Троицкая церковь в селе Боброве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Троицкая церковь в селе Боброве



Село Боброво находится на левом берегу Плюсы, в 200 верстах от Петербурга, в 80-ти от Гдова и в 30-ти от Плюсы, станции Варшавской жел. дор. В версте от села протекает Плюса, а в окрестностях находятся озера: Заберезское, Полуяковское и Должицкое; в 8-ми верстах находится возвышенность, называемая „Жужжелова гора». Название села производят от того, что первым здешним священником был Бобров. Но бумаги церковные этого не подтверждают.

Церковь в Боброве во имя св. Троицы, построенная в 1771 году помещиком Татищевым, деревянная, покрытая железом. Погост здешний выделен от Лядского погоста, что подтверждает опись церковного имущества 1780 года, приводимая ниже. Кроме Бобровской выставки, еще раньше, именно в 1735 году, выделен был, от Лядского погоста, погост Глебогорсский с церковью Казанской Божией Матери, отстоящий от Боброва в 3-х верстах. Церковь Казанской Божией Матери сгорела в 1804 году от молнии; но причт ее до 1818 года служил в Бобровской церкви, и затем был к ней причислен. К 1882 году Троицкая Бобровская церковь пришла в совершенную ветхость и потому, дух. консистория, указомъ от 7 сентября 1882 года, за № 3,226, приказала ее ремонтировать; ремонтировка началась 7 марта 1883 г. и произведена была за 6,000 р. церковной, и пожертвованной прихожанами, суммы; обновленная церковь была освящена января 24 дня 1884 года благочинным Лядской Преображенской церкви священником Александром Космичем Милославовым. Антим. церкви св. Троицы освящен митр. Исидором в 1882 году. Церковь на каменном фундаменте, крыта железом и обнесена деревянною оградою. Длина церкви 10 саж. ширина – 6, высота – 9 саж., высота колокольни с крестом 12 саж. и 1 аршин.

К достопримечательностям церкви принадлежит, перенесенная из Глебогорской церкви, икона Казанской Божией Матери, особенно чтимая прихожанами. На иконе – серебряная риза, в 15 ф. 44 зол., весом, сделанная усердием помещика Спиридона Федоровича Татищева.

Клировые ведомости имеются – с 1818 года, метрические – с 1800, исповедные – с 1794 и приходорасходные – с 1809 г. Опись церковному имуществу, сделанная в 1826 году, скреплена членом дух. правления, священником Дмитриевского собора Николаем Федоровым.

По штату 1771 года причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. С 1818 г., когда приписан был сюда Глебогорский приход, прибавлены: священник, дьячек и пономарь. По штату 1843 года дьячек и пономарь убавлены. 1 декабря 1872 г. согласно мнению благочиннического совета, консистория, с утверждения митрополита, положила вторую священническую вакансию закрыть; потом, указом консистории от 23 января 1884 года, за № 348, закрыта и вторая причетническая вакансия. Из прежних священников известны: Алексей Никифоров (с 1780), Василий Алексеев (с 1802), Никита Софрониев (около 1826 года); со священником Никифоровым служили: дьячек Семен Аврамов и пономарь Иван Кононов; со священником Васильем Алексеевым – диакон Никита Софрониев и пономарь Калинник Кононов, с Никитой Софрониевым служили: диакон Иоанн Иоанов, дьячки Семен Николаев и Алексей Терентьев; пономарь Яков Николаев.

Нынешний причт составляют: священник Николай Иоаннов Парвицкий; диакон Александр Иоаннов Антонов и просвирня.

Церковной земли, пахатной, 15 д. и 50 кв. с.; под огородами, гуменниками и селением – 2,354 саж. План и межевая книга на эту землю имеются при церкви. Писцовой земли, состоит – пахатной около 10-ти десятин и сенокосной около 9-ти дес. Обоими участками причт владеет с 1818 года; кроме того сюда причислено до 64-х десятин земли Глебогорской. План на эту землю есть, но без межевых книг. К Троицкой церкви принадлежит еще пустошь, называемая „Курий Ренек“. Там пахатной земли 4 дес., дровяного лесу 6 дес. 24 саж., под проселочной дорогой – 560 саж. Этою землею причт не пользуется, так как земля неудобная, да и далеко от погоста.

Причт живет в собственных домах, построенных на церк. земле. Церковный капитал в количестве 3,282 р. истрачен на обновление церкви. Из шести домов, построенных на церк. земле, в трех помещаются: священник, диакон и просвирня, в остальных трех живут вдовы и сироты духовного звания.

Жалованье священник получает 200 р., диакон – 100, просвирня – 50. Дохода получается до 800 р. в год, на весь причт.

Пограничные приходы: Сяберский (Луг. у.), в 25-ти вер., Посолодинский (Луг. у.) в 20-ти верстах, Лядский – в 12-ти, Лосицкий – в 18-ти, и Бельский – в 24-х верстах.

Приход составляют, кроме Боброва, деревни, лежащие по обе стороны р. Плюсы. По сю сторону Плюсы находятся: Верхнее и Нижнее Орехово – в 2-х верстах от церкви, Березицы – в 5-ти верстах, Почап – в 2-х верстах, Комарово – в 3-х, Игамелъ – в 6-ти, Погребище – в 12-ти, Заберезье – в 7-ми, Полуяково – в 7-ми; за рекой ІІлюсой находятся: Утичъе – в 12-ти верстах, Заозерье – в 7-ми, Вешень – в 3-х, Лядинки и Горбово – в 6-ти и Пажино – в 12-ти вер.

Помещичьи усадьбы следующие: Пелешок – отставного майора В. О. Черкасова – в 3-х верстах, Глебова Горка – генерала ІІІтрандермельта в 3-х верстах, и Заберезье – г-жи Матчиной, в 7-ми верстах.

Всех прихожан считается:

 

Духовных муж. пола 10, жен. 14, об. пола 24
Мещан 20, „ 12, 32
Военных 73, „ 92, 165
Крестьян 1,443, „ 1,726, 3,169
Всего …. 1,546, 1,844,     3,390  

 

Школа, открытая в 1867 году, сперва была приходскою, а чрез 2 года передана земству. Она содержится на счет земства и волости. От земства даются: жалованье учителю и учебные пособия, а от волостей – помещение, отопление и прислуга. Закону Божию с 1867 года учит священник Парвицкий, получая по 50 коп. за урок. Учащихся ежегодно бывает до 40 человек.

Есть еще небольшие школы в Игомели, Полуякове, Комарове и друг. Они помещаются в домах крестьян; в них учится от 20 до 30 человек.

Сельские праздники: день св. Троицы – храмовой праздник; день Казанской Божией Матери (8 июля) и день св. Иоанна Милостивого.

Часовни имеются в Игомели, Погребище, Заозерье, Полуякове и Горбове.

На месте бывшей Глебогорской церкви есть старое кладбище.

В числе древностей можно считать книгу – «Церковный круг», изд. в 1773 году.

Попечительство существует с 1873 года, председатель его – священник.

Накопившиеся в кассе 400 рублей пошли на обновление храма.

Копия с приходорасходной книги:

1780 года августа 1 дня, опись, учиненная по силе Ее Императорского Величества, присланного из Новгородской духовной консистории в духовное правление, а из оного, Шелонской Пятины, Залесской половины, благочинному, села Ктин священнику, Кириллу Иоакимову, указа: Ляцкого погоста, выставки Боброва, церкви Живоначальной Троицы, образам, алтарной одежды и протчему, о том значит ниже сего.

Вышеозначенная церковь деревянная, во имя Живоначальной Троицы. В ней святых образов литых. Царские двери резные золоченые; на них (живописные) образа Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов. По правую сторону образа: Господа Вседержителя (на нем прибито три креста серебряных) и Димитрия Ростовского; по левую сторону – Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого; пред ним (ними?) четыре лампады медных на северных дверях (?) образ Тайной Вечери; над тем местным образом вверх, в первом деисусе – двунадесятых праздников, во втором деисусе, посреди, Воскресение Христово, по сторонам – дванадесять Апостолов; в третьем деисусе, посреди, коронование Пресв. Богородицы (по сторонам) – двенадцать пророков. Над тем образом, вверху, Распятие Господне, с предстоящими Богоматерию, Иоанном Богословом и страстьми.

В алтаре престол, уготованный по правилам св. Отец. На нем одежд: срачица белого полотна, индития – камки жаркой (?); антиминс святой на атласе желтом; хитон тавтяной.

Евангелие в десть, обложено; обе дщи медные. Крестов: серебряный; верхняя сторона с позолоченной, чеканной работы, весом в 75 золотников; медной чеканной же; медной – литой.

Покров камки желтой... Оловянной... Над престолом... столярной работы; на ней образ Духа Святаго.

На жертвеннике одежда камки желтой, хитон тавтяной, сосуды серебряные, копие железное, губа.

Запрестольные выносные образа; два креста; две Божьих Матери, Знамение; против престола – образ Господа Саваофа, пред ним лампада медная; у царских дверей – завеса тавты красной.

Покровов и воздухов: двои парчевые; одни обложены штофом алым; тавтой; камчатные; покровцы первеневы (?) обложены гасом мишурным.

Священнослужительского облачения. Риз: 1) парчевые, алые, обложены сеткой серебряной; 2) штофные алые; оплечье парчевое, крест и звезда базумента золотого, обложены базументом золотым; 3) люстрина зеленого; оплечье люстрину красного; 4) объяри зеленой; оплечье тоже объяри красной, обложены лентами шелковыми; 5) первеневые (?) обложены гасом мишурным; крест и звезда того же гacy; 6) бумажные ветхие; 7) набойчатые ветхие же; подризников: 1) камки алой; обложен лентам алым; крест той же лепты; 2) китайки голубой; оплечье набойчатое; епитрахилей: 1) парчевая, обложена базументом серебряным; кресты того же базумента; 2) парчевая ветхая; кресты базумента серебряного; 3) первеневая, обложена гасом мишурным; кресты того же гacy алого; 4) объяренная, обложена гасом желтым мишурным и кресты того же гacy; 5) штофная, обложена лентам голубым; 6) набойчатая; поручей: 1) двои парчевые, 3 золом и серебром; кресты базументика золотого; 2) объяриновые красные; 3) камки зеленой; кресты гacy золотого ветхие; пелен: 1) камки малиновой; крест сетки золотой; 2) камки рудожелтой; крест сетки серебряной; 3) тавтяная. Два пояса шелковых.

В вышеозначенной церкви иконостас столярной работы, с резьбою золоченою. На аналое – образа дванадесять месяцев всех святых, картинные; второй – Воскресение Христово; за дванадесятыми праздниками; за правым клиросом – образ Пресвятой Богородицы Тихвинской; на нем венцы медные, и поля обложены медью чеканной и убрус каменьями низан; пред ним – лампада медная; привесу на нем два гривенника серебряных. Хоругви на тавте, по клиросам вверху, в потолке, образ Господа Вседержителя.

Малых образов: 1) Нерукотворенной; 2) Знамение Богор.; 3) Предтечи; 4) Пророка (?); 5) Николая; 6) Флора и Лавра; 7) Георгия; 8) Воскресение; книг церковных: Апостол большой, в десть; малой, в четверть; октоиков два, на восемь гласов; минеи месячных двенадцать; Триодь постная и цветная; Псалтирь следованная; Требник большой; Служебников два; часослов, минея праздничная23; книжица молебенная; ермолог; Четьминеи, на четыре части в год; проповеди вновь изданные; книжица о священстве; краткая Богословия Платонова; Каноник со святцами; нотные три обихода, Канонник и книжица о исповеди; две общих минеи.

Два кадила медных, чаша водосвященная медная, укропник, два ковша медные, блюдо, четыре тарелки оловянных, жаровник, в коем уголья содержатся.

Шкаф деревянный, в коем хранится церковная утварь. Купель железная, для крещения младенцев, четыре подсвечника выносных жестяных, среди церкви паникадило большое медное; другое маленькое (?) вверху.

Церковной денежной казны сто рублей, воску и свеч...

На колокольне четыре колокола, а весом за неимением подписи, узнать не можно; меди 8 пудов 30 фунтов отдано для переливки колокола Коновницыной, помещицы, вдовы Софьи Кириловой; дароносица24 серебряная, для ношения и хранения св. даров малая.

И в сей описи показали, тое выставки Боброва священно-церковнослужители саму сущу правду. К сей церковной описи выставки Боброва священник Алексей Никифоров руку приложил. Правящий дьячеей дожностью Семен Абрамов руку приложил. Пономарь Иван Кононов руку приложил.

Церковь Троицы в Доможирке

Погост Доможирка находится в 200 верстахъ от Петербурга и в 22 от Гдова, на берегу Чудского озера, близ сельца Доможирка, принадлежавшего прежде князьям Елецким, а ныне – наследникам Косяровским.

Церковь посвящена Св. Троице, а придел ее – св. Параскеве. Антиминс Троицкого престола освящен митр. Ионою 1841 г. августа 24. Антиминс в приделе Параскевы освящен Венедиктом 1835 г. декабря 7-го; оба подписаны митр. Серафимом.

От прежнего придела Николая Чудотворца, по разорении его шведами, осталась только алтарная стена. Храм построен каким-то жителем Пскова. Плиту для храма он привозил из Пскова по Чудскому озеру.

В храме достопримечательны: 1) Деревянный, осьмиконечный, обложенный серебряными пластинками крест, с ликами Распятого Господа, Матери Божией, Мироносиц, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника; 2) образ св. Параскевы, считающийся чудотворным и привлекающий богомольцев особенно 28 октября и в пятницу пред рождеством Иоанна Предтечи; 3) Находящаяся в приделе Параскевы чугунная доска с надписью, изображенною вязью25.

В архиве хранится план на церковную землю и межевые книги, составленные в 1784 г. при священнике Лавре Степанове; на них большая печать Императрицы Екатерины II.

Метрические книги существуют с 1789 года.

До 1808 года причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. С 1808 по 1815 год диакона не было; из прежних священников известны: Лавр Степанов, переведенный в 1808 году в Рыбацкое; Феодор Кириллов († 1817); Петр Иванов († 1830); Василий Петров Перов († 1839); Иоанн Коченовский, переведенный в 1848 г. в больницу всех Скорбящих, на Петергофской дороге; Андрей Вашневский († 1854); Матфей Аннинский, переведенный в 1854 г. в Бытреевский погост; Павел Рябинин († 1861); Матвей Смирнов – в последнее время. После о. Матфея поступил служащий ныне Захария Алексеев Земляницкий.

До штатов причт содержался платою за требы и ругою. Руга, по 2 четверика с женатого, собиралась осенью. По штатам причт отнесен к 3 разряду. С уничтожением руги, в 1853 году, содержание причта сделалось крайне недостаточным, так как доход от земли не мог равняться руге. Из 45 десятин церковной земли, 25 десятин, по берегу Чудского озера, представляет неудобную для обработки песчаную местность. Из остальных 20 десятин часть занята церковью, кладбищем и усадьбами; остальное – пашнею, сенокосами и огородами. Земля эта окружает церковь с севера и юга; одно пахатное поле лежит за сельцом Доможиркой и хотя недалеко от погоста, но, находясь за глазами хозяев, часто подвергается потравам.

Жалованья причт получает 343 руб. Дохода за требы около 600 р.

В принадлежащем церкви деревянном доме, живет просвирня. Причт помещается в своих домах.

Церковного капитала 400 р.

Границы прихода: Чудское озеро и приходы Скамейский, Каменный и Павловский. Из деревень ближайшие к погосту (1–2 верст) суть: Доможирка, Мяковщина, Богдановщина и Лядины; более отдаленные (от 7 до 9 верст): Мошкиио, Молъяковщина, Сикково, Вяжищи, Козловщина, Мельговщина, Хитово, 3аханье, и Сиповщина. Остальные деревни: Орел, Куземкино, Рябинкино, Веретии и Кишкино. Всех прихожан по клиро- вым ведомостям 1883 г. м. п. 1066, ж. п. 1224.

Крестьяне занимаются земледелием и рыбной ловлей.

Число грамотных увеличилось с открытием школы в 1856 году. Она помещалась в доме вдовы священника Марии Рябининой и обучали в ней священник и вдова Рябинина. Ныне – две школы. Одна при церкви, другая – в Вяжищах. В первой учит Рябинина, во второй воспитанник воспитательного дома. В обеих школах учится до 90 человек; учащиеся участвуют в церковном чтении и пении.

Прихожане усердно посещают церковь; но многие по отдаленности охотнее отправляются в село Скамью, где, кроме церкви, есть лавки и производится, по праздникам, торговля. В обыкновенные праздники бывает в церкви до 300 человек, а в большие до 600 и более. В пятницу, пред 24 июня, в погосте бывает 2-х дневная ярмарка.

Кладбищ, кроме общего, при погосте, два: одно в Козловщине, другое – в Орле. На обоих кладбищах есть каменные, вросшие в землю кресты, без надписей. Кресты эти, по мнению народа, стоят над могилами воинов, убитых в сражении. Впрочем, старожилы помнят, что здесь хоронили и крестьян.

Часовни существуют во имя Великомученика Георгия – в Богдановщине и Вяжище; Св. Троицы – в Орле, Параскевы – в Куземкине, Илии – в Симонове, Успения – в Веретии, Воздвижения – в Сиккове, Михаила – в Мелговщине.

Попечительство существует с 1872 г. Сборы его незначительны.

В 5-ти верстах отсюда, в верховьях Наровы, у Чудского озера, есть каменная церковь во имя св. Николая, построенная мастером Андреем Евфимиевым и освященная в 1882 году.

Церковь Прибужского погоста

Погост «Прибужа» или Прибуж находится в 25 верстах от Гдова, в 220 верстах от Петербурга, в 1-й версте от Плюсы, при озере «Прибужи», на большой дороге из Луги в Гдов, в местности гористой и живописной. Об этом погосте в писцовых книгах 1628 г. читаем: „Погост Прибуж на реке на Плюсе, а на том погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего И. Хр. деревянная клецки (?)26, а в церкви образа, и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение мирское приходских людей, да на погосте – двор попа Якова Мартынова, двор дьяка Пимена Семенова, во дворе пономарь грешна Семен, во дворе проскурница Марьеца Ильина, пашни церковной четверти в поле, а в двух (?) по тому же; сена двадцать копен; состоит та земля не положена, а дали тое землю и сенные покосы крестьяне Прибужского погоста из своих деревень после писцов; да на погосте было место дворовое Гостиное, и то место отдано до государева указу попу с соборяны под огород». В 1753 году, июня 28, копорского полка полковник Стефанов, сын Хвостов, в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения, в погосте Прибуже, весьма древнею, построенною родителем его, просит дозволения построить каменную церковь. Брат Ивана Хвостова, Семен, построил новую каменную церковь, существующую доныне. Надпись на деревянном кресте, сохранившемся доныне, свидетельствует, что церковь освящена „при Елизавете Петровне, при Стефане, архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук, 1755 года, октября 7 дня, индикта 3-го, Череменецкого монастыря игуменом Иоилем». А почему храм с 1753 по 1755 год не был освящен, на это есть ответ в том же деле. Стефан, управлявший епархиею новгородскою, к которой принадлежал Прибуж, не хотел освятить храма на том основании, что причт прибужский не имел на церковную землю выписи из писцовых книг. Дело это было при священнике Андрее Щелкалове.

Кроме этой церкви, здесь, по свидетельству очевидцев, была еще помещичья церковь св. Троицы, каменная, стоявшая на месте нынешней колокольни. Она была построена помещиком Иваном Стефановым Хвостовым в начале нынешнего столетия. Но судьба церкви была несчастна. Сильный ветер сорвал главный купол с нее, а преемники Хвостова, или по нерадению, или по недостатку средств, не восстановляли ее; в 1821 году она сгорела от неосторожности жены священника Иоанна Игнатьева; вместе с церковью, обгорели домы священника и дьячка и колокольня.

Настоящий храм однопрестольный, во имя Преображения Господня. Антиминс его освящен митр. Гавриилом в 1778 г. В 1861 г. храм сделан теплым, на средства кн. Салтыкова, но, вследствие сырости, печи выломаны.

В церкви замечательна икона Преображения, бывшая, как видно по надписи на ней, когда-то местною в иконостасе. Но так как величина иконы не соответствует размерам мест нынешнего иконостаса, то она, вероятно, взята из иконостаса прежней деревянной церкви и, следовательно, принадлежит к прошлому веку, или к началу нынешнего. Иконостас поновлен иконописцем Выскатской волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса имеют характер древности. Из сосудов замечателен оловянный „Сіон“; из богослужебных книг – Октоих 1694 года, Евангелие 1693 года и Апостол 1775 г., изданные в Москве.

Из документов церковных замечательны: 1) исковое дело копорского полка полковника Ивана Стефанова, сына Хвостова, о даровании прибужскому причту выписи из писцовых книг, сохранившееся в половину; 2) межевые книги и план на пашню и сенные покосы, межевания землемера секунд-майора Матвея Копьева 1783 года; 3) план и фасад на бывшую Троицкую церковь, составленный гдовским уездным землемером Ильею Ивановым; 4) план и фасад нынешнего храма, составленный в 1860 г. архитектором Лоренцом.

Причт до 1754 г. состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни; потом учрежден диакон; первым диаконом был Илья Иванов, сын свящ. Ивана Григорьева; потом служил Андрей Анисимов, рукоположенный митрополитом Серафимом 1822 года, августа 9 дня. Из священников известны: Яков Мартынов (1628 г.) и Андрей Щелкалов (1753 г.), Амос (1768 г.), Иоанн Данилов (1780 г.); в метрической книге 1783 г. указан Иоанн Григорьев; место его занял сын его Игнатий Иоаннов, бывший учителем в Новгородском духовном училище и носивший, в светском звании, шпагу „за усердие”. В 1830 г. он был, за старостью лет, уволен и чрез 5 лет умер в Рудницком погосте; его заменил окончивший курс в Петербургской духовной семинарии Петр Андреев, рукоположенный епископом Никанором 1831 г., июня 11 дня. При нем разрушена Троицкая церковь и из остатков ее выстроена колокольня. По переводе Андреева, чрез 5 лет, в Таицы, поступил сюда Василий Иоаннов Кедров, умерший 1858 года, ноября 10 дня. При нем уничтожена диаконская вакансия, церковь отнесена к 4-му классу, храм огражден оградою, поновлен иконостас и в погосте заведена школа. По смерти его, занял Иоанн Григорьев Добронравин, служащий доныне.

Причт сперва содержался ругою и доходами за требы. Осенью с каждого женатого собиралось по четверику хлеба. С 1843 г. положено священнику 180 руб., дьячку – 70 руб., пономарю – 60 р. и просвирне – 30 р. Дохода получалось до 200 р. на причт. Ныне священник получает 220 р., дьячок – 70 р., пономарь – 60 р., просвирня – 30 р. За требы получается до 600 руб. и от земли до 600 р.

Всей земли 45 дес. и 1,231 саж. Из них 21 десятина и 2,071 кв. саж. пашенной и сенокосной земли. Она находится у погоста. В полуторых верстах от погоста, на другой стороне реки Плюсы, находится сенокос из 24 десятин 534 квад. саж.

Священник живет в церковном доме; прочие члены причта – в собственных домах.

Соседние приходы: Щепецкий, Крапивенский, Мишиногорский, Дубягский и Низовский. Из деревень его ближайшие к погосту (от 1-й – 4-х верст) суть: Прибуж, Афанасьев конец, Новотроицкое или Выползово, Афанасово, Черемско, Яктушино, Гнилище, мыза Чернево, Горяхо и Подложье; более отдаленные (от 10-ти до 12-ти верст): Малое Скородно, Ямно, Дубровы, Горончарово, Брод, Дуброва и Верховье; остальные деревни (от 5-ти до 9-ти верст): Озерево, Озерцы, Слутна, Заозеръе, Большое Скородно, Захонье, Тербелево, Гверостно, Подгорище, Подсосенье и Славотино.

Крестьян муж. пола 1147, жен. Пола – 1,262.

Из пустошей замечательны следующие: у деревни Захонье есть местность „Елпатьевский выселок“, на который в 1855 г. выселены из деревни Тербелева крестьяне помещика Елпатьевского. На пустоши Бакло была, по преданию, когда-то церковь. Подле пустоши Задние Дубровы также указывают церковь и при ней кладбище; близ пустоши «Одворки» есть каменный, особенно уважаемый прихожанами крест и иногда находят шейные кресты, жерновные камн и др. принадлежности хозяйства. Деревня Верховье стоит на развалинах прежнего господского дома. Тут также указывают церковь.

В приходе находятся озера: Прибужское, Гороховина, Ельменовское, Нежицкое, Тушинское, Озеревское, Озерецкое и Заозерецкое; реки: Плюса, Мошковка, Стягла, Старица и др. Из лесов больше других по своим размерам считаются участки: Черенско и У глище.

Крестьяне занимаются, кроме хлебопашества, извозом, продажею рыбы, овса, возят камни, дрова и проч.

Грамотных до 100 человек. Школы в приходе следующие: 1) в Прибуже, основанная священником Добронравиным и помещиком кн. Салтыковым; в ней учится до 40 человек; 2) в Озереве школа устроена крестьянами; в ней учит отставной солдат. Летом дети не учатся, а иногда повторяют уроки у священника. Об успехах школы особенно заботится помещик Салтыков. Он дарит лучшим ученикам книжки, материю на рубашки и т. п. Министерской или земской школы еще нет, но школы по деревням имеют значительный успех.

Церковь посещается прихожанами исправно, кроме рабочей поры и времени весенних разливов. В неудобное время в церкви бывает от 75 до 100 человек; в удобное – до 300 человек. Зимой бывает меньше, из-за холодов и работ на стороне. Сельские праздники суть следующие: Покрову празднуют в Горончарове; Казанской Божией Матери (22 окт.) – в Горке, Подложье, ІІодсосеньи, Тербелеве, Захонье и Броде; св. Димитрию Солунскому – в Заозерье, Яктушине и Афанасьеве; св. Анастасии (29 окт.) – в Прибуже и Гнилище; Арх. Михаилу (8 ноября) – в Озерове и Озерцах; св. Николаю – в Славотине, Малом и Большом Скородне, Ямне, Дуброве и Дубровах. В праздник «Обновления Царяграда» многие не работают, из опасения града или других несчастий; в день Флора и Лавра кормят лошадей пирогами, которые начинены хлебными колосьями; в этот день не работают на лошадях. В Ильинскую пятницу также не работают на лошадях, а или работают на огородах, косят сено, или ходят в лес.

Из обычаев при родинах и крестинах заметим следующие: роженицу соседи потчуют пирогами; при крестинах бывает толпа ребят и их дарят пирогом, чтобы они не обижали новорожденного и не толкали его в «стрекиву» (крапиву); воду должен принести кум непременно руками, а не на коромысле, иначе младенец будет горбатым; после погружения младенца, бабка моет в воде рожок; ризки, после крещения, полощут на воде или, по крайней мере, встряхнут на ветер; когда, после крестин, бывает угощение, то хозяин, поднесши священнику рюмку с вином, тотчас выпивает ее сам, а священнику подает уже вторую рюмку; в конце обеда бабка дарит кума, куму и всех присутствующих, за что получает деньги.

При свадьбах есть следующие особенности: накануне свадьбы баню должна истопить непременно женщина или девушка – не сиротка; при входе невесты в баню, дружка кнутом окрещивает косяки и перекладины, во избежание порчи; после бани молодую проводят в дом и здесь все, начиная с отца, обязаны чесать ей голову гребнем, воткнутым в волоса невесты; каждый, чешущий молодую, дает ей подарок; приезд жениха сопровождается обычными подарками; жених выкупает подарками каждую ступеньку крыльца; когда жених войдет в избу, невесту прячут за занавеску, вместо нее за стол садится дружка и происходит „выкуп” невесты. Потом начинается угощение, в конце которого мать невесты ставит на стол яичницу. Жених выкупает ее деньгами и, отведав яичницы, отдает ее доедать поезжанам. Во время пира после венца молодая сидит под покрывалом; после обеда дружка снимает покрывало кнутом и молодую приветствуют шумом, криком, топотом и пp. На другой день после венца молодые ходят по деревне и зовут всех «на блины», кланяясь всем до земли. При последнем блине делаются подарки. Потом молодые идут на колодец и, среди толпы гостей, вместе несут ведро с водой, а ребятишки бросают в них снегом, или землей, побуждая идти скорее. Принесенную воду молодые вливают в квашню.

В великий четверг втыкают в стены домов пучки вересу или можжевельнику, для предохранения от болезней; в великий четверток солонку с солью ставят в то лукошко, в котором устанавливаются иконы, принесенные из церкви во время пасхального сдавленья; в день выгона скота скачут через освященную вербу, чтобы также прыгали молодые телята; в день Вознесения делают на столе лестницу из блинов, во образ той лестницы, по которой Господь восшел на небо; в прощеный день зажигают старые сапоги и другие вещи, напитанные дегтем, чтобы запахом этим отогнать нечистую силу и проч.

В приходе есть три старых кладбища: одно находится у деревни Тербелево, на пустоши Задние Дубровы, другое – при пустоши Верховье, третье – у самого погоста в бору; здесь находили в головах покойников глиняные горшки. Упомянем еще об обломке надгробной плиты, найденном при разрытии фундамента старой бани. На обломке было изображение трех шлемов и над ними – распростертая рука с мечем. К древностям можно отнести паникадило о 15-ти шандалах, с двуглавым орлом наверху.

Попечительство существует. Председатель его – князь Салтыков. За последний 1855 год в попечительстве состояло денег 233 р. 79 к.

Второй благочинный округ 27 С. 172-226.

Церковь в погосте Рудном

Погост Рудный находится у речки Рудной в 190 верстах от Петербурга, в 50-ти от Нарвы и в 40 – от Гдова. В одном старом Синодике он назван „Погост на Рудной”. Чрез погост проходит проселочная дорога из Лугского уезда в Нарву. Подле церкви – кладбище; другое кладбище, новое, находится за речкой, на пригорке.

Древнейший здешний храм, как видно из Синодика, существовал в 1696 г. Он был деревянный и построен крестьянами и помещиками, каковы напр. Богдан Иоанович Коновницын, Тихон Атенев, Акилина Васильева и пр. В 1793 г. храм сгорел и от него сохранился только колокол. После пожара построена нынешняя церковь, одна из древнейших в Гдовском уезде. По народному преданию, когда проходила „Литва“, то Господь ослепил ей очи и она прошла по полю, мимо погоста.

Храм в Рудне, во имя Великомученика Георгия, холодный, с теплым приделом Рождества Предтечи. Высота храма, с колокольнею 14 саж., ширина 6 саж. Снаружи храм обшит тесом, выкрашен желтой краской; внутри обтянут холстом и выкрашен светлоголубой краской. Антиминс главного престола освящен митр. Исидором 1865 г., сентября 19; в приделе освящен митр. Антонием 1844 г., мая 28 дня. За иконостас главного престола отдано художнику Чернышеву 800 р. с. Он в четыре яруса. Иконостас придела, старый, в 2 яруса.

Из предметов утвари замечателен старый чугунный колокол, ныне не употребляемый. На нем надпись: Sol. Deo gloria anno 1681. Из кних замечателен Синодик, писанный в 7204 году от сотворения мира и принадлежавший псковскому помещику Богдану Иоанновичу Коновницыну. На нем, между прочим, читаем: „Сия книга спасенная суть (?) и душеполезна, в ней же написашася хотящий своим душам спасения... страшный великий день грозного трепетного и Христова суда... и сими книгами избавися муки вечные и причтися в лике избранных угождших Христу, потрудившихся царства ради небесного и своего ради спасения, его же ради восприяша венцы нетленные и царствию небесному наследницы быша. Иже кто имеет род, или сердоболя, или чада, да тем оставят память творити по себе... Се же пишем вам, пастырем стада Христова, рекше игуменом и учителем. Иже кто от них паствы вашею нищетою духовною живя, и представися от жития сего и глаголете, яко не дал ухлада, не пишем его в синодик, то уже несть пастыри, но наемницы и мздоимцы, како дерзнете рещи пред Богом во страшной день: се аз и дети мои“. Далее в Синодике помещены: 1) Притча Макария Александрийского о поминовении в 3, 9 и 40-й день; 2) указ, како подобает пети „парастас», т. е. панихиду. Здесь на вел. ектении говорится: о великом короли нашем N и благочестивых Государях, князех и панех наших, и о всей палате; 3) порядок всенощного бдения, бываемого о умерших; 4) чин благословений икон Богородицы и разных святых.

При церкви хранятся: планы и межевые книги 1836 года, метрические с 1804 г.

Причт сперва состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1818 году, по просьбе старого священника Афанасия Иоаннова, в помощь ему, посвящен во священника родственник его, Иоанн Саввин, местный диакон. Так как в это время помещик Зубатов подарил церкви пустошь в 185 десятин, то была возможность увеличить причт. Из прежних священников известны: Иоанн Васильев, умерший в 1809 г., 70 лет от роду; Савва Иоаннов, сын его, посвященный из диаконов и умерший в 1816 году; Афанасий Иоаннов, зять предшественника, также из диаконов; Иоанн Саввин, служивший сперва с о. Афанасием, потом переведенный в погост Сижно; Александр Иоаннов Сретенский, зять о. Афанасия † 1867 г.; Стефан Павлов, посвященный вместо Иоанна Саввина; Михаил Вифанский, из диаконов Песейской церкви; Евфимий Иоаннов Положенский, зять Сретенского. В настоящее время старшим священником служит о. Михаил Вифанский, а вторым Алексей Иоаннов Солнцев.

До штатов, причт содержался доходами и осеньчиной, состоявшей из четверика ржи с дома. С 1843 г. причт отнесен ко 2-му классу и стал получать жалованье за вычетом 132 р. с. за подаренную пустошь, в размере 528 р. с. Из этой суммы священники получали по 160 р. с. в год, диакон – 80 р., дьячек – 56 р. с., пономарь – 48 р. и просвирня – 24 р.; с 1878 г. настоятель получает 200 р. Помощникъ его – 120 р., псаломщики – по 70, а просвирня – 24 р. Капитал в пользу причта состоит из 200 р. Церковного доходу на долю священника приходится до 250 руб. в год. На долю всего причта до 900 руб. сер.

Земли церковной 24 десятины и 2,009 саж. Из них – пахатной земли 12 дес. 2,381 саж.; кустарника 140 саж.; покосу 8 дес. 1745 саж.; под церковью и кладбищем 1,800 саж.; под дорогами и речками 1,633 саж. Пустошь, подаренная Зубатовым, находится в Тигонце, в 10 верстах от церкви. Она отдается в аренду за 37 р. в год; но за нее жалованье уменьшено на 132 р.

Причт помещается в домах, перешедших от предков.

Церковь Рудного погоста, до 1589 года, была вотчиною Гдовского Николаевского монастыря, приписанного к Псковскому Троицкому собору. Причт ее, наравне с прихожанами, платил подати и повинности.

Епископ псковский Геннадий выпросил у Феодора Иоанновича тарханную грамоту, по которой светским властям запрещалось вмешиваться в дела церковные. Грамота сия сгорела в Троицком соборе, и в 1616 году, по просьбе архиепископа псковского Иоакима, выдана новая.

Соседние приходы: Выскатский, Сиженский и Веинский. В нем 5 усадеб и 33 деревни. Они разделены на две части по священникам.

К первой части принадлежат деревни: Завражье – с часовнею пр. Илии; Гверездно – с часовнею св. Анастасии; Лычно, Луг, Новосельско, Кислино – с часовнею Великомученика Георгия, построенною около 1743 года, в память скотского падежа; Ждоваи – с часовнею Георгия; Засторонье – с часовнею св. Николая; Воронино – с ветхою часовнею; Великое Село, Наволок – с часовнею св. Николая; Климотино – с часовнею Покрова; Малышева Гора – с часовнею Покрова; Косыгин Лог – с часовнею Покрова; мыза Завастье, прежде князя Дондукова-Корсакова, а потом – Коновницына. Тут была прежде церковь разоренная Литвою; часовня, бывшая на месте церкви, перенесена в 1830 году в Косыгин Лог и наконец – деревня Пустынька.

Во второй части прихода находятся деревни: Дубок, Филатово, Гусева Гора, Лог, Новая Нива, Рудно (прежде наз. Новокупровщина). Крестьяне деревни Рудно отличаются способностью к мастерствам, чинят музыкальные инструменты, часы: между ними есть мастера самоучки, изобретатели моделей. Но за то нравственность этих крестьян не особенно высока: они не чужды плутовства, пьянства и привычки красть чужое. Остальные деревни: Рожки, Новинка, Плавнино, Мельница, Гояншина, Пентелейково, Пищалкино, Заберезье, Зиборошна, Кушела, Ребельско, Ухово, Родина и Рыжиково. При двух последних деревнях есть часовни во имя св. Николая. Всех прихожан м. п. 1,756 душ, женского 1886.

В приходе есть озера: Рыжиковское, Кушельское и Завастинское; реки Руя и Руденка.

В приходе есть Финны.

Прихожане торгуют рыбою, обделывают кожу, делают горшки, изразцы и кирпичи; иные курят вино.

Школ в приходе три. Одна в Рудне и две в 7-ми вер. от погоста. В них учится 150 детей обоего пола.

Школами заведует Волостное правление; священник учит Закону Божию.

В воскресные дни в церкви бывает не более 100 чел. Многие в праздничный день делают несколько поклонов в деревенской часовне. Из праздников особенно уважаются дни Пророка Илии, Ильинской Пятницы и 9-й Пятницы по Пасхе. Крестные ходы бывают: 24 июня в Кушелу, 26 и 29 июня в Косыгин Лог, Климотино и Засторопье – в память падежа скота; 30 августа в Завражье – в память 4 апреля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.089 с.)