Историческая хроника монгольского нашествия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая хроника монгольского нашествия



РЕФЕРАТ

По дисциплине: История архитектуры Казахстана

На тему:

   Выполнила: студентка 3-го курса

Гусарова К.

 

 Проверила: Абдыкаримова Ш.Т.

Астана 201 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ………………….4

1.1 История образования Монгольского государства. Становление Чингисхана…….........4

1.1.1 Вторжение монголов на территорию Казахстана………………………………..5

1.1.2 Пденание городов Южного Казахстана……………………………………...…...6

1.2 Казахстан в составе монгольской империи. Золотая орда………………………………..7

1.2.1 Расцвет и распад Золотой Орды………………………………………………......8

1.2.2 Борьба монгольских ханов за власть в улусах…………………………………...8

1.3 Последствия монгольского нашествия для Казахстана……………………………….......9

2 ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ………………………………...11

2.1 Раннее и зрелое средневековье (V-XIII вв.)…………………………………………..…..11

       2.1.1 Влияние ислама на архитектуру………………………………………………....12

       2.1.2 Подземные мечети Мангышлака………………………………………………...14

2.2 Развитии архитектуры Средней Азии и юга Казахстана с IX до начала XIIIв………...18

    2.2.1 Мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун………………………………………..…20

    2.2.2 Жилище. Переплетение традиционных и исламских традиций………………..21

3. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ XII-XVI ВВ…………………………………………….23

3.1 Становление городов после Монгольского нашествия………………………………….23

       3.1.1 Мавзолей Кок-Кесене…………………………………………………………….24

       3.1.2 Мавзолей Тюрабек-ханым……………………………………………………….24

       3.1.3 Мавзолей Сырлытам……………………………………………………………...25

       3.1.4 Мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави……………………………...………………....26

3.2 Архитектура XVI-XVII веков…………………………………………………………..….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................32

 

      

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Благодаря развитому фронту археологических работ в Центральной Азии (Средней Азии), сделаны крупные археологические открытия. Выявлена значительная и яркая древняя культура, существовавшая во времена предшествующие арабскому (VII-VIII вв.) и монгольскому (начало XIII в.) завоеванием.

         Одной из претенциозных тем в последнее время в Казахстане стала: «Роль монгольской эпохи в истории Казахстана». Обсуждение ее непременно влечет за собой и оценку исторической роли объединителя монгольского народа и создателя первого монгольского государства – Чингиз-хана.

       История Монгольской империи является целой эпохой всемирной истории, а ее основатель Чингиз-хаган – экстраординарной личностью, покорившей половину мира, превратившей всю евразийскую степную систему в цельный политический организм, с прочной общественно-политической системой, мощной военной организацией и уртонно-коммуникационной системой. Империя Чингиз-хана была явлением поистине мирового значения и, поэтому требует к себе масштабного подхода.

       Не менее четырех десятков наберется различных исследований, посвященных Чингиз-хану, во всем мире и это только самые известные, причем объем каждого из них от одного до шести томов. Среди них Цю-Чи-джи (Чань Чунь), Ата-Малик Джувейни, Рашид ад-Дин, Абулгази, Кадыргали Джалаири, Джан Джэн Фэй, То Джи, Лубсан Данзан, Саган Сэцэн, Марко Поло, П. Пельо, Ц. Дамдинсурэн, П. Рачневский, К. Ширатори, М. Мураяма, Дж. Неру, В.В. Бартольд, С. Козин, В. Владимирцов, Паллади Кафаров, К. Д’Оссон, Э. Хэниш, Б. Сайшаал, Иринжин, Каной Ясудзо, Ш. Нацагдорж и многие многие другие.

       С этого времени начинается новый реставрационный период истории монгольской эпохи евразийских народов. Раньше данный период в истории Казахстана исключался. Чем характеризуется данный этап государственности, динамика которого развернулась под влиянием монгольской государственной системы. Она была образцом средневековой кочевой государственности с централизованным руководством, с крепкой военно-демократической дисциплиной, исторически унаследованной от древнетюркских государств, прошедшую через монгольскую реформацию.        Монголы заимствовали все, что посчитали нужным от древнетюркской государственной традиции – курултаи, престолонаследование, представительство в виде саидов (шад), даруг, ямскую службу и прикрепленных к месту жительства гонцов и правителей с пайцзой, строгую повинную систему и т.д.

       Поспешность, с которой возводились постройки честолюбивого властителя, повлекла за собой небрежность строительных работ и быструю гибель многих из них. Так, уже в XVII в. пришлось вместо Биби – ханым построить другую главную мечеть в Самарканде; от дворца Ак-Сарай сохранились лишь мощные пивоны портала.

       Архитектуре его времени свойственна гармоническая тональность и сдержанность декора, благородство форм. Во второй половине XV в. при Темуридах распространился новый декоративный прием – живопись «кундаль». На алебастровую штукатурку наносился узор орнамента небольшим рельефом из красной глины с растительным клеем и алебастром. Рельеф покрывался позолотой, фон окрашивался в синий цвет и расписывался мелким растительным узором.

         Основная ставка Улуса Джучи Сарай находилась в долине реки Волга, а ставка Чагатая – на берегу Или на территории нынешнего Казахстана Таким образом, территория Казахстана приобрела в монгольскую эпоху новую государственную форму и стала центром евразийской державы.

Архитектура XVI-XVII веков

 

       В XVI-XVII веках у казахов произошли существенные изменения в способе перекочевок. Если ранее в равнинных местностях преобладали жилища на повозках, то теперь они уступают место разборным юртам, перевозимых вьюком. Казахская юрта вобрала в себя все лучшее, что создали поколения степных кочевников в процессе усовершенствования этого универсального жилища. Она легка и красива, в ней тепло зимой и прохладно летом, оно прочна и надежна – ее аэродинамические формы обеспечивают устойчивость при сильных ветрах. Собирается и разбирается она за полтора – два часа. Юрта – это подлинный шедевр степной архитектуры, в котором достигнута идеальная гармония между конструктивным, функциональным и эстетическими началами. Ее деревянный составной каркас покрывается специально скроенными кусками войлока, которые крепятся при помощи арканов и тканых полос. В плане она представляет окружность. Нижняя цилиндрическая часть каркаса юрты – кереге – состоит из складных решетчатых звеньев, называемых канат (крыло). В зависимости от размеров юрта имеет от четырех до двенадцати таких звеньев. Полезная площадь средней по размерам – восьмиканатной юрты, составляет примерно 90 м2. Каждое звено кереге, благодаря шарнирному креплению в местах пересечения планок, складывается и легко помещается по бокам вьючного животного. Вразличных районах Средней Азии и Казахстана в зависимости от климатических условий, традиций населения, наличия материалов, возникали локальные особенности юрт. Они выражаются в различных пропорциях частей, наклоне уыков и их кривизне, приемах оформления, размере и количестве ячеек в кереге, его наклоне и т.д. Не удивительно, что такое идеальное с точки зрения кочевника жилище, к тому же отвечающее своими формами представлениям об идеальном устройстве вселенной, служило образцом для стационарных построек.

       Чаще всего формам мобильных жилищ подражают погребальные постройки. В степях много мавзолеев круглых в плане и имеющих круглые зенитные окна. Купола многих квадратных или прямоугольных в плане мазаров имеют форму юрты, а росписи в их интерьерах подражают убранству юрты. Монументальная архитектура повторяла формы и других типов мобильного жилья – шатров, палаток. Так, весьма впечатляющи параллели между абрисом и декором куполов многих мангышлакских мавзолеев (Акуюк, Беки) и походными шатрами Огузов и сельджуков. Формы проемов арок подсказаны ткаными завесами проемов юрт и палаток.

       На западе Казахстана – Мангышлаке и Устюрте – на основе древних народных традиций в XVIII-XIX веках выросла исключительная по своим достижениям школа архитектуры. Памятники этого региона, пожалуй, наиболее яркое и совершенное проявление самобытной казахской культуры. Камень, из которого возведено большинство памятников Мангышлака, недостаточно прочен. Из надземных памятников, подверженных эррозии, построенных ранее XV-XVI веков, вряд ли что уцелело. Однако традиция сохранила не только отдельные архаические формы, но и целые композиционные системы, изучение которых дает нам возможность реконструировать недостающие звенья развития казахской архитектуры и духовной культуры.

       Искусство кочевников Мангышлака развивалось на основе степной традиции и было относительно свободно от ригоризма ортодоксального ислама, что и позволило ему сохранить формы, связанные с древними культами, как и воспоминания о самих культах. В совершенстве овладев технологией обработки камня, мангышлакские зодчие к концу XIX века создали своеобразную конструктивную систему, дававшую большую свободу для художественного творчества. Стены мавзолеев и саганатамов выкладывались из гладко отесанных блоков и плит, на которые естественно ложилась монументально-декоративная орнаментальная живопись, покрывающая фасады и интерьеры построек. Тектоника стены строится на членении плоскости пилястрами и поясами в соответствии с ее конструкцией. Купола всех мавзолеев безраспорные, чаще всего конические.   Переход от квадрата к кругу осуществляется при помощи небольших балочных парусов, образующих в углах прямоугольные ниши. Профили куполов самые разнообразные: от низких шлемовидных до стройных на высоком барабане сложного очертания, напоминающих буддийские ступы. Портал мангышлакского мавзолея неразвит, он представляет собой стену с невысоким парапетом, в которой устроено окно-вход. Все мавзолеи Устюрта и Мангышлака соответствуют единой композиционной схеме, но каждый памятник имеет свой неповторимый облик. Интересной чертой искусства народных мастеров являются полихромные росписи. Они наносились прямо на гладкую поверхность камня в комбинации с резьбой, подчеркивая конструктивные особенности, помогая выявить характер конструктивной работы различных частей здания. Эта особенность коренным образом отличает их от декора среднеазиатских памятников позднего средневековья, в которых пышные облицовки скрывали сущность строительных конструкций. Подход мангышлакских мастеров в этом смысле созвучен принципам современной архитектуры.

       В районе песков Сам, на Устюрте и Мангышлаке имеется огромное число памятников каменной архитектуры, подавляющее большинство которых сосредоточенно в бейитах, количество которых достигает нескольких сотен. Наиболее известны некрополиты Сейсен - ата, Шопан - ата, Караман - ата, Касымбай, Карагаш, Бейсембай, Сагындык, Сенек и др. Бейиты складывались, как правило, около древних сакральных объектов, чаще всего курганов. Их пространственная структура обусловлена религиозными представлениями и социально-родовой организацией общества. Мастера всегда учитывали окружение и подчиняли вновь возводимые сооружения складывавшимся ансамблям. Это говорит о наличии тонкого композиционного чутья у зодчих, многие из которых были великолепными профессионалами. Профессионалами как в социальном плане (так как существовали за счет своего ремесла), так и в смысле самого высокого мастерства. Доступные им средствами они выразили свое стремление к созиданию, отражающему их установившиеся

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Культура организует человеческую жизнь. Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению, поскольку она не приобретается биологическим путем. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование ее поведения.

       Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане.  

       С IX-X вв. в связи с распространением ислама, широкое распространение получили мавзолеи, которые строились над гробницами духовных и знаменитых светских лиц. Эти монументальные здания господствовали в городской застройке над небольшими сырцовыми жилыми домами с плоскими кровлями, с окнами и дверями, обращенными во внутренний дворик. Применение в монументальных сооружениях обожженного кирпича обусловило дальнейший строительный прогресс. Прочность здания, многие из которых выдержали землетрясения, натиск времени, монгольское нашествие, свидетельствует о высокой строительной культуре. Кладка арок, сводов и куполов производилось за отсутствием дерева без опалубки, что было возможно только благодаря употреблению быстро твердеющего алебастрового раствора.

       В XII в. в некоторых областях страны распространяется новый прием облицовки фасадов терракотовыми плитками с резным орнаментом. Чрезвычайно высокого развития в орнаментальном искусстве достигает резьба по дереву, алебастру, глине.

       После распространения ислама вместо изобразительных сюжетов в орнаменте начали применять условно растительные и геометрические узоры. Большее распространение получил эпиграфический орнамент, который гласит о величии и могуществе бога, святости духовных лиц, в могуществе правителей. До второй половины XII в. архитектура Средней Азии оставалась монохромной. Сырцовые постройки мало отличались по цвету от лёссовой почвы. Постройки из обожженного светло-желтого кирпича, оживлялись прозрачными, а в углублениях рельефного орнамента – глубокими тенями. XI-XII вв. в зодчестве Средней Азии – время конструктивного прогресса (купольные перекрытия, минареты), большого искусства гармонических композиций зданий, уникального орнаментального искусства в виде богатейших узоров, вырезанных по алебастру или дереву, и монументального орнамента из кирпичной кладки. Развитие архитектуры, как и всей культуры народа Средней Азии, было нарушено монгольским нашествием 1220-1221 гг., которое сопровождалось большим количеством жертв, разрушением городов, ирригации и полным подрывом экономики.

       Жизнь в стране после этого опустошительного нашествия возрождалась медленно. Строительство XIII в не отставила примечательных памятников. Но уже в первой половине XIV в. были созданы постройки, которые по архитектурно – художественным качеством вошли в число шедевров Средне-Азиатского архитектурного искусства. В отличии от зодчества до монгольского периода архитектура XIV в. отличается декоративностью, богатством цвета глазурованных плиток. Палитра керамических облицовок становится разнообразной, но господствуют бирюзовый и синий цвета. В 70-е годы XIV столетия большое внимание Тимур уделял строительству своей столицы – Самарканду. Грандиозная мечеть Биби – Ханым, величественный мавзолей Гур-Эмир.

Рассматривая развитие культуры, истории и непосредственно архитектуры периода монгольского нашествия, можно выявить закономерности формирования национального стиля, характерные черты и особенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       1.  И. Калашников «Жестокий век», Алма-Ата, «Жазушы», 1985г.

        2. С.Г. Кляшторский, Т.И. Султанов «Казахстан. Летопись трех тысячелетий», Алма-Ата, изд. «Рауан», 1992г.

       3. К.М. Байпаков, Б.Е. Кумеков, К.А. Пищулина «История Казахстана в средние века», Алматы, 1996г.

       4.  П.Агапов, М. Кадырбаев «Сокровища древнего Казахстана», Алма-Ата, 1979.

 «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» (Очерки), Алматы, 1993.

       5.Арнольдов А.И. Введение в культуру.- Москва: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

       6. Жайдаров О. Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков. Алматы: Рауан, 2004.

       7. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Том 1./ Под ред. К.А.Акишева, К.М.Байпакова. Алматы: Атамура, 1997.

       8. Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата: Атамура, 1984.

       9. Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва: Эксмо-Пресс, 1995.

       10. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы: Мектеп, 1998.

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: История архитектуры Казахстана

На тему:

   Выполнила: студентка 3-го курса

Гусарова К.

 

 Проверила: Абдыкаримова Ш.Т.

Астана 201 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................3

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ………………….4

1.1 История образования Монгольского государства. Становление Чингисхана…….........4

1.1.1 Вторжение монголов на территорию Казахстана………………………………..5

1.1.2 Пденание городов Южного Казахстана……………………………………...…...6

1.2 Казахстан в составе монгольской империи. Золотая орда………………………………..7

1.2.1 Расцвет и распад Золотой Орды………………………………………………......8

1.2.2 Борьба монгольских ханов за власть в улусах…………………………………...8

1.3 Последствия монгольского нашествия для Казахстана……………………………….......9

2 ПАМЯТНИКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ………………………………...11

2.1 Раннее и зрелое средневековье (V-XIII вв.)…………………………………………..…..11

       2.1.1 Влияние ислама на архитектуру………………………………………………....12

       2.1.2 Подземные мечети Мангышлака………………………………………………...14

2.2 Развитии архитектуры Средней Азии и юга Казахстана с IX до начала XIIIв………...18

    2.2.1 Мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун………………………………………..…20

    2.2.2 Жилище. Переплетение традиционных и исламских традиций………………..21

3. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ XII-XVI ВВ…………………………………………….23

3.1 Становление городов после Монгольского нашествия………………………………….23

       3.1.1 Мавзолей Кок-Кесене…………………………………………………………….24

       3.1.2 Мавзолей Тюрабек-ханым……………………………………………………….24

       3.1.3 Мавзолей Сырлытам……………………………………………………………...25

       3.1.4 Мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави……………………………...………………....26

3.2 Архитектура XVI-XVII веков…………………………………………………………..….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................32

 

      

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Благодаря развитому фронту археологических работ в Центральной Азии (Средней Азии), сделаны крупные археологические открытия. Выявлена значительная и яркая древняя культура, существовавшая во времена предшествующие арабскому (VII-VIII вв.) и монгольскому (начало XIII в.) завоеванием.

         Одной из претенциозных тем в последнее время в Казахстане стала: «Роль монгольской эпохи в истории Казахстана». Обсуждение ее непременно влечет за собой и оценку исторической роли объединителя монгольского народа и создателя первого монгольского государства – Чингиз-хана.

       История Монгольской империи является целой эпохой всемирной истории, а ее основатель Чингиз-хаган – экстраординарной личностью, покорившей половину мира, превратившей всю евразийскую степную систему в цельный политический организм, с прочной общественно-политической системой, мощной военной организацией и уртонно-коммуникационной системой. Империя Чингиз-хана была явлением поистине мирового значения и, поэтому требует к себе масштабного подхода.

       Не менее четырех десятков наберется различных исследований, посвященных Чингиз-хану, во всем мире и это только самые известные, причем объем каждого из них от одного до шести томов. Среди них Цю-Чи-джи (Чань Чунь), Ата-Малик Джувейни, Рашид ад-Дин, Абулгази, Кадыргали Джалаири, Джан Джэн Фэй, То Джи, Лубсан Данзан, Саган Сэцэн, Марко Поло, П. Пельо, Ц. Дамдинсурэн, П. Рачневский, К. Ширатори, М. Мураяма, Дж. Неру, В.В. Бартольд, С. Козин, В. Владимирцов, Паллади Кафаров, К. Д’Оссон, Э. Хэниш, Б. Сайшаал, Иринжин, Каной Ясудзо, Ш. Нацагдорж и многие многие другие.

       С этого времени начинается новый реставрационный период истории монгольской эпохи евразийских народов. Раньше данный период в истории Казахстана исключался. Чем характеризуется данный этап государственности, динамика которого развернулась под влиянием монгольской государственной системы. Она была образцом средневековой кочевой государственности с централизованным руководством, с крепкой военно-демократической дисциплиной, исторически унаследованной от древнетюркских государств, прошедшую через монгольскую реформацию.        Монголы заимствовали все, что посчитали нужным от древнетюркской государственной традиции – курултаи, престолонаследование, представительство в виде саидов (шад), даруг, ямскую службу и прикрепленных к месту жительства гонцов и правителей с пайцзой, строгую повинную систему и т.д.

       Поспешность, с которой возводились постройки честолюбивого властителя, повлекла за собой небрежность строительных работ и быструю гибель многих из них. Так, уже в XVII в. пришлось вместо Биби – ханым построить другую главную мечеть в Самарканде; от дворца Ак-Сарай сохранились лишь мощные пивоны портала.

       Архитектуре его времени свойственна гармоническая тональность и сдержанность декора, благородство форм. Во второй половине XV в. при Темуридах распространился новый декоративный прием – живопись «кундаль». На алебастровую штукатурку наносился узор орнамента небольшим рельефом из красной глины с растительным клеем и алебастром. Рельеф покрывался позолотой, фон окрашивался в синий цвет и расписывался мелким растительным узором.

         Основная ставка Улуса Джучи Сарай находилась в долине реки Волга, а ставка Чагатая – на берегу Или на территории нынешнего Казахстана Таким образом, территория Казахстана приобрела в монгольскую эпоху новую государственную форму и стала центром евразийской державы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ

 

1.1 История образования Монгольского государства. Становление Чингисхана.

 

       Образование Монгольской империи в начале XIII в. оказало огромное влияние на исторические судьбы народов и государств Центральной и Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы. Монгольское завоевание нарушило сложившиеся в евразийском регионе отношения и взаимосвязи населявших его племен и народов, изменило ход их этнополитического и хозяйственно-культурного развития. Монгольские племена к середине XII в. продвинулись на запад с Орхона и Керулена, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков, ассимилируя тюркоязычные группы, заимствуя у тюрков многие элементы материальной культуры, формы хозяйства и быта, кочевые обычаи, породы скота. С этого времени установились границы размещения тюрков и монголов, сохранившиеся до позднего времени. Занятая монголами территория простиралась от Байкала, верховьев Иртыша и Енисея на севере до пустыни Гоби на юге.

       Как известно, первым, наиболее крупным ханом, сумевшим объединить несколько племен был Чингиз-хан (Тэмуджин). Эти племена располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. Ведя сходный образ жизни эти племена были во многом похожи друг на друга. Основное занятие - скотоводство, охота и грабеж других племен. Наиболее крупными племенами были: меркиты, найманы, кереиты, кунграты и др.

       В каждом племени присутствовал шаман, религия - языческая. Каждый мужчина с детства готовился стать воином, все представители кочевых племен мастерски владели мечем, луком и копьем. А на коня ребенок садился, когда начинал ходить. Культура у кочевников была не на очень высоком уровне, все необходимое они покупали у китайцев или тангутов, в обмен на шкуры убитых зверей и некоторые другие товары, которые они добывали в основном своим занятием – разбоем.

       Монгольское государство основывалось на принципах военно-административной организации. Территория и население были разделены на 3 военно-административных округа: правое крыло (барнгар), левое крыло (джунгар) и центр (кул). Каждый округ состоял из нескольких туменов, тумены состояли 10 «тысяч», каждая тысяча – из 10 «сотен». Начальниками округов и туменов, а также «тысяч» были родственники Чингиз-хана и его сподвижники-найоны. Они же и были командирами соответствующих подразделений армии. Армия отличалась железной дисциплиной и высокой боеспособностью.

       Созданная Чингиз-ханом система государственного устройства была приспособлена для достижения поставленных целей.

       Для объединения разрозненных племен в сплоченное, сильное мобильное, с жесткой дисциплиной войско-государство многое сделал Темучин, в последствии Чингиз-хан. Покорив в результате кампании 1204-1205 гг. главных своих противников, Темучин завершил объединение под своей властью всех главных племен Монголии. Весной 1206 г. у истоков Онона состоялся курултай монгольской знати – сторонников Темучина, на котором он был провозглашен правителем монголов. Одновременно курултай утвердил за Темучином титул Чингиз-хана, совершенно вытеснивший его личное имя.

       В 1207 году нападению подверглись племена, жившие к северу от Селенги и в долине Енисея. В результате к кочевникам попали богатые железом районы, что имело большое значение для вооружения войска.

       1207 год - государство тангутов, находившееся в Центральной Азии подверглось нападению кочевников. Результат - высокоразвитое государство стало данником монгольского хана.

       1208 год – вторично разбиты найманы и меркиты на берегу Иртыша.

       1209 год - нападение на Хигуров (Туркестан) их земли были также захвачены и разграблены.

       1211 год - нападение на Китай, полная победа, разгром войска цзиньских императоров. Высокоразвитое государство было разграблено и разрушено.

 

1.1.1 Вторжение монголов на территорию Казахстана

 

       Семиречье было занято монголами без сопротивления. В итоге восьмилетнего владычества найманского предводителя Кучлука, его войн с хорезмшахом Мухаммадом и карлукскими владетелями население Семиречья было вконец разорено. Вызывали возмущение и гонения Кучлука на мусульман, поэтому монголы, проявлявшие веротерпимость, были встречены как избавители. Кучлук бежал в Среднюю Азию, был настигнут монголами в Бадахшане и убит. В 1210—1211 гг. под власть Чингис-хана перешел владетель карлукской области Арслан-хан. В 1217 г. правитель карлукской области Алмалык Бузар также стал вассалом монгольского хана, а в следующем году без боя сдался монголам и город Баласагун. Желая привлечь народ Семиречья на свою сторону, Чингиз-хан запретил грабежи и резню в этом крае.

       Захват Восточного Туркестана и Семиречья открыл монголам путь в Среднюю Азию через Южный Казахстан.

       После возвращения послов Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван во главе с Омар-Ходжой Отрари, Джамалом Марата, Фахр ад-Дином Дизаки Бухари, Амин ад-Дином Харави. Всего в караване, состоявшем из 500 верблюдов, нагруженных золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, было 450 человек, включая и монголов-лазутчиков, по приказу Чингиз-хана присоединенных к среднеазиатским купцам. Многолюдный караван в своем необычном составе прибыл в середине 1218 г. в Отрар. Правитель Отрара, наместник султана Мухаммада, Гайр-хан Йиналчук, очевидно, обеспокоенный странным для торговцев поведением людей этого каравана, объявил, по словам ан-Насави, что прибывшие в Отрар, хотя и прибыли в обличье купцов, но не купцы. То ли с ведома хорезмшаха, то ли самовольно он задержал купцов, а затем истребил их. Караван был ограблен, все богатство убитых перешло к Йиналчуку. Удалось бежать только одному человеку из состава каравана, который и доставил весть об отрарской резне Чингиз-хану. Повелитель монголов отправил к хорезмшаху посольство во главе с Ибн Кафрадж Бorpa, в сопровождении двух татар, с требованием выдачи Гайр-хана Йиналчука и с обещанием в этом случае сохранить мир. Хорезмшах не только не исполнил этого требования, но велел убить неповинных послов, вероятно, считая войну с Чингиз-ханом неизбежной.

       В этой политике, которую монгольские феодалы осуществляли на протяжении десятилетий, поход на земли Казахстана и Средней Азии был лишь одним звеном в общей цепи запланированных обширных завоеваний. Чингиз-хан придавал походу в мусульманские страны большое значение и готовился к нему с особой тщательностью. В сентябре 1219 г. начался поход войск Чингис-хана. Они насчитывали до 150 тысяч воинов, из них монголов — 111 тысяч, остальную часть армии составляли воины вассалов Чингис-хана - уйгуры и карлуки. Маршрут движения монгольских войск в Мавераннахр пролегал от р. Иртыша через самые заселенные и освоенные в хозяйственном отношении районы Казахстана — через Семиречье в район городов Средней и Нижней Сырдарьи. Первой на пути движения монгольских войск на запад оказалась территория Южного Казахстана, где им был дан решительный отпор местным населением. Монголы применили здесь массовый террор и насилие, опустошили целые области и разрушили города. В арабских и персидских исторических сочинениях приведены наименования около тридцати городов в разных странах, где население почти полностью уничтожено монголами. В их числе три южно-казахстанских города — Отрар, Сыгнак, Ашнас.

 

1.1.2 Падение городов Южного Казахстана.

 

       Источники не дают нам точного определения времени, когда монгольские войска появились перед стенами Отрара. Правитель Отрара Гайр-хан, знавший, что ему нечего ждать пощады от монголов, защищался отчаянно, до последней возможности. Под его началом, согласно ан-Насави, было 20 тысяч воинов. По Джувайни, хорезмшах дал ему 50 тысяч «внешнего войска». «Цитадель, внешние укрепления и городская стена были хорошо укреплены, и было собрано большое количество оружия для войска», - писал историк XIII в. Ала ад-Дин Ата Малик Джувайни. На исходе пятого месяца героической обороны Отрара Караджа-хаджиб, незадолго перед осадой посланный хорезмшахом на помощь Гайр-хану с десятитысячным отрядом, пал духом и, покинув город через ворота «Суфи хане», сдался со своим войском монголам; по приговору царевичей Чагатая и Угедея он был предан вместе с приближенными казни за измену. Но монголы успели ворваться в город и, выгнав из города его жителей «словно стадо баранов», начали повальный грабеж. Однако Отрар еще упорно защищался; Гайр-хан с 20-тью тысячами «подобных львам» смельчаков укрепился в цитадели, для взятия которой монголам понадобился еще месяц. Когда цитадель была взята и все ее защитники полегли, Гайр-хан с двумя оставшимися в живых боевыми товарищами продолжал оказывать сопротивление на кровле здания. Когда пали и эти двое, и уже не оставалось стрел, он бросал в своих врагов кирпичи, которые рабыни подавали ему «со стены дворца»; когда не осталось и кирпичей, монголы, имевшие приказ взять правителя в плен живым, окружили его и связали. «Цитадель и стены были сравнены с землей, и монголы удалились. А тех из простолюдинов и ремесленников, которые избежали меча, они увели с собой для того, чтобы воспользоваться их искусством в ремесле». Чагатай и Угедей в феврале 1220 г. присоединились к Чингиз-хану, когда тот находился на пути между Бухарой и Самаркандом, и доставили ему живого Гайр-xaна Йиналчука. Чингиз-хан приказал расплавить серебро и влить ему в уши и глаза, и тот был умерщвлен в наказание за его «безобразное деяние и мерзкий поступок».

       Старший сын Чингиз-хана, Джучи, выделенный для покорения городов по нижнему течению Сырдарьи, прежде всего подошел к Сыгнаку, с жителями которого начал переговоры. В качестве своего представителя он отправил и город мусульманского купца Хасан-хаджжи с тем, чтобы он уговорил жителей сдаться без боя, но «злодеи, чернь и бродяги» возмутились и, умертвив предателя, приготовились к «великой, священной войне». Монголы семь дней и ночей непрерывно осаждали город, наконец, взяли его приступом и, «закрыв врата пощады и милосердия», перебили все население. Управляющим той местности был назначен сын убитого Хасан-хаджжи.

       На дальнейшем пути монголы взяли Узгенд и Барчылыгкент, население которых не оказало сильного сопротивления, и потому всеобщей резни не было. Затем монгольский отряд подошел к Ашнасу; город, «большинство воинства которого составляли бродяги и чернь», оказал упорное сопротивление, но пал в неравной борьбе, и множество жителей было перебито. После этого монголы подступили к Дженду, который к тому времени был покинут войсками хорезмшаха во главе с Кутлук-ханом, бежавшим в Хорезм. Узнав об этом, Джучи отправил в город для переговоров Чин-Тимура. Посланник монголов, однако, был дурно принят жителями и получил возможность вернуться живым только потому, что напомнил джендцам о печальной судьбе, постигшей Сыгнак, из-за убийства Хасан-хаджжи, и обещал им удалить монголов от города. Выпустив Чин-Тимура, жители заперли ворота, но не оказали никакого сопротивления. Монголы, подготовив предварительно осадные орудия, приставили лестницы, спокойно взошли на стены и без кровопролития заняли город; затем всех жителей выгнали в поле, где они оставались в течение девяти дней, пока продолжалось разграбление города. Убиты были только несколько лиц, которые своими речами оскорбили Чин-Тимура. Управляющим городом был назначен бухарец Али-Ходжа. Тогда же корпус в один тумен, посланный Джучи, занял Янгикент, и монголы посадили там своего шихнэ — «блюстителя порядка». Все это произошло в течение зимы 1219-1220 гг. и весны 1220 г.

       К весне 1221 г. завоевание Средней Азии монголами было завершено. Их военные действия с этого времени перешли на территорию Ирана, Афганистана, Северной Индии. Корпус монгольских полководцев Джэбе и Субэдэя, разбив аланов, кыпчаков и русских на р. Калке и разорив южные окраины русских земель, через земли Казахстана вернулся в 1224 г. в орду Чингис-хана на Иртыш. Таким образом, в результате нашествия монголов в 1219 - 1224 гг. Казахстан вошел в состав империи Чингис-хана. Кыпчаки и другие тюркские племена составили значительную часть монгольской армии, двинувшейся во главе с Бату (Батыем) в 1237 г. на покорение Восточной Европы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.96.188 (0.102 с.)