Порядок выполнения практической работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок выполнения практической работы.



Практическая работа № 1

Тема: Семинар «Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения».

Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся о экологических проблемах человечества, раскрыть причины возникновения экологических проблем и пути их преодоления,

Порядок выполнения практической работы.

Проработайте информационные материалы в Интернете по следующим вопросам.

Найдите определения «экологическая ситуация», «экологический кризис», «экологическая катастрофа». Сравните их

Ответ на первый вопрос фиксируйте в форме записей.

По остальным вопросам  заполните таблицу

Экологическая проблема Факторы влияния Причины Последствия Пути решения
Климатические изменения        
Нарушение озонового слоя        
Загрязнение атмосферы        
Загрязнение водных систем        
Уничтожение лесов        
Деградация почв        
Опустынивание        
Потеря биоразнообразия        
Энергетические проблемы        

Критерии оценки практической работы:

- выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности;

- описание работы соответствует требованиям, изложение последовательное, логичное, грамотное;

- правильное и аккуратное заполнение заключений, таблиц;

- выводы сделаны грамотно, соответствуют заявленной цели работы.

Рекомендуемая литература

Электронные издания:

1. priroda.ru – национальный портал природы (Природные ресурсы и охрана окружающей среды)

2. anriintern.com/ecology/spisok.htm - ссылки на множество экологических сайтов.

3. http://ecoportal.ru/ - мощный экологический портал

5. list.priroda.ru – каталог Интернет ресурсов по экологии и природным ресурсам.

6 http://zapovednik.cwx.ru/

9. http://www.geosite.com.ru/pageid-375-1.html

10. http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/osnov_prava/html/ch15.html

 

Практическая работа № 2

Тема: Классификация природных ресурсов. Их характеристика

  Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся о природных ресурсах человечества, рассмотреть основные классификационные подходы

Порядок выполнения практической работы.

Проработайте информационные материалы по следующим вопросам.

План

1.Понятие о природных ресурсах.

2. Классификационные подходы. Проработать 3-4 подхода, представить в виде схем.

Ответ на первый вопрос фиксируйте в форме записей.

Вывод по работе.

Материал для работы.

Природные (естественные) ресурсы — это природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни.

Природные ресурсы делятся на не возобновляющиеся и возобновляющиеся:

Не возобновляющиеся Возобновляющиеся
Все минеральные ресурсы (полезные ископаемые): руда; каменный уголь; природный газ; нефть; строительные материалы (песок, щебень) воздух (кислород); вода; растительный и животный мир; некоторые вещества минерального происхождения (соли, осаждающиеся в озёрах и морских лагунах)
Добыча и использование этих ресурсов неизменно приводит к их истощению. Эти ресурсы по мере использования могут восстанавливаться.

Ресурсы и последствия их использования:

Лесные ресурсы Возобновляются под действием естественных сил природы, восстановление долговременное, хвойные леса восстанавливаются 80-100 лет. Последствия: 1. Усиление паводков; 2. Селевые потоки; 3. Обмеление в летний период; 4. Эрозия (разрушение почв); 5. Климат становится более сухим и континентальным; 6. Возникновение суховеев, отрицательное влияние на сельское хозяйство.
Плодородные почвы Основное свойство почвы – Плодородие – это способность обеспечивать растения питательными веществами и водой. В почве непрерывно совершается кругооборот химических элементов. Происходит непрерывная миграция элементов по схеме: почва ->растение ->почва. Почва и ее плодородие – незаменимый источник пищевых ресурсов для человека, главное природное богатство, от которого зависит наша жизнь. Последствия: 1. городское, промышленное, транспортное строительство - изымаются земли из с/х оборота; 2. строительство гидростанций, заполнение водохранилищ -затопление ценных пойменных земель. 3. чрезмерный выпас скота – значительная часть пастбищ разрушается и постепенно превращается в бесплодные пустыни. 4. Использование тяжёлой с/х техники, которые превращают плодородную почву в пыль.
Водные ресурсы Самое распространённое вещество, обеспечивающее существование людей на Земле. Входит в состав клеток любого животного и растения. Сложные биохимические реакции в животных и растительных организмах могут протекать только при наличии воды. Климат и погода на планете во многом определяется наличием водных ресурсов и содержанием водяного пара в атмосфере. Вода – это компонент большинства промышленных установок и технологий. Добыча нефти и подавляющее большинство нефтехимических процессов и переработок связанно с использованием больших объемов воды. Наибольший потребитель воды– сельское хозяйство. Водная среда – среда обитания морских животных и растений. Водные ресурсы состоят из стока рек, подземного стока и запасов почвенной влаги. Недостаток пресной воды: 1. географический фактор. 2. непрерывное увеличение потребления воды промышленностью и с/х. 3. снижение количества воды в реках (уменьшение годового стока) - следствие вырубки лесов и осушения болот, загрязнения водоемов сточными водами. Основной путь преодоления дефицита водных ресурсов: · рациональное использование водных ресурсов (маловодные технологические процессы и замкнутое водопотребление) · в с/х – сокращение потерь при транспортировке.


Природные объекты и явления — это различные тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы. Организмы, кроме человека и в значительной степени домашних животных, — черпают живые энергетические ресурсы непосредственно из окружающей природной среды, являясь частью биогеохимических циклов. Эти ресурсы по своему действию можно рассматривать и как экологические факторы, в том числе и как лимитирующие, например большая часть пищевых ресурсов.
Природные ресурсы, используемые человеком, многообразны, многообразно их назначение, происхождение, способы использования и т. п. Это требует определенной их систематизации.
В основу классификации положено три признака: по источникам происхождения, по использованию в производстве и по степени истощаемости ресурсов.
Учитывая природное происхождение ресурсов, а также их огромное экономическое значение, разработаны следующие классификации природных ресурсов.
Природная (генетическая) классификация — классификация природных ресурсов по природным группам: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные (в т.ч. почвенные), растительные, (в т.ч. лесные), животного мира, климатические, ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.). Часто ресурсы растительного и животного мира объединяют в понятие биологические ресурсы.
Экологическая классификация природных ресурсов основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия. Выделяют по данному признаку ресурсы:

-еисчерпаемые — использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов ныне или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);
-почерпаемые невозобновимые — непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (например, минеральные ресурсы);
-почерпаемые возобновимые — ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (через размножение или другие природные циклы), например, флора, фауна, водные ресурсы, В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины).
-Хозяйственная, когда природные ресурсы классифицируют на различные группы с точки зрения возможностей хозяйственного использования:
-по техническим возможностям эксплуатации выделяют природные ресурсы:
-реальные — используемые при данном уровне развития производительных сил;
-потенциальные — установленные на основе теоретических расчетов и предварительных работ и включающие помимо точно установленных технически доступных запасов еще и ту часть, которую в настоящее время нельзя освоить по техническим возможностям;
-по экономической целесообразности замены различают ресурсы заменимые и незаменимые. Например, к заменимым относят топливно-энергетические ресурсы (они могут быть заменены другими источниками энергии). К незаменимым принадлежат ресурсы атмосферного воздуха, пресные воды и пр.
Большую роль в развитии экономики ает степень изученности природных ресурсов: строение почвы, количество и структура полезных ископаемых, запасы древесины и ее ежегодный прирост и др. Среди природных ресурсов особую роль в жизни общества играет минеральное сырье, а степень обеспеченности природными ресурсами отражает экономический уровень государства. В зависимости от геологической изученности минерально-сырьевые ресурсы подразделяются на следующие категории:
А — запасы, разведанные и изученные с предельной детальностью, точными границами залегания, и которые могут быть переданы в эксплуатацию.
В -запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выявление основных условий залегания, без точного отображения пространственного положения месторождения.
C1 — запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выяснение в общих чертах условий залегания.
С2 — запасы, разведанные, изученные и оцененные предварительно по единичным пробам и образцам.
Кроме того:
По экономическому значению полезные ископаемые делятся на балансовые, эксплуатация которых целесообразна в данный момент, и забалансовые, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества, большой глубины залегания, особенностей условий работы и др., но которые в перспективе могут разрабатываться.
Среди классификаций природных ресурсов, отражающих их экономическую значимость и хозяйственную роль, особенно часто используется классификация по направлению и видам хозяйственного использования. Основной критерий подразделения ресурсов в ней — отнесение их к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы. По этому признаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства.
Группа ресурсов промышленного производства включает все виды природного сырья, используемого промышленностью. В связи с многоотраслевым характером промышленного производства виды природных ресурсов дифференцируются следующим образом:

 

· энергетические, к которым относят разнообразные виды ресурсов, используемых на современном этапе для производства энергии:
-горючие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, битуминозные сланцы и др.)
-гидроэнергоресурсы (энергия речных вод, приливная энергия и т.п.);
-источники биоэнергии (топливная древесина, биогаз из отходов сельского хозяйства.);
-источники ядерной энергии (уран и радиоактивные элементы).
Неэнергетические ресурсы, представляющие сырье для различных отраслей промышленности или участвующие в производстве согласно его техническим особенностям:
-полезные ископаемые, не относящиеся к группе каустобиолитов (рудные и нерудные);
-воды, используемые для промышленного производства;
-земли, занятые промышленными объектами и объектами инфраструктуры;
-лесные ресурсы промышленного значения;
-биологические ресурсы промышленного значения.
Ресурсы сельскохозяйственного производства объединяют те виды ресурсов, которые участвуют в создании сельскохозяйственной продукции:
-агроклиматические ресурсы тепла и влаги, необходимые для продуцирования культурных растений и выпаса скота;
-почвенно-земельные — земля и ее верхний слой — почва, обладающая уникальным свойством продуцировать биомассу;
-растительные биологические ресурсы — кормовые ресурсы;
-водные ресурсы — воды, используемые для орошения и пр.

 

К ресурсам непроизводственной сферы (непроизводственного потребления — прямого или косвенного) относятся ресурсы, изымаемые из природной среды (дикие животные, представляющие объекты промысловой охоты, лекарственное сырье естественного происхождения), а также ресурсы рекреационного хозяйства, заповедных территорий и др.
Соединение природной и экономической классификаций позволяет выявить возможность разнонаправленного использования различных природных групп ресурсов, а также их заменяемость, сделать выводы о задачах рационального использования и охраны отдельных видов. По взаимоотношениям видов использования существует следующая классификация:

 

· ресурсы однозначного использования;
-ресурсы многоцелевого использования, в т.ч. взаимоувязанного (комплексного) использования (водные ресурсы), взаимоисключающего (конкурирующего) использования (земельные ресурсы).
Можно выделить и другие группы природных ресурсов. Например, источники однородных ресурсов (месторождения полезных ископаемых, земельные угодья, лесосырьевые базы и др.) подразделяются по величине запасов и хозяйственной значимости. Условно выделяют:
-крупнейшие (общегосударственного значения),
-крупные (межрайонного и регионального значения),
-небольшие (местного значения).
Разрабатываются также частные классификации природных ресурсов, отражающие специфику их природных свойств и направлений хозяйственного использования. Примером такого рода служат различные мелиоративные классификации, группы рек по степени зарегулированности стока и др. Широко используется геолого-экономическая классификация полезных ископаемых по основным Направлениям их использования в промышленности:
-топливно-энергетическое сырье (нефть, газ, уголь, уран и др.);
-черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.);
-благородные металлы (золото, серебро, платиноиды),

 

· химическое и агрономическое сырье (калийные соли, фосфориты, апатиты и др.);
-техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.).

 

В рыночных условиях хозяйства практический интерес приобретает классификация природных ресурсов, учитывающая, в частности, характер торговли природным сырьем. Например, можно выделить:
-ресурсы, имеющие стратегическое значение, торговля которыми должна быть ограничена, поскольку ведет к подрыву оборонной мощи государства (урановая руда и др. радиоактивные вещества);
-ресурсы, имеющие широкое экспортное значение и обеспечивающие основной приток валютных поступлений (нефть, алмазы, золото и др.);
-ресурсы внутреннего рынка, имеющие, как правило, повсеместное распространение, например, минеральное сырье и др.
По источникам происхождения ресурсы подразделяются на биологические, минеральные и энергетические.

 

Биологические ресурсы — это все живые средообразующие компоненты биосферы: продуценты, консументы и редуценты с заключенным в них генетическим материалом (Реймерс, 1990). Они являются источниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятся промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты, микроорганизмы, т. е. сюда относятся растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др. Особое значение имеют генетические ресурсы.
Минеральные ресурсы — это все пригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье может быть рудным, если из него извлекаются металлы, и нерудным, если извлекаются неметаллические компоненты (фосфор и т. д.) или используются как строительные материалы.
Энергетическими ресурсами называют совокупность энергии Солнца и космоса, атомно-энергетических, топливно-энергетических, термальных и других источников энергии.

 

Второй признак, по которому классифицируют ресурсы, — по использованию их в производстве. Сюда относятся следующие ресурсы:
— земельный фонд — все земли в пределах страны и мира, входящие по своему назначению в следующие категории: сельскохозяйственные, населенных пунктов, несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, горных выработок и т. п.). Мировой земельный фонд — 13,4 млрд. га.
— лесной фонд — часть земельного фонда Земли, на которой произрастает или может произрастать лес, выделенный для ведения сельского хозяйства и организации особо охраняемых природных территорий; он является частью биологических ресурсов;
— водные ресурсы — количество подземных и поверхностных вод, которые могут быть использованы для различных целей в хозяйстве (особое значение имеют ресурсы пресных вод, основным источником которых являются речные воды);
— гидроэнергетические ресурсы — те, которые способна дать река, приливно-отливная деятельность океана и т. п.;
— ресурсы фауны — количество обитателей вод, лесов, отмелей, которые может использовать человек, не нарушая экологического равновесия;
— полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энергетические ресурсы) — природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в хозяйстве, а скопление полезных ископаемых образует их месторождения, запасы которых должны иметь промышленное значение.
С природоохранной точки зрения важное значение имеет классификация ресурсов по третьему признаку — по степени истощаемости. Истощение природных ресурсов с экологических позиций — это несоответствие между безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества (страны, региона, предприятия и т. д.).
Неисчерпаемые ресурсы — непосредственно солнечная энергия и вызванные ею природные силы, — например, ветер и приливы существуют вечно и в неограниченных количествах.
Исчерпаемые ресурсы имеют количественные ограничения, но одни из них могут возобновляться, если есть к этому естественные возможности или даже с помощью человека (искусственная очистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных и т. п). Однако очень важная группа ресурсов не возобновляется. К ним относятся такие реликты древних биосфер, как топливо и железная руда, а также ряд руд металлов внутриземного (эндогенного) происхождения. Все они имеют ограниченные запасы в литосфере. Эти ресурсы конечны и не возобновляются.
В настоящее время человечеству доступны климатические и космические ресурсы, ресурсы Мирового океана и континентов. Постоянно растет количественное их потребление, растет их «ассортимент», зачастую без учета ресурсоо

 

Практическая работа № 3

Задания

1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства (название населенного пункта, местонахождение, характеристика почвы, наличие вблизи автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны, характеристика двора, тип здания, наличие водоемов, характер водоснабжения.

2.Схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие параметры:

а.) виды энергии, поступающие в квартиру извне;

б.) какие продуценты — организмы, способные производить органические вещества из неорганических, то есть все автотрофы. Это в основном зелёные растения),  консументы (в противоположность продуцентам, всегда гетеротрофны, питаются готовыми органическими веществами. К ним относятся животные, некоторые грибы и бактерии (ведущие паразитический образ жизни, т.е. питающиеся живыми растениями или животными, вызывая их заболевания и гибель), редуценты (редукторы) – неотъемлемая часть любой экосистемы. Они разрушают высокомолекулярные органические вещества отмерших организмов и используют высвобождающуюся при этом энергию для собственной жизнедеятельности, при этом в биотический круговорот возвращаются минеральные вещества, которые затем вновь используются продуцентами. Как правило, редуценты имеют мелкие размеры. Иногда выделяют группу так называемых макроредуцентов, включая в нее всех относительно крупных потребителей отмершей органики, которые входят в состав детритной пищевой цепи. При таком понимании к редуцентам относят многих беспозвоночных – насекомых, червей).
участвуют в образовании экосистемы квартиры, привести примеры и указать роль представителей каждой группы, какие связи между ними существуют;

в.) определить виды отходов в своей квартире.

3. Составить схему «Источники загрязнения среды в жилище», указать на ней загрязняющие вещества, установить, как эти вещества воздействуют на человека, как снизить их влияние в квартире.

4. Описать жилище человека как искусственную экосистему, заполнив таблицу:

Элемент дома Вредные факторы Методы устранения этих факторов
Отделка, интерьер    
Мебель    
Растения    
Кухня    
Спальня    
Кабинет    
Бытовые приборы, ЭВМ    
Вода    

 

5.Опишите собственное жильё, выбрав и оценив пункты, соответствующие Вашему жилью:

 

1. Обои: бумажные (4 б.) побелка (5б.)     виниловые (2б.) моющиеся (2б.)

2. Пол:    деревянный (5)     ламинат (4)    линолеум (2)           теплый пол (1)

3. Ковры, шторы: нет (5)   немного (3)     много (2)

4. Окна:                 деревянные (5)  пластиковые (3)

5. Вентиляция:    кухня (5) ванная (5)        туалет (5)   форточки (5)

6. Проветривание: часто (5) редко (3)      никогда (2)

7. Потолок:           побелка (5)    обои (4)           натяжной (3) плитка (2)

8. Цветы:              много (5)       среднее кол-во (3)   нет (2)

9. Влажная уборка: 1р. в неделю (3)   2р.в неделю (4)    3р.в неделю (5)

10. Естественное освещение: отличное (5)          хорошее (4)           плохое (2)

                                    Большие открытые  Открытые окна  окна закрыты

                       окна, солнечная сторона           не солнечная       шторами всегда

 

11. Мебель: натуральное дерево (5)   из ДСП и ДВП (3)   мебели мало (4)

12. Вода: колодец, скважина (5) водопровод без фильтра (2) водопровод с фильтром (4)

13. Домашние животные:        много (2)  один (3)  нет (5)

 

Проанализируйте свои результаты.

 

Если среди оценок преобладает «5», то экологическое состояние жилья соответствует нормам.

 

Если преобладают «4» и «3», то жильё не совсем соответствует нормам и необходимо принять посильные меры: чаще делать влажную уборку, проветривать, пылесосить, завести цветы.

 

Если большинство оценок «2», то жильё не соответствует нормам и необходимо принять меры по кардинальному изменению условий жилья.

 

Сделайте и запишите вывод.

 

Контрольные вопросы

1.Что такое «канцерогены», и какие канцерогены могут быть в квартире?

2. Какие факторы влияют на здоровье человека и как снизить их негативное воздействие?

3.Какое влияние на организм человека оказываю гепатогенные зоны?

Приложения

Приложение 1

Материалы, использующиеся при строительстве и отделочных работах в доме

Название материала Степень вредного воздействия на организм человека
Дерево Экологически чистый материал
Железная арматура Экологически чистый материал
Стекло Экологически чистый материал
Краска масленая Токсическое воздействие тяжелых металлов и органических растворителей
Древесностружечные плиты Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами
Пластик Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека
Линолеум Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления
Бетон Источник радиации
Поливинилхлорид Может вызвать отравления
Обои с моющим покрытием Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания

 

Приложение 2

Стены из бетона, шлакобетона, полимербетона – источник радиации, способной провоцировать новообразования. Радий и торий постоянно разлагаются с выделением радиоактивного газа радона.

Снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание комнат. Выделение радона уменьшается благодаря штукатурке и плотным бумажными обоям.

Бетонные плиты поглощают влагу из стен. Сухость воздуха вызывает неприятные ощущения, заболевания верхних дыхательных путей, ведет к ломкости волос и шелушению кожи, увеличению статического электричества.

Потому необходимы увлажнители. Можно повесить сосуды с водой на батареи, установить аквариумы, которые еще успокаивают нервы и развивают эстетические чувства.

Линолеум, служит источником ароматических углеводородов, которые в избыточном количестве вызывают аллергические реакции, повышенную утомляемость, ухудшение иммунитета.

Врачи рекомендуют использовать линолеумные покрытия только там, где человек бывает нечасто. Лучше использовать деревянный пол – теплый и экологически чистый.

Синтетические ковровые покрытия лучше заменить на изделия из натуральной шерсти и хлопка, бамбуковые циновки.

Мебель из ДСП многие годы источает формальдегиды и фенолы, которые вызывают раздражение слизистой и кожи, обладают канцерогенным (вызывающим рак) и мутагенным (способным вызвать непредсказуемую мутацию генов) эффектами. Такая мебель негативно воздействует на репродуктивную функцию человека, опасна для центральной нервной системы и печени.

Нужно заменять на мебель из натурального дерева или уменьшить выделение токсических веществ с помощью краски на алкидной основе.

Лучше использовать дома водно-дисперсионные краски или отделывать дерево натуральным маслом или воском.

Потолки лучше всего покрывать побелкой. Она и «дышит» неплохо, и влагу впитывает.

Электроприборы

Наши квартиры «нашпигованы» электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно воздействует на кровеносную, иммунную, эндокринную и другие системы органов человека. Конечно же, постоянное длительное воздействие ЭМП выше перечисленных источников на человека в течение жизни приводит к появлению различного рода заболеваний, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем организма человека. В последние годы в числе отдаленных последствий часто называются онкологические заболевания.

Не садиться близко к экрану телевизора или персонально компьютера.

Убрать электрический будильник или телефонный автоответчик от изголовья постели.

Дешевый и эстетический способ уменьшить влияние вредных факторов – завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.

Приложение 3

Кухня

Кухня перенасыщена электромагнитными полями, которые накладываются друг на друга, не оставляя хозяевам никаких шансов найти «тихий уголок». Только абсолютно здоровый человек может позволить себе несколько раз в день окунаться в такую электромагнитную «ванну».

Спальня.

Ни в коем случае в изголовье кровати не должна находиться розетка! А уж тем более с вечно воткнутым в нее шнуром от бра.

Кабинет.

Главная ошибка – круглосуточно вставленные в розетки шнуры питания. Работающий и неработающий, но включенный в розетку электроприборы дают практически одинаковое излучение. Если же сделать заземление, то, как уверяют специалисты, излучения упадут в 5-10 раз.

Вода

Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Методами химического анализа определили качество питьевой воды. Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 70-80 % всех известных болезней, на 30% ускоряет старение. Из-за употребления токсичной воды развиваются различные заболевания. Повышенная жесткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью, холециститом Недостаток фтора в организме приводит к развитию кариеса зубов. Недостаток йода в воде и пище – основная причина заболевания населения тиреотоксикозом.

Флора жилища

На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный человек часто оторван от природы, поэтому необходимо окружить себя растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. На помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис – циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Водно-газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта, и монстера. Хлорофитум, плющ алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха. Многие комнатные растения обладают фитонцидными свойствами. В помещении, где находятся, например, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощают аспарагусы. Герань не только мух отгоняет, но и дезинфицирует и дезодорирует воздух. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности.

 

Практическая работа № 4

Тема: «Переход к модели «Устойчивое развитие».

Цель: познакомить учащихся с концепцией устойчивого развития на различных уровнях - от индивидуального до планетарного.

Практическая работа № 5

Тема: «Решение экологических задач на устойчивость и развитие с химическим и физическим содержанием».

Цель:. закрепить и углубить знания по методике решения задач по экологии качественных и с химическим содержанием, помочь студентам разобраться в разнообразии направлений устойчивого развития современного общества, найти ответы на вопросы о защите природы и использовать эти знания в жизни

Задачи

ХИМИЯ

ФИЗИКА

Задание 4. Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной линии электропередачи?

Задание 5. Почему на нефтебазах не наливают нефтепродукты в цистерны до самого края?

Задание 6. Почему сады не рекомендуется разводить в низинах?

Критерии оценки практической работы:

- выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности;

- описание работы соответствует требованиям, изложение последовательное, логичное, грамотное;

- выводы сделаны грамотно, используют химические и физические обоснования, соответствуют заявленной цели работы.

                           

Выводы по работе (воспользуйтесь данными вопросами):

  1. Какие основные вопросы экологии были отражены в задачах
  2. Какова роль человека в созданных экологических ситуацияъх.

 

Рекомендуемая литература

1. Бизяркина Е.Н. Проблемы экологически устойчивого развития. М.: ИПР РАН, «Полиграф-центр», 2017. - С. 255

2. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Пути обеспечения региональной экологической безопасности в сбалансированном природопользовании.//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, №2, 2018. С.17-27.

3. Использование и охрана природных ресурсов в России. Бюллетень НИА "Природные ресурсы", N 9-10, 2003 г.

4. Мекуш Г.Е. Экологическая политика и устойчивое развитие. М.: МаксПресс, 2017.

5. Повестка на 21 век. Конференция ООН по охране окружающей Среды и развитию, Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г. Извлечения. М.: Центр координации и информации Социально-экологического союза, 1997 г., 31 с.

6. Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2016. - 110 с.

 

Электронные издания:

                                                           

7. www.donland.ru

8. www.avkokin.ru                     

9. www.Interfax-ERA.ru

10. www.viperson.ru

Практическая работа №6

Тема. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем.

 Цель:   закрепить знания о структуре экосистем, научить составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение;

Вариант I

1. Основным источником энергии для агроэкосистем являются
А) минеральные удобрения
Б) солнечные лучи
В) органические удобрения
Г) почвенные воды

2. Почему поле, засеянное культурными растениями, нельзя считать природной экосистемой
А) отсутствуют цепи питания
Б) не происходит круговорот веществ
В) кроме солнечной используется дополнительная энергия
Г) растения не располагаются в пространстве ярусами

3. В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы луга
А) имеют незамкнутый круговорот веществ
Б) для них характерна небольшая длина цепей питания
В) в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)
Г) имеют пищевые цепи и сети

4. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он
А) существует только за счёт энергии солнечного света
Б) не может существовать без дополнительной энергии
В) состоит из продуцентов, консументов и редуцентов
Г) не включает консументов и редуцентов

5. Большую роль в повышении продуктивности агроэкосистем играет
А) превышение нормы высева семян
Б) введение севооборота на полях
В) выращивание растений одного вида
Г) увеличение площади агроценоза

6. Агроценозы характеризуются
А) доминированием монокультуры
Б) уменьшением численности вредителей
В) разнообразием входящих в них видов организмов
Г) уменьшением конкурентоспособности культурных растений

7. При уничтожении ядохимикатами насекомых-вредителей иногда наблюдается их массовое размножение, так как
А) увеличивается численность хищных птиц
Б) ускоряется рост сель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.111 с.)