Исследования памятников архитектуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования памятников архитектуры



Исследования памятников архитектуры

Реставрация должны опираться на исследования - многосторонние и комплексные.

Начинается на стадии предварительного ознакомления с объектом - совместно с инженерами выполняется визуальное изучение, схематические обмеры, знакомятся с первичными сведениями в документации (ГИОП и литература).

Цель: - составить представление о сооружении

- дать первичную оценку его художественных особенностей в существующем состоянии, степени искажения позднейшими переделами и технической сохранности.

На основании первичного обследования устанавливают:

- объем исследовательских работ

- состав исследовательских работ

- направленность работ.

 

Программа следований включает:

1).цикл работ по архитектурному изучению памятника,

2). цикл инженерно-технических исследований (д.быть взаимно увязаны).

Цель цикла архитектурного изучения памятника:

• Осветить строительную историю памятника

• Выявить сохранившиеся остатки утраченных архитектурных форм и определить возможность их точного восстановления.

В этот цикл входят:

1). Работы, осуществляемые вне памятника

• Сбор исторических данных (текст или графические материалы)

• Сбор данных об аналогиях (для более полного понимания)

2). Исследования сооружения в натуре

• Фиксация памятника

• Археологические раскопки

• Зондажные исследования

Выполняет и руководит архитектор-реставратор, с привлечением историков-архивистов, искусствоведов, археологов, художников-реставраторов.

Цель инженерно-технического исследования памятника:

• Выявить техническое состояние памятника

• Выявить причины и факторы разрушительного процесса

• Наметить технические меры для обеспечения длительной сохранности конструкций и декора

В этот цикл входят:

1). Изучение гидрогеологических условий территории (вскрытие шурфами)

2). Изучение состояния конструкций

• Установить состояние кладки фундаментов, стен (наличие скрытых трещин, поражения балок, стропил)

• Лабораторные исследования строительных материалов - определение химического состава

- определение физико-механических свойств (прочность, морозостойкость, пористость, водопоглощение, паропроницаемость)

- определение состояния конструкций (влажность, засоленность)

• Выявить зараженность конструкций различными видами биоразрушений (гриб, водоросли, микроорганизмы)

• Определить надежность металлоконструкций (исследование кристаллической структуры)

Разрушение материалов связано с условиями, в которых они находятся (температура и влажность), это непосредственно зависит от ТВР здания в целом. Поэтому изучение ТВР в комплексе инженерно-технических исследований занимает большое место. Особенно важно, если памятник имеет роспись, лепнину, позолоту и т.д., а также предметы внутренней обстановки (максимально чувствительны к неблагоприятным воздействиям).

Специалисты: геологи, химики, физики, биологи, инженеры-строители, специалисты металловедения.

Обычно такие специалисты есть в крупных реставрационных организациях (в составе специальных подразделений). Координатор - архитектор-реставратор.

 

Реставрационная археология.

Археологические раскопки - часть предварительной стадии исследований

Культурный слой - исторически сложившаяся система напластований грунта, возникшая как результат жизнедеятельности человека.

Задача - тщательное изучение культурного слоя, заполняющего и окружающего памятник архитектуры.

Культурный слой рассказывает о хронологии памятника, о его нижних частях (фундамент, нижние части стен, полы) утраченные элементы, перепланировки подземные инженерные сооружения, вертикальной планировке.

Регламентация: организовать исследования имеет право только специалист имеющий «Открытый лист», выдаваемый Отделом полевых исследований Института археологии Академии наук РФ. Это именное разрешение, выдаваемое под личную ответственность исследователя (ответственность разделяет с ним учреждение, запрашивающее разрешение).

Большую часть раскопок нужно провести до окончания работы над проектом и до начала строительных работ.

Три типа вскрытий: траншеи, шурфы и раскопы.

Траншея - ширина 1,5-2 м, применяют при небольшой мощности слоя. Для поиска утраченных сооружений и их частей, для установления взаимосвязи отдельных построек и участков. Для изучения рельефа и организации территории ансамбля. Если культурный слой мощный (более 1 м) траншея вредна, т.е. задевают многочисленные объекты и прорезают их.

Шурф - прямоугольник 1x1 до 4x4 м. применяют для решения инженерно-технических задач. Но

они не д.быть излишне многочисленными, т.е. дают отрывочную информацию.

Раскопы - прямоугольный участок послойно раскопанный до материка. Площадь от 100 до 400 м2.

Раскопы обязательны при больших земляных работах и при удалении грунта из подземных частей

памятника.

Траншеи и раскопы должны примыкать к зданию узкой стороной.

Правила проведения вскрытий.

1).Проводится вручную послойным поквадратным методом.

2).Находки каждого слоя собираются, описываются, зарисовываются по слоям и квадратам. После обработки - передаются в музей.

3).Должны иметь прямые углы и параллельные прямые стороны. Стены - строго вертикальны.

4). Обязательно изучение всех вскрываемых пластов культурного слоя.

5). Все работы - только в присутствии, при участии и под руководством обладателя «Открытого листа». 

Стратиграфия - последовательность и взаимозависимость пластов культурного слоя. Прослеживают 5 наиболее типичных основных слоев.

 Перечисляют снизу:

1 слой - слой строительства здания (выбросы материка, строительный мусор). Уровень перекрывает обрез фундамента.

2 слой - слой обживания (новые полы с мусором между ними, слои мелких ремонтов). Слой гумусный, горизонтальный. Уровень - над полом и выше возведения здания.

3 слой - слой окончательного разрушения здания или его частей. Это обломки кровли, кладки стен й сводов. Уходят наклонно вниз от уцелевших участков стен.

4 слой - те же руины, но сглаженные под воздействием атмосферных осадков.

5 слой - следы разборки руин на строительные материалы.

Строительный ярус (горизонт) - описывает комплекс одновременно существовавших сооружений, даже с разной датой возведения.

Внутри яруса - строительные периоды, каждый из которых связан с определенной строительной деятельностью на памятнике. Поэтому каждый имеет свою дневную поверхность.

Например, первый пласт имеет 2 уровня: до начала строительства и к моменту ввода в эксплуатацию.

Задача - создать хроностратиграфическую решетку строительных ярусов всего комплекса. Ход работ - отражают в полевом дневнике.

В ежегодном отчете - полевые масштабные чертежи

(- общий ситуационный план территории,

- планы каждого отдельного раскопа по слоям и по материку отдельно,

 - обмерные планы каждого сооружения отдельно,

- план находок,

- профили вертикально зачищенных участков слоя, -

 справку о сдаче собранных коллекций на музейное хранение).

 

Этот отчет представляют в Отдел полевых исследований Института археологии Академии наук РФ на вечное хранение.

 

 

Частные случаи.

- Особый вид зондажных работ - разверстовка кирпичной кладки. Она основана на дополнении срубленных кирпичей лицевой кладки до их полного размера. Основано чаще всего на логических соображениях. Применяют в случаях, если растеска не более чем на размер ложка кирпича. Проводят в ограниченных объемах. Чаще используют в ходе самой реставрации.

- Исследование чердаков и других замкнутых неиспользуемых пространств - частный случай раскрытий. Находят старые кровли, границы покрасок, следы старых проемов.

 

Исследования живописи

Микроскопический анализ

1. Микроскопический анализ позволяет максимально точно выявить степень реставрационных вмешательств, в частности распознать старые тонировки и записи, не выявляемые в УФ-лучах из-за лаковых наслоений. Только при исследовании в микроскоп можно увидеть реставрационные тонировки и записи, отличающиеся от авторского слоя по составу пигментов, степени прозрачности и рельефу залегания, но почти сравнявшиеся с ним по прозрачности, близкие по цвету и порой уже имеющие общий с ним кракелюр. Их рентгеновская плотность часто не дает контраста, поэтому выявить их на рентгенограмме так же сложно, как и в УФ-лучах.

В отдельных случаях при «творческой» реставрации может быть изменен цвет некоторых деталей: волос, глаз, костюма, фона и пр. Исследование под микроскопом дает возможность по остаткам красочного слоя узнать исходную цветовую гамму произведения.

2. Исследование под микроскопом позволяет определить способ нанесения подписи, так как только при сильном увеличении можно увидеть тончайшие нюансы ее залегания и установить, написана ли она одновременно с красочным слоем или нанесена позже по кракелюру, загрязнениям, потертостям, реставрации.

Даже не авторская подпись может быть столь давней, что частично приобретет кракелюр, общий с авторской живописью.

Способ нанесения подписи имеет наиболее важное значение, так как начертание автографа можно искусно подделать. Задача идентификации подписи существенно упрощается, если она выполнена: а) по сырому, б) полусырому красочному слою, в) теми же пастами, которыми написана картина.

3. Микроскопическое исследование позволяет ориентировочно датировать картину на основании анализа ее структуры, пигментного состава и приемов построения живописи. Знания о холстах, грунтах, составе, замесе и перетире пигментов, а также диапазоне применения конкретных живописных материалов и приемах построения красочных слоев дают возможность выдвинуть предположительную датировку. Наиболее объективный вывод о времени создания произведения делается в комплексе с результатами иконографического, стилистического и химического анализа.

4. Микроскопический анализ помогает установить вторичность произведения, технологическим признаком которой в отдельных случаях может являться отсутствие подмалевка.

5. При решении вопроса об авторстве учитываются результаты всего комплекса исследований, в котором микроскопический анализ играет немаловажную роль. Исследование грунта, состава и соотношения пигментов, определение последовательности построения изобразительных деталей (например, последовательность завершения элементов лица, одежды или аксессуаров и т.п.), особенностей построения красочных слоев позволяют составить представление о живописных материалах и технических приемах конкретного автора. Детальное технологическое исследование картины дает возможность на фоне общих признаков времени выделить характерные особенности, свойственные индивидуальной манере художника.

Весьма существенно то, что микроскопический анализ является экспресс-методом технологической экспертизы, результаты которого совместно с результатами иконографического и стилистического анализа позволяют либо сразу решить вопрос о времени создания, школе живописи и оригинальности картины, либо, при решении вопроса об авторстве и затруднении в датировке, наметить дальнейшую перспективу исследований.

II. Исследование в УФ-диапазоне излучения

УФ-лучи, воздействуя на картину, позволяют увидеть либо интегральное свечение лака, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает возможность:

— получить некоторую информацию о состоянии сохранности произведения (утраты и реставрационные вмешательства);

— выявить угасшие надписи и подписи, сделанные железогалловыми чернилами, ртуть- и железосодержащими пигментами;

— выявить отдельные датирующие пигменты (например, цинковые белила);

— получить информацию о глубине залегания подписи (под лаком, между лаковыми слоями, поверх лака, по утратам, по реставрации).

Результаты исследований проверяются данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава проб.

Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих об имеющейся реставрации, загрязнении или об отсутствии лаковой пленки.

При необходимости проводится фотофиксация картины при УФ-облучении.

III. Исследование в ИК-диапазоне излучения

Исследование проводится с использованием электронно-оптического преобразователя, трансформирующего ИК-изображение в видимое, позволяющее:

— увидеть нижележащие слои живописи (композиционные изменения или переписки);

— распознать под красочным слоем подготовительный рисунок и масштабную сетку при ее наличии;

— выявить надписи и подписи, нанесенные углеродсодержащими материалами;

— выявить угасшие надписи и подписи;

— определить поверхностные и глубинные реставрационные вмешательства.

Для ИК-лучей прозрачными являются лак, загрязнения, тонкие слои живописи. В тепловых лучах хорошо выявляются сажа, уголь, графитный карандаш, тушь и иные углеродсодержащие материалы.

Наиболее важную информацию можно получить при исследовании подготовительного рисунка, который является скрытым технологическим авторским признаком.

Рисунок свободный, с правками и композиционными изменениями, как правило, свидетельствует об оригинальности работы.

Рисунок жесткий, с обрисовкой границ светотени и контуров чаще всего указывает на вторичность картины. В отдельных случаях наличие масштабной сетки также может указывать на вторичность произведения.

Исследования памятников архитектуры

Реставрация должны опираться на исследования - многосторонние и комплексные.

Начинается на стадии предварительного ознакомления с объектом - совместно с инженерами выполняется визуальное изучение, схематические обмеры, знакомятся с первичными сведениями в документации (ГИОП и литература).

Цель: - составить представление о сооружении

- дать первичную оценку его художественных особенностей в существующем состоянии, степени искажения позднейшими переделами и технической сохранности.

На основании первичного обследования устанавливают:

- объем исследовательских работ

- состав исследовательских работ

- направленность работ.

 

Программа следований включает:

1).цикл работ по архитектурному изучению памятника,

2). цикл инженерно-технических исследований (д.быть взаимно увязаны).

Цель цикла архитектурного изучения памятника:

• Осветить строительную историю памятника

• Выявить сохранившиеся остатки утраченных архитектурных форм и определить возможность их точного восстановления.

В этот цикл входят:

1). Работы, осуществляемые вне памятника

• Сбор исторических данных (текст или графические материалы)

• Сбор данных об аналогиях (для более полного понимания)

2). Исследования сооружения в натуре

• Фиксация памятника

• Археологические раскопки

• Зондажные исследования

Выполняет и руководит архитектор-реставратор, с привлечением историков-архивистов, искусствоведов, археологов, художников-реставраторов.

Цель инженерно-технического исследования памятника:

• Выявить техническое состояние памятника

• Выявить причины и факторы разрушительного процесса

• Наметить технические меры для обеспечения длительной сохранности конструкций и декора

В этот цикл входят:

1). Изучение гидрогеологических условий территории (вскрытие шурфами)

2). Изучение состояния конструкций

• Установить состояние кладки фундаментов, стен (наличие скрытых трещин, поражения балок, стропил)

• Лабораторные исследования строительных материалов - определение химического состава

- определение физико-механических свойств (прочность, морозостойкость, пористость, водопоглощение, паропроницаемость)

- определение состояния конструкций (влажность, засоленность)

• Выявить зараженность конструкций различными видами биоразрушений (гриб, водоросли, микроорганизмы)

• Определить надежность металлоконструкций (исследование кристаллической структуры)

Разрушение материалов связано с условиями, в которых они находятся (температура и влажность), это непосредственно зависит от ТВР здания в целом. Поэтому изучение ТВР в комплексе инженерно-технических исследований занимает большое место. Особенно важно, если памятник имеет роспись, лепнину, позолоту и т.д., а также предметы внутренней обстановки (максимально чувствительны к неблагоприятным воздействиям).

Специалисты: геологи, химики, физики, биологи, инженеры-строители, специалисты металловедения.

Обычно такие специалисты есть в крупных реставрационных организациях (в составе специальных подразделений). Координатор - архитектор-реставратор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.067 с.)