Иерархия и церковное управление. Выдающиеся патриархи в XV-XIX веках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иерархия и церковное управление. Выдающиеся патриархи в XV-XIX веках.



 Следует указать на наиболее выдающихся Константинопольских патриархов того времени: Геннадия Схолария, Максима, Иеремию I, Иеремию II, Кирилла Лукариса.

1. Геннадий Схоларий. Геннадий (в миру Георгий) Схоларий (1454-1456 гг.) был первым Константинопольским патриархом при турецком владычестве. Ещё до своего избрания на патриарший престол он был известной личностью среди греков. При императоре Иоанне Палеологе (1425-1448 гг.) Геннадий занимал должности сначала вселенского учителя, т.е. главного начальника и профессора высшей Константинопольской школы, а потом члена Верховного Совета и государственного судьи. В 1437 году он, как лицо, приближенное к императору, участвовал в работе Ферраро-флорентийского собора, проводя политику примирения. Но когда его заботы о примирении оказались напрасными, и латиняне продолжали настаивать на унии с целью подчинения Восточной Церкви Риму, Геннадий тайно уехал в Венецию и таким образом не подписался под актом об унии. По возвращении на Восток он вместе с Марком Ефесским выступал против унии, а после смерти Марка стал во главе ревнителей православия. Оставив государственную службу и приняв монашество, он всего себя посвятил борьбе с латинянами: писал опровержения на их сочинения, распространял также их в народе и т.п. Ученость, благочестие и ревность к вере Геннадия обратили на него внимание всех греков в тяжелое для них время завоевания турками Константинополя, и они единодушно выбрали его на патриаршую кафедру. Махмет II не только одобрил избрание Геннадия и признал его в сане патриарха, но оказывал ему и своё расположение и даже уважал его за личные достоинства. Он посетил Геннадия в его патриархии, беседовал с ним о религиозных вопросах и просил его сделать письменное изложение христианского вероучения, что тот и сделал. О церковно-административной деятельности Геннадия сохранилось немного сведений, но несомненно, что заняв патриаршую кафедру, он делал на благо Церкви все, что только возможно было в то тяжелое время. Так, 148 например, известно, что заботясь об изыскании средств на благоустройстве разоренных и опустошенных храмов, он вошел в сношения с Русской Церковью и исходатайствовал от Русского правительства денежную помощь. Геннадий, с разрешения султана, устроил новую патриаршую резиденцию ближе к центру города, при храме Всеблаженной, куда и переселился со своим клиром. Для просвещения народа Геннадий основал при своей патриархии «патриаршую школу», которая готовила будущих пастырей. Наконец, он заявил о себе как о ревностном борце за искоренение давнего в греческой церкви зла – симонии. Патриаршествование Геннадия продолжалось только два года. В 1456 году он отказался от патриаршей кафедры, как полагают, по болезни, и, поселившись сначала на Афоне, а потом в одном монастыре, в скором времени там и умер. Год его смерти точно не известен. Греческая Церковь причислила этого достойнейшего патриарха к лику святых.

2. Максим. Максим (1476-1482 гг.) был прозван современниками за образованность философом. Действительно, он отличался большим образованием и замечательным даром красноречия. Вместе с тем, это был глубоко благочестивый пастырь. В период его правления Церковь наслаждалась спокойствием, поэтому всю свою заботливость он обратил на нравственное просвещение своих пасомых и средством для этого избрал главным образом проповедь. Каждый воскресный и праздничный день Максим говорил проповеди как в патриархии, так и в других церквах и завоевал любовь у паствы. Мехмет II относился к этому патриарху, как некогда к Геннадию, с уважением. По его предложению Максим перевел на турецкий язык символ веры и написал к нему комментарий. Греческая Церковь причислила и этого патриарха к лику святых.

3. Иеремия I. Иеремия I (1520-1545 гг.), отличавшийся мудростью в управлении и заботливостью о благе Церкви, пользовался большим уважением и любовью своих пасомых. Но вместе с тем ему пришлось испытать и много огорчений от происков клириков и монахов. В 1522 году Иеремия отправился в Иерусалим на богомолье. На пути некоторые из клириков восстали на своего патриарха, возвратились в Константинополь и привлекли на свою сторону некоторых епископов и знатных греков. Это был подарок султану, ему представился случай лицезреть раскол среди христиан. На место Иеремии поставили Иоанникия. Иеремия, узнав об этом, собрал в Иерусалиме вместе с патриархами Иерусалимским, Антиохийским и Александрийским собор, на котором отлучили от Церкви Иоанникия и его приверженцев. Затем он возвратился в Константинополь. Народ, не хотевший знать Иоанникия, встретил Иеремию как истинного пастыря и отца и выхлопотал у султана Солимана I его восстановление. При этом Иеремия заявил о себе с самой лучшей стороны. Когда визирь потребовал за его восстановление 500 червонцев пескезия, он решился отказаться от патриаршества совсем и только после настоятельных просьб народа позволил внести за себя требуемую сумму. Утвердившись на кафедре, Иеремия с обычным своим благоразумием принялся за управление Церковью. Особым предметом его заботливости было устройство и украшение храмов. Его трудом здание резиденции Константинопольской патриархии было благоустроено. В патриаршествование Иеремии были истреблены пожаром султанские фирманы, которыми определялись права и положение Церкви и её клира под турецким владычеством. Как полагают, пожар уничтожил и самый важный фирман, данный Мехметом II патриарху Геннадию. Воспользовавшись этим обстоятельством, фанатичные улемы и муллы решили ограничить права христиан, в особенности предоставленное им право иметь храмы и свободно совершать в них свое богослужение. Слух об этом замысле произвел большое волнение среди христианского населения Константинополя. Иеремия понимал, какое великое бедствие постигло бы Церковь, если бы замысел улемов осуществился, и потому направил все усилия на получение нового султанского фирмана, подтверждающего все права, которые были предоставлены христианам утраченными фирманами. Благодаря его энергии и большим суммам денег, розданным визирю и другим приближенным султана, его усилия увенчались успехом – фирман был выдан, и христианское население Константинополя успокоилось.

4. Кирилл Лукарис. Кирилл Лукарис (1621-1638 гг.) был воспитанником знаменитого Александрийского патриарха Мелетия Пигаса (умершего в 1601 году), который дал ему прекрасное первоначальное образование в Венецианском Греческом коллегиуме и затем Падуанском университете. По окончании учебы Лукарис принял монашество и вскоре вступил на поприще церковной деятельности. Став экзархом, по поручению Мелетия он ездил в Западную Россию и поддерживал здесь православное население в борьбе с латинянами, которые вели борьбу за унию. На Брестском соборе (1596 г.), провозгласившем унию, Кирилл был в числе главных защитников православия, подвергшись преследованиям со стороны латинян и униатов, и был вынужден спасать свою жизнь бегством. Позже Кирилл предпринял путешествие в западноевропейские страны для изучения иностранных вероисповеданий. В 1600 году, по поручению того же Мелетия, Кирилл во второй раз отправился в Западную Россию для устройства церковных дел. После смерти Мелетия, согласно его завещанию, Кирилл в 1602 году был возведен на патриаршую Александрийскую кафедру. Около двадцати лет он был Александрийским патриархом и своим мудрым управлением завоевал в это время глубокое уважение не только в своем, но и в Константинопольском патриархате. В Константинопольской Церкви без его участия не решался ни один важный вопрос (например, избрание патриархов). В 1612 году Константинопольская Церковь, оставаясь без патриарха, предложила ему даже управление патриархатом, и Кирилл более года управлял им в звании местоблюстителя. В 1621 году после смерти Константинопольского патриарха Тимофея II он единодушно был избран на Константинопольскую кафедру. Для Кирилла теперь наступила пора самой живой деятельности и вместе с тем пора трудностей. Главной его заботой было ограждение православия от латинской пропаганды. В борьбе с иезуитами он провел все свое патриаршество, пять раз возводился на патриарший престол и четыре раза низводился и, наконец, в 1638 году предан был смерти турецким правительством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.006 с.)