Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международный юридический институтСтр 1 из 2Следующая ⇒
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и методической работе
__________________________С.И.Сильченко «_ 29_» _________ декабря__________ 2018г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Логика
Москва 2019 СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины Изучение дисциплины «Логика» является важной составляющей профессиональной подготовки обучающихся всех форм обучения по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Освоение дисциплины «Логика» обусловлено миссией образовательных программ (ОП) и требованиями ФГОС ВО по указанному направлению подготовки.
Целью преподавания и изучения дисциплины является формирование у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для: - формирования культуры мышления, - культурного и интеллектуального развития личности; - адаптации к новым ситуациям, в том числе – в юридической деятельности; - пересмотра накопленного опыта – реализации принципа «обучение в течение всей жизни"; - готовности к инновационному поведению, то есть к самоорганизации и саморазвитию Задачи дисциплины (для обучающихся): сформировать и совершенствовать ряд общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (п.3), в том числе: - сформировать представление об объекте и предмете логики, её значимости для профессиональной деятельности юристов; - обеспечить знание и понимание форм, законов и операций логического мышления, и умение их использовать; - ознакомить с логическими основами аргументации, приёмами спора, правилами анализа вопросно-ответных ситуаций; - сформировать методологические основы юридического мышления, умения и навыки логического анализа информации при постановке цели и обоснований путей ее достижения; - развить способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в целях и, на этой основе, способность общаться в рамках профессиональной деятельности и в повседневной жизни, то есть работать в коллективе, понимая важность учета социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; - применять принципы и законы, формы и методы абстрактного (логического) познания мира с целью профессионального и личностного самосовершенствования и саморазвития. 2. Место учебной дисциплины в структуре ОП Актуальность изучения дисциплины обусловлена тем, что знание основ логики необходимо каждому человеку, а в особенности - юристу, так как умение правильно мыслить, доказывать истинность или ложность предположений, высказываний, рассуждений необходимо и в жизни и, особенно, в профессиональной деятельности юриста.
Кроме того, для успешной адаптации к информационному обществу, в котором мы живем, необходима гибкость мышления, умение использовать на практике формы, законы, методы и операции правильного (истинного) мышления. Сознательное использование правил и законов логики особенно необходимо при получении нового знания, истинность которого не обеспечивается стихийной правильностью рассуждения. Разнообразные способы логического рассуждения используются и в практике доказывания, и в построении следственных версий, и в судопроизводстве, и при создании норм права, и в теоретическом анализе права. Логическая форма оказывает большое влияние на содержание правового мышления. Культура абстрактно-логического мышления составляет важнейший элемент фундамента логической культуры юриста и включает: - совокупность знаний о формах, законах и операциях мыслительной деятельности, усиливающих методологическую сторону формально-логического решения типичных проблем, возникающих в юридической практике; - умение использовать эти знания в процессе мышления; - устойчивые навыки формулирования мысли, её убедительного обоснования и обеспечения самоконтроля в ходе рассуждения. Таким образом, знание и применение формальной логики помогает юристу сформировать способность: - понимать самому и объяснять другим сложные правовые явления и процессы, конкретные документы, актуальные ситуации, общественные причинно-следственные связи; - обнаруживать противоречия в показаниях потерпевшего, свидетеля, обвиняемого, опровергать доводы оппонентов; - разрабатывать судебно-следственные версии; - правильно составлять официальные юридические документы: протоколы, акты, заключения, обзоры, приказы, директивы и др.; - принимать правильные, обоснованные решения по конкретным судебным делам, актуальным правовым вопросам; - предвидеть последствия своих и чужих высказываний, действий и поступков. - выработать умение защищать свои убеждения, использовать возможность логических средств в аргументированном отстаивании мировоззренческих позиций и методологических установок; - преодолевать инертность, заниматься самообразованием, непрерывно совершенствовать профессиональные навыки. ДисциплинаЛогикаотносится к вариативной части ОП (блок 1. Дисциплины (модули)). Учебная дисциплина реализуется в семестрах согласно учебным планам по формам обучения. Логика изучается совместно с дисциплинами такими как «Философия», «Концепции современного естествознания», «Математика и информатика» и другими. Учебная дисциплина обеспечивает в последующем освоение обучающимися следующих учебных дисциплин и практик:
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП ВО (компетенциями выпускника)
Участие в формировании компетенций разделов (тем) дисциплины прописаны в таблице (см. таблица 1). Таблица 1.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа - 2 зачетных единицы, из них:
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Тематический план для очной формы обучения
5.2. Тематический план для заочной формы обучения
5.3. Содержание разделов и тем дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
6.1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины Самостоятельная работа обучающихся является важнейшей частью процесса формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, так как без настойчивого систематического самообучения, обдумывания (рефлексии) и применения полученных знаний и умений невозможно стать квалифицированным профессионалом. В процессе самостоятельной работы формируются навыки рефлексии, умение правильно и полно отражать результаты своей самостоятельной работы в устной и письменной речи, обучающиеся имеют возможность продемонстрировать культуру своего мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. При подготовке к практическому занятию необходимо самостоятельно проработать соответствующую тему дисциплины. Обучающиеся по заочной форме обучения обязаны самостоятельно проработать все темы, при этом должны обратить особое внимание на темы дисциплины, относящиеся к практическому занятию. Работа над каждой темой предполагает следующий алгоритм действий: а) Составить краткий план-конспект, ориентируясь, в первую очередь, на презентацию лекции и схемы по теме, не забывая использовать и другие источники информации. При этом необходимо фиксировать самую суть вопросов, сжато отражая логическую последовательность материала. Желательно при написании плана-конспекта самостоятельно составлять схемы, таблицы, рисунки, то есть фиксировать информацию, используя различные знаковые системы, что необходимо для глубокого понимания изучаемого материала. Подготовленные материалы можно использовать на практическом занятии и зачете; б) Выполнить тесты по теме, используя подготовленные материалы; в) Ответить на контрольные вопросы и выполнить практические задания, используя подготовленные материалы и источники информации из раздела 8. При ответе нужно обязательно привести конкретные примеры, если это требуются в задании, в противном случае ответы не будут засчитаны. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды деятельности: - изучение материалов лекций, подготовка к семинарам и практическим занятиям; - выполнение реферата (эссе, иных письменных работ); - решение практических заданий, упражнений, тестов, ответы на контрольные вопросы и т.п.; - подготовка презентации в офисной программе MS «Power Point»; - работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks); - выполнение заданий преимущественно с использованием компьютера и сети Интернет; - работа с обязательной и дополнительной литературой с составлением конспекта; - подготовка доклада (сообщения). В целях более эффективного осуществления текущего контроля качества усвоения изучаемого по дисциплине материала в ходе семинаров и практических занятий будет проводиться тестирование. Необходимый обучающимся материал для более углубленного изучения в ходе самостоятельной работы проблем рассмотренных в ходе лекций содержится в учебниках по логике. В ходе самостоятельной работы студенты осмысливают полученный в ходе лекции материал и используя учебники, учебные пособия и др. источники, дорабатывают конспект лекций. Студенту необходимо помнить, что конспект - это не точная запись текста лекции, а запись смысла, сути учебной информации, это записка самому себе, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору, а также то, что конспект должен облегчать понимание и запоминание учебной информации по дисциплине. Существует несколько разновидностей конспектов, которые можно условно разделить на плановые (план-конспекты), текстуальные, свободные и тематические. Для изучения проблем дисциплины и подготовки к занятиям семинарского типа в ходе самостоятельной работы студенты могут использовать электронно-библиотечную систему IPRbooks и ЭБС института (согласно полученному логину и паролю). При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты используют рекомендации указанные в разделах 6.2 и 6.3. При подготовке к занятиям данного типа студенты уясняют наиболее сложные вопросы по рассматриваемой теме, выявляют проблемные вопросы, которые впоследствии могут поднимать на семинарском (практическом) занятии. В ходе самостоятельной работы по подготовке к занятию семинарского типа студенты разрабатывают презентации с использованием офисной программы MS «Power Point», готовят доклады (сообщения) по вопросам изучаемой темы, разрабатывают вопросники и варианты методики разрешения проблемных ситуаций, методики действий по роли в ходе деловой (ролевой) игры, выполняют другие задания выданные преподавателем на самостоятельную работу. Также в ходе самостоятельной работы студенты отрабатывают вопросы для самопроверки качества усвоения материала по рассматриваемой теме. Подготовку к семинару или практическому занятию пол дисциплине лучше начинать сразу же после лекции по данной теме или консультации преподавателя. Проводить ее рекомендуется в определенной последовательности. Прежде всего, следует доработать текст лекции по соответствующей теме, внимательно изучить план семинара (практического занятия), содержание основных учебных вопросов, выносимых для обсуждения, а также список рекомендованной литературы и дополнительные задания, которые могут быть даны преподавателем. При работе с литературой и другими источниками следует более внимательно ознакомиться с их содержанием, отметить те части текста, в которых вопросы семинара, раскрываются наиболее глубоко и подробно, сделать в книге закладку. После подбора и предварительного просмотра литературы студенты приступают к ее углубленному изучению. В процессе углубленного чтения литературы студентам необходимо составить краткие конспекты в рабочей тетради по дисциплине, тезисы своих будущих выступлений, сделать необходимые выписки. Подготовка к семинарскому и практическому занятию не сводится только к поиску ответов на поставленные в плане вопросы. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена студентом с точки зрения ее связи с реальной жизнью и возможностью реализации в процессе будущей профессиональной деятельности юриста. По каждому вопросу семинара, практического занятия обучающийся должен быть готов высказать и собственную точку зрения. Если преподаватель поручил обучающемуся подготовить к семинару, практическому занятию доклад или фиксированное выступление, то обучающийся должен: - проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки; - написать текст доклада и продумать методику его чтения; - потренироваться в чтении доклада. В ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям с использованием интерактивных форм обучения (диспутов, ролевых игр, разбора конкретных ситуаций и др.) студенты должны углубить свое понимание наиболее сложных теоретических проблем дисциплины, рассмотренных в ходе лекций и направить свои усилия на формирование дисциплиной предусмотренных ОП компетенций. Студентам обучающимся по заочной форме обучения основное время для усвоения проблем рассматриваемых в дисциплине отводится на самостоятельную работу. В ходе подготовки к предстоящей сессии они должны уяснить все вопросы, которые были озвучены преподавателями в ходе обзорных лекций по темам дисциплины и отработать подробный конспект по изучаемым темам. При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты используют рекомендации указанные в разделах 6.2 и 6.3., а также самостоятельно углубленно изучают проблемы, рассматриваемые в каждой теме дисциплины. Кроме того к предстоящим семинарским (практическим) занятиям студенты выполняют контрольную работу (реферат, эссе) по одной из предложенных преподавателем тем с разработкой презентаций, подготовкой докладов (сообщений) по проблемным вопросам дисциплины, разрабатывают вопросники и варианты методики разрешения проблемных ситуаций.
6.2. Задания на самостоятельную работу Задания на самостоятельную работу обучающихся по теме 1: Понятие как форма мышления Цель задания: рассмотрение общей характеристики понятия. Содержание и объем понятия. Виды понятий, операции с понятиями. Значение понятий в теоретической и практической деятельности юристов. Содержание: 1. Дополнить конспект лекций в соответствии с содержанием темы 2 (раздел 5.3). 2. Решить задачи и выполнить задания по теме 2 по заданию преподавателя – источник 4 доп. литература. Срок выполнения: к следующему занятию. Ориентировочный объем: 2-3 стр. текста. Отчетность: доработанный конспект лекций, выполненные тесты и задачи. Метод оценки: пятибалльная шкала. Источники: см. список основной и дополнительной литературы Задания на самостоятельную работу обучающихся по теме 3: Суждение как форма мышления Цель задания: рассмотрение общей характеристики и роли суждения в процессе познания. Логическая характеристика вопросно-ответной формы развития знаний. Содержание: 1. Дополнить конспект лекций в соответствии с содержанием темы 3. 2. Решить задачи и выполнить задания по теме 3 по заданию преподавателя – источник 4 доп. литература Срок выполнения: к следующему занятию Ориентировочный объем: 2-3 стр. текста Отчетность: доработанный конспект лекций, выполненные тесты и задачи. Метод оценки: пятибалльная шкала Источники см. список основной и дополнительной литературы
Задания на самостоятельную работу обучающихся по теме 4: Умозаключение как форма мышления. Дедукция и ее виды. Индукция и умозаключения по аналогии Цель задания:рассмотреть умозаключение как форму мышления. Виды умозаключений и их логическая структура. Сокращенные и сложные силлогизмы. Понятие дедукции и индукции. Индукция полная и неполная, популярная и научная. Роль аналогии в науке и в правовом процессе. Содержание: 1. Дополнить конспект лекций в соответствии с содержанием темы 1 (раздел 5.3). 2. Решить задачи и выполнить задания по теме 4 по заданию преподавателя – источник 4 доп. литература Срок выполнения: к следующему занятию Ориентировочный объем: 2-3 стр. текста Отчетность: доработанный конспект лекций, выполненные тесты и задачи. Метод оценки: пятибалльная шкала Источники: см. список основной и дополнительной литературы
Задания на самостоятельную работу обучающихся по теме 5: Тесты Аргументация 1. Какую структуру имеет доказательство как логическая операция? – Оно имеет следующую структуру: а) тезис, аргументы, демонстрация. б) посылки, заключение, вывод. 2. Ошибка “Основное заблуждение” – это ошибка по отношению к … а) тезису; б) аргументам; в) демонстрации. 3. Как называется рассуждение, содержащее логическую ошибку с целью преднамеренного введения в заблуждение? – Это… а)парадокс; б) паралогизм; в) софизм. 4. Как назывались в Древней Греции составители судебных речей для клиентов, применительно к личным качествам клиентов-заказчиков? – Они назывались… а) логопедами; б) логогрифами; в) логографами; г) логистиками. 5. Дисциплина “Логические основы аргументации” является … а) одной из самых древних; б) одной из самых молодых; в) одновременно и одной из самых древних и одной из самых молодых. 6. «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum). Это изречение Рене Декарта с точки зрения формальной логики представляет собой: а) простой категорический силлогизм; б) энтимему; в) эпихейрему. 7. Во время диспута, происходившего в 20-х г.г. ХХ в. между верующими и атеистами некий священник заявил: - Я могу очень просто доказать и то, что Господь Иисус Христос существовал, и самый факт Его воскрешения… Затем он повернулся к многочисленной аудитории и воскликнул: - Хритстос воскресе! - Воистину воскресе! – отозвались сотни голосов. (В своих воспоминаниях архиепископ Никон (Фомичев) сообщает, что к этому же приему прибегал во время дискуссий и обновленческий «митрополит» Александр Введенский. (Мих Ардов. Мелочи архи…прото… и просто архиерейской жизни. – М.: 1998. С. 25.) Как называется такой аргумент? Такой аргумент называется: а) argumentum ad rem; б) argumentum ad publicum; в) argumentum ad misericordiam. Понятие 8. Какие признаки можно считать существенными для понятия «человек»: А. Безперьевое животное Б. Двуногое животное В. Животное, обладающее сознанием Г. Нравственное существо 9. Какие признаки можно считать существенными для понятия «золото»: А. Мерило ценностей Б. Химический элемент В. Металл желтого цвета Г. Используется в драгоценных изделиях 10. К какому приему образования понятий относится «мысленное расчленение целого на части»: А. Анализ Б. Синтез В. Абстрагирование Г. Обобщение 11. К какому приему образования понятий относится «мысленное соединение частей в целое»: А. Анализ Б. Синтез В. Абстрагирование Г. Обобщение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.193 с.) |