Киселёв, А. А. Чудотворные иконы Божией Матери в Русской истории / А. А. Киселёв ; сост. , вступ. Ст. , примеч. В. А. Чалмаева. – москва : русская книга, 1992. – С. 53–56. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киселёв, А. А. Чудотворные иконы Божией Матери в Русской истории / А. А. Киселёв ; сост. , вступ. Ст. , примеч. В. А. Чалмаева. – москва : русская книга, 1992. – С. 53–56.



 

 

 

 

«Культура древней Руси сосредоточена главным образом в монастырях, лесах, на берегах пустынных рек и озёр, на островах, вдали от городов…», - слова академика Д. С. Лихачёв.

 

 

5

Каждая церковь - средоточие духовных ценностей, произведений живописи, прикладного искусства. Это и архив, где сберегались важные записи, которых так недостаёт сегодня историкам. Это и библиотека, и хранилище драгоценностей, реликвий.

    Монахи, монастыри – от греческих слов «один», «Одинокий», «уединённое жилище». Монастыри возникли на Руси с принятием христианства.

Церкви и храмы всегда хранили и хранят дух христианства, православия, его культуру и историю.

Одна из первых церквей в Киеве (столице Древнерусского государства) - Десятинная, построенная ещё при князе Владимире – крестителе Земли Русской, была посвящена Богородице.

Храмы…. Исследователи образно называли их «глубинной книгой эпохи». Каждый храм был не только местом молений, обрядов, где отмечались события, вехи в жизни людей, великих и простых, когда они рождались, венчались, прощались с родными.

 

Т. С. Ерёмина

Мир русских икон и монастырей: история, предания

 

В книге повествуется об истории русских монастыре, об их основателях и святых, о важнейших иконах, почитаемых в России. Автор основывается на летописных источниках. житийной литературе, древних преданиях. Отдельный раздел книги посвящён иконографии, знание которой научит правильно «читать» иконы, проникать в их глубокий смысл.

 В разделе «Предания о русских иконах» - Казанская икона Божьей Матери.

Ерёмина, Т. С. Мир русских икон и монастырей: история, предания / Т. С. Ерёмина. – Москва: МАИК «Наука», 1997. – С. 354–361, 505.

6

Великая сила молитвы

В этой книге – духовная мудрость, изложенная по учению святых отцов и учителей Церкви, - истинный духовный лечебник, созвучный сегодняшнему дню. Много веков святые молитвы укрепляют православных христиан, служат путеводной нитью каждому сердцу, ищущему Бога.

И эта книга станет помощником в житейских бурях и духовных стремлениях

Один из разделов - Икона Божией Матери «Казанская».

 

Великая сила молитвы / сост. Марина Лукианова. – Москва  : ОЛМА Медиа ГРУПП, 2011. – С. 221–224.

 

Владимир Солоухин

«Черные доски» (Записки начинающего коллекционера)

   

Книга об иконах - древнем русском искусстве, о ценности и красоте памятников архитектуры, древнерусской живописи и необходимости бережного отношения к ним.

В начале 1960-х Солоухин заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему — художественные очерки «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1969) — встретили широкий общественный отклик. Главный герой – это сам автор, пытливый путешественник и исследователь, страстный собиратель старины, одержимый идеей неразрывности, преемственности культуры, духа народного в его лучших, высочайших проявлениях.

«Черные доски» посвящены той части жизни автора, когда им овладела страсть к собирательству, не совсем обычному и благородному делу – попытке сохранить и донести до будущих поколений красоту древнего русского искусства.

Главным героем произведения «Черные доски» является сам автор, исследователь и пытливый путешественник, увлеченный собиратель разных старинных вещей. А глаза на «черные доски» открыл ему Илья Глазунов.

 

 

7

Главным предметом изображения в книге «Черные доски» является русская история ХХ века и духовное состояние общества. Икона рассматривается в связи с русской историей, прошлой и современной, ее сюжетная функция — вернуть сознание соотечественника в жизнь Предания.

В книге подробно описан не только процесс реставрации икон, но и много специфического, и описана собственно страсть коллекционера. Солоухин собирал иконы во Владимирской области, в Ярославской. Процесс собирания описан подробно. И, кстати, не только в этом ценность, конечно.

Затронуто многое - упадок деревни, закрытие и разрушение церквей, в которых вместо алтаря, допустим, зерно лежит...

Сколько выведено характеров, русских типов - старухи, деды, молодежь 60-х годов. Все разные.

В книге об иконах «Черные доски» писатель рассказывает о непреходящей ценности и красоте памятников архитектуры, древнерусской живописи и необходимости бережного отношения к ним. Солоухин выступал против разрушения национально-исторических основ русской культуры и в защиту русской иконы. Например, целая, одиннадцатая глава посвящена истории русской иконы, сюжетам, объяснению многих терминов, связанных с иконописью, строению иконостаса в православных храмах. Написана она простым, живым образным языком и при этом может вполне стать маленьким учебным пособием для тех, кто хочет быть в теме.

Возможно, многим книга покажется скучной, непонятной, занудной. Но те, кто был серьёзно увлечен коллекционированием чего-либо, наверняка найдут в книге много «своего».

Очерк Владимира Солоухина на первый взгляд посвящено собирательству икон и предметов старины. Но смысл «Черных досок» намного глубже. Да, автор сожалеет в произведении об утрате церквей и древней живописи, которые беспощадно взрывались, разбирались, разрушались, сжигались, но в то же время говорит и о возможности воскресить былое. Черные доски – это иконы, древние иконы. От времени олифа почернела и скрыла от глаз изображение. Но стоит только приготовить раствор, «поколдовать» над доской и откроется окно в прошлое, и зазвучит яркий мир предков.

Нельзя было прерывать этот тихий, стройный, сильный голос предков, который направлял духовную жизнь народа в нужное русло. Он звучал в книгах, архитектуре, живописи – во всем, к чему прикасались искусные руки и любящая душа прадедов.

Книга, писалась в то время, когда мы не дорожили нашей культурой, наплевательски относились к тому, что создавали наши предки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.008 с.)