, способствовать познанию действительности через конкретные образы, нравственные идеалы.
Формы работы могут быть самые разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с позитивной направленностью; искоренение привычки к опозданиям, прогулам и т. д.
Выбор методов, средств и форм воспитательно-профилактического воздействия на личность правонарушителя молодежного возраста зависит от наличия многих обстоятельств, часть из которых была описана выше. Индивидуальная профилактика требует учета активности личности, ее желания способствовать либо препятствовать проведению соответствующих мероприятий, направленных на устранение отрицательн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.034 с.)