Обращение и знаки препинания при нём (8 класс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращение и знаки препинания при нём (8 класс)



Обращение и знаки препинания при нём (8 класс)

Автор урока: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования»

Цель:  расширение и обобщение знаний учащихся об обращении.

Задачи:

- повторить и расширить знания учащихся об обращении, полученные на уроках русского языка в 5 классе;

- показать роль обращения в речи, раскрыть его стилистические особенности;

- формировать умение находить обращения в предложении, тексте, правильно расставлять знаки препинания при них;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

- развивать монологическую речь учащихся, учить выразительно читать и правильно интонировать предложения с обращениями, употреблять их с учётом речевой ситуации;

- воспитывать уважение к русскому языку, литературе, любовь к родному краю.

Оборудование:

- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014;

- таблица «Знаки препинания при обращении»;

- карточки с заданиями для учащихся составленные на материале произведений С. А. Есенина;

- Толковый словарь С. И. Ожегова;

- репродукции картин «Весна. Ручей в лесу», «Дорожка», «Сенокос», «Черёмуха» И. И. Левитана.

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой учащихся на работу на уроке.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Он будет построен на произведениях Сергея Александровича Есенина. Основной темой творчества С. А. Есенина является тема Родины, родной природы. Сам поэт признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Действительно, всё творчество Сергея Есенина проникнуто горячей любовью к родине. Родина в стихах Есенина неотделима от русской природы. Сегодня мы с вами ещё раз убедимся в этом, вспомнив поэтические строки С. А. Есенина. Слайд 1.

Этап актуализации знаний. Слайд 2.

- Ребята! А сейчас давайте вместе попробуем определить тему урока. Посмотрите на следующие характеристики и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить:

- называет того, к кому обращаются с речью;

- имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией;

- не является членом предложения;

- может стоять в начале, середине или в конце предложения;

- на письме всегда выделяется запятыми, в особых случаях - восклицательным знаком.

Учащиеся определяют тему урока.

- Совершенно верно, ребята, сегодня мы с вами будем говорить об обращении. Запишите в тетрадях дату и тему урока «Обращение и знаки препинания при нём».

Этап целеполагания. Слайд 3.

- Ребята! С обращением мы с вами знакомились в 5 классе. В начале урока мы вспомнили, что вам уже известно об обращении. Какие цели вы для себя ставите на уроке?

Используется приём «Незаконченное предложение».

Учащимся предлагается закончить предложение:

- Сегодня на уроке я хочу узнать/обобщить/научиться ….

Несколько учащихся высказываются, читают получившиеся предложения (по желанию).

Знакомство с новым учебным материалом.

Работа с учебником.

- А сейчас, ребята, давайте обратимся к учебнику.

Чтение параграфа учебника «Обращение и знаки препинания при нём».

 Какую новую информацию об обращении вы узнали?

Учащиеся отмечают новые сведения (особенности) обращений:

- обращение может быть распространённым;

- междометие О, частицы АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, не отделяются от них запятой.

Работа по таблице «Знаки препинания при обращении». Слайд 4.

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим постановку знаков препинания при обращении, в том числе и трудные случаи.

Слайды 9-12.

    

             И. И. Левитан                                       И. И. Левитан

         «Весна. Ручей в лесу»                              «Дорожка»

И. И. Левитан «Сенокос»

И. И. Левитан «Черёмуха»

- Особое место в творчестве Сергея Есенина занимают стихи, обращённые к матери. У каждого человека мать ассоциируется с родным домом. Для Есенина мать является олицетворением родного дома, его Родины. Давайте вспомним эти стихотворения. Слайд 13.

Карточка 3. Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, найдите в них обращения, выразительно прочитайте предложения, правильно интонируя обращения.  1. Разбуди меня завтра рано О моя т…рпеливая мать! 2. Ты жива ещё моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! 3. Милая  добрая  старая  нежная С думами грус…ными ты (не) дружись. 4. Н…чего родная! Успокойся. Это только тягос…ная бредь.

- Как обращается поэт к матери? Словами каких частей речи выражено обращение? Какую роль выполняют обращения в приведённых примерах?

Учащиеся высказывают своё мнение, говорят о том, что С. А. Есенин с заботой и вниманием относится к матери, ласково обращается к ней. Использованные  обращения передают отношение поэта к матери. Также учащиеся делают вывод, что обращение может быть выражено не только именем существительным, но и именем прилагательным.

 

Обращение и знаки препинания при нём (8 класс)

Автор урока: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГОУ РК «Республиканский центр образования»

Цель:  расширение и обобщение знаний учащихся об обращении.

Задачи:

- повторить и расширить знания учащихся об обращении, полученные на уроках русского языка в 5 классе;

- показать роль обращения в речи, раскрыть его стилистические особенности;

- формировать умение находить обращения в предложении, тексте, правильно расставлять знаки препинания при них;

- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

- развивать монологическую речь учащихся, учить выразительно читать и правильно интонировать предложения с обращениями, употреблять их с учётом речевой ситуации;

- воспитывать уважение к русскому языку, литературе, любовь к родному краю.

Оборудование:

- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014;

- таблица «Знаки препинания при обращении»;

- карточки с заданиями для учащихся составленные на материале произведений С. А. Есенина;

- Толковый словарь С. И. Ожегова;

- репродукции картин «Весна. Ручей в лесу», «Дорожка», «Сенокос», «Черёмуха» И. И. Левитана.

Ход урока:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.014 с.)