Тема. Анатомия органов дыхания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Анатомия органов дыхания.



Тема. Анатомия органов дыхания.

Вопрос №1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

 Спланхнология – учение о внутренностях.

Внутренности – это органы, в большинстве своем расположенные внутри полостей тела человека. В настоящее время к внутренностям относят 3 системы органов, называемые также аппаратами, - пищеварительную, дыхательную и мочеполовую.

Паренхиматозные органы в большинстве своем представляют большие железы.

Полые органы - это внутренние органы тела, имеющие вид полости или трубки большего или меньшего диаметра, отграниченной от соседних структур стенками.

Вопрос №2. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы в разные возрастные периоды.

Органы дыхания у ребенка в анатомическом и функциональном отношениях несовершенны. Нос относительно мал, короток. Носовые ходы узкие, нижний почти отсутствует, вследствие этого воздух плохо согревается. Слизистая оболочка носа нежная, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. Малейшее ее набухание очень затрудняет дыхание и сосание. Часто наблюдающийся ринит у грудного ребенка нередко сочетается с фарингитом; процесс локализуется иногда и з гортани, трахее и бронхах. Придаточные полости носа развиты слабо, но, несмотря на это, в самом раннем возрасте возможны синуситы, которые могут способствовать развитию пневмоний. Глотка у детей раннего возраста относительно коротка и узка. Гортань мала. Ложные голосовые связки богаты кровеносными сосудами, легко набухают, что является причиной ложного крупа. Просвет трахеи узок. Слизистая оболочка богата сосудами. Бифуркация трахеи у новорожденных соответствует уровню II-III грудных позвонков, у детей до 5 лет— III-IV, и у 12-летних — V позвонку. Трахея делится на 2 главных бронха – правый и левый. Бронхи у детей раннего возраста тоже узки и слизистая оболочка их богата сосудами, в связи с чем воспалительные процессы наступают легко, а просвет бронхов значительно суживается. Это способствует развитию ателектазов. К моменту рождения развитие бронхов не закончено. В постнатальном периоде происходит дальнейший рост бронхиального дерева и дифференцировка стенок бронхов. Альвеолы маленьких детей бедны эластической тканью, что объясняет склонность к ателектазам, а также к развитию эмфиземы. Альвеолярный эпителий не дифференцирован, вследствие чего газообмен несовершенен. Вес легких к 6 месяцам удваивается, к году — утраивается, а к 12 годам увеличивается в 10 раз. Процессы роста и дифференцировки функциональных элементов легкого заканчиваются к 7 годам. Плевра у новорожденных очень тонкая. Форма грудной клетки отличается тупым эпигастральным углом, ребра располагаются почта перпендикулярно позвоночнику. Грудная клетка находится постоянно как бы в состоянии вдоха. С возрастом грудная клетка из инспираторного положения постепенно переходит в экспираторное. Диафрагма у детей стоит высоко, что ограничивает возможности вентиляции легких. Основной физиологической функцией органов дыхания является снабжение организма кислородом. Эта функция осуществляется в содружестве с другими органами благодаря акту дыхания. Регуляция дыхания осуществляется рефлекторно через дыхательный центр.

Вопрос №3. Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, функции дыхательных путей.

 Верхние дыхательные пути: полость носа, носоглотка, гортань.

Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, легкие. Основная задача дыхательных путей: контакт легких с внешней средой.

Вопрос №10. Лабораторные методы исследования: исследование мазков – отпечатков, бактериальных посевов, секрета носа, ротовой полости, мазков глотки, мокроты. Значение в диагностике заболеваний и организации лечебных и профилактических мероприятий.

Цитологическое исследование мазков - отпечатков со слизистой оболочки полости носа - мазки берутся ватным тупфером, смоченным в стерильном подогретом физиологическом растворе, на уровне нижних носовых раковин. Вращательными движениями без надавливания мазки наносятся на обезжиренные стекла. Цитологическое исследование мазков-отпечатков мокроты, эндоскопического материала. Метод бактериального посева – используют для выявления возбудителей, проводят на плотные питательные среды (для получения изолированных колоний и определения чистоты культуры). Если в исследуемом материале содержание микроорганизмов незначительное, то посев проводят на жидкие среды обогащения. Материалом для посева могут быть различные выделения человека. Диагностическое значение лабораторных исследований состоит в распознавании болезни, которое возможно только в результате использования современных, информативных, весьма чувствительных лабораторных методов. Первые клинические признаки болезни, как правило, неспецифичны и позволяют думать о нескольких заболеваниях, а с помощью лабораторных методов можно дифференцировать похожие в клиническом отношении процессы. На этом этапе очень важны знание клинико-диагностического значения различных лабораторных показателей, правильный подбор лабораторных тестов и трактовка результатов, тесный контакт клинициста и врача-лаборанта. Этот улучшает диагностику, способствует выбору наиболее правильного лечения, а его отсутствие приводит к необоснованному назначению анализов, дублированию, неэффективной работе клинико - диагностической лаборатории. Лабораторные методы позволяют оценить эффективность лечения. На этом этапе важно определения тех лабораторных показателей, по которым можно проследить динамику изменений в процессе лечения, причём таких, на которые не влияют лекарственные препараты, назначаемые врачом. Показано, что результаты лабораторных исследований должны использоваться и как показатели выздоровления.

Вопрос №11. Инструментальные методы исследования: бронхоскопия, рентгенография, ларингоскопия, риноскопия. Значение в диагностике и лечении заболеваний, значение при оказании простых медицинских услуг.

Бронхоскопия – метод осмотра трахей и бронхов, оценки их слизистых оболочек с помощью оптического прибора: бронхоскопа. Изображение сразу же передается на экран. Бронхоскопию назначают при кашле, затруднении дыхания, кровянистых или гнойных выделениях в мокроте. Противопоказания: гипертония, аритмия, ишемическая болезнь сердца. Процедуру рекомендуется проводить утром натощак. Процедура болезненна, поэтому врач может предложить обезболивание. Рентгенография – метод, схожий с рентгеноскопией. Отличие состоит в том, что изображение органов дыхания проецируется на пленку. Заключение может быть составлено, как только появятся снимки. В зависимости от клиники на его составление уходит от 30-40 минут до 2 дней. Ларингоскопия – метод исследования голосовых связок и гортани. Осмотр производится либо с помощью зеркала (непрямая ларингоскопия), либо с помощью ларингоскопа (прямая ларингоскопия). Помогает определить причины охриплости голоса, болей в горле, обнаружить повреждения гортани. Риноскопия - метод исследования полости носа с помощью носовых зеркал (носовых расширителей) и носоглоточного зеркала. При проведении инструментальных методов исследования можно получить визуальную картину исследуемого органа, а также получить для исследования секрет, кусочек ткани. Исследования используют также для диагностирования опухолей, определения инородных тел в дыхательных путях.

 


 

Вопрос №7. Легкие – внешнее строение, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Особенности строения легких в разные возрастные периоды жизни человека.

В легком различают 2 части: - нижнюю расширенную часть – основание, - верхнюю суженную часть - верхушку. Основание легкого обращено к диафрагме, а верхушка выступает в область шеи на 2-3 см выше ключицы. На легком различают 3 поверхности: - реберную, - диафрагмальную, -медиальную. На медиастинальной поверхности левого легкого имеется сердечное вдавление, а на его переднем крае - сердечная вырезка. Различают 2 края: - передний, - нижний. На медиальной поверхности легкого имеется углубление – ворота легкого. Через ворота легкого проходят: - главный бронх, - легочная артерия, - две легочные вены, - нервы, - лимфатические сосуды, - бронхиальные артерии (ветви) - вены. Все эти образования у ворот легкого объединены соединительной тканью в общий пучок, называемый корнем легкого. Легкое состоит: - из долей (правое – 3 доли, левое – 2 доли), - доли подразделяются на бронхолегочные сегменты, - сегменты состоят из долек (небол. частей легоч. сегментов), - долька - из ацинусов. Ацинусы (гроздь) являются функционально-анатомическими единицами легкого, которые осуществляют основную функцию легких - газообмен. Состоят из альвеол. Альвеолы легкого представляют собой выпячивания в форме полушария диаметром до 0, 25 мм. Легкие - выполняют 2 основные функции - дыхательную (обмен газов между организмом и внешней средой) и недыхательную: 1. удаление углекислого газа в виде

паров; 2. регуляция обмена воды в организме (с поверхности легких постоянно происходят испарение жидкости и отдача тепла); 3. депонирование крови; 4. участие в метаболизме жиров (липиды являются составной частью сурфактанта, препятствующего смыканию альвеол); 5. защита организма от вредных микроорганизмов путем выделения слизи; 6. синтез факторов свертывания крови и компонентов плазминогенной системы; 7. образование биологически активных веществ и гормонов; 8. инактивация различных веществ. Альвеолы - увеличивают площадь дыхательной поверхности, осуществляют газообмен между кровью и легкими. Остеохондроз грудной клетки ограничивает ее экскурсию. Масса легких не уменьшается, но уменьшение числа эластических волокон снижает растяжимость и упругость легочной ткани. Скопление слизи в бронхах и ухудшение ее выведения увеличивает сопротивление дыхательных путей потоку воздуха. Альвеолы расширяются, часть перегородок между ними исчезает. Перечисленные изменения уменьшают вентиляцию альвеол и жизненную емкость легких. Функциональная остаточная емкость легких и объем мертвого пространства увеличиваются. Снижается число легочных капилляров. Это проявляется учащением дыхания в покое, снижением максимального минутного объема дыхания при физических нагрузках и, соответственно, величины переносимых нагрузок. Сурфактант - поверхностноактивное вещество. Легочный сурфактант секретируемый пневмоцитами II типа, представляет собой сложную смесь различных со единений (включая фосфолипиды, белки и полисахариды). Сурфактант препятствует спадению альвеол благодаря поддержанию поверхностного натяжения альвеолы. При отсутствии сурфактанта может развиться ателектаз. Легкие. С возрастом масса легких изменяется: у новорожденного — 50 а, у годовалого ребенка — 150 г, у 12-летнего — 560 г, а у взрослого — 1 кг. Относительная масса легких уменьшается во все возрастные периоды. Объем легких значительно увеличивается в первый год жизни. У 2-3-недельного ребенка легкие занимают 2/3 объёма грудной клетки. Рост легких осуществляется за счет ветвления мелких бронхов, образования альвеол и увеличения их объема: у новорожденных размер альвеол в 2 раза меньше, чем у детей 12 лет, и в 3 раза, чем у взрослых. Процесс дифференциации легких заканчивается к 7 годам. У взрослого человека альвеола представляет собой шар с поверхностью 0,126 мм и внутренним объемом 4,14 мл. У плода в спавшихся легких альвеолы имеют кругловатую или овальную форму, в легких ребенка, наполненных воздухом, они многогранной формы вследствие производимого на них давления. В процессе развития легочного альвеолярного эпителия к моменту рождения у плода образуется сурфактант — вещество, стабилизирующее силу поверхностного натяжения легких. Оно продуцируется крупными клетками альвеолярного эпителия — гранулярными пневмоцитами. Если сурфактант не образуется, то легкие новорожденного не расправляются. Различные отделы легких развиваются неодинаково. У новорожденного верхняя и средняя доли правого легкого почти одинакового размера, нижняя больше их. До 3 месяцев верхняя доля развивается медленнее других, в дальнейшем — одинаково с ними. Ко второму году жизни ребенка отдельные доли правого и левого легких приобретают те же размеры по отношению к друг другу, как и у взрослых. Неравномерно меняется масса легких: от момента рождения до 3 месяцев жизни привое легкое тяжелее левого. Соответственно, и объем правого легкого больше. К году объем легких ребенка равен 250-280 мл. К 16 годам он увеличивается в 20 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Образование новых разветвлений альвеолярных ходов заканчивается к 7 – 9 годам, легочных альвеол – к 12 – 15 годам. К этому же времени размеры альвеол увеличиваются вдвое. Формирование легочной паренхимы завершается к 15 – 25 годам. В период от 25 до 40 лет строение легочного ацинуса практически не меняется. Плевра новорожденного ребенка содержит много клеточных элементов и мало эластических и соединительнотканных волокон вплоть до 2-2,5 лет. Строение плевры ребенка приближается к строению взрослого к 7 годам.

Вопрос №14. Понятие о пальпации грудной клетки, перкуссии и аускультации легких. Определение экскурсии грудной клетки при дыхании (измерение окружности грудной клетки на вдохе, на выдохе). Особенности в различные возрастные периоды. Значение в диагностике, лечении, выполнении простых медицинских услуг, организации профилактических мероприятий.

 Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, а у девушек под молочными железами. Разница величии окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя приведена ниже. Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более -высоким. Экскурсия грудной клетки = Окружность грудной клетки на вдохе -Окружность грудной клетки на выдохе Измерение окружности грудной клетки у грудных детей проводят в положении лежа, у старших детей – стоя. Ребенок должен находится в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты должно находится в левой руке со стороны подмышки, сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы соска.

тема. Анатомия органов дыхания.

Вопрос №1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

 Спланхнология – учение о внутренностях.

Внутренности – это органы, в большинстве своем расположенные внутри полостей тела человека. В настоящее время к внутренностям относят 3 системы органов, называемые также аппаратами, - пищеварительную, дыхательную и мочеполовую.

Паренхиматозные органы в большинстве своем представляют большие железы.

Полые органы - это внутренние органы тела, имеющие вид полости или трубки большего или меньшего диаметра, отграниченной от соседних структур стенками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.190.58 (0.013 с.)