Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Основные категории научной картины мира.
В результате смены теорий меняется наше понимание Вселенной. В истории науки можно выделить 3 научных революции, которые привели к складыванию определенных картин мира. Первая, аристотелевская, произошла тогда, когда впервые появились определенные нормы и образцы научного знания. Для аристотелевской картины мира было характерно представление о Земле как центре мироздания, мир объяснялся умозрительно (они больше выдумывали, изобретали, чем изучали). Вторая – ньютоновская. Наука этого времени стала ориентироваться на эксперимент, а основой для объяснения мира стала классическая механика. Третья – эйнштейновская. Характерен анти-механицизм: с точки зрения современных естественнонаучных представлений, Вселенная представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Вопрос 3. Наука, ее признаки и роль в современном мире. Современная научная картина мира. НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. Философское познание – это особая форма духовного опыта человека. По природе своей философии присуще стремление к синтезу всех иных форм познавательной деятельности. Признаки науки. Во-первых, эта универсальность обусловлена разнообразием духовных и практических потребностей человека. Во-вторых, это связано с многообразием практического отношения человека к миру, спецификой различных форм практики. В-третьих, богатство форм познания мира заложено в самой природе человеческого способа отражения мира, в наличии мозга как высокоразвитого органа мышления. Для современного человека основной формой (способом) познавательной деятельности человека является научное познание. Роль науки в современном мире. Наука есть мировоззренческая сила. Достоверные знания являются важнейшим инструментом и способом теоретического объяснения человеком окружающего мира и самого себя в нем. По выражению М.Вебера, наука есть «расколдовывание мира» и внесение ясности в головы людей. Наука — это и производительная сила. Она закладывает необходимые предпосылки для изготовления человеком орудий труда и техники. Без науки была бы невозможна промышленность, создание разнообразных технологий по производству нужных человеку вещей.
Наука является и активной социальной силой. Это означает, во-первых, что ее развитие способствует крупным изменениям в социальной структуре общества. Современная естественнонаучная картина мира. Можно выделить следующие открытия в естествознании, которые привели к научным революциям в XX веке. 1. Астрономия: модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной. 2. Геология: тектоника литосферных плит. 3. Физика: смещение точки отсчета от матери к энергии и от вещества к полю. 4. Теория относительности: относительность пространства и времени. 5. Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм. 6. Синергетика: становление новых структур в неживой природе. 7. Биология: модели происхождения жизни. 8. Генетика: механизм воспроизводства жизни. 9. Экология: взаимодействие живого со средой. 10. Этология: формы поведения организмов. 11. Социобиология: соотношение естественного и социального. 12. Кибернетика: управление в неживой и живой природе. 13. Психоанализ: роль бессознательного в человеческой психике.
Тема 14. Философия и религия. Вопрос 1. Особенности религии, ее происхождение и функции. Слово «религия» происходит от латинского «благочестие», «святыня». Особенности религии. Религия основывается на вере и соответствующих действиях (культах). Религия - это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное и священное. Религия - один из социально-исторических типов мировоззрения. Религия является одной из основных форм духовной культуры человечества. Она тесно связана с другими ее основными формами - такими как мифология, философия, искусство. Выделяют различные концепции религии: духовно-теологическую, культурно-социологическую, психологическую, подчеркивая соответственно духовную, социальную и психологическую составляющую религии. Происхождение религии. Религия такой, какой представляют её современные люди, возникла не сразу. Предварительно религия прошла через следующие формы:
Тотемизм (фетишизм, идолопоклонство) - архаическая форма религии, основанная на отождествлении богов с какими-то предметами (вещами, животными, растениями или их изображениями). Пантеизм - отождествление Бога с природой, материальной Вселенной. Теизм - учение о Боге как творце мира, который создал его и продолжает управлять его бытием и изменением. Деизм - представление, согласно которому Бог создал мир, но после творения не вмешивается в ход происходящих в мире процессов. Атеизм - убежденность в том, что Бог как высшее существо, творец и властитель мира не существует, а идея Бога есть плод человеческого воображения. Объединяют все религии функции, которые они выполняют в обществе: 1. Онтологическая - религия дает ответ на вопрос, каково происхождение и устройство мира, подчеркивает значение законов природы, которые установил Бог. 2. Гносеологическая - религия ориентирует на то, что человек способен познать мир, потому что создан по образу и подобию Творца. 3. Регулятивная – заключается в поддержании и усилении действий принятых в обществе социальных норм поведения, осуществлении социального контроля. 4. Смыслообразующая - религия помогает понять смысл и перспективу человеческой жизни. 5. Культурологическая - религия способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру. 6. Психологическая - религия имеет значение для преодоления страха смерти, она утешает слабых, помогает им пережить страдание и горе, служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни. 7. Этическая - религия выполняет важную нравственную миссию. 8. Социально-консолидирующая – общая вера делает людей единомышленниками. 9. Духовная (по отношению к культуре). 10. Коммуникативная - состоит в особой форме общения священнослужителей (от имени Бога) с верующими и верующих между собой
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.009 с.) |