Раздел 1. Психологические основы деятельности водителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Психологические основы деятельности водителя



Раздел 1. Психологические основы деятельности водителя

 

Анатомо-физиологические основы психики человека

Органы чувств – источники наших знаний об окружающем мире

Процесс управления автомобилем невозможен без использования органов чувств, которые иначе называют сенсорными системами, или анализаторами. В сложных дорожных и погодных условиях нагрузка на них сильно возрастает, что может приводить к возникновению опасных ситуаций для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Вот почему будущему водителю необходимы знания о своих органах чувств и тех психических процессах, которые они «запускают».

Органы чувств – это комплекс анатомических структур в нашем теле, воспринимающих и анализирующих различные раздражения внешней и внутренней среды. Всего их у человека пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания), язык (орган вкуса). Каждый из органов чувств реагирует на определенные раздражители окружающей среды.

Анатомические структуры, тесно связанные между собой, и обеспечивающие прием и обработку сигналов (ощущений) от внешнего мира И.П. Павлов назвал анализатором.

Впечатления, воздействующие на рецепторы органов чувств, передаются через чувствительные нервы в головной мозг, который воспринимает получаемую информацию и идентифицирует ее (возникают ощущения). В этом случае нервные центры вырабатывают ответный сигнал, который поступает по двигательным нервам в различные органы для его исполнения.

Различные виды человеческой деятельности оказывают на организм свое специфическое воздействие, что отражается и на деятельности органов чувств. Так, у водителей постепенно образуются комплексные ощущения – «чувство автомобиля» (его габаритов, устойчивости и пр.), имеющие исключительно важное значение в достижении мастерства и надежности в управлении автомобилем. Наличие таких комплексных ощущений позволяет водителю тонко подстраиваться под конкретные особенности своего автомобиля, что особенно важно при управлении в экстремальных условиях.

 

Изменение чувствительности анализаторов под воздействием разных факторов

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть чувствительны к отображаемым явлениям с большей или меньшей точностью.

Чувствительность наших органов чувств может меняться и в очень больших пределах. Различают две основные формы изменчивости чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.

Рис.2.

Адаптация – приспособление анализатора к раздражителю. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать при переходе от темноты к свету: глаз человека начинает испытывать резь, человек временно «слепнет».

Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно – в зрительном. Чтобы глаза приобрели нужную чувствительность (начали видеть) в темноте Время нужно примерно 30–40 минут, время адаптации к свету около 10 минут.Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 сек. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места.

Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной переадаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. Например, вождение автомобиле в темное время суток по автомагистрали с меняющейся освещенностью дорожного полотна.

Более существенное и постоянное влияние на органы чувств в процессе вождения автомобиля оказывают такие факторы как шум и вибрация.

Постоянно действующий шум (а шум, возникающий при движении автомобиля, как правило, постоянный) оказывает отрицательное воздействие на органы слуха. Помимо этого под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Вибрация вызывает снижение остроты зрения, особенно на частотах 25–40 и 60–90 Гц. При длительном воздействии вибрации могут отмечаться такие изменения, как сужение поля зрения, понижение светочувствительности, искажение цветоощущения, увеличение размеров слепого пятна.

Важнейшим фактором, влияющим на уровень чувствительности, является взаимодействие анализаторов. Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Это явление нужно использовать при управлении автомобилем. Так, слабое действие побочных раздражителей (например, обтирание холодной водой лица, рук, затылка или медленное разжевывание кисло-сладкой таблетки, например, аскорбиновой кислоты) повышает чувствительность ночного зрения, что очень важно при управлении автомобилем в темное время суток.

Таким образом, воздействуя на одни анализаторы, можно целенаправленно изменять уровень чувствительности других. При этом общим правилом может быть следующее: сильные воздействия на какой-либо анализатор понижают уровень чувствительности других, слабые – даже подпороговые раздражители – повышают.

Изменение чувствительности органов чувств меняется и с возрастом человека. Уже после 35 лет вообще снижается острота зрения и его адаптация, ухудшается слух. И хотя многие водители относят это за счет плохого освещения, слабых фар, однако остается непреложным факт, что глаза у них видят далеко не одинаково хорошо. С возрастом они не только хуже видят, но и легче подвергаются ослеплению, чаще сужается поле зрения.

Рассмотрим теперь влияние алкоголя и других психоактивных и лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.

При приеме снотворных, успокоительных, антидепрессантов, противосудорожных (фенобарбитал) и противоаллергических лекарств (пипольфен, тавегил, супрастин) наступает сонливость, головокружение, снижение внимания и времени реакции. Безобидные лекарства от кашля или головной боли могут угнетающе действовать на центральную нервную систему, снижая внимание и замедляя скорость реакции. Прежде всего, это препараты, содержащие кодеин (трамадол, трамалт, ретард, пенталгин, спазмовералгин, седальгин).

Таким образом, следует внимательно изучать инструкцию препарата, который водитель собирается принимать перед тем, как сесть за руль. Особо следует иметь в виду, что у некоторых препаратов период выведения из организма составляет 10–70 часов. Из наиболее популярных лекарств это: диазепам (синонимы: реланиум, седуксен), медазепам, радедорм, тазепам, элениум.

Рассмотрим теперь влияние алкоголя на управление транспортным средством. Хотя в Правилах дорожного движения запрещено управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в нашей стране, к сожалению, существуют сильные традиции сомневаться в правильности действий и/или результата освидетельствования на состояние опьянения. Считая, что «я – в норме», водитель садится за руль нетрезвым и подвергает других людей и себя опасности.

Почему так происходит? Многие люди придерживаются той точки зрения, что в ДТП попадают только сильно «употребившие» водители, а так как они выпивают умеренно, в том числе и на праздниках, то с ними ничего не случиться. Именно поэтому остановимся на действии «малых» или «умеренных» доз алкоголя на органы чувств и нервную систему человека.

Так, исследования обнаружили существенные нарушения функций нервной системы уже и от достаточно малых доз алкоголя. А. Ригде еще в 1883 году установил, что от доз в 4–15 г зрение ухудшалось на 12–13%. Установлено, что от 27–44 г алкоголя, принимаемых накануне или за полчаса до стрельбы, число промахов увеличивалось в 3–4 раза. При этом стрелявшие ожидали (по своему самочувствию) лучшие результаты, чем при стрельбе без алкоголя. Другие авторы отмечают понижение точности слуха, обоняния и тактильных ощущений после небольших доз алкоголя.

Сейчас многие думают, что раз пиво является слабоалкогольным напитком, то оно совместимо с вождением автомобилем. Изучение эргографом количества мышечной работы спустя 10 минут после приема пива (эквивалентного 30 г алкоголя) обнаружило уменьшение выполняемой работы на 45%.

Таким образом, объективно установлено заметное ослабление функций всех органов чувств от весьма незначительных доз алкоголя, в том числе и пива.

Под воздействием средней доз, то есть одной-полтора рюмок водки, двигательные акты на первых порах ускоряются, а затем замедляются. Их ускорение зависит от расслабления тормозных импульсов, что приводит к неточности в выполнении движений, появлении преждевременной реакции. Ослаблением контроля сознания за движениями объясняются нелепые, бесцельные и часто насильственные действия опьяненных. Этим же объясняется склонность ко всякого рода душевным волнениям, слезам, радости, гневу и другим страстям, в составе которых двигательный элемент занимает существенное место.

Другое чувство, легко утрачиваемое выпившим человеком, – это чувство страха. Страх у нормального человека выражается в замедлении и последующем ускорении деятельности сердца, затруднении дыхания и сокращении мелких сосудов. Это составляет характерную черту данного чувства, которое затрудняется, так как наблюдается в известной мере паралич сосудов, вызываемый алкоголем.

Кроме того, следует иметь в виду, что при снижении температуры на 5° вредное действие алкоголя усиливается почти в десять раз! А ведь люди уверены в том, что спирт обладает согревающим эффектом, и считают, что для замерзшего человека глоток чего-нибудь крепкого – самое лучшее лекарство.

Таким образом, на нашу способность видеть, слышать, чувствовать влияют многие привычные нам вещи: свет и темнота, лекарства, алкоголь. Садясь за руль автомобиля, необходимо это учитывать, чтобы избежать опасных ситуаций и ДТП.

Рис.3.

Ощущение и восприятие являются процессами чувственного познания окружающей действительности. Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Об ощущении в психологии говорят, когда человек отдает себе отчет в том, что какой-то сигнал поступил на его органы чувств. Элементарное изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других органов чувств, психологически осознается нами в виде ощущения. Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ – обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятии. В основе классификации восприятий по видам, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Можно выделить разные виды восприятия и по степени целенаправленности наших действий восприятия. Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью, восприятие направляется внешними обстоятельствами. Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.

Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание лекции, просмотр учебника и т.д. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность, а может выступать и как относительно самостоятельная деятельность в форме наблюдения.

Наблюдениепредставляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие с какой-либо целью. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи (пространство; время; движение).

Рис.4.

Восприятие трехмерного пространства обеспечивается работой вестибулярного аппарата, аппарата бинокулярного зрения, а также влияние прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях – приводить к возникновению иллюзий восприятия, рассмотренных дальше.Восприятие пространства включает не только восприятие глубины, но и восприятие взаимного расположения предметов. Воспринимаемое нами пространство никогда не носит симметричного характера; оно всегда асимметрично. Одни предметы расположены от нас сверху, другие – внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа, другие – слева. В условиях, когда мы можем опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), ориентировка в пространстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется, ориентировка резко затрудняется. Каждый хорошо знает, как легко теряется пространственная ориентировка, например, в условиях загородного шоссе или у засыпающего в полной темноте человека. Для обеспечения ориентировки в асимметричном пространстве нужны добавочные механизмы, прежде всего, выделение «ведущей» правой руки. Человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства в системе абстрактных пространственных обозначений «правое-левое».В восприятии времени различают: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности. Наиболее простыми формами оценок времени являются процессы восприятия длительности. В основе этих процессов лежат «биологические часы» организма. К ним относятся ритмические процессы и циклические явления: биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов – ритмику появления голода, смены сна и бодрствования и т.п.Восприятие времени опирается на вырабатываемые человеком эталоны оценки времени: секунды, минуты, часы. Точность такого опосредованного восприятия времени может повышаться благодаря упражнениям, в ходе которых человек сравнивает промежутки времени. От оценки коротких интервалов времени следует отличать оценку длительных отрезков времени (время дня, время года и т.п.) Эта форма оценки является более сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования времени.Восприятие временной последовательности опирается на установление последовательности событий во времени на основе причинных зависимостей между событиями: до начала движения, после остановки и так далее.

Исследованиями установлено, что чем человек точнее воспринимает небольшие интервалы времени, особенно микроинтервалы порядка сотых долей секунды, тем он в большей степени обладает потенциальными возможностями, более точно рассчитывает и соразмеряет свои действия во времени и производит их с большей быстротой. Неточная оценка водителем временного интервала при управлении автотранспортом приводит к ошибочным действиям. Наиболее опасна переоценка (завышение) интервалов времени при маневрировании в сложных условиях дорожного движения.

Восприятие движения – очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Мы воспринимаем движение предмета вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Восприятие движения в глубину пространства возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза.Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы можем воспринимать одновременно движение в двух противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате видно по перемещению секундной стрелки).

Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений точно выполнять их невозможно.

Косвенные признаки могут создавать опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычное для покоящегося тела положение частей фигуры, наклонное положение, меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество других «кинетических признаков».Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

Восприятие не всегда бывает абсолютно истинным, соответствующим внешней реальности. Одна из наиболее известных форм искажений – иллюзии, или обманы чувств. Иллюзии восприятия (от лат. illusio – ошибка, заблуждение) – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.

Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.), но мы подробнее рассмотрим иллюзии зрительного восприятия как наиболее вероятные источники ДТП. Например, при определении интенсивности света:

1. Слабый источник света может казаться чрезвычайно ярким ночью, особенно если близко не имеются никаких других огней.

2. Подобно тому, как визуальная система неправильно оценивает размер и расстояние до неизвестного объекта, она может переоценить истинный блеск любого источника света на объекте.

3. Интенсивное световое излучение, попадающее на сетчатку, создает визуальное изображения очень яркого объекта большим по размеру, чем он должен быть.

При определении размеров предметов и удаленности от них:

1. Яркоокрашенные объекты воспринимаются ближе, чем темноокрашенные. Ночью яркие объекты кажутся находящимися ближе их истинного положения.

2. Днем на оценку расстояния определенное влияние оказывает Солнце: если наблюдатель стоит лицом к Солнцу, то расстояние кажется меньше истинного, спиной – больше истинного.

3. По мере перемещения любого предмета к горизонту (т.е. удаления от наблюдателя) уменьшаются его угловые размеры. Если же какой-то предмет перемещается к горизонту и при этом сохраняет неизменными свои размеры, то создается впечатление, что этот предмет становится все больше. (На этом эффекте основаны наблюдения «большой» Луны на горизонте.)

4. Визуальная система имеет тенденцию воспринимать неподвижный точечный источник света на однородном фоне как хаотически перемещающийся. Этот эффект называется автокинетическим движением.

 

Рис.5.

Первая особенность развития нового навыка заключается в крутом подъеме кривой в начале обучения, затем этот подъем замедляется и иногда становится на длительный срок незначительным. Вторая особенность хода развития навыка – это временные задержки в увеличении его продуктивности. На кривой упражнения эта задержка проявляется в виде плато. Оно выражает моменты внутренней перестройки навыка, переход к выполнению его более совершенными приемами. Третья особенность хода развития навыка – его неравномерность, появление периодов временного ухудшения его продуктивности. Временные снижения – общее правило развития всех навыков, которые могут вызываться многими причинами.

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций водитель должен проехать за рулем автомобиля около 100 тыс. км. На это требуется от 5 до 10 лет стажа управления автомобилем.

Развивающиеся навыки всегда взаимодействуют с уже имеющимися. Облегчение или затруднение в усвоении нового навыка в результате его взаимодействия с уже ранее сформировавшимся называется переносом навыков (положительным или отрицательным). В результате ряда положительных переносов получается гибкий навык. Так, те, кто занимался систематически и достаточно продолжительное время любыми видами двигательной активности (спортом, танцами, боевыми искусствами и т.д.) легче обучаются управлению автомобилем.

Тесно связано с понятием навыка представление об умениях человека. Умение – это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Навыки и умения, сформированные в процессе ознакомительных, пробных и основных упражнений, продолжают совершенствоваться на практике, конечным результатом такого процесса выступает мастерство. Мастерство – это высший уровень развития умений и конечная желаемая цель обучения. Именно мастерство в управлении автомобилем обеспечивает его высокую надежность и безопасность.

 

Рис.6.

Выделяют несколько стилей принятия решений.

– Инертный стиль – процесс поиска и генерации новых вариантов решения протекает очень вяло, неуверенно и крайне осторожно. Каждая альтернатива ставится под сомнение и оценивается предвзято и сверхкритично. Любая новая идея сразу же подвергается тщательному анализу, жесткой критике и бесконечным уточнениям

– Осторожный стиль – более мягкий вариант инертного стиля, характеризуется тем, что человек прилагает большие усилия по сбору необходимой информации, тщательно и критично оценивает все альтернативы.

– Уравновешенный стиль – характерна достаточно высокая активность человека по выявлению разных альтернатив, а также серьезное внимание уделяется критике альтернатив, их анализу и коррекции. Считается, что подобный стиль позволяет вырабатывать наиболее удачные и обоснованные решения.

– Рискованный стиль – человек быстрее и легче придумывает, предлагает различные варианты альтернатив, идеи, чем обдумывает их, т.е. проводит анализ и «взвешивание». Причем в процессе анализа альтернатив основное внимание уделяется их преимуществам и ожидаемому «выигрышу», а возможные потери и связанный с ними риск недооцениваются.

– Импульсивный стиль – человек очень легко и быстро придумывает новые идеи, генерирует всевозможные варианты решения, однако не утруждает себя необходимым анализом альтернатив, который может вообще отсутствовать. Принимаемые решения в высшей степени рискованны, наименее обоснованы и часто приводят к необратимым последствиям

Незнание основных правил принятия решений, недооценка опасности наряду со склонностью к риску является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП.

Рис.7.

Все эмоции могут быть разделены на положительные (стенические) и отрицательные (астенические). К первым относятся те, которые способствуют душевному подъему, дают человеку энергию, усиливают волевую активность. Вторая группа эмоций ослабляет волю, снижает активность, предрасполагает к пассивно-оборонительным действиям, ухудшает организацию поведения.

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Одна из существенных функцийаффекта состоит в том, что он представляет собой закрепившиеся в эволюции стереотипные действия, способ «аварийного» разрешения опасных ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.

Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями.

Фрустрация – реакция человека на невозможность (реальную или воображаемую человеком) достичь своей цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией. Эмоциональная реакция на фрустрацию зависит также и от времени, когда произошло то или иное значимое для субъекта, событие. Так, по утверждению Ханта, фрустрация, относимая к прошлому, вызывает страх, к настоящему – гнев, к будущему – печаль. Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека.

Высшие чувства. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства. В основе чувств лежат, прежде всего, потребности, связанные с отношениями между людьми. Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

 

Рис.8.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению срывов и конфликтов.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. С трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов.

Существуют разные пути приспособления темперамента к требованиям деятельности, например, при управлении транспортным средством. Основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Сангвиники обладают быстрой реакцией, легко и быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за падения интереса. Особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению.

Люди, отличающиеся слабой нервной системой – меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Меланхолики отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале.

Флегматики не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальность в соблюдении однажды принятого порядка.

Холерики имеют то достоинство, что могут сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Холерики демонстрируют пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают проявления индивидуальности.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительностьэто сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Впечатлительный человек дольше помнит разные воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Сила реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональностьэто скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный индивид – это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожность проявляется в эмоциональных переживаниях: беспокойстве, боязни, опасениях, страхе. Тревожному человеку кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для его «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Зная свои показатели свойств нервной системы, особенности темперамента, важно прогнозировать свое поведение при вождении автомобиля и при необходимости вырабатывать такой индивидуальный стиль вождения, который компенсировал бы недостатки присущие каждому темпераменту.

 

§ 1.5.2. Возраст и пол водителя – спорные вопросы

Влияние возраста водителя на безопасность его труда изучалось еще в 20-е годы ХХ века. Было установлено, что ДТП, чаще всего, возникают у водителей в возрасте от 20 до 25 лет, а затем с увеличением возраста вплоть до 60 лет (и даже до 66) такие случаи бывают реже. Большое число происшествий у молодых водителей объяснялось тем, что они недооценивают опасности св



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.057 с.)