Объективное исследование ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективное исследование ребенка.



Установление эмоционального контакта с ребенком, создание пра­вильного отношения к обследованию: выявление интересов ребен­ка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окру­жающем.

Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, те­сты Н.Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, за­стревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обрат­ном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.

Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на за-шумленном фоне, с недостающими элементами).

Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по контуру, по пункти­ру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выяв­ление причинно-следственных связей, определение уровня смыс­ловой целостности рассказа).

Исследование импрессивной речи:

- понимание связной речи;

- понимание предложений;

- понимание различных грамматических форм (предложно-падеж-ных конструкций, дифференциация единственного и множествен­ного числа существительных, глаголов, дифференциация глаго­лов с различными приставками и т.п.);

- понимание слов (противоположных по значению, близких по зна­чению).

Исследование фонематических процессов.

Фонематический анализ:

- выделение звука на фоне слова;

- выделение звука из слова;

- определение места звука в слове по отношению к другим звукам;

- определение количества звуков в слове;

- дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость — глухость, мягкость — твердость, свистящие — шипящие и т. п.).

Фонематический синтез:

- составление слов из последовательно данных звуков;

- составление слов из звуков, данных в нарушенной последова­тельности.

Фонематические представления:

- придумать слово на определенный звук.

Исследование экспрессивной речи.

Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследова­ние орального праксиса.

Отметить параметры движений:

- тонус;

- активность;

- объем движения;

- точность выполнения;

- длительность;

- замена одного движения другим;

- добавочные и лишние движения (синкенезии).

Состояние звукопроизношения:                                /

- изолированный вариант;

- в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных;

- в словах;

- в речи;

- произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление сло­гов, перестановка слогов.

Исследование словарного состава языка:

- самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда;

- подбор синонимов, антонимов, родственных слов;

- выявление общих категориальных названий. Отметить:

- соответствие словаря возрастной норме;

- наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, место­имений, существительных;

- точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пас­сивным словарем.

 Обследование грамматического строя речи. Отметить:

а) характер употребляемых предложений (однословные, двуслов-ные и более);

б) характер употребления предложно-падежных конструкций;

в) состояние функции словоизменения:

- преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;

- образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;

- согласование с числительными.

г) состояние функции словообразования:

- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);

- образование названий детенышей животных;

- образование глаголов с помощью приставок.

Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, состав­ление рассказа по серии сюжетных картинок и др.).

Отметить:

- логическую последовательность в изложении событий;

- характер аграмматизма;

- особенности словаря.

Исследование динамических характеристик речи (темп, интонаци­онная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание).

Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый. 5. Состояние письменной речи.

5. Состояние навыка письма:

- проанализировать представленные письменные работы в школь­ных тетрадях;

- выявить навыки звукового анализа и синтеза;

- отметить особенности звукового анализа и синтеза;

- отметить особенности слухоречевой памяти;

- проверить слуховую дифференциацию фонем;

- состояние динамического праксиса;

- определить ведущую руку (пробы А. Р. Лурия на леворукость и скры­тое левшество);

- проанализировать разные виды письменной деятельности (спи­сывание, диктант, самостоятельное письмо);

- отметить особенности почерка;

- отметить характер дисграфических и орфографических ошибок. 5.2. Состояние навыка чтения:

- умение правильно показать печатные и прописные буквы;

- способность правильно называть буквы;

- чтение слогов, слов, предложений, текста.

Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, переста­новки букв, семантические замены):

- отметить характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, вы­разительное);

- выявить понимание прочитанного;

- отметить отношение ребенка к чтению (любит или не любит само­стоятельно читать).

6. Логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер на­рушения устной и письменной речи).

7. Рекомендации.

Психологическая модель

Психологическая модель диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных пси­хологическими особенностями индивидуума, страдающего рече­вым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сфор­мированной системы отношений к людям и событиям, личност­ных черт и т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаи­моотношений, реализующихся в общении. Особенности этих свя­зей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутри личностных конфликтов, предопределяют способы реаги­рования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме.

Именно такую ситуацию представляет речевой дефект.

Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста психологическая модель предполагает анализ психического раз­вития детей в соответствии с их возрастными нормами, поэтому в программу обследования включены в первую очередь оценки пси­хомоторного развития, речи и интеллекта.

В программу обследования подростков и взрослых прежде всего входит исследование особенностей типологии, поведения и тре­вожного комплекса.

Схема обследования

I.Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, отчество_______________________________________

Год рождения (возраст)

Место работы (д/сад, школа)

II. Особенности психического развития

1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распре­деление, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеян­ность и ее причины. Внимание и работоспособность.

2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Вос­произведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точ­ность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).

3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти.

4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Со­стояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критич­ности суждения.

Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.

Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).

Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.

Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена по­нятий, выделение существенных признаков, формирование определений).

Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.

Нарушения мышления.

III. Обследование личностных особенностей

1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к эффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств,

Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли.

Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податли­вость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.

2. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности.

Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении [личности. Характер и темперамент.

Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, са­молюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении. Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.

Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляе­мость.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.012 с.)