Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексические образные средства
Родовым понятием лексических образных средств речи является понятие «троп».
Троп (от греч. tropos – поворот, оборот, оборот речи) – обобщенное название таких оборотов (образов), которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности, выразительности речи.
Аллегория (греч.allegoria – иносказание) – конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие и мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках – богини Фемиды – аллегория правосудия, изображение змеи и чаши – аллегория медицины. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – в образе Зайца.
Антономасия (греч. antonomasia – переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Например, фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение – «лгун», «хвастун»; Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. В период классицизма неиссякаемым источником антономасии являлась античная мифология и литература:
Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
(А. Пушкин)
Позже нарицательное значение стали получать имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей:
Мы все глядим в Наполеоны.
(А. Пушкин)
Гипербола(греч. hyperbole – излишек, преувеличении) – троп, состоящий в переносе значения по количественному признаку.
Утром тихо шумели сады… В бамбуковой заросли мяукал котенок, заблудившийся в необъятных этих джунглях.
(К. Паустовский)
Литота (греч. litotes – простота, малость, умеренность) – прием, противоположный гиперболе, т.е. состоящий в количественном преуменьшении признаков предмета, явления, действия.
Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.
(Н.В. Гоголь)
Ирония (греч. eirōneia – притворство, насмешка) – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Ноздрев в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории.
(Н. Гоголь)
Метафора (греч. metaphora – перенесение) – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Можно сказать, что в основе метафоры лежит сравнение не обозначенное формально, т.е. скрытое сравнение.
В саду горит костер рябины красной
(С.Есенин)
Олицетворение – разновидность метафоры, основанная на таком изображении неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать: Арбат кончал свой день (А. Рыбаков).
Метонимия (греч. metonomadzo – переименовывать) – вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий или связей.
Переносы по смежности многообразны, главные из них следующие:
1) с сосуда, вместилища на содержимое: съел целую тарелку, выпил две чашки;
2) с формы или каких-то внешних признаков на содержание: И вы, мундиры голубые (мундиры в смысле «жандармы» (М.Ю. Лермонтов);
3) с населенного пункта на его жителей или связанное с ним событие: Вся деревня над ним смеялась;
4) с организации, учреждения, мероприятия на его сотрудников, участников: Фабриказабастовала.
5) с эмоционального состояния на его причину: ужас, страх в значении «ужасное событие», состояние человека может характеризоваться через внешнее проявление этого состояния: Лукерья, по которой я сам втайне вздыхал… (И. Тургенев);
6) имя автора может обозначать его произведение: Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов).
Синекдоха (греч. synecdoche – соотнесение) – частный случай метонимии: обозначение целого через его часть. Наиболее употребительные виды синекдохи:
1) часть явления называется в значении целого: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин), т.е. корабли под флагами всех стран;
2) целое в значении части: Ах, ты вон как! Драться каской? / Ну не подлый ли народ? (А. Твардовский);
3) единственное число в значении общего и даже всеобщего: Там стонет человек от рабства и цепей (М. Лермонтов);
4) замена числа множеством: Мильоны вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок);
5) замена родового понятия видовым: Бьем грошом, / Очень хорошо! (В. Маяковский);
6) замена видового понятия родовым: Ну что ж, / садись, светило! (В. Маяковский).
Перифраза(греч. periphrasis – пересказ) – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, например: город на Неве – Санкт-Петербург, страна голубых озер – Карелия.
Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением.
8
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.011 с.) |