Козвонин иван 3 «б» класс школа №3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Козвонин иван 3 «б» класс школа №3



Дети военной поры             

  Сборник творческих работ           

 

 

 

 

 

 

 

 

 Котельнич, 2020

 

 

  

              Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Эти дни вместили в себя горечь потерь и беспощадность боёв, радость побед и короткие минуты отдыха. Война затронула и детей. Сегодня многие представители старшего поколения – это и есть те ребята, которые пережили страшные годы бомбёжек, разрухи и голода. У них было голодное, холодное, безрадостное детство, которое они вспоминают со слезами на глазах.                  

 

 


Время … Оно всесильно. Но так уж устроена жизнь, что над памятью нашей оно не властно. Память — она вечна. И всё, что мы можем сделать сегодня — это сохранить в своих сердцах воспоминания о прошлых событиях.

       Моя прабабушка Александра Григорьевна родилась в деревне

Аверины Афанасьевского района Кировской области.

В семье из детей (а их было пятеро) она была самая старшая. Нелегко складывались детство и юность моей прабабушки. К началу войны она закончила всего четыре класса школы, а больше и не училась, потому что надо было работать. Дети наравне со взрослыми выходили на поля пахать, сеять, убирать урожай. Война была жестокая, люди умирали от голода и холода. В доме часто нечего было есть. Дети собирали песты, клевер и другие растения и из этого пекли хлеб, добавив горсточку муки или отрубей. Часто прабабушка зимними вечерами нянчила чужих детей, за что ей давали горбушку хлеба, которую она несла домой и угощала младших сестёр.

В 1942 году её послали на работу в город Омутнинск, на лесоповал. Работа была тяжёлая, но всех мужчин забрали на фронт, работать приходилось женщинам и подросткам.

Зимой и летом на ногах носили лапти, редко у кого были зимой валенки. Вот там в лесу бабушка обморозила ногу. Но даже с больной ногой она продолжала работать. Работали далеко от дома, по полгода не виделись со своими родными и близкими. В тылу был свой фронт, трудный и мучительный. Люди работали на износ, выполняя указанные нормы.

Вся страна жила под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!».

Войну прабабушка вспоминала всегда со слезами на глазах, так много выпало на её долю страданий. Но те страшные годы не ожесточили её. Она не очерствела душой, была очень доброй, спокойной, рассудительной, жизнерадостной женщиной.

Пусть сейчас её уже нет рядом с нами, но мы всегда будем ценить, уважать таких людей за то, что они сделали для нас, чтить и хранить память о них, передавать их воспоминания следующим поколениям.                                                                      

 

          Шастина Анастасия 4 «а» класс школа № 1

 

- Бабушка, мы хотели бы узнать о твоём детстве в годы войны.

Немного задумавшись, бабушка Люба начала свой рассказ...

 - Когда в 1941 началась война, мне было почти 12 лет. Жили мы в то время в Шабалинском районе, в деревне Куринцы. Моего папу Николая, как и других мужчин нашей деревни, забрали на фронт. Большое счастье, что он остался живой, хотя и контуженный, плохо ходил, потому что был ранен в ногу.

Все деревенские дети работали в колхозе, помогали и дома.

-А разве вы в школу не ходили?

-Конечно, ходили, Сонечка. Но после школы мы обязательно шли и помогали взрослым: кто-то из ребят пас коров на полях с раннего утра и до поздней ночи, кто-то косил траву ручной косой, бензокос-то не было и в помине, а лично я помогала маме на ферме доить коров.

-А что же вы кушали, наверное, молоко пили? - спросила Соня.

-Еды особой не было. Молоко, что надоят доярки на ферме, всё сдавалось и увозилось в областной центр, там из него делали масло и увозили на фронт. Так нам говорил председатель колхоза. Точно так же было и с пшеницей: её сеяли, собирали урожай и тоже всю увозили. Мы же, жители деревни, питались овощами с огорода. Летом и осенью ходили за грибами и ягодами в лес. Помню, мама пекла всё время лепёшки из какой-то травы, горькая такая, ужасно мне не нравилась. Но что делать, приходилось есть. 

-Бабушка, а были у вас в то время какие-нибудь игрушки, развлечения? - спросил Давид.

-Как таковых игрушек не было, - продолжала рассказывать бабушка, но это не мешало нам играть в прятки, догонялки и многие другие игры. Но особо было не до игр и развлечений. Ведь приходилось рано вставать в школу и идти до неё почти пять километров. Пока к урокам придёшь уже устанешь, а не дай бог зимой метель или мороз... Никогда поодиночке не ходили, всегда шли ватагой, чтобы не заблудиться и не замёрзнуть. После уроков идёшь обратно эти же пять километров. Не успеешь зайти в избу и пообедать, как нужно бежать на ферму, помогать маме. И так каждый день.

Но нам грех жаловаться, ведь мы здесь в деревне, несмотря на все тяготы и лишения, остались живы. Мы не слышали воя сирен и звуков падающих бомб, нас не теряли родители, и мы не были ранены.

Самое главное — выжили и выстояли, - заключила бабушка и погрустнела.

Конечно, мы понимали, что бабушка рассказала лишь частичку всех лишений и мук военной поры, что пришлось ей пережить совсем ещё ребёнком...

-Ну, что примолкли? Давайте чай пить, а то остыл уже, - взбодрившись, сказала бабушка Люба. И начала рассказывать про огород, про кота, который гонял сегодня ворон, как будто и не было в её жизни всех этих печальных, полных тягости и горя, лет...

Беседу со своей прабабушкой записали Софья Лангольф, ученица

       3 «а» класса школы №3 и её братик Давид.

 

       О своих воспоминаниях в годы Великой Отечественной войны и послевоенном времени рассказывает Людмила Андреевна Ляпустина, бабушка Егора Чагина. Отец мой ушел на фронт в январе 1942 года. Родилась я в июне 1942 года. В семье я была седьмым ребенком, нас было четыре брата и три сестры. Жили мы в деревне Ляпустины Котельничского района. В деревне было пятнадцать домов. В семьях было от пяти до шести детей. Жили мы бедно, в доме редко когда был настоящий хлеб. В основном хлеб пекли из головок клевера, добавив горсть лука. По весне, из оттаявшей на поле земли, мы выкапывали гнилую картошку и пекли из нее лепешки. Ели гигель - траву, лепешки из крапивы, которые не так были вкусны, как лепешки из гнилой картошки, но мы были рады и этому. Возле дома была усадьба около пятидесяти соток, где мы сеяли зерно и после сбора урожая на самодельных жерновах его мололи. Почти весь урожай зерна сдавали на нужды фронта. Из остатков муки варили кашу, у нас ее называли «алалиха», варили ее на трехногом «таганке». Также мы садили картофель, который мы съедали еще до зимы. Собирали украдкой оставшиеся в поле колоски, но за это можно было попасть в тюрьму.

Держали корову и кур, но в основном молоко и яйца сдавали государству, оставалось себе совсем немного. С наступлением лета собирали грибы и ягоды, продавали их на рынке, чтобы купить какую-нибудь одежду, а в основном донашивали «обноски» от кого-либо. Сладостей почти не было, в субботу разводили самовар на еловых шишках и пили чай с сахаром всей семьей. Мама уходила на работу к пяти утра, приходила к завтраку, накормив нас, снова уходила до обеда. Обо мне заботились старшие сестры, а братья работали в колхозе за трудодни. Иногда за трудодни давали хлеба, пшеницы, овса. Когда я подросла, то помогала маме по хозяйству, в заготовке на зиму дров, сенокосе. По осени собирали в колхозе картофель и вязали лен в снопы. Вечером, когда все работы сделаны, мы собирались играть на улице в городки, прятки, ходили на самодельных ходулях, прыгали через веревочку. Избы вечером освещались «коптилками» и керосиновыми лампами. Одежду стирали вручную, а полоскали в речке. Утюг был железный, его нагревали на плите печи, а потом гладили одежду. Бани не было, мылись в протопленной русской печи, подстелив солому на пол, чтоб не испачкаться и не обжечься. Из деревни в школу, которая находилась в селе Екатерина, ходило около пятнадцати ребят. Вставали утром рано, еще было темно, и освещать дорогу приходилось факелами, сделанными из тряпок, пропитанных серой с деревьев. В сельской школе ребят было много, классы делили на параллельные. Оборудование классов было скудным, имелась старая доска черного цвета, плакат с таблицами, счеты и палочки. Каждый ученик носил с собой чернильницу и перочистку. Ручки были перьевые с деревянным стержнем и металлическим пером. Еду в школу приносили с собой, кто что возьмет из дома. Хлеб, привезенный из города считали за «чудо», какой он был вкусный и настоящий. После школы, начиная с четвероклассников и старше, ходили на работу в поле собирать колоски, картошку, вязали в снопы лен, на току помогали взрослым подавать снопы с зерном. Готовили уроки и читали вечером, а днем помогали маме по хозяйству, пасли коров, чистили грядки. Жили в деревне мы дружно, даже не вешали замков на двери домов. По вечерам ходили друг к другу в гости, так называемые «посиделки».

Зимой мама пряла пряжу и вила шерстяные нитки, из которых потом вязала носки и варежки. Зимой катались на самодельных лыжах, санках и коньках. У многих в домах не было даже радио,

а кто жил побогаче то имели радиолу. Вот так и проходило мое детство. Моя мама говорила: «Нашим счастьем было, что мы не слышали звуков рвущихся снарядов и свиста пуль, но война была, которую ощутил весь народ и в тылу, и на передовой, и в оккупации».                   

                              Чагин Егор 3 класс школа №3

       Моих прабабушек и прадедушек уже нет в живых. С вопросом о военном детстве я пришла к родной сестре моей прабабушки Нади Ираиде Васильевне Жуйковой, в девичестве Шабалиной.

       У Ираиды Васильевны было три брата и четыре сестры. Жили они в деревне Сергачёнки Ждановского сельского совета. Жили бедно, держали корову и курицу, выращивали овощи и рожь на огороде.

       Отца большой семьи в Армию не призвали, он работал в колхозе трактористом. В деревне было девять домов, почти все семьи многодетные. Большинство мужчин ушли на фронт, и вся работа легла на плечи женщин и детей. Работали много. Дети помогали чем могли. По очереди пасли коров. Вставали с зарёй и босиком по холодной росе гнали коров на луг. Пасти стадо нужно было весь день. В свободное время дети помогали взрослым в поле и на огороде: поливали овощи, пололи лён, сгребали сено. За работу получали конфетку или яичко и очень этому радовались.

       В военные и послевоенные годы голодно жилось ребятам. Рады были морковке, выдернутой из грядки и вытертой о полу платья.

       Сахара, мяса, молока не было. Нужно было помогать фронту. Каждая семья отдавала стране, что могли, выполняя поставленные задачи. Отдавали яйца, молоко, рожь. Сами питались овощной похлёбкой, иногда сдобренной обезжиренным молоком, обратом и грибами. Похлёбку готовили в казанке, в русской печи. Пекли хлеб, хранили его в погребе.

«Мы нет-нет, да и спустимся в погреб отломить кусочек хлебушка»,- вспоминает Ираида Васильевна. Ходили в гости к соседке Настасье — та угощала ребят луковым пером с обратом. Это до сих пор любимая еда Ираиды Васильевны.

       Старшая сестра Ираиды Васильевны, Любовь Васильевна, работала трактористкой, как и отец. Юная девушка семнадцати лет на трактор залазила с большим трудом. Заглохнет трактор в поле — бежит Люба к отцу, зовёт на помощь. Дети школьного возраста учились в соседних деревнях — в деревне Ждановы и в селе Покровском. Путь в школу был не близким — два километра до Ждановых и семь километров до Покровского, но никто не жаловался.

       Находили время и для игр. Ираида Васильевна хорошо помнит игру «Чиж». Особенно запомнилось Ираиде Васильевне как они прислушивались к стрельбищам близ села Вишкиля. Стреляли солдаты на учениях, а дети прятались у плетня.

«Война идёт!» - перешёптывались, а сердце замирало от страха.

Война закончилась. Фашисты разбиты. В войну Ираида Васильевна потеряла младшую сестру в возрасте одного года, она погибла от пневмонии. Возвращались домой односельчане – кто без ног, кто тяжело ранен. Двое односельчан не вернулись – погибли на фронте. Вспоминая те трудные годы, Ираида Васильевна плачет. И я с трудом сдерживаю слёзы. Не будет забыта та страшная война. Мы сделаем всё, чтобы память о цене войны хранилась в веках.

                    Жданова Марина, 4 «б» класс  школа №1

На долю моей прабабушки, Клюкиной Валентины Николаевны, выпало суровое испытание военным временем.

       Когда началась война прабабушке было всего два года. Она жила в деревне Петуховы вместе со своей мамой и сестрой. Папа у них ушёл на войну в первые месяцы войны и погиб под Москвой.

       Самым страшным был голод. Бабушка Валя ходила вместе со старшими детьми на колхозное поле собирать мёрзлую, гнилую картошку. Из неё пекли оладьи. На полях собирали клевер, песты, лебеду. Всё это шло в пищу.

       После войны прабабушка пасла коров, работала в колхозе на сенокосе.

В этом году бабушке исполнилось 80 лет. Она получила удостоверение «Дети войны».

                            Пятин Иван 3 «б» класс школа №3

 «Дети войны»

(О жизни Бориса Ивановича Волжанина в годы Великой Отечественной войны)

 

       Борис Иванович Волжанин родился 4 марта 1936 года в деревне Евдокимово Пижанского района. Ему очень хорошо запомнилось начало войны. В то время ему было 5 лет. Он вспоминает, что население восприняло известие о начале войны, как всеобщее горе. Все трудоспособное мужское население деревни в количестве 30 человек в 1941 году было призвано на фронт. Их семью как и многие семьи тех военных лет, тоже разлучила проклятая война. Отец Бориса, Иван Андреевич, был призван на первый Украинский фронт.

Так остались жить в родной деревне Борис вместе с мамой и младшей сестрой. Питались они очень плохо, до сих пор Борису Ивановичу вспоминается вкус похлебки из крапивы. Ботву моркови и свеклы тоже варили. Особенно голодно было зимой. Хорошо, что держали корову, но молока было мало.

К каждому дому было прикреплено по 50 соток огорода, но всю ее возделывать женщинам, старикам и детям было не под силу. Что садили, почти все съедали.

       С 7 лет дети заменяли ушедших на фронт отцов, помогали женщинам работать на сенокосе, гребли сено, собирали колоски. Борис помнит, как вместе с деревенскими ребятами, они прибежали в поле и принесли бумажку, которую отдал почтальон. Они еще не знали, что это «похоронка». Мгновенно бескрайнее поле наполнилось истошным женским плачем и, казалось, не было ему конца. До сих пор в памяти Бориса Ивановича стоит это плач. Десять мужчин из деревни Евдокимово не вернулись с войны. Охваченные безутешным горем женщины навсегда остались без мужей, сыновей, братьев.

Всеобщее горе сплотило население деревни Евдокимово. Люди старались помочь друг другу. Делились продовольствием, вещами, сообща воспитывали детей.

В 1944 году фашистский снайпер ранил отца Бориса при форсировании реки Висла в Польше. Пуля прошла через правый бок и живот. Иван Андреевич, истекая кровью, дополз до своего отряда. Оставшиеся в живых бойцы оказали ему необходимую помощь и отправили в госпиталь. После 8 месяцев лечения отец был комиссован домой. Семья Бориса была несказанно рада возвращению отца. Полученная рана постоянно напоминала Ивану Андреевичу о войне, здоровье было крепко подорвано, он стал инвалидом. Борис, будучи первоклассником, старался помогать отцу. Например, выполнял работу счетовода, им работал отец до войны. Собирал сведения, сколько за один день в колхозе сделано работ, Носил каждый день за три километра в село эти сводки. Все школьные годы совмещал работу с учебой.

Затем закончил школу механизации в г. Советске, работал трактористом.

За многолетний добросовестный труд Борис Иванович неоднократно награждался государственными и ведомственными наградами.

 

Коврижных Нина Федоровна,

Дети военной поры             

  Сборник творческих работ           

 

 

 

 

 

 

 

 

 Котельнич, 2020

 

 

  

              Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Эти дни вместили в себя горечь потерь и беспощадность боёв, радость побед и короткие минуты отдыха. Война затронула и детей. Сегодня многие представители старшего поколения – это и есть те ребята, которые пережили страшные годы бомбёжек, разрухи и голода. У них было голодное, холодное, безрадостное детство, которое они вспоминают со слезами на глазах.                  

 

 


Время … Оно всесильно. Но так уж устроена жизнь, что над памятью нашей оно не властно. Память — она вечна. И всё, что мы можем сделать сегодня — это сохранить в своих сердцах воспоминания о прошлых событиях.

       Моя прабабушка Александра Григорьевна родилась в деревне

Аверины Афанасьевского района Кировской области.

В семье из детей (а их было пятеро) она была самая старшая. Нелегко складывались детство и юность моей прабабушки. К началу войны она закончила всего четыре класса школы, а больше и не училась, потому что надо было работать. Дети наравне со взрослыми выходили на поля пахать, сеять, убирать урожай. Война была жестокая, люди умирали от голода и холода. В доме часто нечего было есть. Дети собирали песты, клевер и другие растения и из этого пекли хлеб, добавив горсточку муки или отрубей. Часто прабабушка зимними вечерами нянчила чужих детей, за что ей давали горбушку хлеба, которую она несла домой и угощала младших сестёр.

В 1942 году её послали на работу в город Омутнинск, на лесоповал. Работа была тяжёлая, но всех мужчин забрали на фронт, работать приходилось женщинам и подросткам.

Зимой и летом на ногах носили лапти, редко у кого были зимой валенки. Вот там в лесу бабушка обморозила ногу. Но даже с больной ногой она продолжала работать. Работали далеко от дома, по полгода не виделись со своими родными и близкими. В тылу был свой фронт, трудный и мучительный. Люди работали на износ, выполняя указанные нормы.

Вся страна жила под лозунгом «Всё для фронта! Всё для Победы!».

Войну прабабушка вспоминала всегда со слезами на глазах, так много выпало на её долю страданий. Но те страшные годы не ожесточили её. Она не очерствела душой, была очень доброй, спокойной, рассудительной, жизнерадостной женщиной.

Пусть сейчас её уже нет рядом с нами, но мы всегда будем ценить, уважать таких людей за то, что они сделали для нас, чтить и хранить память о них, передавать их воспоминания следующим поколениям.                                                                      

 

          Шастина Анастасия 4 «а» класс школа № 1

 

- Бабушка, мы хотели бы узнать о твоём детстве в годы войны.

Немного задумавшись, бабушка Люба начала свой рассказ...

 - Когда в 1941 началась война, мне было почти 12 лет. Жили мы в то время в Шабалинском районе, в деревне Куринцы. Моего папу Николая, как и других мужчин нашей деревни, забрали на фронт. Большое счастье, что он остался живой, хотя и контуженный, плохо ходил, потому что был ранен в ногу.

Все деревенские дети работали в колхозе, помогали и дома.

-А разве вы в школу не ходили?

-Конечно, ходили, Сонечка. Но после школы мы обязательно шли и помогали взрослым: кто-то из ребят пас коров на полях с раннего утра и до поздней ночи, кто-то косил траву ручной косой, бензокос-то не было и в помине, а лично я помогала маме на ферме доить коров.

-А что же вы кушали, наверное, молоко пили? - спросила Соня.

-Еды особой не было. Молоко, что надоят доярки на ферме, всё сдавалось и увозилось в областной центр, там из него делали масло и увозили на фронт. Так нам говорил председатель колхоза. Точно так же было и с пшеницей: её сеяли, собирали урожай и тоже всю увозили. Мы же, жители деревни, питались овощами с огорода. Летом и осенью ходили за грибами и ягодами в лес. Помню, мама пекла всё время лепёшки из какой-то травы, горькая такая, ужасно мне не нравилась. Но что делать, приходилось есть. 

-Бабушка, а были у вас в то время какие-нибудь игрушки, развлечения? - спросил Давид.

-Как таковых игрушек не было, - продолжала рассказывать бабушка, но это не мешало нам играть в прятки, догонялки и многие другие игры. Но особо было не до игр и развлечений. Ведь приходилось рано вставать в школу и идти до неё почти пять километров. Пока к урокам придёшь уже устанешь, а не дай бог зимой метель или мороз... Никогда поодиночке не ходили, всегда шли ватагой, чтобы не заблудиться и не замёрзнуть. После уроков идёшь обратно эти же пять километров. Не успеешь зайти в избу и пообедать, как нужно бежать на ферму, помогать маме. И так каждый день.

Но нам грех жаловаться, ведь мы здесь в деревне, несмотря на все тяготы и лишения, остались живы. Мы не слышали воя сирен и звуков падающих бомб, нас не теряли родители, и мы не были ранены.

Самое главное — выжили и выстояли, - заключила бабушка и погрустнела.

Конечно, мы понимали, что бабушка рассказала лишь частичку всех лишений и мук военной поры, что пришлось ей пережить совсем ещё ребёнком...

-Ну, что примолкли? Давайте чай пить, а то остыл уже, - взбодрившись, сказала бабушка Люба. И начала рассказывать про огород, про кота, который гонял сегодня ворон, как будто и не было в её жизни всех этих печальных, полных тягости и горя, лет...

Беседу со своей прабабушкой записали Софья Лангольф, ученица

       3 «а» класса школы №3 и её братик Давид.

 

       О своих воспоминаниях в годы Великой Отечественной войны и послевоенном времени рассказывает Людмила Андреевна Ляпустина, бабушка Егора Чагина. Отец мой ушел на фронт в январе 1942 года. Родилась я в июне 1942 года. В семье я была седьмым ребенком, нас было четыре брата и три сестры. Жили мы в деревне Ляпустины Котельничского района. В деревне было пятнадцать домов. В семьях было от пяти до шести детей. Жили мы бедно, в доме редко когда был настоящий хлеб. В основном хлеб пекли из головок клевера, добавив горсть лука. По весне, из оттаявшей на поле земли, мы выкапывали гнилую картошку и пекли из нее лепешки. Ели гигель - траву, лепешки из крапивы, которые не так были вкусны, как лепешки из гнилой картошки, но мы были рады и этому. Возле дома была усадьба около пятидесяти соток, где мы сеяли зерно и после сбора урожая на самодельных жерновах его мололи. Почти весь урожай зерна сдавали на нужды фронта. Из остатков муки варили кашу, у нас ее называли «алалиха», варили ее на трехногом «таганке». Также мы садили картофель, который мы съедали еще до зимы. Собирали украдкой оставшиеся в поле колоски, но за это можно было попасть в тюрьму.

Держали корову и кур, но в основном молоко и яйца сдавали государству, оставалось себе совсем немного. С наступлением лета собирали грибы и ягоды, продавали их на рынке, чтобы купить какую-нибудь одежду, а в основном донашивали «обноски» от кого-либо. Сладостей почти не было, в субботу разводили самовар на еловых шишках и пили чай с сахаром всей семьей. Мама уходила на работу к пяти утра, приходила к завтраку, накормив нас, снова уходила до обеда. Обо мне заботились старшие сестры, а братья работали в колхозе за трудодни. Иногда за трудодни давали хлеба, пшеницы, овса. Когда я подросла, то помогала маме по хозяйству, в заготовке на зиму дров, сенокосе. По осени собирали в колхозе картофель и вязали лен в снопы. Вечером, когда все работы сделаны, мы собирались играть на улице в городки, прятки, ходили на самодельных ходулях, прыгали через веревочку. Избы вечером освещались «коптилками» и керосиновыми лампами. Одежду стирали вручную, а полоскали в речке. Утюг был железный, его нагревали на плите печи, а потом гладили одежду. Бани не было, мылись в протопленной русской печи, подстелив солому на пол, чтоб не испачкаться и не обжечься. Из деревни в школу, которая находилась в селе Екатерина, ходило около пятнадцати ребят. Вставали утром рано, еще было темно, и освещать дорогу приходилось факелами, сделанными из тряпок, пропитанных серой с деревьев. В сельской школе ребят было много, классы делили на параллельные. Оборудование классов было скудным, имелась старая доска черного цвета, плакат с таблицами, счеты и палочки. Каждый ученик носил с собой чернильницу и перочистку. Ручки были перьевые с деревянным стержнем и металлическим пером. Еду в школу приносили с собой, кто что возьмет из дома. Хлеб, привезенный из города считали за «чудо», какой он был вкусный и настоящий. После школы, начиная с четвероклассников и старше, ходили на работу в поле собирать колоски, картошку, вязали в снопы лен, на току помогали взрослым подавать снопы с зерном. Готовили уроки и читали вечером, а днем помогали маме по хозяйству, пасли коров, чистили грядки. Жили в деревне мы дружно, даже не вешали замков на двери домов. По вечерам ходили друг к другу в гости, так называемые «посиделки».

Зимой мама пряла пряжу и вила шерстяные нитки, из которых потом вязала носки и варежки. Зимой катались на самодельных лыжах, санках и коньках. У многих в домах не было даже радио,

а кто жил побогаче то имели радиолу. Вот так и проходило мое детство. Моя мама говорила: «Нашим счастьем было, что мы не слышали звуков рвущихся снарядов и свиста пуль, но война была, которую ощутил весь народ и в тылу, и на передовой, и в оккупации».                   

                              Чагин Егор 3 класс школа №3

       Моих прабабушек и прадедушек уже нет в живых. С вопросом о военном детстве я пришла к родной сестре моей прабабушки Нади Ираиде Васильевне Жуйковой, в девичестве Шабалиной.

       У Ираиды Васильевны было три брата и четыре сестры. Жили они в деревне Сергачёнки Ждановского сельского совета. Жили бедно, держали корову и курицу, выращивали овощи и рожь на огороде.

       Отца большой семьи в Армию не призвали, он работал в колхозе трактористом. В деревне было девять домов, почти все семьи многодетные. Большинство мужчин ушли на фронт, и вся работа легла на плечи женщин и детей. Работали много. Дети помогали чем могли. По очереди пасли коров. Вставали с зарёй и босиком по холодной росе гнали коров на луг. Пасти стадо нужно было весь день. В свободное время дети помогали взрослым в поле и на огороде: поливали овощи, пололи лён, сгребали сено. За работу получали конфетку или яичко и очень этому радовались.

       В военные и послевоенные годы голодно жилось ребятам. Рады были морковке, выдернутой из грядки и вытертой о полу платья.

       Сахара, мяса, молока не было. Нужно было помогать фронту. Каждая семья отдавала стране, что могли, выполняя поставленные задачи. Отдавали яйца, молоко, рожь. Сами питались овощной похлёбкой, иногда сдобренной обезжиренным молоком, обратом и грибами. Похлёбку готовили в казанке, в русской печи. Пекли хлеб, хранили его в погребе.

«Мы нет-нет, да и спустимся в погреб отломить кусочек хлебушка»,- вспоминает Ираида Васильевна. Ходили в гости к соседке Настасье — та угощала ребят луковым пером с обратом. Это до сих пор любимая еда Ираиды Васильевны.

       Старшая сестра Ираиды Васильевны, Любовь Васильевна, работала трактористкой, как и отец. Юная девушка семнадцати лет на трактор залазила с большим трудом. Заглохнет трактор в поле — бежит Люба к отцу, зовёт на помощь. Дети школьного возраста учились в соседних деревнях — в деревне Ждановы и в селе Покровском. Путь в школу был не близким — два километра до Ждановых и семь километров до Покровского, но никто не жаловался.

       Находили время и для игр. Ираида Васильевна хорошо помнит игру «Чиж». Особенно запомнилось Ираиде Васильевне как они прислушивались к стрельбищам близ села Вишкиля. Стреляли солдаты на учениях, а дети прятались у плетня.

«Война идёт!» - перешёптывались, а сердце замирало от страха.

Война закончилась. Фашисты разбиты. В войну Ираида Васильевна потеряла младшую сестру в возрасте одного года, она погибла от пневмонии. Возвращались домой односельчане – кто без ног, кто тяжело ранен. Двое односельчан не вернулись – погибли на фронте. Вспоминая те трудные годы, Ираида Васильевна плачет. И я с трудом сдерживаю слёзы. Не будет забыта та страшная война. Мы сделаем всё, чтобы память о цене войны хранилась в веках.

                    Жданова Марина, 4 «б» класс  школа №1

На долю моей прабабушки, Клюкиной Валентины Николаевны, выпало суровое испытание военным временем.

       Когда началась война прабабушке было всего два года. Она жила в деревне Петуховы вместе со своей мамой и сестрой. Папа у них ушёл на войну в первые месяцы войны и погиб под Москвой.

       Самым страшным был голод. Бабушка Валя ходила вместе со старшими детьми на колхозное поле собирать мёрзлую, гнилую картошку. Из неё пекли оладьи. На полях собирали клевер, песты, лебеду. Всё это шло в пищу.

       После войны прабабушка пасла коров, работала в колхозе на сенокосе.

В этом году бабушке исполнилось 80 лет. Она получила удостоверение «Дети войны».

                            Пятин Иван 3 «б» класс школа №3

 «Дети войны»

(О жизни Бориса Ивановича Волжанина в годы Великой Отечественной войны)

 

       Борис Иванович Волжанин родился 4 марта 1936 года в деревне Евдокимово Пижанского района. Ему очень хорошо запомнилось начало войны. В то время ему было 5 лет. Он вспоминает, что население восприняло известие о начале войны, как всеобщее горе. Все трудоспособное мужское население деревни в количестве 30 человек в 1941 году было призвано на фронт. Их семью как и многие семьи тех военных лет, тоже разлучила проклятая война. Отец Бориса, Иван Андреевич, был призван на первый Украинский фронт.

Так остались жить в родной деревне Борис вместе с мамой и младшей сестрой. Питались они очень плохо, до сих пор Борису Ивановичу вспоминается вкус похлебки из крапивы. Ботву моркови и свеклы тоже варили. Особенно голодно было зимой. Хорошо, что держали корову, но молока было мало.

К каждому дому было прикреплено по 50 соток огорода, но всю ее возделывать женщинам, старикам и детям было не под силу. Что садили, почти все съедали.

       С 7 лет дети заменяли ушедших на фронт отцов, помогали женщинам работать на сенокосе, гребли сено, собирали колоски. Борис помнит, как вместе с деревенскими ребятами, они прибежали в поле и принесли бумажку, которую отдал почтальон. Они еще не знали, что это «похоронка». Мгновенно бескрайнее поле наполнилось истошным женским плачем и, казалось, не было ему конца. До сих пор в памяти Бориса Ивановича стоит это плач. Десять мужчин из деревни Евдокимово не вернулись с войны. Охваченные безутешным горем женщины навсегда остались без мужей, сыновей, братьев.

Всеобщее горе сплотило население деревни Евдокимово. Люди старались помочь друг другу. Делились продовольствием, вещами, сообща воспитывали детей.

В 1944 году фашистский снайпер ранил отца Бориса при форсировании реки Висла в Польше. Пуля прошла через правый бок и живот. Иван Андреевич, истекая кровью, дополз до своего отряда. Оставшиеся в живых бойцы оказали ему необходимую помощь и отправили в госпиталь. После 8 месяцев лечения отец был комиссован домой. Семья Бориса была несказанно рада возвращению отца. Полученная рана постоянно напоминала Ивану Андреевичу о войне, здоровье было крепко подорвано, он стал инвалидом. Борис, будучи первоклассником, старался помогать отцу. Например, выполнял работу счетовода, им работал отец до войны. Собирал сведения, сколько за один день в колхозе сделано работ, Носил каждый день за три километра в село эти сводки. Все школьные годы совмещал работу с учебой.

Затем закончил школу механизации в г. Советске, работал трактористом.

За многолетний добросовестный труд Борис Иванович неоднократно награждался государственными и ведомственными наградами.

 

Козвонин Иван 3 «б» класс школа №3

 

 

«Из жизни моей прабабушки в годы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.108 с.)